proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[12/03/2007]     Развитие ядерной энергетики: влияние высшего образования на реализацию программ

Ю.С.Коряковский, А.А.Акатов, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), факультет защиты окружающей среды, кафедра инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии

Смена руководителей на посту главы Федерального агентства по атомной энергии ознаменовала новый этап существования российской ядерной отрасли. Новое руководство декларирует скачок в развитии ядерной энергетики, рост внимания со стороны правительства, увеличение финансирования, и т.п.

На сегодняшний день заявлено о планах ввода в эксплуатацию новых ядерных блоков общей мощностью не менее 40 ГВт к 2030 году, – при этом доля атомной электроэнергии достигнет 25%. Только в Ленинградской области планируется построить 4-6 ГВт замещающих мощностей.

Обширность планов подразумевает громадный объем работ, предлагаемый к выполнению специалистам ядерной отрасли: ученым и инженерам-физикам, химикам, строителям, механикам. При этом достаточно проблематично представить, что все потенциальные задачи могут быть решены только силами ныне работающих специалистов; одним из факторов-ограничителей является высокий средний возраст (45-55 лет) персонала АЭС, радиохимических предприятий, и тем более, отраслевых НИИ. В этой связи, крайне важной становится задача подготовки нового поколения молодых специалистов. Удержание выпускаемых специалистов на работе по профилю – эта проблема сама по себе является достаточно сложной и требующей много сил и внимания для ее решения. Но в данном случае, ее обсуждение не планируется. В рамках же данной статьи, предлагается обсудить иной круг вопросов, связанных с подготовкой молодых кадров для Федерального Агентства по Атомной Энергии.

Несмотря на все пертурбации в системе высшего образования, можно констатировать: вплоть до настоящего времени, отраслевым кафедрам удается обеспечивать приемлемый уровень подготовки специалистов (в первую очередь, инженеров). Поэтому, в ряду наиболее важных тем, выдвигаемых на отраслевых конференциях, симпозиумах, форумах, вопрос о качестве и профессионализме выпускаемых специалистов, как правило, не фигурирует. Тем не менее, этот вопрос может встать действительно остро уже в самое ближайшее время, и связано это с проблемами, существующими в среде профессорско-преподавательского штата ВУЗов.

Так, внутри ядерной отрасли достаточно широко обсуждается проблема старения кадров – при этом, зачастую, из фокуса внимания выпадает то, что на профильных кафедрах большинства ВУЗов существует аналогичная проблема, усугубленная рядом дополнительных обстоятельств.

В первую очередь, необходимо иметь ввиду, что отраслевые образовательные учреждения финансируются из государственного бюджета – это означает жестко фиксированную заработную плату. В этом аспекте, складывается следующая ситуация: по состоянию на 31.04.2006 г. – зарплата, к примеру, ассистента государственного ВУЗа составляет от 2285 руб. до 2544 руб. После уплаты подоходного налога этого хватает только на проезд до места работы (750 руб./мес.) и питание на сумму порядка 43 руб. в день при стоимости комплексного обеда в ВУЗовской столовой 60-70 руб. Доцент с двадцатилетним стажем, имеющий ученые степень и звание, способен, кроме того, оплатить коммунальные услуги (1600 руб. – скромная двухкомнатная квартира; 200 руб. – телефон; 150-170 руб. – электроэнергия) и обеспечить семью питанием из расчета 55-60 руб. в день.

Из вышеприведенных цифр очевидно: заработная плата молодого преподавателя намного меньше по сравнению с зарплатами молодых специалистов, занятых на большинстве предприятий ядерной отрасли, при практически полном отсутствии каких-либо льгот и дотаций. Отсюда следует: если низкая заработная плата в ядерной отрасли является основной причиной снижения притока "свежих" кадров, то для ВУЗов этот фактор ещё более критичен.

Уровень жизни преподавателя ВУЗа за последние 20 лет снизился многократно (рисунок 1).


Рис. 1. Коэффициенты роста ряда экономических показателей за период с 1986 по 2006 гг.

При этом было бы абсолютно некорректно утверждать, что данные показатели отражают реальный доход преподавателей ВУЗов. Речь идет "всего лишь" о той сумме, которой государство оценивает непосредственную работу преподавателя по обучению студентов.

Наряду с зарплатой, получаемой молодым специалистом, другим важным фактором является перспектива карьерного роста. Из рисунка 2 видно, что ассистент, обладая недюжинным талантом и усердно работая, способен через 10-15 лет получить должность профессора, и претендовать на зарплату, сопоставимую с окладом мойщицы трамваев. Это позволяет утверждать о фактическом отсутствии каких-либо стимулов для совершенствования и творческого развития преподавателя.

Процессом, несущим серьезную потенциальную угрозу для ядерного образования, является широко разрекламированное вхождение России в болонский процесс, который предполагает замену инженерного образования на ускоренную общеобразовательную подготовку бакалавров с последующим обучением в магистратуре на платной основе. Параллельно же планируется сокращение количества ВУЗов, финансируемых из федерального бюджета, с 600 до 100, а возможно, по другим сведениям, до 20. В качестве оснований таких реформ называют приведение российского высшего образование в соответствие мировым стандартам, доходы за счет экспорта образовательных услуг, облегчение процесса трудоустройства выпускников, и т.п. И если вернуться к вопросу о качестве подготовки специалистов, то ущерб ядерной отрасли, который может нанести "болонизация" России, вполне реален; и заключается он, в первую очередь, в том, что содержание учебных программ, соответствующих образованию бакалавра и магистра, список и объем обязательных для изучения спецкурсов, квалификационные тесты и экзамены до сих пор не определены на государственном уровне. Складывается впечатление, что самим ВУЗам предоставляется право решения этих проблем.


Рис. 2. Сравнительная оценка труда сотрудников государственного сектора экономики

То, что введение в России институтов бакалавриата и магистратуры способно улучшить уровень знаний специалистов, или, по крайней мере, сохранить "планку" на прежнем уровне – само по себе является поводом для дискуссии. Однако отсутствие координации на государственном уровне, недостаток четких и адекватных инструкций, ослабленный (чтобы не сказать – отсутствующий) контроль, непоследовательные и противоречивые высказывания чиновников высших эшелонов власти – все эти факторы заставляют сомневаться в гладком и безболезненном протекании реформы. В связи с этим, требуется рассмотреть, как реформа высшего образования повлияет на работу начинающих преподавателей выпускающих кафедр, – на "обучение молодых специалистов по обучению молодых специалистов" для ядерной отрасли.

Как было наглядно показано выше, профессия преподавателя на кафедре, относящейся к ядерной отрасли, не дает ни материального стимула, ни возможности карьерного роста. Поэтому, в настоящее время процент молодых преподавателей, нацеленных на долгосрочную, многолетнюю работу в ВУЗах, крайне мал; во всяком случае, совершенно явно недостаточен для обеспечения преемственности поколений и полноценного замещения старшей, уходящей части профессорско-преподавательского состава. И если попытаться спрогнозировать, какая ситуация сложится, если: (а) будет сокращено количество отраслевых кафедр, (б) молодые специалисты будут вынуждены платить за повышение своей квалификации в магистратуре, (в) сохранится отсутствие последовательной и внятной схемы проведения преобразований, – то складывающаяся картина никак не может способствовать повышенному оптимизму. Действительно: насколько увеличит привлекательность работы в ВУЗе более чем существенная возможность того, что место работы – кафедра – прекратит свое существование к 2010 году (именно к этому сроку система российского высшего образования должна быть приведена в соответствие требованиям болонских документов).

Развитие ядерной энергетики, безусловно, является важной государственной задачей. Однако, для успешного ее выполнения, требуется глубокое понимание всех условий, учет всех факторов, способных повлиять на реализацию отечественной ядерной стратегии, и верное распределение проблем в зависимости от их важности. Неправильная расстановка приоритетов, перевод наиболее важных и критических вопросов в разряд второстепенных (а иногда – полное игнорирование проблемы), – вот причины, ведущие лишь к частичному выполнению планов, или, при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств, к полному провалу реализации намеченных программ.

Основные выводы, которые можно сделать на основе анализа ситуации, складывающейся в отношении ядерной отрасли, следующие:

(1) для реализации программы развития ядерной энергетики, отрасли потребуются новые кадры с высшим профессиональным образованием,

(2) основным "поставщиком" молодых специалистов в ядерную отрасль были и остаются профильные кафедры высших учебных заведений,

(3) государственная политика в отношении системы высшего образования в целом и отраслевых образовательных подразделений в частности может, потенциально, привести к снижению как качества образования, так и количества ежегодно выпускаемых специалистов,

(4) решение проблем, связанных с молодыми специалистами в ядерной отрасли, не может быть найдено вне контекста проблем молодых специалистов системы высшего образования.

Возможные варианты улучшения ситуации, сложившейся в сфере высшего образования, механизмы, пути, ответственные исполнительные органы – эти аспекты являются темой отдельной дискуссии. Первым же этапом решения любой масштабной, многосоставной проблемы является само осознание наличия проблемы, и началом конструктивной работы в этом направлении должно стать именно привнесение осознания.

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»  

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru