PRoAtom
proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

Re: О государственном регулировании ядерной безопасности (Всего: 0)
от на 03/02/2010
Главная цель деятельности государственных органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии - это создание и поддержание условий, при которых гарантируются: §   всесторонняя защита граждан, общества и государства от угрозы недопустимого радиационного воздействия; §   предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ. Регулирующие органы сами не обеспечивают безопасность. Их ответственность – надзирать за мерами по обеспечению безопасности, реализуемыми эксплуатирующими организациями, выносить заключения об адекватности и достаточности этих мер и при необходимости принимать  соответствующие регулирующие действия. Отсутствие в последние годы ядерных аварий, переоблучений персонала и населения позволяет утверждать, что в Российской Федерации, в основном, создана и поддерживается законодательная и регулирующая основа для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии. Российская Федерация присоединилась к целому ряду международных конвенций и выполняет вытекающие из них обязательства. Принятие федеральных законов № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и № 318-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", направленных на широкомасштабное реформирование атомной отрасли, имело одной из своих основных целей  совершенствование управления в области использования атомной энергии. Однако, наряду с внесением изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" в части возложения на Корпорацию полномочий по государственному управлению в области использования атомной энергии,  были внесены изменения и в статью 23 вышеупомянутого Закона, которые включили Государственную корпорацию "Росатом"  в  число органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, предусматривающее деятельность, направленную на утверждение и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, выдачу разрешений (лицензий), осуществление надзора за безопасностью, проведение экспертиз и инспекций. Тем самым, статья 23 вступила в противоречие с международными обязательствами  Российской Федерации, согласно которым государство обязано создавать и поддерживать надлежащую законодательную и регулирующую основу безопасности, а также  принимать соответствующие меры для обеспечения эффективного разделения функций регулирующего органа и функций любых других органов или организаций, которые занимаются содействием использованию или использованием атомной энергии. Кроме того, действующая  редакция статьи 23 приводит к размыванию правового статуса как органов государственного управления использованием атомной энергии, так и органов государственного регулирования безопасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2006 № 605 утверждена федеральная целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года", которой предусматриваются мероприятия по строительству новых АЭС (блоков АЭС), по продлению сроков эксплуатации действующих АЭС. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 444 утверждена федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", которая предусматривает мероприятия по созданию объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом, выводу из эксплуатации и ликвидации остановленных ядерно и радиационно опасных объектов. Однако никаких мероприятий в соответствии с указанными постановлениями по адекватному развитию государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности (в виде соразмерного увеличения численности органа регулирования, обеспечения подготовки и привлечения квалифицированных кадров в настоящее время не принимается. Если в США в связи с принятой программой развития атомной энергетики численность органа регулирования безопасности была увеличена на 200 сотрудников, то развитие атомной отрасли в Российской Федерации, напротив, сопровождается уменьшением численности его сотрудников, что не может не оказать негативного влияния на безопасность в данной сфере. В Российской Федерации, а также на Украине данные о сумме ущерба от указанной аварии в официальных источниках до настоящего времени не опубликованы. Согласно официальным данным Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, совокупный ущерб этой аварии для Белоруссии составил 235 млрд. долларов США (в ценах на 1 января 2003 года). Таким образом, совокупный размер ущерба от аварии для России, Украины и Белоруссии составляет не менее 500 млрд. долларов США, то есть сумму, соразмерную затратам на ведение долговременной войны (по данным американского Центра стратегических и бюджетных оценок (CSBA), за период с 2001 по 2007 годы США на ведение военных операций в Ираке и Афганистане, а также на антитеррористическую деятельность выделено 610 млрд. долларов, стоимость войны во Вьетнаме для США составила 518 млрд.долларов. При этом по данным Минфина России, совокупный объем средств стабилизационного фонда Российской Федерации на 30.01.2008 составляет 157,38 млрд. долларов США. Очевидно, что всех средств Стабфонда России в настоящее время недостаточно для покрытия ущерба от аварии на Чернобыльской АЭС даже в пределах 1 из 3 пострадавших стран, и будет недостаточно для покрытия ущерба от подобной аварии на любой эксплуатируемой или создаваемой в Российской Федерации АЭС. Таким образом, одна техногенная авария на атомных станциях может привести не только к невозможности реализации каких-либо концепций развития, но и в результате причинения огромного экономического и геополитического ущерба может откинуть страну в ее развитии и международном положении на уровень начала-середины 1990-х годов. Более того, в условиях мирового экономического кризиса и ужесточения внешнеполитической конкуренции России с отдельными странами-партнерами высока вероятность внешнего провоцирования возникновения аварий такого масштаба, при которых России будет причинен непоправимый экономический ущерб без прямой военной агрессии. С учетом изложенных экономических факторов для Российской Федерации, как государства, очевиден приоритет надлежащего обеспечения безопасности при использовании атомной энергии над любыми иными вопросами. Однако принимаемые меры по изменению системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии свидетельствует о недостаточном понимании данного предмета, и отсутствии четкого подхода к реформированию государственного регулирования, исходя из необходимости создания баланса между обеспечением безопасности и развитием использования атомной энергии. В числе первоочередных задач совершенствования законодательного обеспечения безопасного использования атомной энергии остается задача укрепления государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Утвержденные Президентом РФ Основы государственной политики в области  обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу называют совершенствование государственного регулирования в области использования атомной энергии, включая повышение эффективности лицензионной деятельности, таким же приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, как и  совершенствование государственного управления. В целях реализации этого приоритетного направления государственной политики  Правительством РФ принято решение о разработке проекта Федерального закона "О регулировании ядерной и радиационной безопасности". Такая постановка вопроса представляется вполне закономерной, особенно в условиях реструктуризации и приватизации атомного энергопромышленного комплекса России, существенного изменения качественных и количественных характеристик развития  атомной отрасли. Переход от публично-правового механизма управления отраслью к частно-правовому должен сопровождаться усилением государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Усиление роли государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в РФ должно осуществляться законодательно путем принятия специального закона с условным названием "О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности". Законодательно должны быть установлены полномочия и ответственность регулирующего органа, процедуры надзора, процедуры лицензирования, виды деятельности в области использования атомной энергии, подлежащие лицензированию, процедуры нормативного регулирования. Разработка специального закона была также рекомендована МАГАТЭ при рассмотрении Второго Национального Доклада РФ о выполнении обязательств, вытекающих из "Объединенной Конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами" 11-22 мая 2009 г. Ускоренное развитие атомной энергетики безусловно должно сопровождаться усилением роли государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Этот факт подтверждается и зарубежной практикой. Так, в США и Франции, имеющих развитую атомную энергетику и активно ее развивающих, функционируют сильные органы государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, функции которых установлены законодательно. Необходимость усиления государственного регулирования безопасности в таких условиях подчеркивается и МАГАТЭ. В материалах 52 сессии Генеральной конференции МАГАТЭ  (29 сентября – 4 октября 2008 г.) отмечалось, что по мере сооружения АЭС существенно важно, чтобы осуществлялись строгие меры безопасности, включая создание компетентных, эффективных и независимых национальных регулирующих органов. Серьезная авария, где бы она ни произошла, нанесет ущерб любым перспективам крупномасштабного расширения использования ядерной энергии. Шарафутдинов Р.Б.


[ Ответить на это | Администратор ]





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.04 секунды
Рейтинг@Mail.ru