proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[04/05/2008]     Контрактный брак

Считал ли кто-нибудь сколько будет стоить возврат авианосцу  Vikramaditya добрачной фамилии «Горшков»? К штрафам за сорванный контракт следует прибавить стоимость перестройки корабля под российские военные стандарты.  Плюс упущенная выгода от несостоявшейся продажи палубных МИГов. Кроме того, «моральный ущерб» имиджу страны, которая оказалась не в состоянии выполнить контрактные обязательства. О репутации «Севмаша», потерявшего в этой истории двух гендиректоров, разговор отдельный.


Российско-индийские переговоры о продаже крейсера начались в 1994 году. Первоначально российская сторона предлагала купить корабль за $800 млн. Индия настаивала на $400 млн.

Почти десять лет Россия и Индия согласовывали все необходимые документы на поставку индийским ВМС "Адмирала Горшкова", наконец в январе 2004 года С.Иванов продал-таки авианосец.  Утверждалось, что пакет соглашений, в рамках которого Индия покупает «Горшкова», является самым крупным в истории – общая сумма сделки, если верить данным индийской печати, оценивается в 1,6 млрд долларов. Российская сторона оценивает сделку «почти в 2 млрд долларов» (такое заявление ИТАР-ТАСС сделал анонимный представитель Минобороны). именно стоимость самолетов и вертолетов для «Горшкова» составит большую часть общей суммы контракта – предполагается, что за эту технику Индия заплатит около 800 млн долларов. Крейсер будет продан за 700 млн, и еще от 100 до 200 млн долларов будет заплачено за создание береговой инфраструктуры и обучение экипажа.

Между тем окончательная цена контракта на продажу авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" составила $670 млн. Поставки боевых самолетов, вертолетов и ракет, которыми должен быть оснащен будущий флагман индийских ВМС планировались по отдельным контрактам, общим количеством около 20.

"Севмаш", на котором был размещен заказ на модернизацию «Горшкова», не укладывался ни в обозначенные контрактом временные рамки, ни в смету расходов. По словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова ремонт крейсера задерживается из-за нехватки кадров: «Для исполнения экспортного контракта… -  ремонта крейсера "Адмирал Горшков" - не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны».

Проблемы с "Горшковым " были заложены в контракт с самого начала - сроки модернизации корабля и сумма, которую заложили в договор на эту работу, была, мягко говоря, нереальной. Возможно, это стало одной из причин, почему после заключения этого контракта завод покинул его знаменитый директор - герой России и лауреат Госпремии - Давид Пашаев. Он резко критиковал российских правительственных чиновников за неумение и нежелание торговаться с Дели за нормальную цену. А также за то, что они взвалили на предприятие, которое и так не получает полного и регулярного бюджетного финансирования на проводящиеся там работы, в частности, на строительство стратегических атомных подводных лодок четвертого поколения проекта 955, непосильный груз ответственности. Но его не послушали.

Корабль оснащен французской, израильской и индийской аппаратурой. Чтобы совместить ее с российской, были выполнены опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, проведены испытания. Кроме того, больших расходов потребовала доводка истребителя МиГ-29К, который предназначен не только для борьбы с воздушными целями, но и морскими, надводными и подводными. Но запуск его в серийное производство тоже требует дополнительных затрат. А Дели ни на цент не хочет отступать от согласованных в контракте сумм.  Более того, обещает наложить штрафные санкции на российскую сторону за срыв контрактных обязательств.

В этой ситуации нужно было найти "крайнего". Его нашли - с работы был снят гендиректор "Севмашпредприятия" Владимир Пастухов. Но денег для достройки корабля от этого не прибавилось. Контракт под угрозой срыва. Вскоре стало известно, что «Севмаш» не смог выполнить контракт с норвежской фирмой на постройку танкеров. Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий,  на радио «Эхо Москвы» заявил, что Севмаш – неэффективное предприятие:

- Это советское предприятие, построено заключенными ГУЛАГа в конце 30-х годов, которое делало подводные лодки, надводные корабли в интересах флота, деньги никогда не считали, главное было – несмотря ни на что, решить государственную задачу. А когда закончилось советское время, предприятие ментально так и осталось в советской эпохе. И стало понятно, что оно в ней осталось, только когда начались срывы контрактов… При всех прочих равных контракты нужно отдавать на верфи, управляемые частными владельцами, потому что частные владельцы лучше справляются… Если частное предприятие просто банкротится, если оно неэффективно, исчезает с горизонта, то государственное мы, российские налогоплательщики, продолжаем прямо или косвенно финансировать из своего кармана… Не смог Севмаш грамотно скалькулировать затраты и необходимые ему средства на ремонт и модернизацию авианосца «Адмирал Горшков».

Похоже, все, что связано с заключением контракта, за прошедшие годы основательно подзабылась, правительственные чиновники, по определению, недоступны для ответственности, поэтому история злополучного авианосца, возможно, повторится еще не раз.

С 1991 года определенная часть нашего ВПК жила неплохо, собирая на советской основе технику на экспорт. Иногда ее лишь для вида перекрашивали, и себестоимость такого «производства» составляла несколько процентов от продажной цены. Главной проблемой было подписать контракт и правильно поделить откат с представителями страны-заказчика и с отечественными начальниками.

Сегодня советских заделов все меньше, да и морально эта техника устарела на десятилетия. Оснащение отрасли также невозможно отстало, а обученных и дисциплинированных советских рабочих все меньше. Неудивительно, что «Севмаш» и другие срывают контракты — как военные, так и гражданские. Тем более, у управленцев нашего ВПК сохранилась вполне советская привычка: ухватить под любыми условиями заказ, а потом уже требовать под него дополнительные ресурсы и деньги, угрожая тем, что иначе все сорвется.

Одними из первых начали выходить из периода системного кризиса предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) во многом потому, что они сохранили не только высокий научно-производственный потенциал, но и рынок сбыта, позволявший регулярно пополнять оборотные средства живой иностранной валютой.

К середине прошлого года станочный парк машиностроения составлял всего полтора миллиона единиц, за 17 лет он сократился почти на 70%. Половина парка используется уже 20 лет, при том что стопроцентный износ наступает через 26 лет. К слову, в 1990-м году этот показатель составлял всего 15 процентов.

Но опережающая замена оборудования — это не единственная задача, стоящая перед отраслью. Ведь на новых станках кто-то должен работать, а система профессионально-технического образования в последние годы была практически полностью разрушена.

Индия готова для ускорения реконструкции направить на "Севмаш" порядка 500 квалифицированных специалистов со своих верфей. Сейчас к выполнению проекта привлечено 1200 человек, и российская сторона подтвердила, что нуждается в дополнительной рабочей силе. Приходится решать производственные вопросы и в областном законодательном собрании. Так, по инициативе депутатов с Севмаша, на завод в 2007 году приехало почти триста ребят из Архангельской глубинки. Многие из них уже включились в работу на авианосце.

Индийские офицеры, гражданские специалисты и их семьи живут в Северодвинске четвертый год. Их задача – наблюдение за ходом ремонта и переоборудования авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»). В марте Индия в очередной раз согласилась с "существенным увеличением" стоимости реконструкции для ее военно-морских сил авианосца ". Источники ИТАР-ТАСС в Министерстве обороны полагают, что в конечном счете приемлемая для Нью-Дели сумма дополнительных расходов может составить порядка $600-800 млн. При этом они аргументируют необходимость принятия положительного решения тем, что покупка нового авианосца подобного класса, по проведенным подсчетам, обошлась бы в $4 млрд.

1 мая в Никольском соборе, находящемся на территории Севмашпредприятия, прошел праздничный молебен. В числе прихожан был директор ФГУП «ПО «Севмаш» Николай Калистратов. Не лишним будет помолиться о счастливом завершении работ по индийскому контракту. Но убережет ли Всевышний от следующей контрактной авантюры?


По материалам СМИ подготовила Л.Селивановская  

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru