proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[02/04/2012]     Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности

Н.Н.Григорьев, проф. каф. ТСС ГМА им. адм. С.О.Макарова; А.П. Двинин, проф. каф. психологии Российский новый университет; А.М.Железняков, капитан дальнего плавания; М.М.Наконечный, к.д.п., вед. спец. ОАО «Совкомфлот»

Навык – это алгоритм действий, выработанный в процессе обучения или тренировки и доведенный до автоматизма (динамический стереотип). Устойчивость навыка зависит от свойств памяти. Для целого ряда профессий, где требуется принятие оперативного решения в сжатые сроки, особое значение приобретают двигательные навыки.


Однако при обучении и  отработке новых навыков возникает такое явление как интерференция навыков - наложение вновь приобретаемых навыков на уже имеющиеся. В психологии под интерференцией понимается взаимоподавление одновременно осуществляющихся психических процессов. Интерференция психических процессов обусловлена ограниченным объемом внимания, особенно, в условиях дефицита времени, когда на уже имеющийся навык накладывается новый приобретаемый навык.   
     
Предположим, что в тексте нужно дать пояснение слова интерференция (от лат. inter — взаимно, между собой, и ferio — ударяю, поражаю), а для этого необходимо сменить регистр, то есть перейти с кириллицы на латиницу. Такой переход  является примером интерференции навыков. Привыкнув печатать на кириллице, трудно сразу же адаптироваться к латинице. В приведенном примере проблема перехода с одного шрифта на другой ведет к снижению скорости печати, задержкам и опечаткам. Досадно, так как это замедляет процесс печатания. Иной раз это может остаться без последствий, в другой раз скажется на карьере.  

Совсем иное дело, когда смена навыка связана с принятием управленческого решения, особенно, в условиях ограниченного времени. Иногда речь идет даже не о секундах, а о долях секунды. Например, в авиации, когда на обдумывание нет времени, принятие решения подчинено рефлекторным навыкам, отработанным и закрепленным в процессе длительных тренировок. Если же по каким-либо причинам приходится переучиваться и приобретать новые навыки взамен старых, неминуемо возникает явление интерференции навыков - ослабленное проявление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленных их сходством (по форме и условиям реализации, по механизмам психологического содержания). Интерференция навыков особенно проявляется при изменённых состояниях работника (переутомление, болезнь, фрустрация,  послеалкогольное состояние и др.) и при обстоятельствах, вызывающих нервно-психическое перенапряжение (дефицит времени выполнения работы, угроза наказания, безальтернативное ожидание успеха).

Интерференции навыков на транспорте
 
На транспорте явление интерференции навыков приводит к возникновению аварийных ситуаций, авариям и катастрофам.

В качестве примеров влияния интерференции навыков на аварийность можно привести три катастрофы. Во всех трех случаях авторы не берут на себя роль экспертов, а лишь анализируют вероятность катастрофы под влиянием интерференции навыков. И для этого имеются серьезные основания.

Первая катастрофа произошла в апреле 1912 г., когда погиб пассажирский суперлайнер «Титаник». Среди многих факторов, которые могли послужить причиной гибели «Титаника», в последнее время приводится одна, которая заслуживает внимания вне зависимости от того является ли она истинной или нет. В Интернете появилась информация о том, что внучка единственного выжившего офицера с «Титаника» Паттена Чарльза Лайтоллера  Луиза Паттен рассказала правду о гибели судна: «Титаник» был спущен на воду в то время, когда мир переходил от парусных судов к паровым. Мой дед, как и остальные старшие офицеры на «Титанике», начинал службу на парусных судах. На парусниках, при изменении курса судна, команды подавались «на румпель» (выделено авторами). Если нужно повернуть судно в одну сторону, то румпель поворачивают в другую (скажем, если судно нужно повернуть влево, то румпель поворачивают вправо). Сейчас это выглядит неестественно, но в свое время было принято отдавать команды именно так. Команды «на руль», использовавшиеся на паровых судах, напоминают управление автомобилем – судно направляют в ту сторону, в которую оно должно повернуть. Ситуацию дополнительно запутывало то обстоятельство, что, хотя «Титаник» был пароходом, в Северной Атлантике в то время использовались команды «на румпель». Соответственно, Мердок (вахтенный офицер) и дал команду «на румпель», но запаниковавший рулевой Роберт Хитчинс машинально выполнил команду «на руль», как его учили. На то, чтобы изменить курс у них было всего четыре минуты, и когда Мердок заметил ошибку Хитчинса и попытался ее исправить, было уже поздно». Принимая во внимание выше изложенные обстоятельства, версия причины столкновения судна с айсбергом вполне правдоподобна. Интерференция навыка вполне могла стать причиной катастрофы «Титаника».

Катастрофа самолета ЯК-42 под Ярославлем. «Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты катастрофы самолета  Як-42, который разбился 7 сентября 2011 г. после взлета с ярославского аэропорта «Туношна». Причиной трагедии стал человеческий фактор».
«Российская газета» («Штурвал на себя») сообщает, что первый и второй пилоты не были нормально подготовлены. Параллельно с переучиванием на этот тип самолета они продолжали летать на Як-40. Конструкция педали торможения на Як-42 и на Як-40 отличаются друг от друга (выделено авторами). Из-за этого экипаж, привыкший летать на Як-40, расположил на педалях ноги по привычке, а не должным образом. Кто именно из пилотов давил во время взлета на педали тормоза, точно сказать нельзя. Но это привело к нарушению взлета и к левому крену, разрушению левого крыла, вытеканию топлива, к столкновению с вышкой радиомаяка и падению самолета».

Газета «Московский комсомолец»: «По словам летчика-испытателя Рубена Есаяна, экипаж нарушил важнейшее авиационное правило: после точки принятия решения командиру дается три секунды, чтобы окончательно определить, взлетать — не взлетать».

Как видно из приведенного текста, факт влияния интерференции навыков при принятии управленческих решений явно присутствует.

В 1981 г. потерпел катастрофу самолет ТУ-104, на борту которого находилось практически все командование Тихоокеанского флота. В результате проведенного расследования комиссия сделала вывод: «Последняя ошибка –экипаж начал взлет на несколько сотен метров раньше, чем следовало. Командир экипажа – первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 10 лет, стал выполнять взлет по входящей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор высоты, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей». В результате чего перегруженный самолет с нарушенной центровкой сразу же после взлета принял положение «креста», при котором управление самолетом становится невозможным». Добавим, что быстрый набор высоты присущ именно военным летчикам по двум причинам: самолет на большой высоте менее уязвим для оружия противника. Вторая причина – чем быстрее самолет наберет высоту, тем меньше он израсходует топлива. Этот прием при взлете был свойственен  командиру ТУ-104.

Таким образом, сочетание перегрузки самолета и интерференция навыка (крутой набор высоты) создали предпосылку для катастрофы.

Наиболее массовое проявление интерференции навыков наблюдается на автомобильных дорогах, когда водитель, работающий, например, на грузовом автомобиле, пересаживается за руль современного легкового автомобиля. Но особенно фактор интерференции навыка срабатывает, когда водитель, привыкший к правостороннему движению, попадает на дорогу с левосторонним движением. Поэтому туристам рекомендуют в целях безопасности не водить автомобиль самостоятельно на автодорогах с непривычным для них движением. 

Весьма показателен пример Швеции, где до 3 сентября 1967 г. было левостороннее движение. В результате этого, водитель из соседней Норвегии или Финляндии при пересечении границы Швеции должен был перестраиваться с правостороннего движения на левостороннее.

В день перехода с левостороннего движения на правостороннее аварийность на дорогах Швеции резко снизилась. Водители были предельно осторожны. В дальнейшем же аварийность резко возросла по причине все той же интерференции навыков.   

Таким образом, особая опасность явления интерференции навыков заключается в том, что сформировавшиеся привычки используются автоматически. В условиях дефицита времени, в ситуациях, характерных для этих условий, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками.

В заключении следует обратить внимание на повышение актуальности  исследования вопроса  и мероприятий по профилактике интерференции навыков в рамках проблемы «человек-машина-среда».  Модернизация производства связывается, в том числе, и с освоением  новой техники, требующей в обслуживании иных алгоритмов действий (умственных, психомоторных).  Поэтому эффективность модернизации определяется не только внедрением нового оборудования, но и степенью  подготовки (переподготовки) персонала к освоению этого оборудования.  
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 02/04/2012
После о случившемся долго будут врать Расскажет ли комиссия, как трудно умирать Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо Капитан Колесников пишет нам письмо


[ Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 02/04/2012
Статья интересна.
Смущает одно - может быть пора переименовать сайт на "ProFlot"?


[ Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 02/04/2012
Уважаемые подводники уже имеют свой сайт, его афиширует первый командир АПЛ К-244 капитан 1 ранга запаса Аликов В.И. в своих комментариях на сайте Проатом.
   Упоминаются следующие сайты:  сайт komandir.k-244.ru [komandir.k-244.ru] и сайт http://k-244.ru/ [k-244.ru]    Может, не все в курсе.


