proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[07/05/2019]     Газовые центрифуги для разделения изотопов. Часть 4

Создание в СССР промышленной технологии обогащения урана центрифужным методом

Г.М. Скорынин, к.т.н., ветеран атомной отрасли

(продолжение: часть 1 , часть 2,  часть 3 )

4.1. О роли научного руководства. Институт научных руководителей сыграл исключительно важную роль в успешной реализации атомного проекта СССР. Из всех высокотехнологичных  областей, пожалуй, только в атомной отрасли существование должности «научный руководитель» было объективно необходимым.



Речь идет о научном руководителе не в масштабе отдельной темы, института или предприятия, а целого направления исследований, требующего участия многих разноплановых коллективов. Генерального конструктора ракетно-космической техники С.П.Королева никогда не называли «научным руководителем», хотя, конечно, при создании ракет проводились обширные научные исследования и роль главного «космического теоретика» исполнял академик М.В.Келдыш. В авиации центр тяжести в развитии летательных аппаратов также был сконцентрирован на генеральных конструкторах: А.Н.Туполеве, С.В.Илюшине, А.С.Яковлеве и других.

Уникальной особенностью атомной отрасли является незримый характер предметов труда.  В отличие от макроскопических явлений, процессы в ядрах атомов недоступны не только восприятию органами чувств, но и воображению большинства людей, включая многих «высоких» администраторов.

Атом водорода

Первые не очень четкие фотографии атомов появились только в конце прошлого века, а снимок внутренней структуры атома водорода с помощью недавно изобретенного квантового микроскопа в 2013 году впервые сделала докторант  Анета Стодолна с коллегами в Институте атомной и молекулярной физики в Амстердаме. Что касается элементарных частиц, из которых состоят ядра атомов, то до сих пор они недоступны непосредственному наблюдению, а единая теория атомного ядра не разработана из-за сложного характера ядерных сил и трудности решения математических уравнений.

В середине прошлого века атомное оружие создавалось в условиях неполноты знаний. Ученым тогда были известны несколько теоретических моделей, описывающих  свойства атомных ядер.  Д.Д.Иваненко в 1932 году придумал оболочечную модель ядра, состоящего из протонов и нейтронов, в 1936 году Нильс Бор - капельную, а Я.И. Френкель предложил статистическую модель ядра. В 1937 году статистическую теорию ядер развил Л.Д.Ландау. В задачи научного руководства входило решение всех проблем, по которым не было достаточных знаний, и ответы на все новые вопросы, которые возникали в процессе разработки ядерного оружия. Атомные предприятия создавались в сжатые сроки одновременно с проведением научных исследований.

Для координации всех исследований и разработок научный руководитель атомного проекта И.В.Курчатов, следуя «принципу декомпозиции»,  привлек к работам ведущих ученых и специалистов из различных областей знаний. По состоянию на март 1951 года в работах ПГУ по развитию атомной промышленности  участвовало 112 научно-исследовательских учреждений и 2100 научных работников. На 11 созданных к этому времени предприятиях ПГУ работало 63208 человек, в том числе, с высшим образованием - 5863. Кроме того, на стройках новых объектов работало 30 строительных организаций с участием сотен тысяч рабочих, военных строителей и заключенных. Эти цифры Берия привел 26 марта 1951 года в докладе для Сталина, приложив к нему список  из 42 ведущих ученых – научных руководителей и их замов, ответственных за основные направления научно-исследовательских работ по атомной проблеме /12,т.2,кн.5,с.676/.

При разделении изотопов ядерных реакций не происходит – процесс происходит на уровне молекул. Однако, мифическое существо, придуманное Джеймсом Максвеллом в 1867 году для сортировки хаотично движущихся молекул («Демон Максвелла», как окрестил это существо Уильям Томсон в 1874 году), также остается невидимкой. О работе разделительных устройств можно судить только статистически: по входящим и выходящим потокам смеси изотопов. Процесс разделения изотопов описывается сложной системой математических уравнений, моделирующих физические явления внутри разделительных аппаратов. Не случайно ближайшими помощниками научного руководителя И.К.Кикоина, отвечающего за разделение изотопов, стали сильнейший математик академик С.Л.Соболев и опытный аэродинамик М.Д.Миллионщиков.

Несмотря на кажущуюся простоту устройства центрифуги, для ее разработки потребовалось решение широкого круга научных и инженерных задач в самых разных областях: в динамике быстровращающегося ротора, механике прочности и устойчивости, материаловедении и металлургии, кинетической теории газов, динамике разреженных газов в сильных центробежных полях, физической химии, машиностроении, приборостроении и др.  Универсальной математической модели центрифуги до сих пор не разработано, хотя попытки ее создания предпринимались неоднократно в том числе с участием опытных математиков из Сарова, вооруженных суперкомпьютерами и мощным программным обеспечением.

Академик И.К.Кикоин, назначенный весной 1954 года научным руководителем по созданию промышленной центрифужной технологии, обладал энциклопедическими знаниями, редким сочетанием таланта ученого и инженера. За его плечами был бесценный опыт разработки «с нуля» газодиффузионного метода разделения и получения обогащенного урана на недавно пущенных заводах на Урале и в Сибири. Теперь у научного руководителя стояла задача оценить результаты исследований и разработок нового метода разделения, полученные в ОКБ и ЛИПАН,  выбрать наилучшие решения и довести их до внедрения в промышленность.  Нужно было наладить органическую связь между конструкторскими бюро, проектными организациями и будущим производством, сформулировать перед исследователями научные проблемы по стиранию «белых пятен», остающихся не изученными, но важными для обеспечения надежности и эффективности работы центрифуг.

В отношении организации работы конструкторов Кикоин руководствовался принципом, который в формулировке бывшего замминистра РФ по атомной энергии В.А.Сидоренко звучит так: «любые разработки, как стратегические, так и конкретные конструктивно-технические, должны быть гарантированы от монополизма, неизбежно заводящего в путину ошибок и неоптимальных решений» /41, с.26/. Такой подход исповедовало и высшее руководство страны, допускавшее одновременную разработку центрифуг группами Штеенбека и Ланге или электромагнитных сепараторов Арцимовичем и фон Арденне. Можно привести и другие примеры параллельных работ. О творческом соревновании конструкторов ОКБ ЛКЗ и ОКБ ГМЗ, разрабатывающих в 1946—1951 годы оборудование для диффузионных заводов по одинаковым техническим заданиям, вспоминает Н.М.Синев /42,с.77/. Работа выполнялась параллельно на конкурсной основе. При этом соревновались не только конструкторы, но и технологи, а в целом — заводы, изготавливающие машины. К сожалению, сегодня в новом облике атомной отрасли принцип состязательности утрачивается: творческие коллективы объединяются в рамках од­ной организации. Как результат такой «экономии» возникают риски принятия неоптимальных технических решений на стадии разработки сложного оборудования и многотысячного повторения этих решений при серийном производстве изделий.

Роль научного руководителя в организации работ по созданию промышленной центрифужной технологии, сложившейся к концу 1950-х годов,  иллюстрирует рисунок /14,с.33/. В схему дополнительно внесен СМ СССР, принимающий решения по наиболее важным вопросам, требующие участия организаций вне контура МСМ.

 

Схема организации работ  /14, с.33/

В схеме не показана еще одна важная функция научного руководителя, связанная с подготовкой кадров для развивающейся атомной отрасли. Первое Постановление «О подготовке специалистов по физике атомного ядра» в МГУ, ЛГУ, ЛПИ и Московском институте тонкой химической технологии для работы в Лаборатории №2 Правительство (ГКО) приняло по инициативе академика А.Ф.Иоффе еще до создания Специального комитета - 21 февраля 1945 года /12, т.1,ч.2,с.223/. В Ленинградском политехе была организована подготовка специалистов по специальности «молекулярная физика». Следующим Постановлением СНК СССР № 225-96сс от 28.01.1946  /12, т.2,ч.2,с.102/ к списку ВУЗов  добавились университеты Киева, Харькова и Московский механический институт (ММИ в 1953 году переименован в МИФИ). Для обеспечения кадрами вновь создаваемых предприятий и учреждений ПГУ 17 декабря 1948 года СМ СССР принимает Постановление /12,т.2.кн.4,с.210/, согласно которому  выпуск специалистов для атомной отрасли осуществляют 17 ВУЗов, в т.ч. Уральский политехнический институт им. С.М.Кирова. Постановлением предусматривалось в 1949 году подготовить 760 специалистов, в 1950 году — 1210 , в 1951 г. — 1 315 по двум десяткам специальностей, в т.ч. по специальности «Разделение изотопов тяжелых элементов» в  ММИ и  «Разделение изотопов легких элементов» в МХТИ им. Д.И.Менделеева.

Директор УПИ им. Кирова  А.С.Качко 28 мая 1949 года издал Приказ № 425 /43,с.14/ об организации в институте инженерного физико-химического факультета, теперешнему преемнику которого  Физико-технологическому институту УрГУ им. Первого президента РФ Б.Н. Ельцина в мае 2019 года исполнилось 70 лет. Выпуск первых 20 инженеров-физиков, специалистов по разделению изотопов,  среди которых цитируемый нами П.Е. Суетин, состоялся в 1951 году /30/. Кафедра молекулярной физики ММИ, выпускающая специалистов по разделению изотопов и методам анализа изотопных смесей, создана в 1950 году по инициативе академика И.В.Курчатова и И.К.Кикоина. Первым заведующим кафедрой стал по совместительству заместитель Кикоина М.Д.Миллионщиков (с 1963 г. академик и вице-президент АН СССР). Первоначально кафедра базировалась в ЛИПАНе и первых специалистов выпустила в 1952 году.

Сам И.К.Кикоин читал лекции по физике студентам ММИ еще с 1945 года, а в 1947 году  возглавил кафедру атомной физики Инженерно-физического факультета. В 1959 году он перешёл в МГУ, где «заражал пламенной страстью» к физике студентов физического факультета на лекциях, семинарах и в организованном им кружке.  В активе педагогической деятельности академика И.К. Кикоина также создание вместе с академиком А. Н. Колмогоровым в 1970 году журнала для школьников «Квант», а в 1970-е годы издание в соавторстве с братом А.К. Кикоиным учебника по физике для 8-го класса и учебника для ВУЗов «Молекулярная физика».

Академик И.К. Кикоин читает лекцию в МГУ им. М.В.Ломоносова (1963-64гг)

4.2. Творческое соревнование конструкторов ОКБ Кировского завода и ЛИПАН

Распоряжение СМ СССР, подписанное Г.М. Маленковым 31.07.1954 /40/, определило участников соревнования по созданию промышленной центрифужной технологии. На старте фаворитами «гонки» указаны ОКБ Кировского завода и ЛИПАН, штаты которых увеличивались соответственно на 40 и 30 человек. Распоряжение обязало Министерство авиационной промышленности поставить в 1954 году горячепрессованные трубы и листы из сплавов В-95, В-96 и В-97 согласно приложению № 2.

Дальновидное  руководство подключило к участию также Уральскую базу технического снабжения (теперь УЭХК), где только что была создана лаборатория по исследованию центрифуг. Позднее на УЭХК проводились широкомасштабные испытания центрифуг, и именно там центрифужная технология получила путевку в жизнь.

Прочный алюминиевый сплав В-95 был разработан для самолетостроения в 1947 году  Всесоюзным НИИ авиационных материалов (ВИАМ). Цифры в названии сплава означают завод №95 в Верхней Салде на Урале, где было впервые освоено литье из этого сплава. По воспоминаниям И.Н. Фридляндера /44,с.97/, к нему обратился И.К.Кикоин с просьбой получить специальный сплав для центрифуг, сочетающий прочность стали и удельный вес алюминия. Сотрудникам ВИАМ в 1956 году удалось создать на тот момент самый прочный в мире сплав В96ц, из которого затем изготавливались миллионы центрифуг, работающих при максимально возможных оборотах непрерывно в течение десятков лет.

Кроме новых алюминиевых сплавов Распоряжением СМ СССР намечалось исследование новых материалов с высоким отношением предела текучести к удельному весу в  ЦНИИ черной металлургии (сейчас ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина», Москва) и разработка титановых сплавов в ленинградском НИИ-13 (ЦНИИМ). Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности поручалась разработка технологии и изготовление высокопроизводительного станка для массового производства  специальных цилиндров из дюралюминия. Химикам из НИИ-403 (ГСНИИОХТ, Москва) было дано задание создать специальные фтороустойчивые смазки с низкой упругостью паров, а радиотехникам  из НИИ-35 (АО «НПП «Пульсар», Москва) изготовить и поставить в 1954 году постоянные трубчатые магниты из сплава "Магнико" по 175 штук для ЛКЗ, ЛИПАН и УЭХК.

Распоряжением Правительства к разработке технологии изготовления тонкостенных дюралевых крышек методом ударного давления из листов сплава В-95 был привлечен Ленинградский технологический институт. Среди разработчиков  опытных образцов центрифуг в Распоряжении названо также ОКБ Горьковского завода № 92 им. Сталина (теперь ОКБМ), ранее участвовавшее вместе с Кировским заводом в создании диффузионного оборудования. Однако, сведений о разработках центрифуг в ОКБМ выявлено крайне мало. Известно, что конструктора ОКБМ проходили стажировку в ЛИПАН и занимались разработкой центрифуги с шарикоподшипниковой опорой, которая оказалась менее надежной, чем точечная на игле. Возможно, эта тематика была закрыта в связи с назначением руководителя ОКБМ И.И.Африкантова главным конструктором проекта атомной паропроизводящей установки для ледокола «Ленин» (по Постановлению Правительства от 18.08.1954).

Такой обширный перечень поручений Правительства свидетельствовал о серьезности намерений создать промышленную центрифужную технологию. Работы развернулись параллельно в ОКБ ЛКЗ и ЛИПАН под научным руководством академика Кикоина. Для наглядного отображения хода и итогов этого соревнования в качестве табло используем 9-ти балльную шкалу TRL, характеризующую уровень готовности технологий. Шкала TRL (Technology Readiness Level) разработана национальным аэрокосмическим агентством США (NASA) в 1980-е годы, и получила распространение в других странах и различных областях техники. Недавно перечень TRL утвержден приказом заместителя генерального директора Госкорпорации «Росатом» Ю.А.Оленина, который руководит Блоком по управлению инновациями, для оценки НИОКР в области цифровой экономики /45/. С некоторыми условностями шкалу TRL можно применить для ретроспективного анализа развития центрифужной технологии, как показано на рисунке.

На диаграмме отражено, что концепция газовой центрифуги в ЛИПАН зародилась в конце 1951 года при обсуждении результатов испытаний центрифуг Ланге и Штеенбека, подробно описанных в предыдущих частях. В ОКБ ЛКЗ концепция появилась во второй половине 1952 года при подготовке к изготовлению опытного образца трехметровой центрифуги Штеенбека. Однако, лабораторный образец короткой центрифуги ОКБ был испытан на гексафториде урана уже к августу 1953 года, достигнув уровня TRL3, в то время как в ЛИПАНе до конца 1953 года макетные образцы центрифуг испытывались только на модельных смесях фреона и элегаза, оставаясь на уровне TRL2, который так и не смогли преодолеть центрифуги Ланге.

В начале 1954 года работы по центрифугам в ЛИПАН несколько замедлились из-за срочного поручения Курчатова отделу Кикоина заняться  разработкой методов регистрации ядерных взрывов. В секторе Каменева разрабатывался микробарограф – прибор для улавливания микроскопических колебаний давления, возникающих  при испытаниях ядерного оружия в атмосфере. Кроме того, Каменев в 1954 году перенес тяжелую нейрохирургическую операцию. Тем не менее, макетный образец центрифуги, который Каменев демонстрировал участникам совещания в 1953 году, к концу 1954 года был доработан, а лабораторный образец испытан на гексафториде урана, выйдя на уровень TRL3. С участием Миллионщикова было выполнено теоретическое исследование динамики газа в роторе центрифуги и найдена оптимальная форма отборников. В первой половине 1955 года в мастерских ОПТК (отдел Кикоина в ЛИПАН) были изготовлены 6 центрифуг, из которых был собран примитивный каскад, подтвердивший возможность передачи газа из ступени в ступень (TRL4). Вскоре каскад был остановлен, так как без проведения вакуумной сушки и пассивации внутри оборудования из UF6 стали образовываться легкие примеси, и центрифуги начали снижать обороты.

В 1954 году ОКБ ЛКЗ в основном завершило разработку новой конструкции газовой центрифуги, изготовило и испытало несколько опытных образцов (TRL4), которые группировались по 4 штуки на литом чугунном постаменте - прообразе будущего агрегата газовых центрифуг /14,с.81/. В.И. Сергеев как-то рассказывал автору этих строк, что в условиях дефицита материалов в качестве постамента для первого агрегата использовалась выпускаемая промышленностью чугунная рама от рояля. Комплексный отчет, подготовленный ОКБ ЛКЗ по результатам работ, обсуждался на секции НТС под председательством А.Д.Зверева и МСМ приняло решение  об изготовлении опытной партии из 60 газовых центрифуг для предъявления Приемной комиссии. (Это не опечатка, а исторически сложившееся в отрасли название «Приемная комиссия» для коллегиального органа, устанавливающего готовность объектов, по современной терминологии называемого «Приемочная комиссия»).

В I квартале 1955 года в ОКБ ЛКЗ была изготовлена первая опытная партия из 60 газовых центрифуг (TRL5), испытания которой летом 1955 года проводились параллельно в ОКБ ЛКЗ и ЛИПАНе. Для первой транспортировки 16 центрифуг в Москву задача сохранности роторов внутри центрифуг еще не была решена и ротора перевозились отдельно в специальных ящиках, где каждый ротор находился в отдельной ячейке и от перемещений закреплялся ватой и губчатой резиной. Сборку центрифуг в ЛИПАНе проводили работники ОКБ ЛКЗ с участием работников ЛИПАНа. Однако, провести полноценные испытания в ЛИПАН не удалось, так как из-за ошибочных действий одного из сотрудников во внутренние полости центрифуг был напущен воздух из какой-то не откачанной емкости, что и привело к разрушению центрифуг. Для выяснения причин аварии в Москву из Ленинграда приехали В.И.Сергеев и заместитель начальника лаборатории Г.С. Минин. Но расследования не потребовалось, так как работники ЛИПАНа к их приезду уже установили причину аварии. Этот неприятный инцидент послужил поводом для первой встречи В.И.Сергеева с научным руководителем И.К. Кикоиным /46,с.647/. Ранее они лично не встречались, и вероятно, поэтому В.И. Сергеев считал, что Кикоин был назначен научным руководителем только в конце 1954 года.

Встреча вместо запланированных 15-20 минут продолжалась несколько часов в доброжелательном тоне и оставила у ленинградцев самые теплые впечатления. В ходе обсуждения Сергеев понял, что в конструкции центрифуг нужно предусмотреть «дуракоупорное» устройство, сохраняющее их работоспособность при частичных срывах вакуума или медленных натеканиях воздуха во внутренние полости. Кикоин согласился, что необходимо определить допустимые численные значения нарушений вакуума, т.е. сформулировать требования по аварийной устойчивости газовых центрифуг при их эксплуатации. Кикоин предложил выполнить эту работу совместными усилиями конструкторов, проектировщиков и персонала, эксплуатирующего газовые центрифуги под своим научным руководством.

Исходя из положительных результатов испытаний опытной партии газовых центрифуг в ОКБ ЛКЗ, по предложению МСМ Правительство 10 октября 1955 года приняло Постановление №1789-962 о строительстве на УЭХК опытного центрифужного завода (ОЦЗ) и об изготовлении для него на Кировском заводе в феврале 1956 года установочной партии из 128 ЛКЗ и в III — IV кварталах 1956 года 2500 центрифуг для самого завода.

Согласно Постановлению на Кировском заводе были усилены инженерные службы, занимавшиеся сборкой и испытаниями центрифуг, а также оснасткой, необходимой для изготовления  отдельных деталей и узлов. Ленинградский станкостроительный завод им. Я.М. Свердлова изготовил специализированный станок, который значительно повысил качество роторов и резко увеличил количество выпускаемых роторов в единицу времени по сравнению с универсальным оборудованием. Первая установочная партия из 128 газовых центрифуг конструкции ОКБ ЛКЗ была предъявлена Приемной комиссии МСМ, которую в 1956 году возглавил М.Д.Миллионщиков (TRL6).

Параллельно развернулись исследования и разработки центрифуг в ЛИПАНе. В секторе Каменева в 1955-1956 годы велось конструирование опытного образца центрифуги ГТ-5 (ГТ – газовая турбина – зашифрованное название газовой центрифуги). В начале 1956 г. был подготовлен специальный стенд из 32 параллельно соединенных центрифуг ГТ-5. Машины устойчиво проработали более 2400 часов, в т.ч. около 500 часов на UF6 (TRL5).

К проектированию и изготовлению газовых центрифуг ГТ-5 был привлечен Свердловский завод № 707 (сейчас УЭМЗ – Уральский электромеханический завод), где к концу 1956 года было изготовлено 640 центрифуг, скомпонованных в четырех монтажных секциях в два яруса (TRL6). Опытная партия из 40 таких машин была испытана на УЭХК. Она проработала 2250 часов на вакууме и 250 часов на рабочем продукте. Оценив машину ГТ-5 в целом положительно, комбинат высказал ряд замечаний, которые были учтены 25 сектором и заводом 707 при проектировании промышленного образца.

4.3. Первый опытный завод газовых центрифуг

Проект опытного центрифужного завода (ОЦЗ) выполнял проектный институт ГСПИ-11, впоследствии переименованный во ВНИПИЭТ (в 2014 году ОАО "ГИ "ВНИПИЭТ" и ОАО "СПбАЭП" и объединились в ОАО "АТОМПРОЕКТ"). К центрифужной тематике проектанты ГСПИ-11 начали приобщаться еще в 1951 году, когда главный инженер проекта А.Н.Козлов участвовал в комиссии по оценке центрифуги Штеенбека. В 1953 году в коллектив ГСПИ-11 влилась большая группа выпускников кафедры Б.П.Константинова из Ленинградского Политеха. Для подготовки к проектированию центрифужных объектов молодых инженеров исследователей отправили на стажировку в ОКБ ЛКЗ. Когда Б.П.Константинов во время одного из редких посещений ОКБ увидел выпускников своей кафедры, он порекомендовал оставить их на постоянную работу в ОКБ ЛКЗ. В проектный институт вернулась только часть прикомандированных специалистов, среди которых был Юрий Всеволодович Вербин, впоследствии с 1979 по 2005 год возглавлявший Приемную комиссию МСМ.

Центральным звеном как при проектировании завода по разделению изотопов, так и при эксплуатации его оборудования, является расчет технологической схемы соединения ступеней и определение режима их работы. Схема каскада служит основой для компоновки трубных коммуникаций, систем аварийной защиты и технологического контроля и проектирования всех других вспомогательных систем. Методика расчетов каскадов центрифуг отличается от диффузионных каскадов, т.к. эффект разделения у центрифуг почти в сто раз превышает эффект диффузионных делителей. В ГСПИ-11 методика разрабатывалась группой специалистов с участием М.М.Добулевича. В ЛИПАН на расчетах каскадов специализировался А.А.Сазыкин, в УЭХК первые расчеты каскадов центрифуг выполнялись под руководством Б.В.Жигаловского, ранее защитившего в 1954 году докторскую диссертацию по теории построения схем диффузионных заводов.

Заметим, что в то время ЭВМ еще не были доступны, и первые расчеты каскадов выполнялись вручную с помощью электро-механических калькуляторов. Появление ЭВМ в конце 1950-х годов существенно облегчило участь расчетчиков. Разработки методик и алгоритмов расчетов каскадов центрифуг велись параллельно в ЛИПАН, ГСПИ-11, УЭХК. В развитие этих работ автор этих строк в 1980 году защитил кандидатскую диссертацию «Моделирование и численные методы оптимизации процесса обогащения урана на центрифужном заводе», в которой задача оптимизации впервые сформулирована в терминах математического программирования и для ее решения предложены экономико-математические методы. Впоследствии результаты диссертации были реализованы в программном обеспечении, используемом для эксплуатационных расчетов технологических схем УЭХК. Оппонентами диссертации выступили д.т.н. М.М.Добулевич и к.ф-м.н. В.В.Комаров, а научным руководителем был д.т.н. Б.В.Жигаловский. Моя первая очная встреча с академиком И.К.Кикоиным состоялась на заседании Специализированного Совета по защите диссертаций при Средне-Уральском НИИ технологии машиностроения, на котором он председательствовал. Следует отметить поразительную способность академика за 20 минут выступления диссертанта уловить суть работы и задать «в тему» десяток вопросов. С приятным волнением автор после успешной защиты услышал персональное поздравление от Председателя Совета.

Разработки центрифуг как в ОКБ ЛКЗ, так и в ЛИПАН, в 1956 году достигли уровня TRL6, когда опытные партии были изготовлены ЛКЗ и заводом №707. Соответственно потребовалось выполнить одновременно два проекта ОЦЗ для двух типов центрифуг. Для выбора варианта на УЭХК проводился комплекс экспериментальных и теоретических исследований по определению гидравлических и разделительных характеристик обоих типов центрифуг, испытаниям надежности и устойчивости их работы. В составе опытного завода в начале 1956 года под началом И.А. Шмакова был образован экспериментальный участок, а теоретические исследования проводились в ЦЗЛ, возглавляемой научным руководителем комбината М.В.Якутовичем. Б.В.Жигаловский руководил расчетно-теоретическим сектором, а П.А.Халилеев – лабораторией центрифуг, которая позднее, после пуска ОЦЗ, вошла в состав опытного цеха.

По воспоминаниям И.А.Шмакова и А.Е.Лянгасова /43,с.9/ большим пробелом центрифуг Каменева оказалась аварийная защита машин. В связи с недостатками центрифуга Каменева была снята с дальнейших испытаний. Однако, положительную оценку получила ее двухъярусная компоновка, которая стала прообразом многоярусного размещения центрифуг в будущих промышленных заводах. Кроме того, ряд решений, использованных в центрифуге Каменева, был рекомендован Приемной комиссией к внедрению в конструкцию центрифуги ОКБ ЛКЗ, которая была выбрана для ОЦЗ.

Характеризуя своего руководителя Каменева, П.Е.Суэтин отметил, что он обладал исключительной энергией. «Именно на нем лежала вся пропагандистская и организационная работа. Он устанавливал связи с заводами-изготовителями металла для роторов (Каменск-Уральский), центрифужных двигателей, магнитов, подпятников, игл, масла для демпферов и трущейся пары "игла - подпятник". Именно он курировал связь с ОКБ Кировского завода, привлекал другие предприятия для изготовления центрифуг. В течение целого дня он был неутомимым, успевая делать множество дел. Его нетерпение в работе было так велико, что И.К. Кикоин запретил начальнику механических мастерских принимать поправки к уже сданным и принятым чертежам центрифуги или какого-либо ее узла. Каждое новое утро его осеняла новая идея, и он стремился ее тотчас воплотить в металле» /30/. Похоже, процесс поиска для него был не менее важен, чем результат! П.Е.Суэтин признался, что за время аспирантуры в ЛИПАН он разбил около 50 машин. По мнению В.И.Сергеева /14,с.16/ Каменев был прекрасным физиком и очень энергичным человеком, но не обладал качествами заводского инженера-конструктора  и в лучшем случае мог создать только опытный лабораторный образец. В 1959 году Каменев перенес вторую серьезную операцию. После операции, еще находясь на больничном листе, он несколько раз появлялся в лаборатории, и И.К.Кикоину пришлось «забить» ему пропуск на территорию института.

С уходом Е.М.Каменева (он скончался в 1963 году) прекратились все работы по конструированию центрифуг в ЛИПАН (в 1956 года переименован в ИАЭ). Сектор 24, которым руководил В.С. Обухов, проводил испытания центрифуг, разрабатываемых в ОКБ ЛКЗ, и помогал научному руководителю И.К. Кикоину критически осмысливать их конструкции.  Начиная с конца 1950-х годов, совместная работа ИАЭ и ОКБ ЛКЗ заключалась в усовершенствовании отдельных узлов и конструкций центрифуг, выпускаемых ОКБ ЛКЗ.

На УЭХК в 1956 году был создан опытный цех (цех 20 – начальник В.А.Акинфиев, его заместитель М.Л.Райхман), в состав которого входил ОЦЗ, состоящий из 2432 центрифуг ВТ-3 изготовления ЛКЗ, и экспериментальный участок, где проводились испытания центрифуг. Монтаж ОЦЗ был завершен в 1957 году на месте демонтированного первого диффузионного завода Д-1. По заданию на проектирование ОЦЗ должен был работать на природном уране, содержащем 0,711% изотопа U-235, и получать продукт с содержанием U-235, равным 75%. В отвальном продукте заданное содержание U-235 должно было составить 0,4%. Каскад состоял из 80 последовательных ступеней, в которых параллельно работали 4, 8, 16, 32, 64 и 112 центрифуг. Центрифуги по 16 штук монтировались в агрегаты на чугунных литых рамах с креплением за статор. Ступени 1-44 включали в себя от одного до семи агрегатов. В ступенях 45-80 агрегаты делились на две или четыре части. Минимальное количество центрифуг находилось в отборных ступенях каскада. Максимальное количество центрифуг работало в ступенях, куда подавалось сырье /14,с.83,с.127/.

К концу сентября 1957 года пуско-наладочные работы на ступенях 1-8 были завершены и центрифуги первой очереди ОЦЗ были раскручены в вакууме для проверки работы электрооборудования и систем аварийной защиты. Комиссионные испытания I-й очереди продолжались до 25 октября, пока велась наладка остальных ступеней.  Пуск всех трех очередей ОЦЗ проводился накануне 40-й годовщины Октябрьской революции со 2 по 4 ноября 1957 года. К 5 ноября все 80 ступеней ОЦЗ работали в расчетном гидравлическом режиме. Однако, первую продукцию заданной концентрации ОЦЗ стал выдавать только 15 января 1958 года.  Для этого пришлось изменить схему конденсации продукта, отбираемого с 80-й ступени, чтобы избавиться от легких примесей, образующихся в каскаде. Подробнее об этой и других технологических хитростях, а также об их авторах, можно прочитать на стр. 122-132 книги /14/.

Пуску ОЦЗ предшествовала тщательная подготовка персонала. На каждую операцию на отдельных листах были составлены конкретные схемы объектов с указанием всех элементов и их номерами. По этим схемам при пуске производилось оперативное руководство последовательностью действий. Все участники пуска, включая руководителей, в пределах своей области действий, сдавали экзамены специальной комиссии. Комиссию возглавлял директор комбината И.Д.Морохов. В состав комиссии входили также недавно назначенный главным инженером комбината А.И Савчук, научный руководитель комбината М.В.Якутович и вся Приемная комиссия во главе с ее председателем М.Д.Миллионщиковым. Учитывая то обстоятельство, что ничего подобного ранее нигде не происходило, первый вопрос, который задавал И.Д.Морохов экзаменуемому, звучал так: «Познакомьте нас с тем, что и как Вы будете делать!».

4 октября 1957 года, когда шла подготовка к пуску ОЦЗ, был запущен первый в мире искусственный спутник земли. В связи с этим М.Д.Миллионщиков прочел лекцию работникам комбината о развитии космонавтики в СССР. Члены Приемной комиссии Ю.В.Вербин (из ГСПИ-11) и Х.А.Муринсон (из ОКБ), прочитали в газете информацию о времени прохождения спутника над Свердловском, написали лектору записку с предложением посмотреть это интересное и новое явление. М.Д.Миллионщиков эффектно закончил лекцию и все вышли на улицу, где стояла прекрасная погода и небо было безоблачным. Однако, в означенное время спутника не было видно и инициаторы поняли, что не учли два часа разницы во времени между Уралом и Москвой. Пришлось сказать об этом М.Д.Миллионщикову и он предложил им незаметно ретироваться из толпы наблюдателей, чтобы избежать неизбежного возмущения слушателей. Второй искусственный спутник Земли запустили 4 ноября 1957 года, когда происходил пуск ОЦЗ. Информации о попытках его наблюдения нет – видимо уральская погода не благоприятствовала. Но на секции № 2 НТС МСМ, когда М.Д.Миллионщиков докладывал об успешном пуске ОЦЗ, присутствующий на заседании академик Б.П.Константинов назвал это событие не меньшим достижением науки и техники, чем запуск искусственных спутников Земли. Оба эти технические прорыва были сделаны нашей страной первыми в мире.

Первый анализ работы ОЦЗ с обследованием центрифуг происходил в начале февраля 1958 года после 3000 часов их работы. По результатам работы ОЦЗ Приемная комиссия подтвердила правильность выбранных решений по конструкции центрифуг, схеме каскада, системам технологического контроля и аварийной защиты. Вместе с тем, были выявлены некоторые недостатки и резервы для улучшения и удешевления конструкции, по которым даны рекомендации конструкторам: изменить компоновку агрегата и число центрифуг в нем, установить более дешевые магниты без масла, улучшить уплотнение крышек ротора и другие. Рекомендовано также использовать некоторые решения завода №707, примененные в конструкции центрифуги Е.М.Каменева /14,с.131/.

В феврале 1958 года председатель Приемной комиссии М.Д.Миллионщиков подписал Заключение, вывод которого сформулирован так: «Приемная комиссия рекомендует Министерству Среднего Машиностроения СССР принять решение о развертывании массового производства газовых центрифуг на базе конструкции ОКБ ЛКЗ сборки 128-01-0012 с внесением в нее конструктивных улучшений и упрощений, отраженных в сборке 128-01-0016, и отмеченных в изложенных выше рекомендациях и замечаниях Приемной комиссии». Поясним здесь, что центрифугу ВТ-3 называли также изделием «128», а ее разновидности, отличающиеся небольшими изменениями в ходе разработки, обозначали номером сборки – последними цифрами в указанных номерах чертежей.

Вскоре конструкторами ОКБ ЛКЗ под руководством В.И.Сергеева были созданы газовые центрифуги второго и третьего поколения (ВТ-ЗФ и ВТ-ЗФА), которые иногда также называли изделием «128». Центрифуги ВТ-ЗФ и ВТ-ЗФА имели улучшенные технико-экономические показатели за счет увеличения их производительности и совершенствования технологии производства. Серийное изготовление газовой центрифуги ВТ-ЗФА (сборка 128-01-0027) началось в 1962 году.

5 мая 1958 года НТС МСМ под председательством И.В.Курчатова на основании докладов научного руководителя И.К.Кикоина и главного конструктора ОКБ ЛКЗ Н.М.Синева с учетом положительных итогов работы опытного завода центрифуг принял историческое решение, в котором отметил, что создание конструкции газовой центрифуги и промышленное освоение нового высокоэффективного метода разделения изотопов урана является крупным научно-техническим достижением СССР и рекомендовал газоцентрифужный метод разделения изотопов к широкому промышленному применению. В декабре 1958 года Приемная комиссия после года работы ОЦЗ подтвердила эффективность и надежность центрифуг ЛКЗ и работоспособность систем аварийной защиты и технологического контроля, а также ранее выданную рекомендацию о развертывании центрифужного производства урана в промышленном масштабе. Таким образом, центрифужная технология достигла стадии готовности TRL7!

4.4. От «газотурбинного хвоста » к технологической зрелости

Для технологической зрелости необходимо было продемонстрировать работу более крупного, чем опытный завод, объекта. Эту роль выполнил «газотурбинный хвост» (ГТХ ) - так назвали опытно-промышленный участок УЭХК, который был укомплектован 8500 газовыми центрифугами первого поколения ВТ-3, изготовленных ЛКЗ в 1956 году, и второго поколения ВТ-3Ф –всего около 23 тысяч центрифуг. Руководству ЛКЗ удалось доказать, что изготовление центрифуг не соответствует профилю предприятия тяжелого транспортного машиностроения, и согласно Постановлений СМ СССР и ЦК КПСС № 900-419 от 7.08.1958 и №1316-634 от 03.12.1958 серийное производство газовых центрифуг ВТ-3Ф было организовано на трех заводах: Горьковском автомобильном (ГАЗ), Ковровском заводе им. В.А.Дягтерева (ЗИД) и заводе «Точмаш» в городе Владимире.

Головным предприятием по изготовлению центрифуг был определен ГАЗ, где в конце 1959 года, как и на двух других предприятиях, после изучения опыта ЛКЗ и завода № 707 по утвержденной МСМ в июне 1959 года документации были изготовлены первые образцы центрифуги ВТ-3Ф. Из-за отсутствия свободных площадей руководством ГАЗ  было решено построить новое здание, в котором серийное производство центрифуг развернулось в 1962 году и получило название ГАЗ ПНО – производство нестандартного оборудования. Серийное производство центрифуг на заводах ЗИД и Точмаш началось в 1960 году в кооперации с Ковровским электромеханическим заводом, который поставлял статоры для высокочастотных электродвигателей.

На головном предприятии был организован полный цикл производства центрифуг. Кроме того, Постановлением Совета Министров РСФСР №124 от 24.03.61 на ГАЗе было создано ОКБ с целью совершенствования технологии изготовления и разработки новых конструкций центрифуг. Таким образом, был ликвидирован монополизм, образовавшийся после прекращения разработок в ИАЭ. Начиная с 1962 года, ОКБ ГАЗ участвовало в создании и освоении в производстве практически всех моделей серийно выпускаемых газовых центрифуг. Первым главным конструктором ОКБ ГАЗ был Т.В.Попов, а с 1980 по 2009 год конструкторское бюро возглавлял Ю.П.Заозерский. Под его руководством разработан исходный вариант центрифуги К33, послуживший основой для создания непревзойденной по надежности центрифуги 6-го поколения (ВТ-33). Из стен этого КБ под руководством генерального директора П.В.Мочалова вышла первая отечественная надкритическая центрифуга ПНГЦ-9, серийный выпуск которой начался в 2012 году.

Как и опытный завод, ГТХ проектировался и строился очередями в одноярусном расположении агрегатов. В проекте ГТХ был учтен опыт эксплуатации ОЦЗ, проведена корректировка тех решений, которые оказались неудачными. Количество центрифуг в агрегатах ГТХ было увеличено с 16 до 20 и агрегаты размещались на специальных железобетонных опорах. Пуск ГТХ осуществлялся очередями в июне-сентябре 1961 года. За четыре месяца работы участка ГТХ был накоплен опыт автономной эксплуатации большого количества машин, и шла подготовка к подключению каскада центрифуг к диффузионной части технологической схемы всего завода. 9 ноября 1961 года ГТХ был включён в отборную часть технологической цепочки. Впервые каскад центрифуг надежно работал совместно с диффузионным оборудованием  комбината (TRL8).

В целом, пуск и успешная эксплуатация ГТХ дополнительно подтвердили правильность промышленного внедрения центрифужного метода разделения изотопов урана и дали дополнительные доказательства о главных преимуществах этого метода:
- двадцатикратное снижение потребления электроэнергии на единицу продукции;
- кардинальное уменьшение наполнения каскада гексафторидом урана и, как следствие, сокращение времени установления стационарного режима каскада и повышение эффективности производства;
- улучшение условий ядерной безопасности, так как газовые центрифуги относятся к ядерно-безопасному оборудованию. /14,с. 88/

Практически одновременно с созданием ГТХ началась подготовка к строительству промышленного центрифужного завода. Первоначально МСМ рассматривало два варианта размещения завода - в Сибири и на Урале. Еще 14 ноября 1955 года СМ СССР принял Постановление № 1891-100сс, по которому в 16 км к северо-западу от города Заозерного в Красноярском крае предусматривалось строительство электростанции и завода № 825, завершающего формирование комплекса из четырех предприятий по обогащению урана. Первоначально планировалось на заводе № 825 (сейчас АО «ПО ЭХЗ») использовать исключительно центрифужную технологию разделения изотопов.

Директор комбината № 813 (УЭХК) И.Д.Морохов, главный инженер А.И.Савчук и научный руководитель М.В.Якутович в январе 1959 года вышли в министерство с предложением — построить первый полномасштабный завод с центрифужной технологией не в Сибири, а на Урале. Обосновано это было тем, что на комбинате трудились высококвалифицированные специалисты, имевшие опыт эксплуатации газовых центрифуг ОЦЗ, была экспериментальная база для исследований, а в ЦЗЛ работали крупные ученые, способные решать весь комплекс задач, связанных с пуском и эксплуатацией промышленного завода. «Контрольным» аргументом стала угроза срыва утвержденного семилетнего плана по выпуску высокообогащённого урана, если начало строительства промышленного завода на УЭХК будет перенесено с 1960 на 1961 год /47,с.49/. В итоге решили первый промышленный завод строить на УЭХК.

По проекту ВНИПИЭТ завод должен состоять из трех корпусов, в каждом из которых размещалось более 500 тысяч газовых центрифуг. Для размещения такого количества в корпусе длиной около 900 м и шириной 60 м центрифуги потребовалось расположить в три яруса по высоте на специальных опорах /14,с.89/. В опытном цехе УЭХК для экспериментальной проверки и отработки конструкции опор был создан стенд из 240 центрифуг, который стал прообразом структурной единицы будущего промышленного завода. На стенде была проведена проверка механической устойчивости центрифуг в агрегатной компоновке при разрушении отдельной центрифуги, а также при внешних механических воздействиях, в частности, при имитации сейсмических возмущений.

4 ноября 1962 года, ровно через 5 лет со дня пуска ОЦЗ (он был остановлен 24 апреля 1963 года), был начат пуск первой очереди первого в мире газотурбинного завода (ГТЗ). Вторая и третья очереди завода были введены в эксплуатацию в 1963 и 1964 годы. ГТЗ был укомплектован центрифугами ВТ-3Ф и ВТ-3ФА, серийно выпускаемыми на трёх заводах - изготовителях. Многие приборы контроля, измерения и автоматики выпускались приборным заводом УЭХК, введенным в эксплуатацию в 1961 году. В конце 1964 года все 33 ступени ГТЗ работали в единой технологической схеме УЭХК совместно с газодиффузионными каскадами. Таким образом, центрифужная технология достигла технологической зрелости (TRL9). Включение ГТЗ в технологическую цепочку увеличило разделительную мощность комбината почти на 40% , а расход электроэнергии на единицу работы разделения (ЕРР) понизился на 25%.

Трехъярусное расположение газовых центрифуг ГТЗ. (фото 1962-64 г /48/)

После пуска ГТЗ строительство диффузионных заводов в СССР было прекращено. Последний  диффузионный каскад в корпусе 902 ЭХЗ был пущен 30 октября 1962 года – эта дата считается днем рождения ЭХЗ. Для освоения центрифужной технологии директор ЭХЗ И.Н.Бортников по согласованию с МСМ пригласил группу  специалистов УЭХК, которые уже приобрели опыт работы на ОЦЗ, ГТХ и участвовали в пусконаладочных работах и эксплуатации ГТЗ /43,с.176/.  В течение 1963-1964 годов несколько десятков работников УЭХК с семьями добровольно переехали в Сибирь. Стимулом служило повышение в должностях, увеличение окладов и разрядов, а также квартиры, которые получали на новом месте в течение шести месяцев.

Газовые центрифуги в корпусе 901 ЭХЗ заработали 4 июня 1964 года. Технологические решения этого корпуса были заимствованы от первого промышленного завода ГТЗ и газотурбинного хвоста ГТХ. В отборной части корпуса были предусмотрены блоки (36-59) с малым количеством газовых центрифуг для получения высокообогащенного урана с высоким КПД. Кроме того, в проекте корпуса 901 предусматривался каскад газовых центрифуг для очистки товарного продукта от фторидов вольфрама и других металлов /14,с.226/.  Пуск первых блоков (29—35) проходил в торжественной обстановке с участием директора завода И.Н. Бортникова, главного инженера В.П.Сергеева, главных специалистов, начальника цеха И.А.Банькина, его заместителя Д.А.Старостина, начальников цеховых служб и всего состава Государственной приемной комиссии МСМ.

К концу 1965 года работали все центрифуги в корпусе 901. Первые две типовые части корпуса были укомплектованы газовыми центрифугами ВТ-ЗФА, выпуск которых начался в 1962 году. В третьей части устанавливались появившиеся в 1964 году центрифуги четвертого поколения ВТ-5 с упрочнением роторов пластиком. Агрегаты всех блоков размещались в три яруса за исключением одной опытной секции, которую выполнили в пять ярусов. Результаты испытаний, полученные на этой секции, позволили проектировать пятиярусную компоновку в последующих корпусах 903 и 904. Впоследствии в каскадах УЭХК и АЭХК агрегаты центрифуг стали располагать в семь ярусов.

Пуск центрифуг на СХК состоялся 17-28 декабря 1973 года, а на АЭХК – 10-14 декабря 1990 года. Для решения об установке газовых центрифуг на АЭХК, расположенном в зоне восьми бальной сейсмической активности, потребовались обширные исследования сейсмической устойчивости центрифуг, размещенных на железобетонных опорах. Испытания проводились в Институте сейсмостойкого строительства и сейсмологии АН Таджикистана, где на полигоне «Ляур» в 1982-1983 годы был сооружен специальный стенд, конструкция которого соответствовала типовым опорам для центрифуг. По результатам испытаний Приемная комиссия под председательством Ю.В. Вербина рекомендовала для размещения центрифуг на АЭХК использовать типовые опорные конструкции. Проект замены диффузионного оборудования в здании № 801 на центрифуги был утвержден в 1984 году. После начала успешной эксплуатации центрифуг все диффузионные машины АЭХК в 1992 году были остановлены.

 

Семиярусный каскад центрифуг АЭХК пущен 14 декабря 1990 года /http://tvel2016.ru/en/strategy/index/

С этого момента обогащение урана на всех четырех отечественных заводах стало осуществляться исключительно по центрифужной технологии. К 2018 году доля российских предприятий составляла около 40% от мирового рынка услуг по обогащению урана. 29 % мирового рынка занимает основной конкурент - компания URENCO, образованная в 1970 году по соглашению между правительствами Великобритании, Нидерландов и Западной Германии.
Хронология развития отечественной центрифужной технологии показана на диаграмме, заимствованной из юбилейного буклета УЭХК /49/.

Первые шесть поколений центрифуг созданы в ОКБ ЛКЗ (с 1966 года входило в состав ЦКБМ), центрифуги 7-го и 8-го поколения разработаны конструкторами УЭХК, а последняя модель 9-го поколения, серийно выпускаемая с 2012 года, родилась в ОКБ Нижнего Новгорода. В настоящее время разработка газовых центрифуг ведется в Научно-производственном объединении «Центротех», образованном в 2016 году топливной компанией ТВЭЛ на базе ООО «Уральский завод газовых центрифуг» в Новоуральске. Творческие усилия конструкторов трех бывших КБ по созданию перспективных газовых центрифуг сейчас координируются единым административным центром.

4.5 Признание достижений

Создание промышленной технологии обогащения урана центрифужным методом относится к наиболее крупным достижениям науки и техники и отмечено высокими правительственными наградами. После успешных испытаний ОЦЗ Комитет по Ленинским премиям в области науки и техники при СМ СССР в апреле 1961 года присудил Ленинские премии группе ученых, конструкторов и инженеров. В список награжденных не попали А.Д.Зверев, И.К.Кикоин и Н.М.Синев, заслуги которых неоспоримы, но они уже к этому времени имели статус лауреатов, а повторно Ленинские премии не присуждались.  Почти все вновь названные лауреаты входили в состав Приемной комиссии или привлекались к ее работе. Председатель Приемной комиссии М.Д.Миллионщиков, как и другие лауреаты, получил диплом с общей формулировкой «за научные труды в области физических наук». Расшифровка заслуг содержалась в Постановлении СМ СССР и гласила: «за разработку и промышленное внедрение центрифужного метода разделения изотопов урана». Среди лауреатов 1961 года названы В.И.Сергеев и Х.А.Муринсон из ОКБ ЛКЗ, Е.М.Каменев, К.В.Глинский и Б.С.Чистов из ИАЭ, М.Л.Райхман, П.А.Халилеев и И.А.Шмаков из УЭХК.

В 1963 году Ленинскую премию получили создатели прочного сплава для центрифуг В96ц под руководством И.Н.Фридляндера:  Е.И.Кутайцева, А.Е.Семенов (ВИАМ), К.Н.Михайлов, В.И.Баранчиков (КУМЗ), И.И.Гурьев, Ю.М.Понагайбо (ВИЛС), Ф.И.Квасов (Минавиапром) /44,с.103/.  В 1964 году Ленинская премия за создание первого в мире промышленного завода по обогащению урана центрифужным методом (в открытой формулировке «за внедрение в народное хозяйство новых методов производства в области машиностроения») присуждена группе из 15 ученых, конструкторов, проектировщиков и эксплуатационников. В составе этой группы были Аббакумов Е.И., Бройдо И.С. и Вербин Ю.В. из ВНИПИЭТ, А.И.Савчук, Р.Г.Ваганов, Н.Ю.Желтковский, Б.C.Пужаев и Е.П.Шубин из УЭХК, А.Ф.Белов и Б.А.Сахаров из ВИЛС, В.В.Бахирев - директор ЗИД, И.Я.Елисеев - главный инженер завода Точмаш. В разные годы  Лауреатами Ленинской премии стали также конструктора ЦКБМ: П.Ф.Василевский, Г.В.Кудрявцев, Г.С.Минин, И.Н.Минко, А.И.Сафронов, С.А.Сахарников, Н.Д.Сологубов, М.И.Счисляев.

Разработка газовой центрифуги 4-го поколения (ВТ-5) и многоярусной компоновки агрегатов в 1967 году была удостоена Государственной премии СССР в формулировке «за создание новой конструкции машины и разработку новой технологической схемы». Среди группы лауреатов от ЦКБМ, ВНИИПИЭТ и ИАЭ был научный руководитель И. К.Кикоин, а от УЭХК – заместитель начальника опытного цеха 20 Д.М.Левин.

В апреле 1990 года присуждена премия Совета Министров СССР  «за разработку и внедрение высокопроизводительной энергосберегающей газовой центрифуги для разделения изотопов урана и других элементов в целях обеспечения материалами потребностей атомной энергетики, медицины, электроники и других отраслей народного хозяйства». В  Постановлении СМ СССР от 12 апреля 1990 года № 357 названы имена 25 лауреатов, удостоенных премии за центрифугу 6-го поколения (ВТ-33). Среди них конструкторы В.Б.Липкин и А.В.Лихачев из ЦКБМ, Ю.В.Вербин из ВНИПИЭТ, В.А.Баженов, С.Б.Варламов и В.Е.Кадыров из УЭХК, И.С.Гладких и А.К.Дядиков из ИАЭ им. И.В.Курчатова и другие.

" Завершая перечень высоких наград, отметим, что «за разработку, освоение серийного выпуска и внедрение в промышленное производство по разделению изотопов урана принципиально новой газовой центрифуги ВТ-25» в 2000 году присуждена  Государственная премия РФ научному руководителю УЭХК  Г.С.Соловьеву, главному конструктору В.А.Баженову и в числе других лауреатов сотрудникам  комбината В.А.Ивакину и К.Г.Сапсаю /39/."

 

Литература (дополнение к 4-й части)

41. Сидоренко В. А. Научное руководство в атомной энергетике// История атомной энергетики Советского Союза и России. Под редакцией Сидоренко В. А. Выпуск 2. М.. ИздАТ, 2002 - 432 с. https://b-ok.org/book/2462112/ae6c57

42. Синев Н.М. Обогащенный уран для атомного оружия и энергетики: К истории создания в СССР промышленной технологии и производства высокообогащенного урана (1945—1952 гг.) // М.: ЦНИИатоминформ, 1991. — 139 с.

43. Егоров Ю.В. ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ...(к 60-летию физико-технического факультета) 1949 – 2009 // Ю.В. Егоров, А.В. Кружалов, Т.И. Полупанова [и др.]; Научн. Ред. В.Н. Рычков; Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2009, 227 с. http://new.fizikotekhnik.ru/Ft-pp/Text/Ftf-61.pdf

44.  Фридляндер И.Н. Воспоминания о создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов // 2-е изд., доп. - М. : Наука, 2006. - 287 с.
 https://ru.b-ok.org/book/503153/07a221

  45. Об утверждении перечня уровней готовности технологий и производства // Приказ Госкорпорации «Росатом» от 24.04.2018 №1/420-П // http://www.innov-rosatom.ru/upload/medialibrary/6d0/6d0f3d91e60d4321d29527da49842c5d.pdf

46. Сергеев В.И., И.К. Кикоин - научный руководитель, человек // И.К. Кикоин — Физика и Судьба; отв.  ред. С.С. Якимов — М. : Наука, 2008 – с. 646-654

47. Смирнов А.Г. Сердце города. Гордость России // Соавтор, редактор Я.В. Гильмитдинова; Отпечатано по заказу ОАО «ПО «Электрохимический завод» в ООО «Поликор», г. Красноярск, 2012,- 248с./ http://www.ecp.ru/sites/default/files/download/doc/2017/Heart_City_Pride_Russia.pdf

48. УЭХК: История мирового атомного тренда// издатель ООО «РИЦ «Курьер-медиа», 2014,-с.15 http://www.kuriermedia.ru/data/objects/2267/files/65_UEHK.pdf

 49. УЭХК Территория Успеха// ОАО Уральский Электро-Химический Комбинат,  Екатеринбург , ООО «Аристократ», 2014, - 96 с.  http://new.fizikotekhnik.ru/Ft-pp/Text/Uetu.pdf

50. Соловьев Г.С., М.Д. Миллионщиков и Уральский электрохимический комбинат // Г.С. Соловьев, В.А. Баженов, Д.М. Левин; Михаил Дмитриевич Миллионщиков. - М.: НИЦ «Курчатовский институт», 2014, -200 с. http://elib.biblioatom.ru/text/millionschikov_2014/go,138/

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.63
Ответов: 11


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Газовые центрифуги для разделения изотопов. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 29/05/2019
В недавние годы без ведома широкой общественности произошло катастрофическое урезание российских мощностей по разделению изотопов.

В советское время как обстояло дело?
Разделение изотопов, получение оружейного урана было сверх-секретным делом. Два завода в СССР производили центрифуги для гексафторида урана но не эксплуатировали их: первый завод "Точмаш" в городе Владимире, второй - его филиал в городе Коврове.
Эти два завода поставляли центрифуги в четыре секретных города: ЗАТО УЭХК, ЭХЗ, АЭХК, и СХК в Томске-7. Чтобы в центрифугах было что крутить, природный уран свозили со всего Соцлагеря. В первые десятилетия, в 1950-е годы, основной вклад давала промышленно-освоенная восточная Европа: Болгария, Чехословакия, Германия. Впоследствии перед распадом СССР. основной вклад давал Казахстан, в сумме добыча к 1990 году считается что достигала 25000 тонн природного урана в год.

Когда СССР распался и Казахстан с его подземным выщелачиванием отделился, добыча урана которой располагает Россия упала до величин 3 - 5 тысяч тонн в год, то есть меньше чем потребление мирными реакторами. Ельцин пошёл на поводу у МВФ и подписал указ о полном прекращении наработки оружейного плутония в России и закрытии уран-графитовых военных реакторов, всех 12 штук в секретных городах Озерске (Челябинск-40), Северске (Томске-7) и Красноярске-45. Не из благих побуждений подписал и не ради взятки в виде кредита МВФ: не стало природного урана в стране для этих реакторов, которые его расходовали весьма не экономно.

Дальше произошла ещё одна глупость, которая принесёт колоссальный ущерб России. В Китай были опрометчиво проданы центрифужные заводы по обогащению урана. В результате сейчас КНР захватила контроль над основной частью казахстанских 20 тысяч тонн природного урана в год, Китай не только сам обогащает топливо, а ещё и выходит конкурентом России на мировой рынок туземных стран со своими проектами легководных реакторов.

Мы могли бы держать КНР на крючке поставляя топливо для ВВЭР и диктуя цены если бы не продали технологию и заводы которые теперь тиражируются без нашего разрешения.

Все это привело к тому, что недавно руководство РФ закрыло Точмаш во Владимире. Ибо природный уран в дефиците: программу развития атомной энергетики пишут под российские запасы 500 тысяч тонн достаточные на полный жизненный цикл лишь 35 штук ВВЭР-1200. В России остался единственный завод по производству центрифуг в Коврове. Неизбежно, по мере выхода из строя старых каскадов, начнут резать разделительные мощности в четырех ЗАТО: АЭХК, УЭХК, СХК, ЭХЗ. Ведь крутить нечего, уран Канады и Австралии недоступен из-за санкций а Казахстан от русского алфавита отказывается переходя на Латиницу.

Сейчас Росатом, блефуя, заявляет о заказах на 40 с лишним ГВт ВВЭРов по всему миру. Построить их у реакторостроительных заводов не хватит сил, но если бы построили - не нашлось бы для них топлива. Аффинажные заводы уже тоже урезали, вместе с Владимирским Точмашем, подогнав весь производственный цикл уранового топлива под добычу природного урана порядка 6000 тонн в год.  В 4 раза меньше, чем было к 1990-м при Советском Союзе, когда эти грандиозные мощности не казались особо большими или лишними. А теперь, даже если все 5000 тонн природного урана в год обогатить до оружейных 90%, более чем 6 миллионов КГ ЕРР в год не требуется.



[ Ответить на это ]


Re: Газовые центрифуги для разделения изотопов. Часть 4 (Всего: 0)
от Гость на 30/06/2019
Спасибо, замечательная серия статей, освещающая один из важных этапов развития отрасли.
К сожалению, в последнее время, материалы такого уровня встречаются редко.

Известно ли уважаемому автору о том, что в сети присутствуют два отчета Циппе, написанные в начальный период работы в США ?
"The Development of Short Bowl Ultracentrifuges"
Предполагаю, что приведенная в них конструкция, достаточно полно отражает уровень сведений, доступных ему, на момент отъезда из Союза.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru