''Существуют достижения, которыми мы можем гордиться''
Дата: 10/11/2011
Тема: Кадровая политика


11 ноября состоятся Дни карьеры госкорпорации «Росатом» в МИФИ. И это повод поговорить об образовании в сфере атомной отрасли и не где-нибудь, а на  радио «Эхо Москвы». В студии ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Михаил Николаевич Стриханов. Вопросы ему задает Станислав Анисимов:  Атомная отрасль исторически рассматривалась и рассматривается как ваш основной заказчик. Сколько сегодня из общего потока студентов идут на предприятия госкорпорации «Росатом»?


М. СТРИХАНОВ: Вы знаете, действительно наш университет – Московский инженерно-физический институт, а сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Так вот, МИФИ создавался для обеспечения одного из двух, как мы сейчас считаем, успешных проектов Советского Союза – это ядерного проекта. И в следующем году мы будем праздновать 70 лет образования МИФИ, образован МИФИ был в 1942 году, в тяжелые годы войны. Сначала он создавался как Механический институт боеприпасов, потом было известное постановление партии и правительства, как сейчас говорят, и МИФИ стал кузницей атомных кадров для реализации атомного проекта. И мы гордимся своей принадлежностью к атомной отрасли, мы всегда считаем себя частью Минсредмаша – это старое название, сейчас новое название – госкорпорация «Росатом». И мы очень горды тем, что в 2008 году президент Российской Федерации подписал указ о пилотном проекте по образованию двух национальных исследовательских университетов. Одним из них был наш МИФИ, а вторым был МИСИС. И вот два первых национальных исследовательских ядерных университета существуют уже с 2008 года. Я надеюсь, что мы выполним те задачи, которые были перед нами поставлены.

Что касается кадров для атомной отрасли, то, как вы знаете, корпорация сейчас бурно развивается. Сейчас это современное такое, как сейчас говорят, бизнесовое предприятие, но с очень мощным государственным участием. Поскольку внутри корпорации есть так называемый оружейный комплекс, который, конечно, должен подвергаться государственному регулированию. Но, тем не менее, вот такие новаторские инновационные проекты очень мощно развиваются у госкорпорации «Росатом», и мы должны, находясь в университете, подстраиваться под эти процессы.

С. АНИСИМОВ: Михаил Николаевич, а какие требования сегодня атомная отрасль предъявляет к вашим выпускникам?

М. СТРИХАНОВ: Требования очень высокие. Требования определяются тем предприятием, на котором будет работать выпускник. В «Росатоме» несколько основных секторов. Это, во-первых, энергетический сектор. Второй, как я уже говорил, оружейный сектор или оборонный. Третий – научно-технологический. Ну, дальше можно говорить о секторе ядерной и радиационной безопасности и так далее. В каждом секторе требуются люди, очень хорошо знающие естественные науки, в основном физику, математику, химию. И требования высокие, потому что любая ошибка в высокотехнологичном секторе может привести к печальным долговременным последствиям. Поэтому ошибок быть не может, и в этом смысле требования высокие. Мы пытаемся студентам с 1 курса дать очень хорошее базовое физико-математическое и вообще естественно-научное образование.

С. АНИСИМОВ: Ну вот чуть-чуть поподробнее об образовании. Насколько готовы студенты как раз вот к вызову от госкорпорации «Росатом»?

М. СТРИХАНОВ: Здесь, знаете, ситуация, конечно, не такая, которая была, скажем, 30 лет тому назад, когда мое поколение училось, когда все-таки профессия физика и физика-ядерщика была престижной, она была окутана ореолом таинственности. Но я прямо скажу, что сейчас она тоже представляет собой интерес для молодежи, профессия и ученого, профессия и сотрудника, скажем, атомной электростанции, либо сотрудника научного института «Росатома». Поскольку, во-первых, это очень обеспеченная и интересная работа, во-вторых, средний уровень зарплат в госкорпорации намного превышает средний по регионам уровень зарплаты в данном субъекте Федерации. В этом смысле наши студенты прекрасно понимают, что их ждет хорошая высокооплачиваемая работа.

Но интерес еще подкрепляется тем, что сейчас родители, которые, собственно, и направляют своих детей сюда к нам, понимают, что тот интерес к гуманитарным специальностям, которые был, может быть, 5 – 7 лет тому назад, он исчерпывается, потому что все вакансии фактически заполнены. У нас переизбыток людей… я не говорю о хороших специалистах, я говорю о людях с дипломами гуманитарными, экономическими, которые не подкреплены реальными знаниями, может быть, юридическими и так далее. Мы знаем, что хорошего юриста найти очень сложно, хотя выпускников юридических вузов или тех специальностей, которые существуют неюридических вузов, огромное количество.

С. АНИСИМОВ: Да, но получается, что к вам очень сложно поступить. Расскажите о вашем проходном балле.

М. СТРИХАНОВ: Вы знаете, во-первых, сложно поступить, а во-вторых, немножко сложно учиться. Но зато те люди, которые заканчиваются МИФИ, они очень просто адаптируются к дальнейшей жизни и к дальнейшей карьере. То есть вот такая тренировка во время обучения в университете, она дает очень много людям, и думаю, что она закаляет и характер, и знания приобретаются, и так далее.

Значит, проходной балл у нас достаточно высокий. У нас по этому году прием был 77 по ЕГЭ проходной балл, по прошлому году – 75. Это в среднем по университету. А на престижные специальности… скажем, нас приятно удивило то, что на специальность «прикладная математика и физика» конкурс был 18 с половиной человек на место. Это огромный конкурс. Это чисто научная специальность. Люди, которые оканчивают, идут в престижные научно-исследовательские институты. Так вот, там конкурс был в районе 90 где-то. И, конечно, в последние годы возрастает интерес к освоению таких технологических инженерных специальностей. Это тоже радует нас.

С. АНИСИМОВ: А каких именно?

М. СТРИХАНОВ: Вот я сказал, что на первом месте прикладная математика и физика. Значит, у нас очень большой конкурс на все информационные специальности. У нас информационные специальности сопрягают в себе не только программное обеспечение, но и аппаратные комплексы. И наши студенты в конкурсах различных в последнее время завоевывают хорошие, престижные места. У нас есть студенческие конструкторские бюро. Так вот, по информационным специальностям балл тоже где-то под 90.

Что касается специальности атомной энергетики, там конкурс чуть ниже, но тоже достаточно высокий. Вот я говорю, 77 средний проходной балл – это где-то мы на 10 – 11-м месте в общероссийском рейтинге, что, вообще говоря, очень хорошо для нашего огромного университета.

С. АНИСИМОВ: А что касается поступающих, на ваш взгляд, их уровень знаний год от года повышается или понижается?

М. СТРИХАНОВ: Вы знаете, к сожалению, уровень знаний не скажу, что очень сильно понижается, но если сравнивать, скажем, с абитуриентами 15-летней давности, уровень знаний ниже. Этому много причин, мы можем это, конечно, обсуждать. Это проблема системная, это проблема общества, проблема приоритетов и ориентаций в обществе. И думаю, что все-таки государство найдет различные инструменты, и мы готовы тоже здесь поучаствовать, для того, чтобы интерес к естественным наукам возродить. Но должен констатировать, что есть, конечно, у нас звездочки яркие, которые ничем не хуже наших выдающихся выпускников, но, к сожалению, мы вынуждено от школьного уровня до уровня первокурсника несколько месяцев, практически семестр, наших абитуриентов доучивать физике и математике. Поэтому думаю, что эта проблема системная существует в большинстве сильных технических университетов. Но, повторяю, думаю, что эта проблема кроется не в школе, а в ориентации общества на определенные приоритеты.

С. АНИСИМОВ: Возвращаясь к «Росатому» и к атомным специальностям, можно ли с уверенностью говорить, что МИФИ обеспечит в ближайшее десятилетие кадровую преемственность и конкурентоспособность российской атомной индустрии на глобальных и высокотехнологичных рынках?

М. СТРИХАНОВ: Да, мы нацелены на эту задачу. И, собственно, когда президент подписывал указ о создании ядерного университета, именно эта цель и преследовалась. Дело в том, что МИФИ, который был, скажем, в 2007 году, и МИФИ, который стал в 2009 году после уже всех юридических процедур – это совершенно различные системы. То есть мы увеличились примерно в 4 раза, теперь у нас более 37 тысяч студентов. У нас 11 вузов внутри университета и 13 техникумов. И мы нацелены на то, чтобы обеспечить все сектора нашей атомной индустрии высококвалифицированными кадрами.

В условиях того, я еще раз повторюсь, что сам «Росатом» очень бурно развивается, образовательная программа корректируется ежегодно, появляются новые инновационные программы. Ведь, понимаете, все-таки «Росатом» - это не только атомные электростанции и не только ядерная бомба, это прежде всего новые ядерные технологии 21-го, а может быть, и 22-го века. Это так называемые радиационные технологии, которые связаны с воздействием излучения на вещество. Здесь ядерная медицина, здесь различные методы работы с сельским хозяйством, здесь материаловедение радиационное, в какой-то мере усовершенствованные нанотехнологии, сверхпроводники, все, связанное с тем, что называется энергосбережением, и так далее. Это огромный комплекс, который развивается и влияет, конечно, на всю страну.

С. АНИСИМОВ: Но, в свою очередь, удается ли «Росатому» организационно и финансово развивать научную и исследовательскую базу вуза, которая, собственно, и является главной кузницей кадров?

М. СТРИХАНОВ: Да, мы благодарны «Росатому», поскольку у нас существует так называемая программа развития, которая утверждена правительством Российской Федерации. И «Росатом» половину бюджета вкладывает в развитие университета. И университет преобразился, у нас появились новые лаборатории, у нас произошел ремонт в наших аудиториях и во всех тех местах, где десятилетиями не ступала, как говорится, нога человека. И университет преобразился, он задышал, он зажил новой жизнью. Кроме этого, закуплено новое учебное оборудование, программные средства. У нас сложный регионально разветвленный университет, поэтому нужны очень мощные телекоммуникационные средства связи. Мы устраиваем еженедельные обсуждения по разным областям деятельности с нашими филиалами. То есть мы живем такой динамической жизнью. Думаю, что немножко по динамике жизни отстаем от «Росатома», который более бурно развивается, но думаю, что тоже живем достаточно динамично.

С. АНИСИМОВ: Ну а теперь о ваших студентах. Вот в комфортных условиях они отучились, и, следовательно, открыта ли им дорога в «Росатом», или все же у них есть выбор? Как у вас налажены связи с госкорпорацией в этом смысле?

М. СТРИХАНОВ: Связи у нас самые тесные. Два дня тому назад у нас прошло заседание управляющего комитета – это орган, который управляет нашей программой развития, фактически управляет университетом. В состав ее входит генеральный директор госкопорации «Росатом» Кириенко Сергей Владиленович, входят руководители аппарата правительства, входит руководство Министерства образования и науки. И мы как раз обсуждали итоги 2011 года. И в течение этого года мы провели целую серию совещаний более чем со 100 предприятиями по отладке нашего взаимодействия. Там несколько уровня взаимодействия. Первый – это направление на практику, и это, конечно, школа, которую должен каждый студент, я считаю, вуза любого, не обязательно МИФИ, пройти на предприятии. Дальше – дипломная работа. А дальше уже задача предприятия, с тем чтобы он был привлекателен. Поскольку сейчас обязательное распределение незаконно, то надо только привлекать – это прежде всего зарплата, это наличие хорошего карьерного роста, это жилье, что очень сложно, особенно для регионов, это возможность поработать в интересном поле, то есть с хорошим оборудованием на хороший результат.

Ну, должен сказать, что существует, конечно, системная проблема, которая не новая и которая решалась в Советском Союзе путем обязательного распределения – это распределение выпускников, скажем, московских вузов или вузов крупных городов на региональные предприятия. Эта проблема системная, я ее несколько раз докладывал руководству страны. И, конечно, эта проблема должна решаться. В наших условиях она решается так называемыми образовательными траекториями – когда у нас, скажем, на московской площадке нашей, где хороший уровень базового образования, учится человек 2 – 3 года, после этого еще на 2 – 3 года в зависимости от баклавариата или магистратуры, он отправляется на региональную уже нашу площадку, в наш филиал, и уже под руководством сотрудников предприятия доучивается до того уровня, когда он может уже спокойно исполнять функции свои на предприятии. То есть мы тем самым своих студентов адаптируем с самого начала к тому, что они будут работать там, где надо сейчас.

С. АНИСИМОВ: Что касается практики. Студент, возвращаясь с нее, получает отзыв. Вот по вашим наблюдениям, эффективен ли механизм практик ваших студентов на предприятиях?

М. СТРИХАНОВ: Да, в целом эффективен. Бывают случаи негативные. Бывали случаи, когда предприятие было не готово фактически. То есть приезжал студент, он был не то что бесхозным… он же привык в университете, что его опекают со всех сторон, то есть он нужен, востребован, чистая аудитория, хорошее оборудование и так далее. Были такие случаи. Значит, мы работаем с госкорпорацией, эти случаи, прямо скажу, расследуются. И думаю, что их не будет.

В целом же это хороший подход, хорошая работа, которая выходит уже из практики уже в дипломную работу, а возможно, и в кандидатскую диссертацию. И после этого люди остаются работать.

Конечно, вот если говорить об оборонном секторе, есть вопрос секретности и допуска. Но этот вопрос тоже решается, поскольку не обязательно сразу человека засекречивать со всех сторон. Он может вполне такую мягкую форму неразглашения подписать и работать с некими экспериментальными установками, которые не требуют такого уж особого засекречивания. Но, тем не менее, оборонка – это сектор, в который государство вкладывает очень много ресурсов, там современнейшее оборудование.

Сразу скажу, что если взять наш самый… у нас два федеральных ядерных центра, как вы знаете. Один – в Сарове, другой – в Снежинске. Вот там, где начиналось все – это Саровский ядерный центр. И хочу сказать, что вся российская вычислительная техника стартовала из Сарова, как раз вот из оборонки, так же, как и, скажем, американская техника – из Пентагона. Но хочу сказать, что уровень сейчас тех работ, тех суперкомпьютерных технологий параллельных вычислений, которые существуют сейчас в Саровском институте экспериментальной физики, он высочайший в мире. Я просто знаю, что когда сюда приезжал руководитель энергетического департамента США господин Чу, нобелевский лауреат, он был поражен уровнем тех работ вычислительных, которые ведутся в Сарове. То есть они моделируют совершенно невероятные вещи на своих суперкомпьютерах. И вот это для студентов, конечно, огромный притягательный момент.

С. АНИСИМОВ: Вот вы упомянули как раз кандидатские диссертации, аспирантуру. Расскажите, пожалуйста, много ли людей идет в аспирантуру, защищается по вашей специальности?

М. СТРИХАНОВ: Конкурс у нас в аспирантуру не сказать, что запредельный, но существует. Значит, это где-то примерно 4 – 5 человек на место. В советские времена он был повыше, конечно, но 4 – 5 – тоже, согласитесь, это немало. Здесь есть две проблемы. Первая проблема – это то, что тему диссертации должна все-таки формулировать промышленность, если это не фундаментальные исследования. И в этом смысле мы работаем над тем, чтобы все-таки наши диссертационные работы, они внедрялись сразу в данном случае в ядерные технологии. Второй вопрос – это процент защищенных аспирантов. Здесь тоже должен быть баланс. Потому что мы можем, условно говоря, защитить всех, понизив требования. Мы эти требования выдерживаем. То есть у нас должна быть хорошая либо теоретическая, либо экспериментальная работа. Но, как правило, после защиты эти люди остаются либо у нас преподавателями, либо идут на достаточно высокие руководящие должности на предприятия госкорпорации.

С. АНИСИМОВ: Хорошо, ну скажите, ждать ли нам каких-то прорывных открытий и технологий от российских атомщиков в ближайшем будущем?

М. СТРИХАНОВ: Я думаю, ждать. И здесь я бы вот уже сказал, что существуют достижения, которыми мы можем гордиться. Это прежде всего, если взять открытия в области фундаментальной ядерной физики, то, как вы знаете, в 2011 году сделано открытие, оно сделано на американской установке в Брукхейвене, где открыто самое тяжелое антиядро – это Гелий-4. Ядро это - рекордный результат, потому что из 10 в 12-й степени событий ухитрились всего 18. Представьте себе, какое должно быть сито, чтобы отсеять. И засечь вот эти 18 событий рождения Антигелия-4. И здесь российские ученые, в том числе и МИФИ, участвовали очень плотно. Я думаю, что этим надо гордиться.

Второе тоже по фундаментальной физике – это открытие, связанное с обнаружением так называемого бозона Хиккса. Бозон Хиккса – это вторая частица, которая служит основанием так называемой стандартной модели строения вещества. То есть если бозон Хиккса не обнаруживается, значит все, что наработали люди за 40 лет, придется кардинально менять. Так вот, в эксперименте «Алиса» в ЦЕРНе, в Швейцарии, почти зачеркнули возможность существования Хиккса, потому что сузили энергетический диапазон, где он может быть обнаружен, до очень малых размеров. То есть если в этом диапазоне он не будет обнаружен в ближайшие дни, всю нашу стандартную теорию строения вещества надо менять. Это то, что лежит в основе всего.

Ну а из прикладных технологий я хочу сказать, что сейчас «Росатом» нацелен на развитие пионерских технологий, которые позволили нашей атомной энергетике мощно стартовать в мировом соревновании. Там же жесткая конкуренция мировая идет и с американскими, и французскими компаниями за ядерные рынки. Так вот, если нам удастся сделать очень продвинутые… у нас разработки есть быстрого реактора и замкнутого топливного цикла, то нам удастся решить две задачи: первую – повысить конкурентоспособность наших электростанций, вторую – отработать без отходов ядерное топливо. Вот это вот, я считаю, прорывной момент, который в ближайшее время будет сделан.

С. АНИСИМОВ: В МИФИ существует Центр карьеры госкорпорации «Росатом». Пару слов о его работе.

М. СТРИХАНОВ: Да, в МИФИ существует Центр карьеры. Его возглавляют очень энергичные люди, такие молодые и настроенные очень решительно. Понимаете, он географически существует во всех четырех наших региональных подразделений. Кроме этого, естественно, там можно компьютерными способами соединиться… То есть фактически этот центр позволяет студентам изучить все предложения предприятий по вакансиям и так далее и правильно построить дальше уже свои пожелания по трудоустройству на работу. Но повторяю, что, конечно, это все должно быть увязано и с практикой, и с дипломной работой.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3386