Росатом создает отраслевую систему ценообразования в строительстве
Дата: 05/05/2008
Тема: Сооружение атомных объектов


 Программа долгосрочной деятельности Госкорпорации «Росатом» на 2008-2015 годы (ПДД) заменит Федеральную целевую программу «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» (ФЦП). Сообщение о проекте Программы долгосрочной деятельности Госкорпорации «Росатом» сделал руководитель департамента по управлению инвестиционными программами ФГУП концерн «Росэнергоатом» Г.С.Сахаров.


На выездном заседании Совета по формированию инвестиционных программ и осуществлению мониторинга экономической эффективности капитальных вложений «Росэнергоатома», которое проходило 24-25 апреля 2008 года на Ленинградских атомных электростанциях (ЛАЭС и строящейся ЛАЭС-2), Геннадий Станиславович в частности сказал: «Наступает период осмысленного инвестиционного планирования».

По окончании совещания Геннадий Сахаров ответил на вопросы:

- Что означает «осмысленное инвестиционное планирование», и чем оно отличается от прежнего?

- Дело в том, что в течение почти десятилетия, с 1992 года по 2001 год, ввод новых энергоблоков в России не осуществлялся, и в атомной отрасли не был сформирован опыт по осуществлению инвестиционных мегапроектов в рыночных условиях.

Строительство и пуск энергоблока №1 Ростовской АЭС в 2001 году и энергоблока №3 Калининской АЭС в 2005 году, достройка в настоящее время энергоблока №2 Ростовской АЭС и энергоблока №4 Калининской АЭС показали, что осуществление инвестиционных проектов по сооружению объектов атомной энергетики в современных условиях требует полного переосмысления.

Одной из ключевых задач, которую необходимо было решить, стало создание эффективной и конкурентной системы реализации инвестиционных проектов по строительству объектов атомной энергетики, основанной на принципах инвестиционного менеджмента, современных технологиях проектного управления, конкурентоспособных в условиях рыночной экономики. И такая система в концерне «Росэнергоатом» на сегодняшний день создана.

Основу управления инвестиционными программами «Росэнергоатома» составляет система инвестиционного планирования, основанная на формировании стратегического видения в новых условиях функционирования рынка электроэнергетики, на разработке стратегий и целей, на определении контрольных параметров развития и целевого состояния компании.

Созданная система инвестиционного планирования призвана обеспечить определение потребности в необходимом объеме инвестиционных ресурсов и оптимизации источников их формирований, определение направления  наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в предстоящем периоде, создание информационной базы по мониторингу осуществления инвестиционной деятельности.

Созданная система инвестиционного планирования и позволяет перейти на систему стратегического планирования, на так называемое «осмысленное инвестиционное планирование». Оно позволяет с достаточной точностью – до 10-15 процентов – спрогнозировать долгосрочные (на 10-15 лет) и среднесрочные (на 3 года) инвестиционные планы концерна «Росэнергоатом», обеспечив при этом  четкую направленность всех плановых показателей на реализацию долгосрочных стратегических планов развития атомной отрасли.

В результате проделанной работы сейчас у нас есть четкое понимание, что те деньги, которые заложены в федеральную целевую программу, явно недостаточны для того, чтобы выполнить задачи, поставленные в ней. На сегодня годовая инвестиционная программа «Росэнергоатома» в деньгах стоит больше, чем предусмотрено в соответствующем году по ФЦП, и концерн вынужден компенсировать данный дисбаланс за счет привлечения дополнительных собственных средств, включая прибыль, и кредитных средств.

- Почему «промахнулись» при разработке федеральной целевой программы?

- Во-первых, появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации: различные виды страхования, проценты за кредиты, плата за землю, затраты на получение исходных данных, технических условий, согласований и так далее.

Во-вторых, на стадии согласования федеральной целевой программы из неё были исключены затраты на содержание дирекций строящихся объектов, затраты на строительство объектов социальной сферы в 30-километровой зоне, что составляет приблизительно пять-семь процентов от стоимости энергоблоков, затраты на жилищно-гражданское строительство и другие.

В-третьих, на момент формирования федеральной целевой программы по многим инвестиционным проектам – например, АЭС-2006, плавучие АЭС, продление сроков эксплуатации действующих энергоблоков АЭС – отсутствовала проектная документация, и расчетная стоимость бралась по аналогам. На самом деле многие проекты оказались технологически сложнее, и здесь наши прогнозы не оправдались.
В-четвертых, в своих прогнозах, основанных на прогнозах социально-экономического развития страны, сделанных Минэкономразвития РФ, мы не предполагали такого удорожания стоимости строительной продукции и особенно оборудования. Например, большинство оборудования с длительным циклом изготовления буквально за два года подорожало от пятидесяти до ста процентов. И это при росте инфляции в десять-двенадцать процентов в год.

В-пятых, большую ошибку в прогнозах даёт отсутствие в стране системы ценообразования в строительстве. По данным Федерального центра по ценообразованию увеличение сметной стоимости инвестиционных проектов в ходе строительства составляет в среднем по России около пятидесяти процентов. Исходя из этого, сделать точный прогноз стоимости строительства в текущих ценах достаточно сложно.

В
-шестых, из-за нехватки денежных средств мы попали в «бумеранг» – у нас не хватает денежных средств, мы влезаем в кредиты и соответственно платим проценты за кредит, увеличиваем стоимость объектов, что также не предусмотрено в федеральной целевой программе. Отсюда разрыв инвестиционной программы концерна «Росэнергоатом» и ФЦП увеличивается ещё больше.

- Учтены ли эти недостатки в Программе долгосрочной деятельности Госкорпорации «Росатом»?

-
Сегодня ситуация складывается так, что в соответствии с действующим законодательством на смену федеральной целевой программе придет Программа долгосрочной деятельности Госкорпорации «Росатом», и этот переход не должен отрицательно сказаться на темпах выполнения инвестиционных проектов, не должен вести к срыву сроков ввода объектов. Поэтому, наверное, было бы правильно сначала ввести в действие ПДД, а затем уже организовать системную работу по её корректировке, которая потребует достаточно длительного времени.

- Почему участники вашего Совета, судя по их выступлениям, особенно озабочены проблемой ценообразования?

- Этот вопрос является одним из основополагающих для точного планирования и дальнейшего эффективного осуществления инвестиционных проектов. Представители Госстроя России официально признают, что система ценообразования в строительстве практически отсутствует, и та, что есть, не учитывает атомной отраслевой специфики. Например, все наши объекты и сооружения имеют большую номенклатуру индивидуальных конструкций и изделий, которые значительно отличаются от типовых серий, применяемых в промышленном строительстве; более 40 % стоимости энергоблока АЭС составляет оборудование; строительный цикл занимает длительный временной период, от трех до пяти лет.

На предыдущем заседании нашего Совета было принято предложение о необходимости разработки программы по созданию отраслевой системы ценообразования в строительстве, и для этого была создана рабочая группа. На сегодняшний день данная программа разработана и началась её реализация. В рамках этой программы предусмотрено создание единой отраслевой методологии определения стоимости строительства объектов атомной энергетики в текущем уровне цен; разработка, сертификация и введение в действие отраслевой сметно-нормативной базы; разработка отраслевого сметного программного комплекса «АтомСмета».

Выполнение данной программы позволит впервые в России создать фирменную отраслевую систему ценообразования в строительстве, а также повысить качество инвестиционного планирования и соответственно экономическую эффективность инвестиционных проектов по сооружению объектов атомной энергетики.

Интервью взяла Ольга ПЕТРОВА, отдел информации ЛАЭС

*Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» утверждена постановлением Правительства РФ от 06.10.2006 г. № 605.

**Госкорпорация «Росатом» создана в декабре 2007 года. Она призвана обеспечивать проведение государственной политики и единство управления в использовании атомной энергии.

***Отличие Программы долгосрочной деятельности Госкорпорации «Росатом» на 2008-2015 годы от Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года»:
- ввод новых мощностей принят по Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 года № 215-р.;
- учтен перспективный график ремонтов энергоблоков АЭС России;
- учтены системные ограничения по Кольской АЭС;
- учтено выполнение скорректированной программы увеличения выработки электроэнергии на энергоблоках АЭС;
- учтен переход к эксплуатации на 18-месячный топливный цикл на АЭС с реакторами ВВЭР-1000;
- учтен переход на 2-х летний межремонтный период для всех энергоблоков после завершения замены технологических каналов на АЭС с реакторами РБМК.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1331