Росатом: Факты искажены, выводы некорректны
Дата: 04/06/2012
Тема: Геополитика


А.М.Локшин – Б.И.Нигматулину: Госкорпорация «Росатом» рассмотрела Ваше обращение по анализу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике от 12.05.2010. Направляю комментарии к положениям резюме Вашего анализа.


                                                              КОММЕНТАРИИ

Госкорпорации «Росатом» к положениям резюме анализа основных разделов «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике» от 12.05.2010 г.

Финансово-экономический раздел

1.    Всё соглашение по АЭС «Аккую» выполняется без финансовых обязательств Турецкой Республики.

Данное утверждение не соответствует действительности. Турецкая сторона имеет закрепленные финансовые обязательства по гарантированному приобретению генерируемой электроэнергии АЭС, что в среднем составляет порядка 1,5-1,7 млрд. долл. в год (ок. 50% выручки проекта) закрепленных финансовых обязательств. Кроме того, в случае вхождения в капитал проекта турецких компаний (в соответствии с условиями МПС в проекте допускается участие инвесторов Турции или третьих стран до 49%) обязательства по финансированию проекта будут перераспределены пропорционально доле владения.

2.    Финансирование проекта проводится исключительно за счет средств Проектной компании. Все затраты на строительство АЭС будет оплачивать российский бюджет. При этом свыше половины финансирования получат турецкие компании.

Допущение о полном финансировании проекта за счет средств федерального бюджета Российской Федерации является некорректным. Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных и заемных средств Проектной компании - 100% собственника АЭС и производимой электроэнергии.

На сегодняшний день государственная поддержка финансирования проекта составила 21 872 млн. руб., что составляет 5% стоимости проекта.

МПС по проекту определено, что ЗАО «Атомстройэкспорт» (100% российская компания) является генеральным подрядчиком по проекту. Подбор субподрядчиков для реализации проекта будет осуществляться в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации «Росатом» на основе публичных конкурсных процедур и руководствуясь принципом максимизации экономической эффективности. Положение п. 4 ст. 6 МПС «Стороны соглашаются с тем, что турецкие компании широко привлекаются АСЭ в качестве участников...» не содержит обязательств ни по безусловному привлечению турецких субподрядчиков, ни по объемам контрактации.

3.   Нет данных по гарантированному электросбыту мощностей. АЭС вблизи курортной зоны Анталия, там нет и не предвидится крупных потребителей электроэнергии с базовым графиком нагрузки.

В соответствии с МПС гарантированный объем приобретаемой турецкой стороной составляет 50% от общего объема электроэнергии, вырабатываемой АЭС. Существующие генерирующие мощности в Турции на сегодняшний день не покрывают все потребности в электроэнергии, с учетом графика выбытия ввод новых мощностей является критичным для обеспечения бесперебойных поставок электроэнергии. При этом Турция рассматривает АЭС как ключевой источник системного покрытия нарастающего энергодифицита. В том числе, в 2011 г. турецкое правительство заявило о планах запуска как минимум еще одного аналогичного проекта сооружения АЭС в Турции.

В настоящее время турецкая государственная компания ТЕИАШ разрабатывает 10-летний план развития электросетевой инфраструктуры с учетом схемы выдачи мощности АЭС «Аккую». Представители АО «АЭС Аккую» и ОАО «Интер РАО ЕЭС» принимают активное участие в данной работе в части необходимости учета в плане развития АЭС «Аккую». Представители ТЕИАШ подтверждают обязательства по сооружению электросетевой инфраструктуры схемы выдачи мощности АЭС «Аккую» в полном объеме за один год до момента ввода в работу первого агрегата АЭС «Аккую».

Кроме того, в настоящее время ведется работа по подготовке соглашения между ПК и «ТЕ1А$» по закреплению обязательств по финансированию и сооружению необходимой электросетевой инфраструктуры СВМ АЭС «Аккую» за турецкой стороной.

4.   Граждане Турецкой республики бесплатно обучаются и широко привлекаются для целей эксплуатации АЭС.

Практика подготовки кадров и обучения местного населения реализуется всеми основными игроками на рынке сооружения АЭС. Обучение является одним из основных инструментов формирования благоприятной среды для реализации проекта сооружения АЭС. Помимо турецких граждан Госкорпорация «Росатом» осуществляет обучение студентов из Вьетнама, Бангладеш, других стран, где реализуются проекты сооружения АЭС.

Обучение турецких студентов осуществляется в соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации, ежегодно устанавливающих единый порядок определения квот на бесплатное обучение. В том числе, квоты по обучению иностранных граждан на 2012 год установлены Протоколом заседания Межведомственного совета по делам иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации, от 19.12.2011 г

5.   Поставка топлива на АЭС, включая стоимость доставки, физзащиты и т.д. полностью оплачивается Проектной компанией, но так как она не располагает собственными средствами, то это будут средства российского бюджета.

Данная информация не соответствует действительности. Стандартной практикой для сооружения АЭС за рубежом по российской технологии ВВЭР является включение стоимости первой загрузки топлива в цену основного контракта. Оплата поставок топлива по контрактам, заключаемым после энергетического пуска объекта, обеспечиваются за счет поступлений от продажи электроэнергии на этапе эксплуатации АЭС.

6.   В принятой схеме возврата средств цена на электроэнергию - 12,35 центов США за кВт.ч зафиксирована минимум на 25 лет. Не учитывается инфляция, эскалация цен, изменения курса валют и т. д.

Основной задачей фиксации цены на электроэнергию в МПС является гарантированный возврат инвестиций в проект. Базовые параметры фиксированной цены и объемов в рамках Соглашения о гарантированной продаже электроэнергии определены исходя из расчетов гарантированной сроков окупаемости проекта. При этом цена зафиксирована на 15 лет и для 50% производимой электроэнергии, остальное реализуется на свободном рынке.

7.   Проектная компания предоставляет ТЕТАШ информацию о помесячном количестве электроэнергии, вырабатываемом всеми блоками АЭС на протяжении всего периода действия Соглашения о покупке электроэнергии.

В соответствии с п.2 со статьей 10 МПС Проектная компания имеет право ежегодно уточнять объем производства электроэнергии с учетом актуальной информации по ремонтам генерирующего и вспомогательного, электросетевого и прочего оборудования.

8.   В случае банкротства Проектной компании российская сторона назначает преемника Проектной компании, который должен обладать всеми необходимыми компетенциями и финансовыми возможностями.

Вероятность банкротства Проектной компании с учетом схемы реализации проекта является гипотетической. В случае несостоятельности Проектной компании порядок реализации обязательств Сторон по МПС будет определяться отдельно на межгосударственном уровне.

9.   По истечении срока действия Соглашения о покупке электроэнергии Проектная компания обязуется отдавать турецкой стороне 20% чистой прибыли в течение всего срока эксплуатации АЭС. Так турецкая сторона оценила долю стоимости пустой земли под АЭС в общей стоимости АЭС.

Данное утверждение является некорректным. Турецкая сторона взяла на себя обязательства по бесплатному выделен^земли, а также по гарантированной покупке 50% электроэнергии вырабатываемой АЭС «Аккую» и, таким образом, возврату инвестиций в проект.

10.           Проектная компания несет ответственность за вывод из эксплуатации АЭС и обращение с отходами. Объем работ по выводу из эксплуатации в Соглашении никак не прописан.

Вывод из эксплуатации будет осуществляться в полном соответствии с международными нормами и законодательством Турецкой Республики

Отчисления в резервы осуществляются в соответствии с правилами, предусмотренными для любой организации эксплуатирующей АЭС.

11.           Отсутствует статья о форс-мажорных обстоятельствах, а также не прописано положение о невозможности национализации Проектной компании.

В преамбуле МПС обозначено двустороннее применение порядка защиты иностранных инвестиций. В соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 15.12.1997 к проекту применимы все международные нормы о недопустимости экспроприации или национализации или мер равносильных экспроприации или национализации, механизмы защиты интересов иностранных инвесторов, в случае применения к ним дискриминационных мер.

Раздел безопасность

1.              Особенности контрактного соглашения делают АЭС «Аккую» уникальной: т.к. она находится под юрисдикцией турецкой стороны, а сама АЭС является российской. Надо иметь в виду, что АЭС - не какой-то супермаркет, производство ширпотреба или даже ТЭС, имеющих короткий цикл окупаемости, и для которых иногда применяется схема «строй, владей и эксплуатируй». АЭС - это опасное производство, связанное с радиационными и ядерными рисками.

Генеральный контракт на строительство АЭС «Аккую» в настоящее время находится в стадии разработки, поэтому тезис о его особенностях является нерелевантным. Госкорпорация «Росатом» обладает более чем 50-летним опытом сооружения, владения и эксплуатации объектов атомной генерации, в ходе которого накоплены необходимые компетенции для ответственного управления и реализации подобных проектов.

2.              Все обязательства по страхованию рисков эксплуатации АЭС берет на себя Проектная компания. Сама Проектная компания наверняка не сможет покрыть этот ущерб, поэтому покрывать его будет российский бюджет.

В соответствии со статьей 16 МПС ответственность в отношении третьей стороны за ядерный ущерб, которая может возникнуть в связи с сотрудничеством, предусмотренным МПС, будет регулироваться в соответствии с международными соглашениями и инструментами, в которых Турция является или будет участником, и законами и нормами Турции. В настоящее время Турция является участником Парижской конвенции об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии от 29.07.1960 и Совместного протокола в отношении применения Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21.05.1963 и Парижской конвенции от 21.09.1988. Кроме того, Турция подписала, но пока не ратифицировала Протокол о внесении изменений в Парижскую конвенцию от 12.02.2004. Таким образом, Проектная компания будет обеспечивать эксплуатацию ядерной установки и страхование рисков, связанных с эксплуатацией АЭС, в полном соответствии с положениями Парижской конвенции и нормами турецкого законодательства, без привлечения средств российского бюджета.

3.   За благонадежность всего персонала АЭС, включая турецкий контингент, отвечает Проектная компания.

При отборе сотрудников для приема на работу в Проектную компанию кандидаты проходят жесткий конкурентный отбор в соответствии с лучшей мировой и российской практикой. В Проектной компании сформирована и работает на постоянной основе внутренняя служба безопасности.

4.   Физическая защита включена в зону ответственности Проектной компании.

В соответствии с п. 2.2. статьи 15 МПС обеспечиваются меры физической защиты в соответствии с законодательством Турции не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ (регулируется документом INFCIRC/225/Rev.4 «Физическая защита ядерного материала и ядерных установок»).

5.   На российских АЭС имеется специализированная охрана, все сотрудники проверяются соответствующими спецслужбами. Непонятно, как это будет организовано на турецкой территории в соответствии с турецкими законами, и например, в отношении турецких граждан. По российским нормам запрещен пролет самолетов над атомными станциями. Кто будет устанавливать ограничения по пролету самолетов над АЭС «Аккую» и осуществлять меры по ПВО, которые действуют для всех отечественных АЭС?

МПС ратифицировано обеими сторонами, проект реализуется в соответствии с применимыми нормами международного регулирования в области атомной энергетики, действующего законодательства Российской Федерации и Турецкой Республики в соответствии с установленными правилами и порядком. По итогам 2011 г. по согласованию с турецкими властями для охраны территории площадки Аккую и охраны сотрудников Проектной компании на постоянной основе работает вооруженная охрана.

6.   Все проблемы с местным населением должна будет решать Проектная компания.

В рамках реализации проекта ведется системная и планомерная работа с местными и международными надзорными органами и профильными организациями. 15 марта 2012 года в провинции Мерсин в непосредственной близости от площадки открыт первый информационный центр для целей проведения разъяснительной работы с населением, открытие второго информационного центра по проекту на территории Турции планируется до конца 2012 года. Сформирован и реализуется план по информационной поддержке проекта для исключения вероятности протестов населения.

Аналогичная работа ведется Госкорпорацией «Росатом» во всех странах, где реализуются проекты сооружения АЭС, вне зависимости от формы участия в проекте (под ключ или на условиях участия в капитале).

Раздел управление

Положение Соглашения, относящееся к корпоративному управлению Проектной компании имеет явно выраженный дискриминационный характер.

Вывод о том, что положения данного раздела МПС носят дискриминационный характер, является некорректным. МПС ратифицировано обеими сторонами, проект реализуется в соответствии с применимыми нормами международного регулирования в области атомной энергетики, действующего законодательства Российской Федерации и Турецкой Республики в соответствии с установленными правилами и порядком.

Корпоративное управление Проектной компанией осуществляется в соответствии с законодательством Турецкой Республики, предусматривающим единые правила по контролю осуществления хозяйственной деятельности на своей территории.

При работе на зарубежных рынках Госкорпорация «Росатом» придерживается принципа безусловного соблюдения местного законодательства, что обеспечивает максимально эффективное расширение присутствия российских атомных технологий.

Геополитическая составляющая Соглашения.

Соглашение по АЭС «Аккую», подписанное в такой редакции, невозможно объяснить и геополитическими соображениями. По нему мы значительно больше зависим от Турции, чем Турция - от нас. Кроме прямых многомиллиардных долларовых финансовых потерь российского бюджета по экономическим условиям Соглашения, если что-то случится, мы будем вынуждены компенсировать весь ущерб турецкой стороне, например, дополнительными скидками на стоимость нашего газа для Турции, или иным способом.

Проект сооружения АЭС «Аккую» полностью соответствует геополитическим интересам Российской Федерации в регионе: Турция является важным энергетическим узлом между Европой и Азией, доступ к которому позволяет диверсифицировать и расширить возможности реализации как энергоносителей, так и электроэнергии на растущем европейском рынке. В связи с чем значительный интерес к реализации проектов на территории Турции помимо России проявляют американские, европейские и азиатские компании.

Помимо сооружения АЭС на территории Турции реализуются такие крупные инфраструктурные проекты, как нефтепровод «Самсун-Джейхан» и газопровод «Набукко». Ввиду значительного влияния Турции в целом в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, успешная реализация проектов на территории Турции обеспечит принципиальное укрепление позиции России в регионе.

Заключение

С учетом искажения принципиальных фактов, условий и параметров реализации проекта АЭС «Аккую» и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике от 12.05.2010 представленное заключение представляется некорректным.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3814