proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[12/04/2012]     «Памяти погибших подводников»

Михаил Волженский, капитан I ранга запаса

12 апреля исполняется 42 года со времени первой крупной катастрофы в истории отечественного атомного подводного флота. 12 апреля 1970 года советская АПЛ К-8 проекта 627А затонула в Бискайском заливе. Несколькими днями ранее подводники вспоминали другую скорбную дату: 7 апреля 1989 года в Норвежском море произошла еще одна трагедия национального масштаба – катастрофа АПЛ К-278 «Комсомолец».


Поминая в этот день погибших моряков, необходимо показать мрачную статистику борьбы СССР и России за военный паритет на просторах океана, назвать высокую цену, заплаченную за противоборство со стихией, освоение новой техники.

За 67 мирных лет XX века и начала XXI отмечено 12 случаев гибели отечественных подводных лодок. В среднем каждые пять лет происходила одна катастрофа. В катастрофах участвовали 865 подводников, из которых погибли 643 человека. 223 удалось спастись. В шести катастрофах экипажи ПЛ погибли в полном составе, вместе с кораблём. Погибли четыре атомных ПЛ, две ПЛ с баллистическими ракетами на борту, из которых одна – атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН К-219), две ПЛ с крылатыми ракетами на борту, из которых одна – атомный подводный крейсер (К-141 «Курск») 

Тут стоит уточнить термины. Применительно к подводной лодке авария – это событие, связанное с повреждениями, в результате которых подводная лодка утрачивает способность выполнять свойственные ей задачи. Катастрофа – событие, связанное с безвозвратной потерей ПЛ и гибелью членов её экипажа.

В тяжёлых авариях на подводных лодках за последние 50 лет погибли 188 человек, из них 153 подводника и 35 гражданских моряков; получили увечья и заболевания более 100 человек; были выведены из строя и списаны шесть подводных лодок (из них пять атомных); погибло рыболовное судно; получили сильные повреждения два гражданских судна. Таким образом, при создании отечественного подводного флота числятся в безвозвратных потерях (погибшими) более чем 1018 человек и 18 подводных лодок.

Чтобы эти цифры правильно воспринимались, необходимо оговориться, что только за послевоенные годы в СССР и России было построено и передано в состав ВМФ более 429 дизельных и 245 атомных подводных лодок. Наша страна обладала самым многочисленным подводным флотом в мире. При этом цифры потерь в людях и кораблях, отнесённые к количеству действующих ПЛ, не выделяются из мировой статистики.

Национальная трагедия, случившаяся с ПЛА «К-278» – «Комсомолец» 7 апреля 1989 года, заставила общество по-новому взглянуть на историю отечественного ВМФ. Из официального небытия был буквально воскрешён «забытый полк» погибших подводников, начиная с аварии лодки К-19 в Северной Атлантике, произошедшей в июле 1961 года. Право вести открытый разговор по этой тематике ныне также добыто кровью погибших подводников.

Для глаз наших сограждан открылись неизвестные дотоле недостатки отечественных вооружённых сил вообще и подводного флота в частности:

1. Отсутствие единой политики в вопросах создания обороны государства.

2. Коррумпированность руководства ВПК. Следствием распыления выделяемых средств было недостаточное техническое обеспечение подводных лодок, недообеспеченность боевой подготовки, бедственное материальное положение подводников и их семей, сложности с комплектованием экипажей и подбором кадров.

3. Провалы в подборе и расстановке кадров в ВМФ. Коррумпированность, «телефонное право», угодничество. Боязнь начальства «пуще смерти» (особенно не своей). Способность отдельных начальников ради выполнения не обеспеченного финансово (а следовательно, и технически) плана боевого использования ПЛ отправить в море неподготовленный корабль. Ненаказуемость подобных действий.

4. Несовершенство законодательства по отношению к родственникам погибших.

5. Несовершенство международных норм, регламентирующих деятельность подводных лодок. Полное отсутствие таких норм, регламентирующих проектирование подводных лодок и устанавливающих  обязательный перечень технических мероприятий на ПЛ по спасению человеческой жизни на море.
В ходе расследования причин катастрофы «Комсомольца» было установлено, что первопричиной гибели АПЛ  явился выход в море на лодке, имеющей неисправности и неподготовленный экипаж. Первопричины характерны для катастроф и тяжёлых аварий подводных лодок Советского Союза 80-х годов (К429, К219, К278). Однако официально эти выводы попытались исказить и скрыть, подменив их разговорами о недостатках проектов ПЛ, о необходимости и одновременно невозможности подъёма «Комсомольца». Комиссия по расследованию причин гибели ПЛ, по существу, не закончила свою работу.

По результатам анализа причин катастрофы К-278 был подготовлен целый ряд правильных, необходимых решений. Предусматривалось модернизировать систему пожаротушения и отказаться от применения малоэффективной и опасной системы ЛОХ, заменить материалы, используемые при строительстве и отделке внутренних помещений ПЛ, поддерживающие горение и выделяющие при нагревании ядовитые газы.

Однако в реальности ничего сделано не было. Руководство страны, Министерство обороны, командование ВМФ выводов, направленных на радикальное изменение ситуации в ВМФ, исключающих рецидивы катастроф в будущем, не сделали. В результате буквально на днях переданная в состав ВМС Индии лодка «Нерпа» («Чакра») унаследовала все недостатки системы пожаротушения, которые были на АПЛ «Комсомолец».

Сложное положение, в котором находился ВМФ СССР (впоследствии ВМФ России) в целом и подводный флот в частности, усугублялось по мере развала экономики страны. В середине 90-х командование ВМФ в открытых публикациях радостно рапортовало о чуть ли не полном искоренении аварийности на флоте. «Российский ВМФ страдает от очковтирательства», – писал командир РПКСН – тихоокеанец А. Храптович в газете «Известия» летом 1994 года. Страшные пророчества были сформулированы в той же газете в статье «Нас ждёт Цусима», написанной академиком К. Панфёровым, адмиралами Егоровым Г. М.; Амелько Н. Н. и др. 29.7.1994 года. Их голоса услышаны не были. Предсказанное ими сбылось в страшные дни августа 2000 года. Трагедия «Курска» показала, что к названным выше недостаткам советского ВМФ добавились новые, не менее страшные: «клиническая смерть» «морской школы», переживаемая отечественным ВМФ, и значительные разрушения и сбои в работе инфраструктуры флота.

Трагедия на АПЛ «Нерпа» в ноябре 2008 года только подтвердила варварское отношение к проблемам кораблестроения.

Придерживаюсь правила – никогда и ни в чём не винить погибших подводников. Мёртвые сраму не имут. Они выполняли свой долг. Им приказали, и они пошли в море. Да, надеялись. Да, не рассчитали. Да, не сумели, не смогли. Они заплатили за свои ошибки и за ошибки своих командиров своей жизнью.

Совсем иное отношение должно быть к тем, кто своими действиями усугублял ситуацию на флоте, ставил непосильные задачи, недодавал, недоучивал, недообеспечивал, гнал людей и корабли на неоправданный риск. К тем, кто, боясь «разговоров наверху», посылал в море неготовые экипажи. Кто мог доложить, что не готов, – и не доложил, чем погубил и корабль, и членов экипажа. Кто судил ни в чём неповинных людей и устанавливал единую, иногда страшную, меру наказания виновникам и жертвам.

Не буду называть имён, они всем известны, упомянуты в соответствующих журналистских расследованиях, актах комиссий, разборах, приказах. Безусловно, эти люди будут наказаны судом божьим, но было бы справедливо наказать их и судом общества.

Но может быть, «море стало «мирным», угрозы с моря нет? Может быть, демократические преобразования, проведённые в России, сняли угрозу военной конфронтации с Западом? Может быть, можно отказаться от подводного флота, от содержания и строительства чрезвычайно дорогостоящих атомных подводных лодок, прекратить рисковать жизнями экипажей и остановить подводное мореплавание?

В ориентации Военно-морских сил США за этот же постсоветский период произошли существенные изменения. Из сил стратегического ядерного сдерживания и сил быстрого реагирования они постепенно трансформируются в силы внезапного нападения.

Пока всенародно избранный президент Борис Ельцин обнимался с «другом Биллом», еще до начала первой чеченской войны, летом 1994 года, Конгрессом США была принята общая концепция использования вооружённых сил, действующих с моря против берега, в XXI веке, названная «Вперед... с моря» (Forward... from the Sea). Позднее были профинансированы и приняты к реализации подпрограммы совершенствования морских вооружений, входящие в названную концепцию. В числе других программ наиболее заметны:

1. Программа изучения гидрологических условий в Баренцевом море.

2. Программа разработки перспективных высокоточных крылатых ракет морского базирования (КРМБ) (на смену «Томагавкам») с дальностью полёта с боеголовкой обычного снаряжения (400 кг взрывчатых веществ) более 2000 км.

3. Программа переоборудования ПЛАРБ «Огайо» (четырех корпусов) в носители высокоточного оружия – крылатых ракет (по 144 ракеты на каждой).

4. Программа проектирования и строительства многоцелевых АПЛ Virginia, предназначенных специально для действий в мелководных морях и районах.
Катастрофы советских (российских) подводных лодок с предвоенного времени до наших дней. Указаны дата, место гибели, тактический номер, старшие на борту, причины гибели, а также количество погибших и спасенных»

5. Программа создания мобильных активных мультистатических систем освещения подводной обстановки в мелководных морях.

С кем собираются воевать эти господа?

Целью нынешних военных приготовлений США является уничтожение российских сил ядерного сдерживания обычным (современным высокоточным) оружием. Пора подвергнуть серьезному анализу положение с обороноспособностью как в гражданском обществе, так и в армии и на флоте. Пора создавать Российскую единую национальную концепцию «Защита от угрозы с моря». Это должно означать не только технологический, но и политический поворот в жизни России.

Необходимо отметить, что с уходом подводных лодок ВМФ России с океанских просторов качество мореплавания американских АПЛ стало гораздо хуже. Американские подводники, потеряв реального противника, в его лице потеряли и учителя. Катастрофа японского траулера, произошедшая по вине командования АПЛ «Гринвилл» в феврале 2001 года, и другие ежегодно происходящие аварии и столкновения АПЛ США – наглядное тому подтверждение.

Человечество должно выработать международные нормы, регламентирующие действия атомных подводных лодок в океане. В случае непринятия таковых норм – организационных и технических мер, гарантирующих безопасность при использовании АПЛ, – человечество может оказаться наказанным крупной экологической катастрофой.

Если мы действительно хотим устранить предпосылки морских катастроф, надо открыто и гласно выяснять причины их формирования. Необходимо, не боясь полемики, принять соответствующие решения. Слишком велик круг людей, чьи интересы в таких случаях затрагиваются. Только таким образом может быть достигнут оптимум между техническими и политическими решениями.

Память «забытого полка» погибших подводников требует принятия решений, исключающих гибель людей и кораблей в будущем.

Искуплением жертв, понесённых нашим народом в гонке вооружений, в необъявленной подводной войне, и лучшим памятником погибшим подводникам может быть только боеспособный, эффективный подводный флот.

ВМФ СССР и ВМФ России связывает неизменность качеств моряков-подводников. Эти качества – личное мужество, героизм, преданность Родине и воинскому долгу. Эти качества наших моряков во все времена оставались неизменны. Как обращение к своему народу, переживающему тяжелейшие времена, к российским морякам XXI века звучат заключительные слова предсмертной записки капитана-лейтенанта АПЛ «Курск» Дмитрия Колесникова: «Отчаиваться не надо».


Опубликовано на сайте газеты «Взгляд» 11.04.2012  

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2012
"Память «забытого полка» погибших подводников требует принятия решений, исключающих гибель людей и кораблей в будущем"
а как же представители Совета Федерации в лице Попова В.А- утопившего "Курск" а теперь красующегося и принимающего законы себе во благо


[ Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 13/04/2012
В. Попов - "Курск" не топил.
Если не знаешь - хоть ерунду не пиши и людей не спеши.


[
Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 17/04/2012
ради памяти тех кто остался в морских глубинах необходимо говорить правду о тех кто топил корабли, а теперь занимается бизнесом на костях сослуживцев, и никому не смешно кроме прихлебателей и жополизов..


[
Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2012
"Пора подвергнуть серьезному анализу положение с обороноспособностью как в гражданском обществе, так и в армии и на флоте."

Российские господствующие классы, российская государственная власть -да-да, включая и тандем - уничтожают военнный потенциал, уничтожают экономику, помышленность, уничтожают науку, культуру, образование.


[ Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2012
Можно и так империализм попинать. А как по жизни? На лодках типа "Курск" спасательные аппараты развешаны по местам дислокации подводников. А выходы из лодки только в двух местах. А люки при аварии между отсеками задраиваются. И все смотрят кино, как народ у люка роится, а аппаратов не хватает. А всего дел - переварить крюки и перевесить костюмы. Мой знакомый- каперанг с такой лодки,  в ЦКБ "Рубин" раза четыре писал (до Курска!!!). И получили очердную картину маслом и врагов-империалистов  вокруг...


[ Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2012
Тонули
ТОНУТ и
БУДУТ ТОНУТЬ!


[ Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 12/04/2012
нечем хвалится!
это не геройство - топить лодки со сломанной морской волей!


[ Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 13/04/2012
После о случившемся долго будут врать Расскажет ли комиссия, как трудно умирать Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо Капитан Колесников пишет нам письмо


[ Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 13/04/2012
Нахрена нам этот флот.
Только гибнуть и отставать от цивилизации еще больше.
Лучше английский выучить и встроится в цивилизацию.


[ Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 15/04/2012
Так мы и встроились. В качестве придатка.
Осталось поубивать встроителей.


[
Ответить на это ]


Re: «Памяти погибших подводников» (Всего: 0)
от Гость на 25/04/2012
Спасибо Автору!
Правильная статья!
Надеюсь сказанное в статье будет принято во внимание!


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru