proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[06/08/2008]     МЭР наметило параметры российского ядерного ренессанса

Минэкономразвития опубликовало доработанный проект долгосрочного социально-экономического развития России до 2020г. Новая концепция накануне была внесена для обсуждения в правительство РФ. Доля инвестиций в экономику знаний и высоких технологий в 2020г. согласно инновационному сценарию развития экономики страны составит 16,5% от общего объема инвестиций, по инерционному сценарию - 13,8%. При этом доля сектора экономики знаний и высоких технологий в ВВП в 2020г. по инновационному сценарию достигнет 17,2%, по инерционному - 13,3%.


Развитие российского атомного энергопромышленного комплекса  включено в Концепцию  в качестве самостоятельного раздела п. 5.2.

5.1. Развитие национальной инновационной системы и технологий [1]

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы – системы институтов, механизмов и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни. Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:

- повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики: в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов, а технологическое обновление производства преимущественно опирается на импорт технологий, а не на отечественные разработки;

- повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки): в настоящее время происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций, и отсутствие ориентации на потребности экономики;

- преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры: многие элементы инновационной инфраструктуры созданы, но они пока не поддерживают инновационный процесс на протяжении всей цепочки генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.

Цель создания национальной инновационной системы – обеспечение создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики, включая масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, создание конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения. Это позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.

Основными показателями достижения данной цели являются:

- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 15% в 2010 году и до 40-50% в 2020 году (2007 г. -13%);

- доля  России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5-10 %  в 5-7 и более  секторах  к 2020 году (в т.ч. атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение, отдельные ниши на рынке программного обеспечения);

- удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% к 2020 году  (2007 г. – 0,3%);

- валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП  составит 17-20% к 2020 году (2007 г. - 10-11%);

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 6-7% в 2010 году и до 25-35% в 2020 году (2007 г. -  5,5%);

внутренние затраты на исследования и разработки повысятся  до 2,5-3,0% ВВП в 2020 году (2007 г. - 1,1%), из них за счет частного сектора больше половины;

Необходимо создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся  постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития через придание инновационного характера системе образования, модернизацию сектора научных исследований, компенсацию «провалов рынка», осуществление селективной поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также через создание системы стимулов для экономических агентов к наращиванию инновационной активности. И бизнес, и государство совместно разрабатывают технологические инициативы (технологические карты), определяющие порядок и направления взаимодействия в перспективных сферах исследований и разработки технологий, совместно оценивают качество созданных институтов стимулирования инновационного развития и элементов инновационной инфраструктуры.

Для достижения указанных целевых показателей инновационного развития будут реализовываться меры по следующим основным направлениям, охватывающим спрос и предложение инноваций, а также их институциональную инфраструктуру:

Поддержка инновационного бизнеса  и расширение спроса на инновации в экономике:

- развитие конкурентной среды и, прежде всего, среды для технологической конкуренции и конкуренции в инновациях;

- стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов, капитализацию интеллектуальной собственности – посредством налоговых и  иных инструментов стимулирования;

- создание условий для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности и ее использования для повышения капитализации компаний,  упрощение оборота нематериальных активов, вовлечение в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств;

поддержка создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса, в том числе путем:
·       сокращения административных барьеров для старта и развития инновационного бизнеса;
·       формирования требований по передаче малому и среднему инновационному бизнесу части государственных заказов на НИОКР.
создание благоприятных условий для развития новых высокотехнологических секторов экономики, в том числе путем совершенствования регулирования на соответствующих рынках продукции (услуг), оптимизации существующих инструментов поддержки инноваций применительно к особенностям перспективных секторов экономики;
формирование в государственном секторе экономики, а также в сфере естественных монополий дополнительных стимулов к инновационному развитию путем:
·        усиления инновационной направленности системы закупок для государственных нужд;
·       введения для субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний требований по разработке и принятию программ инновационного развития, формированию и реализации технологических дорожных карт; определения требований по переходу субъектов естественных монополий, крупных государственных компаний к применению тех передовых технологий, которые определяют более высокий уровень технологического уклада повышение энергоэффективности.

Развитие российского научно-образовательного потенциала и повышение его эффективности:

- повышение конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок, повышение  эффективности и результативности государственных расходов на его поддержку и развитие,  в том числе путем:

·       определения и уточнения приоритетных направлений проведения исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития;

·       введения института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой;

·       постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований; расширения роли государственных научно-технических фондов в финансировании фундаментальных исследований; к 2010 г. на конкурсной основе должна распределяться большая часть бюджетных средств для финансирования фундаментальных исследований;

·        расширения состава инструментов финансирования  государственного сектора науки, включая фундаментальную; опережающего развития инструментов финансирования НИОКР, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение частного софинансирования;

·        поддержки на конкурсной основе среднесрочных комплексных программ развития ведущих научных и научно-образовательных организаций;

·        формирования и реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки;

создание междисциплинарных «центров превосходства» по прорывным направлениям технологического развития путем создания 5-7 национальных исследовательских центров («национальных лабораторий») и поддержки формирования 10-15 исследовательских университетов. Реорганизация сектора государственных научных центров, направленная на повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных разработок, включая поддержку обновления материальной базы опытных и исследовательских работ;

содействие развитию внутрифирменной корпоративной науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (в частности, центрам коллективного пользования), поддержки распространения среди предприятий лучшей практики в организации внутрифирменных инновационных систем;

государственная поддержка развития инжиниринга и проектной деятельности, в том числе путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых центров, центров дизайна, сертификационных центров; содействие предприятиям в проведении технологического аудита;

модернизация кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем:

·       создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности: планирование карьеры, введения системы индивидуальных грантов, поощрений молодым ученым, государственного субсидирования ипотеки для молодых специалистов в сфере науки, инжиниринга, проектной деятельности, иных высокотехнологичных видах деятельности, предоставления грантов, займов и венчурного финансирования на реализацию собственных разработок;

·       реформирование системы оплаты труда в сфере науки и образования, устанавливающей зависимость ее уровня от результатов и качества работы, внедрение новых форм финансирования фундаментальной науки (проектное финансирование, гранты и т.д.);

·       содействия повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом;

содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок, в том числе путем развития инструментов трансфера результатов исследований и разработок между гражданской и военной сферой.

Развитие инновационной инфраструктуры:

- радикальное повышение эффективности созданной инновационной инфраструктуры (в частности, ОЭЗ, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т.д.);

- развитие финансовой инновационной инфраструктуры, формирование целостной  системы поддержки инноваций на основе созданных институтов развития (Банка развития, РВК,  региональных венчурных компаний, госкорпорации Роснанотех и т.п.). Предполагается создание с государственным участием фондов прямых инвестиций для повышения капитализации высокотехнологичных компаний, развитие венчурного финансирования, создание государственных, или частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса. Инновационная финансовая инфраструктура должна быть направлена на поддержку не только бизнеса на ранних стадиях, но и поддержку взросления инновационных компаний, их перехода в более тяжелую весовую категорию;

- ускоренное развитие технического регулирования, как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития, путем:

·       модернизации устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий;

·       последовательного и предсказуемого на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определения соответствующей системы поощрений и санкций;

·       гармонизации российских стандартов с международными, в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции.

развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем:

·       формирования технологических платформ, как площадок для взаимодействия бизнеса и науки по определению и развитию перспективных направлений технологического развития;

·       развития инструментов грантового софинансирования расходов компаний на проведение исследований и разработок;

·       софинансирования реализации сетевых инновационных проектов, поддержки долгосрочных инновационных партнерств по приоритетным для развития экономики технологическим направлениям;

поддержка (в том числе финансовая, административная и инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках.

Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему:

- поддержка вхождения российских предприятий как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес-альянсы, направленные на создание новых технологий и продуктов глобального уровня конкурентоспособности и предполагающих передачу российским участникам таких альянсов соответствующих технологий и компетенций;
содействие, в том числе путем создания соответствующих фондов с государственным участием, укрупнению, повышению капитализации национальных высокотехнологичных компаний, стимулирование их консолидации в целях создания глобальных высокотехнологичных игроков;

- обеспечение участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях для интеграции в мировое научно-технологическое пространство; разработка и реализация на основе долгосрочного технологического прогноза нескольких масштабных проектов в сфере развития отдельных технологий – национальных технологических инициатив;

- интеграция российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, развитие международного сотрудничества, обеспечение доступа российских ученых к исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров;

- принятие и реализация программы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, услуг, технологий; формирование инструментов поддержки создания и капитализации национальных высокотехнологичных брендов, компенсации расходов на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом, усиление внимания к этой сфере внешнеэкономической деятельности со стороны посольств и торгпредств Российской Федерации;

- поддержка покупки зарубежных активов – технологических доноров и центров подготовки персонала, в том числе инжиниринговых и проектных компаний;

- развитие и поддержка программ академического обмена и стажировки российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных -  в России, поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России;

- вовлечение российских ученых, уехавших за рубеж, в развитие отечественной науки и технологий в том числе путем оплаты их участия в российских научных проектах, преподавательской деятельности.

Реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках.

Необходимо определение и регулярное уточнение  приоритетных направлений прикладной и фундаментальной науки,  технологий и техники, формируемых на основе долгосрочных прогнозов технологического развития, включая технологический Форсайт. Такие приоритеты увязываются с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности. Это позволит сформировать технологический профиль российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к странам-лидерам - США, Китаю и Европе. Реализация приоритетов будет  осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов[2].

Первая группа таких проектов ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях. В период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в информационно-коммуникационных технологиях, нанотехнологиях, новых материалах и живых системах. При этом основной эффект будет достигаться на стыке указанных технологий в междисциплинарных областях.

Вторая группа инновационных проектов обеспечит технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий. Первоочередные меры должны быть направлены на преодоление технологического отставания от зарубежных.

Приоритетными направлениями технологического развития, отраженными в перечне критических технологий и поддержанными действующими и перспективными федеральными целевыми программами, являются:

водородная энергетика и производство новых моторных топлив;

создание нового поколения ядерных реакторов и топливных элементов;

разработка новых конкурентоспособных энергетических установок (турбин, генераторов) и эффективных систем передачи энергии на большие расстояния;

разработка специальной техники, способной работать в Арктике и в экстремальных средах;

реализация «прорывных проектов» в авиации по  созданию новых поколений авиационной техники и  энергоэффективных двигателей (в т.ч. нового поколения газотурбинных двигателей), нового поколения ракетно-космической техники;
новые технологии обработки металлов;

развитие оптоэлектроники, микромеханики и новой архитектуры вычислительных средств;

развитие программного обеспечения и инжиниринговых услуг.

Формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса инноватора:

- поддержка распространения лучших практик инноваций, в т.ч. управленческих и социальных;

активизация пропаганды роли инноваций для развития экономики и общества, в том числе путем:

·       формирования системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в частности через общественную рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение «историй успеха», проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов и т.д.;

·       формирования специализированных учебных курсов по инновациям в вузах в целях популяризации инновационной деятельности по максимально широкому кругу специальностей, не относящихся к сфере высоких технологий.
 
5.2. Развитие высокотехнологичных отраслей [3]

В настоящее время сформировался состав высокотехнологичных секторов экономики, в которых Россия обладает,  или претендует на создание  в среднесрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных (федеральных) государственных программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами. 

Все эти сектора - авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационные технологии, являются участниками жесткой глобальной конкуренции. Их модернизация невозможна без привлечения иностранных стратегических партнеров, иностранных технологий и компетенций, и в то же время в этих секторах Россия претендует на создание самостоятельных национальных компаний, которые могли бы играть активную роль не только на внутреннем, но и на глобальном рынке…

Атомный энергопромышленный комплекс

Цель государственной политики в области атомной энергетики – развитие российского атомного энергопромышленного комплекса до уровня «глобального игрока» в области энергетики и ядерного бизнеса, обеспечивающего потребности мирового и российского рынка конкурентной продукции и услугами с высокой добавленной стоимостью при соблюдении всех требований экологии и безопасности.

Индикаторы, характеризующие достижение данной цели:

рост установленной мощности атомной энергетики к 2012-2015 годам - до 28-36 ГВт и к 2020 году - до 50-53 ГВт;

поэтапный переход, начиная с 2020 года, к новой технологической платформе на базе реакторов на быстрых нейтронах и замкнутом топливном цикле;

расширение линейки предложений АЭС, включая малой и средней мощности, для энергоснабжения изолированных энергозон России и развивающихся экономик мира;

экспорт оборудования и технологий к 2020 году – не менее 8-14 млрд. долларов США в год (в ценах 2006 года).

Приоритетные направления, обеспечивающие достижение поставленной цели, следующие.

Первое – рост установленной мощности и генерации атомной энергии при обеспечении необходимого уровня безопасности, обеспечение увеличения доли атомной генерации к 2020 году до 20-22% от общего объема производства электроэнергии в Российской Федерации:

прирост эквивалентной мощности АЭС к 2020 году на 4,5 ГВт за счет мероприятий по продлению срока эксплуатации, повышению КИУМ и увеличению мощности действующего парк АЭС;

ввод 19-20 ГВт к 2020 году, в том числе ввод в эксплуатацию в 2012 году энергоблока №4 Белоярской АЭС с реактором типа БН-800 и отработка на нем элементов замыкания топливного цикла;

сокращение сроков строительства энергоблоков, снижение в 2015 году эксплуатационных расходов организаций, эксплуатирующих атомные станции, на 20% из расчета на 1 кВт. ч к уровню 2006 года;

продление сроков безопасной эксплуатации существующих энергоблоков и  увеличение проектных сроков безопасной эксплуатации проектируемых энергоблоков;

создание эффективной инфраструктуры обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.

Второе - обеспечение интеграции российской атомной энергетики в мировую экономику, как в топливном цикле, так и в производстве оборудования:

обеспечение высокой конкурентоспособности российских проектов АЭС;

увеличение объемов поисково-разведочных работ, направленных на скорейшее введение в эксплуатацию новых месторождений с богатыми урановыми рудами;

развитие кооперации в области топливного цикла с зарубежными странами;

создание на территории Российской Федерации международных центров по обогащению урана, обеспечивающих недискриминационный доступ неядерных держав к низкообогащенному топливу для АЭС при соблюдении требований нераспространения.

Третье - обеспечение мирового технологического лидерства российской атомной энергетики:

стимулирование исследований и разработок в области замкнутого топливного цикла (реакторы на быстрых нейтронах, фабрикация и рецикл новых типов ядерного топлива), обеспечение поддержки перспективных разработок по высокотемпературным реакторам;

эффективное участие в перспективных международных проектах (ИТЭР, новые типы АЭС);

ускоренное развитие сопряженных отраслей, прежде всего энергетического машиностроения, средств автоматизации, информационных и нанотехнологий;

обеспечение воспроизводства кадровой и научной базы ядерной энергетики.

Четвертое - формирование организационных структур, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ российской атомной энергетики и энергомашиностроительного комплекса на мировых рынках.


[1] См. Прогноз…. Раздел 5. Развитие науки, технологий и инноваций.

[2] Направления исследований в стратегических инновационных проектах базируются на утвержденном Президентом Российской Федерации перечне критических технологий

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Реформирование и акционирование
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Реформирование и акционирование:
Замысел выдается за факт, план - за результат, слово - за дело

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: МЭР наметило параметры российского ядерного ренессанса (Всего: 0)
от Гость на 07/08/2008
Красиво излагают.....Но кто это будет делать? Кириенко сотоыарищи? Просто смешно!


[ Ответить на это ]


Болтовня (Всего: 0)
от Гость на 06/08/2008
Ну, конечно. К 2012 году обязательства расплывчатые (28-36 блоков), поскольку осталось всего 4 года (три года ушло в треп) , а к 2020 году можно обещать очень точно (50-53 блока). Судя по тому, что Кириенко на одной должности долго не задерживается, это обязательство ляжет тяжелым бременем на следующее руководство Росатома (обычная подстава). Эх, пацаны-фантазеры, надоела ваша болтовня. БН вы и к 2016 году не сдадите, а замкнутый цикл вам вообще не по зубам. Чем раньше вы уйдете из отрасли, тем быстрее она будет развиваться. 


[ Ответить на это ]


Re: Болтовня (Всего: 0)
от Гость на 06/08/2008
Хорошо сказано обуходе. Но они ведь по своей воле ни коем бразом. Не уверен, что мы спосбны их подтолкнуть к этому решению. Ребята цепкие , от кормушке их не оторвать. Ситуация патовая.


[
Ответить на это ]


[Без темы] (Всего: 0)
от Гость на 07/08/2008
Тогда уйдем все мы


[
Ответить на это ]


Re: Болтовня (Всего: 0)
от Гость на 07/08/2008
а разве до их прихода отрасль развивалась лучше?
имхо, одна фигня, что тогда, что сейчас.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru