Бессистемные Основы научной политики РФ
Дата: 19/08/2011
Тема: Атомная наука


Игорь Ефимов, профессор,.вице-президент Russian-speaking Academic Science Association

В России, как и во многих демократических государствах мира, начался новый политический цикл, связанный с выборами лидера страны. Время выборов – это время подведения итогов четырёхлетнего президентства Дмитрия Медведева. Президент Медведев, который, по-видимому, собирается бороться за новый, теперь уже шестилетний, срок, начал излагать свою предвыборную платформу. Судя по всему, российские выборы будут значительно отличаться от выборов других стран, потому что их итоги будут предрешены не в момент голосования в 2012 году, а в 2011-м, в момент приватного «голосования» партии власти за своих двух кандидатов, Медведева и Путина.


Оба кандидата стали представлять свои предвыборные платформы. Медведев начал с проекта реформ в области науки и технологий, которые он планирует на следующий срок своего президентства. Этот документ беспрецедентен в истории России (в 2002 году Владимир Путин подписал «Основы…» до 2010 года. – STRF.ru), но не в мировой истории. До него был знаменитый проект научных реформ США, разработанный советником президента Рузвельта по науке Ванниваром Бушем (Vannevar Bush, Director of the Office of Scientific Research and Development, USA).

Ваннивар Буш (никак не связанный с двумя президентами Бушами) руководил несколькими тысячами научных проектов, финансируемых правительством США во время Второй мировой войны, включая проекты по разработке ядерного оружия, радаров, детекторов снарядов противовоздушной обороны и массового производства антибиотиков. За время войны США сумели создать сильную систему господдержки прикладных научных проектов, которые внесли значительный вклад в победу союзников над Германией и в развитие науки, медицины и технологии. Понимая важность сохранения потенциала США в области науки и технологии в послевоенный период, который должен был стать периодом расцвета страны и выхода её на лидерские позиции в мире, президент Рузвельт поручил своему советнику разработать концепцию послевоенной государственной поддержки науки в стране. Президент поставил чёткую задачу Бушу, который должен был сформулировать рекомендации по четырём пунктам:
  1. С одобрения военного ведомства сделать достоянием гласности вклад США во время войны в научное знание.
  2. Подчеркнув военные достижения в борьбе против заболеваний, разработать программу дальнейшего развития биомедицинской науки.
  3. Определить роль правительства в помощи научной деятельности в частных и общественных организациях.
  4. Разработать эффективную программу по поиску и развитию научного таланта среди американской молодёжи, для того чтобы будущее научных исследований в стране было гарантировано на уровне, достигнутом во время войны.
Следуя указаниям президента Рузвельта, Буш создал несколько комитетов из числа лидеров в разных областях науки и технологии, с которыми он работал год. По результатам работы этих комитетов он представил президенту доклад «Наука – бесконечная граница» (“Science The Endless Frontier”). Этот доклад стал фундаментом развития науки США, благодаря которому Америка обрела статус безоговорочного лидера науки, технологии и экономики послевоенного периода.

Дмитрий Медведев попытался сделать что-то подобное, опубликовав «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Увы, ни название, ни содержание документа не идут ни в какое сравнение с докладом Буша. Непонятно, кто разрабатывал документ, который вряд ли станет таким же судьбоносным для России, как его американский прототип для Америки.

Ваннивар Буш в своём докладе 1945 года сформулировал конкретные предложения по реформированию системы финансирования науки, заложив основу работы научных фондов США. Он также предложил программу создания исследовательского университета, ставшего основным институтом развития мировой науки.

«Основы политики…» Медведева 2011 года – бессистемное перечисление задач и целей, по-видимому, составленных путём согласования мнений представителей разношёрстных организаций и ведомств без единого плана или концепции.

Общие положения этого документа, которые определяют основы политики в отношении науки и технологии, даже не упоминают ценность человеческого капитала, который является основополагающим фундаментом высоких технологий и их выхода в прикладные области: оборону, безопасность, экономику и пр. Таким образом, научный талант России не служит основой этого варианта политики в области науки и технологии, что вызывает недоумение во время ожесточающейся конкуренции всех стран мира за таланты. За последний год, несмотря на кризис или благодаря ему, в США приём аспирантов из Китая увеличился на 23 процента.

Документ также не ставит целью разрешить одно из важнейших противоречий в области науки и технологии, доставшихся по наследству от СССР. Это противоречие – пропасть между наукой и образованием, которая не существует ни в одной развитой стране мира. Наука во все времена делалась и делается в вузах, которые, благодаря Ваннивару Бушу, сначала в США, а потом и во всём развитом мире стали современными исследовательскими университетами, в которых создавалось практически всё научное знание последнего полувека. Советские реформы привели к тому, что наукой занимались первоклассные специалисты, которые не передавали свой опыт новым поколениям студентов, а преподавание доверили профессорам, мало понимающим в современном состоянии науки. Без реформирования этого разрыва Россия вряд ли выйдет на конкурентные позиции в науке и технологии и освоит «шестой технологический уклад», который предполагает создание конкурентоспособного научно-образовательного сообщества мирового уровня. Увы, данная концепция не предлагает системный подход к решению этой проблемы, ограничиваясь хоть и полезными, но бессистемными разрозненными начинаниями.

Позитивные факторы современного состояния науки в России, перечисленные в документе, представляются воображаемыми: стратегическое госпланирование, мобильность кадров, сила научных школ, плодотворное взаимодействие РАН и вузов, защита интеллектуальной собственности.

Какое госпланирование? Какие научные школы мирового уровня? Какое взаимодействие РАН и вузов?
Среди факторов, сдерживающих развитие науки в России, в документе поражает отсутствие следующего:
  1. Близость псевдоучёных и откровенных лженаучных проходимцев к высшей власти, что влияет на качество принятия решений в области науки, технологии и инноваций.
  2. Отсутствие меритократии и системы экспертной оценки мирового уровня в научных институтах страны и фондах научного финансирования.
  3. Продолжающаяся утечка мозгов и отсутствие взаимодействия с научной диаспорой.
Тем не менее среди конкретных пунктов по реализации этой стратегии много полезных направлений, связанных с вопросами кадровой политики, вхождения в мировое научное сообщество. Среди них стоит отметить:
  1. Создание национальной системы оценки результативности и эффективности научных организаций на основе мировых стандартов.
  2. Упрощение налоговых и таможенных режимов, связанных с наукой.
  3. Обеспечение доступа к мировой научной информации.
  4. Развитие объективной государственной статистики в секторе науки.
  5. Развитие спроса на науку.
  6. Расширение инфраструктуры инновационного предпринимательства.
В целом документ вызывает двойственные чувства. С одной стороны, есть некоторые полезные начинания. А с другой, бессистемность и рыхлость этой стратегии порождает сомнения не только в её реализуемости, но и в серьёзности намерений анонимных разработчиков. Сила и важность плана Ваннивара Буша исходила из того факта, что его автор был ведущим учёным и администратором науки США, знакомым со всеми аспектами научно-образовательного сообщества своей страны и с политическими реалиями послевоенного мира. Он опирался на мнение многих экспертов науки. «Основы…» Медведева, по-видимому, писались анонимной группой экспертов из его Аппарата, которые пока мало чем могут похвастаться в области научного творчества, или представителями научной администрации. Жаль, что подготовка такого важного документа не была поручена лидерам науки России, в том числе из состава научной диаспоры, которая в нём вообще не упомянута.


Опубликовано на сайте "Наука и технологии РФ" 18.08.2011






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3218