[03/06/2019] Трудный путь самой большой и дорогой подлодки США
К 2010 году Совет по оборонным закупкам одобрил замену нынешних 14 подводных лодок с баллистическими ракетами класса «Огайо» по окончании срока их службы на 12 подлодок нового класса.В марте 2016 года ВМФ США объявили, что компания General
Dynamics Electric Boat была выбрана в качестве генерального подрядчика
строительства и сборки новой подлодки. В этом же году программа замены подлодок
«Огайо» официально получила имя «Колумбия».
Конструкция
Подлодка будет
комплектоваться модульными ракетными отсеками по четыре в блоке, которые
разрабатываются совместно с Великобританией для ее подлодок
«Дредноут». Размеры пусковых установок останутся прежними с диаметром в 221 см. Всего
проект подлодки нового класса включает в себя 16 ракетных отсеков,
использующих ракеты Trident II D5, в отличие от 24 установок в подлодках
«Огайо».
В отличие от подлодок «Огайо», имеющих ядерный реактор,
требующий дозаправки топливом на экваторе срока службы, новая подлодка
«Колумбия» будет оснащена ядерным реактором с достаточным количеством топлива
для питания корабля в течение всего срока ее эксплуатации. Хотя новым подлодкам
не понадобится дозаправка, им все еще потребуется капитальный ремонт после
20 лет эксплуатации.
В отличие от других подлодок ВМФ США с механическим приводом,
«Колумбия» будет оборудована силовой установкой с
электроприводом. Ожидается, что это поспособствует ее более тихой и
незаметной работе. Кроме того, электропривод оптимизирует использование мощности
ядерного реактора более эффективным способом по сравнению с подводными лодками
с механическим приводом, направляя получаемую энергию не только для движения
судна, но и для других механизмов лодки.
Размер «Колумбии» в сравнении с «Огайо» останется примерно тем
же. Только диаметр корпуса увеличится на 30 см. В то же время водоизмещение
«Колумбии» будет на 2 тонны больше. Подлодка «Колумбия» (как и «Огайо» до нее)
будет самой большой подлодкой, когда-либо построенной в США. Кроме этого, по
сообщениям ВМФ США, лодки класса «Колумбия» будут оснащены самыми современными
технологиями скрытности. Ожидается, что новые подводные лодки будут служить как
минимум до 2080-х годов.
Сроки
ВМФ США хочет закупить первый корабль класса «Колумбия» в
2021-м, а второй – в 2024 году, остальные 10 – из расчета один в год с
2026 по 2035 год. В соответствии с этим графиком головная лодка будет
построена в 2028 году, вторая в 2031-м, а остальные 10 – по одной в год с
2033-го по 2042-й. Головная подлодка с 2028 года будет проходить
многократные испытания, а в 2031 году выйдет на боевое дежурство.
Стоимость программы
Первоначально, по оценкам ВМФ, в ценах 2017 года стоимость
головного корабля оценивалась в $8,2 млрд, а стоимость последующих 11
единиц – в $6,5 млрд. Стоимость проектирования оценивалась в
$13 млрд. В 2018 году Главное бюджетно-контрольное управление США
оценило программу в $102,1 млрд, в том числе $12,9 млрд на
проектирование и $89,1 на производство. Без учета стоимости модернизации
ракеты Trident II D5 стоимость эксплуатации каждой подлодки оценивается ВМФ в
$119 млн в год.
Финансовые проблемы
Как показывает история реализации других проектов ВМФ США,
строительство многих судов обходилось значительно дороже, чем предполагалось.
Несмотря на то, что многие технические решения «Колумбии» будут заимствоваться
у уже строящихся подлодок класса «Вирджиния», существенно повлиять на снижение
стоимости программы это не сможет. Так, доклад ВМФ от 24 января
2017 года указал, что у флота нет уверенности в стоимости свинца для
«Колумбии» и в закупочной стоимости 2-12 кораблей. Это означает, что флот
предполагает рост расходов на производство подлодок.
В 2018 году ВМФ пересмотрел свои оценки программы и
увеличил стоимость головного корабля на $5 млрд, что составило
$13,2 млрд. Последующие корабли оцениваются в $6,6 млрд каждый, что
на $0,1 млрд выше предыдущих оценок. Предполагаемая общая стоимость
12 подводных лодок составит $85 млрд, или в среднем $7,1 млрд за
каждый корабль. Затраты на проектирование были оценены в прежнюю сумму в $13 млрд,
в результате чего общая стоимость программы, по данным ВМФ, составила
$98 млрд долларов.
Еще более негативно оценивает бюджет программы «Колумбия»
Бюджетное управление Конгресса. По его оценкам, покупка головной подлодки
обойдется в $13,6 млрд, а производство всех 12 подводных лодок – в
$93 млрд, или в среднем в $7,7 млрд каждая. Проектирование
оценивается в дополнительные $13-17 млрд. Однако (по ценам 2018 года) с
учетом инфляции к 2030 гг. стоимость может возрасти минимум до
$128 млрд.
Сократить стоимость программы могла бы покупка сразу всех
подлодок или блока из нескольких субмарин. Однако это снижает гибкость
программы. Если по каким-либо причинам количество требуемых подлодок
сократится, купленные материалы и оборудование останутся невостребованными.
Другими вариантом является сокращение числа самих подлодок. Тем
более что в разное время независимые исследовательские центры и Бюджетное
управление Конгресса предлагали варианты производства от 6 до 10 подводных
лодок. Однако «Обзор ядерной политики администрации Трампа», выпущенный в
феврале 2018 года, говорит, что минимум 12 подлодок класса «Колумбия»
придут на замену нынешнему флоту. То есть никакой вариант сокращения числа
подлодок невозможен.
Технические проблемы
В программе «Колумбия» уже возникли по меньшей мере две
технические проблемы. О первой стало известно в 2017 году – связана она с
проблемами в разработке электропривода. Через год обнаружилась еще одна
проблема – в первых блоках пусковых установок был обнаружен дефект сварных швов.
Кроме того, сложности могут возникнуть у проектирования интегрированной
энергетической системы. ВМФ давно не строил подобных лодок, а время на
испытание этой системы отвел только между 2018 и 2020 годом. Это также
может негативно повлиять на проект.
Проблемы с силовой установкой до сих пор не решены. Так, Главное
бюджетно-контрольное управление США в апреле 2019 года заявило, что
военно-морской флот продолжает испытывать проблемы с электроприводом, которые
потенциально могут повлиять на конструкцию подводной лодки. Производственный
дефект, который повлиял на первый приводной двигатель системы, потребовал
обширного ремонта и девяти месяцев незапланированных испытаний. Это может
ограничить возможности для принятия своевременных корректирующих действий в
случае обнаружения проблем во время испытаний подлодки.
Проблема сроков
Военно-морской флот планирует начать строительство головного
корабля в 2021 году и рассчитывает построить его через
84 месяца. Это значительно меньше, чем сроки строительства любой
другой подводной лодки, в том числе во время холодной войны, когда темпы
строительства находились на самом высоком уровне. ВМФ, чтобы избежать срыва
проекта по срокам (в том числе из-за вероятной задержки в поставке некоторых
компонентов), принял решение начать предварительное строительство модулей
управления кормовой и носовой части подводных лодок за шесть месяцев до октября
2020 года, когда будет заключен контракт и выделены средства на
строительство головной субмарины. До этого срока элементы подлодки должны быть
готовы на 83%. Однако ускорение строительства может еще больше усугубить
проблемы нестабильности конструкции, поскольку существуют некоторые компоненты,
которые все еще разрабатываются, хотя находятся в механизмах, включенных в
строительство до заключения контракта.
Тем не менее проблемы «Колумбии» некритичны. С 2013 года
ВМФ США определяет программу «Колумбия» в качестве приоритетной, то есть она
будет финансироваться, даже если это произойдет за счет других военно-морских
программ. Поэтому или ВМФ будет жертвовать строительством других кораблей либо
искать финансовые решения, например переложит финансирование программы из
своего бюджета на бюджет Министерства обороны.
Инвест-Форсайт,
02.06.2019
|