Премьер-министр РФ В.В. Путин 15 апреля посетил Калининскую АЭС, где под его председательством прошло совещание «О развитии ядерной энергетики». Визит на Калининскую АЭС (3 энергоблока ВВЭР-1000) премьер начал с осмотра стройплощадки четвертого энергоблока. Его строительство началось в сентябре 2007 г., завершение планируется в 2011 г. Пуск нового блока даст дополнительно 6,5 млрд кВт×ч электроэнергии в год.
Задача проводимого на Калининской АЭС совещания — обсуждение хода реализации Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 гг. и на перспективу до 2015 г.»
В.В. Путин сообщил, что государство продолжит финансирование ядерной энергетики и строительство новых энергоблоков: «В сфере ядерной энергетики мы сформулировали весьма амбициозные, но реалистичные планы. Доля атомной генерации в общем объеме производства электроэнергии должна быть увеличена с сегодняшних 16% до 25—30% к 2030 г.»
Для этого планируется построить 26 новых энергоблоков. Объем финансирования программы до 2015 г. составляет почти 1,5 триллиона руб., из которых 660,4 млрд — средства федерального бюджета, остальные — собственные и привлеченные средства концерна «Энергоатом».
В 2009 г. с учетом корректировок в бюджете, было запланировано финансирование в объеме 73,3 млрд руб. (в 2008 — 51 млрд руб.).
Премьер-министр поддержал просьбу главы Росатома С. Кириенко о выделении дополнительно
50 млрд руб. из гос. бюджета, которые, по словам главы ГК «Росатом», будут вложены в долгосрочные инвестпроекты.
Выступая на совещании, С. Кириенко доложил, что строительство первого и второго энергоблоков Ленинградской АЭС идет по графику. Первый блок планируется пустить в 2013 г., второй в 2015.
На строительство пристанционного хранилища ядерного топлива на ЛАЭС в 2009 г. будет направлено 18 млрд руб. На мероприятия по продлению и модернизации энергоблоков российских АЭС в 2009 г. будет истрачено 28 млрд руб. (в 2008 г. — 17,8 млрд руб.).
С. Кириенко предложил ускорить ввод в эксплуатацию третьего (на один год) и четвертого (на два года) блоков Ростовской АЭС, что позволит сэкономить более 10 млрд руб. Физический пуск второго блока, как и было предусмотрено, ожидается в конце 2009 г
.
Еще два блокаАЭС «Темелин»
Совет Южной Богемии отменил резолюцию 2004 г., блокировавшую строительство 3 и 4 блоков АЭС «Темелин».
Президент области Иржи Зимола заявил, что целью отмены резолюции 2004 года и подписания контракта было предоставление области «значительной компенсации» за факт нахождения в ней АЭС «Темелин».
Контракт между Южной Богемией и чешской энергетической компанией (CEZ) гарантирует ежегодное финансирование в размере около 5,5 млн. долларов США, почти половина которых пойдет на реализацию проектов, проводимых муниципалитетами, расположенными в зоне вокруг АЭС.
Контракт также даст средства на реализацию в регионе аварийно-предупредительных мероприятий. Самая крупная сумма (более 100 млн. долларов) пойдет на развитие инфраструктуры области, заявляет CEZ.
АЭС «Темелин» изначально задумывалась как четырехблочная, но в 1990 году, на фоне политических и экономических изменений, правительство решило завершить строительство лишь двух ее блоков.
Одним из важнейших условий расширения АЭС «Темелин» является согласие на него со стороны Южной Богемии и муниципалитетов, расположенных рядом с площадкой. Долгосрочная финансовая поддержка (около 200 млн долл. США к 2018 г.) позволит области и ее муниципалитетам точнее разработать планы развития Южной Богемии.
В Чехии сейчас действуют шесть блоков АЭС — четыре с ВВЭР-440 («Дукованы») и два с
ВВЭР-1000 («Темелин»).
Первый американский АР-1000 строится в Китае
Вице-премьер Китая Ли Кэцян заявил, что на 2009 г. запланировано начало строительства АЭС суммарной мощностью 8400 МВт. По сообщению китайских информационных агентств строительство АЭС «Саньмэнь» в провинции Чжезцян уже началось. Это будет первая АЭС в мире с технологией АР-1000, разработанной Westinghouse. Предполагается, что первый энергоблок станции будет введен в эксплуатацию в 2013 г.
Второй блок АЭС «Саньмэнь» планируется сдать в 2014 г.
«Это — крупнейший проект в сфере энергетики между Китаем и США», — заявил глава Комиссии по национальному развитию и реализации реформ Дзянь Гуобао.
Реактор третьего поколения с водой под давлением АР-1000 для Саньмэньской электростанции будет построен на основании технологий и оборудования, поставленных Westinghouse по контракту 2007 г.
Реакторами АР-1000 предполагается оснастить также Хайянскую АЭС в восточной китайской провинции Шаньдун.
США отказываются от GNEP
Выдвинутая президентом Бушем в 2006 году инициатива GNEP («Глобальное ядерно-энергетическое партнерство») была создана для решения проблем растущего мирового энергетического спроса, нераспространения ядерных материалов и совместного обращения с ОЯТ.
В рамках GNEP правительство США собиралось «работать вместе с другими странами, обладающими передовыми ядерными технологиями, над разработкой новых, устойчивых к распространению технологий рецикла, необходимых, чтобы производить больше энергии, сократить объемы отходов и свести к минимуму опасность распространения. Государства-партнеры разработают программу предоставления услуг ядерного топливного цикла развивающимся странам, что позволит им с выгодой для себя пользоваться преимуществами чистой и безопасной ядерной энергии, в обмен на их обязательства отказаться от деятельности по обогащению и переработке ядерных материалов, а также будет способствовать смягчению проблем распространения».
Американская инициатива имела внешнее и внутреннее измерения.
Во внешней части GNEP неявным образом конкурировала с двумя российскими инициативами — проектом ИНПРО (МАГАТЭ) и инициативой о создании глобальной инфрастуктуры ядерной энергетики, выдвинутыми президентом В.В. Путиным. Кроме этого, под GNEP создавалась интернациональная надстройка, стремившаяся взять на себя функции, ранее входившие в зону ответственности МАГАТЭ.
Внутри страны идеологи GNEP выступали за рестарт в США программы строительства быстрых реакторов и замыкания ЯТЦ. Ближайшей целью декларировалась необходимость снизить количество ядерных отходов, предполагаемых к окончательному захоронению, а также удалить из хранилищ долгоживущие младшие актиниды.
Неявной задачей GNEP называлась также попытка вернуть Соединенным Штатам лидерство в сфере быстрых реакторов, утраченное после введения в стране законодательного запрета на коммерческую переработку ОЯТ при президенте Джимми Картере (1977 год).
Последовавшая за директивой Картера практически полная утрата американцами знаний, компетенции и технологий в сфере замкнутого ЯТЦ и быстрых реакторов обуславливали необходимость мощных финансовых вливаний в атомный сектор страны для восстановления забытого.
В Министерстве энергетики США (DoE) надеялись на государственные средства, а также на инвестиции от частного бизнеса, однако смена власти в Вашингтоне и наступивший мировой кризис поставили на этих надеждах жирный крест — на 2009 бюджетный год подкомитет по энергии и воде Комитета по ассигнованиям Палаты (представителей) не выделил GNEP вообще никаких средств.
Решение министра энергетики по GNEP, которое было отложено до вступления нового президента в должность, должно было установить, будет ли DoE и дальше пытаться построить и начать эксплуатировать установки рецикла в рамках GNEP (конечно, при наличии финансирования), какие технологии использовать и где строить. И вот теперь, в апреле 2009 г. Министерство энергетики США выступило с заявлением, что «американская инициатива GNEP умерла».
«Еще при предыдущей администрации США, министерство приняло решение не продолжать работы по внутренней части GNEP. Исследования в области долгосрочных перспектив ЯТЦ не будут сворачиваться, но не будет предприниматься никаких усилий в связи с созданием в ближнесрочной перспективе объектов по химпереработке ОЯТ или быстрых реакторов», — говорится в сообщении DoE.
Закрытие GNEP — по крайней мере, ее внутренней составляющей — ставит американских атомщиков к в тяжелейшее положение. Напомним, что ранее администрация Барака Обамы фактически свернула все работы по созданию долгосрочного хранилища ОЯТ в горе Юкка. Теперь американская атомная отрасль потеряла всякие перспективы для выбора в обозримом будущем внятной стратегии по обращению с ОЯТ.
Поражение GNEP послужит новым вызовом для России, которая остается единственным государством, выдвинувшим осмысленные международные инициативы по интернационализации топливного цикла, и теперь судьба всей системы нераспространения во многом будет зависеть от Москвы.
Перспективы ядерной энергии в Балтийском регионе
По требованию ЕС Литва обязана прекратить работу Игналинской АЭС в 2009 г., что повлечет за собой дефицит электроэнергии не только в самой Литве, где доля ядерного электричества составляет более 70% национального электропроизводства, но и в соседних странах.
Что касается внесенного оппозицией в Сейм закона «О продлении работы второго блока Игналинской АЭС» (существующее состояние станции позволяет ей проработать до 2013 г., а при проведении необходимых мероприятий по ремонту и модернизации основного оборудования — до 2030 г.), то парламентский комитет по праву и правопорядку Литвы пришел к выводу, что принятие закона противоречило бы конституционному акту «О членстве Литовской Республики в Европейском Союзе».
В 2006 г. премьеры стран Балтии подписали меморандум о строительстве новой АЭС, к которому позднее присоединилась и Польша. Станцию планировалось построить к 2018 г. Первый год был довольно продуктивным, но затем в Литве начались политические дебаты и реструктуризация литовского энергопредприятия (LeoLT), что затормозило осуществление проекта. Конституционный суд Литвы решил, что закон 2007 г. о строительстве новой АЭС взамен Игналинской, противоречит Конституции Республики, поскольку при создании LeoLT, занимающегося проектом по строительству АЭС, не были установлены обязательства частной компании, инвестирующей в строительство станции. Предстоит процедура реформирования предприятия.
В столицах Эстонии, Латвии и Польши с недовольством следят за внутренним скандалом, разразившемся в Литве по поводу статуса созданного для управления энергетическими проектами LeoLT. В течение трех лет после создания международного консорциума прибалтийских стран и Польши для строительства новой АЭС практически ничего сделано не было — страны даже не договорились о типе энергоблока и его мощности.
Из-за промедления с проектом новой АЭС Польша и Эстония объявили о планах строительства собственных атомных станций. Премьер-министр Польши Д. Туск и премьер Эстонии А. Ансип призвали Литву поспешить с работой над новой электростанцией в Игналине.
«Скажем прямо, что мы не удовлетворены темпами развития проекта новой Игналинской АЭС. И только слишком медленное развитие этого проекта вынуждает нас к тому, что сейчас мы обсуждаем возможность запуска своих атомных проектов», — сказал Ансип на совместной пресс-конференции с Д. Туском.
По словам А. Ансипа о строительстве АЭС в Эстонии пока «говорится лишь на уровне идеи». Тем не менее, правительство Эстонии одобрило два документа, согласно которым страна ставит целью построить собственную АЭС к 2023 г. Как заявил министр иностранных дел У. Паэт, планы Эстонии по строительству атомной электростанции на своей территории прояснятся после того, как станут понятны перспективы строительства новой АЭС в Литве.
Д. Туск также заявил, что у Польши имеется план по строительству своей АЭС (первый блок планируется ввести к 2020 г.). До конца 2010 г. энергетическая группа PGE намерена создать консорциум, который займется вопросами строительства АЭС. Компания готова начать поиск партнеров, которым будут принадлежать 49% акций (51% — у PGE).
«Однако, — сказал Д. Туск, — этот проект ни в коем случае нельзя расценивать как альтернативный балтийский проект Игналинской АЭС, который мы намерены вместе осуществить».
На состоявшейся в апреле встрече президентов Польши и Литвы были обсуждены перспективы осуществления энергетических проектов в регионе. В. Адамкус отметил, что проект новой АЭС жизненно важен для Литвы и необходимо как можно скорее начать строительство, несмотря на дискуссии вокруг законности образования предприятия LeoLT.
Правительство Литвы уже обсудило разработанный Министерством энергетики план, согласно которому проектирование и строительство АЭС могут начаться уже в 2010 г. В подготовленном к июлю—августу 2009 г. бизнес-плане будет указана мощность станции и объем средств, необходимый для ее сооружения. В октябре—ноябре 2009 г. состоится конкурс по выбору стратегического партнера для строительства АЭС.
В качестве другого способа борьбы с надвигающимся энергодефицитом директор Института энергетических технологий Каунасского технологического Университета Йонас Гилис предлагает присоединить энергосистемы трех прибалтийских республик к энергосистеме Швеции. Он считает также, что «проблема энергодефицита может быть решена путем закупки электроэнергии у соседних стран, включая Россию. В частности, Литва может быть заинтересована в импортировании электроэнергии с Балтийской АЭС, которая будет построена в Калининградской области. Беларусь рядом с литовской границей также планирует построить атомную станцию. Страна, которой удастся первой построить здесь АЭС, будет иметь преимущество в поставке электроэнергии в страны Балтии».
В Беларуси, по словам зам. министра энергетики М. Михадюка соглашение о строительстве АЭС по российскому проекту планируют подписать в текущем году, а в 2010 г. начать строительство. Заявленная дата запуска первого блока — 2016 г.
Балтийскую АЭС в Калининграде планируется ввести раньше — в 2015 г. Контроль в проекте — у ГК «Росатом», остальные 49% акций могут быть распределены между частным, в том числе иностранным, капиталом. Предполагается построить два энергоблока мощностью 1200 МВт каждый.
Россия уже предлагала Литве участвовать в качестве партнера в строительстве АЭС в Калининградской области. «Однако, — считает директор Балтийского международного центра исследований в области экономической политики (Латвия) А. Ванагс, — хотя калининградская альтернатива может быть рациональным выбором с экономической точки зрения, на практике, я опасаюсь, что страны Балтии будут руководствоваться в большей степени политическими соображениями: там настроены быть независимыми от России в вопросах поставок энергии насколько возможно. Хотя их реальная независимость маловероятна в обозримом будущем».