Но разведение апельсиновых садов в Калифорнии столкнулось с большой проблемой в виде маленькой апельсиновой мушки, поедающей соцветия в период цветения апельсинов. Применение инсектицидов оказалось невозможным по экологическим соображениям – тут же упал бы спрос на свежевыжатый сок.
Выход нашелся сам собой, когда один наш бывший соотечественник, биолог по образованию попробовал простерилизовать мужскую мушиную особь с помощью небольшого электронного ускорителя. И это получилось. Соотечественник в мгновение ока превратился в богатого Калифорнийского миллионера, занимающегося разведением мух, их радиационной стерилизацией и продажей Калифорнийским апельсиновым и виноградным королям. Популяция мух резко сократилась, и проблема была решена.
Это всего лишь небольшой пример использования радиационных ускорительных технологий в экономике.
Для нашей страны гораздо более важной является проблема стерилизации одноразовой продукции медицинского назначения, шприцев, систем для переливания крови, стерильных бинтов. Традиционный способ стерилизации высокотоксичным газом окисью этилена связан не только с требованием долговременной обработки изделий для гарантированного результата, но и с проблемой его дальнейшей утилизации. Окись этилена – это сильнейший яд, обладающий ярковыраженными мутагенными и канцерогенными свойствами.
Не секрет, что большая часть одноразовой медицинской продукции приходит к нам из стран Юго-Восточной Азии. И далеко не всегда можно дать 100% гарантии её стерильности. Эта продукция перед реализацией на рынке должна проходить дополнительную обработку, однако этого не происходит в виду отсутствия законодательной и производственной базы.
В РФ практически 100% рынка специй и сухофруктов занимает импорт. Большая часть продукции происходит из стран с далеко не благополучной эпидемиологической обстановкой. Страны Средней и Юго-Восточной Азии. Да и сам способ изготовления специй и сухофруктов далеко не так безобиден с точки зрения эпидемиологии, как кажется.
Эта проблема требует взвешенного государственно подхода и не может быть решена в рамках рыночных механизмов.
Необходимо создание центров радиационной стерилизации при морских грузовых портах, крупных грузовых воздушных и железнодорожных терминалах.
За примером далеко ходить не надо в Европе и США таких центров – многие десятки. У нас - ни одного!
Использование технологий линейных электронных ускорителей создаст рынок для этой высокотехнологичной отрасли промышленности, кстати, внесенной в список критически важных технологий.
В настоящее время производство электронных ускорителей носит штучный характер и в основном из импортных комплектующих элементов, что делает его очень дорогим и неконкурентоспособным. Отечественная элементная база практически полностью отсутствует.
Созданный ранее научно-технический задел позволял РФ находиться среди мировых лидеров в этой отрасли, но ускорительный главк в Росатоме ликвидирован, а выпускникам ускорительных специальностей просто негде найти работу и они вынуждены либо переквалифицироваться, либо уезжать.
По общим оценкам необходимое количество таких центров радиационной стерилизации в РФ – несколько десятков. Они могут быть реализованы в виде частно-государственного партнерства, но нужна законодательная база и базовая государственная программа создания таких центров. Это повлечет за собой инновационную цепочку - поставщики комплектующих элементов, разработчики и производители оборудования, покупатель, владелец центра. Объем рынка такого оборудования в РФ сотни миллионов долларов. Объем рынка услуг по стерилизации примерно такой же.
Такие центры смогут работать не только на задачи стерилизации, но и на задачи повышения урожайности в сельском хозяйстве путем обработки посевного материала. Вот вам и повышение урожайности минимум на 30% без какой-либо генной модификации и ГМО! Все эти технологии имеют глубокую научную базу, очень хорошо отработаны и ждут своей реализации.
К сожалению, система управления, сложившаяся в РФ страдает той же самой болезнью, которая была в СССР – ведомственной разобщенностью. Рыночные механизмы и регуляторы отсутствуют. В отсутствие спроса и сбалансированного государственного подхода деградирует инновационная конкурентоспособная высокотехнологичная отрасль науки и промышленности. Сложные комплексные инфраструктурные проекты не могут быть решены в рамках одного ведомства и требуют вмешательства высших лиц государства.
Поэтому было бы неплохо, если б наш Президент во время поездки по Калифорнии не только заманивал на сколковские «коврижки» «силиконовых» инноваторов, большая часть из которых наши бывшие соотечественники без розового тумана в голове, а съев Калифорнийский инновационный апельсин, дал бы ещё одно поручение Правительству - разработать такую государственную программу. И назначить конкретного ответственного чиновника, чтобы было потом с кого спросить. Это у него пока хорошо получается. А мы всегда готовы ему помочь.