Обеспечение безопасных перевозок РАО – необходимая составляющая ЕГС РАО
Дата: 10/06/2022
Тема: Перевозки ядерных материалов


А. Н. Дорофеев, руководитель ПО ЕГС РАО

Вступление в силу федерального закона от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стимулировало процесс создания ЕГС РАО. Законом № 190-ФЗ была поставлена задача создания единой государственной системы обращения с РАО на всех этапах: с момента образования, переработки, приведения к критериям приемлемости, захоронения таких РАО.



Постановлением правительства от 19.11.2012 № 1185 «Об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с РАО» были определены три этапа создания ЕГС РАО:

1) разработка нормативной и организационной основ системы, первичная регистрация РАО и мест их размещения;

2) создание системы захоронения низкоактивных и среднеактивных РАО;

3) создание системы захоронения высокоактивных РАО, перевод пунктов размещения особых РАО в пункты консервации особых РАО и пунктов консервации особых РАО в пункты захоронения РАО, включая ввод в эксплуатацию пунктов захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов. Также была поставлена задача гармонизации законодательной и нормативной баз после начала практики захоронения РАО.

Стратегия обращения с РАО в РФ направлена на решение задач по вновь образующимся РАО и РАО наследия. Все вновь образующиеся РАО, перерабатываются, приводятся в соответствие с критериями приемлемости для захоронения, передаются на захоронение. Ключевой идеей ЕГС РАО является отказ от практики «отложенных решений» и создание системы, обеспечивающей безопасное обращение с радиоактивными отходами на всех этапах, нацеленной на обязательное их захоронение.

Обеспечение безопасных перевозок РАО является одной из необходимых составляющих Единой государственной системы обращения с РАО (рис.1).

Рис. 1. Основы ЕГС обращения с РАО

Все элементы системы должны быть сформированы своевременно. Необходимо исключить риски, связанные с неготовностью одного из компонентов системы или их несбалансированным развитием, такие как отсутствие возможности приема РАО на захоронение, недостаточные мощности переработки и кондиционирования РАО, системы транспортирования РАО, невозможность рационального планирования приема и загрузки РАО в пункт захоронения, несбалансированное развитие мощностей переработки РАО.

Развитие ЕГС РАО диктует необходимость:

- координации работ по созданию мощностей переработки РАО с одновременным снижением издержек по их созданию и эксплуатации;

-своевременного планирования развития транспортной и логистической инфраструктуры;

- обеспечения рационального разделения накопленных РАО на удаляемые и особые.

В рамках создания нормативной и организационной основ ЕГС РАО установлены критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к РАО, критерии отнесения РАО к особым РАО, критерии классификации удаляемых РАО, определен порядок передачи РАО на захоронение «Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения».

Важным направлением стало проведение первичной регистрации РАО, по результатам которой были подготовлены предложения по установлению статуса пунктов захоронения РАО, пунктов долговременного хранения РАО, пунктов размещения особых РАО, пунктов консервации особых РАО. Специальный раздел плана предусматривал утверждение схемы территориального планирования размещения объектов захоронения РАО.

Задачи второго этапа развития ЕГС РАО - создание организационных основ системы захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов. Следующий этап – принятие решения о создании пунктов захоронения, схема территориального планирования.

На сегодняшний момент мы находимся на третьем этапе. Задачи связаны с инфраструктурой. Это захоронение большого количества низко и среднеактивных отходов. Большая работа предстоит по переводу особых РАО в пункты консервации особых РАО, пункты захоронения. Также ключевым моментом третьего этапа является создание подземной исследовательской лаборатории в Нижнеканском массиве.

В настоящее время ведётся передача в хозяйственное ведение ФГУП "НО РАО" существующих объектов длительного хранения РАО; сооружается первая очередь приповерхностного ПЗРО недалеко от площадки ОАО "УЭХК"; определены 30 перспективных площадок для размещения ПЗРО в 17 субъектах Российской Федерации.

 

Классы РАО для захоронения


Рис.2. Классы РАО для захоронения

На рис. 2 представлены типы захоронения в зависимости от классов опасности РАО. РАО 1 и 2 классов самые опасные, но по количеству их меньше всего. Это остеклованные высокоактивные РАО и среднеактивные отходы с длительным периодом полураспада — до сотен тысяч лет. Для финальной изоляции радиоактивных отходов 1 и 2 класса предусмотрено размещение только в глубинных хранилищах. РАО 3 и 4 класса — это низко и очень низкоактивные отходы: в основном, одежда и оборудование, строительный мусор и т.д. По нормам МАГАТЭ их можно изолировать в приповерхностных хранилищах - в сооружениях до ста метров глубиной. Пятый класс — это жидкие радиоактивные отходы, шестой — отвалы горнорудной промышленности с повышенным радиационным фоном. Все эти отходы находятся в основном в пунктах временного хранения. С конца 2016 г. Национальный оператор ввел в эксплуатацию первый пункт приповерхностного размещения РАО 3 и 4 классов. Первый пункт финальной изоляции твердых радиоактивных отходов 3 и 4 класса находится в Новоуральске. Этот объект будет вмешать около 53 тыс. м3 РАО 3 и 4 классов.

Перевозке подлежат РАО 1, 2, 3, 4 классов. Самый большой объем перевозок связан с РАО 3 и 4 классов. В течение нескольких лет предстоит создать систему транспортирования РАО, способную обеспечить перемещение до 5 тыс., а затем и 10–15 тыс. м3 РАО в год.

 

Инфраструктура по захоронению РАО (ПЗРО 3, 4 классов)

 

Табл.1. пункты по захоронению РАО 3 и 4 классов.

В табл. 1 перечислены пункты по захоронению РАО 3 и 4 классов. На рис. 3 показана схема территориального размещения объектов захоронения РАО.

Рис.3. Схема территориального размещения объектов захоронения РАО

Ключевым пунктом в ЕГС РАО является создание пункта глубинного захоронения РАО (ПГЗРО). На сегодняшний момент разработана и утверждена Стратегияпо его созданию. Она предусматривает несколько этапов. Фазы реализации стратегии создания ПГЗРО представлены на рис.4.

Рис. 4. Фазы реализации стратегии создания ПГЗРО

2017 г. - Подготовительный этап.

2021 г. - Сооружение ДИЦ и ПИЛ.

2025 г. - Эксплуатация и развитие ПИЛ.

2030 г. - Сооружение первой очереди ПГЗРО.

2035 г. - Эксплуатация первой очереди ПГЗРО.

2065 г. - Закрытие первой очереди ПГЗРО.

Разработана Комплексная программа исследований. Создан Мастер-план. Обеспечивается расчетно-методическое сопровождение.

Проделана огромная работа по снятию замечаний МАГАТЭ по пунктам глубинной закачки. Готовится программа дальнейших исследований.

На графиках рис. 5, 6, 7 представлена динамика накопления РАО 3 и 4 классов.

Рис.5. Прогноз образования РАО класса 3 на 2021-2030 гг.

В год в РФ образуется около 5 тыс. м3 РАО 3 класса

Рис. 6. Прогноз образования РАО класса 4 на 2021-2030 гг.

В год в РФ образуется около 6 тыс. м3 РАО 4 класса.

Рис.7. Прогноз образования РАО класса 3 и 4 на 2021-2030 гг.

На рис. 8 показана динамика накопления РАО 3 и 4 классов (м3) и ввод новых мощностей ПЗРО.

 

Рис. 8. Динамика накопления РАО 3 и 4 классов (м3) и ввод новых мощностей ПЗРО.

Эти пункты в настоящее время  строятся. На сегодняшний день объемы их пока ограничены. Темпы, которые сейчас достигнуты по ФЦП по вновь образующимся отходам, будут продолжены за горизонтом 2030 г. Работы по выводу из эксплуатации с соответствующими объемами образования отходов также будут продолжены после 2030 г. При сохранении темпов образования РАО планируемых мощностей будет недостаточно.

В ст. 4 закона ФЗ-190 все РАО подразделяются на удаляемые (перемещаемые в централизованные пункты захоронения) и особые (захораниваемые в месте их нахождения), исходя из принципа минимизации рисков и затрат при выборе оптимального варианта обращения с РАО. Отнесение РАО к особым должно обеспечить возможность реализации не менее безопасного, но существенно менее затратного способа окончательной изоляции ранее накопленных РАО - более безопасно и выгодно с экономической стороны проводить процесс захоронения в месте их первичного расположения, консервации пункта хранения РАО, а затем и обоснованного (с позиций долгосрочной безопасности) перевода в пункт захоронения РАО.

Нормативные возможности размещения в ПЗРО особых отходов – именно РАО, образовавшихся при выводе из эксплуатации объектов, позволяют снизить нагрузку на ПЗРО. Согласно НП 103-17 «Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов» п.14 «в ПРОРАО допускается размещение РАО, образовавшихся при эксплуатации ОИАЭ, на котором образовались РАО, накопленные в ПРОРАО».

Свободные мощности в пунктах размещения особых отходов порядка 350 тыс. м3. Вполне возможно при грамотном обосновании и оценке безопасности делать такое размещение отходов. Это существенно снизит нагрузку на необходимость создания новых пунктов захоронения без ущерба безопасности для объектов размещения особых отходов.

Для ряда объектов такие обоснования сделаны. Призываю особенно топливные компании пользоваться этой практикой при выводе объектов из эксплуатации.

Рис. 9. Динамика накопления РАО 3 и 4 классов (м3) с учетом РАО от ВЭ

При сохранении после 2030 г. темпов ФЦП ЯРБ-2 и с учетом РАО от ВЭ мощностей ПЗРО будет катастрофически не хватать.

В табл. 2 представлены проектные мощности пунктов размещения особых радиоактивных отходов (ПРОРАО) ряда предприятий «Росатома».

Табл. 2. Проектные мощности ПРОРАО ряда предприятий «Росатома»

Необходимо использовать возможность размещения РАО от ВЭ в ПРОРАО. Это позволит уменьшить экономические издержки и снизить нагрузки на ПЗРО.

 

Перевозка РАО

Транспортирование РАО и как технологическая операция, и как перевозка, осуществляемая специализированной организацией, должна получить существенное развитие в сравнении с тем состоянием, когда РАО транспортировались исключительно в границах промышленной площадки и в очень небольшом количестве случаев — на специализированные комбинаты «РосРАО».

В табл. 3 представленные данные трех перевозчиков РАО: ФГУН «Радон», ФГУП «ФЭО», АО «Атомспецтранс». В табл. 4 - исходные данные для расчета объема автомобильных перевозок РАО и производительность РАО (м3/год) на ПО «Маяк» и комбинатах СХК и УЭХК.

 

Табл. 3. Данные трех перевозчиков РАО: ФГУН «Радон», ФГУП «ФЭО», АО «Атомспецтранс».

Табл.4. Исходные данные для расчета объема автомобильных перевозок РАО

Анализ представленных в табл. 3, 4 данных показывает, что обеспечить перевозку требуемых объемов РАО автотранспортом дорого и невозможно. Необходимо разработать логистику перевозки РАО ЖД.

 

Заключение

Вопросы, требующие постоянного внимания и работы организаций, имеющих дело с обращением РАО:

1. Актуализация объемов РАО, планируемых к захоронению.

2. Формирование планов по перевозке РАО на захоронение в ЭО.

3. Передача планов по перевозке РАО на захоронение от ЭО в Атомспецтранспорт.

4. Создание логистики перевозки РАО ж/д транспортом.

5. Обеспечение готовности ЭО и Атомспецтранса к перевозке РАО 3,4 классов с 2025 г.

6. Обеспечение готовности ЭО и Атомспецтранса к перевозке РАО 1,2 классов с 2035 г. 

Не решив вопросы с обращением РАО, будущее атомной энергетики становится под большим вопросом. Создание единой государственной системы обращения РАО на всех этапах: с момента образования, переработки, приведения к критериям приемлемости, захоронения таких РАО обеспечивает создание основ, организационной инфраструктуры, механизма, призванного работать без участия человека.

Принципиальное изменение ситуации с РАО за последние 10 лет и современное развитие ЕГС РАО обеспечивает экологическую, социальную и финансовую приемлемость отечественной практики обращения с РАО.

 

 

По материалу докладаА. Н. Дорофеева «Обеспечение безопасных перевозок РАО – необходимая составляющая ЕГС РАО»на XV Международном ядерном форуме «Безопасность ядерных технологий: транспортирование радиоактивных материалов» (АТОМТРАНС-2021) подготовила Т.А.Девятова







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10126