proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[20/10/2005]     Ключевые задачи обеспечения безопасности атомной энергетики

В.А.Сидоренко, РНЦ «Курчатовский институт»

По мере того, как атомная энергетика и обеспечивающие ее производственные отрасли, связанные с ядерным топливным циклом, становятся органичной частью экономики страны, они естественным образом подчиняются тенденциям развития экономики. При этом трансформируются и приоритеты в развитии самой атомной энергетики. Безусловный приоритет безопасности новой технологии, принесшей с собой и новый вид опасности – радиационную опасность – (и, кроме того, отягощенный опасностью военного применения атомной энергии), дополняется приоритетом экономической целесообразности, без которой становится бессмысленным новый источник энергии.

В полной мере проявляются факторы реформирования экономики, развития рыночных отношений, ослабления планируемого государственного управления экономическим развитием.

Установившиеся в атомной энергетике принципы подхода и критерии обеспечения безопасности поддержаны системой рекомендательных документов МАГАТЭ, декларированы международными конвенциями по ядерной безопасности, безопасности ядерного топливного цикла и обращению c радиоактивными отходами и рядом других, закреплены в России Федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения".

Правовая база

В рамках атомного законодательства создан ряд законов, развивающих основные положения центрального закона "Об использовании атомной энергии", определяющие механизм реализации тех или иных положений и увязывающие атомное законодательство с другими отраслями гражданского законодательства: гражданским, трудовым, административным, бюджетным, налоговым и др.

Завершенная система российского атомного законодательства должна состоять из двух "слоев": первый – это базовые законы, формирующие атомное право ("Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения" и другие, включающие в том числе законы в области обороны); второй слой – это набор законодательных актов, которые формируют механизм достижения указанных целей.

К законам "второго слоя", в частности, относятся принятые законы "О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов", "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территорий", законодательные акты по социальной защите граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф и т.д. Ряд законодательных актов требуют дальнейшего развития; это относится, например, к проблеме социальной защиты.

В то же время некоторые базовые законодательные акты, признанные актуальными и приоритетными еще на начальной стадии формирования российского атомного права, все еще не приняты. Сюда в первую очередь относится Федеральный закон "О гражданской ответственности за причинение вреда и ее финансовое обеспечение". Этот закон должен быть направлен на определение субъектов гражданской ответственности за ядерный вред ("ущерб"), установление оснований и пределов ответственности, создание механизмов обязательного финансового обеспечения гражданской ответственности за ядерный вред, одной из основных форм которого является ядерное страхование, а также закрепление дополнительных финансовых гарантий возмещения вреда со стороны государства.

Положения этого закона должны опираться на Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Россия подписала эту конвенцию в 1996 году, но ее ратификация состоялась только в 2005 году. Этот акт создает необходимые предпосылки для полноправного выхода России на международный ядерный рынок.

Проведение в России экономических и организационных реформ делают необходимым дальнейшее развитие атомного законодательства, в том числе назрел ряд уточнений и поправок в закон "Об использовании атомной энергии". Сюда относятся некоторые вопросы государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, развития форм собственности и организационно-правовых форм организаций атомной энергетики, правового режима их имущества, лицензирования видов деятельности, технического регулирования и т.д.

В частности, давно назрел вопрос о легализации формы государственной собственности на объекты использования атомной энергии в виде акционерных обществ со 100% (или контрольным?) государственным пакетом акций, в то время как эта форма уже реально существует на основе специальных решений. Назрела необходимость более общего закона "О собственности на не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения".

Новый этап

Характерным проявлением нового этапа в развитии мировой атомной энергетики стал начатый в 2001 году МАГАТЭ международный проект, инициированный российским президентом, по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (INPRO).

В 2003 г. сформулированы основные принципы, критерии и "требования пользователей" по инновационным реакторам и топливным циклам, при этом сформулированы основные принципы и требования по безопасности ядерных установок, ожидаемых в эксплуатации следующие 50 лет. Требования к инновационным ядерным реакторам будут совершенствоваться из-за расширения сферы применения и вовлечения в среду атомной энергетики новых групп развивающихся стран.

Суть новых положений в требованиях безопасности сводится к следующему

Радиационный риск от функционирования ядерной установки во всех возможных состояниях и режимах, включая эксплуатационные состояния, аварии и вывод из эксплуатации, должен быть сопоставим с риском от других промышленных установок, используемых для аналогичных целей. В результате реализации всей стратегии безопасности в инновационных установках не должно возникать необходимости эвакуации или перемещения населения за пределами промышленной площадки. Тем самым, не должно возникать дополнительных ограничений на размещение ядерных установок по сравнению с другими промышленными объектами. В семидесятые годы в СССР, в связи с задачами крупномасштабного развития атомной энергетики, была сформулирована необходимость разработки нового класса реакторных установок, обладающих чертами внутренней безопасности и устойчивости к внешним воздействиям. В 1977-1978 гг. были разработаны специальные требования и затем спроектированы и построены атомные станции теплоснабжения, которые по сегодняшним критериям можно отнести к установкам четвертого поколения.

В документе МАГАТЭ сформулированы положения, отражающие накопленный опыт и тенденции будущего инновационного развития.

В качестве всеобъемлющей стратегии в достижении основных целей и выполнения фундаментальных функций безопасности называется глубокоэшелонированная защита. Предотвращение аварий в будущих ядерных установках основывается на повышенных внутренних характеристиках безопасности.

Приоритетной всегда остается цель – предотвращение аварий, за ней следует задача нейтрализации и уменьшения последствий. Характеристики внутренней безопасности и пассивные противоаварийные системы повышают эффективность всех уровней глубокоэшелонированной защиты. Особое внимание обращается на независимость различных уровней защиты, что позволяет избежать распространения отказов на следующие уровни.

Экономика безопасности

Мы уже обратили внимание, что на новом этапе развития атомной энергетики фактор экономичности выходит на передний план. Экономические преимущества ядерного энергоисточника определяются особенностью его топлива: топливная составляющая стоимости вырабатываемой энергии существенно меньше, чем на станциях с органическим топливом; затраты на транспорт топлива существенно меньше из за огромной энергоемкости ядерного "горючего" и, отсюда, важное достоинство атомной станции – большая свобода в ее размещении.

Недостаток ядерного энергоисточника – его высокая капиталоемкость, определяемая другой особенностью ядерного горючего – генерацией ионизирующего излучения и источников излучения, требующей особых мер безопасности во всех проектных решениях ядерного энергоблока.

Естественный путь снижения удельных капитальных затрат – увеличение единичной мощности энергоблока. Это тот путь, по которому шло и идет развитие крупной атомной энергетики. Однако в рыночных условиях важным фактором конкурентности становятся общие капитальные затраты (размер необходимых инвестиций, ограничивающий возможные их источники), время сооружения блока. В этой связи весьма важная задача – обеспечение конкурентности блоков средней и малой мощности, потребность в которых в региональном плане может быть большой. Компенсировать рост удельных капитальных затрат при снижении единичной мощности и обеспечении высоких требований безопасности – это одна из задач нового этапа.

Повышение экономичности блоков всех уровней мощности должно идти через упрощение проектных решений – путем развития внутренних характеристик безопасности, устранения излишнего консерватизма и применения пассивных систем безопасности.

Задачи повышения безопасности и улучшения экономичности и конкурентности атомной энергетики смыкаются. Устранение консерватизма – ресурсоемкий путь, требующий обоснований и соответствующих исследований, выходящих за рамки рутинного проектирования. То же относится к доказательности характеристик внутренней безопасности, эффективности и надежности впервые внедряемых пассивных систем безопасности.

В 90-е годы были разработаны атомные станции с двумя разновидностями реакторов ВВЭР средней мощности (640 МВт. эл.) повышенной безопасности, соответствующие сегодняшним тенденциям эволюционного развития с повышенными характеристиками внутренней безопасности.

Однако обстоятельства развала экономики страны и остановки развития атомной энергетики прервали эту линию совершенствования реакторной технологии. В ближнем плане более реально продвижение в следующем шаге эволюционного развития направления ВВЭР: создание блоков "большой" мощности ВВЭР-1500 с максимальным использованием подготовленных решений "пассивной" безопасности.

Пример длительности и дорогостоящей, но успешной работы, проведенной в прошедшие десятилетия фирмой “Вестингауз” и реализовавшей обозначенные выше тенденции "инновационного" развития, – разработка блока АР-1000.

Дальнейшее развитие атомной энергетики в нашей стране требует планомерной работы, комплексно решающей задачи экономики и безопасности. Неотвратимость весомого и объективно необходимого присутствия "ядерного топлива" в долговременном энергетическом балансе страны должна признаваться государством. Прогресс в атомной энергетике без целенаправленной государственной поддержки (и косвенной и прямой) – невозможен.

О техническом регулировании

Специально следует остановиться на техническом регулировании в области использования атомной энергии в связи с тем, что 27 сентября 2002 года был принят Федеральный закон "О техническом регулировании", и в сферу действия этого закона была включена область использования атомной энергии с присущими ей задачами обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Техническое регулирование в области использования атомной энергии осуществляется в России на базе международно признаваемых норм атомного права на основе Ф.З. "Об использовании атомной энергии".

Основной целью и высшим приоритетом Ф.З. "Об использовании атомной энергии" является обеспечение безопасности при использовании атомной энергии: защита населения и окружающей среды от радиационной опасности.

Основной целью разработки и реализации Ф.З. "О техническом регулировании" является ограничение возможности вмешательства государства, развитие свободного экономического пространства, расширение торговых рыночных отношений.

Технические регламенты, создаваемые в соответствии с этим законом, не должны быть препятствием в осуществлении предпринимательской деятельности при выполнении минимально необходимых требований в целях защиты и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Введение новой системы технического регулирования несет угрозу разрушения эффективно действующей системы технического регулирования в области использования атомной энергии и, тем самым, ядерной и радиационной безопасности.

Основная стратегическая установка технического регулирования на основе Ф.З. "О техническом регулировании" – контроль на рынке продукции и процессов ее производства и утилизации.

Основная стратегическая цель технического регулирования на основе Ф.З. "Об использовании атомной энергии" – контроль на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии: размещение, проектирование, изготовление, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации для решения главной задачи – предотвращение радиационных аварий.

В действующей системе технического регулирования основной формой обязательного нормирования являются федеральные нормы и правила, утверждаемые полномочным органом Государственной власти по перечню и процедуре устанавливаемым Правительством. Обязательность выполнения норм ядерной и радиационной безопасности обеспечивается системой лицензирования с формированием условий действия лицензий.

По Ф.З. "О техническом регулировании" обязательные требования содержатся лишь в технических регламентах, принимаемых в форме Федерального закона. Детальные технические требования в форме стандартов не имеют обязательного характера; допускается декларирование соответствия производителем.

В сложившихся условиях сформировалось два направления практических действий:

Первое – внести необходимые поправки в Ф.З. "О техническом регулировании", позволяющие сохранить действующую систему технического регулирования на основе Ф.З. "Об использовании атомной энергии".

Основная поправка: изменение статьи 5 Ф.З. "О техническом регулировании".

"Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении объектов технического регулирования в области использования атомной энергии, объектов технического регулирования, используемых в оборонных целях, объектов технического регулирования, сведения о которых составляют государственную тайну".

"1. Порядок разработки, принятия и применения технических регламентов, документов о стандартизации в отношении объектов технического регулирования в области использования атомной энергии, объектов технического регулирования, используемых в оборонных целях, объектов технического регулирования, сведения о которых составляют государственную тайну, устанавливается Правительством Российской Федерации".

"2. В случае отсутствия требований технических регламентов в отношении объектов технического регулирования, указанных в п.1. настоящей статьи, обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции органами государственного управления, органами государственного регулирования, государственными заказчиками государственного и (или) оборонного заказа, и (или) государственным контрактом".

"3. Оценка соответствия (в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции (работам, услугам), указанной в п.1. настоящей статьи) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

Второе направление практических действий в рамках организованного правительственными органами процесса разработки технических регламентов во исполнение Ф.З. "О техническом регулировании" (в условиях отсутствия необходимых изменений в Ф.З. "ОТР"):
– формировать текст общего технического регламента "О ядерной и радиационной безопасности" и специальных технических регламентов, подчиняясь основной руководящей цели:
– не разрушить действующую систему технического регулирования на основе Федерального закона "Об использовании атомной энергии", сохранив действующую систему федеральных норм и правил.

Научно-технический совет 12 Росатома одобрил Концепцию общего технического регламента "О ядерной и радиационной безопасности", которая формулирует основные целевые установки технического регулирования в области использования атомной энергии при реализации Ф.З. "О техническом регулировании".

По материалам конференции «Безопасность ядерных технологий: экономика безопасности и обращение с ИИИ»  

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

Извините, комментарии не разрешены для этой статьи.





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru