А пока ВВС могут использовать модернизированные версии F-16. Этот самолет по своим характеристикам превосходит любые летательные аппараты любого нашего потенциального противника. А F-35 обеспечит еще больший запас превосходства в воздухе. Чистая ежегодная экономия от этого составит около 3 миллиардов долларов
Если отказаться и от строительства оставшихся двух эсминцев, мы сможем ежегодно экономить более 3 миллиардов долларов. Эти средства можно будет направить на закупки в больших количествах боевых прибрежных кораблей (LCS), которые действительно необходимы. Такие корабли способны совершать быстрые передвижения и маневры в мелких прибрежных водах, оказывая вертолетную и прочую непосредственную поддержку войскам во время проведения наземных операций, которые гораздо более вероятны, нежели морские.
ВМС могут продлить срок эксплуатации действующего флота ударных атомных подводных лодок класса Los Angeles, которые в состоянии вполне успешно выполнять все задачи периода после окончания "холодной войны", начиная с запуска крылатых ракет для противодействия развивающемуся, однако уступающему нам в техническом плане подводному флоту Китая. Чистая экономия здесь будет равна 2,5 миллиарда долларов.
Остановить производство самолета для корпуса морской пехоты V-22 Osprey. Этот футуристический и совершенно не нужный летательный аппарат с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой после 25 лет испытаний так и не смог доказать свою надежность и безопасность. Уже построенных 80 самолетов этого типа более чем достаточно. Вместо производства 40 новых самолетов V-22 корпусу морской пехоты следует больше закупать хорошо зарекомендовавших себя вертолетов H-92 и CH-53. Чистая экономия в этом случае будет равна от двух до двух с половиной миллиардов долларов.
Остановить преждевременное развертывание системы противоракетной обороны. Пентагон в будущем году хочет потратить примерно 9 миллиардов долларов на систему обороны от баллистических ракет. Сюда включены те деньги, которые планируется потратить на развертывание дополнительных ракет-перехватчиков на Аляске, а также на строительство новых объектов в Центральной Европе. Израсходовав за последние 25 лет на эти цели примерно 150 миллиардов долларов, Пентагон так и не сумел пока создать достаточно надежную национальную систему ПРО, способную реально обеспечивать безопасность. Существующие и действующие системы ПРО можно легко обманывать, запуская вместе с ракетами дешевые металлические радиолокационные ловушки.
Мы не преуменьшаем опасность баллистических ракет. Мы согласны с тем, что надо продолжать испытания и исследования, изыскивая более подходящие варианты. А поскольку наиболее вероятная угроза может исходить со стороны Ирана и Северной Кореи, нам следует провести серьезные переговоры с русскими по вопросу совместной программы противоракетной обороны. (Мы знаем, что эта система не представляет угрозы для России, но от этого оправдания пора уже отказаться.) Исследовательская программа будет ежегодно обходиться примерно в 5 миллиардов долларов. Чистая экономия также будет равна 5 миллиардам.
Переговоры о серьезном сокращении ядерных вооружений. Согласно московскому договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 2002 года, Соединенные Штаты Америки и Россия обязуются к 2012 году сократить количество своего стратегического ядерного оружия на 1700-2200 единиц. О дальнейших сокращениях переговоры не ведутся. В этих условиях следует договориться о новом существенном сокращении - примерно на 1000-1400 единиц, а также взять на себя обязательства и дальше сокращать количество ядерного оружия.
Избранный президент
Барак Обама должен также понизить степень готовности баллистических ядерных ракет и взять на себя обязательство о сокращении абсурдно больших арсеналов запасных боеголовок. Такие шаги сделают наш мир более безопасным. Они укрепят репутацию Обамы и дадут ему больше оснований требовать от других умерить свои ядерные амбиции.
Трудно сказать, сколько денег удастся сэкономить благодаря таким сокращениям. Но в долгосрочной перспективе суммы наверняка окажутся значительными.
Сократить действующие силы флота и военно-воздушных сил. Соединенные Штаты Америки имеют полное господство в Мировом океане и в воздухе, и сохранят его в течение многих лет. В то же время, сухопутные войска и морская пехота оказались слишком малочисленными и не отвечают потребностям одновременного ведения двух войн на суше - в Афганистане и Ираке. Это те силы, которые вероятнее всего будут привлекаться для будущих действий против террористических группировок и для спасения несостоявшихся государств. Сократив ВМС на одну авианосную ударную группу, а ВВС на два авиационных крыла, мы сможет сэкономить около 5 миллиардов долларов в год.
Пойти на такие сокращения будет непросто с политической точки зрения. Эти виды вооруженных сил все громче говорят о будущих военных угрозах (в основном речь идет о враждебно настроенном Китае, до зубов вооруженном подводными лодками и оружием космического века). А военные подрядчики ссылаются на угрозу иного рода, говоря о сотнях тысяч уволенных в стране, и без того ослабленной рецессией. Все мы, конечно же, за экономию и за новые рабочие места - но не за счет отвлечения и без того ограниченного оборонного бюджета от реальных и настоятельных потребностей - или отказа от новых программ, как раз и создающих такие рабочие места.
Вышеуказанные сокращения дадут экономию в размере 20-25 миллиардов долларов в год. Этим средствам можно будет найти лучшее применение, а именно:
Увеличить численность сухопутных войск. Нынешнее наращивание численности сухопутных войск и морской пехоты в ближайшие шесть лет обойдется в 100 с лишним миллиардов долларов. За счет оптимизации боевого и численного состава ВМС и ВВС, замедления процесса развертывания неготовой пока системы ПРО и отказа от самолетов Osprey значительную часть этих затрат удастся компенсировать.
Выделить средства на столь нужные ВМС боевые прибрежные корабли. Такие корабли, действующие в прибрежной зоне и оказывающие поддержку войскам в наземных операциях, стоят около 600 миллионов долларов за единицу. Отказавшись от строительства эсминцев DDG-1000 (каждый из них обходится в три с лишним миллиарда), а также субмарин класса Virginia (такая подлодка стоит более двух миллиардов долларов), мы получим необходимые деньги.
Перевооружение и переоснащение национальной гвардии и резерва. При сохранении нынешних темпов замены оружия, оставленного либо уничтоженного в Ираке и Афганистане, национальной гвардии и в 2013 году будет не хватать 20 с лишним процентов от того, в чем она нуждается. Отказавшись от строительства самолетов F-22, мы получим достаточно средств, чтобы на годы ускорить процесс перевооружения.
***
Часть этих изменений могла уже сегодня быть реализована, если бы система закупок и материально-технического обеспечения Пентагона более оперативно реагировала на существующие потребности и выбралась из плена военно-промышленного лобби. Министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) жалуется на так называемые "потребности будущей войны". Речь идет о том предпочтении, которое в рамках системы материально-технического обеспечения изначально отдается потребностям потенциальных войн будущего, а при этом насущные потребности сегодняшнего дня уходят на второй план. В частном порядке большая часть представителей высшего военного командования признается, что их бюджеты, которые после 11 сентября мало кто жестко контролирует, можно немного сократить.
Конгрессу надо будет проявлять больше реализма и сдержанности. Лоббисты, проталкивающие программы создания дорогостоящих и ненужных систем вооружений, находят активных сторонников среди законодателей, которые стремятся к созданию новых и сохранению старых, защищаемых федеральными властями рабочих мест в своих избирательных округах. Такие крупные подрядчики, как Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman, Raytheon и General Dynamics стали настоящими хозяевами в деле распределения рабочих мест, и активно пользуются этим для получения широкой поддержки при голосовании в Конгрессе. Так, заказы на создание самолета F-22 были распределены по субподрядчикам из 44 штатов.
Гейтс, который останется на своем посту, должен избрать в качестве приоритета реформирование системы закупок и материально-технического обеспечения. Эпоха неограниченных бюджетов подошла к концу, и Гейтсу придется выдвинуть жесткие требования, чтобы не выходить за бюджетные рамки. А Конгрессу следует уделять больше внимания общим потребностям нации, и меньше - узким местническим интересам.
Для отладки процесса закупок и материально-технического обеспечения Пентагона потребуется полная поддержка Обамы. Мы верим: американские налогоплательщики готовы поддержать те перемены, которые более надежно обеспечат безопасность страны, и в то же время, помогут более эффективно использовать их деньги.
Опубликовано на сайте ИноСМИ 22.12.2008