Все риски проекта АЭС Аккую. Краткая справка
Дата: 18/04/2012
Тема: Геополитика


Ниже представлено резюме анализа основных разделов «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в Турецкой Республике» от 12.05.2010г.:  финансово-экономического, безопасности и управления, а также механизма кредитования, его геополитической составляющей, процедуры подписания и заключение. Результаты самого анализа приведены в Пояснительной записке.



Финансово-экономический раздел:
  1. Всё соглашение по АЭС «Аккую» выполняется без финансовых обязательств Турецкой Республики.
  2. Финансирование проекта проводится исключительно за счет средств Проектной компании.
  3. Высока вероятность, что все затраты на строительство АЭС ($20 млрд. в ценах 2010 г.) будет оплачивать российский бюджет. При этом свыше половины финансирования ($10 млрд. и более) получат турецкие компании, привлекаемые в качестве контрагентов по контракту с Проектной компанией.
  4. Имеется высокий риск замораживания бюджетных средств, потраченных на стройку, из-за затягивания сроков строительства АЭС, приостановке эксплуатации блоков по предписаниям надзорных органов, демонстраций местного населения против АЭС, неготовности сетей и т.д.
  5. Отсутствуют обязательства турецкой стороны по сооружению ЛЭП и подстанций для отбора мощностей, нет данных по гарантированному электросбыту этих мощностей. АЭС вблизи курортной зоны Анталия, там нет и не предвидится крупных потребителей электроэнергии с базовым графиком нагрузки.
  6. Граждане Турецкой республики бесплатно обучаются и широко привлекаются для целей эксплуатации АЭС. В стоимость проекта входит создание полномасштабного тренажера на площадке АЭС. Обычно это делается по отдельным контрактам за дополнительную плату.
  7. Поставка топлива на АЭС, включая стоимость доставки, физззащиты и т.д. полностью оплачивается Проектной компанией, но так как она не располагает собственными средствами, то это будут средства российского бюджета.
  8. В принятой схеме возврата средств цена на электроэнергию – 12,35 центов США за кВт.ч (всего на 44 % выше существующих) - зафиксирована минимум на 25 лет (с 2012 от начала проекта по 2037 срок окончания возврата средств, потраченных на строительство АЭС). При этом не учитывается инфляция, эскалация цен, изменения курса валют и т.д., что является ПОЛНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ НОНСЕНСОМ.
  9. Проектная компания предоставляет ТЕТАШ информацию о помесячном количестве электроэнергии, вырабатываемом всеми блоками АЭС на протяжении всего периода действия Соглашения о покупке электроэнергии (СПЭ), т.е. минимум 18 лет. В случае меньшего производства, по сравнению с объемом, предусмотренным СПЭ, она должна будет докупать ее на открытом рынке и продавать ТЕТАШ.
  10. В случае банкротства Проектной компании российская сторона назначает преемника Проектной компании, который должен обладать всеми необходимыми компетенциями и финансовыми возможностями (естественно, за счет российского бюджета).
  11. По  истечении срока действия СПЭ Проектная компания обязуется отдавать турецкой стороне 20% чистой прибыли в течение всего срока эксплуатации АЭС. Так турецкая сторона оценила долю стоимости пустой земли под АЭС в общей стоимости АЭС.
  12.  Проектная компания несет ответственность за вывод из эксплуатации АЭС и обращение с отходами. В рамках этого Проектная компания будет производить необходимые платежи в фонды обращения ОЯТ и РАО и снятия с эксплуатации: впервые 15 лет -  по 26,3 $ млн. в год  в каждый фонд в среднем в долларах 2030 г.
  13.  Объем работ по выводу из эксплуатации  в Соглашении никак не прописан. Турецкая сторона наверняка потребует создания «зеленой лужайки», имея в виду, что АЭС находится вблизи курортной зоны Анталья. В этом случае стоимость вывода из эксплуатации становится соизмерима со стоимостью строительства самой станции. Высока вероятность, что таких накоплений у Проектной компании не будет. В результате, за всё придется платить российскому бюджету. 
  14. Отсутствует статья о форс-мажорных обстоятельствах, а также  не прописано положение о невозможности национализации Проектной компании.   
Раздел безопасности:
1.     Особенности контрактного соглашения делают АЭС «Аккую» уникальной: т.к. она находится под юрисдикцией турецкой стороны, а сама АЭС является российской. Надо иметь в виду, что АЭС – не какой-то супермаркет, производство ширпотреба или даже ТЭС, имеющих короткий цикл окупаемости, и для которых иногда применяется схема «строй, владей и эксплуатируй». АЭС – это опасное производство, связанное с радиационными и ядерными рисками.

2.     Все обязательства по страхованию рисков эксплуатации АЭС берет на себя Проектная компания, являющаяся  эксплуатирующей организацией АЭС «Аккую». В соответствии с международными  конвенциями ответственность за ядерный ущерб абсолютно и исключительно возлагается на эксплуатирующую организацию. Сама Проектная компания наверняка не сможет покрыть этот ущерб, поэтому покрывать его будет российский бюджет.

3.     Турецкая сторона несет ответственность только за выделение земли, на которой будет строиться АЭС и гарантирует доступ к такой земле подрядчиков, агентов, поставщиков, от имени и с согласия Проектной компании. Отсюда следует, что за благонадежность всего персонала АЭС, включая турецкий контингент, отвечает Проектная компания. 
     
4.     Физическая защита включена в зону ответственности Проектной компании, что противоречит международному праву, по которому ответственность за нее возлагается на Турцию,  на территории которой строится и эксплуатируется атомный объект.  Но сама Турция – это арена незатухающего курдистанского конфликта, с реальной террористической угрозой.

5.     На российских АЭС имеется специализированная охрана, персонал АЭС имеет справку-допуск секретности. Все сотрудники проверяются соответствующими спецслужбами. Непонятно, как это будет организовано на турецкой территории в соответствии с турецкими законами, и например, в отношении турецких граждан. С другой стороны, в целях ее физической защиты необходимо будет держать на территории Турции специальные военизированные российские подразделения -  дополнительные затраты на эксплуатацию. И согласится ли на это Турция?

6.     По российским нормам запрещен пролет самолетов над атомными станциями. Кто будет устанавливать ограничения по пролету самолетов над АЭС «Аккую» и осуществлять  меры по ПВО, которые действуют для всех отечественных АЭС?

7.     Все проблемы с местным населением должна будет решать Проектная компания. А если повторится «индийская» ситуация, и люди выйдут на улицы с пикетами против строительства станции и  вынудят прекратить строительство и эксплуатацию АЭС, как Проектная компания будет возвращать деньги? И это еще далеко не полный перечень проблем, связанных с безопасностью и физзащитой.

Раздел управления 
  1. Положение Соглашения, относящееся к корпоративному управлению Проектной компании имеет явно выраженный дискриминационный характер по отношению к России: турецкая сторона, даже не вложив ни копейки, обеспечивает контроль над собственностью, которая ей не принадлежит, прикрываясь защитой национальной безопасности и экономических интересов Турции.

Турция показала нам блестящий пример, как надо заключать Соглашения в свою пользу!  Имеется единственный риск для Турции – это увеличение стоимости электроэнергии ТОЛЬКО до 15,33 цента США за кВт.ч (без НДС) при ежегодном изменении цены на электроэнергию.
А если даже по этой цене затраты на строительство АЭС «Аккую» не удастся окупить за 15 лет от момента пуска каждого блока (по плану до 2037 г.), то это уже проблема Проектной компании и российского бюджета.

О кредитовании строительства АЭС:

Проектная компания – это акционерное общество, в  котором допускается, что минимум 51 % должен принадлежать российской стороне, а остальные 49% - иностранным инвесторам, скорее всего, турецким банкам, (если они, конечно, найдутся).  И, естественно, именно они должны были бы прокредитовать турецких подрядчиков. Тогда все риски российской стороны вроде бы уменьшаются в 2 раза.

Однако, начав стройку, Россия становится заложником уже вложенных средств. И уже независимо от того, найдутся какие-либо частные инвесторы либо не найдутся, финансирование должно будет продолжаться за счет российского бюджета.  Таким образом, с высокой вероятностью, весь проект ($20 млрд. в ценах 2010 г.) придется оплачивать за счет средств российского бюджета. Отсюда, ВСЕ первоначальные финансовые затраты и риски заведомо будут возложены на российский бюджет. За счет него будут финансироваться зарубежные подрядчики, совместные предприятия и сама Проектная компания. А схема возврата средств в российский бюджет даже  не обсуждается.

Собственно, беспроцентное кредитование Проектной компании деньгами российского бюджета, до сих пор не встречалось в практике международных инвестиционных контрактов. Обычно для таких  долговременных инвестиций, как строительство АЭС «Аккую», принимается минимум 5% годовых. Тогда, при стоимости продажи электроэнергии – 12,35 центов США за кВт.ч., эта АЭС окупится только через 33 года (вместо обещанных Росатомом 15 лет), при  этом, возврат средств должен составить $49 млрд, а не $20 млрд.

Далее, установление фиксированной цены на электроэнергию 12,35 центов США за кВт.ч на период в 25 лет  - с 2012 г. от начала проекта до 2037 г.  срок окончания возврата средств, потраченных на строительство АЭС несет огромные риски финансовых потерь для российской стороны.

Эти риски связаны, с одной стороны, с вполне вероятным ограничением  роста стоимости электроэнергии в Турции на длительный период, с другой -  с существенной инфляцией самого доллара на мировом рынке.

Проведенный анализ показал, что на длительную перспективу (10 – 15 лет и более) высока вероятность, ограничения стоимости электроэнергии в Турции на уровне 5 – 6 центов США за кВт.ч (без НДС и других налогов) на оптовом рынке. Это не позволит поднимать стоимость электроэнергии от атомной станции. В результате, оставшаяся часть электроэнергии: 30 % электроэнергии от 1 и 2 блоков и 70 % от 3 и 4 блоков АЭС – будут продаваться по ценам, близким к себестоимости. Что станет ограничением  для дополнительного источника возврата инвестиций, заложенных в строительство АЭС.  В результате, реальный возврат средств, потраченных  на строительство АЭС (постоянно обесценивающихся из-за инфляции доллара), будет  осуществлен не в 15-летний период, а в значительно более длительный срок.

Фиксированная стоимость продажи электроэнергии с атомной станции не учитывает инфляцию доллара на мировом рынке, которая в последнее десятилетие, в отдельный период времени, достигала 7–10% в год. Следует также иметь в виду, когда сама Россия заимствует финансовые ресурсы на внешнем рынке, например, Внешэкономбанк по 10-летним и 15-летним еврооблигациям, платит за заемные средства из расчета 6,8-6,9% годовых. В Турции в 2011 г. в коммерческих банках процентные ставки в долларах и евро находились в диапазоне  5,75% - 7% годовых, а ставка ипотечного кредита в евро на 20 лет – составила 7% годовых.

Геополитическая составляющая Соглашения.

Соглашение по АЭС «Аккую», подписанное в такой редакции, невозможно объяснить и геополитическими соображениями. По нему мы значительно больше зависим от Турции, чем Турция – от нас. Кроме прямых многомиллиардных долларовых  финансовых потерь российского бюджета по экономическим условиям Соглашения, если что-то случится, мы будем вынуждены компенсировать весь ущерб турецкой стороне, например, дополнительными скидками на стоимость нашего газа для Турции, или иным способом.

Высокий риск невозврата средств, потраченных на строительство АЭС, связан также с тем, что она находится рядом с курортной зоной Анталии. В 2011 г. Анталию посетило около 11 млн иностранных туристов. Любой малейший инцидент на АЭС, провокация против ее сотрудников или охраны, ответные действия, немедленно вызовут отток этих туристов и, соответственно, жесткую негативную реакцию местных жителей против АЭС.  Это не позволит ее нормально эксплуатировать, затруднит возврат, а, возможно, и потерю, затраченных средств российского бюджета на строительство АЭС.

Все это приведет к потере геополитического имиджа России в Турции, в странах средиземноморского региона и Ближнего Востока, и во всем мире. Кроме того, подписание Соглашения по АЭС «Аккуя» уже вызвало резкую негативную реакцию правительства Кипра, недовольство дружественной России православной общественности Греции и Кипра.
Соглашение по АЭС «Аккую» в принятой редакции подрывает основы для подписания Россией международных контрактов по строительству АЭС с другими странами, потому что показывает, что Россия может пойти на необоснованные односторонние преференции при продвижении строительства АЭС.

О процедуре подписания Соглашения.

Соглашение по строительству АЭС «Аккую» прошло согласование в МИДе, Минфине, Минэкономразвития, Ростехнадзоре, Минприроды, ФСБ, Минюсте  и, возможно, других ведомствах, было утверждено Постановлением Правительства на основании прилагаемого технико-экономического обоснования Росатома.  А далее прошло ратификацию в Государственной Думе, и 1 декабря 2010 г. было подписано Президентом РФ. Почему руководства этих министерств и ведомств визировали это Соглашение, а депутаты Государственной Думы голосовали за него, не отдавая себе отчет, какой огромный ущерб оно нанесет национальным интересам России?
При обосновании подписания этого Соглашения в органах государственной власти,  руководство Росатома декларировало, что это позволит поддержать экспорт высокотехнологической продукции в Турцию, и станет примером выгодного для России сотрудничества с другими странами. При этом С.В.  Кириенко ссылался  на опыт зарубежных стран, где действительно государственная экспортная кредитная поддержка обеспечивает реализацию капиталоемких технологичных инвестиционных проектов за рубежом. ОДНАКО ЗДЕСЬ ПРОИЗОШЛА ПОДМЕНА СУЩЕСТВА ПРОБЛЕМЫ. Во-первых, нигде в мире не строятся АЭС по схеме «строй-владей-эксплуатируй» с фиксированной стоимостью продажи электроэнергии в долларах, установленной на 25 лет вперед. Во-вторых, ни одно государственное экспортное кредитное агентство (США, Франция, Корея и т.д.) не дает свои деньги бесплатно, сегодня ставка по кредиту составляет не ниже 4 – 5 %.

В марте сего года Южная Корея отказалась строить АЭС в Синопе на условиях, по-видимому, аналогичных тем, на которых Россия строит АЭС "Аккую".

Заключение.

На основании вышеизложенного, должна быть создана межведомственная комиссия, которая тщательно проанализирует все высказанные здесь замечания.

Комиссия должна провести  расследование, почему оказалось возможным подписать такое Соглашение в ущерб политическим и экономическим интересам России.

Должна быть осуществлена  дипломатическая подготовка по его расторжению. В соответствии со ст. 18 п. 2 указанного Соглашения оно может быть расторгнуто в любое время путем направления уведомления за год до даты расторжения.

Это расторжение должно быть проведено как можно скорее, так как возмещение уже понесенных затрат Соглашением не предусмотрено. 

Б.И. Нигматулин






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3715