proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[14/03/2007]     Перевозка радиоактивных материалов – гарантированное обеспечение безопасности

В.В.Нащокин, ФГУП «Атомспецтранс», Россия

Промышленное использование атомной энергии вносит важный вклад в обеспечение устойчивого развития государства за счет высокой наукоемкости, технологичности и экологичности энергопроизводства. Обращение с радиоактивными материалами предполагает их транспортирование.

Перевозка радиоактивных материалов является неотъемлемой частью деятельности предприятий, эксплуатирующих радиоактивные материалы.

В связи с тем, что все радиоактивные материалы являются опасными грузами класса 7, объективно возникает необходимость дальнейшего развития и совершенствования существующей системы безопасности транспортирования радиоактивных материалов.

Общий объем перевозимых радиоактивных материалов всеми видами транспорта в России составляет сотни тысяч упаковочных комплектов с радиоактивным содержимым в год. (Напомним, что во всем мире эта цифра достигает 10 млн. упаковок).

Номенклатура перевозимых радиоактивных материалов чрезвычайно широка (сотни и сотни наименований) – от лекарственных фармацевтических препаратов до отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

Гарантированное обеспечение безопасности перевозок радиоактивных материалов связано с решением ключевых, в данный момент, взаимосвязанных задач:

- совершенствования нормативной и правовой базы;

- предотвращением угроз технологической безопасности при перевозках радиоактивных материалов;

- необходимости постройки судна-контейнеровоза класса ОЯТ-3;

- неизбежности государственного управления перевозками радиоактивных материалов;

- соблюдением базовых принципов обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов;

- предупреждением возникновения и развития транспортных аварий, связанных с радиологическими террористическими актами;

- культурой безопасности при обращении с радиоактивными материалами.

В Федеральном законе Российской Федерации "Об использовании атомной энергии" установлено, что транспортирование радиоактивных материалов должно осуществляться в соответствии с правилами транспортирования опасных грузов, с нормами и правилами в области использования атомной энергии, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии с данным законом, новые национальные «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов», (НП-053-04), введенные Ростехнадзором в действие в 2005 году [1], предусматривают права, обязанности и ответственность отправителя, перевозчика и получателя, меры безопасности и физической защиты, систему согласованных мер по недопущению аварий при перевозке радиоактивных материалов, требования к упаковкам и транспортным средствам.

Надо отметить, что указанный документ успешно выдержал более чем годичную проверку практикой и не вызвал сколь либо серьезные затруднения в его применении.

Более того, НП-053-04, как федеральные нормы и правила, в максимальной степени гармонизированы с международными Правилами безопасной перевозки радиоактивных материалов, издания 1996 года, МАГАТЭ, Вена [2].

Вместе с тем, по нашему мнению, Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» требует своего дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не обеспечивают его эффективное функционирование [3].

Прежде всего, это относится к регулированию отношений собственности на объекты использования атомной энергии, что в условиях рыночной экономики приобретает особое значение.

Кроме того, в новую редакцию закона необходимо внести изменения на основании накопленного опыта перевозок, в частности, дать недвусмысленное определение такому термину, как «перевозчик».

Вопросы обеспечения безопасности перевозок грузов должны найти серьезное отражение в федеральном законе о перевозках опасных грузов, разработка которого ведется с 1989 года и никак не завершится.

Такие законы в промышленно развитых странах были приняты еще в середине 70-х годов прошлого века. Значение совершенствования правовых оснований организации и осуществления перевозок опасных грузов для повышения безопасности и снижения рисков не подлежит сомнению [4].

В настоящее время полнота набора пакета руководящих документов, регламентирующих перевозку радиоактивных материалов, создает предпосылки для гарантий безопасной перевозки радиоактивных материалов с минимально достижимым для существующего экономического уклада страны уровнем вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан и окружающей среде.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что существующие Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минтрансом России в 1995 году, не соответствуют современному уровню и содержат ряд принципиальных ошибок. Кроме того, Правила разрабатывались без учета рекомендаций Минатома России (ныне Росатома) и не согласованы им.

К тому же необходимо отметить, что в настоящее время Минтранс России не проводит никаких работ по пересмотру Правил и их приведению в соответствие с международными правилами ДОПОГ.

К угрозам технологической безопасности при перевозках радиоактивных материалов, в первую очередь, следует отнести:

- исключительно и недопустимо высокий уровень износа упаковочных комплектов, транспортных средств и исчерпания проектных ресурсов перегрузочного оборудования и грузоподъемных машин (90% транспортных упаковочных комплектов для перевозки отработавшего ядерного топлива близки к полной выработке ресурса);

- сокращение объемов разработки и производства транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств на 90% - 95%;

- трудности в обновлении парка упаковочных комплектов, транспортных средств, перегрузочного оборудования и грузоподъемных машин в силу неприемлемо низкой инновационной и инвестиционной активности (степень их ежегодного обновления составляет менее 1%).

На всех предприятиях Росатома для перевозки радиоактивных материалов имеется, оценочно, около 200 разновидностей упаковочных комплектов различных типов (от освобожденных упаковок до упаковок типа B(U)). Вместе с тем, только несколько упаковок из них были разработаны за последние 7 лет.

Однако, начиная с 2004-2005 годов ситуация с разработкой и производством транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств начала меняться в лучшую сторону.

Так, например, были разработаны упаковочные комплекты ТК-7С - для ТВС АЭС, ТУК-84 – для ОТВС реакторов Белоярской АЭС и т.п..

Безусловным технологическим прорывом в области создания упаковок типа B(U) явилось создание в 2006 году транспортного упаковочного комплекта ТУК-128.

Конструкция упаковки ТУК-128 типа В(U) полностью отвечает требованиям Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов и международных Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов.

Учитывая беспрецедентно стремительное наращивание в ближайшие годы количества строящихся и вводимых в действие блоков АЭС, в планах Росатома на ближайшие три года предусматривается разработка конструкторской документации, изготовление и испытания опытных образцов:

- двухцелевого унифицированного ТУК для обращения с отработанными тепловыделяющими сборками (ОТВС) энергетических реакторов ВВЭР-440 (взамен ТУК-6);

- двухцелевого унифицированного ТУК для обращения с ОТВС энергетических реакторов с высоким выгоранием и малым сроком выдержки;

- двухцелевого унифицированного ТУК для обращения с ОТВС энергетических реакторов типа PWR и BWR;

- упаковочных комплектов для длительного технологического хранения и транспортирования средне-(САО) и высокоактивных радиоактивных отходов.

Состояние отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО) на территориях бывших береговых технических баз (БТБ) Военно-Морского Флота находится в центре внимания мировой экологической общественности.

Массовый вывоз высокоактивных ОЯТ и РАО с территории БТБ может быть осуществлен только морским путем с использованием судна-контейнеровоза специальной постройки.

Необходимость постройки специализированного судна-контейнеровоза обусловлена, прежде всего, пониманием того, что вопросы обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды в настоящее время приобрели особое значение.

Таким образом, одним из узловых моментов решения проблемы безопасности при вывозе ОЯТ и РАО с территорий БТБ является постройка специализированного судна класса ОЯТ-3, позволяющего осуществлять перевозку различных контейнеров с ОЯТ и РАО к местам погрузки транспортных контейнеров на спецпоезд или к местам длительного технологического хранения ОЯТ и РАО.

Проектируемое судно должно отвечать требованиям к судам класса ОЯТ-3 в соответствии с Кодексом ОЯТ, т.е. судам, имеющим свидетельство на перевозку отработавшего ядерного топлива и высокорадиоактивных отходов без ограничения максимальной общей активности материалов.

Опасность упаковки (упаковочного комплекта с радиоактивным содержимым) является его комплексным свойством, включающим несколько видов опасности, обусловленных наличием химически активных и токсичных веществ, делящихся материалов и радиоактивных веществ.

В общем случае, критерий безопасности перевозки упаковки связан с некоторой совокупностью признаков (показателей), характеризующих уровень опасности упаковки. Количественные показатели опасности упаковки дают основу для определения количественных критериев безопасности.

Теоретически, процесс обеспечения безопасности перевозки упаковок охватывает три основных направления:

- предупреждение или уменьшение уровней внешних воздействий на упаковки;

- предотвращение несанкционированных действий и применения оружия, взрывов, других опасностей в течение перевозки упаковки, в том числе в результате аномальных воздействий при авариях, природных и техногенных катастрофах и несанкционированных действиях;

- защита населения, персонала и окружающей среды в обычных, нормальных и аварийных условиях перевозки.

На практике обеспечение безопасности упаковки при перевозках означает комплекс взаимосвязанных конструкторских и технологических решений, правовых, организационных, хозяйственных мероприятий, направленных на снижение опасности упаковки до уровня, определяемого нормами (критериями) безопасности.

В полном объеме выполнение всего названного комплекса мероприятий возможно лишь при государственном управлении процессом обеспечения безопасности.

С нашей точки зрения, в Федеральном агентстве по атомной энергии, на которое возложено выполнение функции государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов, обеспечению требуемого уровня безопасности при их перевозке придается базовое значение, и решение этой проблемы производится с последовательной реализацией самых жестких требований безопасности, разрабатывавшихся с учетом рекомендаций, содержащихся в документах МАГАТЭ.

Росатом обеспечивает ядерную и радиационную безопасность при перевозках по следующим основным направлениям:

- разработка документов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при перевозках;

- контроль за соблюдением организациями - грузоотправителями, грузоперевозчиками и грузополучателями требований федеральных и ведомственных норм и правил;

- проведение экспертизы документов, обосновывающих соответствие конкретного типа транспортных упаковочных комплектов, специальных транспортных средств и условий перевозки радиоактивных материалов установленным требованиям ядерной и радиационной безопасности;

- проведение мероприятий по предотвращению ядерных, радиационных и других возможных аварий при перевозке радиоактивных материалов, а также по ликвидации их последствий;

- координация в ходе ликвидации последствий аварий при перевозках радиоактивных материалов действий аварийно-спасательных формирований, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- осуществление подготовки специалистов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов.

Причины вмешательства Росатома в обеспечение безопасности перевозок радиоактивных материалов ясны и прозрачны и объясняются:

- сложностью и наукоемкостью всего процесса перевозок;

- большими требуемыми инвестициями в транспортную инфраструктуру отрасли;

- влиянием на обороноспособность страны и безопасность государства.

Кроме того, ОСНОВЫ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации, возложили на Росатом задачу обеспечения государственного контроля за транспортировкой ядерно- и радиационно-опасных объектов и материалов на территории Российской Федерации, включая непрерывный автоматизированный мониторинг их местоположения и состояния в процессе транспортировки.

Успешное выполнение этой задачи является залогом гарантированного обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов.

Главной целью обеспечения безопасности при перевозках радиоактивных материалов является исключение недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [4].

Достижение указанной цели обеспечивается выполнением следующих основных задач:

- обеспечением технологической безопасности (взрывобезопасности, механической безопасности, пожарной безопасности, термической безопасности, химической безопасности, ядерной и радиационной безопасности) перевозимых грузов радиоактивных материалов;

- обеспечением физической защиты ядерных материалов при транспортировании;

- предотвращением террористических актов (антитеррористическая защита) в отношении грузов радиоактивных материалов;

- обеспечением безопасности движения транспортных средств.

Конкретные требования по технологической безопасности, физической защите и предотвращению террористических актов грузов РМ должны устанавливаться общим техническим регламентом, другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации в соответствии Федеральным законом «О техническом регулировании» и принципами обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов.

ФГУП «Атомспецтранс» при планировании и организации перевозок радиоактивных материалов руководствуются упомянутыми принципами, которые представляются нам простыми и логичными.

Прежде всего, мы исходим из того, что ответственность за обеспечение необходимого уровня безопасности перевозок должна возлагаться на грузоотправителя, который отвечает за подготовку груза к перевозке, правильный выбор условий перевозки, а также за негативные последствия перевозки, связанные с опасными свойствами груза, возмещение соответствующего радиационного (ядерного) ущерба.

Кроме того, безопасность перевозок должна обеспечиваться за счет ограничения перевозимого количества радиоактивных материалов, конструкции упаковки и перевозочных средств, а также условий подготовки груза к перевозке.

Должна быть обеспечена согласованность требований к упаковкам и условий перевозок с основными принципами радиационной защиты, а именно:

- принципом обоснования (результаты перевозки должны приносить больше пользы, чем вреда);

- принципом оптимизации (безопасность должна быть обеспечена на максимальном разумно достижимом уровне с учетом социальных и экономических факторов);

- принципом нормирования, требующего непревышения установленных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» индивидуальных пределов доз и других нормативов радиационной безопасности.

Мероприятия на случай транспортных аварий и других чрезвычайных ситуаций при транспортировании радиоактивных материалов должны быть спланированы и подготовлены заранее, до осуществления перевозки.

Все работы, связанные с обеспечением безопасности перевозок РМ, должны быть охвачены современными системами обеспечения (гарантий) качества.

В отличие от других стран – членов МАГАТЭ – в России каждая перевозка радиоактивного материала (особенно, ядерного) удовлетворяет двум группам требований:

- требованиям к перевозке данного типа упаковочного комплекта с радиоактивным содержимым;

- кроме того, дополнительно, упаковка перевозится, используя термины международных Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов (№ ST-1), по сути, в специальных условиях.

Исторически сложившаяся в России двойная система обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов дает возможность:

- создать условия для удовлетворения высокого уровня качества перевозки;

- обеспечить сохранность перевозимых грузов, уменьшить риски возникновения аварий;

- обеспечить защиту груза от несанкционированного вмешательства;

- эффективно использовать аварийно-спасательные силы и средства Росатома в случае возникновения аварий с упаковками;

- обеспечить режим конфиденциальности в ходе перевозок, необходимость в которой обусловлена требованиями физической защиты перевозимых грузов;

- осуществлять слежение за состоянием и перемещением каждой отдельной отправки с радиоактивным материалом.

Организации и предприятия Росатома, к компетенции которых относятся вопросы организации и осуществления перевозок в специальных условиях, взаимодействуют с владельцами транспортных инфраструктур и перевозчиками через Отраслевую оперативную диспетчерскую, являющейся структурным подразделением ФГУП «Атомспецтранс».

Основными задачами Отраслевой оперативной диспетчерской являются:

- оперативное планирование перевозок радиоактивных материалов, составление графика перевозок;

- информационное обеспечение и контроль за ходом перевозок;

- организация взаимодействия с заинтересованными организациями по вопросам учета и контроля ядерных и радиоактивных материалов в соответствии с нормативными документами;

- организация взаимодействия с заинтересованными организациями по вопросам физической защиты ядерных материалов;

- производство необходимых согласований с Заказчиком;

- проверку состояния разрешительных документов на транспортные средства и транспортные упаковочные контейнеры;

- осуществление контроля о выполнении перевозки, соблюдении сроков доставки грузов;

- получение от уполномоченных при управлениях железных дорог и представителей в регионах подтверждения об их прибытии в указанный пункт назначения;

- получение информации об авариях и неисправностях подвижного состава от уполномоченных на дорогах и от диспетчера перевозчика и доведение ее до руководителей и диспетчерских служб согласно схемы оповещения;

- координация работ с целью проведения ремонта перевозочных средств специализированными предприятиями.

В обеспечении безопасности перевозок радиоактивных материалов не бывает второстепенных проблем. Все проблемы важны и актуальны.

Однако, на текущий момент, проблема предупреждения транспортных аварий, связанных с террористическими актами при перевозках радиоактивных материалов, требует принятия превентивных мер для своего решения.

Упомянутая проблема представляет собой ряд задач, при решении которых необходимо выполнение исследовательских работ, связанных с анализом существующей системы защиты перевозок радиоактивных материалов от террористических актов и уязвимости существующих типов упаковочных комплектов, перевозочных средств, пунктов перевалки и транзитного хранения грузов.

Существенное повышение безопасности перевозки радиоактивных материалов достигается путем решения следующего комплекса задач:

- использованием технических средств для обнаружения попыток проникновения нарушителей на транспортное средство;

- применением средств пассивной и активной задержки нарушителей;

- обеспечением сил охраны средствами оперативной связи между собой, а также с силами реагирования на нештатную (аварийную) ситуацию;

- обеспечением дистанционного контроля состояния сил физической защиты и местоположения транспортного средства.

При этом для обеспечения высокого уровня безопасности требуется как эффективное применение необходимых инженерно-технических средств, так и своевременные адекватные действия соответствующих служб охраны объекта и сил реагирования.

Система физической защиты перевозимых радиоактивных материалов должна проектироваться с учетом особенностей, к которым относятся:

- большая протяженность маршрутов транспортировки радиоактивных материалов;

- ограниченность сил охраны транспорта;

- удаленность мест дислокации сил реагирования (поддержки) от места возможного нападения (аварии).

Свой заметный вклад в обеспечении безопасности перевозок радиоактивных материалов может внести культура безопасности - совокупность характеристик отношений в организациях и между отдельными лицами, которая устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, уделяется внимание, диктуемое их значимостью.

Понятие «культура безопасности» проявляется на трех уровнях:

- при формировании политики руководства в области качества;

- при осуществлении руководства ядерными объектами;

- при поведении персонала предприятия.

В этом смысле безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад.

Потребности предприятий и организаций отрасли в перевозках удовлетворяются полностью. Все перевозки выполнятся в штатных режимах, в соответствии с требованиями нормативных документов и с соблюдением условий обеспечения их безопасности.

Вместе с тем, наряду с общей положительной картиной организации перевозочного процесса, к отдельным моментам, негативным образом влиявшим на организацию и ход перевозок можно отнести:

- не соблюдение предприятиями установленных сроков подачи заявок;

- многочисленные изменения параметров ранее спланированных перевозок;

- осложнения в прохождении погранично-таможенных процедур из-за отсутствия или неправильно оформленных документов на груз у сопровождающих.

Перевозки опасных грузов класса 7 приобретают массовый характер [5]. С этими перевозками опасных грузов связан существенный потенциал рисков возникновения чрезвычайных происшествий. Вся наша деятельность направлена на разработку и выполнение мероприятий по уменьшению этого потенциала к уровню остаточных рисков, приемлемому для общества и государства.

Такие мероприятия должны разрабатываться и осуществляться всеми причастными к перевозкам опасных грузов учреждениями и организациями на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области регулирования вопросов обеспечения безопасности движения и эксплуатации всех видов транспорта, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Не лишне еще раз повторить, что существенная роль в управлении безопасностью перевозок опасных грузов принадлежит Государственному компетентному органу, т.е. Росатому.

Список литературы
1. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04).- М.: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2004 г.
2. Серия норм МАГАТЭ по безопасности: Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов. Издание 1996 года. Требования № ST-1, МАГАТЭ, Вена.
3. А.И. Иойрыш, Г.А. Новиков, О.А. Супатеева. О концепции атомного права России. Ядерная и радиационная безопасность России. Выпуск 2 (13). Федеральное агентство по атомной энергии, М., 2004 г.
4. В.Н. Андросюк, В.В. Андросюк. О Государственном компетентном органе по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом. Евразия вести, 2006 год.
5. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", (принят ГД ФС РФ 15.12.2002 г.).


По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»  

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
Стратегия обеспечения энергетической безопасности России

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.66
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Перевозка радиоактивных материалов – гарантированное обеспечение безопасности (Всего: 0)
от Гость на 17/03/2007
Вопросы, изложенные в статье, являются «остро наболевшими», и не только
для транспортников. Без комплексного их решения АЭС России через 5-7 лет
могут просто остановиться. Не в чем будет вывозить ОЯТ!
Однако, это и вопрос экономики. Именно он является определяющим.
Что мы имеем? К примеру, появился новый «обязательный
игрок-перевозчик», а говоря просто нахлебник, в лице ОАО
«Техснабэкпорт», некая контролирующая и организующая, по крайней мере,
не за маленькие «агентские» проценты, «от имени и по поручению» без какой либо ответственности, организация. Это уже пример рыночных отношений по «Росатомовкси». Условий «принудительного распределения» без малейшей ответственности, такого не было даже в СССР. Так, что посочувствую автору статьи, его искренней боли за транспортную инфраструктуру, но реальность на лицо…


[ Ответить на это ]


Re: Перевозка радиоактивных материалов – гарантированное обеспечение безопасности (Всего: 0)
от Гость на 23/01/2013
в Украине теже грабли


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru