proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[19/06/2014]     Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги

Краткий реферативный обзор


П.Л. Кириллов, kirillov@ippe.ru, тел. (48439)98210, факс 7(48439) 68225

"Болонская декларация" европейских министров образования была принята в 1999 г. Европейские политики без всяких консультаций с заинтересованными лицами (учеными, преподавателями, студентами) включили получение высшего образования в список услуг Всемирной Торговой Организации (ВТО – GATS). По их замыслу преподавание должно превратиться в "контракт на оказание услуг", а преподаватель вуза из служащего – во временного работника.


Это событие сначала осталось незамеченным, между тем его последствия оказались, если не фатальны, то весьма ощутимы для системы образования. Составить о Болонской реформе собственное мнение задача непростая. Литература по этому вопросу делится на две неравные части. С одной стороны – восторг административных отчетов, с другой – малотиражные выступления, открытые и скрытые ругательства в адрес администрации. Этот разнобой – не помеха, а ключ к пониманию.

В сущности же цели Болонского проекта сводятся к трем главным элементам [1-3]:

1. Интеграция систем образования в разных странах – создание универсальной системы высшего образования ("гармонизация") в рамках экономического правового, культурного пространства Европы (подобно введению единой европейской валюты – евро). Введение  одинаковой системы оценки знаний по баллам.

2. Рентабельность образования, достигаемая ускоренной, естественно упрощенной, профессиональной подготовкой (введение степеней – бакалавры, магистры). Снижение финансирования системы образования государством.

3. "Квантование" учебных услуг (чтение курсов "квантами"- то есть отдельными частями, кусками, без их взаимной связи и исторической последовательности). Последнее, по мнению создателей системы, должно повысить качество образования, сделать его более широким (во-первых, непонятно как, а скорее наоборот, так как знать один кусок или два куска курса – это не значит "широкое образование").

Все остальное в системе – повышение качества образования в целях развития конкуренции, мобильность студентов, постоянная аттестация преподавателей и проч. не имеют отношения к делу и даже противоречат многим положениям реформы.

Действительно неясно, как ускоренная подготовка профессионалов может способствовать качеству обучения. Каким образом поездки студентов по разным университетам должны улучшить качество знаний?

Система  приравнивает один балл, полученный студентом в каком-нибудь Олдавском университете, к баллу, полученному в Хельсинки или Оксфорде, Это может лить бальзам на душу ректора, профессора, доцента или студента. Но какая нужда принуждает к этому администрацию Хельсинского или Оксфордского университетов, остается непонятным.

Непонятно не только это. В странах с чутким общественным мнением (Франция) никакие изменения  или нововведения в системе образования, начиная с детсада,  невозможны без долгой полемики в парламенте, без демонстраций типа "Руки прочь от школы!", "Господина N на помойку!"

Как произошло, что ни цели, ни смысл, ни статус, ни возможные последствия Болонской реформы не стали предметом коллективного обсуждения? Хитрость в том, что им придали  анонимный характер, окрестив реформу "процессом", чтобы кто-то не попытался приостановить уже начатые реформы. Реформа теперь и называется The Bologna Process или сокращенно "BP".

Странность введения реформы еще в том, что именно сегодня, когда Европа достигла приличного уровня благосостояния и политического согласия, она решила, что высшее образование, которое дает людям знание, не связанное напрямую с пользой, ей, Европе, больше не по карману.

Проанализируем, каким образом предполагалось реализовывать цели программы и что из этого получилось. Прошло 15 лет, можно подвести итоги [4]. Итак, каковы они?

Критика результатов оказалась беспощаднее критики целей. Реформа в Европе не удалась, поскольку итоги ее не соответствуют ожиданиям. Многие университеты и институты Европы стараются не брать студентов на временное обучение под всякими предлогами, а иногда и просто отказывают до или после собеседования.

Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. Чиновники Минобра более десяти лет проталкивают отдельные положения реформы, невзирая на острое ее неприятие среди специалистов и преподавательского состава и общепризнанные провалы страны в образовании, которые они же и организовали. Для России внедрение положений этой реформы оказалось не просто опасно – оно вредно. С каждым месяцем отзывы все острее.

Теперь уже робко, мягко, но пишут - "По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами. Работодателей … нужно информировать о том, что хотя все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической  деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии" [5].

Должно быть всем понятно, что степень магистра в большей мере предназначена для научно-педагогической деятельности в ВУЗе, а степень специалиста в ЕС и большинстве зарубежных стран отсутствует.

В этом уже чувствуется начало понимания, в том, что мы бежим не туда! Некоторые полагают, что "возможно, все это потихонечку рассосется и бюрократия утопит себя в собственной рутине" [6]. Во-первых, это слабое утешение. Напрасно затраченные большие средства на пагубную организацию двухступенчатого образования уже не вернуть. Второе – нужно иметь мужество признать ошибку, но российские чиновники едва ли пойдут на это.

Магистр – это не специалист, а, в сущности, в большинстве стран промежуточная ступень к получению ученой степени PhD.

В конце зимнего семестра 2008 года в Германии произошло небывалое событие: профессор университета Майнца М. Райзер добровольно и публично покинул возглавляемую им кафедру. Он совершил этот жест в знак протеста против разрушительной реформы университетского образования, чьим символом стал итальянский город Болонья.

 В феврале 2009 года французские университеты начали бессрочную забастовку, которая прекратилась лишь с отзывом нового закона о статусе преподавателя. Согласно этому закону преподавание должно было превратиться в "контракт на оказание услуг", а преподаватель из служащего – во временного наемного работника. Спрашивается, почему европейские коллеги воспринимают слова "Болонская система" с такой опаской?  Разве это не та "система", которая бодро внедряется в российских вузах, лишь иногда превращаясь в беспомощный саботаж с мрачными предчувствиями? А если "система" та же, отчего европейские университеты активно выступают против ее реализации?

Активно выступают и российские специалисты в области образования. Примеров масса: "Болонская система – преступление против человечества" и тому подобные [10].

В последние полтора десятилетия система образования в России разрушена до основания (средняя школа – ЕГЭ, заучивание, угадки ответов, примитивизм при подготовке бакалавров и пр.). Пишет преподаватель физики: "Инженеры были элитой советского общества. А можете ли вы назвать хотя бы одного известного инженера или конструктора среди современников? Нет, и это тревожный знак. Низкий уровень преподавания физики, недостаточная пропаганда инженерных знаний в школах, непопулярность  технических профессий приводят к упадку инженерной мысли в стране. Места в ВУЗах занимают троечники. Не случайно ракеты не долетают до орбиты, а спутники падают в океан. Ведь это все звенья одной цепи".

Ему вторит космонавт Алексей Леонов "… космическую отрасль лихорадит. И все это происходит не только в ракетной сфере, но и в авиационной тоже. … За последние 5 лет никто не готовил и не выпускал авиационных инженеров, в Москве намеренно разогнали Военно-воздушную академию им. Жуковского и Гагарина. Уничтожили три военных училища дальней авиации. Я назвал это решением умалишенных людей. Не могу объяснить логику их поступка, разве что признать, что это самая настоящая диверсия …".  И далее "… бывший министр обороны разрушил систему подготовки офицерских кадров" [9]

Что будет затем? "Как всегда после революции – разруха в той области, которая разрушена, а потом осознание того, что надо что-то делать!" Пока не появятся энтузиасты, остро ощущающие потребность в немедленных изменениях, будет застой и безразличие!

Уровень образования и образованности катастрофически падает и всякие модные теперь объединения, например, институтов или вузов, расположенных в разных городах под одним началом дают фиктивные показатели успехов и достижений за счет манипулирования цифрами в угоду руководству.

Опасность применения положений болонской реформы в системе подготовки кадров для атомной энергетики выглядит как прямая угроза безопасности населению. И никакие новые технические системы безопасности АЭС не помогут полуграмотным магистрам, выучившим инструкцию по эксплуатации, но не понимающему физику процессов и ее смысл, справляться со сложными ситуациями на станции.

Детального анализа работоспособности системы подготовки инженерных кадров в области атомной энергетики еще предстоит сделать, но общая тенденция – результаты внедрения болонской системы вызывают тревогу.

В своем выступлении перед студентами НИЯУ МИФИ в январе 2014 г. президент Путин отметил, что доля атомной энергетики в структуре баланса страны составляет всего 16% и цель – увеличить ее до 25% к 2020 году. Не будем обращать внимание на разницу в цифрах, опубликованных в Утвержденной Энергетической стратегии России, в высказываниях К. Комарова, заместителя генерального директора "Росатома". Важно то, что руководство постоянно говорит о неизбежности развития атомной энергетики. Для нее (энергетики) "…проблема  человеческого ресурса остается до сих пор наиболее острой. Кризис 1990-х годов поставил под сомнение востребованность инженерных специальностей, были потеряны кадры  в производстве и в науке. Попытки восполнить этот пробел предпринимаются, но очень незначительные: низкие зарплаты, отсутствие эффективной системы передачи знаний, слабо прогнозируемые перспективы …. демонстрируют слабый приток сотрудников до 30 лет и от 30 до 50 лет" [11]

"По какому бы сценарию не развивалась атомная энергетика по ПРОРЫВНО-оптимистическому, или по пессимистическому, когда придётся закрывать и имеющиеся АЭС в силу каких-либо причин в любом случае нам потребуются специалисты широкого профиля, способные развивать атомно-энергетическую инфраструктуру или, наоборот, сворачивать её (не хочется в это верить!). Дело с подготовкой кадров приемлемого качества обстоит весьма печально. Существующие учебники написаны в докомпьютерную эпоху. Единого учебного плана подготовки специалистов для атомной промышленности нет. Конструкций даже действующих реакторов студенты не знают. Приходят на работу в АЭС и выполняют инструкции не зная конструкции.

Хорошо, пока на АЭС, в НИИ и КБ ещё есть немного специалистов, у которых молодёжь может подучиться, а что будет через пять-десять лет страшно подумать. Если бы оставшиеся физики-реакторщики, теплогидравлики и материаловеды, конструктора и проектировщики выделили бы из своей среды человек 5-10 и поручили им разработку комплексного учебного плана, формулировку требований к учебникам, подбор возможных кандидатур в авторы этих учебников. Вот это могло бы стать прорывом в процессе подготовки кадров. Прорывом, через который талантливые молодые люди могли бы прорваться в когорту высококвалифицированных специалистов своими усилиями, не заискивая перед начальством"[12].

Давнее интервью журналу "Ректор вуза" (2010)

Павел Леонидович, в образовательном сообществе не утихают дискуссии по поводу Болонского процесса. Благо он для России или беда? Куда приведет нас этот путь?

-   Болонская система в идее может быть привлекательна для студентов зарубежных стран, где люди могут достаточно просто переходить из одного университета в другой. Они учатся в одном университете 3 года, потом едут на специализацию на полгода в другой, потом в третий. Это проблема в мобильности. Хотя упование на мобильность не оправдалось! Путешествует малая доля студентов – около 4% (т.е. один из 25). Ездить стало труднее – есть "организованные" студенты, которых приглашают по отбору и есть "дикие". Первые получают заранее разрешение приехать, но  приезжают со стипендиями или  платят гораздо больше местных.

-   Это же хорошо?

- Очень хорошо, но у нас нет такой возможности для передвижения людей или она ограничена для очень многих, не сильно обеспеченных. Для студентов нашей страны это просто рекламный фактор – "вы будете ездить куда угодно". В принципе и сейчас студент может ездить куда угодно, в любые страны, но нужны деньги и приглашения для получения виз. Кто сможет получить визу и все оплатить – пожалуйста, можете ездить. Много ли таких?
Дети олигархов и руководителей высокого ранга, так они уже за рубежом.
Внутри нашей страны переезд из одного института в другой даже на время также ничем не обеспечен.

-   Но, возможно, нам нужно стремиться к введению подобной практики?

-  Это нереально. Чтобы это осуществить при нашей экономике, университеты должны иметь дотацию, позволяющую им приглашать к себе студентов. Им же надо платить стипендию! Кто же иностранному или просто чужому студенту будет платить стипендию, где он будет жить? А после этого он убежит, куда захочет? Трудно поверить, что найдутся чиновники, которые позволят такую комбинацию.
Мы не можем организовать взаимообмен студентами даже внутри страны, потому что, как правило, лишены таких условий. В вузах нет достойных общежитий, гостиниц, пансионов – или они дороги. К нам обращаются студенты и исследователи из вузов Индии, других стран с просьбой принять их на несколько месяцев на работу. Но у нас нет такой возможности. Болонская систем может годиться для Запада и совершенно не годится для современной России. Иначе это только обеспечение увода наших молодых людей ("мобильность") в другие страны. В какую сторону? На Запад или в Китай! Там сейчас готовы принимать наших программистов, энергетиков, имеют на это соответствующие квоты (например, Германия – более 60 тыс. евро в год).

Значит, дело в финансировании?

-
  Это главная причина. Но не только! Болонская система и ряд других новаций, типа введения системы зачетных баллов, ведут к значительному снижению качества образования, необратимым последствиям – девальвации, даже говорят о деградации инженерного образования в России, во всяком случае, в той отрасли, в которой я работаю – атомной энергетике.
Некоторое время тому назад мне пришлось ознакомиться с проектами образовательных стандартов для бакалавров и магистров – будущих работников атомных станций. Я пришел в ужас. Если эти стандарты утвердили, нашу страну ждет ситуация, расхлебывать которую будет гораздо труднее, чем после Саяно-Шушенской аварии.
Качество подготовки кадров в атомной энергетике (да и не только в ней!) за последние 10 – 15 лет постоянно ухудшается. В числе причин такого положения можно назвать: 1) отсутствие у студентов интереса к получению действительных знаний (а не диплома), 2) неадекватная оплата труда сотрудников вузов, 3) засилье ненужной по существу формальной бумажной отчетности.
Зачем нужно тратить время и средства на образование, если в Интернете, а то и просто на досках объявлений, размещаются бесчисленные предложения купить курсовую или дипломную работу, любой диплом, включая кандидатский и докторский. ("Диссертация на заказ от 14.500 руб." или "Диссертация на заказ и под ключ. Работаем с 2001 года") [7]. Прокуратура и другие госслужбы делают вид, что этого не  видят. Хотя эти менеджеры дают свои телефоны, адреса. Представьте – вы организовали бизнес:. "Фирма заказных убийств" дает рекламу, телефоны, адреса и все молчат?! Надо ли объяснять, что мораль общества всегда поддерживалась жесткими мерами!
Большой отрыв вузовской научно-исследовательской деятельности от задач, приближенных к практике, по причине слабого оснащения современным оборудованием большинства вузов – еще одна из постоянных причин упадка интереса к образованию.
Один из главных вопросов подготовки инженеров – готовим ли мы их в высшей школе с прицелом на определенную деятельность для заданного этапа развития техники? Вряд ли кто ответит утвердительно. Программы подготовки отстают в лучшем случае на 5 лет, в норме – на 10 – 15. И не только в нашей стране. Это своего рода "всеобщий закон педагогики": учить студентов сегодня вчерашними знаниями для работы на будущих установках. Где-то только "чихнули", появились новые идеи, а на старших курсах это должно быть уже в программах, ориентированных на опережение в пределах 3 – 5 лет.
Подготовка настоящих специалистов – это искусство, которое требует огромных вложений со стороны государства. Это непременное условие для формирования полноценных профессионалов, способных не только мыслить, но – что особенно важно – развивать в себе профессиональное мышление.
Сейчас деньги на науку в вузах распределяет Министерство образования и науки. Деньги не очень большие, но все равно они часто идут на подготовку тех выпускников, многие из которых и не будут работать по специальности. Государство просто теряет эти деньги. Кто-нибудь подсчитал, сколько?

–        Образование не может стоять на месте, его модернизация, по сути, направлена на повышение качества обучения, на то, чтобы наши школы и вузы готовили конкурентоспособных выпускников, соответствующих вызовам времени. Приближаемся ли мы к этой цели?

- Думаю, пока нет. Взять хотя бы один фактор модернизации, о котором, кажется, не говорил только ленивый – ЕГЭ. Разные СМИ много писали и пишут о его проблемах. Тесты, объективность, избавление от коррупции, самоубийства и т. д. Задумано как будто совсем неплохо, все было устроено весьма разумно, и даже деньги на все это были.
И, тем не менее, могу сообщить всем, кто этого еще не знает, что "хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Причина очевидна. Не было предварительного толкового обсуждения среди профессионалов педагогики – поторопились! Болезнь нашего времени – еще раз повторю, – отсутствие профессионализма, профессионального мышления. Такое впечатление, что руководители-менеджеры стали бояться профессионалов.
В журнале "Ректор вуза" опубликована статья В. Ефимова, ректора Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, который пишет: "...тестирование по своей сути ... примитивизация образования ...". Цитируется С. Миронов – бывший спикер Совета Федерации: "ЕГЭ будет иметь негативные последствия для российского образования". Даже более сильное выражение: "ЕГЭ – это путь в дебилизацию ... нашего образования".
Дело ведь не в тестах, а в направлении совершенствования образования, в подходе к нему. Запомнить факты – это одна сторона образования, другая – понимание, осмысление процессов, научить студента думать!
Вы не замечали, что по телевизору идут программы, в которых требуется только знание или угадывание ответов ("Кто хочет стать миллионером?"). Даже прекрасная программа "Умницы и умники", которая многим и мне очень нравится, построена лишь на знании или запоминании громадного объема фактического материала, но не на обнаружении способностей понимать, анализировать (размышлять!).
В 2000 г. было проведено сравнительное исследование уровня знаний 15-летних подростков 32 стран. Итоги его еще в то время были удручающие для России. По чтению – 27-е место, 21-е – по математике, 26-е – по естествознанию. По чтению худшие результаты имеют только Люксембург, Мексика и Бразилия, первое место – Финляндия. По математике первая – Япония, по естествознанию – Южная Корея. Полагаю, что ситуация сейчас еще хуже. (Примечание.2014 года. В 2009 году Россия находилась на 40-43-м местах по рейтингу PISA-2009. В 2006-м занимала 32-37 места, Ранее результаты были лучше:… в 2003 году 20-30 места по разным дисциплинам, в 2000 году – 21-27 места).. Наиболее устойчивые результаты по уровню образования 2010 г. (выше 20-ой позиции, минимум по двум предметам) показали Австралия, Германия, Нидерланды, Лихтенштейн, Эстония, Польша, Бельгия, Швейцария, Словения, Норвегия, Исландия. Это заставляет думать, к какому миру мы относимся?
Катастрофа в образовании началась не так давно, и когда говорят об образованных людях, то это действительно тонкий слой общества, состоящий из пожилых стареющих "динозавров". Подпитки этого слоя практически просто не происходит.
Существует другая точка зрения на происходящее – циничный взгляд.
Якобы современному обществу нужны только хорошие исполнители. Думающие люди (профессионалы) нужны, но буквально единицы. Поэтому вся система образования должна быть настроена на отбор, выращивание и дрессировку хороших исполнителей, а учить думать молодых людей совершенно не нужно, современному обществу это только повредит, а творческие личности все равно пробьются.
Нет, не пробьются! Кадровый голод во многих отраслях нашего общества уже налицо, и не только на производстве, но и в научно-исследовательских институтах и с каждым годом он усугубляется.

Завершая эти два раздела доклада в связи с дискуссией о Болонской системе, стоило бы выяснить: в современных условиях концерну "Росэнергоатом" нужны бакалавры и магистры или инженеры-специалисты по конструированию оборудования и эксплуатации АЭС, обладающие такими знаниями, которые позволяют:
А) проводить (или хотя бы понимать основы!) физических, тепловых и прочностных расчетов оборудования,
Б) знать устройство конструкций, технологию теплоносителей понимать методы и проблемы эксплуатации АЭС.
Или же концерну безразлична эта дискуссия – пусть за это отвечает Министерство образования и науки?  А за возможные сбои и аварии на АЭС?

Возможно, нам скажут – неважно как назвать выпускников ВУЗов, "неважно какая кошка, лишь бы она ловила мышей". Однако, это не ответ, ибо в самом названии выпускника ВУЗа (магистр или инженер-специалист) уже содержится подтекст о незаконченности или законченности его образования!

Литература
1.      "Болонский процесс: проблемы и перспективы" /Под ред. Лебедевой. - М.: Оргсервис-2000, (2006).
2.      Konrad Paul Liessman. "Theorie der Unbildung" (Теория необразованности). - Wien, 2006.
3.      Шпаковская Л. "Политика высшего образования в Европе и России". СПб. Норма, 2007.
4.      Сборник "Кошмар Гумбольдта. Европейские реформы высшего образования", пер. с франц. 2008.
5.      Болонская система. Википедия
6.      Очкина А. "Концепция изменилась?" // Левая политика, №1, 2007.
7.      См. объявления на сайтах: diploms-help.ru  или consultation.info
8.      Фурсов А. И. "ВУЗы превращаются в ПТУ, которые учат отвечать на вопрос не почему, а как" www.business-gazeta.ru/section/216
9.      Алексей Леонов. "Мы страна царей". www.aif.ru/society/science/1182306
10.  Вассерман/ www.golosbel.ru/anatolii-vasserman-bolonskaya-sistema.
11.  Как изменится атомная энергетика России.
http:www.prooatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5033
12.  Из комментариев "К дискуссии по статье Трех" в Proatom (гость от 09.06.2014).
13.  Болонская система образования в России (минусы).
http://who-  are.ru/publ/rekomenduemye/bolonkaja_sistema_obrazovanija_v_rossii/3-1-0-44
14.  Кислицын К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и России.
      http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Kislitsyn/

Приложение

Структура подготовки

               Болонская система       Прежняя российская система
Порядок преподавания дисциплин

По замыслу создателей системы бакалавров готовят к практической деятельности, магистров к научной и педагогической деятельности
Сначала даются основы теоретической подготовки, затем инженерные дисциплины

Наличие госэкзамена

На последнем курсе перед подготовкой диплома
Отсутствует

Сроки выполнения диплома

~ 3 месяца
6 и более месяцев

Объем типичного диплома

Узкие отдельные темы (например):

- физический расчет

- расчеты и конструкция теплообменника;

- тепловой расчет реактора;

- расчет определенного узла

Проект АЭС, включающий:

- физический расчет реактора;

- тепловой расчет реактора;

- прочностные расчеты элементов реактора;

- тепловая схема АЭС;

- конструкция отдельных узлов.
Итоги, результаты

Узкое образование в угоду системе

Широкое образование. Возможность работы в различных областях


 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.48
Ответов: 41


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 25 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 19/06/2014
Уважаемый автор, Уважаемая Редакция , - спасибо и поздравляю с прекрасной , глубокой , яркой и очень своевременной статьей.Може кто-то еще есть в Руководстве страны  и нашей системы образования( в первую очередь - ядерного) хотя бы задумается : "Чем это все может закончиться?".
Преподаватель ВУЗа.


[ Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
Статья действительно великолепная и доказательная. Но кому доказываем? Похоже во всех министерствах, агенствах, концернах и управлениях сидят уже болонские выпускники. Вспоминаю, как год или 2 назад после мощных дискуссий и письма от Госдумы с обращением к ВВП уволить министра образования, он заявил, что "не может допустить чехарду в правительстве... Пусть поработает". Результат - разгон Академии наук, борьба с наукой в вузах, развитие ЕГЭ и работа продолжается. Я не имею права передавать свои знания, а должен бездумно следовать программе. В МИФИ мне не позволили даже провести факультативы, а  предложение прочесть лекции в учебных ротах МО замолчали...В таком мире мы живём. ВИП


[ Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
Ах, вы, старые пердуны) Вам что бы ни разбирать-собирать - всё равно автомат сделаете!
Не Болонская система виновата, а российская коррупция. В Европе при Болонской системе бесплатно учат в университетах всех, даже граждан самостийной России. И хорошо учат! В Америке, правда, учат ещё лучше. А мы ужЕ даже в балете давно не впереди планеты всей))) Наши деятели искусства друг другу в глаза кислотой плюются и голыми фотографируются. Потому что танцами в современном мире заработать себе достойное существование неспособны.
Возьмите тендеры. Во всём мире они работают как механизмы против коррупции. У нас стали её инструментами)))
Какие бы семена ни притащили наши государственные деятели из за рубежа, на российской почве из них прорастают только зубы дракона-КОРРУПЦИИ. Потому что удобряют почву общественного сознания такие вот "мыслители"-пердуны!


[ Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
"Потому что удобряют почву общественного сознания такие вот "мыслители"-пердуны!"

Пердунами являются все. Интенсивность газовыделения зависит не столько от возраста, сколько от проблем с ЖКТ. Сей аспект жизнедеятельности человеческого организма никак не связан с проблемой образования. Автор комментария про "пердунов" перепутал образование с сортиром, что доказывает его очень широкий взгляд на мир с высоты птичьего помета.


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
Вы хорошо рассмотрели мир в очко из глубины клозета)))


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
Делать-то что?


[ Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
Автор, с присущей ему интеллигентностью, обрисовал ситуацию в мягких пастельных тонах. Хочется в эту картину добавить красно-черных красок. 
Система образования в стране переживает системный кризис. Здесь стоит поднажать еще на тот момент, что система образования является теперь чем-то отдельно стоящим, замкнутым на себя организмом. А для развития страны нужно, чтобы система образования стала частью общей системы подготовки кадров и повышения их квалификации.
Одна из центральных проблем, о чем упомянул автор, - это подавление мышления у обучающихся как в школе, так и в институте. Фурсенко, когда его назначили министром минобразина, выдал убойную фразу, типа того, что нам нужно готовить грамотных потребителей. Так эта цель, с успехом, достигнута. Нынче дети быстро начинают понимать, что жизнь должна идти по формуле: бумага-деньги-шопинг. В этой парадигме мыслительный процесс мешает и отягощает. Про духовность тут речи, вообще, не идет, - она, как палка в колесе. 
Приглядевшись к западному миру можно заметить, что демократия там заменила людям Бога. Духовность им уже не нужна. Они, пока уровень жизни достаточно высок, в силу генетической памяти христианских традиций, еще сохраняют внешнюю доброжелательность и вежливость.  Однако, уже укоренился примат потребления и собственности над состраданием и взаимопомощью. 
И мы, бежим за ними, уткнувшись носом в их западный зад.
Поэтому, чтобы изменить ситуацию, в том числе и с образованием, нужно сформулировать сначала: какой Россия хочет быть. Христианский мир ставил задачу выращивания христиан, коммунистическое общество - людей "новой формации". Демократия - ставит целью выращивания потребителей.
Уверен, что у России должна быть миссия духовного возрождения. Но, для этого надо сменить парадигму и поставить целью создания человека мыслящего и духовного.  Дальнейшее же погружение в "демократические ценности" ведет нас к тотальной деградации и распаду. 


[ Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
"Но, для этого надо сменить парадигму и поставить целью создания человека мыслящего и духовного.  Дальнейшее же погружение в "демократические ценности" ведет нас к тотальной деградации и распаду.". Расшифруйте, пожалуйста, термин "духовный" в Вашем понимании.


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
"Расшифруйте, пожалуйста, термин "духовный" в Вашем понимании."

Духовный - любящий Творца и его творение.


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
"Приглядевшись к западному миру можно заметить, что демократия там заменила людям Бога. Духовность им уже не нужна".
Знаете ли вы, соотношение верующих в Бога в западном мире и в России? Даже если сравнивать, учитывая таких верующих, как медвепуты, в России - мизер! А уж верующих реально - единицы!!!
"Однако, уже укоренился примат потребления и собственности над состраданием и взаимопомощью". 
Посмотрите вокруг себя, кто из вас может постоять за себя, не то что за другого, в ущерб своему материальному благополучию. Ха-ха-ха.
"Уверен, что у России должна быть миссия духовного возрождения".
Типа: мы - не рабы, рабы - не мы))) И лизнуть своему "генералу" поглубже:)


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2014
"И лизнуть своему "генералу" поглубже:)"

Лижите, если больше уже ничего не умеете!


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 21/06/2014
Автору!Странно, что Вы не отметили наличие в высшей школе России "специалитета", которого добилась вузовская общественность прежде всего военно-промышленных университетов. Было специальное постановление Правительства РФ, Что-то по перечню направлений перепало и МИФИ. Вздохнули с облегчение некоторые технические гражданские вузы.  Оборонщики, ссылаясь на широкую практику подготовки инженеров для создания и эксплуатации сложной военной техники В МО, МВД, ФСБ и др.(и вообще сложной специфической техники России), говорили так. Возьмем условно специальность "Ракетная техника". Все это секретно во многих странах. Как же разделить эту специальность на "бакалавров" и "магистров", с тем, чтобы продолжать обучение в технических университетах Европы!? Часто в этих европейских странах и не производят такую продукцию. Здравый смысл победил реформаторов из РУДН и ВШЭ (где это деление возможно). Радует, что "народ всегда живет своим умом, а не умом не совсем компетентных правителей! Еще есть и свои промахи в зомбировании через СМИ российского народа и его власти! Хотя предательская "пятая колонна" и подрывает основы российской политики, экономики, производства, ресурсы ее ограничены, а эффективность работы отстает от требований ЦРУ США и ряда других враждебных структур. В целом МИФИ держится на удовлетворительном уровне. Но в любом случае впереди в России масштабные аварий. Должны быть и спланированные врагами тайные диверсии!
Поклонник атомных побед Л.П. Берия
Примечание. Когда же весьма умный С Кириенко поставит памятный бюст этому "врагу народа" перед зданием на Б. Ордынке?


[ Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 22/06/2014
По точнее нужно, товарищ! Товарищу Берия ярлык "враг народа" не приклеивали. Товарищ Берия оказался просто "английским шпионом". Уровень МИФИ по сравнению с МВТУ низкий, а не "удовлетворительный". Прежде всего упала инженерная подготовка, собственно не упала . а пропала. Что касается фундаментальных знаний, назовите хоть одного значимого специалиста в МИФИ, их просто уже нет. Лично про ректора МИФИ могу сказать- это типичный "народный академик Лысенко". Обычный прохвост.


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 23/06/2014
" Но в любом случае впереди в России масштабные аварий. Должны быть и спланированные врагами тайные диверсии!"_________ Убежден, что основное направление диверсионной работы недругов России - это не мешать нам самим достигнуть масштабных аварий. К сожалению. Вспомним катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС, Чернобыль и другие. Единственный способ противостоять этому - уход от современной "вертикали", назначение на высокие должности по принципу компетентности, неотвратимость ответственности за содеянное.


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 23/06/2014
Относительно весьма умного КИриенко, не могли бы вы уточнить, в чем именно проявился его ум? Лохотрон, который он соорудил в молодости, помню, Саровбизнесбанк, через который прокачивались отраслевые деньги, тоже помню, а больше как-то ничего созидательного не припоминаю. Ни прорывных проектов, ни умной кадровой политики, ни развития отрасли. В чем ум-то? В перекачке денег из бюджета? Судя по статьям Нигматулина в Росатоме сидит сегодня очень слабая команда во главе с главным дилетантом. Впрочем, так, наверное, и есть.


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 23/06/2014
Вы не совсем объективны. Создана и работает госкорпорация Росатом, Достроены и включены в сеть четвертый Калинин, второй Ростов, по одному блоку в Китае, Иране, Индии. Идут пусковые операции на четвертом Белоярском, будет в заявленный срок третий Ростовский. Идет финансирование ФЦП "Прорыв". Удается убеждать Президента Путина выделять деньги атомной энергетике. Хотелось бы больше. Но пока так. 


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 23/06/2014
Да я не против лично Кириенко – он обычный клерк, чиновник среднего уровня, занесенный в отрасль "по воле рока" и по желанию ВВП в знак благодарности за услуги в те роковые девяностые. Все перечисленные вами заслуги – это суть затратная экономика. Взяли деньги в Бюджете, наняли людей, изменили организационно-правовую форму Минатома. Из штаба отрасли сделали непонятно что. Волюнтаризм, решения принимаются келейно, НТС в подотраслях фактически ликвидированы. В чем заслуга-то? На те же деньги налогоплательщиков строят АЭС, в том числе за рубежом, не имея никакой ответственности за их возврат. Тиражируем опасную энергетику. Или мы создали что-то принципиально нового на базе атомной отрасли, с помощью ее специалистов? Запустили новую технологию? – Нет. Обычное строительство, которое и при коммунистах шло с более высокими темпами. Создали свою АСУТП? – Нет. Финансируем "Прорыв"? – Так, судя по многочисленным комментариям здесь на Проатом, его нужно сначала прокатать на стендовых испытаниях, а уж потом палить на него деньги наших налогоплательщиков. Десятки тысяч толковых спецов со спец. образованием бестолковые менагеры Кириенко выдавили из отрасли. Многие уехали за рубеж и развивают там атомную энергетику. Закрываем производства в атомных городах? – так это безграмотность и вредительство. Атомные города при коммунистах были арматурой государства, вокруг них в регионах формировалась инновационная среда и стабильность. Убедил ВВП в выводе из бюджета и замораживании финансовых средств??? Ну, тут, вообще, другие органы должны заниматься...


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 23/06/2014
Затратная модель, конечно, никто с этим не спорит. Много денег и времени потеряно. Но если сравнивать с другими отраслями, то "коллектив" удалось сохранить и кое в чем развить, несмотря на те плохие факты, о которых вы говорите, несмотря на то, что многие ушли из отрасли. Есть надежда, что придут назад.  Солнце на лето, зама на мороз. Ситуация с финансами вынудит их считать и принимать выверенные решения, а потом отвечать за свои решения. Иначе ставку на собственные силы не реализовать. Для этого потребуются Нигматулин и ему подобные. 


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 24/06/2014
+1 


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 23/06/2014
У меня есть и образование, российские и американские. И не могу сказать,, что  американское образование лучше. Разные, но определенно не лучше. Более того, лучшие профессиональные частью образования я получил в СССР. К сожалению, у меня нет русской клавиатуры и переводимого текста через Google. Очень хорошая статья. Спасибо.


[ Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 23/06/2014
Ну так будет продолжаться идиотизация наших детей или здравый разум все таки победит?

Кто знает?


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 24/06/2014
//...здравый разум все таки победит// Студент на курсе с оценкой знаний в течение семестра по Болонской системе получил 100 баллов и автоматическую пятерку за экзамен. На экзамене по другой дисциплине по классической системе обучения схватил трояк, хотя занимался много и упорно. Нужно что-то среднее, да где же его взять :-) 


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 27/06/2014
Статья хорошая. Критиканы, предложите свое видение. Недоучки никогда не будут хорошими спецами, а наших ребят к этому ведут. Техническая школа СССР была лучшей и давала отличных спецов. Взять все хорошее в вузовских программах СССР - выход. А все Болонские и прочие реформы можно перефразировать: "Что немцу хорошо, то русскому смерть". Но умирать нам рановато.....


[ Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 27/06/2014
"Что немцу хорошо, то русскому смерть". Но умирать нам рановато..... " А как быть тем русским, у которых есть немецкие корни? Тоже есть у нас еще дома дела :-)


[
Ответить на это ]


Re: Болонская реформа образования: ее смысл и некоторые итоги (Всего: 0)
от Гость на 29/06/2014
"Прежняя российская система.
Проект АЭС, включающий:
- физический расчет реактора;
- тепловой расчет реактора;- прочностные расчеты элементов реактора;
- тепловая схема АЭС"

Это где же и кто такие дипломы писал?





[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru