proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/10/2005]     Проблемы РАО и ОЯТ: перспективы их решения

А.М.Агапов, к.т.н., начальник Управления ядерной и радиационной безопасности ФААЭ;
Р.В.Арутюнян, д.ф.-м.н., первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики;
С.Н.Брыкин, к.т.н., начальник Центра Всероссийского научно-исследовательского института химической технологии;
С.В.Казаков, к.т.н., заместитель директора отделения Института проблем безопасного развития атомной энергетики;
Г.А.Новиков, д.т.н., заместитель начальника Управления ядерной и радиационной безопасности ФААЭ


Принципиальной особенностью ядерных энерготехнологий, и тем более инновационных ядерных технологий с замкнутым топливным циклом, по сравнению с традиционной тепловой энергетикой, является сохранение подавляющей части вредных для здоровья и окружающей среды радиоактивных продуктов в пределах технологических защитных барьеров на всех стадиях производства топлива для АЭС и выработки электроэнергии, вплоть до окончательного захоронения РАО (рис.1).

Именно это обеспечивает высокую экологичность атомной энергетики, одновременно создавая повышенную потенциальную опасность с точки зрения маловероятных запроектных аварий на конкретном объекте.

Сохранение внутри длительного (десятки, сотни лет) технологического цикла подавляющей части потенциально вредных радиоактивных веществ требует особой организации системы обращения с РАО и ОЯТ, специальной системы государственных гарантий безопасности, включая страхование рисков, связанных с весьма редкими событиями (запроектные аварии), которые, тем не менее, могут иметь масштабные социально-экономические последствия.



Рис. 1. Экологическая безопасность ЯТЦ

Ядерные энерготехнологии и система обеспечения их безопасного функционирования, в силу своей специфики (высокая энергоемкость топлива, передовые научные конструкторские и технологические решения и др.), изначально развивались и формировались, по сути, в рамках философии устойчивого развития и хорошо адаптированы к ней: защита человека и природы от негативного влияния человеческой деятельности, снятие бремени с будущих поколений, сохранение энергоресурсов и биоресурсов окружающей среды.

Тепловая энергетика, потребляющая не возобновляемый ресурс, предполагает попадание в открытую окружающую среду вредных продуктов в процессе производства, наносящих значительный постоянный фактический ущерб здоровью человека и окружающей среде.

Необходимое условие развития атомной энергетики и ядерных технологий в целом – убедительное и практическое доказательство возможностей решения таких технолого-экологических проблем как:

1. Предотвращение тяжелых (со значимым выходом радиоактивных веществ) аварий на ЯЭУ, ядерно- и радиационно-опасных объектах ЯТЦ и других потенциально опасных объектах отрасли;

2. Безопасное обращение с РАО, в том числе с теми, которые не могут быть вовлечены в ЯТЦ.

Наиболее острыми вопросами, ставшими фактически камнем преткновения в принятии обществом очевидных преимуществ, стратегических перспектив и необходимости развития использования атомной энергии, в первую очередь ядерных энерготехнологий, стали гипертрофированные и далекие от фактических представления, и даже заблуждения, о радиологических последствиях радиационных аварий и серьезные опасения в возможности обеспечения долговременной безопасности обращения с РАО и ОЯТ.

Долговременный характер производственного цикла обращения с РАО до их окончательного захоронения обуславливает создание государственной или может быть даже межгосударственной системы гарантий безопасности системы обращения с РАО и ОЯТ. Это означает, что именно государство должно взять на себя полную ответственность за создание таких систем страхования рисков при обращении с РАО И ОЯТ и обеспечить гарантии исполнения обязательств в долговременном плане.

На протяжении десятилетий проблеме обращения с РАО не уделялось должного внимания, как в части накопленных РАО «оборонного» происхождения, так и РАО, образующихся в текущей деятельности АЭС и других предприятий ЯТЦ.

Более 99% всех видов РАО России сосредоточено на предприятиях Агентства (табл. 1).

Подавляющая по активности часть РАО накоплена на комбинатах ЯТЦ. Наибольшее количество РАО накоплено на ФГУП «ПО «Маяк».

Аналогично выглядит ситуация и с годовым накоплением РАО (табл. 2).

Что касается переработки РАО. На 25 предприятиях ФААЭ эксплуатируются 35 установок и комплексов по переработке радиоактивных отходов. В их числе 26 установок (цементирования, битумирования, остекловывания, кальцинации, упаривания, очистки сбросных вод, фракционирования ВАО), предназначенных для переработки ЖРО, и 9 установок для переработки ТРО – сжигания, прессования, плавления.

За год предприятиями Росатома перерабатывается около 3,4 млн куб. м РАО общей активностью 4,2•1018 Бк. Годовые объемы переработки РАО увеличились более чем в 2 раза по сравнению с 2000–2001 гг.

Следует подчеркнуть, что темпы переработки радиоактивных отходов, в целом, по-прежнему остаются недостаточными, и это ведет к их накоплению, хотя темпы накопления РАО в последние годы снижаются. Рост объемов накопленных отходов связан с нехваткой необходимых мощностей по их переработке, особенно в части твердых РАО.

По переработке высокоактивных ЖРО достигнута устойчивая тенденция к снижению объемов и активности жидких ВАО (перерабатывается больше чем образовывается). Объем переработанных ЖРО за весь период эксплуатации установок составил более 150 млн м3. Количество переработанных ТРО – около 50 тыс. т (активностью порядка 1,0•1013 Бк).

Анализ действующей на сегодня схемы обращения с РАО показал, что:

• Методы обращения с РАО, включая их переработку, в основном, существуют.





• Экономические механизмы кооперации и координации работ по различным этапам обращения с РАО явно недостаточны или отсутствуют.

• Нет единой системы обращения с РАО в Росатоме и Российской Федерации. Отсутствует стратегия и управленческие решения по окончательному захоронению, приповерхностному хранению, необходимым пунктам обращения с различными РАО (заводские, региональные, федеральные).

• Смешаны в единый конгломерат обращение с РАО от предыдущих оборонных программ и РАО от текущей коммерческой деятельности предприятий.

• Требуется финансирование из федерального бюджета на утилизацию РАО оборонной деятельности и включение в цену продукции, работ и услуг обращения с РАО текущей деятельности.

• Финансирование по общим проблемам обращения с РАО не консолидировано. Принятая в мире практика создания долгосрочных фондов по обращению с РАО в России практически не используется.

• Существует острая необходимость создания в Российской Федерации современной рыночной и эффективной системы обращения с РАО от текущей деятельности.

Для ее создания необходимо:

• Разработать и утвердить в Правительстве доктрину обращения с РАО. Доктрина должна содержать тактику обращения (схемы, приемы) с разными РАО (НАО, САО, ВАО), включающая в том числе проект единой системы обращения с РАО в РФ.

• Разработать перечень постановлений Правительства и других нормативных актов для реализации доктрины обращения с РАО и функционирования системы обращения.

• Определить источники финансирования актуальных работ в области обращения с РАО и утвердить их финансирование в ФААЭ и Правительстве РФ.

• Решить ряд научно-технических и организационных вопросов, в первую очередь, по решению задач по обращению с накопленными РАО прежнего «оборонного» происхождения.

Актуальность задачи системы обращения с РАО возросла с учетом появления новых рисков:

• Ослабления системы учета и надзора за использованием ИИИ и РАО.

• Терроризма.

• Усиления международных требований к безопасности использования ИИИ и обращения с РАО.

• Отсутствия желания организаций платить за утилизацию ИИИ и обращение с РАО.

• Наличия ядерных материалов российского производства, в том числе высокоактивных РАО, в «горячих точках».

Отметим, что на сегодня существуют все необходимые предпосылки для создания в Российской Федерации современной рыночной системы обращения с РАО от текущей деятельности.

Вопросы обращения с ОЯТ неразрывно связаны с перспективами развития ЯТЦ. В настоящее время разработана и утверждена отраслевая концепция обращения с ОЯТ. Ведутся работы по созданию нового хранилища на ГХК. Принципиальным вопросом возможности решения проблемы долгосрочного хранения ОЯТ является их финансовое обеспечение.



Рис. 2. Жизненный цикл РВ

В области обращения с РВ, и в первую очередь при обращении с РАО и ОЯТ, принципиально важен вопрос о замыкании цикла при разработке любой ядерной технологии. Речь идет не столько о собственно самих технологиях, сколько об организации деятельности органа управления использованием атомной энергии в этой сфере таким образом, когда РВ, используемые в технологиях, начиная от этапов проектирования технологий и заканчивая циклом обращения с этими РВ как с РАО, охвачены общей системой управления и надзора с гарантией безопасного обращения на всех этапах жизненного цикла РВ.

Производим источники и установки – должны предусматривать весь цикл от проектирования, изготовления, использования до утилизации.

Производим свежее топливо для АЭС, АПЛ и пр. – должны предусматривать инфраструктуры хранения и возвращения топлива на переработку или долговременное хранение. В процессе контролируем и регулируем переход их к различным собственникам.

Весь цикл должен быть увязан проектно. Готовность предприятий и организаций к выполнению работ – лицензия; безопасность разработанного, произведенного оборудования – сертификация; контроль обращения с РАО И ОЯТ со стороны органа управления; надзор за соблюдением федеральных норм и правил – органы госуправления и госнадзора. Вывод – единые проектные решения, внутренний и внешний контроль, развитие систем лицензирования, сертификации – система взаимодействия органов управления и органов регулирования.

Не следует забывать и о возможности конструктивного взаимодействия с общественными организациями.

Эти новые рычаги регулирования должны заменить прежние административные механизмы в решении задач безопасного обращения с РАО и ОЯТ.

Принципиально иного решения требует проблема РАО, накопленных в результате прошлой, прежде всего, оборонной деятельности. Она не может быть решена только за счет средств предприятий Росатома и требует консолидированных усилий государства и отрасли.

