proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[04/06/2019]     Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов

А.А.Виноградов, к.т.н., главный конструктор проектов физико-энергетических установок

В последнее время опять появились в России «великие учёные», которые заявляют, что прибрежные к России моря Северного Ледовитого океана являются всемирным достоянием. То есть, все моря и земли, которые нанесены на карты русскими морепроходцами и давно присоединены к России, также как и северные месторождения полезных ископаемых, следует считать всеобщими. И это не просто юридический казус, возможно, это  составляющая компонента гибридной войны, которую затеял Запад против России.



А вот каким способом помешать России в освоении Арктических месторождений и Северного морского пути, это сегодня заботит Запад и ему «подхрюкивающих».   

 

Введение

После провальных нападений т.н. «зелёных» на российские добывающие платформы в Арктике, после усиления пограничных северных структур России, сегодня уже стало ясно, каким способом навредят нам наши враги. Всё очень просто, русские «ученые умы» свершат всё своими руками. Российских «атомщиков» мягко и экономически обоснованно подведут к необходимости использовать для производства электроэнергии в Арктике (для добывающих платформ, обособленных поселений и т.п.) такие ядерные реакторы, которые заведомо несут угрозу радиационного заражения всего вокруг, как в Чернобыле, или в Фукусиме. Это проекты «Шельф» [1] и «Академик Ломоносов», в которых применен водо-водяной реактор (ВВР), обладающий кризисом теплоотдачи из-за фазового перехода вода-пар, а также имеющий наружные системы аварийного расхолаживания (аппаратура, баки, задвижки, насосы и т.п.), требующие неотключаемого электроснабжения.

Без внешнего резервного энергоснабжения на случай ядерной аварии корпус реактора попросту расплавится даже на глубине под водой. Это связано с тем, что у ВВР конструкция активной зоны не обладает самозащитой от расплавления тепловыделяющих элементов (твэлов). Поэтому всегда есть вероятность расплавления ядерного топлива и активной зоны реактора в целом, и далее с расплавлением корпуса, разрушением защитных оболочек реактора с выбросом радиоактивных компонентов в окружающую среду. Ни в городе Певек, ни тем более на добывающей платформе, нет достаточной электрической мощности для локализации ядерной аварии для неотключаемого электроснабжения внешних систем ядерной безопасности ВВР. Единственным источником электроэнергии в обособленном поселении будет являться  сама установка с ВВР, для этого её туда и ставят. Есть существенное отличие от размещения АЭС на материке с развитой инфраструктурой и в обособленном районе за Полярным кругом. Ближайшая база МЧС находится за 1000 километров, и ядерная авария будет для поселенцев критической. Получат собственную «Фукусиму», только с эвакуацией людей будут проблемы.

 

На что сделана ставка Запада

Таким образом, ставка сделана на отсутствие знаний у топ-менеджеров, на алчность чиновников и  директоров КБ Росатома,  а в конечном итоге - на нежелание создавать, изобретать и чертить с нуля  новые безопасные ядерные реакторы. Т.е. ставка сделана на то, что мы сами себя загоним в угол, создав Троянского коня со старыми ВВРами, и затащив его на месторождения полезных ископаемых на Севере и на Северный морской путь, получим там, около острова Новая земля, новый «Фукусима-НИКИЭТ». Убаюкивающие слова вроде «надежных и проверенных на практике реакторов» это не более чем коммерческий блеф топ-менеджеров. Ущерб от ядерной аварии будет значительным в сумме: от закрытия Северного морского пули, от свертывания разработки месторождений, от закрытия заводов сжижения природного газа, от закрытия причалов и заправочной инфраструктуры, от потери рыбных запасов северных морей, от экологических потерь фауны и т.д. Бюджет России рухнет, и Россия якобы будет вынуждена пойти на поводу американцев, в чём и заключается великая мечта американской политической и финансовой элиты.

Почему главный конструктор и директор НИКИЭТ продвигают старый ВВР в проекте «Шельф»? Да потому, что нет уголовной и юридической ответственности за ущерб, в случае ядерной аварии их детища. Почему был выбран проект «Шельф» для Арктики? Да возможно потому, что в архиве на проект «Шельф» была самая толстая папка документов и чертежей, т.е. проект был более детально проработан ещё в прошлые годы по сравнению с другими вариантами. Проект, сегодня, конечно, морально устарел, и технически не отвечает сегодняшним запросам по мощности для разработки месторождений в Арктике. Примитивно, но это так и есть: - «Чем больше документов и чертежей из архива, тем больше денег дадут на проект, а самим чертить и рассчитывать меньше придется, тем более, что уже разучились делать это».

Почему-то в начале 2000-х, пошли на поводу американских нормативных актов, и конструкторы НИКИЭТ в проекте «Шельф» поместили ВВР, паровую турбину и прочее оборудование в больших нетранспортабельных бочках, которые должны устанавливаться под водой. Это очень интересный вопрос. Как будто эти бочки защитят ВВР от расплавления. Просто смешно, не знать физику явлений: дуга под водой горит и плавит металл! А температура ядерных реакций ведь больше электрической дуги, и отвести тепло не удастся.

Было время в России, когда главный конструктор железнодорожного моста вставал лично под свой мост, по которому проходил состав с двойной нагрузкой. Сегодня ни один из главных конструкторов не решится «встать под свой реактор», который специально для испытания загонят в кризис теплоотдачи. Время требует менять законодательную базу для реакторостроения, нужно вводить персональную ответственность авторов проекта за конструкцию ядерного реактора. Коллективная ответственность, как любят сегодня «мальчики в коротких штанишках с бородами и без», в данном случае не допустима, если требуется сохранить Россию. За аварию на Чернобыльской АЭС был обвинён и сидел срок в тюрьме только Брюханов - директор ЧАЭС. Предполагается внесение проекта в Госдуму РФ «Об ужесточении уголовной ответственности конструкторов и директоров институтов Росатома создающих атомную технику», имеющую скрытую или неустранимую вероятность аварий с радиоактивными выбросами. И неважно то, что скрытая вероятность ядерной аварии у физико-энергетической установки с ядерным элементами, или у ядерного энергетического реактора , или у ядерного реактора-движителя для флота; и т.п., была обнаружена после строительства и в процессе эксплуатации. Наказание авторов и экспертов, приложивших руку к созданию установки, должно быть неизбежным, даже если имеются разрешающие на установку документы МАГАТЭ, и Государственная премия РФ.

 

В чем суть проблемы

Для понимания проблемы использования старых реакторов ВВР в новых проектах посмотрим выборочно комментарии к последним статьям на ПРоАтом, например, к статье «Стратегия-2018 - смесь шарлатанства и конъюнктурного сговора. Часть 2.».:

- от Гость на 22/03/2019: - Распад СССР к счастью серьёзно затормозил или полностью остановил строительства АЭС, АТЭЦ и АСТ. Отсутствие хороших безопасных технологий это не повод цепляться и развивать в стране опасные технологии.

- от Гость на 23/03/2019: - "Перспективы реализации проекта определяются не научными и инженерными проблемами, а стойкостью руководства" (Е.О.Адамов) http://proryv2020.ru/opinion/evgeniy-adamov-proektproryv-pomozh/.

Более беспардонное заявление трудно себе представить. И к чему приводит такая политика, было прекрасно показано д.т.н. Нигматулиным Б.И. на примере проталкивания РБМК НИКИЭТом и последующего за этим Чернобыля (ред. Сегодня НИКИЭТ проталкивает проект «Шельф», такой же заведомо  опасный объект, как и  реактор РБМК. Видимо, стало традицией у НИКИЭТ делать разваливающиеся ядерные реакторы на земле и в других местах).

- от Гость на 23/03/2019:- ... Поезд из АЭС идет в эволюционный тупик - корпусные реакторы отжигают, уран-графитовые реакторы латают. Никакого отношения новая энергетика к старым кавалеристам от атомной энергии не имеет. Процесс деградации экономики в стране остановить возможно, если запретить в стране и за рубежом атомным кавалеристам строительство новых АЭС Деградация АЭС пришла, слышим бряцание орденов и видим статьи с красивыми татуировками от увядающих атомных кавалеристов и безответственные действия их менеджеров. Технологическую старость строящихся АЭС уже нельзя скрыть.

- от Гость на 24/03/2019: - Технических средств ликвидации ядерных аварий хватает только на показательные выступления. Спустя 60 лет после запуска первых энергетических реакторов, в мире нет ни одной «зелёной лужайки» на месте бывшей АЭС.

А также  комментарии к статье «Турецкий гамбит Кириенко», см.:

- от Гость на 09/04/2019: АТОМНУЮ БАРЖУ ЗАГОНЯЮТ ПОДАЛЬШЕ НА ДАЛЬНИЙ СЕВЕР С ГЛАЗ ДОЛОЙ. Росатом построил плавучую атомную станцию за 12 лет. За это время стоимость постоянно менялась. Сегодня цена атомной баржи - не 30 млрд. рублей, 500 миллионов долларов, но как продолжает утверждать государственная корпорация "Росатом", а, действительно, больше. Проект ПАТЭС постоянно тяжелел в цене. Начали с 5 млрд., потом попросили 9, дальше - 11. Потом была цифра 20 млрд. рублей, следом - 30 млрд. За 12 лет строительства этого атомного "корыта" миллионеров России, благодаря такому бесконтрольному и циничной трате бюджетных денег, стало стоить гораздо больше! Стройка из Архангельской области, с завода Севмаш была перенесена в город на Неве, на Балтийский завод. Во время переносов куда-то испарилось 7 млрд. рублей. Комиссия из Госдумы во главе с депутатом, доктором технических наук, физиком-ядерщиком Иваном Никитчуком, так и не смогла найти пропавшие миллиарды. Китайцам даром не нужна атомная баржа за 500 миллионов долларов.

- от Гость на 18/04/2019: "Система сгнила - пора ее чистить". К предыдущему можно также добавить в заключение несколько "междометий":

1. "Ржавая и протухшая консервная банка конструкторской мысли и решений Росатома".

2. "Бумажные чинуши с зарплатой с восемью нулями не способны придумать и реализовать реакторы 4 поколения".

3. В Росатомовском управлении наяривает замкнутый горизонтальный без диссипации вихрь, блокирующий сообщение "низа с верхом и верха с низом".

4. Как говорил тов. И. Сталин: "Необходим жесткий и оптимистичный кнут для приведения в чувства управленцев" с целью выполнения решений партии ... Единой России.

5. Немного статистики. При советской власти на лабораторию примерно из 15 человек работал экономист с зарплатой в 1/4 ставки. Он закрывал все потребности подразделения по оформлению договоров и прочей финансовой процедуре. В настоящее время на одного работающего специалиста необходимо иметь "две девочки" для оформления соответствующих бумаг. Это ступор и клинч системы. Поэтому такая система не заинтересована в чем-то новом, а только и может "облизывать" старые идеи и менять фаски на гайках полувековой давности.

Настало время чистить сгнившую систему Росатома: если мнение ученого авторитета и расчет по известным формулам не совпадают, то мнение ученого авторитета это фальшивка, другими словами - блеф купленного агента влияния. Как подчеркнул г-н В.Асмолов: - «...говорить надо на одинаковом языке». Без действительно безопасного ядерного реактора 4-го поколения нельзя создать «зелёную атомную энергетику», не загрязняющую окружающий мир и оставляющую после своей утилизации зелёную лужайку. И по себестоимости электроэнергии новые реакторы должны быть дешевле, чем  мощности генерации электроэнергии на органике в обособленных районах. Как этого добиться – это задача, которую не способны понять и решить технически неграмотные топ-менеджеры сегодняшнего состава управленцев. Тем не менее, добиться этого не так уж сложно, и тут есть над чем подумать.

Атомная турбогенераторная установка (АТГУ) «Шельф» [2]

Установка «Шельф» [2] предлагается для энергоснабжения технических средств, работающих на нефтегазовых месторождениях, в том числе удаленных на значительное расстояние от берега и имеющих круглогодичный цикл работы в течение 25–30 лет. Атомная станция малой мощности (АСММ) на базе установки «Шельф» является основной разработкой «НИКИЭТ». Она может поставляться в виде готовой к эксплуатации энергокапсулы в составе «РУ* + ТГУ**» наземного или подводного исполнения, и «РУ» + «ТГУ» наземного исполнения (рис.1).

Примечание: * РУ - реакторная установка; ** ТГУ - турбогенераторная установка.

Рис.1. АСММ на базе реакторной установки «Шельф» в 3 вариантах исполнения

АТГУ «Шельф» включает двухконтурную атомную РУ с водо-водяным интегральным реактором тепловой мощностью 28 МВт, турбогенераторную установку, обеспечивающую выработку электроэнергии мощностью 6000 кВт и систему автоматизированного и дистанционного управления, контроля и защиты техническими средствами установки.

За основу конструкции РУ приняты технические решения, реализованные в проектах транспортных энергетических установок, разработанных АО «НИКИЭТ»:

• интегральный реактор с комбинированной циркуляцией (принудительной и естественной) теплоносителя первого контура;

• отсутствие систем третьего и четвертого контуров;

• глубокоэшелонированная система барьеров на пути распространения ионизирующих излучений и радиоактивных продуктов деления урана в окружающую среду, а также реализация комплекса технических и организационных мероприятий по защите этих барьеров от внутренних и внешних воздействий;

• полностью автоматизированная система управления, позволяющая обеспечивать непрерывную работу АТГУ в течение 5000 часов без обслуживания;

• отказ от постоянно действующей системы очистки теплоносителя первого контура;

• применение бака свинцово-водной защиты для биологической и радиационной защиты.

При разработке проекта АТГУ «Шельф» реализованы новые технические решения:

• активная зона с низким обогащением (до 20 %);

• расположение ППУ* в прочноплотном контейнменте, не посещаемом при работе и

локализующим при авариях выход радиоактивных веществ из системы первого контура;    • применение систем поддержки оператора, обеспечивающих оперативную оценку  состояния и выбор оптимальных путей управления установкой в нештатных ситуациях

или управления аварией /ред. заранее предполагают  аварию/;

• отказ от использования масла в системах смазки и регулирования для уменьшения вероятности аварийных ситуаций, связанных с пожаром.

Благодаря применению интегрального реактора, малогабаритной турбогенераторной установки, простой теплогидравлической схеме и малому числу оборудования, АТГУ удалось разместить в цилиндрической энергокапсуле диаметром 8 м и длиной 14 м.

КИУМ** – до 0,8. Заводское изготовление энергоблока. Срок службы до заводского ремонта – 10-12 лет. Кампания активной зоны 40 000 часов. Периодичность перегрузки в заводских условиях 6 лет. Срок службы 60 лет. Вес транспортируемого модуля – 375 т. С точки зрения логистики вес транспортабельного модуля - 375 т является очень важным параметром. Основные краны в портах, где производится перегрузка модуля с транспортного плавучего дока на наземные средства, рассчитаны на нагрузку в 400 тонн.

Примечание: * ППУ - паропроизводительная установка; ** КИУМ - коэффициент использования установленной мощности.

Действующим прототипом РУ «Шельф» являются серийные транспортные установки, успешно эксплуатируемые на объектах Военно-морского флота России более 20 лет. Создание и освоение этих установок отмечено Государственной премией РФ. Именно эта установка включена в сценарий АСММ МАГАТЭ.

Согласно проекту, после выработки ресурса активной зоны установка должна забираться на завод для её перезарядки. Но, имея большой опыт перезарядки реакторов атомных подводных лодок на плаву, вполне возможно решить задачу перезагрузки объекта на твердом основании. Схема энергоблока АСММ на базе РУ «Шельф» в более развернутом виде представлена на рис.2 [2]. Реактор находится под защитой страховочного корпуса, который при авариях типа  LOCA (с потерей теплоносителя) обеспечивает 72 часа /ред. на самом деле намного меньше/ на принятие решения о дальнейших действиях. Турбогенератор доступен для ремонта. От воздействия внешних факторов всё закрыто защитной оболочкой. Поскольку реактор имеет низкую энергонапряженность, мощность можно варьировать в интересах заказчика.

Рис.2. Энергоблок АСММ на базе РУ «Шельф»


О некоторых особенностях ВВР, неизвестных топ-менеджераv, которые не позволяют считать ВВР безопасным реактором

Атомный реактор это физико-энергетическая установка, в которой тепловая энергия от деления тяжелых ядер тепловыми нейтронами преобразуется в тепловую энергию теплоносителя. ВВР это реактор, в котором вода под давлением является одновременно теплоносителем и замедлителем нейтронов, поскольку замедленные нейтроны в большей части участвуют в делении урана 235. Высокое давление необходимо, чтобы вода не кипела, отбирая большой тепловой поток с поверхности тепловыделяющих элементов (твэлов). Стержневой твэл представляет собой трубку начинённую таблетками ядерного топлива, которые в результате деления ядер нагреваются, и за счет теплопередачи нагревают герметичную трубку, т.е. оболочку твэла. И если не отбирать с поверхности трубок тепло, то произойдет их разогрев до температуры расплавления материала оболочки твэла вместе с ядерным топливом. Из физики известно, что в отличии химического процесса горения органических веществ в воздухе, температура от которых не превышает 900 0С, температура разогрева ядерного топлива от ядерных реакций деления не зависит от фазового состояния топлива (твердое, жидкое, газообразное) и не имеет ограничений.           

Стержневые твэлы объединены в пучок шестигранной в поперечном сечении формы, который называется тепловыделяющая сборка (ТВС). Отбор тепла с поверхности твэлов в ВВР осуществляют с помощью воды под давлением. Поток воды направляют снизу вверх в зазорах между твэлами в пучках. Вода на порядок больше отводит тепла с поверхности твэла, чем пар, поэтому в корпусе реактора создают давление такое, чтобы вода не кипела. Для большой энергетики созданы ВВР большой единичной мощности, они имеют обозначение ВВЭР, последние проекты форсированы и в них запас по температуре до кипения минимален. Возникли проблемы с окислением циркониевого сплава оболочки твэла.

Все ВВР обладает неустранимым эффектом кризиса теплоотдачи с поверхности твэлов. А именно, в процессе работы реактора очень вероятны ситуации, когда расход воды в пограничной области поверхности твэла становится меньше, чем необходимо для надежного охлаждения оболочки твэла до температуры меньшей, чем  температура кипения воды на поверхности твэла. Т. е. вода начинает кипеть в центрах парообразования на поверхности оболочки твэла, где происходит перегрев. Обращаю внимание на то, что по среднему значению температуры оболочек твэлов перегрева оболочки может и не быть, а в какой-то области может возникнуть значительный перегрев оболочки твэла.

Далее в результате перегрева пузырьки пара с центров парообразования сливаются в сплошное кольцевое вокруг оси твэла слой пара, который отстраняет от поверхности твэла жидкую фазу воды, после чего оболочка твэла в этом месте разогреется докрасна и начнет плавиться. Так возникает и протекает кризис теплоотдачи 1-го рода.  Образование локального разогрева докрасна имеет гистерезис и триггер эффект. Для возврата температуры оболочки из красного пятна обратно в устойчивый режим отбора тепла с поверхности оболочки потребуется расход воды больше (примерно в 2 раза) чем расход, при котором возник кризис. Время, за которое оболочка твэла не успеет разрушиться от давления теплоносителя в зоне красного пятна, составляет секунды.

Сплошной кольцевой слой пара вокруг твэла захватывает соседние твэлы в пучке, и разрушение оболочек происходило уже вокруг. Паровое облако вообще исключает попадание жидкой фазы воды на расплавляющиеся твэлы, т.е. они фактически не охлаждаются. Если ВВР имеет пассивную систему безопасности (ПСБ) и в теплоноситель для снижения реактивности добавляется борная кислота (H3BO3), то на границе парового облака в зазорах пучков между твэлами образуется кокон из кристаллов борной кислоты. Внутрь кокона жидкая фаза воды вообще не попадает, и там происходит активное плавление всех конструкционных элементов активной зоны.

Подача раствора H3BO3 в корпус ВВР в аварийных условиях выполняет две функции: испарением воды в активной зоне осуществляется отвод остаточного тепловыделения, а наличие H3BO3 позволяет избежать неконтролируемого увеличения тепловыделения в активной зоне из-за изменения реактивности, независимо от введенных в активную зону стержне поглотителей нейтронов.

При образовании кокона в активной зоне возрастает гидравлическое сопротивление активной зоны, расход теплоносителя падает практически до нуля, и температура корпуса реактора быстро растёт и превышает температуру Лейденфроста [3]. При температуре Лейденфроста контакт воды с корпусом реактора снаружи вообще отсутствует. Охлаждение происходит только за счет воздушной конвекции и теплопроводности. В этом случае расплавление днища корпуса реактора неминуемо. Как видим, для ядерной аварии не обязательно полное исчезновение циркуляции теплоносителя, т.е. авария типа  LOCA (с потерей теплоносителя). Авария LOCA протекает в более быстром темпе. Исход в обоих случаях одинаков.

Конечно, никто не видел своими глазами, и нет видеозаписей того, что происходит на самом деле в активной зоне ВВР в момент аварии. Всё это логические измышления и расчеты происходящих процессов. На самом деле всё может происходить иначе.  Но конечный факт налицо, все такие аварии без внешнего электроснабжения систем безопасности приводят к расплавлению корпуса реактора и выхода радиации наружу. В районе Арктики предполагаемого применения установки «Шельф» около острова Новая земля внешнего достаточной мощности электроснабжения не предусмотрено.

Авария с потерей теплоносителя зависит от человеческого фактора - главного конструктора. Это он создал и начертил такую конструкцию ядерного реактора, в которой возможна потеря теплоносителя, приводящая к расплавлению активной зоны. Главный конструктор создал такую конструкцию ядерного реактора, в котором возможен локальный перегрев в пучках твэлов и их расплавление. Разве нельзя было придумать или изобрести такую конструкцию активной зоны реактора и ядерного реактора в целом, в котором в принципе не может произойти расплавление. За промахи главного конструктора отвечает его генеральный директор. Коллегиальное решение научно-технического совета любого уровня создавать такой ядерный реактор не является юридическим основанием для снятия уголовной ответственности за создание небезопасного ядерного реактора.

До сих пор все разработчики в ГК Росатом: и НИКИЭТ, и ОКБМ, и ОКБ «Гидропресс» и др. не хотят создавать безопасный ядерный реактор 4-го поколения, убеждая всех своим блефом в том, что их реакторы, пятидесяти летней давности, самые лучшие в мире, и ничего лучшего создать невозможно. Научно-технические советы (НТС) и эксперты Росатома пропустили проект «Шельф» как хороший. Получается так,  что ГК Росатом как бы заказывает проект тот, который предлагают в наличии, а сам аппарат управления ГК не в состоянии определить в конкурентной борьбе, что нужно государству, поскольку реальной конкуренции нет, а экспертов оплачивает Заказчик, и заключение они сделают соответствующие заказу. Сохранилась государственная монополия на ядерные разработки. Действительно, «Стратегия-2018 - смесь шарлатанства и конъюнктурного сговора» [4]. Последнее совещание по АСММ показало, что проект «Шельф» является единственным техническим решением, т.е. конкуренции нет, и что ГК Росатом, похоже, уже выделила на его осуществление деньги, и совсем не думает о последствиях использования старого ВВР и возможного радиоактивного загрязнения Арктики и Северного морского пути. А ведь, Второй флот ВМС США готовится к работе в Арктике.

Заключение

В условиях рыночной экономики, т.е. в капитализме, без законодательного регулирования направления развития атомных компаний государство не жизнеспособно. Главный конструктор и директор всегда будут стараться меньше делать нового и больше выбить денег за старое. «Ничего личного, чистый бизнес». Американцы пример этому, и их подписанный 14 января 2019 года Президентом США Д. Трампом Закон «Об инновациях и модернизации ядерной энергетики» (NEIMA) [5] является доказательством того, что управлять надо не «телефонными звонками», встречами с Президентом и совещаниями и заседаниями НТС, а законодательно, и через страховые компании.

Разработки с ВВР стали действительно не эффективными, и страховки за них в мире, например, для компании Westinghouse Electric после аварии на АЭС Фукусима увеличились в разы. Комиссии по ядерному регулированию США (NRC) предписано за 9 месяцев представить новую стратегию «так изменить процедуру лицензирования создания ядерных энергоблоков», чтобы новые блоки стимулировались инвестициями на использование только инновационных и передовых разработок принципиально новых ядерных реакторов, на новой нормативной базе, на новой технологии ...  В России все риски, и ошибки главных конструкторов и директоров КБ ГК Росатом берёт на себя государство. Личной уголовной ответственности их, как физических лиц, нет. А стратегия развития  ГК Росатом 2018 - это вообще «смесь шарлатанства и конъюнктурного сговора» [4]. На 100 лет стратегия развития, нельзя не предположить, нужна только для обоснования трат бюджетных денег впустую.

 

Выводы:

1. Водо-водяной реактор как базовый вариант для АСММ и для больших АЭС исчерпал свои конструктивные возможности, и он является не безопасным, в плане возможного расплавления корпуса и выброса радиации в окружающую среду.

2. Сама конструкция активной зоны безопасного ядерного реактора 4-го поколения должна исключать возможность расплавления топлива и реактора в целом. Внешние системы ядерной безопасности, которые сейчас активно применяют для ВВР, на самом деле не устраняют вероятность расплавления, они попросту её маскируют или смягчают. Таких внешних систем безопасности у реактора 4-го поколения не должно быть.

3. Настало время вводить в Росатоме уголовную личную ответственность исполнителей в рамках проекта  «Об ужесточении уголовной ответственности главных конструкторов и директоров институтов Росатома создающих атомную технику, имеющую скрытую или неустранимую вероятность аварий с радиоактивными выбросами».

4. Необходимо разработать страховой регламент и создать механизм страхования ядерных установок от аварий с радиоактивными выбросами  без участия бюджета и резервов государства. Будет нормальное страхование - будут внешние инвестиции.

 

Литература:

1. Автономные атомные источники для энергообеспечения арктических месторождений. Авт. А.О. Пименов, заместитель Директора - Генерального конструктора по гражданским объектам АО «НИКИЭТ», к. т. н. По материалам выступлений на 13 Международной конференции «RAO/CIS OFFSHORE» по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа (сентябрь 2017 г., Санкт-Петербург) подготовила Т.А.Девятова.

2. Автономные атомные источники для энергообеспечения арктических месторождений. А.О. Пименов, заместитель Директора - Генерального конструктора по гражданским объектам АО «НИКИЭТ», к. т. н. Статья в  PRoAtom.

3. Эффект Лейденфроста. Из Википедии — свободной энциклопедии

4. PRoAtom - Стратегия-2018 - смесь шарлатанства и конъюнктурного сговора. Части 1 - 5. Авт. Б.И.Нигматулин, генеральный директор Института проблем энергетики.

 5. World Nuclear News /WNN/. Закон США о ядерных инновациях становится законом.   17 января 2019. NEIMA, Law, US, Jan. 14, 2019.


P.S.  Благодарю всех специалистов Росатома и ОДК,  доцентов ВУЗов России, просивших пока не раскрывать их имен, кто сотрудничал со мной все прошедшие три года, давал блестящие рекомендации и критику, опровергал и рассчитывал изобретаемые, принципиально новые и отвергаемые топ менеджерами атомпрома, технические решения в проектах «Ядерная батарейка» и «Турбо-ядерный реактор для вращения электрогенератора и реактивного движителя для флота».

С уважением, Виноградов Андрей.

PPS. В ближайшее время предложено создать международное открытое акционерное общество для серийного изготовления «Турбо-ядерного генератора» и «Турбо-ядерного реактивного движителя» с базовым размещением в Китае, поскольку, в отличие от России они желают этими проектами заниматься.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомная наука
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомная наука:
Интуиция в законе

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.62
Ответов: 27


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 14 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2019
  • То, что Атомный реактор может уничтожить все живое, понятно (кроме бумажного) .
  •  Непонятно, зачем газовикам нужен дополнительный источник энергии, если им для тепло и электроснабжения поселка хватает менее 0,1% добываемого газа?
  • Выглядит это, как вымогательство - газовое тепло и электричество в 20 раз дешевле атомного.
  • Корабельные РУ - понятно, востребованы. Зачем атомная баржа нужна газовикам?
  • Дементий Башкиров 


[ Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2019
Т.е. 'Западу' нужно, чтобы наши умные ученые повелись на всякий вредный бред и загадили полпланеты?


[ Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
Второй флот ВМС США уже укомплектован для работы в Арктике, важно отметить, что эскадра укомплектована специальными средствами и подготовленным экипажем для работы в условиях сильной радиации. Аналогичных подготовок ещё не было у америкосов. Для чего это? Что ожидают в Арктике? 


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
Не знаю.Вы это придумали, вы и отвечайте на эти вопросы. Какой "работы", какой "сильной" радиации. И зачем.


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
Вообще в условиях "сильной радиации" военные корабли способны действовать еще с 50-х гг. По палубам в боевой обстановке на них давно никто как-то особенно не бегает (за исключением авианосцев), но и они имеют систему ПАЗ, включая систему смывной дезактивации этих самых палуб.


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2019
Вообще в условиях "сильной радиации" военные корабли способны действовать еще с 50-х гг. По палубам в боевой обстановке на них давно никто как-то особенно не бегает (за исключением авианосцев), но и они имеют систему ПАЗ, включая систему смывной дезактивации этих самых палуб.

---------------------------------------------------

Верно. ПАЗ имеют не только корабли, но и танки, мобильные пункты управления, мобильные ПВО, придуманы давно, еще в 1954 году. По пыли (для сухопутных войск) довольно эффективны.


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
Какая еще "эскадра"? Ледоколов у ВМС США нет, есть только в БОХР, но их мало, а таких, как у России, у американцев нет вообще. Эсминцы типа "Арли Берк"/"Оскар Остин" и ракетные крейсера в Арктику не суются, да и надобности в этом нет. Равно как и авианосцы (дальше международной акватории Баренцева моря). Да, АПЛ, способные действовать подо льдами, там шныряют. Но так было всегда.Зато там сравнительно недавно околачивался китайский ледокол "Снежный дракон" ("Сюэлун"), прошел по Северному морскому пути с востока на запад. Что китайцы забыли в Русской Арктике, не подскажете?


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 13/06/2019
Но есть ФАКТ, 2-ой флот США для работы в Арктике укомплектован и готов работать там!


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
Краткое содержание статьи: Лучшее - враг хорошего, но это - не про детища НИКИЭТ. Хорошие и лучшие детища НИКИЭТ, Гидропресс и ОКБМ - враги ЯРБ, выкачивающие народные деньги для правящей номенклатуры с восьмизначными зарплатами. Наше лучшее - ядерная батарейка и турбо-ядерный реактор, так дайте и нам доступ к народным денежкам. Патологоанатом. 


[ Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
Дополню:  дайте и нам доступ к народным  денежкам, а то я пойду реализовывать свои потрясающие идеи в китае.


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
Ага, потешное такое предупреждение. Вот пусть и идет разорять китайский бюджет :)


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
Комментаторы совсем неграмотные в бизнесе люди. Работы выполняются там, где есть выгода. И деньги текут туда, где они преумножаются. В Росатоме их попросту разворовывают, и об этом многие знают, в т.ч. китайцы. На днях всё прояснилось, русских менеджеров в совместные с китайскими проекты не брать!!! Это кардинальное условие Китая, чтобы не тормозились их разработки. А в отношении турбо-ядерных реактивных движителей для флота и турбо-ядерных электрогенераторов на принципе "ядерной батарейки" они попросту наладят серийное производство, т.е. конвейерное. Уже подсчитали, на 1 вложенный сегодня доллар будет заработано только от продаж установок, примерно, 10-17 долларов. 


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
Неужели в каждую *** по ядерной батарейке вставят?
И правда, там и обогащение низкое - "до 20%"


[
Ответить на это ]


Re: Как потерять российскую Арктику из-за своих же атомных реакторов (Всего: 0)
от Гость на 28/06/2019
Путь к баблу лежит через политику.Однако политика и Наука - две вещи несовместные.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru