Где взять радиоактивные отходы для Сайды
Дата: 18/02/2011
Тема: Обращение с РАО и ОЯТ


В.А.Перовский, Санкт-Петербург 

Прибрежная полоса Кольского полуострова в районе губы Сайда с недавних пор стала местом большой стройки. На площади в 20 га создается пункт хранения реакторных отсеков (РО) и корабельных радиоактивных отходов (РАО). Строительство финансируется Германией в рамках «Глобального партнерства», научное сопровождение и проектирование осуществляется профильными российскими институтами, все решения одобрены экспертным сообществом. Но если размещение освобожденных от ядерного топлива РО закономерно, то создание Центра обращения с РАО вызывает вопросы и отнюдь  не экологического свойства.


Устье реки Сайда на западном берегу Кольского залива издавна славилось рыбой, охотничьими угодьями и особым микроклиматом. Не случайно последний русский царь разрешил здесь поселиться финской общине, отколовшейся от исторической родины по религиозным соображениям. После череды преобразований община трансформировалась в процветающий рыбоконсервный завод, чья продукция отличалась отменными вкусовыми качествами и пользовалась большим спросом (здесь добывалась рыба сайда, отсюда названия реки, бухты и поселения Сайда-Губа).



Рис.1. Кольский залив, гб Сайда.

Автору довелось впервые ступить на берег этой бухты в 1958 г. во время преддипломной практики на кораблях Северного флота. Как-то после учений наш эсминец пр. 30-бис зашел на якорную стоянку в гб Сайда и командир разрешил стажерам-мичманам высадиться на берег. До сих пор стоят перед глазами незаходящее июльское солнце, гладь песчаной отмели с вкраплениями сочной зелени и стадо черно-белых коров под сопкой.
div>
К 1970-м гг. гражданские предприятия из поселка Сайда-Губа были выведены. Там начала базиратся дивизия кораблей консервации, а по соседству стала разворачиваться  группировка ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН).

Второе рождение

Первое соединение атомных подводных лодок (ПЛА) Северного флота в составе 10 только что сошедших со стапеля кораблей (7 торпедных пр. 627-А и 3 ракетных пр. 658) было сформировано в 1961 г., а к исходу 1980-х гг. в подводном флоте началась смена поколений с ликвидацией устаревших атомных лодок. Ключевым звеном утилизации являлось обращение с реакторным отсеком (РО) – секцией ПЛА, содержащей бездействующие реакторы с выгруженными активными зонами.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.09.1986 № 095-296 было решено для захоронения реакторных отсеков использовать подземные выработки на Кольском полуострове, первоначально предназначавшиеся в качестве бухт-укрытий для действующих группировок атомных лодок Северного флота. По ряду причин затея не удалась, процесс утилизации ПЛА пошел по обходным схемам и свелся к вырезке и содержанию РО на плаву в составе трех и более смежных отсеков. Пунктом временного отстоя плавблоков с РО была определена гб Сайда. Первыми в 1990 г. туда были переведены многоотсечные блоки от ПЛА заказов 904 (пр.658), 905 (пр. 659), 906 (пр. 701), 422 и 402 (пр.667А) с выгруженным ОЯТ и демонтированными шахтами ракетных установок.

Акватория гб Сайда превращалась в безразмерную флотилию реакторных блоков. Технологическая незавершенность операций заводили процесс утилизации в тупик (см. «Об утилизации без прикрас», «Атомная стратегия» № 02(34), 2008 г.). Реализовать модель поточной утилизации и уйти от ненужных издержек можно было путем внедрения наземного хранения РО без разборки паро-производящих установок (ППУ).

 

Рис.2. Пункт хранения реакторных отсеков в гб Сайда (ПДХ РО), 2009 г.
        Слева – административно-технологический комплекс.
        На заднем плане - строящийся Центр хранения (ЦКДХ РАО).

В 1995 г. на Международном семинаре по проблемам утилизации ПЛА (Москва, РАН) автор представил доклад «Приповерхностное хранение реакторных отсеков утилизируемых ПЛА в прибрежной полосе Кольского п-ова». Годом позже трое офицеров запаса, прошедших службу в Техническом управлении Северного флота (капитан I ранга Деркач В.М., контр-адмирал Рогачев Е.К. и автор статьи) в инициативном порядке выполнили ТЭИ по обоснованию стационарного хранилища РО в гб Сайда. Хранение предполагалось до естественного распада радиоактивности в конструкциях ППУ (250-300 лет). Идею активно поддержали начальник ГТУ ВМФ вице-адмирал Топилин В.С., директор СРЗ «Нерпа» Стеблин П.С., губернатор Мурманской области Евдокимов Ю.А., первые лица ряда профильных ведомств.

Но понадобилось еще 5 лет, чтобы в июне 2001 г. появилось распоряжение Правительства РФ № 840-р о сооружении пункта длительного хранения (ПДХ) реакторных отсеков в районе гб Сайда за счет средств Германии, выделяемых в рамках «Глобального партнерства». В августе 2006 г. объект был сдан в эксплуатацию. В настоящее время на твердом основании содержится 40 одноотсечных реакторных блоков.



Рис.3. Пункт хранения реакторных отсеков в Хэнфорде (США), 1993.
        На первом плане российские участники движения «Врачи без границ».

Сходную проблему в США решили ещё в 1986 г., организовав   наземное хранение РО. Первый реакторный отсек утилизируемой ПЛА был доставлен на площадку в Хэнфорд. Сейчас там содержится до 100 отсеков, причем незамысловатое оборудование площадки заметно отличается от наворотов российского пункта хранения в гб Сайда (рис. 3, 4). Кроме пункта хранения РО прагматичные американцы никаких промышленных объектов для утилизации ПЛА не создавали (из отчета «Вывод из эксплуатации, утилизация и захоронение атомных подводных лодок ВМС США» - «U.S. NAVAL Nuclear powered submarine inactivation, disposal and recycling», September 1993).

Наследие

ОЯТ.
Разговоры о ядерном наследии советского атомного флота уже утомили. На этой теме выросло и получило известность не одно поколение экспертов, чьи выводы рассчитаны на непросвещенных дилетантов. Но вот реальные цифры по отработавшему ядерному топливу (ОЯТ).

За период 1973-1998 гг. техническими базами Северного и Тихоокеанского флотов в плановом порядке было отправлено на х/к «Маяк» 460 отработавших активных зон (аз). С 1998 г. (с этого года Минатом освободил ВМФ от функций заказчика-координатора по утилизации кораблей с ЯЭУ) и по настоящее время в ходе утилизации ПЛА вывезено не менее 260 отработавших зон, а общее количество переданного на переработку ОЯТ составляет примерно 730 корабельных зон. В хранилищах бывших БТБ осталось не более 125 отработавших зон водо-водяных реакторов (100 аз в гб Андреева, 20-25 аз в гб Сысоева), что составляет 17 % от ОЯТ, уже вывезенного с объектов ВМФ. Для квалифицированного, готового к нештатным ситуациям персонала БТБ выгрузка оставшегося ОЯТ из теряющих герметичность упаковок была привычной процедурой. Проблемы с вывозом ОЯТ возникли с 1991 г., когда х/к «Маяк» перешел на рыночные отношения и перестал предоставлять ВМФ спецтранспорт без предоплаты.

РАО. Столь же устойчивым остается заблуждение о чрезмерном количестве корабельных РАО, хотя их объем никогда не превышал 0,01 % объема радиоактивных отходов, накопленных на трех комбинатах «Росатома». Об оставшемся наследии говорить не приходится, поскольку все жидкие и большая часть твердых отходов ВМФ, Атомфлота и Судпрома в 1959-1993 гг. были слиты и затоплены в арктических и дальневосточных морях.

Справка Затопление РАО практиковали все ядерные державы, в том числе и СССР. В монографии «Белая книга – 2000. Техногенная радиоактивность морей Арктики и Дальнего Востока России. Оценка радиологических последствий удаления радиоактивных отходов» (под редакцией проф. Ю.В. Сивинцева, 2005 г.) дана количественная оценка последствий сбросов РАО в морях Арктического и Дальневосточных регионов, указана нормативная база, описаны все операции по сливу ЖРО и затоплению ТРО, осуществленные в арктических и дальневосточных морях в 1960-1990 гг.

Автору статьи довелось участвовать в процедурах по удалению РАО в морскую среду, что позволяет привести некоторые цифры о захоронениях в морях Северного региона. В 1983-1991 гг. танкерами пр. 1783А и транспортом пр. 11510 «Амур» было выполнено 28 партий по сливу ЖРО общим объемом в 37630 м3 и суммарной активностью по β, γ-излучателям 6341,9 Ки (5278,5 Ки приходится на аварийные сбросы в результате разгерметизации I контура ЯЭУ на ПЛА пр. 675 «К-172» в июне 1989 г.). Среднегодовой сброс на период 1983-1991 гг. составил 4700 м3/год, ранее он доходил до 5500 м3/год.

В 1987-1991 гг. транспортом «Амур» было выполнено 7 рейсов для затопления ТРО с общим объемом 1505 м3 (970 упаковок) и суммарной активностью в 460,83 Ки. Номенклатура, объем и дата затоплений ТРО и ЖРО приведены в таблицах 1 и 2.

Табл. 1. Затопления ТРО, выполненные транспортом «Амур» в 1987-1991 гг.

№ п/п
Дата
Объем, м3
Количество упаковок (контейнеров)
Номенклатура
Общая
активность, Ки
1
04.11.1987
199
54
ПГ - 4 ед., ЦНПК - 18 ед., СОШ - 3 ед., бочки-ловушки ФА - 15 ед.
275
2
28.09.1988
210
231
Инструмент, упаковочные материалы, ср-ва защиты, одежда, мусор
15,7
3
11.09.1989
263
172
ЦНПК – 1 ед., инструмент, упаковочные материалы, средства защиты
38,13
4
06.10.1989
156
84
ПГ – 72 ед.
48,9
5
30.10.1989
140
57
ПГ – 56 ед.
24,1
6
26.10.1990
219
222
Бочки-ловушки ФА – 7 ед., инструмент, ветошь, ср-ва защиты, мусор
23,4
7
Авг.-сент. 1991
318
150
ЦНПК – 4 ед., ПГ – 2 ед.,
бочки-ловушки ФА – 2 ед.
35,6

1505
970
460,83

Табл. 2. Сливы ЖРО, выполненные транспортом «Амур» в 1987-1990 гг.

№ п/п
Дата
Объем, м3
Общая
активность, Ки
Объемная
активность, Ки/литр
1
29.10.1987
493
7,731
1,75∙10-6
2
12.03.1988
315
0,282
1,40∙10-6
3
24.05.1989
455
3,900
1,00∙10-5
4
08.09.1989
364
5278
4,30∙10-2
5
24.04.1990
751
0,940
4,50∙10-6
6
30.10.1990
570
3,480
7,50∙10-6

2948
5294,333
 

Большая часть ТРО предварительно складировалась на БТБ в гб Андреева и далее транспортами (птб «Володарский», птб «Лепсе», тр. «Амур») вывозились на затопления в районы Карского моря. Отдельные партии ТРО, образовавшиеся на заводах в Северодвинске, Полярном и «Нерпе», формировались самостоятельно. В ряде случаев для сбросов РАО использовались списанные корабли Северного флота. Так, в 1985 г. на 10 Судоремонтном заводе в г. Полярный был законвертован бывший СКР пр. 50 «Леопард», затопленный вместе с ТРО (~800 т). Прохождение ТРО через гб Андреева в 1985-1989 гг. приведено в таблице 3.

Табл. 3. Прохождение ТРО через БТБ в гб Андреева в 1985-1989 гг.

Виды ТРО
1985
1986
1987
1988
1989
1990
Всего за 5 лет
Фильтры активности (фильтры-ловушки)
14
16
18
18
22
9
97
Контейнеры с ТРО средней и низкой активности (шт/м3)
162
243 м3
336
705 м3
184
292 м3
147
204 м3
190
361 м3
86
160 м3
1105
1965 м3
Высокоактивные стержни СУЗ (шт)
100
180
260
300
200
200
1240
Высокоактивные подвески ИК (шт)
50
90
130
150
100
100
620
Высокоактивные экранные сборки (шт)
-
02
-
-
-
-
02
Крышки реакторов (шт)
03
-
-
-
02
02
07
Транспортные средства (шт)
01 а/м КрАЗ-256
02 а/м
БелАЗ-540
-
02 а/кран
«Ивановец»
-
01 а/кран
КС-4361А
01 а/м БелАЗ-540
07
Оборотные транс. чехлы типа 22 и 24
Не менее 2500 чехлов за период
Примечание. Из 1105 контейнеров передано на плавсредства и захоронено в море 496 контейнеров.

В 1960-1990 гг. практически установилось равновесие между образованием и ликвидаций радиоактивных отходов в морях арктического и дальневосточного бассейнов. Применительно к Северному региону этот баланс выглядел следующим образом:

- Все жидкие РАО, полученные в результате деятельности Северного флота, Мурманского пароходства и Судпрома, были слиты в Баренцево и Карское моря. Ежегодное образование (и сброс) доходило до 5 тыс.м3/год, суммарно за весь период – до 150 тыс.м3.

- Ежегодный объем твердых РАО доходил до 1200-1300 м3/год (СФ, ММП, Судпром) и суммарно к 1991 г. составил 40-42 тыс.м3. Половина этих  ТРО была затоплена, оставшаяся часть размещена в пунктах временного хранения (гб Андреева ~16 тыс.м3, Северодвинск и «Атомфлот» в Мурманске ~5-6 тыс.м3).

- В 1960-1970 гг. были затоплены реакторный блок а/л «Ленин» (включая экранную сборку с 60 % невыгруженного топлива), аварийный реакторный отсек ПЛА «К-19», реакторный отсек ПЛА «К-11» с аварийной аз, реактор ПЛА «К-140» с аварийной аз, реакторные отсеки ПЛА «К-3» и «К-5» с выгруженными аз. В сентябре 1982 г. в Карском море была затоплена ПЛА «К-27» с неразгруженными реакторами ЖМТ.

Из сказанного выше следует: ядерное наследие Северного флота, включающее многолетний объем РАО и корабельные отсеки с проблемным ОЯТ, покоится на дне Ледовитого океана. Оценка последствий длительных сбросов источников радиации в океаны – не тема настоящей статьи. Как утверждают авторы «Белой книги – 2000», «...радиоэкологические последствия удаления в моря РАО отечественного атомного флота были минимальными, эти операции не сопровождались реальной радиационной опасностью для населения и окружающей среды» (проф. Сивинцев Ю.В., «Затопление ядерных и радиационно-опасных объектов (прошлое, настоящее, будущее)», Российский Зеленый крест – 2008, СПб)[1].

Уходящая натура

Постановлением Правительства РФ от 23.07.1993 № 710 сбросы РАО в море были запрещены. Предполагалось, что с этой проблемой справится новое поколение судов обслуживания: «Амур» на Северном флоте и «Пинега» - на Тихоокеанском. Но этого не случилось. Разрекламированные как не имеющие мировых аналогов установки по переработке жидких РАО на судах пр. 11510 продемонстрировали ничтожную эффективность. Но для ВМФ запрет на сбросы в море при отсутствии альтернативных технологий прошел безболезненно. Состав атомных группировок на Севере и Дальнем Востоке с 1990-х гг. стремительно сокращался. Выход корабельных РАО в объемах 1960-1980-х гг. становился «уходящей натурой», что не вяжется с буйными фантазиями экспертов, зацикленных на возрастании объемов РАО от деятельности флота.

В монографии «Проблемы ядерного наследия и пути их решения» [2], подготовленной специалистами «Росатома» и учеными ряда институтов (включая РАН), на стр. 195 читаем следующее: «...К 1998 г. на БТБ и судах АТО скопилось огромное количество жидких и твердых РАО. Увеличение темпов утилизации АПЛ с 1999 г. резко увеличило эти количества».

Оспаривать утверждения авторитетного ученого сообщества как-то неловко. Но если от привычных стереотипов перейти к реальным фактам и цифрам, вырисовывается совсем иная картина. Документально подтверждено, что 35 лет все жидкие и большая часть твердых РАО (продуктов эксплуатации, ремонта и модернизации кораблей ВМФ с ЯЭУ) захоранивались в море][1]. Сбросы были санкционированы Минздравом СССР и на 80 % состояли из оборудования и жидких сред, полученных при ремонте ПЛА.

К моменту расформирования БТБ и образованию СевРАО (2000 г.) на бывших объектах СФ в гб Андреева и пос. Гремиха находилось до 18 тыс.м3 твердых и около 2,5 тыс.м3 жидких РАО. Одновременно на судах обслуживания (4 плавтехбазы пр. 326М, 4 танкера пр. 1783А, 3 ПТБ пр.2020, тр. «Амур») содержалось до 3-4 тыс.м3 ЖРО. Суммарный объем корабельных РАО в 24 тыс.м3 – мизерная величина по сравнению с объемами, скопившимися на АЭС и предприятиях «Росатома».

 Трудности флота заключались не в количестве РАО, а в низком техническом уровне средств обращения с отходами и крайне несовершенных  сооружений для хранения ОЯТ и РАО (см. статьи «Базы для реакторов», Атомная стратегия, № 43–2009; «К аварии привели проектные ошибки», Атомная стратегия, № 46–2010).

Утилизация как фактор сокращения РАО

Неизбежное увеличение объемов РАО при утилизации ПЛА многим казалось неоспоримой аксиомой. Иные взгляды на процесс считались чуть ли не крамолой. В ожидании больших объемов жидких РАО на заводах в Большом Камне, Северодвинске и «Атомфлоте» (Мурманск) совокупная мощность по переработке ЖРО были доведены до 17 тыс.м3 в год. Вопреки прогнозам обвальная утилизация отечественного атомного флота привела не к увеличению, а к резкому (на порядок) сокращению выхода РАО, что обусловливалось следующими причинами:

- для ВМФ России (как и ВМС США) была принята модель утилизации ПЛА без разборки ЯЭУ, с сохранением реакторного отсека в качестве защитного контейнера;

- исключались процедуры, характерные для ремонта, модернизации, перезарядки реактора, сопряженные со значительным выходом РАО;

- выгрузка ОЯТ из реакторов в отличие от плановой перезарядки не влекла за собой обновление реакторного оборудования, смену сред I-III контуров, испытания ЯЭУ и т.д.;

- вырезка РО из корпуса ПЛА велась по кромкам смежных отсеков, не подверженных радиоактивному загрязнению;

- объем  осушаемых контурных вод был невелик, размещение ТРО согласно действующим нормативам допускалось в реакторном отсеке.

По данным еженедельника «Атом-пресса» (4/2002) суммарно в Северном и Восточном регионах в 2001 г. было образовано и переработано 1966 м3 ЖРО (тогда же было утилизировано 16 ПЛА и выгружено ОЯТ из 35 реакторов). В 2004 г. по данным «Бюллетеня по атомной энергии» (3/2005) при тех же объемах утилизации было переработано 874 м3 ЖРО. В 2002-2009 гг. было переработано 2,5 тыс.м3 ЖРО и переведено в безопасное состояние 10 тыс.м3 ТРО (за этот же период утилизировано 74 ПЛА, выгружено ОЯТ из 144 реакторов, вывезено из Гремихи две партии ОЯТ) [3].

Экстраполяция приведенных данных подтверждает, что выход РАО на пике утилизации оказался в 15 раз меньше, чем при плавающем атомном флоте в 1970-1980 годах.

Прогнозы

Согласно утвержденному «Росатомом» заданию на проектирование от 09.11.2007 в районе гб Сайда предполагается разместить 100 тыс.м3 РАО, из которых 42 тыс.м3 будут результатом утилизации и реабилитации объектов ВМФ, 52 тыс.м3 – продукты разделки реакторных отсеков после длительного хранения.

Номенклатура РАО, их объемы и источники образования для Северного региона были обозначены в докладе авторов (ИБРАЭ РАН, «Курчатовский институт», НИКИЭТ и др.) на II Международном ядерном форуме в Санкт-Петербурге [4], где утверждалось: «Процесс образования РАО, несмотря на завершение к 2010-2012 гг. утилизации выведенных из эксплуатации АПЛ, не прекратится, а станет еще более интенсивным в связи с предстоящей утилизаций надводных кораблей (НК) с ЯЭУ, судов атомного технологического обслуживания (АТО) и особенно реабилитации пунктов хранения ОЯТ и РАО в гб Андреева и п. Гремиха... В дальнейшем их объем будет увеличиваться и к 2025-30 гг. может достигнуть более 140 тыс.м3». Для предельно сокращенной группировки атомных кораблей Северного флота, практически законченной утилизации 120 ПЛА подобные прогнозы ошарашивают.

Постараемся разобраться – так ли это?

Надводные корабли с ЯЭУ

Из четырех атомных крейсеров только «Петр Великий» демонстрирует присутствие России в Мировом океане, остальные 3 корабля этой серии с 1990-х гг. находятся в ремонте и, по сути, обречены на утиль (два на СФ-2, один на ТОФ). Желающих поставить крест на будущем крейсеров и разделать их на металл предостаточно (в США первый атомный авианосец «Энтерпрайз» служит 50 лет и лишь в 2013 г. намечен вывод его из эксплуатации).

Но вот в июле 2010 г. официально объявляется о глубокой модернизации и возвращении в состав ВМФ всех ТАРК пр. 1144. На совещании в Северодвинске 13.12.2010 г.  в присутствии В.В. Путин обещал выделить в рамках программы вооружения 5 трлн руб. военно-морскому флоту [5]. Это вселяет надежду, что в ближайшие 15 лет два надводных корабля с ЯЭУ на Северном флоте не станут объектами утилизации и источником дополнительных РАО. Лишь у первенца ТАРК «Адмирал Ушаков» (ранее «Киров») могут возникнуть проблемы с реактором, из-за чего корабль с 1991 г. не выходил в море.

Суда АТО

Из судов технологического обслуживания наибольшую значимость как объекты утилизации представляют плавучие технических базы (ПТБ пр. 326) и наливные танкеры (ТНТ пр. 1783А) – по 8 единиц на каждый флот. Для Северного флота 4 плавтехбазы (ПМ-124, ПМ-128, ПМ-78 и ПМ-50) были построены на «Севмаше» в 1960-1966 гг. и там же позднее прошли модернизацию по пр. 326М. Каждая ПТБ разбита на 8 отсеков, в трех из которых находилось оборудование, предназначенное для работ с радиоактивными средами:

- отсек-хранилище ОЯТ – с двумя баками для ОТВС (диаметр – 3,6 м, высота – 3,5 м);

- отсек-хранилище ЖРО – с тремя емкостями-монжусами (25м3 х 3);

- отсек дезактивации – с многоразовым контейнером для стержней СУЗ, постаментами для перегрузочного оборудования, двумя цистернами вод дезактивации (30м3 х 2).

