Слово участникам пробега
Дата: 22/09/2010
Тема: ЛАЭС: Автопробег


Участники пробега ''Атомная энергетика - история поколений'' делятся впечатлениями с читателями сайта "Проатом" и всеми, кто следит за их вояжем по европейским атомным станциям.



Яна Комиссарова (сотрудник Клуба работников Ленинградской АЭС):

«Я участвую в подобном автопробеге по европейским атомным станциям впервые, хотя принимаю участие в организации уже второго пробега. Работа была проделана значительная, ведь подготовка такого технически и организационно сложного мероприятия требует около года. К сожалению, смогла посетить пока только три АЭС – в Финляндии и Франции, но даже этого вполне хватило, чтобы понять всю важность таких встреч специалистов атомной энергетики из России и Европы. Ведь живое общение специалистов ведущих европейских и российских АЭС, обмен мнениями и опытом  в различных областях атомной отрасли не заменит никакая официальная презентация, подготовленная маркетинговыми службами.
Я увидела конкретную заинтересованность в продолжении диалога, и желание общаться не только на профессиональные темы. К примеру, одним из таких объединяющих факторов может стать любительский спорт – соревнования между отечественными и европейскими коллегами дает качественно новый толчок для развития деловых отношений между нашими странами».


Наталья Михайлова (сотрудник сосновоборского филиала Института ядерной энергетики):

«Впервые участвую в таком захватывающем событии, как автопробег российских специалистов-атомщиков по Европе, хотя уже имеется опыт поездок к коллегам в Финляндию и любительских соревнований по картингу. Могу с уверенностью сказать, что тесные профессиональные и дружеские отношения между финскими и сосновоборскими атомщиками сложились именно благодаря регулярным встречам.
При посещении АЭС в Европе мне больше всего понравилось оформление информационных стендов, доступным языком рассказывающих посетителям, в том числе детям о функционировании атомных станций. А кроме того, удивила раскованность и неформальное, но при этом очень профессиональное  отношение сотрудников информационных служб к своему делу и общению с нашей делегацией. Они охотно и весьма откровенно отвечали на наши вопросы, даже не всегда удобные. 
Я узнала много нового о социальной политике европейских  атомных предприятий и сделала для себя вывод, что не только нам многому стоит поучиться у зарубежных коллег, но и нам есть что предложить. В целом, встречи с сотрудниками европейских АЭС оставили приятное впечатление. Было также интересно увидеть своими глазами работающие градирни, ведь подобные сооружения впервые возводятся в Сосновом Бору».


Николай Зайцев (главный специалист Управления информации концерна «Росэнергоатом»):

«Большая часть Европейского союза – относительно малая, но ухоженная территория земного шара. Лично автопробег дал возможность понять, что чистый воздух, цветущие поля и луга являются неотъемлемой и неоспоримой заслугой использования атомной энергии. Всего один пример, который поразил меня как любителя хорошего игристого вина: Шампань – одна из провинций Франции, на живописных предгорьях которой соседствуют самое известное в мире игристое вино «Шампанское» и самые большие энергоблоки АЭС Шо (мощностью 1450 МВт)».

 

Юрий Романов (начальник смены Калининской АЭС):

«В таких поездках, как наш автопробег, мне всегда интересно узнать и увидеть новые страны, зарубежные АЭС и людей, которые работают на них. За целый месяц путешествия на автомобиле по незнакомой стране удается увидеть многое из того, что не узнаешь из туристических буклетов. Мне впервые удалось побывать на ядерных объектах данных стран, ранее я бывал только на АЭС в Германии и Словении. Тем познавательней стал визит на атомные станции в западной и южной частях Европы.
Приятно удивило в процессе общения с представителями европейских АЭС, что они готовы к диалогу и открыты для общения. Мне удалось узнать много нового по техническому оснащению атомных станций наших коллег, к примеру, я увидел новый тип испарительных градирен. Хотя за все время посещения атомных объектов в Европе удивила определенная закрытость европейцев – они практически не интересовались функционированием российских станций, ограничиваясь краткой презентацией своих. Но это можно понять: в таком неформальном формате, как автопробег, услышать технологические подробности почти невозможно. Для этого необходимо посещать АЭС с конкретной миссией. Надеюсь, в будущем это станет возможным, и мы вернемся сюда вновь».


Людмила Аверьянова (инженер конструкторско-технологического отдела Ленинградской АЭС):

«Я участвую в подобном автопробеге уже во второй раз, в 2008 году мы уже посещали АЭС в Финляндии, Швеции, Дании, Германии и Чехии. Та поездка принесла много полезного опыта, с учетом которого удалось избежать многих неприятных моментов. Кроме того, более насыщенной оказалась деловая часть при посещении европейских АЭС, и что также немаловажно, больше времени осталось на осмотр по пути интересных достопримечательностей. Ведь проехать мимо исторических, красивых мест в Испании или во Франции просто невозможно. Я бы даже назвала такую форму путешествия активным познавательным отдыхом, когда полезное гармонично сочетается с приятным.
Как мне представляется, подобные акции вроде автопробега, даже в силу ограниченности во времени, имеют смысл для общего знакомства с работой наших зарубежных коллег.
Было интересно услышать мнения европейских партнеров о социальных аспектах деятельности атомных станций, привлечении молодых кадров, медицинских гарантиях персонала. Также очень понравились симпатичные информационные стенды зарубежных АЭС, понятным для всех языком рассказывающие об основных моментах функционирования атомных станций. Думаю, и детям будет интересно своими глазами увидеть, как действуют ядерный реактор или система охлаждения, генераторы и турбины современных АЭС. Они могут даже покрутить педали велотренажера, который наглядно покажет, сколько энергии требуется для создания электричества».

Владимир Чудаков (помощник директора Билибинской АЭС):

«Атомная отрасль – открытая для контроля общественности сфера промышленного производства - как в России, так и за рубежом. Ведь во всем мире, в том числе и в Европе население до сих пор настороженно относится к атомной энергетике. Мы не устаем доказывать, что атомная энергетика является на сегодняшний день самой безопасной и экологически чистой сферой промышленного производства электроэнергии.
Как известно, руководство нашей страны приняло принципиальное решение активней развивать атомную отрасль. Можно даже говорить об атомном Ренессансе. Поэтому любая акция, направленная на освещение деятельности ядерных объектов, а также рассказ людях, которые их обслуживают, имеют важное значение. Именно в этом ценность автопробега – в личном знакомстве с крупнейшими атомными объектами в Европе и установлении контактов с руководителями предприятий».


Елена Красная (сотрудник московского центра WANO):

«Деятельность атомных предприятий должна быть понятной для населения. Цель данного проекта – передача взаимного опыта о повседневной деятельности российских и европейских АЭС, а также популярный рассказ о нем максимально широкому кругу населения. Опыт автопробега 2008 года показал, что та работа была проделана не зря. 
Мне было крайне интересно увидеть изнутри работу информационных центров европейских АЭС и сравнить ее с деятельностью наших атомных объектов. Могу уверенно сказать, что во многом мы не уступаем зарубежным коллегам, хотя поучиться, конечно же, есть чему. Но это должен быть взаимный процесс, поэтому мы всегда с удовольствием приглашаем наших зарубежных партнеров по организации WANO к себе в гости».


Михаил Косов (заместитель начальника электроцеха Ленинградской АЭС):

«С удовольствием принял приглашение концерна «Росэнергоатом» принять участие в данном автопробеге по атомным станциям Европы. В некоторых странах, в которых мы побывали, мне уже доводилось бывать, поэтому маршрут частично был знаком. Но на европейских АЭС пока не доводилось бывать.
Меня интересовали, в первую очередь, устройство электрических систем станций, а также социальная и кадровая политика руководства в отношении персонала атомных объектов. Что касается первой части, к сожалению, увидеть изнутри работу электроцеха удалось лишь на АЭС Ванделлос в Испании. Остальные станции ограничились общими презентациями.
Зато довольно много было сказано о взаимоотношении работников предприятий внутри коллектива. Мне, как одному из руководителей большого подразделения, в котором трудится более сотни человек, было приятно услышать, что владельцы и топ-менеджеры европейских АЭС уделяют серьезное внимание созданию благоприятной деловой атмосферы на предприятиях: доверия сотрудников друг к другу, взаимопомощи внутри каждого коллектива, поддержке персонала со стороны руководства. Ведь без надежной обратной связи между рядовыми работниками и начальниками подразделений на современных промышленных предприятиях, каковыми являются атомные электростанции сегодня нельзя наладить нормально действующий алгоритм функционирования всех систем».


Евгения Кириллова (переводчик):

«Я впервые приняла участие в таком долгом автопутешествии по Европе. И хотя мне пришлось довольно плотно работать в процессе общения российских и зарубежных специалистов, оставалось время познакомиться с красивыми старинными европейскими городами, древней культурой и повседневным бытом наших европейских соседей. Понравилось, что помимо насыщенной деловой программы визитов на АЭС организаторы пробега предусмотрели возможность посетить самые интересные места по пути. Нам приходилось проезжать такие   удивительные и замечательные места, к примеру, во Франции и Испании, которые вряд ли увидишь в обычной туристической поездке. Кроме того, близкое и неформальное общение с живущими там людьми значительно расширяет кругозор, позволяя многое узнать о жизни вообще. И, наконец, благодаря автопробегу я стала значительно лучше разбираться в тонкостях работы атомных станций!»


Любовь Романова (инженер отдела радиационной безопасности Калининской АЭС):

«Впечатления от пробега, в целом, положительные. За три недели поездки в такой большой группе участников редко когда получается без шероховатостей и накладок, но главное удалось сделать – лично познакомиться с деятельностью современных европейских АЭС. Жаль, что формат наших встреч с руководством атомных станций не позволил задать все интересующий нас вопросы и увидеть все, что хотелось, но очень понравилось, что европейские коллеги открыты для общения. Они живо интересуются деятельностью российских атомных объектов, повседневной жизнью и отдыхом наших работников. Например, мне понравились увиденные на многих АЭС современные средства защиты персонала от воздействия радиации – отечественные разработки пока уступают зарубежным аналогам.
Запомнились рассказы о хранилищах радиоактивных отходов (РАО) и системе утилизации отработанного ядерного топлива (ОЯТ) при некоторых атомных станциях, а также лабораториях по радиационному мониторингу. Данный опыт, несомненно, окажется полезным и в моей повседневной деятельности».


Елена Цибульская (сотрудник Центра общественной информации Ленинградской АЭС):

«Впервые участвовала в подобном мероприятии, связанным с посещением сразу нескольких зарубежных атомных станций. Все очень понравилось: и организация, и прием на европейских АЭС, и разумеется, сама поездка, включавшая в себя посещение красивых старинных городов с богатой историей.
Впечатлило многое от общения с представителями АЭС и собственных наблюдений, но особенно хочется отметить оснащенность информационных центров и профессиональную деятельность их персонала. О работе атомных объектов рассказывается простым и наглядным способом, понятным даже детям, причем в каждой стране и на каждой АЭС существуют свои собственные оригинальные способы оформления. Хотелось бы, чтобы инфоцентр Ленинградской АЭС, который планируется сделать в скором будущем, был таким же современным и интересным для всех посетителей.
Продуманно организована также ландшафтная среда вокруг АЭС, использующая природные особенности: скалы, морские заливы, виноградники или оливковые деревья. Видно, что при строительстве производственных зданий АЭС внимание уделялось также и гармоничному внешнему облику окружающей территории.
Надеюсь, что полезный опыт по итогам взаимного общения приобрели не только мы, но и наши европейские коллеги – ведь на некоторых атомных станциях, во Франции и Испании, российских специалистов встречали впервые».


Сергей Аверьянов (руководитель Центра общественной информации Ленинградской АЭС):

«Проект автопробега – довольно сложный по своей масштабности и протяженности. Не все из приглашенных специалистов атомной отрасли смогли принять в нем участие, учитывая, что для этого пришлось бы потратить личный отпуск. Ведь формат пробега хоть и сочетает в себе знакомство с зарубежными АЭС с посещением местных городов и достопримечательностей, но мало похож на классический отдых. Скорей, это разновидность профессионального туризма.
Но опыт уже двух прошедших акций – в 2008 году и нынешней – показал, что идея автопробега заслуживает внимания и дальнейшего развития. В ходе таких встреч атомщики разных стран могут лично общаться в неформальной обстановке и лучше узнать о деятельности предприятий своих иностранных партнеров.
Мы специально приурочили мероприятие к 65-летию отечественной атомной промышленности, которое отмечается в сентябре, а также проходившему в конце месяца международному «МаксиМарафону» - традиционному спортивному фестивалю работников атомных станций. Удалось увидеть и поддержать наших спортсменов, в числе которых были и сосновоборцы, работники Ленинградской АЭС. 
Хочется выразить огромную благодарность организаторам автопробега: Общественному совету госкорпорации «Росатом», Московскому и Парижскому центрам Всемирной ассоциации операторов атомных станций WANO, комитету по управлению ядерными знаниями МАГАТЭ, ОАО «Концерн Росэнергоатом», энергетическому концерну Fortum (Финляндия), представителям атомных станций стран-участниц, которые принимали у себя российскую делегацию, а также Клубу работников Ленинградской АЭС «Энергия» и газете «Маяк» (г. Сосновый Бор), корреспонденты которой обеспечивали информационное сопровождение всей поездки».








Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2570