Пошатнувшаяся уверенность в себе
Дата: 31/08/2011
Тема: Машиностроение


Бенджамин Биддер, "Der Spiegel", Германия

Проблемы с почти сорокалетней ракетой «Союз» отбрасывают тень на амбициозные планы России в космической сфере. Кремль годами вынашивал мечту по разработке программы управляемого полета на Марс. Российские ученые работают над разработкой нового типа движения с помощью ядерной энергии для данной цели. Российские эксперты планируют начать строительство постоянной базы на Луне в 2035 году, с долгосрочными планами по разработке месторождений полезных ископаемых на спутнике Земли.


Но серия неудач за последние несколько месяцев несколько снизила у космической державы уверенность в себе. Авария «Союза» является четвертой престижной миссией, обернувшейся провалом. В Роскосмосе есть проблемы с качественным менеджментом и контролем качества запчастей.

Ракета «Протон-М» разбилась в море, потому что «какой-то идиот» переполнил бак, согласно источнику в Роскосмосе. После, программное обеспечение ракеты «Рокот», созданное украинским поставщиком «Хартрон», не сработало. За несколько дней до аварии ракеты «Союз» Москва даже запросила американскую помощь в поисках телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМ-4», который потерялся после запуска на орбиту.

Российская космическая индустрия теперь платит за провалившиеся реформы 90-х. В то время целое поколение молодых специалистов  либо уехало работать за границу, либо поменяло профессию. Если бы они остались, сегодня они были бы на пике своих карьер. Ко всему прочему, оборудование на заводах по сборке ракет безнадежно устарело.

Устаревшая рабочая сила

На заводе «Энергомаш»  в пригороде Москвы знаки прогресса и упадка видны одновременно. ФСБ, российская секретная служба, интенсивно проверяет иностранных гостей компании перед визитом – этот процесс обычно занимает несколько месяцев. Более пяти тысяч человек работают в здании над двигателем ракеты РД-180,  российским экспортным успехом космического сектора.

Двигатель высотой 3,5 метра и весом более пяти тонн является модернизированной версией ракетного двигателя из 70-х. Он считается настолько надежным, что даже американцы закупают его для использования на своих ракетах «Атлас».

С 2001 года «Энергомаш» увеличил цену двигателя с четырех миллионов долларов до 12 миллионов. «Энергомаш» является крупной компанией в России, которая хочет диверсифицировать свой экспорт, занимаясь не только традиционными нефтью и газом. Внутри здания фабрики герои социалистического прошлого изображены на цветных изображениях на стенах коридоров, включая молодого Юрия Гагарина, первого советского космонавта.

Но настоящее выглядит куда менее оптимистичным. Средний возраст мужчин и женщин, собирающих двигатели, за 50 лет. Инженер «Энергомаша» получает эквивалент одной тысячи евро в месяц. В городе-космополите Москве «лишь пенсионеры» стали бы работать за такие копейки, восклицает ракетный специалист Виктор Мясников.

История одинакова по всей стране, где средний возраст менеджеров в индустрии - около 50 лет, а когда дело доходит до ученых, то средний возраст – 63 года.

Плохая проверка

Неряшливая работа также является проблемой. Когда в декабре некорректно заправленная ракета «Протон-М» упала в Тихий океан, утопив три навигационных спутника, выяснилось, что Роскосмос не застраховал адекватно груз, ценность которого составляла более 50 миллионов долларов. В результате расследования выяснилось, что дефективная ступень ракеты не была должным образом протестирована.

Российский президент Дмитрий Медведев, любящий восхвалять Россию, называя ее номером один в космических запусках, ответил, сделав примером двух высокопоставленных чиновников космической отрасли. Сначала он уволили главного дизайнера производителя космических кораблей «Энергии», а потом и главу Роскосмоса.

Не все, правда, убеждены подобными движениями. «Махать шашкой в этом случае, наверное, все-таки не стоит», - считает Константин Крейденко, специалист журнала «Вестник ГЛОНАСС». «Ведь убрав нынешних специалистов-ракетчиков, новых мы не найдем».








Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3242