Проблемами ядерного наследия отягощены многие предприятия ЯТЦ. Наиболее остры и масштабны эти проблемы на ФГУП ПО «Маяк». В меньшей степени они присущи ГХК и СХК.

Опыт разработки Комплексного плана решения экологических проблем, связанных с текущей и прошлой деятельностью ФГУП ПО «Маяк» демонстрирует ресурсоемкость задач обеспечения экологической безопасности обращения с РАО и необходимость системного и комплексного подхода в их решении. Масштаб и сложность проблемы таковы, что их решение потребует значительного времени и значительных усилий. Ключевыми проблемами предприятия является обеспечение безопасности промводоемов: хранилищ жидких РАО и модернизация технологий обращения с РАО. Важную роль в выработке подходов к решению этой сложной проблемы сыграло привлечение ученых отраслевых научных центров (ВНИИПИЭТ, ВНИИХТ, ВНИИНМ) и РАН (ИБРАЭ, ИГЕМ).

Характерным примером экологически опасных решений прошлого, последствия которых трудно преодолеть, является создание Теченского каскада водоемов. Локализация радиоактивно загрязненных вод посредством последовательного создания системы плотин привела к накоплению более 350 млн м3 загрязненных вод. В настоящее время, в условиях продолжающейся более 10 лет повышенной водности в регионе, ТКВ представляет собой реальную и серьезную экологическую угрозу.



Рис. 3. Прогноз изменения уровня водоема В-11 до 2015 г. при сохранении существующей водности

Решение вопроса повышения уровня безопасности ТКВ требует выполнения ряда технически сложных и ресурсоемких проектов. Значительным резервом для их реализации является привлечение средств, поступающих от ввоза ОТВС зарубежных реакторов. На сегодня в планах ФААЭ и ФГУП «ПО «Маяк» имеется реализация нескольких специальных экологических программ, выполняемых за счет ввоза 252 ОТВС исследовательского реактора ИЯФ АН Узбекистана. И пусть пока речь не идет о больших деньгах, но это «первая ласточка», доказывающая жизнеспособность ранее принятых решений по ввозу зарубежного ОЯТ.

Следует сказать и о факторах, которые существенно осложняют решение задач обеспечения экологической безопасности обращения с РАО. Они связаны с изменением форм собственности. Предприятие акционировалось, но только в части, которая способна вести прибыльный бизнес. А хвостохранилища, шахты, захоронения РАО продолжают оставаться в госсобственности. Однако никакое госпредприятие за них не отвечает (Кирово-Чепецк, ПО «Алмаз» и т.д.). Данная проблема законодательно не отработана и требует своего скорейшего и эффективного решения.

В области обращения с РАО и ОЯТ пока не в полной мере раскрыты возможности международного сотрудничества и кооперации. Для расширения этих процессов необходимо не только наладить экономические механизмы, отработать законодательные, технологические вопросы транспортирования, хранения и переработки РАО и ОЯТ. По-видимому, главное преодолеть негативное, предубежденное отношение общественности к вопросам трансграничного перемещения РАО и ОЯТ, убедить общественность в действительно высоком уровне обеспечения безопасности при обращении с РАО и ОЯТ и, что крайне важно, наглядно демонстрировать выгодность международного сотрудничества и кооперации. Следует сказать, что Минатомом России, а теперь и Росатомом, в последние несколько лет проделана и ведется большая работа по контактам с общественными организациями, информированию общественности и властных структур о достигнутом в отрасли уровне безопасности (рис. 4), в том числе по вопросам обращения с РАО и ОЯТ и работа эта уже имеет положительные результаты.



Рис. 4. Информирование по вопросам безопасности

Административная реформа и реформа в области технического регулирования раскрывают новые перспективы для решения проблем безопасного обращения с РАО и ОЯТ в условиях рыночной экономики. Не всегда просты решения в условиях этих реформ и подчас требуют отхода от сложившихся стереотипов. Утверждать можно одно: в ходе реализации этих реформ, вопросы обеспечения безопасности, в том числе и безопасного обращения с РАО и ОЯТ, должны быть среди приоритетных и первоочередных. Достигнутый, и признанный высоким, уровень обеспечения безопасности обращения с РАО и ОЯТ в отрасли должен не только сохраниться, но и существенно возрасти. Деятельность в области обеспечения экологической, ядерной и радиационной безопасности при обращении с РАО и ОЯТ должна получить новый мощный стимул, в том числе и по такому важному вопросу, как окончательное захоронение РАО в глубинные формации.

Объективно, по совокупности научных данных и достигнутого технологического задела, использование атомной энергии в решении проблем устойчивого развития, в том числе развитие широкомасштабной атомной энергетики и ядерных технологий, по критериям безопасного обращения с РАО И ОЯТ не имеет ограничений.

Журнал «Атомная стратегия» № 13, сентябрь 2004 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Обращение с РАО и ОЯТ
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Обращение с РАО и ОЯТ:
О недостатках закона № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru