Андрей Долгов, выпускник 2007 года кафедры «Ядерные реакторы и энергетические установки» МГТУ им. Н.Э. Баумана
О ситуации с развитием атомной энергетики пишут различные СМИ, говорят с высоких трибун высокопоставленные чиновники и Президент. Но для успешной реализации заявленных реформ необходимо обеспечить профилирование кадров, создание механизма их привлечения для работы в столь сложной и ответственной области, как атомная энергетика.
Общаясь со студентами вузов, я пришел к выводу, что около 40% учащихся профилирующих кафедр готовы работать по специальности, начиная с 4 курса, при условии, что им будут предоставлены на выходе из ВУЗа достойные условия оплаты труда и социальная защищенность.
Увы, реалии сегодняшнего дня говорят об обратной тенденции. Многие отраслевые компании до сих пор не осознали, что значит кадровый голод, они не готовы и, в большинстве случаев, не способны самостоятельно наладить работу со студентами - потенциальными работниками атомной отрасли. А те условия, что предлагаются выпускнику, способны отпугнуть молодого специалиста.
Подготовка инженера-конструктора и инженера-физика по атомным технологиям составляет 5,5 - 6 лет. Для того, чтобы обучить специалиста тратятся колоссальные ресурсы. Обучение в настоящее время в МГТУ им. Баумана обходится около 70 тыс рублей в год или 420 тыс. рублей за весь период обучения.
В итоге лишь малый процент выпускников действительно посвящает себя работе в атомной области. А остальная часть, возможно, обладающая самым большим потенциалом вынуждена работать не по специальности. Все это неизбежно приведет к резкому дефициту кадров в атомной области, нарастанию кризисных явлений и, в конечном итоге, к невозможности выполнения поставленных задач в реалиях завтрашнего дня (см. заявленную стратегию развития атомной энергетики).
С моей точки зрения, необходимо проведение исследований на отраслевых кафедрах для определения интеллектуального потенциала, формирование баз данных по студентам, заинтересованным в работе по отраслевым направлениям. Необходимо проведения анкетирования студентов с целью выяснить, какие социальные и материальные условия должны быть предоставлены работодателями, чтобы выпускники могли успешно работать на данных предприятиях.
Необходимо также создание активных студенческих сообществ в атомной отрасли, проведение информатизации деятельности кафедр отрасли в интернете. Участие потенциальных работодателей в формировании учебного процесса обеспечило бы возможность выполнения студентами исследовательских и дипломных работ в интересах этих работодателей.
Также необходимо создать инструменты, обеспечивающие карьерное продвижение выпускника ВУЗа в атомной отрасли, приобщение его к передовым технологиям мирового уровня, участие его в атомных сообществах не только России, но и других стран обладающих ядерными технологиями.
Я понимаю, что это довольно сложная работа, требующая определенных затрат. Но ее необходимо вести, чтобы обеспечить нашу отрасль качественными интеллектуальными ресурсами, которые в ближайшем будущем позволят создать действительно конкурентноспособную компанию мирового уровня - Атомэнергопром.
Уверен, что наша страна обладает большим потенциалом, чтобы стать сильным игроком на мировом энергетическом рынке атомных технологий.
Приглашаю вас к обсуждению заявленных мной проблем и поиску инструментов их решения.