Развитие ядерного образования в России
Дата: 26/05/2009
Тема: Кадровая политика


В.М.Мурогов, проф. ИАТЭ, д.т.н.,  директор Международного центра ядерного образования МИФИ-ИАТЭ

Роль ядерной энергетики (ЯЭ), которая на сегодняшний день является единственным новым источником энергии, освоенным в промышленном масштабе и способным ответить на глобальные вызовы, как стабилизирующего фактора энергетического и социально-политического развития будет постоянно возрастать. Непредсказуемость рынка органического сырья (прежде всего нефти)  вкупе с  мировым финансовым кризисом только повышают актуальность развития ЯЭ.


Современные проблемы энергетики

Несмотря на многообразие и различие сценариев мирового энергетического развития, существует  ряд положений, незыблемых для всех прогнозов:
- рост населения и глобального энергопотребления в мире;
- ужесточающаяся конкуренция за ограниченные и неравномерно размещенные ресурсы органического топлива;
- зависимость от нестабильной социально-политической ситуации в странах-экспортерах нефти;
- нарастающие экологические ограничения;
-  необходимость сокращения различий в энергопотреблении богатейших и беднейших стран.

Ядерные технологии для России – не только и не столько элемент энергетического рынка. Ядерная наука и технологии  определяют социально-политическую и технико-экономическую жизнь государства, являясь основой нашей экономической, энергетической и политической безопасности, фундаментом социального развития страны:
       1 - "ядерная триада"- основа обороноспособности страны;
       2  - "ядерная медицина" - это новый уровень диагностики и лечения таких серьёзных заболеваний, как сердечнососудистые, онкологические и т.д.;
       3 - ядерные технологии позволяют повысить эффективность производства продуктов питания и улучшить их  качество;
       4 - ядерно-физические методы повышают уровень контроля качества в промышленности,
       5- использование ядерно-физических методов и приборов – лазеров, ускорителей, изотопной индикации стимулирует развитие фундаментальной и прикладной науки.

Развитие ядерных технологий позволит осуществить переход от экстенсивной «сырьевой» к интенсивной индустриальной, машиностроительной экономике, является  двигателем общественного и промышленного развития (образования, экологии, экономики и культуры безопасности). 

Россия «обречена» на развитие и использование ядерных технологий (1).

На Саммите Тысячелетия  ООН  в 2001 г. Президент России выступил с инициативой обеспечения энергетической стабильности на основе ядерных технологий. Решение этой стратегической задачи подразумевает передачу  инновационных ядерных технологий АЭС и ЯТЦ следующему поколению ученых и инженеров не только в нашей стране, но и в развивающихся странах, как наследство приобретённых более чем за полвека знаний и опыта.

Эта политическая акция российского президента  была поддержана мировым сообществом и  отражена в ряде резолюций Генеральной конференции МАГАТЭ (Вена) и  Генеральной ассамблеи ООН (Нью-Йорк), как инициатива, отвечающая чаяниям развивающихся стран и  позволяющая гармонизировать отношения между индустриальными и развивающимися странами (2). Развитие данной инициативы нашло отражение:
- в Международном проекте МАГАТЭ INPRO - по развитию инновационной концепции АЭС и ЯТЦ (2001 г.);
- в создании Международного Ядерного Университета (2003 г.);
 -в новой программе МАГАТЭ (2003 г.) в области управления ядерными знаниями, сконцентрированной на сохранении  знаний и опыта  в ключевых для   будущего развития   (но пока не востребованных) направлениях ЯЭ.

Для осуществления поставленных задач ядерная энергетика должна пройти путь значительного внутреннего развития. Интенсивное обсуждение будущего ренессанса ЯЭ пока выливается в  создание «инновационных» структур и методов управления, но сами ядерные технологии (ВВЭР, БН, ЯТЦ)  по-прежнему остаются на уровне двадцатилетней давности. В этом и заключается главная причина наблюдавшейся стагнации в развитии ЯЭ.

Современная  ядерная энергетика базируется на ресурсах U235, запасы которого на порядок меньше запасов нефти и газа. У такой  ядерной энергетики долговременного надёжного будущего нет.  Тогда о какой стабилизирующей роли ЯЭ можно говорить?
Данное утверждение наглядно иллюстрирует диаграмма запасов используемых энергетических ресурсовЮ представленная на  рис. 1 (3).


Рис.1. Относительное энергетическое содержание природных источников топлива

И, тем не менее, выход есть.  Речь идёт о  ядерных реакторах на быстрых нейтронах в замкнутом топливном цикле (4).  При таком решении все запасы урана (U235 и U238), а также тория становятся доступными для использования. Ресурсы ЯЭ возрастают практически неограниченно.

Полномасштабное развитие ядерной энергетики, способное решить проблему энергетического стабильного развития, возможно  только в рамках замкнутого топливного цикла с использованием быстрых реакторов-размножителей. Именно такую задачу поставил перед госкорпорацией «Росатом» в 2008 г.  Премьер-министр РФ В.В.Путин (при посещении Электростали), заявив о необходимости перехода на новый уровень технологий в атомной отрасли в рамках ФЦП на 2010-2020 гг.  Под  ядерными  энерготехнологиями нового поколения имелись в виду замкнутый топливный цикл и создание коммерческого реактора на быстрых нейтронах.

Проблема сохранения знаний – проблема сохранения кадров

Ядерные знания, развитие которых в последние шесть десятилетий происходило при значительной государственной поддержке, превышают нынешнюю коммерческую потребность. Сегодня существует опасность потерять многие из них. 

В ряде областей  применения ядерных  знаний, таких  как "ядерная медицина" и т.п., знания и опыт их применения свободно обмениваются и широко распространяются, другие  находятся в ограниченном доступе и, более того, запрещены к распространению (проблема «нераспространения» чувствительных ядерных технологий). Как отмечается в документах МАГАТЭ,  современный статус ядерных знаний недостаточно высок, а управление ими находится в неудовлетворительном состоянии (5,6).

Например, научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки быстрых реакторов (БР) ведутся уже  более 60 лет.

Концепцию развития БР Э. Ферми определил ещё в 1944 г.  В 1946 г. был создан первый экспериментальный быстрый реактор с плутонием (Climentina , США) (4) .К настоящему времени создано более 20 экспериментальных и опытных реакторов на быстрых нейтронах, работают первые промышленные прототипы энергетических быстрых реакторов, охлаждаемые жидким металлом (натрием):
-в  России ( БН-600 -на урановом топливе),
-и во Франции(PHENIX -на плутониевом топливе).

Это потребовало передачи знаний как минимум трем поколениям исследователей. Там, где такой передачи не произошло (например, в США), знания и опыт в области технологии БР и замкнутого ЯТЦ в значительной мере были утрачены. Потеря знаний и опыта в этой области  не только «прямая» экономическая потеря (в десятки млрд $ США). Это настоящая научно-технологическая катастрофа, связанная с утратой научной школы:
- профессиональных, компетентных кадров;
-системы высшего образования в данной области (прежде всего национального профессорского и исследовательского состава);
-экспериментальной базы;
-связей и новых поколений молодых ученых.

Восстановление таких потерь (если это вообще возможно)  потребует десятилетий упорных усилий государства. Подобное происходит не только в области знаний по быстрым реакторам.

Лучшим  реальным средством сохранения знаний, безусловно, является проектирование, конструирование и строительство промышленных быстрых реакторов (например, БН-800) или, как минимум, лабораторных установок, развитие технологий и инфраструктуры ЯТЦ, т.е. реальное развитие ЯЭ.

С другой стороны, масштабный ввод АЭС нового типа, а тем более реализация инновационных технологий,- просто опасны без тщательной проработки и анализа:
- организационных возможностей;
- потребности в кадрах;
-стратегии  и методологии управления ядерными  знаниями;
-рисков от потери компетенции.

До полномасштабного восстановления научного и исследовательского  потенциала отрасли надежнее (что мы сейчас и видим) сосредоточить имеющиеся  силы на реализации проверенных образцов и технологий (как ранее делал Китай) на основе, например, проекта ВВЭР-1000. Это позволит избежать ошибок, обусловленных, прежде всего, недостатком компетенции, как разработчиков, так и исполнителей.

Почему сохранение и передача знаний наиболее актуальна в ядерной области? 
 
Развитие атомной науки, техники и промышленности в начале нового века совпало с осознанием  таких угроз, как:
- старение кадров, уход опытных специалистов на пенсию, и как следствие -
потеря ядерных знаний;
- деградация технологических навыков и потеря «know-how»;
- потенциальное снижение безопасности и возможность исчезновения инновационного потенциала.

Независимо от роста или спада ядерной энергетики, действующие ядерные установки будут функционировать до тех пор, пока они будут оставаться экономически выгодными объектами.   Полный срок службы атомных электростанций составляет более 100 лет, включая стадии строительства,  эксплуатации и  вывода из эксплуатации (несколько десятков лет). Такой исключительно длительный жизненный цикл АЭС требует передачи ядерных знаний и опыта для успешного управления  атомными установками на протяжении нескольких поколений.

Кроме того, в ядерной энергетике стоимость риска ядерной аварии в результате некомпетентности или потери ядерных знаний слишком высока вследствие высокой стоимости самого ядерного объекта, а также последствий для населения и окружающей среды.   Речь идет не только о последствиях непосредственно ядерных аварий (типа Чернобыльской катастрофы 1986 г., Три Майл Айланд 1979 г., Челябинской аварии  на «Маяке» 1957 г.), но и «рутинных» ошибок, связанных с корректностью выбора стратегии, конструкции и режима эксплуатации ЯЭУ.

В сфере утилизации ядерных отходов и ОЯТ передача знаний и технической информации должна осуществляться в течение как минимум столетия, т.е. более чем пяти поколениям профессионалов. Ошибки или некорректность в сохранении информации (не только знаний) в этом случае будет представлять реальную угрозу (человеческие, экономические и экологические потери) для будущих поколений.

Контроль и управление ядерными знаниями в свете проблемы нераспространения 

В отличие от знаний в других научных областях, свободный обмен и неконтролируемое использование ядерных знаний строго регламентируются в силу важности обеспечения  международной безопасности и нераспространения ядерного оружия. С одной стороны, ядерная безопасность (safety) требует свободного обмена информацией и опытом с целью предотвращения событий, предшествовавших прошлым авариям. С другой стороны, нераспространение военных ядерных технологий (ЯТ) требует соблюдения определённого режима контроля и даже секретности(security) . Поэтому  в управлении ядерными знаниями необходимо установить корректный баланс между ядерной безопасностью и требованиями нераспространение  чувствительных ядерных технологий.

Какие ядерные знания, опыт, технологии и конструкторские разработки подлежат сохранению?

На современном этапе, например, в области ЯЭ на этапе её возрождения и дальнейшего развития в условиях ограниченности ресурсов (финансовых, кадровых технологических) необходим новый подход с жестким определением приоритетов ближней и долгосрочной стратегии развития.

Важно, не что можно сделать, а без чего нельзя обеспечить безопасность и экономическую конкурентоспособность существующих АЭС и  развить полномасштабную ядерную энергетику будущего. Кадровое обеспечение атомной отрасли является одной из приоритетных проблем современного этапа развития атомной энергетики. Прогнозируемые темпы и масштабы развития ЯЭ требуют опережающего роста кадрового наполнения всех структур атомного энергопромышленного комплекса. Сложившаяся на сегодняшний день система образования и закрепления кадров в атомной отрасли явно недостаточна для ее крупномасштабного развития.

Подготовка кадров (приобретение знаний и компетентности) должна опережать программы разработки и развития технологий, строительства ядерных объектов и ввода их в эксплуатацию. А в отрасли до сих пор отсутствует системный подход к решению проблемы подготовки кадров. И сегодняшнюю ситуацию с кадрами можно считать критической. При общем снижении числа научных сотрудников (движущей силы инновационного развития)  возрастает доля исследователей в возрасте старше 60 лет. Средний возраст ведущих специалистов отрасли (докторов наук) и профессорского состава вузов  «ядерного» профиля превышает пределы средней продолжительности жизни в стране. На фоне общего демографического кризиса и снижения уровня школьного образования такая тенденция вызывает крайнее беспокойство.

Материально-техническая база и стареющий кадровый состав преподавателей «ядерных» вузов являются своеобразным тормозом для осуществления масштабного кадрового воспроизводства отрасли.

Подобная ситуация с ядерным образованием (ЯО) и подготовкой кадров присущи не только России. Это общая проблема ведущих «ядерных» стран мира (5,6).

Международная интеграция ядерного образования 

Сознавая необходимость масштабного развития ЯЭ как гаранта энергетической безопасности, и понимая особые требования, предъявляемые к работникам атомной отрасли, развитые страны также считают приоритетным опережающее обеспечение ЯЭ квалифицированными кадрами. Правительства США, европейских стран, Китая планируют развернуть подготовку необходимых специалистов ускоренными темпами. В ряде стран (США, Евросоюзе, Китае, Корее, Японии) приняты государственные программы, направленные на привлечение молодежи к получению образования в области ядерных технологий, и развитие национальной системы ядерного образования.

Международное сообщество встало на путь интеграции в этой области:
-с 1982 г. в США действует организация руководителей ядерных департаментов 41 университета (Nuclear Engineering Department Heads Organization),
-6 университетов и ряд организаций в Канаде объединились в сеть UNENE (University Network of Excellence in Nuclear Engineering),
- в 2003 г. создана «Сеть европейского ядерного образования» ENEN (European Nuclear Education Network), включающая 21 университет и 6 научных центров из 17 стран Европы.
-в Великобритании создается Глобальный исследовательский альянс «Всемирная сеть университетов» WUN (Worldwide Universities Network) в составе 16 университетов: 9 европейских, 5 американских и 2 китайских,
- в Малайзии в 2004 г. учреждена Азиатская сеть ядерного образования ANENT (Asian Network for Education in Nuclear Technology), объединившая университеты и научные центры ряда стран Азии.

Важнейшим направлением развития ядерного образования в мире является объединение университетов в международные сети, целью которого является координация и объединение усилий стран того или иного региона (ENEN – европейского, ANENT – азиатского) в области унификации образовательных программ.  Мощные региональные кластеры ядерного образования в Америке, Европе, Азии, построенные на основе интеграции образования, науки и промышленности, обеспечат взаимное признание дипломов, свободный обмен студентами, преподавателями и научными работниками; усилят межуниверситетское взаимодействие и сотрудничество, откроют широкий доступ к информации в области ядерной науки и образования. Этот процесс во всех странах координируется на государственном уровне. Создание одного из основных элементов российского кластера ядерного образования – Национального исследовательского ядерного университета  НИЯУ-«МИФИ» позволяет сформировать в России конкурентоспособную на внешнем рынке образовательную структуру, соответствующую общемировым образовательным тенденциям (7).

Ввиду специфики ядерных технологий, государственная поддержка является ключевым фактором в организации современной системы ЯО во всех странах. Только государственная поддержка позволяет обеспечить регулярное финансирование работ по поддержанию и модернизации учебно-научной, экспериментально-технологической базы вузов и по административно-финансовой поддержке   развития научных исследований.

Интеграция ядерного образования в России

Усиление сотрудничества и кооперации между университетами на национальном и международном уровне, является наиболее эффективным методом развития ЯО. Интеграция и взаимодействие образовательных учреждений, исследовательских центров и объектов ядерной промышленности становятся ключевым фактором этого процесса.  О необходимости такой интеграции говорят много и давно. Но эти планы смогут реализоваться только при получении реальной финансовой, материальной и, что очень важно, моральной поддержки руководства страны.

Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности НИЯУ предусматривает развитие сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими центрами, создание в Национальном Университете отраслевых проблемных лабораторий и научно-образовательных центров, университетских кафедр в научно-исследовательских организациях отрасли, а в перспективе  и возможное включение ряда отраслевых организаций в состав Национального Университета; развитие и оснащение учебно-производственных научно-инновационных центров и центров коллективного пользования. Совместно с отраслевыми предприятиями на их базе формируются инновационные учебно-научно-производственные комплексы с учетом их регионального расположения и профильной направленности. Эти центры призваны сыграть важную роль не только в подготовке кадров для атомной отрасли, но и в удовлетворении потребностей населения в регионах.

НИЯУ-МИФИ позволит решить проблемы:
-нехватки профессиональных кадров;
-старения научно-лабораторной и учебной базы;
-сохранения критических знаний;
-формирования национальной  программы подготовки кадров по дефицитным для отрасли специальностям;
-осуществить требуемое масштабное кадровое воспроизводство отрасли.

В данном проекте впервые реализуется отраслевой территориально-распределённый принцип формирования научно-образовательного учреждения в пяти федеральных округах РФ. Подготовка кадров будет осуществляться региональными образовательными учреждениями Центрального, Приволжского, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов в зоне действия градообразующих предприятий «Росатома». 

НИЯУ-МИФИ объединит 6 профильных высших учебных заведений, 13 учреждений среднего и 5 учреждений начального профессионального образования (рис. 2). Всего в его состав войдут 24 образовательных учреждений с 2750 преподавателями (в том числе,  более 1600 человек с учеными степенями  и званиями). На учебных площадях (более 500 тыс. кв. м) смогут обучаться 40 тыс. учащихся.

Создание Центра  НИЯУ- МИФИ позволит обеспечить кадровое и научно-инновационное развитие атомной отрасли и других высокотехнологичных секторов экономики Российской Федерации; осуществить  системную модернизацию высшего и среднего профессионального образования; обеспечить комплексное развитие регионов на основе интеграции науки, образования и производства, реализовать эффективное стратегическое партнерство с бизнес-сообществом.

                            
                            
Рис.2. Структура Национального Исследовательского Ядерного Университета  МИФИ

Междунардный Ядерный Инновационный Консорциум и Российская Ассоциация Ядерной Науки и Образования

Решению о создании НИЯУ предшествовала длительная и кропотливая работа , в т.ч при участии представителей науки и образования , по созданию Российского Ядерного Инновационного Консорциума (РЯИК) и на его основе -Международного Ядерного Инновационного Консорциума (МЯИК).

В созданный Международный Ядерный Инновационный Консорциум (МЯИК) ЕврАзЭС  вошли  от Республики Беларусь:
- Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова.

От Республики Казахстан: Актауский государственный университет им. Ш. Есенова,  Алматинский институт энергетики и связи, Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева. Семипалатинский государственный университет им. Шакарима, Казахстанский ядерный университет, Казахский национальный университет  им. Аль Фараб, Национальный ядерный центр Республики Казахстан.

От Республики Кыргызстан - Институт горного дела и горных технологий им. У. Асаналиева.

МЯИК планирует осуществлять подготовку специалистов в области ядерной энергетики (проектирования и эксплуатации АЭС и промышленных установок топливного цикла); прикладных ядерных и радиационных технологий в ядерной медицине и радиофармакологии, агропродовольственном комплексе,  специалистов для научных исследований и разработки промышленных технологий.

Базовая естественнонаучная и инженерная подготовка будет осуществляться в национальных учебных заведениях ЕврАзЭС.  Дополнительное базовое образование – в высших учебных заведениях, входящих в Международный инновационный ядерный консорциум (с использованием дистанционных методов обучения). Специальное высшее образование -- на базе Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ).

Параллельно развивался процесс интеграции деятельности научно- образовательных организаций России в кооперации с МАГАТЭ. В 2005 г. была создана Российская Ассоциация Ядерной Науки и Образования (РАЯНО) на базе Государственного Технического Университета Атомной Энергетики (ИАТЭ г.Обнинск) , РНЦ "Курчатовский Институт", ГНЦ ИТЭФ ( г.Москва), ГНЦ НИИАР(г.Димитровград), Медицинского Радиологического Научного Центра (МРНЦ РАМН г.Обнинск) и др.

Уже в 2006г. РАЯНО в кооперации с МАГАТЭ и Всемирным Ядерным Университетом провели а г. Обнинске Научный семинар в рамках программы" Ядерная наука и технология -для человека в XXI веке." (1,2).
                           
 Международный Центр Ядерного Образования (МЦЯО-МИФИ)

При посещении МИФИ в июле 2008 г. Президент РФ Д.Медведев огласил установку на интеграцию науки и образования для решения проблемы не только образования, но и спасения научных организаций, утративших большую часть кадрового потенциала и не востребованных в полной мере. Речь шла о том, чтобы не замыкать процесс в «домашние» рамки, а  встраиваться в международную кооперацию. Решению данной задачи призваны помочь такие структуры как МЦЯО-МИФИ с уже созданным  филиалом в Обнинском институте Атомной Энергетики (ИАТЭ Обнинск). Уже предприняты необходимые шаги к  организации взаимодействия Центра с международными организациями (МАГАТЭ, ВЯУ, ENEN, ANENT и др.), а также с общественными и государственными (в первую очередь, отраслевыми) структурами.

Создание Международного центра ядерного образования (МЦЯО)   диктуется необходимостью решения задач в области международной деятельности НИЯУ-МИФИ (7):
-создания системы непрерывной подготовки кадров для государств-членов ЕврАзЭС в области использования атомной энергии в мирных целях, соответствующей международным стандартам и ее интеграции в международное образовательное пространство;
-развития экспорта образовательных услуг на основе завоевания позиции в группе лидеров  мирового научно-образовательного пространства;
- развития научно-образовательных контактов с Международным Агентством по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Всемирным Ядерным Университетам, европейской и азиатской сетями ядерного образования (ENEN и ANENT), крупнейшими научными центрами и университетами США, Европы и Азии.
Создание Международного Центра позволит:
- объединить трудовые, интеллектуальные, финансовые, производственные ресурсы по подготовке кадров;
-повысить эффективность использования и модернизации научно-технологической базы ЯО;
- сформировать системный подход к обучению, разработать профессиональные стандарты и унифицированные учебные программы по подготовке и переподготовке кадров;
- создать единое информационное поле ЯО.

В задачи Международного Центра Ядерного Образования входит также:
-участие в международных программах МАГАТЭ, WNU, EC, ANENT, ENEN по сохранению и развитию ядерных знаний;
-управление знаниями в промышленности, проектных организациях, НИИ и КБ, университетах, регулирующих органах, эксплуатационных структурах АЭС;
- сохранение и развитие ядерных знаний в инновационных областях, не востребованных в данный момент, но необходимых для полномасштабного развития ЯЭ: БР, ЗЯТЦ, ВТГР, атомно-водородной энергетики, малых ЯЭУ, Th – U233 ЯТЦ;
-подготовка и переподготовка профильных специалистов-международников для сопровождения международных проектов, работы в зарубежных представительствах «Росатома», работы в международных организациях;
- участие в международных научно-технологических исследованиях с целью сохранения ядерных знаний и определения перспективных направлений развития отрасли;
- анализ мирового рынка ядерной энергетики и ядерных технологий, тенденций развития ядерной науки и технологий, анализ возможного участия российской промышленности в мировом разделении труда;
- мониторинг международного правового поля в области ядерной энергетики, ядерного оборонного комплекса, экспорта – импорта ядерных материалов и технологий, режимов контроля и нераспространения.

МЦЯО «МИФИ», прежде всего, должен провести «инвентаризацию» сохранившихся научных школ, технологической и экспериментальной базы подготовки квалифицированных специалистов; имеющихся учебных материалов, создать  сеть электронных библиотек, интегрированных в Международную сеть МАГАТЭ, сформировать единое информационное пространство и  на этой основе подготовить предложения по участию в научно-исследовательских и образовательных международных проектах (МАГАТЭ, WNU, ENEN, ANENT, ЕС и др.)

Создание МЦЯО позволит организовать непрерывную  подготовку кадров для государств-членов ЕврАзЭС в области использования атомной энергии в мирных целях, соответствующую международным стандартам, и ее интеграцию в международное образовательное пространство; обеспечить  экспорт образовательных услуг путём завоевания позиции в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве,  расширить международные  научно-образовательные контакты.

Одним из первых шагов МЦЯО стала разработка концепции Научно-Образовательного Центра на базе учебных и научных учреждении первого в атомной отрасли наукограда в Обнинске, а также  модели ядерного образования в рамках Международного Ядерного Инновационного Консорциума  в интересах стран Содружества  СНГ и ЕврАзЭС на базе Национального Исследовательского Ядерного Университета (МИФИ).

Литература.

1.     Мурогов В.М. Подготовка кадров и будущее атомной отрасли. Бюллетень по атомной энергии.  Москва. 10/2006, с. 46-48.
2.     Мурогов В.М., Пономарев-Степной Н.Н. и др. Международные инициативы МАГАТЭ: от инновационных ядерных технологий к повышению «ядерного» образования.    Бюллетень по атомной энергии. М.,6/2007,с.37-45.
3.     NATO-RYSSIA Advanced Research Workshop: “Proliferation-Resistant nuclear technologies”. Carnegie Moscow Center. Moscow, 27-28 March 2008.
4.     Fast Reactor Database: 2006 Update. IAEA.TEC/DOC/1531  .Vienna. 2006.
5.     Managing Nuclear Knowledge. Proceedings of a Workshop. Trieste. Italy. 22-26 August 2005. STI/PUB/1266. 2006.
6.     International Conference on Knowledge Management in Nuclear Facilities. IAEA.18-21 June 2007.
7.     Стриханов М.Н.  «Концепция развития Федерального ядерного университета МИФИ на 2009-2015 годы и на период до 2020 года». Межведомственная рабочая группа при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов. Москва. 28.05.2008.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1824