proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[10/08/2020]     Дайджест новостей от НИЦ «Курчатовский институт», июль 2020 года

Новый ядерный энергоблок России

Комиссия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 18 июля выдала лицензию на эксплуатацию блока № 2 Ленинградской АЭС-2, которая разрешает загрузку ядерного топлива (физический пуск). 19 июля в активную зону реактора ВВЭР-1200 блока № 2 загружена первая тепловыделяющая сборка (ТВС) — начальный этап физического пуска. Всего будет загружено 163 ТВС.



По окончании загрузки топлива реактор будет выведен на МКУ (минимально-контролируемый уровень мощности), чтобы подтвердить корректность загрузки и убедиться в безопасности протекания физических процессов в активной зоне реактора. Физический пуск нового энергоблока продлится до сен­тября.

Далее последует энергетический пуск, опытно-промышленная эксплуатация и комплексное опробование энергоблока. Все пусковые операции до момента сдачи блока в промышленную эксплуатацию продлятся около девяти месяцев. Промышленную эксплуатацию планируется начать в 2021 г.

Новый энергоблок с реактором ВВЭР-1200 (блок № 6 Ленинградской АЭС или блок № 2 ЛАЭС-2) заместит мощность блока № 2 Ленинградской АЭС с реактором РБМК-1000, который после 45 лет службы будет окончательно остановлен в конце текущего года.

Блок № 2 ЛАЭС-2 — это четвертый блок поколения 3+ с реактором ВВЭР-1200, построенный в России. Первым был блок № 1 Нововоронежской АЭС-2, промышленная эксплуатация которого началась 27 февраля 2017 г. Вторым — блок № 1 ЛАЭС-2 (промышленная эксплуатация с 29 октября 2018 г.). Третьим стал блок № 2 НВАЭС (начало промышленной эксплуатации — 31 октября 2019 г.).

Проект энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 по сравнению с традиционными энергоблоками такого же типа обладает рядом преимуществ, существенно повышающих его экономические характеристики и безопасность (увеличение мощности, срока службы, уменьшение количества персонала и др.).

На Ленинградской АЭС-2 запланировано строительство еще двух блоков такого типа (№ 3 и № 4).

 

Перспективы атомного строительства в России

Начались подготовительные работы по сооружению новых блоков в Ленинградской (блоки № 3 и № 4 на ЛАЭС-2) и Смоленской (блоки № 1 и № 2 на САЭС-2) областях. Данные проекты включены в генеральную схему размещения объектов электроэнергии до 2035 г., утвержденную правительством России.

В качестве референтного для новых блоков Ленинградской АЭС принят проект с реактором ВВЭР-1200, аналогичный первой очереди строительства ЛАЭС-2.

На Смоленской АЭС будет применен проект с ВВЭР-ТОИ, аналогичный сооружаемому на Курской АЭС-2. Росэнергоатом будет выполнять функции технического заказчика по обоим проектам, АО «Атомпроект» и АО «Атомэнергопроект» — главные проектировщики новых блоков на ЛАЭС-2 и САЭС-2 соответственно. Главный конструктор реакторных установок — АО ОКБ «Гидропресс». Научный руководитель в части ядерной и радиационной безопасности — НИЦ «Курчатовский институт».

На ЛАЭС-2 запланировано строительство четырех блоков с реакторами ВВЭР-1200, которые должны прийти на смену блокам с реакторами РБМК, срок службы которых завершается в следующем десятилетии.

Блок № 1 Ленинградской АЭС был остановлен 21 декабря прошлого года, а блок № 1 ЛАЭС-2 введен в строй 9 марта 2018 г.

На блоке № 2 ЛАЭС-2 19 июля с.г. начался физический пуск реактора — загружена первая топливная сборка, осенью планируется подключение блока к электрической сети. Этот блок сменит на посту блок № 2 Ленинградской АЭС с реактором РБМК-1000, отработавший 45 лет.

Новые блоки Смоленской АЭС с реакторами ВВЭР-ТОИ (САЭС-2) будут построены в 6 км от действующих энергоблоков станции с реакторами РБМК-1000. До конца 2020 г. планируется разработать и утвердить план мероприятий по инвестиционному проекту и открыть финансирование для реализации мероприятий в соответствии с планом. Блоки № 1 и № 2 САЭС-2 должны заменить действующие блоки Смоленской АЭС с реакторами РБМК-1000, которые, как ожидается, будут работать до тех пор, пока новые не вступят в строй.

Основной эффект от строительства новых блоков на Ленинградской и Смоленской АЭС — повышение надежности и безопасности, а также обеспечение стабильности работы энергосистемы страны.

«Сооружение новых блоков сразу на двух площадках, по предварительным подсчетам, создаст до 15 тысяч новых рабочих мест, обеспечит регулярные налоговые поступления в региональные и местные бюджеты», — подчеркнул А. Петров, ген. директор концерна Росэнергоатом.

 

Атомные ледоколы России

· Заключительный этап ходовых испытаний головного универсального атомного ледокола «Арктика», предшествующий вводу судна в эксплуатацию, начался 23 июня 2020 г. В течение нескольких недель была проверена работа механизмов и оборудования ледокола, протестированы маневренные характеристики судна, спасательные средства и системы, навигационное оборудование. Проведена оценка взаимодействия гребной электрической установки с ядерной и главными турбогенераторами.

Первый этап ходовых испытаний состоялся в декабре 2019 г. В связи с необходимостью доработки турбинной части атомохода, он прошел на дизельном ходу без запуска ядерной энергетической установки. Во время пуско-наладочных работ в феврале этого года на АЛ произошел отказ обмотки носового стартера правого гребного электродвигателя, что потребовало демонтажа этого механизма и его замену. Учитывая возрастающую интенсивность судоходства в акватории Северного морского пути и длительное время на производство и поставку гребного электродвигателя (по гарантийным обязательствам до 15 месяцев), было принято решение принять ледокол, не дожидаясь установки нового электродвигателя.

Отклонения от проектных характеристик будут незначительными, что позволит атомоходу эффективно работать в Арктике. Мощность ледокола составит 50 МВт (вместо 60 МВт), потеря ледопроходимости — до 20 см (от 2,9 м), скорость — 0,6 узла (от 22 узлов по чистой воде). Замена гребного электродвигателя будет произведена в период с августа по ноябрь 2021 г. (в это время в акватории Северного морского пути услуги ледокола не востребованы).

· Срок эксплуатации атомного ледокола «Ямал» увеличен на 6 лет до 2028 г. Это уже второе продление срока эксплуатации этого ледокола. Ранее ресурс реакторной установки продлевался до 150 тысяч часов, сейчас он увеличен до 200 тысяч часов.

· Выступая на заседании Общественного совета Северного морского пути, глава ГК Росатом А. Лихачев сообщил о планируемой в следующем году закладке ледокола «Чукотка», финальном ледоколе, завершающем серию АЛ проекта 22220.

Это — пятый ледокол после «Арктики» (головного) и трех серийных: «Сибирь», «Урал» и «Якутия». АЛ «Арктика» завершил заключительный этап ходовых испытаний и готовится к сдаче в эксплуатацию; «Сибирь» и «Урал» спущены на воду со стапелей Балтийского завода. Церемония закладки АЛ «Якутия» прошла на Балтийском заводе 26 мая с.г., его сдача в эксплуатацию намечена на конец 2024 г., атомного ледокола «Чукотка» — на конец 2026 г.

· На судостроительном комплексе ОО «СКК «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края 6 июля состоялась первая резка металла для строительства сверхмощного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер».

Основные характеристики АЛ: мощность — 120 МВт, длина — 209 м, ширина — 47,7 м, ледопроходимость (максимальная) — 4 м со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 м скорость ледокола составит 12 узлов.

Контракт на строительство Росатомфлот и ООО «СКК «Звезда» подписали в апреле 2020 г. на основании распоряжения правительства РФ от 27.03.2019 г. «Об определении ООО «СКК «Звезда» единственным исполнителем по строительству ледокола «Лидер».

Судостроительный комплекс «Звезда» создается консорциумом инвесторов во главе с ПАО «НК «Роснефть». Строительство комплекса велось в две очереди. Ключевым элементом второй очереди строительства судоверфи стал сухой док — одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений; его размеры 485´114´15 м. Именно в нем и будет вестись строительство АЛ пр. 10510. Ввод дока в эксплуатацию намечен на нынешний год.

Атомный ледокол проекта «Лидер» не имеет аналогов. По словам ген. директора ФГУП «Атомфлот» М. Кашки, он обладает «исключительными характеристиками, которые позволят ему гарантированно обеспечить круглогодичные проводки в восточном районе Арктики… Госкорпорацией Росатом поддержана инициатива Росатомфлота о присвоении ледоколу проекта 10510 названия «Россия».

В этом году на «ЗИО-Подольск» стартует производство реакторной установки «РИТМ-400», разработанной АО «ОКБМ Африкантов» для этого АЛ. Завершение строительства намечено на 2027 г. До 2033 г. Росатом планирует ввести в эксплуатацию три атомных ледокола проекта «Лидер».

 

Текущая статистика по ядерной энергетике

По данным «The Power Reactor Information System» (PRIS) количество действующих ядерных энергоблоков в мире на конец июля с.г. равнялось 440, в стадии строительства находились
54 энергоблока. В I полугодии 2020 г. начало строительства новых блоков и ввод в эксплуатацию построенных в PRIS не зарегистрировано.

Окончательно остановлены 3 ядерных энергоблока: Indian Point-2 в США (30 апреля) и блоки № 1 и № 2 АЭС Fessenheim во Франции (22 февраля и 30 июня 2020 г. соответственно).

Сроки закрытия двухблочной АЭС в Фессенхайме, старейшей французской АЭС (коммерческая эксплуатация с 1 января 1978 г.) неоднократно переносились. Против выступают профсоюзы, депутаты, видные общественные деятели. Станция закрывается в связи с «переходным энергетическим» законом 2015 г., который ограничивает мощность АЭС уровнем в 6,3 ГВт и снижает долю «ядерного электричества» до 50%.

В ответ на преждевременное закрытие станции, французское ядерное общество (SFEN) заявило, что «закрытие АЭС в Фассенхайме представляется решением, имеющим ужасные последствия для занятости в промышленности, в борьбе с глобальным потеплением и устойчивости электрической системы».

 

Новый индийский энергоблок

Первый в стране ядерный энергоблок с реактором PHWR мощностью 700 МВт отечественной разработки (блок № 3 АЭС Kakrapar) 22 июля с.г. достиг критичности.

Корпорация Nuclear Power of India Ltd (NPCIL) отметила, что компоненты и оборудование для реактора были изготовлены на индийских предприятиях, а строительство блока, начавшееся в ноябре 2010 г., осуществлялось индийскими подрядчиками.

«В качестве следующего шага будут проведены различные испытания, и мощность будет постоянно увеличиваться». Ввод в эксплуатацию блока Kakrapar-3, по словам главы индийского Департамента по атомной энергии (ДАЭ) Дж. Синга, ожидается в октябре текущего года. Это будет 23-й ядерный энергоблок, введенный в эксплуатацию в Индии.

Блоки № 1 и № 2 АЭС Kakrapar, в составе которых индийские PHWR мощностью 220 МВт, начали коммерческую эксплуатацию в 1993 и 1995 гг. соответственно. Ввод в строй блока Kakrapar-4 ожидается в сентябре 2021 г.

В стадии строительства находятся еще два блока с PHWR мощностью 700 МВт индийского производства — блоки № 7 и № 8 АЭС Radjasthan, которые должны быть сданы в эксплуатацию в марте 2022 г. и марте 2023 г. соответственно.

По сообщению ДАЭ, Индия планирует к 2031 г. ввести в эксплуатацию 21 новый ядерный энергоблок, 10 из них будут иметь в своем составе реакторы PHWR-700 собственной разработки, которые могут стать основными для энергоблоков, строящихся по индийским про­ектам.

По мнению индийского Комитета по науке и технике, окружающей среде, лесам и изменению климата для реализации программы ядерного расширения Департаменту по атомной энергии лучше использовать «отечественные» тяжеловодные реакторы мощностью 700 МВт.

 

Увеличены сроки эксплуатации украинских АЭС

Директор по продлению эксплуатации украинского «НАЭК Энергоатом» Т. Ткач сообщил, что компания ставит своей целью увеличение срока службы энергоблоков мощностью 1000 МВт до 60 лет. Сроки эксплуатации 11 из 15 действующих на Украине ядерных энергоблоков уже продлены. Соответствующие работы выполняются сейчас на блоке № 6 Запорожской АЭС, их завершение планируется на конец 2020 г. «По нашим расчетам расходы на продление срока эксплуатации достигают ~5% расходов на строительство нового энергоблока. Во-первых — это деньги, во-вторых — это время на строительство нового энергоблока».

Стоимость выполнения Энергоатомом работ по продлению сроков эксплуатации составляет примерно 116—160 долларов на 1 кВт установленной мощности. (Для Ровенской АЭС она составила 116 долларов за кВт, для блока № 3 Южно-Украинской АЭС — 161 доллар за кВт.) Общемировой показатель — 300 долларов за 1 кВт.

Выполнение постфукусимских мероприятий увеличивает стоимость продления срока эксплуатации энергоблока на 10—15%.

 

Продление срока эксплуатации блока № 1 АЭС Laguna Verde

Энергоблок № 1 с кипящим ректором (BWR) мощностью 654 МВт(э) нетто на АЭС Laguna Verde в Мексике начал строиться в октябре 1976 г., в апреле 1989 г. был подключен к электросети, 29 июля 1990 г. началась его коммерческая эксплуатация.

В марте 2015 г. оператором станции (Comission Federal de Electricidada (CFE) была подана заявка в Национальную комиссию по ядерной безопасности и гарантиям (CNSNS) на продление срока лицензии на эксплуатацию этого блока с 30 лет (заканчивался в июле 2020 г.) до 60.

В 2016 г. начата реализация программы проверок, испытаний и модернизации оборудования, систем и конструкций в соответствии с нормативными требованиями к долгосрочной эксплуатации, которая продолжалась около 5 лет.

В июле 2020 г. министерство энергетики Мексики санкционировало продление лицензии на эксплуатацию блока еще на 30 лет, до 2050 г.

Laguna Verde — единственная АЭС в стране, в ее составе два энергоблока с реакторами BWR мощностью 654 МВт (нетто) каждый. Блок № 2 начал строиться в июне 1977 г., в апреле 1995 г. началась его коммерческая эксплуатация. Электроэнергия, производимая на АЭС,
составляет 4% национального электропроизводства.

 

Материал подготовила И.В. Гагаринская

 

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атом Today Новости
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атом Today Новости:
В Росатом пришли с обысками

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.28
Ответов: 7


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Дайджест новостей от НИЦ «Курчатовский институт», июль 2020 года (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2020
" . . . Станция закрывается в связи с «переходным энергетическим» законом 2015 г., который ограничивает мощность АЭС уровнем в 6,3 ГВт . . . "
Если точнее . . . , то 63,2 ГВт . . .:)


[ Ответить на это ]


Re: Дайджест новостей от НИЦ «Курчатовский институт», июль 2020 года (Всего: 0)
от Гость на 11/08/2020
на АЛ произошло повреждение носовой статорной обмотки правого гребного электродвигателя...


[ Ответить на это ]


Re: Дайджест новостей от НИЦ «Курчатовский институт», июль 2020 года (Всего: 0)
от Гость на 13/08/2020
автор:Александра Барановаhttps://ruski.radio.cz/stanet-li-rossiya-postavshchikom-tehnologiy-dlya-stroitelstva-atomnogo-bloka-v-868839728 июля 2020 года правительство Чешской Республики и чешская энергетическая компания ČEZ подписали два договора о строительстве нового блока атомной электростанции Дукованы, который должен быть запущен в 2036 году. Однако, по информации чешских СМИ, не все детали документов были обнародованы. Оспаривается также участие в проекте России и Китая.Тайны ради безопасности Карел Гавличек, фото: Михаела Данелова, Чешское радиоРасходы на первую часть проекта, в ходе которой ČEZ проведет отбор, определит поставщика реакторных технологий и подготовит договор с ним, составят 3,5 млрд крон. Должно быть также получено разрешение на строительство от Государственного управления по ядерной безопасности.Эти и прочие детали подробно описаны в подписанных документах, однако от общественности остаются скрытыми существенные факты: какова максимальная сумма увеличения бюджета проекта, в случае каких задержек или финансовых неясностей будут проводиться внеочередные переговоры и имена участников этих встреч.На вопрос о причинах такой таинственности от чешского ежедневного издания «Deník N» вице-премьер Чехии Карел Гавличек, участвовавший в подписании договоров, отреагировал следующим образом:«Имена были затемнены после тщательного рассмотрения этого вопроса по причине защиты личных данных. Если кому-то нужна подробная информация о людях, участвующих в проекте, они могут связаться с соответствующими организациями, и те могут, если сочтут нужным, эти данные предоставить».Россия, Китай: «за» и «против» Даниэль Бенеш, фото: Филип Яндоурек, Чешское радиоЧехия также оставляет за собой право исключить кого-либо из претендентов на участие в тендере. Генеральный директор компании ČEZ Даниэль Бенеш, однако, заявил, что преждевременные решения приниматься не будут:«В интересах ČEZ, чтобы в конкурсе участвовало как можно больше претендентов. Таким образом, они будут вынуждены улучшать свои предложения – нам же необходимо получить в итоге самый лучший вариант. По этой причине ČEZ не заинтересована в том, чтобы исключать кого-то из тендера».Политическая оппозиция при этом полагает, что к строительству нового ядерного блока нельзя допускать Россию и Китай. Такого мнения придерживается, например, председатель правоцентристской партии TOP 09 Маркета Пекарова Адамова:«Невозможно, чтобы новый блок электростанции строили русские или китайские компании при том, что они считают НАТО своим врагом. Правительство, однако, отказывается исключить их из тендера».Атом – единственное решение Фото: Dean Calma / IAEA, Flickr, CC BY-NC-ND 2.0Строительство новой атомной электростанции в Чешской Республике было затруднено в последние несколько лет из-за неопределенности в отношении способа финансирования. Однако, по словам правительственного уполномоченного по атомной энергетике Ярослава Мила, подписание договоров дает надежду на реализацию проекта.«Нас ждет еще масса работы, следующие десять лет мы будем разбираться с документами. Само строительство должно занять около семи лет, а за это время может многое измениться. Однако эти договоры дают возможность начать реально действовать: определить инвестора, способ закупки электроэнергии и ее долю на рынке. Мы также выбрали способ обеспечения финансирования, место, диапазон мощно

Прочитать остальные комментарии...


[
Ответить на это ]


Re: Дайджест новостей от НИЦ «Курчатовский институт», июль 2020 года (Всего: 0)
от Гость на 27/08/2020
НИЦ «Курчатовский институт», отреагируйте как-нибудь на комментарий, а лучше - внесите правки в ваш Дайджест. Не солидно для такого учреждения не реагировать на редактуру вашего текста...


[
Ответить на это ]


Re: Дайджест новостей от НИЦ «Курчатовский институт», июль 2020 года (Всего: 0)
от Гость на 18/08/2020
Ядерная отрасль остаётся, пожалуй, ЕДИНСТВЕННОЙ, в которой Россия "не выдохлась" на новинки.

Конечно, в основном это добивание советского задела. Тем не менее ЗЯТЦ и все его составляющие - быстрые реакторы, радиохимия, нитридное топливо N15, БРЕСТ - имеют актуальность и новизну в мировом масштабе.

Во всех остальных жанрах Россия истощилась на новинки: нового ничего нет, а советский задел либо полностью доведён до продукта либо полностью, прямо скажем, похерен.

Ко второму случаю относятся такие, безнадёжно застрявшие на промежуточной стадии, стратегические проекты, НЕПРЕМЕННО СДЕЛАТЬ КОТОРЫЕ ЕСТЬ ПРЯМОЕ ПОРУЧЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА. Примеры: истребитель вертикального взлёта; бомбардировщик ТУ-160 и пассажирская версия на его основе; бомбардировщик ТУ-22М3; Платформа транспортного самолёта ИЛ-276 в его двухдвигательной на ПД-35 версии и четырехмоторный на старых движках Ил-476; также отсутствует производство на этой летающей платформе самолётов-заправщиков ИЛ-78 и АВАКСов "А-100".
По надводным кораблям ВМФ, отсутствию двигателей для них, ситуация вовсе катастрофическая. Ракету "Сармат" аналогичную созданной на Украине в 1970-х "Сатане" будут делать десятилетиями. Повторить БЖРК не в состоянии.

По большинству из анонсированных 6 "супер-оружий" работа полностью провалена, не смогли их создать остатки российского ВПК.

Вообще в авиации попыткой создать качественную новинку является единственный проект: СУ-57. Который тоже пока-что безуспешен. Всё остальное - допиленный советский задел.

В космонавтике сложилось отставание от США во всём и количественное и качественное, от Евросоюза и Японии - по отдельным сторонам дела, со странами второго эшелона вроде Индии - равенство.

Ядерная отрасль осталась единственная способная радовать принципиальными новинками мирового уровня.



[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.16 секунды
Рейтинг@Mail.ru