На Ленинградской АЭС готовятся к вывозу ОЯТ
Дата: 15/09/2011
Тема: Обращение с РАО и ОЯТ


В нынешнем году на ЛАЭС завершаются работы по внедрению технологии «сухого» хранения отработавшего ядерного топлива и продолжаются – по внедрению технологии вывоза ОЯТ с использованием двуцелевых металлобетонных контейнеров (МБК). Первый состав из восьми вагонов с контейнерами, в каждом из которых будет по 72 отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС), «распиленные пополам» – на 144 пучка тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ), в скором времени должен отправиться в Красноярск на «Горно-химический комбинат».


Приказ «О создании металлобетонных контейнеров для длительного хранения и транспортирования ОЯТ» был подписан министром по атомной энергии России в 1995 году. В 1998 году на Ленинградской АЭС началось поэтапное сооружение Комплекса «сухого» хранения и обращения с ОЯТ с использованием двуцелевых МБК. В 2006 году прошли общественные слушания по проекту комплекса. В 2007 году получено положительное заключение Государственной экологической экспертизы. Проект предусматривает загрузку 20 МБК в год. При ускоренной разгрузке – до 50 МБК в год. Срок хранения ОЯТ в контейнере – не менее 50 лет. 

Недавно на Ленинградской АЭС побывали генеральный директор «Конструкторского бюро специального машиностроения» (ОАО «КБСМ» Концерна ПВО «Алмаз-Антей») В.Г.ДОЛБЕНКОВ и заместитель генерального конструктора, начальник конструкторского комплекса №1-главный конструктор В.Д.ГУСЬКОВ. Они возглавляют предприятие ракетно-космической промышленности, которое, используя опыт создания высокопрочных фортификационных шахт, разработало транспортно-упаковочные комплекты на основе МБК для «сухого» хранения и транспортирования ОЯТ.

- Каждое посещение Ленинградской атомной станции это целое событие для нас и нашего коллектива, – сообщил Владимир Григорьевич ДОЛБЕНКОВ. – Мы всякий раз убеждаемся, что здесь работают потрясающие специалисты, знатоки своего дела. Атомная энергетика такая сфера человеческой деятельности, где нельзя торопиться, надо, как говорится, «семь раз отмерить». И всё-таки каждое посещение ЛАЭС и сегодняшний обход комплекса контейнерного хранения ОЯТ убеждают нас, что всё меняется на глазах.  

- Идея создания контейнерной технологии «сухого» хранения и транспортирования ОЯТ зародилась здесь, на Ленинградской АЭС, – включился в разговор Владимир Дмитриевич ГУСЬКОВ. – Мы как соавторы идеи и разработчики технологии многим обязаны станции: чувствуем с её стороны понимание всех проблем, поддержку, и у нас есть уверенность, что наша разработка будет успешно внедрена. Сейчас идёт процесс отладки, отработки всех систем и механизмов огромного комплекса. 

В КБСМ уверены в успехе, потому что технология контейнерного хранения ОЯТ, разработкой которой начали заниматься на ЛАЭС, уже получила неожиданное развитие и реализована для нужд Военно-Морского Флота. Дело в том, что на берегах нашего Северо-Запада и Дальнего Востока лежало много атомных подводных лодок с не выгруженным топливом. По образу и подобию МБК для ОЯТ Ленинградской АЭС было создано более сотни контейнеров для ВМФ, и снятые с эксплуатации АПЛ разгрузили от ОЯТ.

После столь существенного вклада в экологию Северо-Запада и Дальнего Востока разработчики технологии контейнерного хранения ОЯТ пошли дальше: на Кольский полуостров и в Казахстан. В Мурманске уже стоит хранилище с 28 МБК, в которые загружено ледокольное ОЯТ. В Казахстане в городе Актау хранятся 60 МБК с ОЯТ реактора БН-350, переведённого в режим вывода из эксплуатации. Там технологии проще: нет, как в комплексе хранения и обращения с ОЯТ на ЛАЭС, разделки ОТВС на пучки ТВЭЛов. Зато в Казахстане у наших разработчиков металлобетонных контейнеров для ОЯТ были конкуренты – немцы и американцы. Россияне получили предпочтение именно потому, что уже внедряют свою технологию на ЛАЭС.

- Ленинградской атомной станции мы обязаны тем, что наша технология контейнерного хранения ОЯТ пошла и на флот и в Казахстан, – рассказывает В.Д.ГУСЬКОВ. – Как только мы предложили создать МБК для ОЯТ, появилось много заинтересованных в этой технологии в США, Германии, Франции, Великобритании. Было стремление узнать отдельные технические решения, рецептуру бетона и прочее. Потому что рынок, который открывается для этого направления – долговременного и экологически безопасного хранения ОЯТ – огромен. Каждый контейнер стоит больших денег, а это – рабочие места, загрузка тех, кто проектирует, изготавливает, эксплуатирует технологии обращения с ОЯТ. Мы, например, кроме МБК разработали более сотни единиц оборудования для обращения с контейнерами на Ленинградской АЭС. Сейчас создаём контейнеры для атомных станций с ВВЭР.

- Будучи специалистами в области сложных машин, механизмов, систем сейсмозащиты, мы ждём предложений от АЭС и в любой момент готовы включиться в новые разработки, – говорит В.Г.ДОЛБЕНКОВ. – Благодарим директора Ленинградской атомной станции Владимира Ивановича ПЕРЕГУДУ и технических специалистов ЛАЭС за то, что они пригласили нас к себе и показали ту часть работ, за которую несём ответственность и мы. Цель у нас общая – повысить безопасность станции, защитить окружающую среду от утечек радиации, исключить такие аварии, как произошла на АЭС Фукусима-1. Мы гордимся, что у нас есть такая работа, которая выполнена на Ленинградской атомной станции, и хотели бы пожелать успехов её коллективу. Безусловно, успехи рождаются из кропотливой работы. А работать на ЛАЭС умеют.


Ольга ПЕТРОВА






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3281