Конструктивно отсеки представляют собой полые параллелепипеды с усиленной защитой из углеродистой стали (δ – 40 мм), плакированной листами нержавейки.

Справка. При прохождении службы на ПМ-128 (1962-65 гг.) автору не раз приходилось руководить работами по вскрытию хранилища ЖРО, разборке верхней плиты хранилища ОЯТ, участвовать в демонтаже баков-хранилищ при модернизации ПМ-124 на «Севмаше» в 1973 г. Специалисты ЦКБ «Айсберг» предложили простую систему люковых укрытий, обеспечивающих доступ и  демонтаж блоков хранения целиком.

Объемы радиоактивного оборудования (блок хранения, емкости ЖРО, трубопроводы, настилы, ограждения) составляют не более 270 м3 на каждую ПТБ, суммарно на все 4 корабля – не более 1100 м3 [6].

Серия из четырех танкеров пр. 1783А была построена в Выборге в 1966-1970 гг. Каждый ТНТ конструктивно имеет 8 цистерн (условный параллелепипед из нержавейки 10м х 5м х 2м) для приема 870 м3 ЖРО. Объем металла с остаточным радиоактивным загрязнением после осушения цистерн – 70-80 м3, суммарно от разделки всех четырех судов – не более 320 м3. Если к результатам утилизации ПТБ и ТНТ присовокупить тр. «Амур» (в части емкостей для приема ЖРО) общий выход РАО от утилизации судов АТО не превысит 1500 м3.

Реабилитация БТБ

Печатные СМИ и Интернет пестрят публикациями с изображением угрюмых строений бывших баз перезарядки реакторов в гб Андреева и п. Гремиха, где десятый год ведется их реабилитация. Эксперты с учеными регалиями предсказывают, что к имеющимся в гб Андреева  17 тыс.м3 РАО в ближайшие годы прибавится еще 10,5 тыс.м3 твердых и 45 тыс.м3 жидких РАО [4].  В расчеты создания инфраструктуры обращения с ОЯТ и РАО проектировщики из ВНИПИЭТ закладывают объемы ТРО в 25 тыс.м3 и ЖРО в 49 тыс.м3. На форуме-диалоге 2009 г. специалисты «Росатома» объявили о планах перемещения в гб Сайда 32 тыс.м3 ТРО, соответственно 28 тыс.м3 из гб Андреева и 4 тыс.м3 из п. Гремиха [3].
 
Если отвлечься от прогнозных цифр и словесной шелухи вокруг гб Андреева, реальными источниками РАО на бывшей БТБ являются:
- площадка с хранилищами ТРО;
- действующий блок хранения ОЯТ (БСХ);
- пустующее хранилище ОЯТ (здание 5).

Площадка с хранилищами ТРО

В приповерхностных боксах, построенных в 1960-х гг. по проекту 23 ГМПИ ВМФ, и созданных хозспособом емкостях содержится до 14 тыс.м3 ТРО. Все отходы являются продуктами ремонта и перезарядки ПЛА. В 1989-1999 гг. появились наземные сооружения 67А и 67, где содержится до 4 тыс.м3 отходов, в том числе, фрагменты автотехники и оборудования, ранее находившиеся на открытых площадках. Частично под ТРО используются 400-кубовые емкости, оставшиеся от нереализованного комплекса водоочистки. С расформированием БТБ ни в одном боксе (емкости, гнезде) инвентаризация и обмеры РАО не проводились, и все цифры, включая результаты официальных исследований, носят условный характер. Велика вероятность того, что большая часть ТРО из-за естественного распада потеряла активность и представляет собой промышленный мусор.
 
Действующий блок хранения ОЯТ

Ликвидация блока трех «сухих» хранилищ ОЯТ – ключевой этап реабилитации БТБ. Генпроектировщик (ВНИПИЭТ) заведомо связывает процедуру удаление ОЯТ с просыпями из топливных сборок и, соответственно, с массовым выходом вторичных РАО. Разговоры о деградации топлива не умолкают, но прямых доказательств разрушения ОТВС нет. После ухода персонала БТБ (в 2000 г.) из хранилищ не выгружено ни одной сборки, в том числе, для выборочных материаловедческих исследований, что допускает вольные толкования о состоянии хранящегося ОЯТ. С учетом побочных технологических процедур, включая осушение гнезд хранения, общий выход РАО при разгрузке БСХ не превысит 3-4 тыс.м3, что на порядок меньше величин, объявленных генпроектировщиком.

Пустующее хранилище ОЯТ – здание 5

 После аварии 1982 г. и полной выгрузки отработавшего топлива (в 1983-1989 гг.) здание сохраняет накопленную активность. При объеме здания в 168 тыс.м3 (длина – 74 м, ширина – 15 м, высота – 14 м) 1/3 объема составляют конструкции и оборудование с радиоактивным загрязнением, то есть скрытые РАО.

Сторонников полной разборки здания немало. Спор с ними принимает схоластический характер и становится бессмысленным. Единственно приемлемым вариантом является снижение этажности и захоронение оставшихся конструкций и оборудования по месту (т.н. «серый холм»). В этом случае проблема скрытых РАО в здании 5 может быть разрешена рациональным образом.

Справка. Автору на пике аварии довелось находиться в подвальной части здания и на себе испытать техногенный дождь, который насыщал все строение радионуклидам, включая цезий-137 и стронций-90 («Атомная стратегия», 46/2010).

Перечисленные выше группы источников РАО (сооружения БТБ, суда АТО, надводные корабли с ЯЭУ) при самых консервативных расчетах дадут к 2025-2030 гг. приращение РАО не более 10 тыс.м3, что в разы меньше официальных прогнозов. Но предпочтение отдается большим цифрам, какие бы прогнозные «пузыри» за ними не скрывались. На семинаре по губе Андреева в Оксфорде российский представитель докладывал следующее: «предполагается, что за 15 лет эксплуатации цехов по обращению с ОЯТ и РАО поступит примерно 38200 м3 вновь образующихся ЖРО…Общее количество ЖРО, которое необходимо переработать в течение срока реабилитации  объекта (гб Андреева), составит 48100 м3» [7].

Переименование хранилищ в цеха сути процедур не меняет. Ожидание 38 тыс.м3 (и даже 48 тыс.м3) ЖРО при выгрузке ОЯТ комментариям не поддается. Это в 10 раз превышает объем всех сооружений с ОЯТ и предполагает гипотетический выход 2 м3 жидких отходов на каждую извлекаемую сборку весом в 10-20 кг. Хотя доподлинно известно, что в одном из трех хранилищ (емкость 2а) все ячейки с ОТВС сухие, в емкостях 2б и 3а вода лишь обозначена. Но собравшимся в Оксфорде было недосуг вникать в такие технические подробности.

Экспертное сообщество заворожено фактором больших цифр. Для переработки 48 тыс.м3 отходов в гб Андреева предусмотрено строительство здания спецводоочистки и нового хранилища для отвержденных ЖРО и кондиционированных ТРО с хранением в течение 50 лет [7]. Но как все эти новостройки увязываются с созданием Центра кондиционирования и хранения РАО в гб Сайда и перемещением туда 28 тыс.м3 ТРО из бывшей БТБ?

Кондиционирование как последняя надежда

Не всем понятный термин «кондиционирование» (от лат. сondicio – условие, норма) согласно ГОСТу Р 50996-96 означает перевод радиоактивных отходов в форму, пригодную для транспортирования, хранения и захоронения. Суть процедуры кондиционирования – упорядочение сферы обращения РАО в целом. Применительно к гб Андреева только за счет рациональной упаковки и отделения утративших активность материалов можно сократить объем ТРО в 2-3 раза. Поскольку операции по кондиционированию (сортировка, фрагментация, уплотнение), а также хранение упакованных ТРО и отвержденных ЖРО предполагается осуществлять на территории реабилитируемого объекта, объективно гб Андреева вряд ли может считаться поставщиком РАО в Сайду. На очереди РАО из реакторных отсеков, но и здесь проектировщикам грозит большой прокол.

В строящемся Центре кондиционирования и хранения РАО (ЦКДХ РАО) в районе гб Сайда половина мощностей (52 тыс.м3) выделена под хранение РАО, которые появятся после разделки 120 реакторных отсеков.

По большому счету экологических, экономических и иных резонов для разделки РО нет. Когда в 1995 г. бывшими офицерами Северного флота была предложена  модель наземного хранения реакторных отсеков, последующая разборка РО не предполагалась. Содержание бездействующих ЯЭУ в подобной форме рассматривалось как издержки ядерной энергетики. Корпус реакторного отсека ПЛА являлся идеальным контейнером, способным предотвратить выход радионуклидов во внешнюю среду до полного распада (300 лет). Имеющаяся судоремонтная база принципиально позволяет разобрать реакторный отсек, но через 50-70 лет для демонтированного корпуса реактора (ОК-350: вес – 31 т, высота – 4 м, диаметр – 1,7 м) и извлеченного оборудования ППУ понадобятся другие контейнеры и места изоляции от внешней среды. К тому же, представления о рациональном использовании возвратного металла от списанных кораблей ВМФ сильно завышены.

Справка. На отмели у мыса Нордкап (Норвегия) с 1994 г. лежит брошенный при буксировке крейсер Северного флота «Мурманск» (по количеству стали – это 15 реакторных отсеков). Авианосные крейсеры «Москва» и «Ленинград» задешево проданы в Индию. Полуавианосцы «Киев» и «Минск» (30 тыс. тонн стали каждый) за символическую плату куплены Китаем, где используются в развлекательных целях. Авианосец «Варяг» (однотипный с нашим «Адмирал Кузнецов») приобретен за 25 млн долларов у Николаевского судостроительного завода и превращен в полноценный корабль флота КНР. За 1945-1991 гг. в СССР построено 45 крейсеров и 7 авианесущих кораблей (и более 400 дизельэлектрических ПЛ). В строю остались единицы, но не факт, что металлом списанных кораблей распорядились с максимальной пользой. Стоимость возвратного металла лишь на 7-8 % покрывала затраты при утилизации ПЛА.

Не ищут выгоды в разделке реакторных отсеков и американцы. В Хэнфорде кроме одиноких отсеков нет ни объектов инфраструктуры, ни административных зданий, ни хранилищ РАО.

И тем не менее, в Сайде ускоренным темпом ведется строительство ЦКДХ. Активизацию работ лоббирует германская сторона. В качестве аналога продавливается образец создания промышленного центра в немецком городе Любмин, хотя вывод из эксплуатации 5 блоков ВВР – 440 (АЭС Nord) имеет мало общего со специфическими особенностями утилизации и реабилитации объектов российского атомного флота.

Задание на проектирование центра в Сайде выдано «Курчатовским институтом» и отражает консолидированную позицию заинтересованных организаций: НИКИЭТ (научное руководство), ВНИПИЭТ (генпроектировщик), СевРАО (эксплуатация).  В составе проекта наряду с цехами кондиционирования и хранения РАО предусматривается цех разделки реакторных отсеков. Но вряд ли будущему поколению через 70 лет придет в голову ворошить ненужное железо. Лично у автора по этому поводу сомнений не возникает.

Литература
1.         Затопление ядерных и радиационно-опасных объектов (прошлое, настоящее, будущее). Ю.В. Сивинцев. СПб, Российский Зеленый крест, 2008.
2.         Проблемы ядерного наследия и пути их решения. Том 1. Под редакцией Е.В. Евстратова, А.М. Агапова, Н.П. Лаверова, Л.А. Большова. М., «Энергопроманалитика», 2010.
3.         Атомная энергия, общество, безопасность. Форум-диалог 2009. Сборник материалов.
М., Общественный совет ГК «Росатом», 2010.
4.         Проблемы обращения с радиоактивными отходами утилизируемых и реабилитируемых ядерных и радиационно-опасных объектов ВМФ на Северо-Западе России. В.А. Высоцкий, Л.А. Большов, А.А. Саркисов, Ю.В. Сивинцев и др. СПб, II Международный ядерный форум, 2007.
5.         Военно-промышленный курьер 46/2010, «Российская газета» 14.12.2010г.
6.         Проблемы утилизации НК с ЯЭУ и судов атомного технологического обслуживания. В.А. Анитропов и др. Владивосток, Семинар КЭГ МАГАТЭ, 2007.
7.         Локальный центр по обращению с РАО в филиале № 1 ФГУП «СевРАО» гб Андреева. М.М. Кашка. «Вопросы утилизации АПЛ», 1/2008.
1.         Затопление ядерных и радиационно-опасных объектов (прошлое, настоящее, будущее). Ю.В. Сивинцев. СПб, Российский Зеленый крест, 2008.2.         Проблемы ядерного наследия и пути их решения. Том 1. Под редакцией Е.В. Евстратова, А.М. Агапова, Н.П. Лаверова, Л.А. Большова. М., «Энергопроманалитика», 2010.3.         Атомная энергия, общество, безопасность. Форум-диалог 2009. Сборник материалов. М., Общественный совет ГК «Росатом», 2010.4.         Проблемы обращения с радиоактивными отходами утилизируемых и реабилитируемых ядерных и радиационно-опасных объектов ВМФ на Северо-Западе России. В.А. Высоцкий, Л.А. Большов, А.А. Саркисов, Ю.В. Сивинцев и др. СПб, II Международный ядерный форум, 2007.5.         Военно-промышленный курьер 46/2010, «Российская газета» 14.12.2010г.6.         Проблемы утилизации НК с ЯЭУ и судов атомного технологического обслуживания. В.А. Анитропов и др. Владивосток, Семинар КЭГ МАГАТЭ, 2007.7.         Локальный центр по обращению с РАО в филиале № 1 ФГУП «СевРАО» гб Андреева. М.М. Кашка. «Вопросы утилизации АПЛ», 1/2008.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2838