[24/10/2014] Арктические походы «Сибири»
Малоизвестные факты о легендарном советском
ледоколе
37 лет назад в свой первый рейс отправился атомоход
«Сибирь». В 1987 году он стал вторым в истории надводным кораблем,достигшим в
активном плавании Северного полюса. Кроме того, ледокол «Сибирь»стал третьим в
мире кораблем с ядерной энергетической установкой.
Ледокол с сауной
«Сибирь» построили на Балтийском заводе им.Серго
Орджоникидзе в Ленинграде. На судне был невероятный по тем временам уровень
комфорта. Спутниковая связь обеспечивала навигацию и телефонные переговоры. На
судне имелась большая столовая и библиотека. В тренировочном зале можно
поддерживать спортивную форму. После чего было приятно зайти в сауну, а затем
– поплавать в бассейне.
В 1977 году это был самый мощный ледокол в нашей стране.
С его помощью продолжились эксперименты на предмет определения возможности
судоходства в высоких широтах. Начались также испытания спутникового
оборудования в условиях арктического холода.
Надо сказать, что часть экипажа уже имела опыт работы на
атомоходе «Ленин». Собственно и первый капитан «Сибири» Владимир
Константинович Кочетков до 1974 года работал дублером капитана
ледокола«Ленин».
Первое, что записал себе в актив ледокол «Сибирь», это
первая круглогодичная навигация на линии Мурманск-Дудинка. Весной1978 года
атомоход «Сибирь» вместе с ледоколом «Капитан Сорокин» провел в Дудинку
дизельэлектроходы «Павел Пономарев» и «Наварин».
После этого «Сибирь» взяла курс на Магадан,чтобы
сопроводить электроход «Капитан Мышевский». Атомный ледокол прихватил также
груз для дрейфующей станции «Северный полюс-24». Едва в Баренцевом море
показался лед, «Сибирь» вышла вперед и потащила «Капитана Мышевского» за
собой.Порой дизель-электроход приходилось брать на буксир, чтобы форсировать
льды. 13июня суда вышли на чистую воду и расстались.
«Сибирь» же направилась к полярникам. В нужной точке
ледокол остановился у ледяного «острова», где выгрузил оборудование. Затем
атомоход ушел к северной оконечности архипелага Северная Земля. 1 июля
«Сибирь» вышла в Карское море.
Десятая навигация
В 1987 году ледокол «Сибирь» занимался проводкой судов в
Карском море на линии Мурманск – Дудинка. После трех месяцев работы он был
отозван в Мурманск. Дело предстояло серьезное. Нужно было спасать полярников
со станции СП-27. В начале своей работы станция располагалась на ледовом поле
размером два на три километра. Однако к 1987 году поле превратилось в жалкий
осколок – двести на триста метров.
Эвакуировать полярников на самолете было невозможно.
Трудно было даже продолжать снабжать исследователей всем необходимым.
Сбрасываемые с самолета продукты, как правило, падали в океан.
Имелась у похода «Сибири» и другая подоплека– политическая.
Дело в том, что в 80-е годы всё чаще стали звучать призывы со стороны Запада о
совместном освоении севера. Поэтому Советскому Союзу было важно дать понять,
что сектор мирового океана, находящийся севернее нашей страны, это зона
влияния СССР.
8 мая атомоход «Сибирь» вышел из Мурманска.На борту
находились ученые из разных академий наук. Было также около тридцати
журналистов и кинооператоров.
«Сибирь» пробивалась к полярной дрейфующей станции десять
суток. От Мурманска ледокол прошел 1360 миль, из них более тысячи миль во
льдах. Последние мили пришлось преодолевать ударами. Шутка ли –лед был
4-метровой толщины.
Во время столкновения ледокола со льдом, на столе трудно
было что-либо удержать. Один электромеханик рассказал, что как-то взял в поход
свою собаку. Когда начались столкновения со льдом, пес забился под стол и
проболел всю дорогу. Животное так и не привыкло к мощной вибрации.Механик был
вынужден передать собаку встречному судну, шедшему в порт. Но с тем, что не
смогла вынести собака, люди вынуждены жить по нескольку месяцев.
Встреча с полярниками была очень трогательной. Те
искренне радовались своему вызволению из ледяного плена,подбрасывали шапки и
стреляли из ракетниц. До Северного полюса оставалось чуть больше двухсот
миль…
«Кругосветное путешествие»
Поначалу заходить на Северный полюс не планировали.
Ледовая обстановка была крайне тяжелой, потому ограничились полетом на Ми-12
делегации из 12 человек. Они отвезли на полюс капсулу с традиционным письмом
будущим поколениям и мурманской землей.
Однако на следующий день «Сибирь» получила снимки со
спутника, на которых ясно были видны разрежения ледовых массивов. Не
воспользоваться таким случаем было нельзя. К тому же и Москва не возражала
против очередного покорения Северного полюса храбрыми советскими
людьми.
К самой северной точке двинулись со скоростью два узла.
Временами встречали ледовые перемычки, которые преодолевали сходу.Через двое
суток выход к Северному полюсу состоялся. Кто-то поймал «Голос Америки», по
которому сообщалось, что американские спутники тоже зафиксировали сей факт. А
заокеанские эксперты только разводили руками, комментируя это событие. Им было
непонятно, с помощью какой аппаратуры русские так точно вышли к
полюсу.
Члены экипажа высадились на лед. Многие не отказали себе
в удовольствии совершить кругосветное путешествие, обежав вокруг условной
точки Северного полюса. (Получалось, что человек пересек все меридианы
разом.)
Впрочем, приходилось спешить, поскольку ледовая обстановка
могла в любой момент измениться. Поэтому – короткий митинг,гимн, поднятие
флага. Потом хоровод вокруг полюсного шеста. И домой. Впрочем,перед отплытием
моряки успели еще и футбольный матч провести, после чего искупались в полюсной
проруби.
В ночь на 26 мая ледокол начал движение на юг. Иного
направления у стоящего на Северном полюсе и быть не могло.
Как писали в те времена, беспримерный рейс в северные
широты продолжался более сорока суток.
Технические характеристики ледокола«Сибирь»
Водоизмещение: 21120 т.
Длина — 147.9 м
Ширина — 29.9 м
Осадка — 11 м.
Высота борта: 17,2 м
Максимальная скорость хода: 20 узлов
Ледопроходимость: 2.0 м.
Автономность: 7.5 месяцев
Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки: 75 000 л.с.
Экипаж: 150 человек
|