proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[15/01/2018]     Государство и предприниматели

В. А. Шепель, вед.инженер

Взаимоотношения государства и предпринимателей многогранны, описать их полностью труд неподъемный, однако об отдельных аспектах таких взаимоотношений поговорить можно. Я имею в виду новые природоохранные инициативы Минприроды. Это требование устанавливать приборы, измеряющие уровень выбросов вредных веществ в атмосферу для нефтяников. И усложнение правил прохождения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) для инвестпроектов первой категории опасности.



Но даже при таком ограниченном рассмотрении взаимоотношений придется коснуться международных, внутренних и научных проблем, влияющих на проблемы, возникающие при таком рассмотрении. Первое, с чего нужно начать - это напомнить предпринимателям, что наблюдения за природой ведутся много веков. И наблюдения будут продолжаться до конца света. За счет разработки новых приборов количество параметров будет постоянно увеличиваться, а цена наблюдений возрастать.

В России гидрометслужба, можно сказать, работает бесплатно, то есть за счет государства. Более того, создана масса частных организаций, которые сначала получают разрешение от Росгидромета, а затем осуществляют аккредитацию, сертификацию и прочие бюрократические действия в рамках защиты экологии и окружающей природной среды. Считаются они независимыми и потому их выводы не подлежат сомнению. Однако эти организации желают хорошо зарабатывать. Это возможно при увеличении объема проверок. То есть, попросту увеличивается количество документов нужных для контроля. Ну, а бюрократия она, как известно, беспредельна. Соответственно растет и цена проверки.

При этом нужно обратить внимание на еще один аспект бюрократизации, красиво именуемый словом «гармонизация». Проще говоря, документы, создаваемые на западе, переводят, присваивают нашу нумерацию и вводят в употребление. Переводы бывают не совсем корректные по смыслу, их содержание не всегда согласуется организацией работы в области наблюдения и охраны окружающей среды и с теми климатическими условиями, которые существуют в России. А выполнение требуется безусловное.

Далее возникает вопрос о приборостроении в области гидрометеорологии. Его у нас практически нет. Проблему обойти санкции, можно решить. Но возникает вопрос, что будут показывать приборы, закупленные за границей? А учитывая степень автоматизации вполне может быть ситуация, когда приборы передадут не туда и не ту информацию. В этом случае ошибки могут измеряться в денежном отношении.

При рассмотрении вопроса о приборостроении в гидрометеорологии следует учесть еще интересы Минобороны. Наши военные вводят в оборот понятие – экологическая война. И готовят специалистов по экологическим проблемам с военной точки зрения.

Это направление появилось после анализа военных действий США и НАТО в Югославии. Около 80% самолетов-вылетов стран НАТО совершили на объекты нефтеперерабатывающей и химической промышленности, нефтяные терминалы. Разрушено более 30 экологически опасных объектов. В Дунай попало более 3000 тонн щелочи, 800 тонн соляной кислоты, выведено из сельскохозяйственного оборота около 50% земель. Таков далеко не полный список потерь от авианалетов европейской страны Югославии от своих европейских соседей. К сожалению, рыночная экономика не предполагает конструктивного сотрудничества государства и предпринимателей по минимизации рисков экологической направленности в случае военных действий.

Вопросы загрязнения окружающей среды всегда вызывают повышенный интерес. Обязать нефтяников вести контроль можно. Но это будет равносильно созданию ведомственной метеослужбы. Аналоги этого были и в СССР и существуют в России. Примером может служить Росатом. Наблюдения за окружающей средой ведется на каждой АЭС. Более того, на станциях существуют мобильные комплексы радиационной разведки. Все входит в стоимость электроэнергии, вырабатываемой на АЭС. При существовании СССР такое положение было допустимо. В настоящих условиях вызывает вопросы. Тем более, что мобильные комплексы радиационной разведки нужны МЧС, существуют в Росгидромете, а для Минобороны гособоронзаказ предполагает изготовление опытного образца мобильного радиационного комплекса «Скакун» в 2018-2020 годах. Предполагается совершенствовать радиационную разведку с помощью беспилотных летательных аппаратов.

Не будет ли целесообразным передать это все в ведение гидрометслужбы? Тем более, что Росатому предлагают поручить эксплуатацию ледоколов с ядерными установками в Арктике. А это в свою очередь потребует информации о погодных условиях. Выходит Росатому нужно развивать свою метеослужбу и в Арктике. А там еще активизируются военные. Им тоже нужна метеоинформация. И у них должна быть своя метеослужба? Не слишком ли большие расходы будут при таком подходе. Не лучше ли рассмотреть возможность укрепления существующего Росгидромета. Тем более, что Росгидромет имеет два спутника «Арктика», позволяющих вести мониторинг северных приполярных районов.

Априори считается, что централизация не эффективна и нецелесообразна. Но природа у нас одна и взаимосвязь процессов очень велика, поэтому целесообразней содержание единой службы ведущей единые наблюдения как за метеопроцессами, так и за загрязнением окружающей среды. Предложение, конечно, спорное. Ведь задачи у разных ведомств разные. Но сотрудничество по унификации приборов, разработка единой методики выполнения измерений, сбора, анализа и передачи информации принесет пользу всем заинтересованным сторонам. Следует обратить внимание, что Ростехрегулирование (бывший Госстандарт) в настоящее время не имеет технического комитета регулирующего измерения в области гидрометеорологии.

Возникает вопрос цены за содержание такой организации. В свое время в США практиковали продажу информации фермерам. Спутник, предназначенный для контроля пусков ракет, сканировал территорию США и определял распространение заморозков. Это позволяло сократить срок обогрева теплиц и предпринимать другие мероприятия по защите посевов. Информация, получаемая в синоптические сроки, может быть бесплатной, но автоматизированные приборы могут получать информацию постоянно и эту информацию можно сделать платной. Причем эта информация может быть интересна даже за границей. Так что сократить расходы можно, но при этом нужны согласованные усилия всех заинтересованных сторон. Финские ученые, например, предлагают создать сеть наблюдения за климатом, состоящую из 1000 станций (естественно разработанных в Финляндии), стоимость каждой станции примерно 20 млн. долларов, а на весь проект нужно будет потратить в течение 10-15 лет примерно 5 млрд. долларов. На такие затраты можно пойти только в случае очень сильной тревоги за изменениями климата на Земле.

Следует учитывать, что многие метеостанции в России, особенно в отдаленных районах, пребывают,мягко говоря, в не удовлетворительном состоянии. Нужно будет вкладывать деньги в их обновление, а может быть и разработку, и строительство новых, типовых пунктов метеонаблюдений. Те, кто уповает на автоматизацию, должны знать, что некоторые, важные виды метеонаблюдений пока не могут осуществляться автоматическими приборами. Кроме того,метеоинформацию нужно вовремя передавать, а для этого нужна надежная связь для труднодоступных метеостанций. В решении данных вопросов вполне могут участвовать предприниматели. Еще можно рассмотреть вопрос сотрудничества с монастырями Православной Церкви. Монастыри расположены в отдаленных районах, и монахи вполне могут вести метеорологические наблюдения. Все это можно обсуждать при принятии решения о сотрудничестве предпринимателей и государства в области наблюдения и контроля окружающей среды для минимизации расходов на обновление сети наблюдений. В США на исследования в области окружающей среды расходуется от 2 до 2,5 млрд. долларов в год.

Еще следует учитывать, что «холодильников» у нас два: Арктика и Антарктика, а «печка» одна - тропики. Во времена СССР в Анголе, во Вьетнаме и на Кубе были лаборатории, которые изучали метеорологические процессы, происходящие в тропиках. Во времена СССР на кораблях гидрометслужбы периодически проводились экспедиции для изучения процессов, протекающих в тропических областях. Влияние этих процессов на погоду в северных странах достаточно сильное. Посмотрите на процессы, происходящие сейчас в Северной Америке. Под разговоры о всеобщем потеплении замерз Ниагарский водопад, мерзнут акулы у побережья США. А в России в разгаре зимы нет снега. Вот и гадают, то ли Гольфстрим пропал куда-то, то ли Эль-Ниньо не дошло куда нужно, то ли дед Мороз ушел из России погулять по белу свету.

Вопросы наблюдения за метеорологическими процессами за границей вряд ли смогут быть осуществлены без участия государства. Здесь же следует упомянуть о трансграничных переносах загрязняющих веществ. Переносы могут быть непреднамеренные, работа действующих предприятий, и тогда возникает вопрос компенсации ущерба сопредельному государству. Или преднамеренные, проводимые максимально скрытно, маскируемые под естественные процессы, предполагающие нанесения ущерба хозяйственной деятельности государства.

Есть еще один аспект, который можно будет рассматривать при сотрудничестве предпринимателей и государства в области метеорологии. Это воздействие на атмосферные процессы. Самые распространённые виды воздействий - это вызывание осадков. Военных, например, интересуют вопросы создания облаков. Было много работ по просветлению туманов. Работы проводились в основном в южных районах нашей страны. Однако начал активно осваиваться Север. А, следовательно, можно рассмотреть вопросы, связанные с изменением осадков в северных районах. Возможно, вопросы активного воздействия на природные процессы получат новый виток своего развития. Появились нановещества. Они обладают новыми физико-химическими свойствами. Которые абсолютно неизвестны. Уже появились сообщения, что можно с помощью нановеществ воздействовать на тайфун. Якобы даже это уже делали. Вводили нановещество и подсвечивали его лазером. Появилось это сообщение в  интернете. То ли утечка, то ли дезинформация. Но то, что работы в этом направлении ведутся - это несомненно. Работы по изучению воздействия нановеществ на метеорологические процессы можно было бы организовать в г. Обнинск в ФГБУ «НПО «Тайфун». Там со времен СССР сохранилась, модернизирована и действует самая большая в мире аэрозольная камера, позволяющая моделировать различные метеорологические процессы. Воздействие на метеорологические процессы можно проводить не только с использованием химических веществ. Но и изменяя электрическое поле.

Природная резонансная частота землетрясений составляет 2,5 Гц. 11 марта 2011 года в 05.46.23 – UTC в Японии произошло землетрясение. В тоже времясигнал с частотой 2,5 Гц передавался системой HAARP (США) с 00.00 часов и до, приблизительно 10.00. То есть в течение 10 часов сигнал передавался постоянно в течение 2 дней до землетрясения.

Может это и совпадение. Однако факт зарегистрирован и предан огласке.Информацию об этом эпизоде можно найти в интернете в различной интерпретации.

Получается странная ситуация. Все, что связано с загрязнением окружающей среды, власти пытаются поставить под жесткий контроль. В тоже время активные воздействия никем не контролируются. Возможно, следует возродить «Институт экспериментальной метеорологии», существовавший в советское время и проводивший много работ в области активного воздействия. Сделать его независимой организацией и сконцентрировать разработку и исследование всех видов активных воздействий. А Федеральный информационно-аналитический центр, входящий в ФГБУ «НПО «Тайфун» выделить из объединения и добавить ему функцию контроля активных воздействий. В советское время в Гидрометслужбе СССР было Управление контроля активных воздействий, осуществлявшее контроль не только на территории СССР, но и на территории сопредельных государств. Следует добавить, что в «Институте экспериментальной метеорологии» проводились рандомизированные эксперименты по активному воздействию, полагаю, что эти материалы следует переосмыслить и использовать в работе. Эти же работы проводились и на западе. Их изучение позволит лучше понять природу и результат активного воздействия.

Приводимый выше перечень работ в области наблюдения окружающей среды далеко не полный. Однако показаны в основном те направления, которые могут быть использованы для сотрудничества государства и предпринимателей.

Прежде чем начать сотрудничество, следует провести ряд организационных мероприятий.

Создать межведомственную группу из представителей заинтересованных предпринимателей, Минобороны, Росатома, МЧС, Росгидромета и других заинтересованных организаций.

Пересмотреть действующее законодательство, добавив в него положения о взаимодействии заинтересованных ведомств и предпринимателей или разработать новые, позволяющие регламентировать взаимодействие государственных структур и предпринимателей в области наблюдения и охраны окружающей среды.

Провести анализ действующих нормативных документов в области охраны окружающей среды. При необходимости изменить их с учетом заинтересованных ведомств и предпринимателей.

Рассмотреть вопрос о выделении Росгидромета в федеральное ведомство и уполномочить его контролировать все вопросы охраны окружающей среды.

Обсудить возможность унификации гидрометеорологических приборов для нужд ведомств и предпринимателей.

Росгидромету разработать методики поверки и методики выполнения измерений для согласованных к выпуску приборов.

Согласовать единые требования к мобильным лабораториям по контролю радиационной обстановки и наблюдению за загрязнением окружающей среды.

На базе Росгидромета создать лабораторию для испытания гидрометеорологических приборов. И при необходимости проводить сравнительные испытания образцов зарубежной техники для допуска ее работы на территории России.

Запретить частным организациям заниматься активными воздействиями на территории России.

Обязать Росгидромет проводить методический контроль частных организаций, работающих в области охраны окружающей среды. А возможно и ликвидировать все частные фирмы.

Разработать Закон, запрещающий использование нановеществ без предварительной оценки их воздействия на окружающую среду.

Рассмотреть вопрос возрождения подразделений Росгидромета для изучения тропической метеорологии.

Создать при Росгидромете аналитическую службу, определяющую пути развития и выявляющую перспективные экологические угрозы с учетом интересов министерств и предпринимателей.

Такие предложения напоминают о воссоздании Гидрометслужбы СССР. Однако стоит вспомнить о глобальных процессах, протекающих в атмосфере, трансграничных переносах загрязняющих веществ, обязательствах Росгидромета по линии гражданской обороны (международный терроризм тоже не стоит забывать), решение всех перечисленных задач будет более эффективным при наличии федеральных полномочий.

Кроме того, целесообразно назначить Росгидромет единственным получателем средств от выявленного нанесенного ущерба иностранными государствами нашим природным ресурсам, а также получать средства при снижении ущерба, при выдвижении обвинений со стороны других государств.

И последнее. Все выше перечисленное возможно только при организационной роли Правительства. Вопрос: захочет ли Правительство, привыкшее «гонять» деньги по банкам, заняться кропотливым трудом по организации взаимодействия организаций различных форм собственности?

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Экология
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Экология:
Радиоактивность углей и продуктов их сжигания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Государство и предприниматели (Всего: 0)
от Гость на 15/01/2018
Казалось при чем тут атомная тематика? Или просто спад января по профильным материалам?


[ Ответить на это ]


Re: Государство и предприниматели (Всего: 0)
от Гость на 15/01/2018
Согласно статье получается, что кроме Росгидромета в стране никто не занимается контролем окружающей среды, отсюда такой перл: "...целесообразно назначить Росгидромет единственным получателем средств от выявленного нанесенного ущерба иностранными государствами нашим природным ресурсам, а также получать средства при снижении ущерба, при выдвижении обвинений со стороны других государств", и т.д. и т.п.  
Согласно  https://www.fsetan.ru/gosudarstvenny-ekologicheskiy-nadzor/  "...органом исполнительной власти, исполняющим функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор и его территориальные органы. Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования:
  • Федеральная служба по экологическомй, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет надзор в области лесных отношений.
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет надзор по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет земельный надзор.
  • Природоохранная прокуратура осуществляет надзор в экологической безопасности".

  • Добавлю от себя еще и ФМБА России: осуществляет функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.
Очевидно, если писать статью про расширение функций Росгидромета, то нужно учитывать другие надзорные органы. Например,  по-моему функции Ростехнадзора по контролю в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ следует передать в ФМБА России. - Серебряков.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru