|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0) от на 06/06/2020
Да бог с ними, странами дальнего зарубежья. Надо в первую голову думать о качестве образования в своей стране! А здесь ситуация резко ухудшилась со времен распада СССР и прихода рыночных отношений в высшую школу. Резко понизился престиж профессорско-преподавательского состава. Если раньше средний уровень оплаты профессоров и доцентов был существенно выше чем, например, в любой отрасли промышленности, при сопоставлении с Главными Научными Сотрудниками (ГНС) и Ведущими/Старшими Научными Сотрудниками (В/НС) в НИИ и КБ, особенно учитывая практически 50% прибавку к зарплате за участие в НИОКРах по договорам, выполняемым силами профильных кафедр ВУЗов, то сейчас ситуация обратная. Практически везде, за редким исключением, "умерли" различные ВУЗовские подразделения тип ОНИР (Отделов Научно-Исследовательских Работ), а с ними и прибавки к ЗП. А ведь участие в НИОКРах не только позволяло и повышать научный уровень профессорско-преподавательского состава (публикации результатов исследований, участие в различных конференциях и симпозиумах, чтение лекций в обществе "Знание" и т.п. и т.д.), но и привлекать студентов к участию кафедральных НИОКРов уже с 2-3 курса обучения. Во многих случаях, особо способным студентам даже выплачивались деньги за такое участие (это я знаю по себе)! Кроме этого у руководства кафедр уже были возможности самых талантливых студентов привлекать, после окончания ВУЗа, в аспирантуру и, впоследствии, принимать в состав кафедр, таким образом обеспечивая преемственность поколений.
Всё это порушил "ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО РЫНОК"! Хороший уровень оплаты преподавателей позволял привлекать крупных ученых из НИИ и КБ, разных отраслей народного хозяйства, к преподавательской работе на профильных кафедрах. При нынешних, прямо скажем, нищенских окладах профессорско-преподавательского состава, эта практика практически сведена к минимуму. Сейчас же средний возраст преподавательского состава "зашкаливает" за 60 лет! И молодежь не видет для себя перспективы при работе на кафедре, кроме как побыстрее защитить диссертацию. Но потом всё равно "свалить" в более престижные и хорошо оплачиваемые места. Еще один пример из прошлого. Когда я в 1966 году поступил в МЭИ на кафедру АЭС (завкафедрой тогда была Маргулова Тереза Христофоровна) я узнал, что стипендия у студентов кафедры была 45 рублей, а не 35 как у всех других студентов МЭИ! Мы, салаги, еще ничего не сделали, а многие и подавно отсеялись впоследствии, а Государство тогда уже целенаправленно стимулировало (размер не так важен) привлечение студентов в приоритетные отрасли народного хозяйства. Я не знаю, была ли такая практика в других ВУЗах, но у нас это работало! Кафедра АЭС на момент моего окончания составляла 103 сотрудника и выпускала три группы в год! Выпускников нарасхват забирали Минсредмаш и Минэнерго! Чтобы уйти куда-нибудь в другие отрасли - ни-ни, четверо из наших с огромным трудом добились распределения на Билибинскую АЭС, а так - строго по разнарядке!Сейчас государство "умыло руки" и студент должен сам думать о своем будущем. И многие начинают работать не по специальности, полученной в ВУЗе. А ведь это выброшенные деньги Государства, затраченные на обучение специалиста! Опять пресловутый "рынок" (базар!). Очевидно, что необходима коренная реформа высшего образования с четкими ориентирами от Государства, которое, словами своих руководителей, стремится сделать качественный рывок в научно-техническом прогрессе. Причем эти ориентиры должны опираться на реальную (как раньше со стипендиями для "атомщиков") экономическую и организационную поддержку Государства. С уважением, Катковский Е.А., выпускник 1972 г. кафедры АЭС МЭИ и ее очной аспирантуры (1975 г.).
|
|
|