proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[21/06/2019]     Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота

К 100-летию Генеральных конструкторов ПЛА С.Н. Ковалева и Г.Н. Чернышева

Н. Я. Щербина, д.т.н., капитан 1 ранга, инженер-механик    

Ничто так не объединяет людей как простая человеческая память. Она сохраняет историю в лицах, событиях и датах. Человек приходит в этот мир по космическим масштабам на мгновенье, по земным меркам на десятилетия. Редко кому достается сотня лет. В основном сотню  вспоминают, когда человека нет, но жива о нем память: у детей, родственников, сослуживцев, сотрудников, коллег, у Отечества. 



Исторические и религиозные постулаты твердят о том, что каждый, приходящий  в этот мир на это космическое мгновение, обязан делать его лучше и добрее. И если бы  каждый поступал так,  мир был бы иным. А так, мир такой, каков есть,  - раздираемый  страстями, любовью, противоречиями, ненавистью, злобой, завистью, алчностью. Два высказывания одного человека: «…никто из рода человеческого не имеет преимущественного права на планету Земля» и «…как хорошо была бы устроена  жизнь на Земле, если бы люди не были нацелены на взаимное уничтожение». Оба утверждения принадлежат Сергею Никитичу Ковалеву, Генеральному конструктору атомных подводных лодок стратегического назначения трех поколений, столетие которого приходится на 15 августа 2019 г.

Август 1919 г. подарил миру еще одного Генерального конструктора многоцелевых атомных подводных лодок Георгия Николаевича Чернышева, столетний юбилей которого приходится на 23 августа. Два главных, а затем и Генеральных конструктора, две судьбы, определившие лик атомного подводного флота станы во второй половине ХХ века. История свела их студентами в городе Пржевальске, куда был эвакуирован Николаевский кораблестроительный институт. Сергей - представитель Ленинградской Корабелки, Георгий – Николаевской. В 1943 г. защищены дипломы, а дальше начался длинный путь в люди. Их коллеги  - представители ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит» к знаменательной дате более подробно расскажут о становлении и судьбе этих великих конструкторов в деле, которому они посвятили свою жизнь.

Мне,  инженеру-механику, отдавшему двадцать пять лет службы на атомных подводных лодках первого, второго и третьего поколений, с 1962 по 1987 г. довелось  осваивать их корабли в должностях: командира группы электромеханической боевой части, командира дивизиона живучести, командира БЧ-5, флагманского инженера-механика соединения ремонтирующихся ПЛА, заместителя начальника электромеханической службы 1-й  флотилии атомных подводных лодок Северного флота. За этот период через флотилию прошло около 110 ПЛА. Это большая часть многоцелевых ПЛА проекта 671 и его модификаций, созданных под руководством Г.Н. Чернышева, и ракетоносцы стратегического назначения проекта 658 первого поколения и тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» третьего поколения – С.Н.Ковалева.

С тем и с другим довелось встречаться на разных этапах становления атомного подводного флота, с одним - больше, с другим - меньше. Больше с Георгием Николаевичем Чернышевым, так как я был членом первого экипажа (1962 г.) его головной многоцелевой атомной подводной лодки К-38 проекта 671. На всех этапах - от закладки ПЛА 12 апреля 1963 г. на стапеле Адмиралтейского завода, строительства, швартовных, ходовых, государственных испытаний, до ввода К-38 в боевой состав ВМФ в 1967 г. непременно присутствовал главный конструктор, болеющий за свое «дитя». Сотрудничество с Георгием Николаевичем и его заместителями на берегу и в море позволяло совершенствовать качество корабля. На встречах с Г.Н. Чернышевым, проходивших регулярно вплоть до 1971 г., обсуждались вопросы освоения головной ПЛА.  Служба командиром БЧ-5 на втором  серийном корпусе этого же проекта (до 1978 г.) сохранила рабочие отношения с главным конструктором и СПМБМ «Малахит». В общей сложности в прочном корпусе его ПЛА время для меня растянулось на долгие семнадцать лет. Сослуживцам, проектантам и строителям головной подводной лодки проекта 671 посвящена моя первая  книга «Малахита шкатулка адмиралтейцев» трилогии «Лики атомной подводной эпопеи», а затем и вторая книга «Подводный истребитель К-147».

Немного истории

Головная атомная подводная лодка второго поколения (пр. 671) спроектирована в конструкторском бюро СКБ-143, впоследствии переименованном в СПМБМ, а затем в СПМБМ "Малахит". Тактико-техническое задание на проектирование многоцелевой подводной лодки второго поколения утверждено в 1959 г. Этому предшествовали поисковые проработки с 1956 г. СКБ-143 смогло на конкурсной основе отстоять  проект  многоцелевой ПЛ, которая коренным образом отличалась от своих предшественниц. Создание эскизного и технического проектов в один год для людей, знакомых с кораблестроением, говорит о многом. В декабре 1960 г. был утвержден технический проект, в 1961 г. – подготовлены рабочие и технические чертежи.

Атомоход Г.Н.Чернышева в чертежах представлял собой каплевидный объект с ласкающими взор "альбакоровскими" обводами и развитым хвостовым "оперением". Элегантный вид сбоку больше ассоциировался с корпусом самолета-истребителя, а не подводной лодки. Только выступающая сверху рубка и габариты корпуса корабля указывали на то, что для самолета эта деталь лишняя, самого его многовато, да и винт расположен в корме, а не в носу. Такая архитектура предполагала получение скоростных и маневренных качеств за счет исключительной обтекаемости корпуса и мощной ядерной энергетической установки (ЯЭУ). Спустя три года после закладки лодки, в середине 1966 г. перед выходом ПЛА из цеха в переходной док, взору предстал силуэт новой ПЛА и ее размеры.  Своими законченными формами притягивала внимание передняя полусфера носовой части с глазницами открытых щитов торпедных аппаратов и торпедопогрузочного люка. Снизу в носовой полусфере зашита антенна гидроакустической станции и станция минного поиска.

При первой встрече с главным конструктором лодки  Георгием Николаевичем Чернышевым, человеком обаятельным и симпатичным, начавшим в свои сорок с небольшим седеть и полнеть, пришла мысль, что между ним и его детищем есть некая схожесть - во внешней гармонии и обстоятельности. Как и во внешнем облике Главного конструктора трудно было найти недостатки, так и в его творении они не обнаруживались. Все было схвачено, и ничего лишнего. Его манера неспешного, без горячности рассуждения по делу, обстоятельного взвешивания и доказательного отстаивания своего мнения помогали ему выпутываться из самых сложных перипетий нелегкой работы Главного. Благодаря человеческому обаянию, искусству просто и веско аргументировать, Г.Н. Чернышеву удалось на ответственной встрече в ЦНИИ им. А.Н.Крылова убедить самого Никиту Сергеевича Хрущева в целесообразности создания атомных подводных лодок данного проекта, что было не так-то просто. Его аргументация решила судьбу одной четвертой состава подводных сил страны на три десятилетия вперед. Взяв старт с создания ПЛА пр. 671 второго поколения, Г.Н. Чернышев уже в ранге Генерального конструктора продолжил их модернизацию, доведя общую численность лодок данного проекта и его модификаций до 48 единиц. На его счету и лодки третьего поколения. За 54 года работы в проектной организации по его проектам было построено более 60 ПЛА.

Над созданием головной лодки “длинной” серии с ним работали Леонид Самаркин, Анатолий Колосов, Павел Дегтярев. Борис Разлетов, Радий Шмаков, Лев Кузнецов, Борис Пейбо, Роман Симонов, Геннадий Морозкин, Владимир Шавкунов, Борис Завьялов, Юрий Фарафонтов и  многие другие. Некоторые из них оставили на страницах периодических изданий добрые слова о своем шефе. Многих уже нет, а мне в мои восемьдесят два Георгий Николаевич вспоминается по отдельным эпизодам моего пребывания в  СКБ-143 и в прочном корпусе ПЛА.

Первое знакомство членов экипажа с Главным и его подчиненными - это кипы чертежей  и листы металла в просторном цехе завода. "Малахита шкатулке" (такое название ПЛА, данное мной влет), представленной пока чертежами и макетами, предстояло трудом адмиралтейцев и целой страны превратиться в атомную подводную лодку второго поколения. Прошли десятки лет, но мне эксплуатационнику, инженеру-механику со значительным опытом освоения ПЛА трех поколений, до сих пор не понять, как и почему произошел качественный рывок при создании ПЛА второго поколения, с таким резким отличием по всем параметрам. В таких случаях принято говорить – «на порядок выше». Молодость, дерзость, талант? Не нахожу ответа… Запомнился эпизод митинга перед выходом на государственные испытания головной ПЛА. Заместитель министра судостроительной промышленности Ю.Г.Деревянко произнес, на мой взгляд, не совсем уместную фразу: «... поздравляю вас со спуском на воду советского "Трешера"!»  от которой лицо Г.Н Чернышева изменилось до неузнаваемости.

Судьба американской ПЛА "Трешер" оказалась не завидной. Во время испытаний в Атлантике в апреле 1963 г. подводная лодка по не установленным до сих пор причинам провалилась за предельную глубину. Вместе с ней на дне Мирового океана оказался весь экипаж из ста двадцати девяти человек во главе с командиром Джоном Гарвеем. Тогда я подумал, что испытания ПЛА Г.Н. Чернышева под руководством такого подводника, как вице-адмирал Григорий Иванович Щедрин, должны пройти по-иному. Зачем же так напутствовать?

Воспоминания

В море, выйдя из двери каюты командира после инструктажа,  я нос к носу столкнулся с главным конструктором Чернышевым, находившимся в проеме двери каюты замполита. Пропустив вперед Георгия Николаевича, последовал за ним во второй отсек, где должны были совершаться подводные таинства… Глубина 100 метров, стационарный режим, где-то испытательные партии снимают замеры, а в Центральном – тишина, только повизгивают сельсины и создает легкий всепоглощающий шум корабельная вентиляция. По мере продолжения испытаний волнительные моменты следовали один  за другим. Это и максимально возможная скорость на мерной миле, когда тысячи тонн металла, содрогаясь и вибрируя, прошивали тихую заводь Белого моря, и суточный бег самым полным ходом, когда все живое разбегалось на десятки миль от мечущегося монстра. Незабываемые ощущения остались от всевозрастающего крена в период циркуляции на самом полном ходу в подводном положении. И самым впечатляющим был закритический дифферент подводной лодки на нос.

В процессе испытаний с имитацией провала по глубине и проверки эффективности рулей при их поочередной заклинке, экипаж кроме полученных ранее впечатлений от кренов, смог ощутить всю прелесть нарастающего дифферента подводной лодки. Великолепно управляемая на всех возможных скоростях переднего хода субмарина усыпила бдительность. И когда перешли к испытаниям аварийных режимов с реверсом на задний ход, с использованием системы противоаварийного управления под названием "Турмалин", произошел казус, грозивший  большими неприятностями.

Подводная лодка, имея под килем метров шестьдесят-восемьдесят, при движении на передний ход набрала скорость около 20 узлов. По программе испытаний при имитации провала за предельную глубину и отказе ("заклинке") рулей система "Турмалин" автоматически дала реверс на ее одержание, взяв на себя управление. Однако полученный от мощного реверса поток воды на переложенные на всплытие и "заклиненные" рули привел к стремительному нарастанию дифферента на нос. При продолжающемся реверсе он быстро перевалил за сорок пять градусов, и в таком положении лодка на какое-то мгновение зависла... Корма подводной лодки, приподнимаясь, делала возможным касание грунта носовой частью, чего, к счастью для корабля и экипажа, не произошло. Был дан воздушный пузырь в носовые цистерны главного балласта. Подводная лодка, как рыбацкий поплавок, гребным винтом кверху вынырнула из пучины и после некоторого покачивания тихо успокоилась. Сердца большинства, кто прочувствовал это не во сне, а наяву, успокоились не так быстро, как сама субмарина.

Находившиеся в тот момент рядом с маятниковыми дифферентометрами, потом наперебой доказывали каждый свое значение его показаний, стараясь не перемахнуть значение опрокидывания. Cошлись на мнении, что дифферент на нос составил пятьдесят три градуса. От пережитого ли волнения или от стрессового состояния опытный подводник вице-адмирал  Григорий Щедрин просил подарить ему пузырьковый дифферентометр, который показывал бы пятьдесят три градуса. После закритического дифферента и того, что в процессе его нарастания не отказали ни один механизм, ни одно устройство ПЛ, мы поняли, что получаем в свои руки от конструкторов и кораблестроителей великолепный корабль. Митинг… Ликовала сдаточная команда, экипаж, главный конструктор, члены госкомисии.  Взаимные поздравления. Одним словом, эйфория на стрессе.

После успешно проведенных в октябре 1967 г. госиспытаний  трех головных атомных подводных лодок трех проектов второго поколения  (проект 671, 670 и 667А) у командира Беломорской Военно-Морской базы вице-адмирала С.Н.Филимонова прошло подведение их итогов, в котором от ленинградцев приняли участие директор Адмиралтейского завода В.Н. Дубровский, главный инженер завода И.С.Белоусов, представитель заказчика Г.Л.Небесов, главный конструктор проекта Г.Н.Чернышев, от командования СФ заместитель командующего вице-адмирал А.И.Петелин, Председатель Правительственной приемной комиссии вице-адмирал Г.И.Щедрин, командир подводной лодки Е.Д.Чернов и другие. Настойчивая просьба адмиралтейцев и Главного состояла в том, что имеются все основания для подписания приемного Акта к предстоящему юбилею 50-летию Октября, о чем и было доложено по телефону Секретарю ЦК КПСС Устинову. Военно-Морской Флот на указанную инициативу отреагировал присылкой военно-транспортного самолета для доставки инициаторов в Москву. После консультаций в Москве было принято решение Военного Совета ВМФ о подписании приемного Акта с последующим выполнением необходимых доработок. Флаг ВМФ на трех головных ПЛА второго поколения поднять  5 ноября 1967 г.

 

С.Н. Ковалев

Полагаю, что с ракетоносцем  стратегического назначения проекта 667А Сергея Ковалева было то же самое. Я тому не свидетель. Несмотря на то, что в состав  флотилии с 1960 г. по 1965 г. входили ракетоносцы стратегического назначения первого поколения проекта 658 Сергея Никитича Ковалева, мне с ним не приходилось ни встречаться, ни общаться, так как всецело принадлежал ПЛА Чернышева. Познакомиться с человеком-легендой атомного подводного флота посчастливилось, будучи заместителем начальника ЭМС флотилии при приемке в её состав в 1982 г. головной «Акулы» - ракетоносца стратегического назначения третьего поколения.

Перед тем как принять ТРПКСН пр. 941 «Акула» в состав флотилии, командующий флотилией, заместитель начальника штаба флотилии, флагманский ракетчик и заместитель начальника ЭМС (то бишь, я), прошли непродолжительную подготовку по данному проекту ПЛА в Учебном центре ВМФ. Встретив прибывшую лодку-гигант, ошвартовавшуюся в губе Нерпичьей в декабре 1982 г., я был сражен наповал ее размерами. Двадцать громадных крышек ракетных контейнеров заподлицо с палубой носовой надстройки занимали практически всю ее видимую огромную площадь от носа и до рубки, бугром торчащей далеко в корме. Тогда при приемке этого «монстра» в состав флотилии и произошло знакомство с С.Н. Ковалевым.

Затем были другие встречи, в том числе при выходе головной «Акулы»  в море в 1985 г. на осуществленные впервые ракетные стрельбы, имитирующие полный залп, о чем я постарался изложить в третьей книге «Атомные подводные монстры» трилогии «Лики атомной подводной эпопеи». Трилогию я подарил Сергею Никитичу в 2007 г. Он мне подарил свою книгу «О том, что есть и было…». Талантливый человек – талантлив во всем.

Кроме созданных под его руководством более девяти десятков ПЛА,  ракетоносцев  стратегического назначения трех поколений - основу морских сил ядерного сдерживания, которые со временем превратятся  в безымянный металл, будущим поколениям он оставил пример неустанного труда настоящего гражданина и патриота Отечества в сфере развития  теории и практики проектирования кораблей в «золотой» период атомного кораблестроения. В изобразительном искусстве потомкам остаются великолепные пейзажи - плод от его самобытного общения с природой и земной жизнью, в литературе - книга «О том, что есть и было…», по-философски глубокая,  правдивая, написанная от первого лица без прикрас о том, что собой представляет жизнь одного человека, его семьи, друзей, коллектива, государства и Родины, великолепно представленной  пейзажами, что для каждого из нас от рождения остается любимым и неповторимым.

Вспоминается такой эпизод…. В кают-компании крейсера собрались офицеры корабля и дивизии, ответственные за подготовку ПЛА «Акула» к ракетным стрельбам и длительному походу, и проверяющие ее готовность представители штаба и ЭМС 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. В углу на отшибе очень удобно в кресло погрузился Сергей Никитич Ковалев.  В другом конце просторной для подводной лодки кают-компании - начальник Главного штаба ВМФ адмирал Владимир Николаевич Чернавин и гражданский, говорили, что член ЦК КПСС. Крейсер должен был осуществить имитацию полного залпа четырьмя практическими ракетами. Такой залп, произведенный впервые, позволял бы представителю ЦК напрямую произвести доклад наверх. По тому, с каким вниманием его опекает адмирал Чернавин, стало понятно, как он зависим от данного представителя. Даже после докладов проверяющих специалистов штаба флотилии, В.Н.Чернавин ни на минуту не отвлекся от гостя.

За бодрыми докладами флагманских специалистов флотилии о готовности к выполнению поставленных задач очередь дошла и до меня. Сообщение о том, что корабль по уровню шума не удовлетворяет требованиям норм, что не позволяло ему выход в длительное плавание, по моим наблюдениям, никого из руководства особо не обеспокоило. Правда, на своем кресле сменил положение Сергей Никитич Ковалев. На последней фразе я заметил появление румянца на щеках у адмирала Чернавина. Такого заявления из чьих-либо уст он, по-видимому, не ожидал, и тут же спросил: «Вы кто?» Мне пришлось заново представиться по полной форме. Адмирал смерил меня недобрым взглядом и потребовал повторить доклад. Повисшая на мгновение гробовая тишина оборвалась вопросом Чернавина: «Кто у нас за этот вопрос отвечает». Все заворочали головами в поиске ответственного или «крайнего». Им оказался представитель 1-го ЦНИИ МО СССР капитан 1 ранга Петров. На вопрос адмирала, правильно ли докладывает представитель флотилии, Петров смущенно ответил: «Так точно!». - «Что будем делать?» – переспросил его Чернавин. - «Необходимо готовить совместное решение ВМФ и МСП», – предложил Петров. – «Готовьте решение. Я доложу Главнокомандующему ВМФ, думаю, что его согласие получу и утром перед выходом корабля на стрельбы совместное решение подпишу».

Беседа с С.Н. Ковалевым до проверки готовности «Акулы» и после позволили познакомиться поближе. Сергей Никитич в спокойной манере рассказал о предстоящем четырехракетном залпе, о том, как поведет себя корабль. Уже под водой припомнилось, что накануне в «Известиях» или «Правде» было опубликовано сообщение ТАСС о закрытии для судоходства ограниченного района Тихого океана, куда улетит одна из баллистических ракет, где уже находится наш корабль, отслеживающий ее полет. Из разговоров высоких гостей, сидящих в Центральном, получаю дополнительную информацию о том, где ждут головные части ракет. Пытаюсь представить траектории их полета, по которым полетят «возможные подарки», какая силища и чудо-средства управления поведут их туда. И на многое не могу найти ответ, потому как не владею этим вопросом. Но ведь кто-то не только владеет, но и управляет. Фантастика, да и только. Мои размышления прерывает сигнал боевой тревоги по выходу в ракетную атаку. Объявляется тридцатиминутная готовность, взоры гостей Центрального обращаются в сторону ракетного кудесника Яковлева, сидящего за пультом на левом борту, на дисплеях которого пошли отображения происходящих процессов в ракетном комплексе.

Ранее мне не приходилось наблюдать ракетную стрельбу, от этого, наверное, и ожидания чего-то неестественного. Раздался гул, и корабль слегка содрогнулся, что, по моим понятиям, должно было изменить его положение в водной среде. Однако через четырнадцать секунд после выхода первой ракеты прошел доклад о выходе второй, затем третьей и четвертой, но ничего сверхъестественного с атомоходом не произошло. На ум пришла до смешного нелепая ассоциация. Содрогание атомного «монстра» при ракетном залпе напомнило глухое «откашливание» пасущейся на лугу в летний зной коровы. С этим ощущением я остаюсь до сих пор.

Пока в голове «плутали» эти мысли, в Центральном посту начали поздравлять друг друга и более всего - представителя ЦК, Владимира Николаевича Чернавина, Сергея Никитича Ковалева, командира ПЛА Александра Ольховикова, командира ракетной боевой части Геннадия Яковлева. После импровизированного митинга в ЦП весь экипаж поздравили по громкоговорящей связи, и атомоход устремился на всплытие. Мне, испытавшему на себе все психологически сложное воздействие ракетного залпа под водой, очень захотелось представить, что творилось на поверхности взбудораженного моря. Но было не суждено.

Хочется завершить свои   воспоминания о судьбе двух человек, определивших лик атомного подводного флота Отечества словами С.Н.Ковалева: « … Подводные лодки, флот и море стали моей стихией, частицей, которой я себя считаю и чувствую, и без которой не мыслю своего существования. Я благодарен судьбе, сделавшей меня участником увлекательного, непростого и важного занятия – создания подводных лодок».

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.75
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 12 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 21/06/2019
Будем помнить общеизвестную истину:при рабочей глубине 4600 метров АПЛ будет способна достигать дна на 60% площади океанов и морей.
При рабочей глубине 5500 метров АПЛ сможет достигать дна на 90% площади мирового океана. Появится возможность новой тактики, использующей рельеф дна. В комбинации с многомегатонным "Посейдоном" АПЛ обретут новую жизнь.
Новое поколение АПЛ должно иметь легководные реакторы сверхкритического давления пара, т.е. свыше 225 атмосфер, и рабочую глубину погружения раз в 7 больше чем у нынешних серийных лодок. Для этого корпуса должны быть из титановых или алюминиевых сплавов. Возможно, прочный корпус лучше делать цепочкой сфер с легким корпусом в виде цилиндра вокруг них всех, это даст ещё множитель 1,3 в формуле глубины.
По некоторым сведениям, АПЛ "Комсомолец" имела расчетную разрушающую глубину 2000 метров. Не случайно руководство смело на ней спустилось в рекордное погружение на 1027 метров.
Считаю реалистичным создание таких АПЛ.  Денис Владимирович. 


[ Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 23/06/2019
Со второго абзаца ересь полная


[
Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 24/06/2019
Ощибка, не к этому посту комментарий


[
Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 24/06/2019
По некоторым сведениям, АПЛ "Комсомолец" имела расчетную разрушающую глубину 2000 метров. Не случайно руководство смело на ней спустилось в рекордное погружение на 1027 метров.======================================== Лодка затонула .в1989 году   В результате катастрофы 42 человека погибло, 27 — выжили.В торпедных аппаратах,  находятся торпеды с ядерными боеголовкамиЛодка 20 лет лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и ядерного реактора,  , Постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. Руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь, заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа


[
Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 24/06/2019
На дне еще лежат К-8 (торпедами в ядерном оснащении), К-219 (с БРПЛ) и "Курск" (якобы без ядерного оружия на борту), а также американские "Трешер" и "Скорпион" (скорее всего с торпедами Aстор в ядерном оснащении). И никакой ядерной катастрофы не произошло.


[
Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 24/06/2019
На дне еще лежат К-8 (с торпедами в ядерном оснащении), К-219 (с БРПЛ Р-27 в ядерном оснащении) и "Курск" (якобы без ядерного оружия на борту), а также американские "Трешер" и "Скорпион" (скорее всего с торпедами Aстор в ядерном оснащении). И никакой ядерной катастрофы не произошло.


[
Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 24/06/2019
И никакой ядерной катастрофы ПОКА   не произошло. 


[
Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 24/06/2019
Примите во внимание глубины, давление на этих глубинах и деградацию оружейного плутония в ЯБП, которые были на борту лодок.


[
Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 23/06/2019
Были люди...


[ Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 25/06/2019
9 апреля 1989 года военным прокурором Северного флота было возбуждено дело о катастрофе атомной  подводной лодки К-278 Комсомолец  по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» статьи 260.1 УК РСФСР «Халатное отношение начальника или должностного лица к службе, повлекшее тяжкие последствия».В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» со следующими рекомендациями: За допущенные отступления от требований действующих руководящих документов при подготовке подводной лодки К-278 к выходу в море, способствовавших катастрофе корабля, рассмотреть вопрос об ответственности командующего Северным флотом адмирала Ерофеева О. А. и начальника 24-го НИИ МО РФ контр-адмирала Шкирятова О. Т.   В 2002 году неизвестно  по каким  причинам  представление было отменено, а следствие - приостановлено. Безнаказанность командующего Северным флотом адмирала Ерофеева О. А за служившую  катастрофу и гибель корабля    и гибель 42 человека из экипажа   способствовало   к тому,  что уже в России в Багрецовом  море  затонули две подводные атомные  лодки  
Итоги  от деятельности ВМФ печальные   три подводные с ядерными топливом в энергетических  установок  лодки  лежат  на дне   у границ России,  но об этом ветераны  ВМФ  предпочитают стыдливо   молчать..  


[
Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 08/07/2019
С большим интересом прочитал воспоминания заслуженного подводника-атомщика и учёного капитана 1 ранга Н.Я. Шербины о наших Великих Главных Конструкторах атомных подводных лодок в год их 100-летия.  


[ Ответить на это ]


Re: Две судьбы, определившие лик атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 08/07/2019
"... в год их столетия..." – а что вы думаете о сегодняшнем состоянии кластера строительства военно-морских судов? Можете что-нибудь написать? 


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.10 секунды
Рейтинг@Mail.ru