Дальний Восток как часть геополитики России в создании моста АТР–Запад
Дата: 14/12/2005
Тема: Геополитика


В.В.Ершов, соискатель каф. полит. управления философ. ф-та СПбГУ

8 часов перелета из Москвы во Владивосток, или 7 суток пути на курьерском поезде через 8 часовых поясов, 3 климатических зоны приводит каждого к осознанию грандиозного величия России. Какое значение это имеет в современном мире?

Распад СССР и всего социалистического содружества привели к крушению биполярного мира СССР-США. И сегодня необходимо понять какова перспектива развития всего мира и России в частности, определить основные черты геополитического порядка, а также роль и место России в нем.

Термин «геополитика» происходит от греческих слов: geo - земля и politicos - искусство управления обществом. Геополитика это система взглядов, методов мудрого управления людьми, проживающими на какой-то части планеты, либо на всей территории Земли. Речь идет о выработке методики эффективного социального менеджмента.

Говоря о многополярном мире, необходимо учитывать многие составляющие: наличие ядерного потенциала в той или иной стране, численность их населения, конфессиональный состав, доминирующую систему государственного управления, географические условия и площадь территории, уровень научно-технического прогресса и многое другое.

Противостояние между «сытой частью» планеты и странами третьего мира, где существование впроголодь является нормой, приводит к обострению социальных конфликтов, которые начинают доминировать над всеми остальными конфликтами – территориальными, идеологическими, религиозными. Крайне реакционными формами его проявления являются экстремизм и терроризм.

Практических попыток приобрести опыт создания многополярного мира в новейшей истории отмечено не так уж много. Как правило, потребности в них возникают уже в момент столкновения, когда конфликтующие стороны лихорадочно ищут приемлемые пути урегулирования, в том числе с помощью единственного и не всегда эффективного инструмента – полномочий.

Среди развитых стран нарастает стремление к доминированию не только в экономической, но и культурной сфере, выражающегося в навязывании своих «общечеловеческих» ценностей. В последние десятилетия обострились мировые проблемы в ресурсной и энергетической областях.

Организуются многоходовые политические шаги по установлению контроля не только над отдельными странами, но и целыми регионами мира. Таковы действия США в Центральной и Юго-Восточной Азии, в других регионах, входящих в сферу американских интересов.

В этой статье хотелось остановиться на двух проблемах:

• влиянии меняющегося многополярного мира на структуру нашего федеративного государства на примере российского Дальнего Востока, его составные части-субъекты;

• возможных моделях управления мировыми системами.

Исследование историко-культурного и геосоциоэкономического аспектов помогло бы понять ошибки, допущенные в период романтико-демократических «реформ» и наметить пути их преодоления с учетом российской ментальности.

Исторический аспект

До сих пор для историков и политиков остается спорным вопрос: является ли географическое расширение России за счет северных и восточных территорий колонизацией народов, проживавших на этих землях или освоением территорий и приобщением населявших их народностей к единому российскому обществу.

Думаю, что следует согласиться с точкой зрения Н.Я. Данилевского и И.А. Ильина, а не с тезисом колониального завоевания. Что говорит в пользу такого утверждения?

• После падения Золотой Орды на территориях к востоку от Урала не существовало общественных образований с признаками государства (кроме Маньчжурии). То есть не существовало государств, которые были бы захвачены и «находились под властью России», как того требует определение «колонизация».

• В языках коренных народов Сибири и Дальнего Востока русских называли не колонизаторами или завоевателями, а землепроходцами. Это определение укоренилось не только в быту, но и в литературе (в том числе коренных жителей Севера и Дальнего Востока России).

Землепроходчество было связано с периодом раскола Русской Православной Церкви (1653-56 гг.). В результате раскола образовалась общность верующих и церквей, которые не приняли реформы Никона и вынуждены были искать убежище для сохранения старообрядческих традиций и своей духовности. Часть из них обосновалась на побережье Балтики, другая на Беломорье, а третья, наиболее многочисленная, ушла в Сибирь и на Дальний Восток. До сих пор в этих районах можно найти целые поселения староверов, поддерживающих уклад жизни и сохраняющих духовные ценности россиян начала XVII века. Более того, именно эта часть землепроходцев сохранила чистоту своей веры, привнося ее в культуру язычников коренного населения Сибири и Дальнего Востока, вплоть до Северной Америки. Многих из них староверы обратили в христианскую веру, приобщили к славянской культуре. Причем проникновение православной веры происходило не насильственным путем, как это делали крестоносцы или конкистадоры, а путем уважения к местным традициям, человеколюбием и толерантностью.

• Экспедиции землепроходцев до XVIII века финансировались самими участниками экспедиций вскладчину. Иногда «спонсорскую» помощь им оказывали купцы в виде пушнины. Государство стало принимать участие в финансировании экспедиций и усиливать их «служивыми людьми» только со времен Петра I. В качестве «служивых» использовались, в основном, казаки – потомки хазаров и русской части войска Золотой Орды, взятых татарами на службу в качестве ясака (по утверждению Л.Н. Гумилева, А.А. Гордеева и Е.П. Савельева). Отличавшиеся природной жизнестойкостью казаки на службе в Золотой Орде приобрели дух свободной степной кочевой жизни. Это помогало им во время изнурительных походов, при освоении сурового края Севера и Дальнего Востока. Из таких казаков состояла «дружина», открывшая пролив между Азией и Северной Америкой (в экспедиции Семена Дежнева), позднее названного в честь Витуса Беринга, а также отряд Владимира Атласова, открывшего Камчатку, Ерофея Хабарова и многих других.

В своих отчетах об экспедициях российские мореплаватели Витус Беринг, Белинсгаузен и Лазарев отмечали многонациональный состав своих корабельных команд, формировавшихся из «малороссов» (украинцев и белорусов), татар, башкир и других народностей Поволжья. Освоение новых территорий на Востоке и Севере являлось скорее делом народным, нежели государственным, по крайней мере, на первых порах. Народная инициатива была вызвана поиском лучшей жизни и желанием самореализации в процессе этого поиска. Государственная же политика, реализующая пророческие слова М.В. Ломоносова о «прорастании могущества России за счет богатств Сибири и Севера», сформировалась значительно позже.

• Русских землепроходцев называли защитниками. Гольды и нанайцы искали в русских защиту от маньчжурцев, айны – от японцев, эвены, коряки и ительмены – от американцев.

• Даже возникавшие порой вооруженные столкновения носили кратковременный характер и завершались мирной торговлей.

Можно привести множество примеров. Например, один из них, чрезвычайно актуальный для современной геополитической роли российского Дальнего Востока.

В период с 1711 по 1721 гг. по указу Петра I было организовано и проведено множество морских и сухопутных экспедиций на сибирский Север и Дальний Восток. Российскими землепроходцами (казаками и шедшими за ними русскими купцами) к Российской Империи были присоединены земли и установлены пограничные столбы на территории, включающей в себя Восточную Сибирь, земли вдоль Тихоокеанского побережья, острова Хоккайдо, Сахалин, все Курильские острова и полуостров Камчатка, всю Северо-Западную часть Тихоокеанского побережья Северной Америки вплоть до полуострова Калифорния с крупным населенным пунктом и крепостью – Форт-Росса. С местными жителями, в том числе с айнами, которые оседло жили на юге Сахалина, Хоккайдо, Курилах и юге Камчатки были установлены торговые отношения. В своих отчетах русские купцы указывали место, где приобретен товар, его количество, в обмен на что и его примерную стоимость. В отчетах имеется информация о торговых отношениях с айнами на о. Хоккайдо и Южных Курилах. Когда до японцев дошли эти сведения, ими была предпринята экспедиция на Хоккайдо и Южные Курилы (Итуруп и Уруп). Известный японский исследователь Могами Токунаи первым из японцев достиг этих островов в 1786 году. Высаживаясь на островах в конце XVIII – начале XIX веков (т.е. на 60-70 лет позже русских), японцы сносили российские пограничные столбы на севере от пролива Цугари, вытесняли угрозами и силой не только русских, но и айнов. Оторванность казачьих острогов от основных военных сил, изменение политической ситуации в России со смертью Петра I – все это заставило российских подданных покинуть открытые ими отдаленные земли, а айнов – бежать от преследователей – японцев на север Сахалина и Курил вплоть до западного побережья Камчатки, где современными археологами обнаружено множество их стоянок.

Сегодня не достоверные, а порой сфальсифицированные заинтересованными (с российской и японской стороны) кругами «исторические» данные по этой проблеме используются как в политических (т.н. проблема «северных территорий»), так и в торговых целях для установления господства Японии в разработке Охотоморских нефтяных месторождений. При этом, чем ниже уровень достижений России в экономических отношениях (особенно в актуальной для Японии энергетической сфере), тем выше ее оценка политическими «партнерами». Это историческое противостояние можно представить следующими этапами.

Первый этап – до 1923 г.

Как в дореволюционный период, так и в первые годы советской власти ДВ рассматривался как военный форпост России. Богатые природные ресурсы не рассматривались в качестве серьезного аргумента для вложений средств. Но в ходе проведения земельной реформы началось заселение ДВ, вызвавшее эксплуатацию земельных ресурсов, а также разработку природных ресурсов, не требующих больших капитальных вложений, таких как: рыба, лес, пушнина, золото. К 1913 году валовый промышленный продукт региона составлял 64 млн руб. Добывали 345 тыс. т угля, 1,369 тыс. ц. рыбы, 2,900 тыс. куб. м. древесины.

Второй этап – 1923–1941 гг.

Период ускорения темпов восстановления хозяйства ДВ, повышения темпов развития всех отраслей промышленности региона. К 1928 году в промышленности было занято 9% населения, появились новые отрасли – нефтяная и цементная. В хозяйство был вложен почти 1 млн руб. В результате к 1932 году в 4 раза увеличился объем производства тяжелой и добывающей промышленности, в 2 раза увеличилось производство потребительских товаров. В годы первых пятилеток были построены металлургический, нефтеперерабатывающий и судостроительный заводы, работающие до сегодняшнего времени. Возведены новые угольные шахты, тепловые электростанции, десятки рыбозаводов, автодороги. Началось освоение Севморпути. Конец тридцатых годов характеризовалось новой волной массового переселения людей, но уже принудительной. Заключенные, в основном политические, стали важнейшим ресурсом экономического развития и создания новой промышленной структуры. Численность населения на Дальнем Востоке в 1926 году достигла 1,6 млн человек.

Третий этап – 1941–1945 гг.

Во время Великой Отечественной войны происходит милитаризация всех видов производства. Перебазирован ряд промышленных предприятий из центра России и Украины. Открыт транзит грузов по ленд-лизу из США. Построен мощный по тем временам порт на Камчатке, нефтепровод Сахалин – Комсомольск-на-Амуре. Разведано и освоено большое количество месторождений полезных ископаемых. И это далеко не полный перечень мер, принятых по освоению и идустриализации российского Дальнего Востока.

Четвертый этап – 1946–1964 гг.

Это период характеризовался снижением темпов роста производства на ДВ по сравнению с ситуацией в целом по стране (9% против 12,3%). Уровень государственных капвложений уменьшился по сравнению с довоенными годами в 2 раза. Снизился объем потребительского рынка по сравнению с другими районами страны. Численность населения региона достигла 4,6 млн человек.

Пятый этап – 1965–1975 гг.

Стабилизация структуры хозяйства, жестко связанной с народнохозяйственным комплексом страны, обусловливалась большими госинвестициями. Среднегодовой темп роста промышленности в 1960–1970 гг. был несколько выше, чем в целом по стране (8,8 против 8,5%). Однако, начиная с 1975 года, темпы роста промышленного производства стали падать. Причины: исчерпание дешевых источников природных ресурсов и медленное внедрение новой техники и технологий в условиях централизованной плановой экономики, в т.ч. системы ценообразования, во многих отраслях привели к низкой рентабельности. Данный период показал, что отраслевой метод управления крупными регионами страны исчерпал свои возможности.

По данным региональных экономистов, дистанция от планирования и утверждения Госпланом СССР до внедрения в жизнь большинства объектов занимала 10–15 лет. Говорить об интенсивном развитии экономики Дальнего Востока было сложно. Но рост численности жителей ДВ продолжался и в 1979 году достиг уровня 6,8 млн человек.

Шестой этап – 1976–1992 гг.

Этот период характеризуется несколькими подэтапами. До 1987 года – инерционное поддержание достаточно высоких темпов (до 4,4%) роста промышленности, с 1987 года – стагнация экономики ДВ с появлением инфляционных тенденций (при снижении производительности труда резкое увеличение темпов прироста прибыли). Несмотря на попытки советского правительства с 1990 года запустить механизмы реализации программы развития ДВ и крупные госкапвложения изменения динамики роста не произошло. Основная причина – изменение цен в целом по стране, а на ДВ в особенности. Скачкообразный рост оптовых и потребительских цен усугубил разбалансированность всех секторов экономики. При обесценивании производственного капитала, финансовый капитал стал обслуживать единственный реально увеличивающийся в масштабах (благодаря непрерывному росту цен) торговый капитал.

Тенденция спада экономических показателей проявилась в снижении воспроизводства населения. Темпы прироста населения снизились до 1 млн человек за десятилетие (1979–1989 гг.). Численность жителей ДВ составляла 7,9 млн человек.

Седьмой этап – 1993 г. – н.в.

На начало 1993 года в районах ДВ проживало 7899,6 тыс. человек. В 80–90-х гг. темпы воспроизводства населения претерпели существенные изменения. Прирост численности населения уже с средины 80-х гг. заметно снизился и в 1991 г. впервые стал отрицательным (табл. 1).



Главной причиной абсолютного и относительного сокращения численности населения явилась утрата миграцией своей роли как источника прироста населения. Дальний Восток стал территорией слабой привлекательности уже с начала 80-х гг. Тогда же наметилось уменьшение доли миграции в общем приросте численности населения. А с начала 90-х годов в связи с выездом населения из районов Дальнего Востока она приобрела отрицательный характер. Кроме того, с распадом СССР и приобретением полного суверенитета Украиной и Белоруссией – основных поставщиков миграционных потоков на Дальнем Востоке, изменилась качественная составляющая выезжающего населения. Из районов ДВ, в первую очередь, выехали представители государственного и муниципального управления, научно-техническая и творческая интеллигенция.

Инфляционные процессы привели к следующим последствиям:

• уменьшению внутреннего потребительского рынка (в основном за счет продуктов переработки природных ресурсов – морепродуктов, сельхозпродуктов, лесопродуктов) вследствие обесценивания доходов и накоплений населения, при значительной дифференциации его по уровню доходов и потребления;

• обесцениванию основного и оборотного капитала;

• резкому увеличению спроса на ссудный капитал;

• резкому снижению уровня доходов населения;

• снижению темпов роста, а затем и уменьшению численности населения.

В результате этих процессов и полного бездействия госаппарата природные ресурсы ДВ «потекли» за рубеж. Россия встала на путь сырьевого придатка Запада. В этом заключается второй – социально-экономический аспект геополитических изменений на ДВ России.

Демографический аспект

Каждому историческому этапу соответствуют этапы демографических изменений в структуре населения Сибири и Дальнего Востока.

Если первый этап был связан с поиском счастливой жизни и легкой добычи (XV-XVII вв.) землепроходцами из числа казаков и «вольных людей», появлением свободного крестьянина во второй половине XIX века в связи с отменой крепостного права, а позднее также земельной реформой Столыпина, т.е. с появлением класса мелкого и среднего землевладельца, то следующий этап связан с насильственным расселением заключенных на стройках первых пятилеток.

Первая демографическая волна характеризовалась миротворческими тенденциями в отношениях с коренными жителями, эволюцией и взаимным обогащением славянской культуры и культур коренных малочисленных народов ДВ. На втором же этапе происходило насильственное вытеснение коренных жителей с их территорией, принудительное причисление их к русскоговорящим народам (паспортизация в 30 годах и социальные льготы для некоренных жителей), создавались различного рода запреты на многочисленные элементы культуры коренных жителей (родной язык, народные промыслы, снижение лимитов на добычу ресурсов животного и водно-биологического мира).

В советский период – период жесткой, авторитарной системы управления обществом, прирост численности населения Дальнего Востока происходил, в основном, за счет миграционных процессов. Этому способствовала идеологическая и пропагандистская работа КПСС и государственных органов. Рост благосостояния советских людей, проживающих в западных и восточных регионах СССР, был далеко не равномерным. Миграционный процесс в период сталинизма был принудительным. Немногие мигранты чувствовали себя комфортно на Дальнем Востоке. Обратный процесс миграции с востока на запад был чрезвычайно ограниченным.

В постсталинский период миграция постепенно приобрела социально-экономический характер. Социальные льготы, так называемые «северные коэффициенты» в начальный период играли существенное значение в росте благосостояния жителей ДВ. За период с 1926 по 1991 год численность населения советского Дальнего Востока выросла на 6 млн 459 тыс. человек.

Демографическая картина коренных малочисленных народов Дальнего Востока мало исследована и плачевна. Численность этих народов снизилась, а некоторые из них прекратили свое существование в результате утраты собственной культуры и языка, как основного ее носителя, ассимиляции в славянскую среду и по ряду других причин.

С 1993 года, вступив в период нового конституционного порядка, Россия формально неукоснительно следует принципам и нормам международного права, которое определяет приоритетное право коренных народов Севера на использование биологических объектов природных ресурсов как неотъемлемых элементов культуры. Практически весь пакет законов РФ о природопользовании соответствует Конституции РФ и закрепляет такие права. Однако управленческая практика государственных и муниципальных органов всех уровней игнорирует юридические нормы законов и данные права не обеспечивает. Практически по всему ДВ годовая норма потребления рыбы на душу коренного населения колеблется от 30 до 100 кг. Такие нормы могут обеспечить существование семьи с домашними животными (например, ездовыми собаками) в течение не более двух месяцев. Это подталкивает коренных жителей к браконьерству и, соответственно, к конфликту с государственными органами контроля. Такие примеры можно привести и в отношении оленеводов, охотников за морским зверем и т.д. по всему побережью дальневосточных морей.

Эпоха реформ затронула не только коренных жителей, но и все слои населения, проживающие на севере Сибири и Дальнем Востоке.

С 1990 года произошло резкое сворачивание объемов потребительского рынка. Товаропроизводители наиболее крупных региональных отраслей стали срочно искать новые рынки сбыта, дабы стабилизировать производство, сохранить рабочие места и высококвалифицированные кадры. Был принят ряд правительственных мер по снижению таможенных барьеров и усложнению налоговой системы в рыбной, лесной, угольной, нефтеперерабатывающей отраслях, что явилось толчком для вывоза сырьевого капитала за рубеж. Реформы были запланированы вопреки здравому смыслу, законам экономики, духовным ценностям многонациональной России в угоду финансово-промышленного капитала Запада. Отсутствовала необходимая нормативно-правовая проработка, которая бы обеспечивала социально-экономические и культурные интересы российского общества. На мой взгляд, это является главной причиной основного конфликта в современном российском обществе, а также причиной сепаратистских настроений в среде коренных жителей Севера и ДВ России.

Отток российского населения с Дальнего Востока вызван падением экономического потенциала региона, узурпацией экономических прав граждан промышленной и финансовой элитами, а также их избранниками в лице губернаторов регионов и региональных парламентов. Восполнение же численности населения происходит (и может еще более интенсивно происходить) за счет представителей других наций, в частности, китайцев и корейцев.

С аналогичными проблемами сталкивалось не только российское общество. Например, самый северный штат США – Аляска или северные провинции Канады. История Аляски весьма драматична. Европейскому миру она была открыта русскими землепроходцами и освоена ими (в отличии от европейских «коллег») мирным путем, с глубоким уважением к культуре коренных жителей. Проданная Российской Империей американскому правительству Аляска долгое время имела статус федеральной земли. Общественные отношения там развивались в направлении, очень далеком от «американской демократии». Пережив период «золотой лихорадки» после второй мировой войны, Аляска начала осознавать свою роль в федерации. Американскими компаниями велось хищническое истребление природной среды, а реальной помощи от федеральной власти не ощущалось. Под угрозу уничтожения попал американский медведь-гризли, аляскинский краб и некоторые породы лососевых рыб. 52 золоторудных предприятия своими отходами создавали угрозу экологии, лесные ресурсы использовались крайне нерационально.

В 1951 году полсотни активистов, в основном – юристов, создали общественную организацию по формированию Конституции штата для приобретения суверенитета народом Аляски. Свою работу они вели в тесном контакте с вождями коренных народов, постоянно сталкиваясь с преследованиями со стороны властей, находившихся в коррупционных связях с компаниями, уничтожающими природные богатства этой земли.

В 1959 году Аляска получила статус штата, а Конгресс США утвердил ее Конституцию, что позволило в течение последующих 10 лет:

• разделить полномочия органов власти в использовании земли и других природных ресурсов,

• самостоятельно формировать органы власти штата и органов местного самоуправления,

• вести самостоятельную экономическую и социальную политику.

И если в 1960 году численность постоянно проживающих на Аляске едва достигала 200 тыс. человек, то к 1970 она возросла до 300 тысяч, а в 1975 – уже до 400 тысяч человек. В следующие 15 лет прирост составил еще 200 тысяч человек. Несмотря на чрезвычайно суровый климат и отдаленность от остальных штатов рост населения сохраняет устойчивую тенденцию. Что явилось основой такой тенденции? Конечно же, устойчивый рост экономики, социальные гарантии, эффективная защита прав человека.

После принятия конституции в течение 10 лет (т.е. до 1969 г.) совместно с федеральным правительством была разделена земля Аляски. 68% осталось в управлении федералов, 28% – в управлении органов власти штата, 4% передано в частную собственность (только на землях городов и населенных пунктов) и собственность коренных народов Аляски – собственность т.н. корпораций, органов местного самоуправления коренных народов, ведущих традиционные виды деятельности. Природные ресурсы и недра, а также ответственность за их использование полностью приведена в соответствие с зонами земельной ответственности. Кроме того, под контроль штата было передано 60 млн акров акватории территориального моря, прилегающего к побережью Аляски. К 1970 году бюджет штата на 47% формировался за счет федеральных субсидий, 10% – от транспортных услуг, 5% – от использования рыбных ресурсов, 2% – от использования нефти и газа и только 1% – от туризма. Через 25 лет, в 1996 году федеральное участие составляло 8% (за счет федеральных программ, в которых участвовало правительство Аляски), нефть и газ давали 47% (за счет разработки месторождения Prudhoe Bay на севере Аляски), рыбные ресурсы – 4% (не за счет увеличения объемов вылова, а глубокой переработки), туризм – 2%.

Ставка на нефть и газ оказалась не столь долговечной. Если в 1985 году добывалось 640 млн баррелей, в 1988 – 750 млн, то уже в 1995 г. произошло снижение до 590 млн баррелей.

Это заставило власти штата задуматься о путях стабилизации экономики, укрепления гарантий занятости и социальной обеспеченности населения, т.к. начиная с 1975 года медицинское обслуживание коренных жителей Аляски было бесплатным и финансировалось из бюджета штата. Повсеместное начальное образование для детей также было бесплатным. Опустить эту планку социальных гарантий власть штата уже не могла.

Была принята программа создания стабилизационного фонда. Средства от реализации добытых природных ресурсов (в первую очередь, нефти) шли на ежегодные платежи постоянно проживающим жителям Аляски, а также в инвестиции на развитие туризма (обустройство природных объектов и строительство гостиниц), что резко повлияло на уровень занятости населения.

В результате реализации этой программы, каждый житель Аляски получает ежегодно от 1,200 до 2,000 долл. в зависимости от наполняемости фонда. Был резко увеличен приток туристов. Если в 1985 году Аляску посетило 500 тыс. туристов, оставивших там 250 млн долл., то в 1995 году – уже 900 тыс. человек и 675 млн долл. В настоящее время фонд участвует в инвестиционной программе по разработке Сахалинских нефтяных месторождений.

Из исходных 52 золоторудных предприятий было оставлено только 5, что резко улучшило экологическую обстановку на Аляске.

Один из способов борьбы с коррупцией – тендеры на использование природных ресурсов. Конкурентный механизм преследует цель не денежного наполнения бюджета, а выполнения строительных, социальных проектов и программ занятости населения. Задача государственных, муниципальных властей – жестко контролировать их выполнение. Например, тендер на добычу беринговоморского минтая более 8 лет выигрывают две японские рыболовные компании. За эти годы ими построены и переданы в собственность Алеутской корпорации 10 км асфальтированных дорог на о. Уналашка, два рыбоперерабатывающих завода, гостиница, два магазина, административное здание мэрии, автомобильный мост, обеспечивается 100% занятость местного населения. Аналогичным образом строятся школы, больницы, заводы, дороги. Решается основная задача – минимизация миграционных процессов, как части общей геополитической задачи США в этой важном районе мира. Стабилизируя жизненный уровень населения Аляски, активизируя экономику этого района США, сглаживаются глобальные проблемы, связанные с культурой и бытом коренных народов Севера.

Конечно, не стоит слепо копировать действия США в северных районах. Исторически сложившаяся духовно-культурная атмосфера и поныне сохраняет свои тенденции. Дальневосточников отличают такие черты как исключительное гостеприимство, самопожертвование, честь, совесть, долг, доброта, искренность.

Какой же из этого следует вывод? Оставаясь ключевым государством на мировой арене, Россия играет судьбоносную роль в дальнейшем развитии человечества.

За период, меньше чем в 200 лет, россияне из нескольких разрозненных враждующих княжество образовали государство, занимающее 1/6 часть планеты. Во имя какой цели, каких высших задач осваивались новые, очень суровые территории Сибири и Дальнего Востока? Что нужно сделать для сохранения и преумножения этих завоеваний?

На мой взгляд, возможны два варианта геополитического развития. Первый – за счет внутренних, национальных ресурсов, второй – за счет внешних.

Учитывая мощнейшие миграционные процессы, происходящие на территории Дальневосточного федерального округа вдоль границы России и Китая, более предпочтительным является первый вариант. На Дальнем Востоке обыденным явлением становятся межнациональные браки, в которых одним из партнеров является китаец или китаянка. Это легальный способ миграции, поддерживаемый правительством КНР, наряду с рождением детей в семьях китайских предпринимателей, законно работающих в России. Подводной частью миграционного айсберга является подпольная и зачастую криминальная миграция, в которую втянута огромная армия представителей российского государственного аппарата. Хорошо известен опыт других стран по натурализации и легализации такого рода мигрантов. Натурализация может являться мощнейшим сдерживающим фактором и одним из источников пополнения российского бюджета, а не мировых криминальных структур.

Что толкает российских парней и в особенности девушек на совместные браки? Конечно же, отсутствие материальной и социальной стабильности и перспективы своего будущего на фоне более высокого материального статуса китайских торговцев-мигрантов, опирающихся на поддержку своей страны.

Повышению социальной стабильности населения российского Дальнего Востока никак не способствует отсутствие внятной социально-экономической политики Правительства РФ и региональных органов власти. Что можно сделать в этом направлении?

И на этот счет существует мировой опыт. Например, правительство США ежегодно объявляет о бюджетных и внебюджетных федеральных программах. Участие штатов добровольное. Преобладающую часть финансирования таких программ осуществляет федеральный бюджет или внебюджетные поступления, остальное – за счет собственных средств штатов. Таким образом построено множество автомобильных дорог, мостов и других объектов. Мало кто из руководителей штатов не участвует в этих проектах. Поди докажи потом избирателям, почему не брал деньги для родного штата, когда их давали на благое дело.

В России необходимо принять среднесрочную поэтапную программу развития российских регионов. В этом и будет заключаться федеративная экономическая политика государства. На первом этапе методическую помощь необходимо оказать регионам, с потребностями в дополнительных федеральных вливаниях менее 1 млрд рублей (14 регионов).

Сэкономленную от первоначального этапа сумму средств можно использовать для финансирования наиболее необходимых для регионов инвестиционных программ, например, технического перевооружения лесоперерабатывающей отрасли.

К следующей группе относятся регионы с наукоемкими, высокотехнологичными производствами. Например, Московская, Новосибирская области, Приморский край и т.п. Они должны быть объединены под программу создания прорывной технологии XXI–XXII веков. Таким поэтапным методом за 5-10 лет число доноров может быть доведено до 45. Это позволит решить задачу восстановления роли Дальнего Востока как основной опоры евразийского моста.

Существующие диспропорции в экономическом развитии субъектов РФ усложняют решение и многих геополитических задач, таких как демографическая ситуация вдоль российской границы и на Крайнем Севере, сепаратистские настроения в ряде республик Северного Кавказа и Южного Урала.

В целях преодоления сепаратизма, одновременно с улучшением социально-экономического положения регионов, необходимо принять федеральный конституционный закон «О сепаратизме». Закон должен закрепить понятие «сепаратизма» законодательно, как тягчайшее преступление против многонационального российского народа и всего человечества. Право же нации на самоопределение, вытекающее из международного права, может реализоваться в рамках такого закона путем двусторонних переговоров (на протяжении 5-6 лет).

Проблема коррупции в рыбном и лесном хозяйстве является болевой точкой на протяжении более двух десятков лет. Огромные бюджетные средства расходуются на укрепление органов правопорядка, но при этом «не зрим в корень». Суть проблемы – в области экспорта этих российских ресурсов. Надо сделать так, чтобы не российский предприниматель экспортировал, а иностранный покупал ресурс на российских лесных (рыбных) биржах, которые функционировали бы как информационные и финансовые организации. Это возможно при условии соответствующей заинтересованности российского предпринимателя и освобождении его от всех налоговых нагрузок, кроме одной фискальной – в виде платы за использование ресурса. Тогда отечественный предприниматель будет заинтересован в глубокой переработке приобретенного ресурса. Естественно, размер платы за ресурс должен быть экономически взвешенным.

Выборы в Государственную Думу РФ продемонстрировали устойчивые ожидания улучшения жизни для большинства, связанные с наведением порядка в природопользовании и введением природной ренты. Но основной вопрос не в этом. Важен механизм изъятия ренты и социально-экономическая область ее использования. В качестве одного из возможных вариантов могло бы быть создание Федерального Фонда «Дети России». Суть его можно сформулировать следующим образом. На основании федерального закона «О природной ренте», собираемые средства направляются в указанный фонд, который распределяет поступающие средства на персональные лицевые счета каждого российского ребенка со дня его рождения до достижения 16 лет. Этот период может быть разбит на 3 подпериода: в первые 6 лет средства по решению Попечительского Совета Фонда и по просьбе родителей могут направляться только на лечение недугов ребенка. Вторые 5 лет – на лечение и дополнительное образование ребенка, а последние 5 лет на лечение, дополнительное образование, а также участие самого ребенка в научных проектах. Невостребованные аккумулированные на лицевых счетах средства по совместному решению Попечительского Совета и Правительства РФ могут направляться на обеспечение достойного бесплатного образования (начального, среднего и высшего), бесплатного медицинского обеспечения, кроме того, на различные инвестиционные проекты в области образования, физической культуры и науки. Исключением должно явиться изъятие средств с лицевого счета ребенка по решению суда в случае совершения им правонарушения и нанесения материального ущерба потерпевшим. По достижению ребенком 16 лет он вправе распоряжаться накопленными средствами. Попечительский Совет должен состоять из виднейших деятелей образования, культуры, спорта, науки. Идея такого проекта несколько лет назад изучалась в Камчатской области с привлечением представителей детской общественности, социологов, экономистов, банкиров и нашла заинтересованный положительный отклик. Был признан высокий воспитательный эффект, достигаемый за счет реальной материальной ответственности каждого ребенка за свои поступки в области правопорядка и реальной персональной заботы со стороны государства. Было отмечено «ощущение юношами и девушками материальной уверенности, собственной перспективы и независимости от родителей после окончания школы».

Помимо этого, средства фонда могли бы направляться на развитие объектов «здорового образа жизни», борьбы с беспризорностью и т.д. Такой проект может стать реальным вкладом в патриотическое воспитание будущего России. Тем более, что он, как ни какой другой, соответствует норме и духу статьи 9 ч. 1 Конституции РФ.

Данный метод реализации природной ренты:

– явился бы существенным элементом социального государства и эффективно реализовывал бы ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, а также материальным выражением социально-экономического договора государства с молодежью, повышая ее интерес к бережливости в природопользовании, к рациональной экономике, планированию своего будущего;

– через инвестиции в объекты молодежной политики повышал бы заинтересованность молодежи в здоровом образе жизни, являлся бы реальным вкладом в борьбе с наркоманией;

– создавал бы незначительные по объему, но реальные стартовые возможности каждого молодого человека для участия в малом бизнесе (практически с 14 лет). Это явилось бы хорошей школой для формирования отечественных бизнесменов мирового класса.

Вот далеко не полный перечень возможных проектов, которые могли бы не только укрепить дальневосточный пролет евразийского моста, но и стабилизировать наше общество за счет использования внутренних ресурсов.

Другим сценарием развития российской геополитики является вариант использования внешних факторов. В частности, за счет достижения баланса в бурно развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Усилия, в первую очередь, должны быть направлены на преодоление или, по крайней мере, уменьшение углубляющегося расслоения стран на богатые и бедные. Кроме того, данный проект должен решать проблему вхождения России на мировой рынок разделения труда. На российском Дальнем Востоке сконцентрирован огромный потенциал квалифицированной рабочей силы и научно-технической инженерии, работавшей на объектах оборонного комплекса.

Суть такого проекта заключается в том, что Россия, а не кто другой, предлагает создание контрактного, конфедеративного государства, состоящего из части территорий США, России, Японии и Китая. К примеру, США входит территорией Штата Аляска, Россия – Камчаткой, Чукоткой и Сахалинской областью, Япония – Хоккайдо, а Китай отказывается от своих претензий на приграничные с Россией территории [1]. В истории мира немало примеров с подобными подходами, например, образование нынешней Швейцарии.

Журнал «МОСТ» № 58, 2004 г.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=276