[
Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 04/04/2012
" Смущает одно - может быть пора переименовать сайт на "ProFlot"? "

 "ProFlot" - не профлот, какая разница? Природа "человеческих факторов" проявляется схожим образом во всех технологиях. Поэтому эти явления надо изучать на любых известных примерах, когда человеческие ошибки, путаница, халтура и т.д. и т.п. приводят к появлению опасных исходных событий и/или эскалации исходных событий в аварии и катастрофы. 
Автор описал механизм одного из весьма действенных человеческих факторов и привел убедительные примеры.
Можно привести пример такого же рода человеческого фактора и на атомной станции.
Так, на АЭС «Браунс Ферри» 20 марта 1975 года (США, штат Алабама, г.Декатур) возник пожар,  продолжавшийся 7 часов в результате чего два реакторных блока были выведены из строя более чем на год. Причиной возникновения пожара стало несоблюдение мер безопасности при работах по герметизации кабельных вводов, проходивших через стену реакторного зала. Проверку этой работы осуществляли самым примитивным способом - по отклонению пламени горящей стеариновой свечи. В результате произошло воспламенение материалов изоляции кабельных отверстий, а затем огонь проник в помещение реакторного зала. Потребовались большие усилия, чтобы вывести реактор на безаварийный режим и ликвидировать пожар. До Три-Майл Айленда это была самая крупная авария на АЭС в США.  
Причина, как мы видим, оказалась в том, что персонал действовал по-старинке, т.е. на основе имеющегося навыка проверять сквозняки с помощью отклонения пламени из желания сократить время на проверку герметичности заделки кабелей, наплевав на регламентные предписания выполнения этой процедуры.
Кстати говоря, халтура, являющаяся результатом неизбывного желания человека сократить расход своей жизненной энергии на выполнение какого-либо действия, - это, на мой взгляд, самый эффективный (в смысле аварийности) человеческий фактор. Он не имеет национальных границ и проявляется тем сильнее, чем ниже общее состояние производственной дисциплины и чем выше степень коррупции в обществе.


[
Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 02/04/2012
Поднял старых другов по аварии ATR-74

Узнал любопытную вещь,  эти самолеты вообще проектировались под зону полетов с  другими климатическими условиями, более мягкими.  А кому продавать самолет - европейцам все  равно!
Тем более старье. 


[ Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 03/04/2012
 И охота вам секретуткам воздух сотрясать.
  Бандиты и отбросы во главе с путиным уничтожают все, развели генетических дебилов и обезьян -чуреков.
Все валится и бегают гавнюки-чуреки - врут и воруют.
А вы все про навыки иметь чистый носовой платок утирать сопли.
  Вам не противны ваши мелкие причитания ?
  Вы что совсем опущенные ?


[ Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 03/04/2012
Остроумнейший комментарий.

"Причитают" скорее недовольные "бандитами и отбросами". А здоровые люди делают свое дело и не трындят в интернетах как все плохо.


[
Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 04/04/2012
Все чаще на навыки влияет интерференция необходимости экономии средств. Летный состав получает премию за экономию топлива (катастрофа под Донецком, когда экипаж вместо того, чтобы обойти грозу по фронту +200км, решил пройти верхом и завалил Тушку на потолке, попав в сваливание). АТР - экономия на "Арктике" - 30т.р. унесла более 30 Человеческих жизней! Техобслуживание и ремонт авиатехники проводится по самым минимальным спецификациям (соответственно -экономия средств эксплуатанта), отработка техники пилотирования в особых случаях полета - только тренажер, а раньше кроме тренажера обязательно и в контрольных полетах. Причина Чел. фактора - интерференция "бабла" на Души и Совесть.
   Летчик-инструктор.


[
Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2012
Я пользуюсь интернетом с кабельным тв в одном пакете, поэтому имел возможность раз 5 смотреть по Национальной Географии фильм именно про этот безобразной конструкции самолет... Так вот, интерференция издевательского грабительского прожэктирования и полнейшей бюрократической безнаказанности похоронит (сложением трупов по горизонтали) еще много жизней ни в чем не виновных людей.
Никогда не летайте на этом дерьме, запомните внешний вид этого гроба!


[
Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2012
И еще - внешний вид флага и герба, лысину киренок, надеюсь, напоминать не надо...


[
Ответить на это ]


Re: Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности (Всего: 0)
от Гость на 14/04/2012
"В 1981 г. потерпел катастрофу самолет ТУ-104, на борту которого находилось практически все командование Тихоокеанского флота. "
Таких катастроф,в которых погибает цвет нации,ведущие специалисты стратегической отрасли,вся верхушка государства нельзя рассматривать ,как случайные. За ними всегда стоят политические тайные причины.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.15 секунды
Рейтинг@Mail.ru