Депутат Думы Томской обл. В.Г.Долгих - главе Ростехнадзора Н.Г.Кутьину
Дата: 29/08/2011
Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации


Уважаемый Николай Георгиевич! В июле 2011 года в рамках Часа Губернатора на собрании Законодательной Думы Томской области была заслушана информация Ольги Фурсовой. Необходимость вызвана исключительно тревогой депутатского корпуса за состояние безопасности, которая усугубилась недавними катастрофами «Булгарии» и АН-24, следовавшего рейсом из Томска. ОАО «Сибирский химический комбинат» же представляет потенциальную опасность для всего региона, что окончательно и предопределило повестку дня.


Следует отметить высокое качество подготовки доклада, убедительность и аргументированность автора, её умение просто и доходчиво изложить довольно непростую, с точки зрения специфики проблемы тему. Выступление О. Фурсовой вместе с последующим изучением ряда источников позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования системы контроля за ядерной и радиоактивной безопасностью на ОАО «СХК».

В рамках финансирования работ по данному направлению особое место отводится ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». К сожалению, как видно из содержания программы, ОАО «СХК» представлено в ней явно недостаточно. Хотя задачи по направлению ядерной и радиационной безопасности стоят на предприятии значительные. Это реконструкция площадок для захоронения и хранения радиоактивных отходов, вывод из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов, ликвидация морально и физически устаревшего оборудования, не использованного более в разделительном производстве комбината, консервация поверхностных водоемов и хранилищ жидких радиоактивных отходов. Тревогу усугубляет и недостаточное финансирование ФЦП. На сегодня оно составляет по разделу обязательств федерального бюджета в районе 70%. Если же учесть, что на 2011 год приходится только 42% от всего объема работ по выводу ядерно и радиационно-опасных объектов из эксплуатации и реабилитации территорий,  а степень достижения основной цели ФЦП, даже меньше 50% (точнее 40,8%), то сомнения в её безусловном исполнении весьма немалые. Проще говоря, больше половины работ ещё впереди, времени осталось не так уж много, а финансирование отстает.

Тревогу вызвала и информация о количестве и результативности проверок. Так, за весь 2010 год северским отделом инспекции на ОАО «СХК» проведено 123 проверки. Из 124 выявленных нарушений 95 пришлось на нарушения норм и правил. Мы не знаем, что и в каких масштабах нарушалось, но, думается, Вам хорошо известно о цене даже одного нарушения в атомной промышленности. В свете чего не совсем понятно резкое снижение до 16 количество проверок, проведенных в полугодии 2011 года. Причем общее количество выявленных нарушений составило уже 60, из которых 51 – нарушения норм и правил. Получается, если в 2010 году на одну проверку приходилось в среднем 1 нарушение, то в I полугодии 2011 года почти 4. Получается, что при примерно одинаковом количестве нарушений по сравнению с АППГ возрастает и интенсивность проверок, и длительность существования того или иного нарушения.

К сожалению, скоропалительные и популистские меры властей по так называемому ограничению числа проверок вполне могли закончиться трагически.

Из имеющихся нарушений в первую очередь следует отметить  несоответствие в полной мере современным действующим требованиям системы обращения с радиоактивными отходами. Так кондиционирование отходов предполагает только их упаковку, не во всех радиоактивных отходах выделяется радионуклидный состав из-за отсутствия методик, имеются открытые водоемы хранилища радиоактивных отходов.

Не везде установлены бронекабины для защиты часовых от поражения стрелковым оружием, не все периметры охраняемых зон оборудованы видеонаблюдением, имеются средства обнаружения нарушителя давно выработавших свой ресурс.
На открытых складских площадках комбината находится в режиме длительного хранения большое количество емкостей с обедненным гексофторидом урана. Не решен вопрос о его переработке  в более безопасную форму.

Также вызывает обеспокоенность сокращение численного состава подразделений СХК в рамках формирования его «нового облика». Так как сокращение персонала затронуло и персонал, обеспечивающий безопасность.

Не может не настораживать и довольно объемный перечень недостатков из категории организационных, способный значительно снизить эффективность работы проверяющих. Это в первую очередь оплата труда, которая если верить информации не индексировалась с 2008 года. На фоне роста аналогичного показателя среди персонала ОАО «СХК» это вряд ли можно считать разумным. Низкий уровень заработной платы в 2-3 раза меньше, чем у персонала поднадзорных предприятий и отсутствие социальных льгот не дает возможности привлекать как молодых специалистов на работу в отдел для передачи им опыта старшего поколения, так и высококвалифицированный персонал, который потребуется отделу через несколько лет. В первую очередь из-за достижения сотрудниками отдела предельного возраста пребывания на государственной службе. Что настанет очень скоро, потому как средний возраст сотрудников отдела около 55 лет.

Думается, дальнейшему повышению качества и эффективности работы послужит и решение следующих проблем:

1.          Обеспечение отдела необходимым количеством служебных помещений.
Так для размещения работников Отдела по 2 человека в рабочем кабинете необходимо выделение 2 кабинетов и 1 рабочей комнаты для хранения архивных дел, расходных материалов, приборов и т.д.;

2.          Проведение ремонта (текущего) в помещениях Отдела (ремонт не производился более 20 лет);

3.          Выделение в аренду современной офисной мебели;

4.          Обеспечение отдела информационными технологиями:
- подключение выделенного компьютера Отдела к внутренней сети ОАО «СХК» для ознакомления с необходимой технической документацией, для оперативного обмена информацией, консультацией по вопросам надзора,
- доступ сотрудников Отдела к фондам технической библиотеки;

5.          Оказание оперативной помощи в обслуживании, ремонте и утилизации компьютерной оргтехники. Так как в настоящее время данные вопросы Отделом решаются через СМТУ, находящимся в городе Новосибирске, что требует большого объема времени;

6.          Рассмотреть вопрос об юридических консультациях с юристами ОАО «СХК» для проработки вопросов, касающихся отношений при осуществлении надзора и лицензирования;

7.          Установить порядок в части предоставления служебного
автотранспорта для обеспечения доставки инспекторов к месту проведения инспекций, участия в экзаменационных и приемочных комиссиях, противоаварийных тренировках и особенно в аварийных и экстренных ситуациях.

С уважением
Депутат Законодательной Думы Томской области Председатель контрольной комиссии В.Г.Долгих


PS. Копии обращения направлены Генеральному директору ГК "Росатом" Кириенко С.В. и Главному Федеральному инспектору в Томской области Сирчуку В.Н
.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3235