[09/12/2005] Сегодня тренируем. А завтра?
Н.С.Королева, зам. гл. редактора журнала «Атомная стратегия»
Современную атомную станцию невозможно представить без полномасштабного тренажера, своеобразного виртуального прототипа атомного энергоблока. Тренажерное оборудование – такая же неотъемлемая часть системы безопасности, как аварийная сигнализация и защита, как система естественной безопасности.
Тяньваньская АЭС в этом плане не исключение. Здесь установлен полномасштабный тренажер, имитирующий все технологические процессы, происходящие на АЭС. Над созданием тренажера работали российские и немецкие специалисты. Компания «Сименс» поставила из Германии блочный щит управления со своим программным обеспечением не только на саму АЭС, но и на тренажер. Всю остальную работу: создание математических программ технологического процесса, правильный обмен информацией с немецкой системой контроля взяла на себя российская компания «ДЖЭТ», имеющая богатый опыт в создании полномасштабных тренажеров.
Хотя сама тренажеростроительная отрасль в атомной энергетике начала развиваться в России сравнительно недавно и переживает сегодня не лучшие времена.
Если бы не Чернобыль
Сегодня трудно поверить в то, что каких-то двенадцать лет назад ни одна российская атомная станция не имела собственного тренажера. До 1993 года единственным техническим средством подготовки и переподготовки оперативного персонала российских АЭС оставался старенький, далеко не совершенный тренажер, прототип энергоблока ВВЭР-440, в Нововоронежском учебно-тренировочном центре. Хотя в ту пору уже вовсю эксплуатировались реакторы ВВЭР-1000, РБМК. На последнем, как известно, и произошла Чернобыльская авария. Она-то и заставила тогдашнее руководство Минатома по-новому взглянуть на качество подготовки специалистов для АЭС. Оказалось, что мало владеть теоретическими и практическими навыками, надо еще и психологически быть готовыми к экстремальным ситуациям, от которых не застрахована ни одна АЭС в мире.
Так выглядит тренажер на Тяньваньской АЭС
Вскоре после Чернобыля правительство выпускает ряд постановлений, о строительстве учебно-тренировочных пунктов на каждой АЭС и о развитии тренажеростроения в России. Но первый полномасштабный тренажер появился в России лишь в 1993 году.
Почему потребовалось целых шесть лет для создания полномасштабного тренажера? Потому что тренажерной индустрии в России практически не существовало, ее нужно было развивать с нуля. Тогда как на Западе тренажеростроением занимались такие крупные компании, как «WESTINGHOUSE», «SINGER», «GENERAL ELECTRIC», «SIMENS», «THOMSON».
С одной из них, американской компанией «Сингер, Линк, Майлз», заключил соглашение ВНИИАЭС. В рамках российско-американской программы по ядерной безопасности Министерство энергетики США выделило деньги на оснащение российских АЭС тренажерами, специалисты ВНИИАЭС проходили стажировку в Америке. Для реализации проекта на базе ВНИИАЭС было создано совместное российско-американское предприятие, позднее преобразованное в российское акционерное общество – ОАО «ДЖЭТ». Таким образом, большая часть заказов на поставку тренажеров для российских АЭС с самого начала осуществлялась через компанию «ДЖЭТ». Всего за десять лет в рамках российско-американской программы «Учебные тренажеры» компания оснастила тренажерным оборудованием 30 АЭС не только в России, но и за рубежом.
НИТИ бросает вызов
На Тяньваньскую АЭС «ДЖЭТ» поставила тренажер не за год до пуска, как обычно предусмотрено договором, а за два года. Причина не в форсировании сроков создания тренажера, а в срыве сроков строительства АЭС. Благодаря чему китайцы получили возможность проходить обучение на тренажере на год дольше отведенного на эти цели времени.
В тендере на создание полномасштабного тренажера для Тяньваньской АЭС участвовал еще одна организация – НИТИ г. Сосновый Бор. Но генподрядчик «Атомстройэкспорт» отдал предпочтение компании «ДЖЭТ». Начальник отдела динамики и прикладной математики НИТИ г.Сосновый Бор В.Н.Зимаков считает, что их институт представил проект тренажера, не уступающий по своим потребительским качествам продукции компании «ДЖЭТ», а по цене, значительно ниже той, что предложила «ДЖЭТ». По мнению Зимакова, рынок тренажеростроения в России крайне монополизирован, на нем практически безраздельно господствует одна компания «ДЖЭТ».
В то же время НИТИ не теряет надежды победить «ДЖЭТ» в тендере на сооружение тренажера для проектируемого блока ВВЭР-1500, для которого специалисты института разрабатывают расчеты по безопасности энергоблока. «Мы не собираемся сдаваться, – говорит Зимаков. – У нас есть все программы, необходимые для создания тренажера, в том числе и физическая программа, разработанная нашими специалистами».
Физическая программа НИТИ для тренажеров судовых реакторов уже аттестована в Госатомнадзоре под названием «Сапфир-ВНИТИ». Готовится к аттестации такая же программа и для энергоустановок. Разработанная в институте система автоматизированного моделирования динамики энергетических процессов «Термит», по признанию специалистов, считается лучшей отечественной разработкой.
На рынке тренажеростроения НИТИ не новичок. Он специализируется на выпуске полномасштабных транспортных тренажеров для ледоколов и атомных подводных лодок. По уровню сложности эти тренажеры не уступают тренажерам для АЭС, а некоторые из них по объему сигналов «ввод-вывод» превосходят тренажеры для энергетических промышленных реакторов. Институт также изготавливает тренажеры для исследовательских реакторов. В настоящее время ученые НИТИ работают над полномасштабным тренажером для исследовательского реактора ПИК в Гатчине.
По пальцам пересчитать
Этими двумя организациями, пожалуй, и исчерпывается рынок отечественного тренажеростроения в атомной отрасли. В начале 90-х на нем пытался утвердиться Курчатовский институт. Для разработки тренажеров в институте были созданы две рабочие группы. Одна из них поставила тренажер для ЛАЭС, правда, программное обеспечение в нем полностью американское. Сейчас «курчатовцы» сменили профиль деятельности, переключились на выпуск тренажеров для ТЭЦ и так называемых аналитических (компьютерных) тренажеров, или тренажеров-«симуляторов». Компьютерные тренажеры, как и полномасштабные, помогают человеку психологически быть готовым к экстремальным ситуациям. Основной недостаток «симуляторов» – они не тренируют навыки моторной деятельности. В идеале, конечно же, каждая АЭС должна быть оборудована как аналитическим, так и полномасштабным тренажером.
Тренажеростроительная индустрия в России наверняка развивалась бы более высокими темпами, если бы развивалась сама атомная отрасль, вводились в строй новые АЭС. Хотя ожидать в этом сегменте рынка большого количества игроков вряд ли стоит, особенно в производстве полномасштабных тренажеров. Для их создания нужны высококвалифицированные программисты, математики, хорошо знающие физические процессы, происходящие в реакторах. На таких молодых людей, как утверждают в компании «ДЖЭТ», в столице большой дефицит.
В качестве справки
Стоимость полномасштабного тренажера для АЭС – 10–15 млн долларов. Срок изготовления – три-четыре года.
Журнал «Атомная стратегия» № 19, ноябрь 2005 г.
|