Запретить телевизор!!!
Дата: 17/08/2010
Тема: От редактора "Атомной стратегии"


О.В.Двойников, главный редактор журнала «Атомная стратегия»

Включаю телевизор. В новостях Премьер, сидя за левым штурвалом, ведет самолет тушить пожары. Не берусь обсуждать поступки высшего чиновника государства – это дело избирателей. Пусть они решают, что им важнее, пиар, или реальная работа по эффективному управлению государством. Однако действия командира корабля хотелось бы понять. Имел ли он право допускать постороннего человека, будь он хоть трижды Премьер или Папа Римский, в кабину пилотов? Имел ли он право передавать свое рабочее место и функциональные обязанности пассажиру?


Не второму пилоту, как того требуют инструкции, а постороннему. Имел ли он право доверять управление самолетом и судьбы пассажиров человеку, не имеющему специального образования, квалификации и опыта работы по самолетовождению. Конечно, человек такого уровня как Премьер может организовать для себя любые необходимые процедуры для легитимизации своих действий в самолете, в том числе выдать себе любой мандат, включая необходимые документы на управление самолетом и даже космолетом. Однако, командир корабля – это не турникет и не робот, а живой человек, профессионал, руководитель полета, на которого возложены формальные и неформальные обязанности по обеспечению безопасности, и он эти обязанности не выполнил. Кроме того, возникает вопрос, что если бы другие пассажиры самолета знали заранее, что в полете предстоит передача штурвала неспециалисту, согласились бы они лететь тем рейсом? Да, и какой пример показал премьер своим подчиненным? Представляю, если вдруг Руководитель Росатома, не имеющий профильного образования и соответствующих допусков к управлению, увидев Премьера за штурвалом самолета, решит собственной персоной явиться на ЦДП разделительного производства и пожелает покрутить ключи управления задвижками блоков, или сядет за пульт оператора АЭС. А что? Если Премьеру можно, почему Гендиректору Росатома нельзя? Слава Богу, до этого пока не дошло, но…

Смотрю телевизор дальше. Заседание Правительства. Министр сельского хозяйства (врач по образованию и опыту работы) Е. Скрынник утверждает, что, несмотря на засуху, в России не будет проблем с хлебом. Смотрю и никакого доверия ее прогноз у меня не вызывает, потому что врач по определению не может квалифицированно судить об экономике сельского хозяйства.  Что и подтверждают ценники в ближайшей булочной.

Просматриваю новости от 10 августа 2010 года. Заместитель Генерального директора ГК «Росатом» П. Щедровицкий посетил атомные предприятия г. Заречного…. осмотрел действующий энергоблок БН-600, провёл рабочее совещание с директором Белоярской АЭС М. Бакановым, руководителем проекта БН-1200 Н. Ошкановым и главным инженером «Дирекции строящейся Белоярской АЭС-2» Н. Леонтьевым. Обсуждались перспективы технологий на быстрых нейтронах, как одного из важнейших направлений развития атомной энергетики России, вопросы научного, технического и экономического характера». Смотрю и восторгаюсь широте отечественного образования. Это надо же: научные, технические и экономические вопросы обсуждает не научный руководитель направления БН, не конструктор, не строитель, не экономист, а педагог и философ. Неужели в нашей огромной стране с развитыми атомными традициями нет специалиста с опытом управленца, который на профессиональном уровне сформулировал бы концепцию развития БН-технологий и провел бы совещание с  вышеназванными руководителями?

Выступления других чиновников широкого профиля и узкой ответственности я смотреть не стал, выключил в досаде телевизор и перешел к комментариям читателей www.proatom.ru: «В действиях эффективных менеджеров развития технологии не видно – модернизация практически заморожена, все усилия направлены лишь на отжим денег. У руля в московских офисах стоят люди, не представляющие себе даже основ разделительного производства. Ляпы в речах управленцев на встречах с руководителями предприятий с печальными усмешками передаются от них друг другу... И что они, менеджеры, могут предложить инновационного? Если у них такие знания о нашем отставании на фоне мирового развития, пусть расскажут нам, невеждам, чего такого инновационного привнесли кайдзенисты? Ввели в одном цехе суперпрогрессивную схему "точно вовремя", ликвидировали склады и запасы? В результате поломка одного из станков остановила весь участок. Зашибись, сэкономили! И вообще, по их мнению, до прихода твэловцев минатом «щи лаптем хлебал»? Как построили в конце сороковых завод, так ничего и не модернизировалось? Отнюдь не так! Работали научные подразделения, непрерывно вели исследования, разработки, усовершенствования. А вот как раз с приходом "менегеров" эти подразделения вывели как непрофильные, и сейчас мы наблюдаем, как они загибаются. А поддержки и инвестиций как раз не видно».

Или вот: «Просматриваю список высшего руководства Госкорпорации «Росатом», состоящий из одного генерального директора и десяти его замов. На мой непросвещенный взгляд из 11 человек этого списка коренным работником-профессионалом атомной отрасли является только один – И.М.Каменских. С тремя натяжками к нему можно приблизить Евстратова, но я бы этого делать не стал».

Ну, а если серьезно, то 30 июля с.г. бывший председатель ФРС Алан Гринспен в интервью «FT», говоря о странах с централизованным плановым хозяйством, как в СССР, отметил, что их успех зависит от точности настройки и если уж вы решили создать централизованное плановое хозяйство – положитесь на профессионалов. Гринспен опытный человек, он знал, что говорил.

В последние годы наша страна последовательно проводит централизацию экономики, что, соответственно, требует качественного планирования и управления. Казалось бы, что в стремлении к централизации и, соответственно, к плановому управлению, как никогда важен профессионализм, не допускающий пренебрежения нормами безопасности, на всех уровнях. Особенно на ключевых и наукоемких производствах, таких как атомная отрасль. Но делается все ровно наоборот – процветает массовый непрофессионализм.

Может быть поэтому наша Россия напоминает сегодня тот самый самолет, летящий над пожарищем, за левым штурвалом которого нет командира корабля.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2499