proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[20/12/2017]     Анатомия развала российского образования

Н.Н.Григорьев, проф. каф. Технических средств навигации Госуниверситета морского и речного флота им.адм.С.О.Макарова

Подводя итоги путешествию по Соединенным Штатам Америки, Чарльз Диккенс  снабдил книгу «Американские заметки» таким посвящением: «тем из моих друзей в Америке, кому любовь к родине не мешает выслушать истину». Об истинном положении в российском образовании сказано и написано достаточно, теми, кто провел жизнь в науке и образовании, а не около них. Таких много, но их не хотят слышать.



Реформы в сфере российского образования обрели перманентный характер. Чтобы придать динамику процессам реформирования, в ход пошла казуистика. «Компетенции» и прочая хлесткая терминология без четко выраженных границ возобладали в лексиконе чиновников от образования. «Компетенции» завладели нашими умами. «Компетенциями» пестрят руководства и циркуляры. Метко подметил М.Е.Салтыков-Щедрин в «Мелочах жизни»: «Мы приучены к нелепостям, до такой степени они всосались в нас, что принимаем всякую нескладицу за чистую монету… Обществу, прозябающему под игом «мелочей» грозит взрыв, его ждет «грядущая смута».

 

 «Ученый», кроя эрудицией вопросов рой»

Ф.М. Достоевский за всю жизнь придумал только одно слово, чем очень гордился. А вот современные чиновники производят на свет новые слова в изобилии, причем, не вполне понимая, что они означают. Вот, например, образчик такого словотворчества: «концепция аккредитационных педагогических измерительных материалов». А, порой, слов не хватает, и в ход идут символы. На смену «стандартов второго поколения» пришли «стандарты третьего поколения». Даже не успев осознать, что это такое,  их заменяют на «стандарты 3+». Загадочность одного плюса сменяется двумя плюсами, и появляются «стандарты 3++».

Производство новых слов поставлено на поток. Словарь Шекспира составлял 20 тыс. слов, словарь Вебстера – 600 тыс. слов, современный словарь английского языка составляет 800 тыс. слов, причем 60 тыс. слов появились в период с 1966 г. по 2004 г. Вот только знаний и ясности многие термины не прибавляют, поскольку относятся к разряду информационного шума.

Смута в умах уже началась. Целью образования стало получение диплома, а не знаний, все меньше желающих «окунуться в Силоамскую купель Просвещения».

Так что же происходит в сфере образования? Качество образования, вне всякого сомнения, снижается. Некоторые данные свидетельствуют о том, что мозг человека уменьшается в размерах, что ведет к снижению интеллекта. Но и немало примеров говорит о том, что размер мозга не влияет на уровень интеллекта.  Ученый Джеймс Флинн (Новая Зеландия) обратил внимание на то, что показатели IQ возрастают со средней скоростью 1 балл за десятилетие во всех странах. По некоторым данным на показатели IQ влияет рацион питания. Но то же самое происходит и в странах, где нет проблем с питанием. По мнению Редли Мэтта [«Геном: наука, раскрывающая тайну бессмертного гена человека»], объяснением продолжающемуся росту IQ: «вряд ли может послужить совершенствование образования. Различные нововведения в школах оказывают лишь временный эффект, причем, не всегда положительный. Кроме того, IQ возрастает значительно быстрее, чем меняется система образования. Мышление изменяется также качественно. Наибольший прогресс наблюдается в ответах на вопросы, требующие абстрактного мышления. Развитие ребенка происходит как под влияние внешних факторов, так и в соответствии с заложенной в нем генетической информацией. Причем, взрослея, человек все в большей степени старается найти в окружающем мире соответствие со своими склонностями или изменить его. Если у человека руки работают лучше, чем голова, он ищет им применение, тогда как «книжный червь» будет искать книги. Далее М. Ридли делает вывод: «гены определяют склонности, но не способности. Даже более простые вещи, например, близорукость, обусловливается не только генетически заданной формой глазного яблока, но и привычками, работой, окружающей средой. Чтобы прекратить спор, длящийся уже столетие, следует признать, что «гены интеллекта» дарят человеку не гениальность, а путь к ней».

Мода на вузовские дипломы привела к подавлению инстинктов, заложенных в генетической информации. Механизация процессов производства «высвобождает» руки тех, кто склонен к ручному труду. Но конвейер не делает труд творческим. То же самое можно сказать про работу по заданному алгоритму, или работу в режиме ожидания. 

С другой стороны тенденции современного образования многих стран в существенной степени подвержены влиянию рыночных отношений, благодаря чему оно становится все более дифференцированным, но не творческим. Производство и сбыт товаров требуют динамичного развития рынков сбыта, где конкуренция не оставляет место здравому смыслу и логике. Механизация процессов ведет к увеличению объемов производства, что сказывается на менталитете потребителей. Обретение имиджевых товаров требует их демонстрации, что способствует  развитию индустрии развлечений, которая, в свою очередь, требует от человека дополнительных трат. Китайский прозаик Лао Шэ в рассказе «Удачный почин» пишет: «В наше время, если хочешь получать доходы, нельзя забывать о массах. Если не брать деньги с массы, то с кого же их брать?». Массы тратят не только деньги, но и время. Время, - этот не восполняемый ресурс, в бесконечной череде шопингов и шоу расходуется бездарно и безвозвратно.

Псевдозанятость - признак современного общества. По целому ряду причин российское образование стало одной из форм такой псевдозанятости, одним из характерных признаков которой является синдром «дипломной болезни». Получить диплом о высшем образовании, а то и два-три или даже четыре,  стало «обязательным» по умолчанию, хотя получение диплома не гарантирует получение знаний. В результате псевдообразования  из добротного дуэта «теории и практики», определяющих индивидуальную неповторимость специалиста, остается порой только ущербная практика, которая зачастую носит скорее интуитивный характер, хотя и предполагает наличие компетенций, разработка которых так же стала одной из форм псевдозанятости.

В лабиринте компетенций легко заблудиться. В системе высшего образования 34 компетенции, а в системе подготовки моряков (Конвенция ПДНВ с манильскими поправками) их уже 66. Для апологетов компетентностных подходов словоблудие вокруг понятия «компетенция» превратилось в «кормушку». Нюансы, столь характерные и важные в образовании, в расчет не принимаются. «У реформаторов есть представление, что любого изменения можно достичь одним лишь грубым здравомыслием» [Джордж Бернард Шоу].

Затраты на процессы, «сопутствующие» образованию отнимают огромное количество времени. «Остерегайтесь не имеющих времени. Ложная занятость, прежде всего, указывает на не умение пользоваться сокровищем времени и пространства. Такие люди могут исполнять лишь первичные формы работы. Невозможно их привлечь к созиданию. Мы уже говорили о лжецах сроков, крадущих чужое время, теперь скажем о мелочных лентяях и скудоумах, заграждающих путь жизни. Они заняты как сосуд, наполненный перцем; у них всегда горечь от работы; они важны как индюки, ибо пересчитывают количество смрада курения, они предоставляют место работы одурманиванию. Выдуманы сотни предлогов, заполняющих щели гнилой работы. Они не найдут часа для самого неотложного. В тупости своей они готовы стать дерзкими и отринуть для них самое существенное. Они бесплодны так же как воры чужого времени. Следует исключить их из новых построений. Для них можно оставить переноску кирпичей» [«Живая этика» Н. и Е. Рерих].

Откуда же берется эта армия «лентяев и скудоумов»? Её источник - современный вуз. Диплом гарантирует право претендовать на более высокий статус, чем у «переносчика кирпичей». Парадоксальность современного российского образования заключается в том, что сдав ЕГЭ, дальнейших препятствий к получению диплома о высшем образовании нет. Вариантов получения высшего образования много, от легального до криминального, а между этими полюсами размещается множество вариаций, которые и учесть-то вряд ли возможно. Сами вариации определяют участники «учебного процесса»: администрация вуза, преподаватели, студенты и государство. Благодаря Федеральному закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» границы между формами собственности вузов снивелированы, чему активно  способствует их коммерциализация. 

В Законе компетентность Учителя сведена до уровня «стандарта учителя». В то же время, стремясь привлечь мужчин в сферу школьного образования, чиновники предложили отменить конкурс для юношей при поступлении в педагогические вузы. Дискриминация по гендерному признаку?   

Расулу Гамзатову принадлежат слова: «Если выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». В российское образование такой выстрел был произведен в 1990-е гг. «Стреляли», казалось бы, с самыми благими намерениями. В стране наметился устойчивый спад в экономике, предприятия закрывались, росла безработица. Без работы остались специалисты высокой квалификации. А тут еще подрастало новое поколение, и нужно было думать, чем его занять. Решение пришло со стороны наиболее предприимчивых преподавателей вузов. Стали открываться коммерческие высшие учебные заведения. На тот момент такой выход устраивал всех. Государство получало доход в виде дополнительных налогов, решался вопрос безработицы среди преподавателей. Родителей устраивало то, что дети получают какое-никакое образование, к тому же высшее. Вчерашних выпускников устраивало то, что они плавно пересаживались со школьной парты на студенческую скамью. Как казалось тогда, это решало вопрос занятости. Деклассированного элемента в стране и так хватало, росли и множились преступные группировки. Вузы служили сдерживающим фактором их роста. «Улица» не дополучала «кадры», и поэтому образовавшиеся «заторы» не прорвало. В этом была неоценимая роль коммерческих вузов.

Слабая правовая база (а, точнее, отсутствие таковой) в «правовом государстве», рост фирм-однодневок потребовали армию юристов и экономистов, тем более что особой изощренности и не требовалось. Процесс криминализации пошел с двух сторон. До вхождения зарождающегося криминала во власть, криминализировалась сама власть. В том числе и в сфере образования. Численность вузов стремительно росла. В Советском Союзе насчитывалось 600 вузов, а Российской Федерации их стало около трех тысяч. Параллельно с самими вузами росло число филиалов и филиалов филиалов. «Процесс пошел»… Высшее образование стало «доступным». Мы не являемся в этом смысле первооткрывателями. На Западе это явление, получившее название «колледж открытых дверей» (КОД), применяется широко. «Колледж открытых дверей» представляет собой учреждение высшего образования, доступ в которое открыт для любого человека, обладающего основами квалификации и даже без каких-либо формальных параметров. В этом качестве КОД прямо противоположен «элитарным» заведениям. Учреждения открытых дверей ориентируются на «обслуживание» своих клиентов, обеспечивая то, что требуется, чем то, что в идеале они желали бы достичь. В этом есть плюсы и минусы, поскольку «заказывает музыку» студенческая культура, а не академические критерии. Вероятно, что современные системы сохранят отдельные элитарные академические заведения для получения разнообразного высшего образования. Например, для поступления в большинство университетов во Франции требуется только заявление и подтверждение, что будущий студент проживает в данной местности. Однако  техническая элита страны формируется по иному принципу. Созданная еще при Наполеоне одна из самых сильных инженерных школ во Франции, Эколь Политехник, находится в ведении министерства обороны Франции. Конкурс среди поступающих жесточайший. В Эколь Политехник поступают только лучшие. Отчисления очень редки. Образование дается широчайшее - от генетики до современной физики, химии и информационных технологий. «Но на этом отбор не заканчивается. По окончании Эколь Политехник 50 лучших выпускников поступают в специальную магистратуру, и им по окончании обеспечено трудоустройство в госаппарате Франции с солидной зарплатой и перспективой карьерного роста. Французы шутят, что у них существует «мафия Эколь Политехник», но это мафия (клан) знания и таланта, а не мафия блата» [Александр Просвирнов «Один с сошкой – семеро с ложкой», журнал «Атомная Стратегия» 15/11/2012].

Дифференцированный подход к вузам сложился и в России. В соответствии с № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вузы поделены на четыре категории: 2 университета МГУ и СПбГУ – государственные университеты, 9 – федеральные университеты, 29 – научно-исследовательские университеты, в четвертую категорию вошли все прочие университеты. В зависимости от категории установлено дифференцированное бюджетное финансирование, что больно ударило по вузам, которые готовят кадры для отраслей, вносящих основную лепту в ВВП страны. Доля транспортной отрасли – 8%, что соответствует 4-му месту по вкладу в ВВП.  Возникает вопрос: чтобы финансировать 40 вузов, деньги должны заработать силами тех вузов, где финансирование осуществляется по остаточному принципу? Более того, эти 40 вузов выпускают специалистов, которых итак в переизбытке, а некоторые специальности не востребованы вовсе. В самих же «элитных» вузах также не все благополучно. Проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Алексей Хохлов в одном из интервью признал факт: «Уровень современных абитуриентов, к сожалению, плох».

 

Субкультура в вузах

Кстати, «о музыке». В России сформировалась особая студенческая культура, которая потеснила академические критерии. Цель этой «культуры» сведена до банального – получение диплома желательно престижного вуза, сами же знания стали навязчивым необязательным атрибутом. Университеты превратились в «универы», а преподаватели - в «преподов». В угоду студенческой субкультуре в вузы проникла бацилла конкурсов – «Мисс университет» и «Мистер университет», вернее – «Мисс Универ» и «Мистер Универ» и др. Мероприятия самого различного толка, никак не способствующие образованию, оказались столь привлекательными, что затмили главную задачу вуза – подготовку специалистов. Однако масштабы охвата ими студенческой молодежи и качество влияния на неокрепшие умы не впечатляют. Поэтому в ведущих вузах страны обратились к религии. Ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов считает, что «будущим физикам-ядерщикам нужно знакомиться с теологией, чтобы противостоять террористическим идеологиям и учитывать нравственный аспект в  своих будущих научных исследованиях». В результате в 2012 г. в МИФИ была открыта кафедра теологии. Это вызвало широкий общественный резонанс и упреки в том, что РПЦ якобы пытается вмешаться в работу светского вуза. Решением Высшей аттестационной комиссии в 2015 г. теология была признана научной дисциплиной, а в 2016 г., когда были созданы диссертационный и экспертный советы, стала возможна защита работ по этой дисциплине. Министр образования и науки Ольга Васильева заявила об  увеличении бюджетных мест в вузах по дисциплине «теология» на 2018-2019 учебный год.

Позиция О. Васильевой понятна и предсказуема. Темой ее докторской диссертации, которую она защитила в 1999 г.: «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.». А вот позиция ректора МИФИ не вполне понятна. Следуя логике, следовало бы открывать кафедру по изучению буддизма, поскольку целый ряд ученых усмотрели тесные связи между физикой и мистицизмом. Фритьоф Капра в «Дао физики», обращаясь к системе ценностей буддизма в современной физике, пишет: «Теоретические и практические результаты исследования зависят от образа мышления ученого. Хотя большая часть конкретных изысканий не зависит от системы ценностей ученых явным образом, общее направление исследования не может от нее не зависеть. Поэтому ученые несут не только интеллектуальную, но и моральную ответственность за свои исследования.

С этой точки зрения, связь между физикой и мистицизмом не только интересна, но и очень важна. Она показывает, что открытия современной физики предложили исследователям два пути: первый ведет к Будде, второй - к Бомбе, - и каждый ученый сам волен выбирать свой путь. Более того, теперь я чувствую себя гораздо увереннее, поскольку параллели с восточными мистическими учениями обнаруживаются не только в физике, но и в биологии, психологии и других науках. Изучая взаимосвязи между физикой и этими науками, я обнаружил, что понятия современной физики могут быть перенесены и в другие области посредством теории систем. Изучение понятия «системы» в биологии, медицине, психологии и общественных науках, которое я предпринял в книге «Поворотный пункт», показало, что подход с позиций теории систем значительно усиливает параллели между современной физикой и восточным мистицизмом. Помимо этого, новая биология систем и новая психология систем обнаруживают другие совпадения с мистическими учениями, лежащие за пределами предмета изучения физики. В моей второй книге рассматриваются представления о свободе воли, о смерти, о сущности жизни, мышления, сознания и развития. Принципиальное сходство этих представлений, описанных в терминах теории систем, с соответствующими положениями восточного мистицизма, убедительно свидетельствует в пользу моего утверждения о том, что философия мистических традиций, или «неувядающая философия» - это наиболее последовательное философское обоснование современных научных теорий».

В своих суждениях Ф.Капра апеллирует к мнению физиков, стоящих у истоков создания квантовой физики.  К Роберту Оппенгеймеру: «Общие законы человеческого познания, проявившиеся и в открытиях атомной физики, не являются чем-то невиданным и абсолютно новым. Они существовали и в нашей культуре, занимая при этом гораздо более значительное и важное место в буддийской и индуистской философиях. То, что происходит сейчас, — подтверждение, продолжение и обновление древней мудрости».

К Нильсу Бору: «Мы можем найти параллель урокам теории атома в эпистемологических проблемах, с которыми уже сталкивались такие мыслители, как Лао-Цзы и Будда, пытаясь осмыслить нашу роль в грандиозном спектакле бытия — роль зрителей и участников одновременно».

К Вернеру Гейзенбергу: «Значительный вклад японских ученых в теоретическую физику, сделанный после второй мировой войны, может свидетельствовать о некоем сходстве между философией Дальнего Востока и философским содержанием квантовой теории».

 

Коммерциализация бюджетных вузов

В бюджетных вузах также появились коммерческие места. Им тоже нужно было выживать. Наука при отсутствии экономики  не востребована, поэтому коммерческие места – это возможность повысить зарплату преподавателям, чтобы удержать их от ухода в другие вузы или коммерческие структуры. Сдача в аренду помещений, занятие коммерческой деятельностью стали дополнительными статьями дохода. Внебюджетная и коммерческая деятельность позволили более свободно распоряжаться средствами, полученными от этой деятельности. Зарплаты у сотрудников вузов стали дифференцированными, не всегда по заслугам. В стране начался бурный рост «научного потенциала».  Влиятельные лица устремились в науку. Диссертации и почетные звания для ВИП-ов стали сопутствующими признаками зарождающейся рыночной экономики. 

Результат - «вымывание» кадров, закрытие научных школ. Вице-президент Нанотехнологического общества России, доктор физико-математических наук, профессор Г. Малинецкий так обрисовал печальную судьбу российской науки: «Сейчас 1007 научными учреждениями заведует Федеральное агентство по научным исследованиям, основную массу сотрудников которого составляют «помпохозы» – помощники по хозяйству, которые ранее отвечали за скрепки и карандаши».

ЕГЭ за все годы своего существования не оправдал ожиданий авторов.  Школьное образование превратилось в процесс, который, благодаря  чиновничьим усилиям, направлено в русло непредсказуемости.  Над процессом образования довлеет отчетность. В прежние времена, когда отсутствовала система менеджмента качества, качество образования было.  С появлением системы менеджмента качества, качество исчезло. Отчетность требует «позитива», которого нет. На помощь приход «ложь во спасение».

Г. Рябинин, доктор технических наук, профессор пишет: «Общая причина биологического регресса – отставание в темпах эволюции группы от темпов изменений внешней среды. Причем деградация часто связана с переходом к паразитическому образу жизни. В этой ситуации сейчас оказался человек. Это самое высокоорганизованное существо на нашей планете, мало этого, человек сам уже меняет среду своего обитания. Поэтому, посчитав, что он уже никак не зависит от Природы, человек начал в ней паразитировать».

Жизненные уроки старшего поколения не востребованы. Смена формаций «требует» новых веяний. Так появляются «эффективные менеджеры» из числа недоучек. А между тем: 

Жизнь, эту лучшую из книг,

Мы невнимательно читаем,

А если что в ней подмечаем,

То забываем в тот же миг


[Мигель Агустин Принсипе-и-Видауд,
«Старая испанская эпиграмма»]

 

Отношения «преподаватель – учащийся»

Отношения преподавателя и учащегося в последнее время претерпели существенные изменения. Дистанция между ними стала более значительной и качественно новой. В прежние годы соблюдалась преемственность поколений преподавателей. Преподаватели были разного возраста, что весьма существенно для определения дистанции. Вчерашние учащиеся становились аспирантами и ассистентами, со старшекурсниками они были почти ровесниками, те, в свою очередь, были почти ровесниками с доцентами, доценты - почти ровесники с молодыми профессорами. Иерархия выстраивалась динамичная и предсказуемая. Чаще всего контингент преподавателей формировался из выпускников вуза. Те же, кто приходил «со стороны», не могли ощутимо повлиять на традиции. Преемственность обеспечивала близость. Особенно характерно это было для морских учебных заведений, когда наступало время плавательных практик на учебных судах. Несение ходовых вахт проходило под наблюдение руководителей практики, когда и складывались более доверительные отношения.

Сегодня говорят об упущениях в воспитательной работе. Но мероприятия прямого действия не эффективны или мало эффективны.  Воспитательная работа дает ощутимый результат, когда она ведется исподволь. В советские времена большим доверием у иностранных студентов пользовались не преподаватели марксизма-ленинизма, а преподаватели русского языка и других дисциплин, не связанных с политическими науками. В современных условиях дистанция между преподавателем и учащимся увеличивается по возрастным причинам  - проблема «отцы и дети». Отстояние культуры и субкультуры стало более значимым. С одной стороны, многие молодые люди не в состоянии освоить учебный материал, на котором базируются современные технологии, с другой - отток молодых и перспективных преподавателей в сферы бизнеса в 1990 гг. сказался на освоении современных компьютерных технологий старшим поколением. В прежние времена такое соотношение воспринималось бы как нонсенс. Возрастное дифференцирование среди преподавателей позволяло плавно переходить в области более продвинутых технологий, не создавало условий для снисходительного отношения учащихся к преподавателям. Однако продвинутость в области пользования ПК без базовых знаний в естественных науках не дает преимущества при изучении наукоемких дисциплин. Процесс обучения усугубляется снижающимся уровнем вербального интеллекта и интеллектуальной лабильности, снижением уровня общей осведомленности. В результате, непосредственный диалог в процессе общения не встраивается в общее фоновое пространство, что ведет к непониманию друг друга, потому что фоновое пространство не сформировано должным образом. Нет общего вербального тезауруса.

Чиновники от образования упрекают преподавателей в неспособности осознать важность перехода от технологических форм образования к информационным (что это за формы, затрудняюсь ответить). Это стало темой дискуссии программы «Агора» М. Швыдкого [телеканал «Культура» 25.11.2017 г.].

При обсуждении вопросов образования, как правило, превозносятся западные стандарты, но при этом усматривается некое противоречие в суждениях. Ежедневно с экрана телевизоров слышим о прогнившей американской демократии, и в то же время насаждаем американскую систему образования у себя в стране. Что-то тут не вяжется! Бывший министр образования А. Фурсенко призывал отказаться от косной системы советского образования, «упорно пытавшейся готовить человека-творца». Экс-министр призывал взращивать потребителя, «который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими».

Иного мнения придерживается западный ученый Карл Саган: «Сегодня, когда перед человечеством встает много сложных и нерешенных проблем, особо остро необходимо умение широко и непредвзято мыслить. Нужно выработать какой-то способ, совместимый с демократическими идеалами, чтобы оказать поддержку интеллектуальному развитию наиболее одаренных молодых людей – проявить по отношению к ним особую заботу и внимание. Вместо этого процесс образования в большинстве стран, особенно система экзаменов и директивный способ преподавания, предельно ритуализирован, то есть, основан на почти рептильном следовании раз и навсегда установленным порядком. Иногда мне приходит в голову, что столь частое обращение к сексу и агрессивности, свойственное современному американскому кино и телевидению, отражает тот акт, что Р-комплекс хорошо развит в каждом из нас, а вот функции неокортекса, частично из-за подавления их школой и обществом, выражены слабее, менее освоены и недостаточно ценятся» [«Драконы Эдема»].     

Современные информационные системы позволяют эффективно получать и хранить информацию, «многое знать еще не значит быть мудрым; разум – это не только знания, но также суждение, способы, которым информация упорядочивается и используется. И все же объем доступных нам  сведений служит одним и из показателей разумности».

 «Кора головного мозга дает нам  свободу. Мы больше не обречены следовать генетически наследуемым схемам поведения ящериц и павианов. Каждый отвечает за то, чем он заполнит свой мозг. Не находясь больше во власти рептилии, мы можем изменять себя сами, но нас не призывают следовать этому» [«Космос»]. «Мозг должен функционировать в процессе обновления». Возможно, именно эту неспособность функционировать в процессе обновления имел в виду В. Набоков, когда в «Отчаянье» написал: «Я глядел  на вывески, находил слово, таившее понятный корень, но обросшее непонятным смыслом».

Народное образование в Японии всегда было наиболее эффективным каналом распространения национальной идеи. В российском образовании ключевой фигурой всегда был учитель, и как утверждал Н. Рерих: «Учитель является проводником идей позитивно творящего правительства». Вот только с национальной идеей мы пока что не определились. К преподавателю сложилось потребительское отношение – преподаватель должен. И это «долженствование» далеко выходит за рамки этических норм.

Всякие изменения/реформы в России носят болезненный характер. Причины этого вскрыты Манфредом Ф.Р. Китсом: «Изменения спускают с цепи много страхов: страх неведомого, страх потерять свободу, страх потерять власть и должностные полномочия и, наконец, опасения лишиться комфортных условий труда и денег».

В качестве защитной реакции против страха чиновники создают новую терминологию, препятствуют позитивным изменениям, поскольку эта терминология имеет вид положительной обратной связи. Поясню свою мысль: вместо устоявшихся терминов вводят их новых эквиваленты, например, термин «тест» заменяют «емкой» аббревиатурой КИМ (контрольные измерительные материалы). Замену рисунков, которые преподаватель рисовал на доске, компьютерной графикой, причислили к «инновациям», назвав «новыми информационными технологиями». И совсем карикатурно смотрится сплошной текст на слайде. Роль преподавателя сводится к тому, чтобы его зачитать.

На слайде рекомендуется помещать 5-7 строк, достаточных для создания опорного тезиса-посыла. А дальше у преподавателя должна быть свобода интерпретации - очень важной компоненты в процессе получения знаний. Преподаватель должен иметь возможность маневрировать в зависимости от ситуации. В книге «От мечты к открытию» Ганс Селье пишет: «у лектора объем знаний по теме должен превышать объем излагаемого материала в пять раз. Это позволяет лектору маневрировать, реагировать на реплики. Лектор подобно фокуснику, чтобы извлечь из шляпы какой-либо предмет, должен его сначала туда положить и «извлечь» в зависимости от ситуации».  

У хорошего преподавателя, не связанного «путами» конспекта, в процессе лекции появляются новые идеи, новое видение, позволяющие излагать материал, сообразуясь с ситуацией. Импровизация – ценное качество преподавателя, но ей следует долго учиться, да и не всем это дано. Как утверждают многие писатели, мысли появляются откуда-то сами, а их задача эти мысли записать.

Когда говорят об инновационных образовательных технологиях, часто понятие «инновация» (по сути – революция) подменяют банальным методом постепенных улучшений. Так, в судостроении на смену одномачтовым судам пришли двухмачтовые, трехмачтовые, китайцы строили даже одиннадцатимачтовые парусники, но это все метод постепенных улучшений. Инновация – это появление пароходов. Во время штиля все парусники, независимо от числа мачт и парусного вооружения, ложились в дрейф. При встречных ветрах парусник мог двигаться, совершая галсы, что удлиняло путь. Пароход же может двигаться независимо от ветра, и при этом не менять курс. Замена мела на цветные фломастеры, а затем на слайды – это все метод постепенных улучшений.        

В образовательном процессе инновация – это Учитель, а инновационными могут быть мел и доска, если участники процесса едины в желании к концу занятия «сделать открытие»! Мел и доска вовлекают в работу «зеркальные нейроны», которые активизируются у учащегося во время наблюдения за действиями преподавателя, и повторяя за ним те же самые действия, ведя конспект. Хорошо если при этом лектору удается установить диалог со слушателями. При соучастии рождается творческий коллектив. Учитывая сегодняшний уровень школьного образования, было бы целесообразно минимизировать численность лекционных потоков. По факту с целью экономии на образовании лекционные потоки наоборот увеличивают. Экономия на образовании, подушевое финансирование вузов наносят серьезный вред образованию. Учить следует только тех, кто следует душевному порыву получить знания, а не тех. кто «высиживает» диплом. Чем последний отличатся от диплома, купленного в переходе метро?

При небольшой  аудитории преподавателю легче установить контакт с учащимися и контролировать аудиторию.  Знания рождаются в процессе обоюдного рассуждения.  Проблема качества образования заключается в том, чтобы мотивировать зеркальные нейроны учащегося к учебной деятельности. Многое способен сделать хороший преподаватель, но и он бессилен, особенно в вузе, если у учащегося отсутствует мотивация. Если человек поступил в вуз потому, что тот близко от дома, или настояли родители, или не захотелось расставаться со школьными приятелями, или…, то усилия преподавателя напрасны.

Отношения преподавателя и учащихся – это двухсторонние отношения. Однобокость не даст желаемого результата, и выстроить эти отношения бывает не просто, и, порою, они не зависят от педагогического мастерства. Примером тому может служить опыт русского учителя-новатора Василия Водовозова, который с 1847 по 1851 г. работал учителем грамоты в реальной гимназии в Варшаве. Об этом периоде у него остались тягостные воспоминания. Классы были по 60 человек. Дети – поляки и евреи, которые не желали говорить по-русски. Для них «этот язык был хуже латинского». По признанию Водовозова, он изменить систему не мог: «Я был просто сухим учителем грамматики, и дети меня не любили». В январе 1851 г. Водовозов возвращается в Петербург, где получает назначение на должность старшего преподавателя 1-ой Санкт-Петербургской гимназии, поскольку уже давно считался одним из лучших преподавателей русской словесности. Вот какое воспоминание о Водовозове оставил один из его учеников В. Авсеенко: «В почетном персонале наших преподавателей первое место занимал В.И. Водовозов. Я пользовался его уроками только один год, но вполне мог оценить его дарование, и его в высшей степени достойную личность. Трудолюбивый, серьезный, искренно любящий свое дело, искренно убежденный, что на скромном посту учителя русской словесности ему возможно принести много несомненной пользы, он отдавался своим обязанностям если не с увлечением, то с горячим личным интересом, который передавался ученикам. Благодаря его характеру преподавания русская словесность была для нас всех самым любимым предметом, и мы ждали урока Василия Ивановича как праздника» [Гиляровский А. А. «Alma mater по-русски. Наши знаменитые педагоги»].

Добиваться результата в учебном процессе нужно не соблюдением стандартов, которых должно быть поменьше. Джордж Полиа писал: «Хороших методик ровно столько, сколько хороших преподавателей». Российскому образованию нужны хорошие учителя. Но даже хороший учитель нуждается в том, чтобы «в лампаду подливали масло» (чтобы его труд оценивался адекватно).  

Применительно к морским учебным заведениям следует отметить одну важную особенность: имея слабую школьную подготовку, курсанты уповают на всесилие современной навигационной техники. Ситуацию усугубляют чиновники, которые постулируют тезис – старые преподаватели учат тому, что было актуально много лет назад. Но на морском флоте торопиться не следует. Люди, далекие от реальности, рассуждают примитивно: ведь можно же ездить на автомобиле, не зная его устройство. Да, можно, но только да тех пор пока автомобиль в исправном состоянии, и нет помех при движении. Довольно распространенным, даже среди моряков, является мнение, что штурману на ходовом мостике особо-то и делать нечего. Знай себе смотри по сторонам. Освещая по телевидению события, связанные с гибелью пассажирского судна «Адмирал Нахимов», в качестве «экспертов» были приглашены музыкант и каютная, рассуждавшие о квалификации второго помощника капитана. И этот случай не единичный. В Балтийском морском пароходстве буфетчица написала заявление, в котором обвиняла капитана судна в некомпетентности при пользовании радиолокационной станцией. Заявлению чуть было не дали ход, благо нашлись трезвые головы. Спустя двадцать лет после гибели «Адмирала Нахимова» по телевидению вновь «экспертами» выступили те же самые музыкант и каютная. Специалисты вновь не приняли участия. Причина – честь мундира.  

Замечательные современные системы, такие, как  GPS, AIS отбивают охоту изучать астрономию, теорию магнитного компаса, радиолокации, устройство самих приборов. Слепое принятие их показаний за истинные чревато серьезными последствиями в определенных ситуациях. Прежде всего, многие современные средства навигации лишены такого важного качества как автономность. Кибератаки на компьютерные сети – серьезное тому свидетельство. Уязвимыми оказались и GPS, и AIS. Например, на AIS может поступать информация о судне, которого нет в природе, и, наоборот, с экрана можно убрать информацию о реально существующем судне, которое является угрозой безопасности мореплавания.

И вновь звучит: «инновации спасут российское образование», которое, по мнению чиновников, становится качественнее год от года.  На XXI Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге (июнь 2017 г.) с докладом: «Революция в образовании: готовы ли мы» выступила министр образования Ольга Васильева. Речь шла о важности новых подходов и стратегий в современной образовательной среде. «Революция» действительно неизбежна, но пройдет она мирным путем, и цифровые технологии «не заменят голову».  Покаянно было признано, что  с новыми технологиями «мы приотстали здорово, и теперь необходимо нагонять упущенное. Мы должны дать учителю те технологии, которые он может взять, которые позволяют ему быть наставником для своих учеников, которые в этой «цифре» уже рождены». Министр выразила уверенность, что «учителя и преподаватели вузов смогут встроиться в новые реалии». Особо О.Ю.Васильева отметила роль фундаментальной науки: «Фундаментальная наука - это основа всех основ. И мы должны ее лелеять, пестовать и холить. Нет ни одного человека, ни здесь в зале, ни за его пределами, который бы не понимал, что без образования будущего быть не может, в образование надо инвестировать. Поэтому мы должны соработничать (есть такой хороший глагол в русском языке)». Видимо, желая поддержать фундаментальную науку, число учебных часов по теологии будет увеличено.

Работники сферы образования, не связанные напрямую с учебным процессом, а таковых легион, как находящиеся на государственной службе, должны прилагать все усилия к тому, «чтоб в одном лице совместить и человека, и чиновника» (М. Е. Салтыков-Щедрин «Письма к тетеньке»). Совместить же в одном лице эти два понятия сложно, поэтому на первый план выдвигают благое намерение – «общую пользу», которую ищут словно «чашу Грааля».  

«Итак, во имя «общей пользы»! Воспряньте, тетенька, и будем лгать! Господи, благослови».

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Реформы и диалог с обществом
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Реформы и диалог с обществом:
Как разваливают атомную промышленность. Взгляд изнутри

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.90
Ответов: 11


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 20/12/2017
Сначала надо восстановить мотивацию и социальный статус специалиста, чтобы путь к вершине знаний был в радость.


[ Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 20/12/2017
Блестящая (почти "как всегда") статья, Николай Николаевич ! Поскольку Вы меня несколько моложе, передаю Вам "добавок" оценки проблемы концептуального вида. Справедливое замечание Бисмарка о войнах, выигранных школьным учителем, можно обратить и к нам "вчера": СССР был развален в значительной мере "управляемой деградацией" науки и образования после кончины Сталина. Правда, есть загадка и действии вождя, присудившего "без защиты" докторов наук "Папанинской тройке": Ивану Папанину - д.г.н., Ширшову - д.г.н., Евгению Фёдорову - д.ф.-м.н.. Иван имел за плечами церковно-приходскую школу, Ширшов и Фёдоров недавние выпускники ВУЗов. С МЕРОЮ шутить нельзя (!), а ОН, похоже, пошутил ? Действительно, советское образование, помноженное на славянское генетическое IQ, напугало наших "англосаксонских партнёров", были предприняты попытки остановить "коня знаний". Я окончил 102 школу Леннграда в 1956, поступил в ВВМУ п/п. Конкурс в Дзержинку был близок к конкурсу МГУ, ЛГУ. До 1955 г. самым престижным вузом Ленинграда был Горный, правда, матмех и физфак попеременно делили с Восточным факультетом лидерство в конкурсах поступающих. В 1957 в Финансово-экон. ин-т мальчиков принимали с одной двойкой, а на юрфак ЛГУ разрешали перездать одну двойку на вступительных экзаменах, вот такой путь прошла Россия ! В 1963 окончил ЛГУ, океанология, 1961 стал ходить на матмех ЛГУ "курсы для инженеров", 1964 поступил на вечернее отд., математика. В 1970 поступил (32 года) в очную аспирантуру ААНИИ. Простите: долго о себе, но, полагаю. будут понятнее мои оценки. Обаятельный, мощный Алексей Трёшников: "Что ещё за "погранслой", мы что пограничники" ? - На заседании Института по аспирантам. Уже ТОГДА все этажи науки, включая академическую (в меньшей мере) возглавляли вчерашние секретари парткомов и, разумеется, началась стремительная деградация науки и её "пасынка" - образования. А ваш Серёга Латухов ?, сколько аналогов в Макаровке ? Разрушили МЕРУ, а тогда "всё пошло" в заданном врагами направлении. Меру надо беречь. Виктор Молчанов


[ Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 21/12/2017
«Итак, во имя «общей пользы»! Воспряньте, тетенька, и будем лгать!..» ________ Очень хорошая, творческая работа! Спасибо, Николай Николаевич. Заставила меня переосмыслить Ваш текст. Позвольте изложить «переосмысление» и в конце задать вопрос. Итак,… Псевдозанятость – это бизнес-процесс реализации цели личного материального обогащения путём обмана социума с помощью компетенции «казаться, а не быть». Механизмом этого бизнес-процесса являются люди – «армия «лентяев и скудоумов». «Её источник - современный вуз». Но это лишь один из источников в иерархической структуре государства. Источник – само государство. Его структура власти. Современные социально-экономические системы формируют элиту. Для этого создаются «элитарные академические заведения». Но и в них не всё благополучно. Формируются субкультуры. Элитарные субкультуры интегрируют физику и мистицизм. Неэлитарные – физику и попкультуру. «Информационный» переход на «западные стандарты» в формировании национальной культуры невозможен. Культура не может быть международной, она всегда национальна! При формировании национальной культуры (а наука и образование её подсистема!) надо изменить Отношения между субкультурами элиты и «неэлиты». С учетом опыта «косной системы советского образования»... «упорно пытавшейся готовить человека-творца». Начинателем изменения  Отношения  должен стать Учитель. Инновационный творец. Вот здесь я остановлюсь. И задам себе вопрос. А какое государство собирается строить инновационный творец? «Социалистическое», в котором интегрируются цели «элиты» и «неэлиты», или «капиталистическое», дифференцирующее цели людей, ведущих паразитический образ жизни??? А иначе -  будем лгать… С уважением, Б.В. Сазыкин.


[ Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 21/12/2017
Не может государство готовить творцов. Потому как основная суть государства - это террор, внутренний и внешний. Космос, флот, атомная энергия  прошлого века- это результаты политики террора.  Запускаешь ракету(элиты) или шьешь кирзачи на фабрика(неэлита) разницы особо нет. Творец (имярек) обратный полюс. Если творец пытался заниматься террором, он или погибал или лишался таланта.


[
Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 21/12/2017
Масла в огонь: японцы два года тому закрыли гуманитарные ф-ты в своих университетах с мотивацией: нет социального запроса, не актуальны. Помните метро, взрывы, аум-сенрикё: протест консерваторов от традиционной национальной культуры против действительно развращающего западного влияния. Девочки японки в 14 стали фотографироваться "неглиже" в уличных кабинках и тут же продавать эти фотографии, спрос был. Японцы "закрытием" добились трёх социальных эффектов: устранили фундаментальный источник информационного разврата, дали сигнал "неглиже" и продемонстрировали высший управленческий государственный приоритет знаниям, обеспечивающим hi-tech, где Япония сегодня является Мировым лидером в доле hi-tech в её ВВП. Творцы (Т) и МЕРА (М): Т - "товар штучный", где роль государства "не мешать", "находить", формировать "по ним" интеллектуальную МЕРУ". Разумеется, "реквизиты учёности" (кандидат, доктор, академик) - это уже "помехоустойчивый АТАВИЗМ". В СССР требования к докторским (1977): фундаментальное открытие, фундаментальное обобщение, новое направление. Удовлетворяло ЭТИМ требованиям не более 1 % обладателей. Во Франции Национальная Академия Наук - клуб из трёхсот "бессмертных" - носителей достижений "вечных". Не представляю сколько ЕДИНИЦ в сегодняшней РАН удовлетворяют критериям "троицы-1977". Образование ЛЮБОЕ должно опираться на МЕРУ, её нужно ХРАНИТЬ, если есть или создать, если нет. Виктор Молчанов


[
Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 24/12/2017
" Образование ЛЮБОЕ должно опираться на МЕРУ, её нужно ХРАНИТЬ, если есть или создать, если нет" - ну и кто эту МЕРУ будет создавать, кто ее будет определять?


[
Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 25/12/2017
РазМЕР, разМЕРность,...Мера (М) - НАЧАЛО пути к истине, поводырь, "общее" - в множестве объектов, их изМЕРимость, но и "границы" - знать М и принадлежности (множеству) и пребывания в нём вплоть до границы. Создают М в поисках истины творцы, они же ЕЁ (при достижении) и определяют, а принимают или нет ЛЮДИ по их внутренней самоидентификации-принадлежности: подобию-измеримости того или иного множества им любого или нет. Можно считать нелепым или абсурдным в множестве воров назначить М "по труду" или в множестве праведников - "обман". Разумеется, в науке, спорте, искусстве М определяется подобно божественной - по максимуму.


[
Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 21/12/2017
Автор пишет:" Целью образования стало получение диплома, а не знаний"Он не прав, целью образование является научиться пользоваться полученными знаниями, а этому плохо учили и раньше, я уж не говорю о том, что происходит сейчас.


[ Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 21/12/2017
«… роль государства "не мешать", "находить", формировать "по ним" интеллектуальную МЕРУ» _______ Уважаемый Виктор Молчанов. Вы так же, как и я, склоняетесь к определяющей роли государства в решении проблемы, поднятой Н.Н. Григорьевым. Правда, есть люди, верующие в Бога, а есть Стриханов, который верит только вышестоящему Слуге. А МЕРА есть. Она содержится в государственных нормативных актах. Печатных и «непечатных». «Непечатные» акты в сознании большинства людей доминируют. Государственные бюрократы этим прекрасно пользуются. Власть бюрократов создаёт и навязывает людям СВОЁ видение социальной реальности. Навязывает свои «печатные» и «непечатное» МЕРЫ. «Творцы» ориентируются на «печатные» акты, остальные – на «непечатные». Нужные МЕРЫ устанавливаются путём обмана. «Воспряньте, тетенька, и будем лгать!..». С уважением, Б.В. Сазыкин.


[ Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 21/12/2017
Нет, я о МЕРЕ в "предельном" смысле: по максимуму в математике - "вчера" и по "мини алгебре" - сегодня. Бог - универсальная "предельная МЕРА бытия", а в науке она начиналась с максимума элементов множества, где ищется решение задачи. В "социологии науки" во времена моей научной юности таковыми в математике были Андрей Колмогоров и Дьедоне. С 70-х годов "метрические фигуры", равные упомянутой паре, потихоньку пропали: "мера сломалась" !  Мир жил в пространстве массового производства, а там были свои - "технологические меры" (с Колмогоровым никак не связанные), потому сей разрыв в жизни человечества был едва заметен. Мы с вами живём в удивительное время: "массовое производство переходит на интеллектуально-мировоззренческие меры, рождённые и внедрённые ТВОРЦАМИ": интеллект-МЕРА  НАПРЯМУЮ (не через технологии) переходит в производство". Новое будут рождать ЕДИНИЦЫ, малые группы, лаборатории - не институты, комитеты, академии. Виктор Молчанов


[
Ответить на это ]


Re: Анатомия развала российского образования (Всего: 0)
от Гость на 22/12/2017
Я Вас понял. Согласен. С «небольшой» оговоркой. Если технологически удастся полностью замкнуть цепочку ВЭИ: - вещество – энергия – информация -. С уважением, Б.В. Сазыкин


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru