proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[11/03/2019]     Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня

С момента создания – февраля 1899 г. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого остается верным своей главной миссии - подготовке полного спектра специалистов для всех отраслей отечественной промышленности. О современном состоянии вуза и этапах его развития рассказал ректор Политехнического университета А.И.Рудской.



Мощное развитие экономики России, в конце XIX-начале XX в., начатое ещё Александром II, дало толчок бурному развитию отечественной промышленности. При Александре II развернулось крупное железнодорожное строительство, было построено несколько мощных машиностроительных, сталелитейных и военных предприятий: Путиловский и Обуховский, Коломенский и Сормовский заводы, верфи Петербурга. Но колоссальный скачок в развитии промышленности произошел именно в царствование Николая II. Был построен великий сибирский путь – Транссиб, сформирован горнопромышленный район юга России с огромными металлургическими, угольными, машиностроительными, химическими предприятиями. Прошла масштабная индустриализация, повысились темпы сельскохозяйственного производства, стартовала добыча угля и нефти.

Одним из достижений эпохи Витте стало создание политехнических институтов в России. Масса писем подобного содержания: «Доколе мы будем терпеть англичан и немцев-инженеров на наших предприятиях. Срочно необходимо создать систему образовательных учреждений, где бы готовились специалисты высшего качества, которые знают не только технику, но и в совершенстве владеют экономикой, юриспруденцией, которые могли бы управлять быстро развивающейся экономикой России», - поступала в адрес императора от промышленников и министров. На доклад С.Ю.Витте Николаю II с просьбой разрешить строительство Политехнического института "высочайшее соизволение последовало 19 февраля 1899 г.", немедленно. Указы о создании политехнических институтов в Киеве и Варшаве вышли в июне и январе 1898 г. Ближайшими единомышленниками Витте в организации Петербургского Политехнического института были товарищ министра финансов В.И.Ковалевский и химик Д.И.Менделеев.

Петербургский Политехнический институт отличался от Киевского и Варшавского институтов нестандартным набором отделений: экономическое, электромеханическое, металлургическое, кораблестроительное, по существу новых для России специальностей. Развитие политехнических институтов соответствовало периоду чрезвычайного развития производительных сил России и возрастанию спроса на специалистов с техническим и коммерческим образованием.

Созданию нового учебного заведения в Петербурге были привлечены выдающиеся русские ученые: представитель русской технической мысли Н.П.Петров, экономист А.С.Посников, металлург Д.К.Чернов, электротехник А.С.Попов, корабел-математик А.Н.Крылов, директора Киевского и Варшавского политехнических институтов В.Л.Кирпичев и А.Е.Лагорио и др.

 

Формирование инженерной элиты России

Учреждение Политехнического университета сыграло важную роль в формировании инженерной элиты России. Через пять лет после его создания, российские газеты писали, что выпускники  Политехнического университета Петра Великого пользуются колоссальным спросом у промышленников. Они демонстрируют высочайший уровень компетенции в решении задач машиностроения, инженерного дела.

1920-е гг. подтвердили высокий класс первых выпускников всех отделений  Политехнического института. Экономисты В.Н.Твердохлебов, В.Э.Ден, А.В.Венедиктов, Л.Н.Юровский внесли важный вклад в разработку научно-организационной идеологии НЭПа. Кораблестроители П.Ф.Папкович и В.Л.Поздюнин обогатили теорию кораблестроения, Б.М.Малинин, С.А.Базилевский заложили основы советского кораблестроения. Электромеханик А.А.Горев выполнил наиболее сложную и объёмную часть плана электрификации Северного района ─ составной части плана ГОЭЛРО. Лидером в этой области был профессор М.А.Шателен. Будущий академик А.А.Чернышёв создаёт систему защиты воздушных линий связи от перенапряжений. Механик Н.Н.Поликарпов становится основоположником теории конструирования истребителей.

Мировое признание получает физическая школа А.Ф.Иоффе, работы молодых физиков П.Л.Капицы, Н.Н.Семёнова, А.Ф.Вальтера, Ю.Б.Харитона, А.И.Шальникова, изобретения Л.С. Термена (первый в мире электронный бесконтактный музыкальный инструмент и система "электрического дальновидения"), фундаментальные работы А.А.Фридмана по "взрывающейся Вселенной". 

План ГОЭЛРО - первый перспективный план развития народного хозяйства Советской республики на основе электрификации страны стал одной из важнейших вех в становлении советского государства. К разработке плана было привлечено свыше 200 деятелей науки и техники. Среди них И.Г.Александров, Г.О.Графтио, А.Г.Коган, К.А.Круг, Б.И.Угримов и др. Во главе становятся политехники – М.А.Шателен, В.Ф.Миткевич. Их имена неразрывно связаны с историей становления и развития Петербургского политехнического института. ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нем предусматривалось строительство не только генерирующих мощностей, но и предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, опережающее развитие электроэнергетики по сравнению с народным хозяйством в целом. И всё это привязывалось к планам развития территорий. ГОЭЛРО предусматривал и возведение предприятий - будущих потребителей электроэнергии. Среди них заложенный в 1927 г. Сталинградский тракторный завод, основа отечественного танкостроения. Началось освоение Кузнецкого угольного бассейна. Предусматривалось возведение крупных ГЭС на Волге. В 1927 г. началось возведение Днепрогэса - крупнейшей на то время в Европе гидроэлектростанции. Без плана ГОЭЛРО вряд ли удалось бы в столь короткие сроки вывести СССР в число самых развитых в промышленном отношении стран мира. Проект электрификации заложил основу индустриализации России. Реализация этого плана сформировала всю отечественную экономику и в значительной мере определяет её до сих пор.

 С 1947 г. Советский Союз занимает I место в Европе и II в мире по производству электроэнергии. В СССР эксплуатируются самые мощные в мире ГЭС (Красноярская мощностью 5 млн кВт, Братская - 4,1 млн кВт, Волжская - 2,53 млн кВт, Саяно-Шушенская – 6,4 млн квт), тепловые электростанции по 2,4 млн. квт  и самые дальние высоковольтные линии электропередачи напряжением в 500 и 750 кВ переменного и 800 кВ постоянного тока. Строительство ГЭС стало важной частью становления народного хозяйства страны. Для этого потребовалось большое число квалифицированных инженеров, осуществлявших проектирование объектов и руководство строительством. Советская гидроэнергетика заняла одно из лидирующих мест в мире по масштабам и по сложности возводимых объектов. Значительный вклад в этот процесс внесли выпускники и преподаватели Гидротехнического факультета, организованного в Политехе в 1934 г.  В гидроэнергетике, энергетике Ленинградский Политех был одним из лидеров - единственный вуз в СЗР, готовящий специалистов по энергомашиностроению, электроэнергетике.

В 1930 г.  на основе ЛПИ были образованы узкопрофильные институты, которые были переданы в ведение соответствующих министерств: Гидротехнический институт, Институт инженеров промышленного строительства (сейчас Николаевский Военный инженерно-технический университет), Кораблестроительный, Авиационный, Электротехнический, Химико-технологический, Металлургический, Машиностроительный, Индустриального сельского хозяйства, Физико-механический, Ленинградский финансово-экономический и Всесоюзный котлотурбинный институты. Потенциал вуза оказался столь мощным, что его хватило на придание "импульса" почти десятку новых вузов и на продолжение самостоятельного развития в качестве крупнейшего вуза СССР.

Роль Политеха в подготовке специалистов, оказавших огромное влияние на становление  нашего государства, особенно велика в военный период. Танк Т-34 одним из первых получил оценку «Оружие победы» Великой Отечественной войны.  Его главным конструктором стал М.И.Кошкин, выпускник механико-машиностроительного факультета ЛПИ, Главный конструктор КБ 190 Харьковского завода. Всю свою жизнь он отдал на создание этого лучшего танка второй мировой войны. Н.Л.Духов, конструктор бронетехники, артиллерии, главный конструктор Кировского танкового завода, участвовал в создании средних и тяжелых танков серии ИС и КВ, ядерного и термоядерного оружия.

Сотни судов были спасены от магнитных мин благодаря системе размагничивания судов, разработанной И.В.Курчатовым. Его технология позволила размагничивать и американские корабли, доставлявшие по лэнд-лизу грузы по морской дороге жизни из Мурманска, когда вся акватория Кольского, Финского заливов были заминированы. Согласно Постановлению ГКО №9887 от 20 августа 1945 г. об образовании при ГОКО Специального комитета для руководства работами по использованию внутриатомной энергии урана (в том числе строительству атомно-энергетических установок и разработку и производство атомной бомбы), в его состав были включены И.В. Курчатов, П.Л.Капица. В Технический совет при Спецкомитете вошли Алиханов А.И., А.Ф.Иоффе, Кикоин И.К., Харитон Ю.Б., Хлопин В.Г. К реализации атомного проекта были привлечены политехники: Я.Б.Зельдович, Н.Л.Духов, Г.Н.Флёров. И.В.Курчатов был назначен руководителем разработки ядерного щита СССР. Во главе основных направлений атомного проекта также стояли политехники: И.К.Кикоин, Л.А.Арцимович, Л.И.Русинов, А.И.Алиханов. Из шести учёных и конструкторов, трижды удостоенных звания Героя Социалистического труда СССР за вклад в создание атомного и термоядерного оружия, пятеро были связаны с Ленинградским Политехническим институтом: И.В.Курчатов, Ю.Б.Харитон, К.И.Щёлкин, Я.Б.Зельдович, Н.Л.Духов.

Участники атомного проекта фактически спасли страну. По окончании второй мировой войны в США был разработан план, какие города СССР подвергнуть атомной бомбардировке в первую очередь.

Сам атомный проект явился стартёром развития России как мощного индустриального государства. Проект потребовал создания новой микроэлектроники, материаловедения, машиностроения, разработки первых вычислительных машин. По сути, он явился инфраструктурным проектом, повлиявшим на резкий индустриальный скачок нашего государства, перехода от руин Великой Отечественной войны в ряды великих держав.

Настоящим прорывом в научно-технической сфере стало создание первого атомного ледокола «Ленин», в котором также принимали участие политехники. Инициаторами создания судовой атомной энергетической установки стали академики И.В.Курчатов и А.П.Александров.

Выдающиеся авиаконструкторы Н.Н.Поликарпов и О.К.Антонов, теплотехник А.А.Радциг, изобретатель первого электромузыкального инструмента Л.С.Термен, командующий Ленинградским фронтом, разорвавший кольцо блокады маршал Л.А.Говоров, создатель первого в мире реактивного гидросамолета Г.М. Бериев, писатели Е.И.Замятин и Д.А.Гранин, - вот далеко не полный перечень выдающихся выпускников Политехнического института.

Усилия Политеха в послевоенный период были направлены на воссоздание материальной базы института и подготовку кадров для восстановления экономики и хозяйства страны. При реорганизации факультетских структур были учтены новые научные и технические приоритеты второй половины XX в. - атомная энергия, кибернетика, вычислительная техника, реактивная авиация и ракетостроение. На физико-механическом факультете на кафедре «техническая физика» была организована подготовка по специальности "ядерная физика".

 В 1956 г. по постановлению правительство СССР были начаты работы по выводу на орбиту ИСЗ с помощью баллистических ракет. Потребовалось создание систем автоматического контроля и управления в космических и оборонных областях, информационно-измерительных, вычислительных и управляющих комплексов для космических исследований в СССР. В этом проекте принимал участие профессор ЛПИ Т. Н. Соколов, специалист в области автоматизированных систем управления, участвовавший в запуске первого в мире искусственного спутника Земли. Второй Королев. Требовалось дистанционно управлять объектом в космосе, задавать программу траектории, момент выхода на посадку.  Под руководством Т.Н.Соколова была создана система измерения траекторных параметров искусственных спутников Земли и пилотируемых аппаратов; разработана оригинальная элементная база, отличающаяся исключительной надёжностью. Для США неожиданным стало то, что, несмотря на, казалось бы, явное отставание в электронной технике, Советский Союз располагает «секретными» эффективными средствами обработки траекторных измерений в реальном времени, необходимыми для обеспечения запусков ракет-носителей.

Для расширения работ по тематике автоматизированных систем управления в ракетной и космической областях в 1961 г. было создано Особое Конструкторское Бюро, впоследствии ОКБ "Импульс", под руководством будущего Героя Социалистического труда профессора Т.Н.Соколова, ставшее ведущей организацией страны в области технических вычислительных средств управления. Созданная Т.Н.Соколовым научная школа автоматизированного управления сложными распределёнными системами, концепции создаваемых информационных и управляющих систем намного опережали известные аналоги того времени.

В 1967 г. было организовано Особое Конструкторское Бюро технической кибернетики, которое возглавил профессор Е.И.Юревич, ныне Центральный научно-исследовательский институт робототехники и кибернетики со статусом Государственного научного Центра Российской Федерации (гендиректор А.В Лопота).

К 1960 г. в ЛПИ были созданы лаборатории энергетических систем, автоматики, телемеханики, металлургии, турбиностроения и компрессоростроения. Вводится система «непрерывной производственной практики. Первокурсники попеременно учились и работали на заводе им. К.Маркса, Металлическом заводе, ПО «Светлана»,заводе «Красный Октябрь», в Главленинградстрое.

С 1982 г. в ЛПИ начинается целевая подготовка специалистов в сотрудничестве с крупными предприятиями, заинтересованными в притоке молодых специалистов: ОКБ «Импульс», ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, НПО «Ленинец», Ленполиграфмаш, ПО «Спутник», ПО им. К. Маркса и др. В 1987 г. при ЛПИ были созданы Инженерный центр и Межотраслевой институт повышения квалификации (МИПК) по новым направлениям развития техники и технологии.

После 1990 г. процесс создания новых структур стал особенно бурным. Возникли центры с участием иностранных фирм "Диджитал Эквипмент корпорейшн", "Хьюлетт-Паккард", "Конвекс". Была организована Российско-американская высшая школа управления (РАВШУ). Более высокий статус обрели Научный производственный комплекс, Институт международных образовательных программ, Институт военно-инженерного образования, Институт интеллектуальных систем и технологий на базе концерна "Ленинец", Инновационно-инвестиционный комплекс (Центр наукоёмкого инжиниринга), Государственный учебный Центр профессиональной переподготовки руководителей. Были созданы Гуманитарный факультет и Факультет медицинской физики и биотехнологии. 

В декабре 2006 г. с компанией «Майкрософт Рус» подписано соглашение об открытии Центра инноваций на базе факультета технической кибернетики. В июле 2007 г. на основе института создается НИИ новых материалов и технологий. В 2010 г. Политехнический университет получил статус национального исследовательского университета, что явилось признанием его возможностей в области подготовки кадров, и в мультидисциплинарных научных исследованиях и разработках. В 2012 г. СПбПУ вошел в число 15 вузов России - победителей конкурсного отбора на право получения субсидии Минобрнауки России по Программе «5-100-2020».

 

Политехнический университет Петра Великого сегодня

С момента создания Политех является «монументально символическим вузом с харизмой новизны, способностью решать глобальные задачи цивилизационного уровня - задачи, влияющие на жизнь человечества в целом».

120 лет это юный возраст для университета. Период экономической стагнации 1990-х гг. наш вуз пережил тяжелее других политехнических вузов России. Но сегодня, когда активно развивается отечественная промышленность, появляются новые высокотехнологичные предприятия, будущее вуза представляется оптимистичным. Политехнический университет оказался в ситуации уникальной востребованности. Наша миссия – обеспечить кадрами XXI в. высокотехнологичные полииндустриальные предприятия России, которым нужны как экономисты, энергетики и электрики, так и конструкторы, материаловеды, специалисты в области логистики. После суровых 1990-2000-х гг. мы не просто «встали на ноги», - мы взлетели на высокую орбиту. Главным сейчас является повышение качества подготовки специалистов, работая в тандеме с промышленными предприятиями, потому что в отличие от времен двадцатилетней давности, обновление технологий и индустриального парка происходит раз в 3-5 лет. Любому самому продвинутому учебному заведению не угнаться за компаниями, которые обновляют свою базу с такой скоростью. Поэтому университет идет по пути создания базовых кафедр, адаптированных к требованиям сегодняшнего времени, действующих непосредственно на предприятиях. Мы плотно взаимодействуем с тысячами предприятий, от малого бизнеса до гигантов, не только с отечественными, но и зарубежными – от «Шлюмберже» и «Фольксвагена» до «Даймлер-Бенц» и «BMW».

Много лет университет продуктивно сотрудничает с авиационными концернами «Боинг» и «Эйрбас». СПбПУ является системным стратегическим партнером фактически всех российских объединенных компаний. Благодаря соглашению с «Ростехом» мы взаимодействуем с более чем сотней предприятий, входящих в этот холдинг. Работаем с добывающими компаниями – «Роснефтью», «Транснефтью», «Газпромом» и другими гигантами, где создаем свои образовательные центры. Вся наука должна быть практической. Поэтому любой контракт СПбПУ заканчивается либо созданием опытного экземпляра, либо разработкой нового материала, новых технологий. 

 Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого - вуз-лидер, который готовит полный спектр специалистов для всех отраслей промышленности. В России всего два таких вуза: МГТУ им. Баумана и Политех. Но СПбПУ ещё и самый крупный вуз, в котором обучаются 33 тыс. студентов. По мощности, знаниям, по влиянию на экономику страны такого инженерного технического вуза в России больше нет. Наш девиз: «Обучение через науку, обучение через практику». Поддержание знаний через науку в области базовых дисциплин, фундаментальных наук, через практику – практико-ориентированная подготовка инженеров.

В нашем вузе реализуется принцип проведения научных исследований с четко выраженным практическим характером - не для написания многотомных отчетов, а для решения актуальных задач реального сектора экономики. Политехнический университет реализует целый ряд проектов в автомобилестроении, атомной промышленности, причем не на уровне мелких исследований для решений каких-то частностей. Политехники берутся за решение глобальных задач – разработка конструкции, технологии, включая изготовление сигнального образца и передачу технологии в производство.

Создав в Политехе Центр НТИ «Передовые производственные технологии», научным руководителем которого является профессор А.И.Боровков, мы организовали консорциум с более чем 50 системообразующими предприятиями, научными центрами: «Ростех», «Росатом», ОДК, ОСК, ОАТ (запчасти для автомобилей, автобусов, грузовиков), «АвтоВАЗ», Курчатовский институт, Ломоносовский университет, Баумановский университет - всего около полусотни партнеров. Такая площадка нацелена на разработку отечественного оборудования, в котором нуждаются многие отрасли промышленности, прежде всего автомобилестроение.

Мощная российская компания производитель грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, комбайнов - «КАМАЗ» заключила с СПбПУ договор на разработку конструкции и технологии (с последующей передачей её в производство) для автобуса, электробуса, троллейбуса. По сути, это работа для мощного НИИ. В современном мире автомобилестроение - самая быстро развивающаяся и влиятельная на экономику отрасль промышленности. По сложности и скорости модернизации автомобиль опережает все виды других изделий, выпускаемых индустрией, - самолеты, вертолеты, космические корабли. В автомобилестроении чрезвычайно высокий уровень конкуренции. Но именно в этой отрасли реализуются самые пионерские решения в области материаловедения, механики, аэродинамики, технологии изготовления, которые затем поступают в другие отрасли.

Другой показательный пример – разработка для ГК «Росатом». Специалисты производственного холдинга «ТВЭЛ», входящего в состав Топливного дивизиона госкорпорации «Росатом»,  за три года разработали новую конструкцию сита для очистки буровых смесей. Политехнический университет передал ТК «ТВЭЛ» свою разработку, превышающую по техническим параметрам их проект, разработанную за полгода. Сигнальный образец продемонстрировал уникальные результаты.

 

Инженеры XXI века

Главная миссия университета – подготовка специалистов для отечественной промышленности, как изначально и планировалось при создании политехнического института в 1899 г. Но как готовить сегодня инженеров XXI века? С одной стороны необходимо следовать традиционной форме – базовая подготовка, практика. Но для Политехнического университета важна и другая миссия – участие в системной работе правительства, обеспечение перехода на цифровую экономику. Цифровые технологии, компьютерный инжиниринг промышленных предприятий позволят решить комплекс сложнейших задач, не реализуемых нашей промышленностью сегодня. Прежде всего, речь идет о повышении производительности труда.

На примере проекта «Aurus» — создания семейства автомобилей представительского и высшего класса («Единая модульная платформа» – проект «Кортеж») это наиболее очевидно. С 2013 г. разработкой президентского лимузина занимался «НАМИ». Первыми машинами, представленными публике, стали автомобили Aurus «Сенат»: седан Aurus-4123 и лимузин Aurus-41231SB, использованные на инаугурации Президента РФ в мае 2018 г. На единой модульной платформе в составе семейства предусмотрены лимузины, седаны, вседорожники-кроссоверы, микроавтобусы. Благодаря разработанному Политехническим университетом цифровому двойнику этого сложного технического объекта, данный проект удалось реализовать за два года. Даже лидерам автомобильного проектирования – немцам казалось невозможным сделать быстрее, чем за 5-7 лет. Цифровой двойник позволил провести сложнейшие испытания пассивной, активной безопасности с валидацией на уровне более 95%. Специалисты СПбПУ провели тысячи экспериментов, крэш-тестов на виртуальном автомобиле, внесли целый ряд изменений, усовершенствований в исходную конструкцию. После проведения испытаний автомобиля в Германии, это событие произвело интеллектуальный взрыв в автомобильном мире: «русские умеют проектировать не хуже самых передовых автомобильных компаний».

 

Федеральный технополис

Производственники в России пока не готовы выдавать прорывные инженерные решения в сжатые сроки. Новая структура - Федеральный технополис «Передовые производственные технологии» сможет оказать им в этом содействие. Технополис станет площадкой для «выращивания» технологий мирового уровня и цифровизации производства. Сегодняшний молодой специалист после распределения попадает в среду, которая его не понимает, не создает стимула и возможностей для дальнейшего развития. И очень скоро он становится «как все». Кадровой перестройки таким путем не добиться. Другой проблемой отечественной промышленности является оторванность от современных технологических процессов.

В ФТ будут обучаться по особым программам команды-акселераторы (по 15-20 человек), сформированные из сотрудников предприятий, которые после тренинга, обучения, доучивания цифровым технологиям, вернувшись на предприятие справятся с расшивкой узких мест. Полноправными членами этих групп станут и студенты СПбПУ, продолжив эту работу в качестве молодых специалистов. Так Политех будет поставлять на производство современных инженеров, а компании смогут быстро в 1-3 года реагировать на вызовы времени. Еще около 7 тыс. человек ежегодно, включая руководителей производств, будут проходить переподготовку в ФТ по программам повышения квалификации.

Команды инженеров будут готовиться в рамках задач, поставленных самими предприятиями. Они будут разрабатывать инновационную технологию, мы будем обучать их «цифре». Цифровой вариант технологии и её реализации будут создаваться руками самих инженеров. На предприятие вернется команда инженеров, представляющих собой непотопляемый инжиниринговый центр передовых технологий, который станет своеобразным центром кристаллизации при создания цифрового производства в целом по предприятию. В этом заключается основная идея Технополиса. Цифровые технологии требуют системной организации всего производства, а не создания показательных безлюдных цехов. Такой метод агрессивного прямого воздействия на инженерный, конструкторский истэблишмент промышленных предприятий позволит решить проблему создания современного промышленного производства в стране.

С помощью цифровых моделей можно «обкатывать» производственные процессы и воспроизводить весь жизненный цикл изделия - от его проектирования до утилизации, внося коррективы на самом начальном этапе, экономя тем самым время и деньги. Система цифрового проектирования позволит работать на упреждение. Информация о любых неисправностях направляется в Центр, мгновенно анализируется для внесения соответствующих исправлений.

Создание Федерального Технополиса на базе СПбПУ – самое значительное достижение в современной истории нашего университета. Это и подарок наших ученых к 120-летнему юбилею университета.

Кроме цифрового проектирования вуз активно занимается робототехникой, аддитивными технологиями, искусственным интеллектом, создавая наукоемкие продукты, по своим параметрам не уступающие, а порой и превосходящие зарубежные аналоги. Чтобы работать в тренде последних научно-инженерных достижений мирового уровня, вузам необходимо вместе с предприятиями работать над созданием современного конкурентоспособного продукта. На импортозамещение времени уже нет. Мы должны сразу создавать продукцию не хуже мировых аналогов. Цифровые методы, которые применяются во всем мире, позволяют сделать это. Для того чтобы не изобретать велосипед, на стадии постановки задачи должен быть проанализирован весь предыдущий опыт. Германия уже десять лет назад начала оцифровывать свои инженерные архивы, так необходимые для компьютерного инжиниринга. Архивы инженерных знаний, накопленных разработок бесценны. В России этот процесс пока находится на очень низком уровне.

Создание базовых кафедр, подготовка команд инженеров-студентов стали прообразом акселераторного подхода подготовки команд уже состоявшихся инженеров. Такие команды смогут решать самые современные, перспективные задачи на предприятии: от постановки задачи, проектирования, технологии, до создания цифрового двойника, запуска в современное роботизированное производство, работающее в едином программном продукте, с последующим выходом на рынок.  Такой подход реализуется у нас в новом научно-образовательном центре промышленной робототехники «Kawasaki-Политех», созданном в сентябре 2018 г.: - краткий срок разработки, изготовление, выход на рынок, низкая цена и конкурентоспособность.

Политехнический университет, обладающий компетенциями в области цифрового проектирования, создания цифровых двойников, занимающийся авиа- и машиностроением, развитием космической техники, строительством заводов – фактически большая производственная компания, которая сможет развивать промышленность не только Санкт-Петербурга, но и всей России. Мировой инжиниринг, главной задачей которого является оптимизация бизнес-процессов, внедрение новых технологий, развивается сегодня по экспоненте. Являясь основой для внедрения производственных технологий, технологий управления и менеджмента, он определяет качество и эффективность работы.

Чтобы исчезли границы в области подготовки специалистов, их перехода в инженерную, созидательную деятельность, вузу необходимо адаптироваться с системой отечественной промышленности, стать сетевым университетом с кафедрами, которые врослись в научно-образовательно-производственный комплекс, нацеленный на разработку и выпуск новейших промышленных изделий. Никакому вузу не угнаться за предприятиями в создании современных лабораторий. На начальных курсах студенты обязаны изучать базовые, фундаментальные науки на площадке университета. На следующем этапе они переходят в новый формат человеческого действа, становясь специалистами.

Политехнический университет Петра Великого занимается и фундаментальными, естественнонаучными исследованиями, будучи членом Ассоциации «Мегасайнс», которую возглавляет Курчатовский институт. Они обязательно нужны как фундамент для будущих практических реализаций. Вопрос в том, когда то или иное фундаментальное исследование найдет своё применение. Инженерные же науки актуальны сегодня. Они важны для развития промышленности, чтобы на современном этапе Россия вошла в первую пятерку индустриальных стран мира.

 

Международное сотрудничество Политехнического университета

Один из ключевых трендов в сфере высшего образования – курс на интернационализацию. Деятельность на международной арене – архиважное направление для нас. Интернационализация создает питательную среду для взаимодействия соплеменников, определяет известность университета в мире, способствует формированию международной репутации страны, созданию команды пророссийских лидеров, капитанов бизнеса, которые в будущем возглавят корпорации в зарубежных странах. Среди технических вузов России СПбПУ занимает первое место по числу иностранных студентов (6 тыс.) и третье место после МГУ и РУДН.   В международной политехнической летней школе принимают участие более 500 студентов.

СПбПУ является партнером многих ведущих университетских центров мира - деловое сотрудничество поддерживаются с университетами более 40 стран; свыше 70 компаний и организаций из 19 стран мира работают с Политехническим университетом на основе прямых контрактных отношений.

СПбПУ поддерживает связи с сотнями иностранных вузов практически во всех европейских государствах, в странах АТО, Китае. Нам интересны вузы, которые выше Политеха по рейтингам, для того чтобы перенимать у них лучшие практики обучения. В 2017 г. был открыт информационный центр СПбПУ в Мадридском политехническом университете как площадка влияния на иберо-американские государства. Латинская Америка очень важное для нас направление. Такие связи для России стратегически необходимы. Обучавшиеся в РФ студенты в будущем становятся надежными партнерами, нашими провайдерами, проводящими дружественную политику в отношении нашей страны.

Взаимоотношения с Китайской Народной Республикой являются доминантой международной деятельности СПбПУ. Китай, как вторая экономика мира, крайне интересен, как рынок образовательных услуг, который ни в коем случае нельзя терять. Для того чтобы более эффективно реализовывать эту стратегию и быть ближе к китайским партнёрам и клиентам, мы стремимся увеличить свое присутствие на территории Китая. Два года назад в Шанхае было открыто представительство Санкт-Петербургского Политехнического университета. Этот центр возглавляют китайцы – наши выпускники, которые подготавливают площадку для деловых переговоров в области инженерии, фундаментальных исследований. Совместно с Цзянсунским педагогическим университетом СПбПУ реализует международный образовательный проект по созданию Российско-китайского инженерного института, где ведется подготовка 700 китайских студентов по 5 направлениям бакалавриата и 3 направлениям магистратуры: телекоммуникации, радиофизика, передовые производственные направления, машиностроение, электроника и наноэлектроника, дизайн. Китайские студенты первые 2 года учатся у себя дома, изучают базовые дисциплины, общаются с нашими преподавателями и с учителями-китайцами, знающими русский язык, приезжают к нам на зимние и летние школы. На бакалавриат на 3 курс в Политех ежегодно поступают около 200 китайских студентов, адаптированных к российским условиям. Подобная схема  отработана и с Вьетнамом в рамках Вьетнамо-Российского технологического университета на базе Государственного технического университета им. Ле Куи Дона в Ханое.

Несколько совместных лабораторий в Китае и одна - в Политехе созданы с нашими стратегическими партнерами – Харбинским политехническим университетом и Университетом Цинхуа. Директор Института машиностроения, металлургии и транспорта профессор Попович А.А. вместе с Харбинским политехническим университетом и китайской компанией Weihai TSE организовал лабораторию «Функциональные материалы» по созданию новых источников питания на базе литий-ионных аккумуляторов. Под этот инжиниринговый центр в Китае выделено 6 тыс. кв. м научно-исследовательских площадей. Наши студенты, китайские инженеры работают вместе, создавая новые изделия по заказу китайских предприятий.

 

Компетенции Политеха

Совершая кардинальные изменения во всем, промышленность XXI в. опирается на опыт предыдущих поколений. Для того чтобы базы данных по всевозможным испытаниям, статистике поведения материалов и пр. можно было использовать в качестве корректирующих показателей при цифровом моделировании, Политех займется оцифровкой прошлых разработок, результатов внедрений промышленных технологий. СПбПУ является одним из законодателей внедрения цифровой экономики в промышленность и в науку. Инжиниринговый центр СПбПУ обладает целым комплексом компетенций, располагает широчайшим спектром специализированных программ, позволяющих создавать новые изделия для разных отраслей промышленности. Современное программное обеспечение центра позволило по заданным параметрам создать проект новейшего автомобиля с бионическим дизайном. Весь лишний металл, который не выполняет какой-либо функции, удаляется из детали, позволяя значительно снизить ее вес. При этом эксплуатационные характеристики машины не ухудшаются.

На сегодняшний день СПбГПУ обладает парком высокотехнологичного оборудования и широким спектром наукоемких компьютерных технологий в таких областях, как:

- информационно-коммуникационные технологии, наукоемкие компьютерные технологии и компьютерный инжиниринг;

- наноматериалы, нанотехнологии и нанобиотехнологии;

- энергетика и энергосбережение;

- машиностроение.

Уникальная учебно-научно-инновационная лабораторная база университета используется как для подготовки специалистов новых поколений, так и для проведения научно-исследовательских работ по заказам ведущих российских и зарубежных промышленных предприятий. Комплексы, интегрирующие образование, научные исследования и инновации, обеспечивают эффективное взаимодействие университетского политехнического образования, фундаментальных и прикладных исследований, наукоемких инноваций и высоких технологий. В ходе реализации инновационной образовательной программы в университете созданы современные учебно-научно-инновационные структуры:

- Центр наукоемких компьютерных технологий для создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции в кратчайшие сроки, позволяющий реализовать триаду «наукоемкие компьютерные технологии / мультидисциплинарность / политехничность»;

- научно-исследовательский центр «Материалы и технологии», располагающий комплексом Gleeble-3800 мирового уровня;

- университетская лаборатория быстрого прототипирования;

- первая в российских вузах система 3D виртуальной реальности;

- лабораторный центр систем хранения данных;

• комплексная методика проведения энергоэкологических обследований предприятий.

В настоящее время СПбПУ – национальный исследовательский политехнический университет России, системообразующий многопрофильный университет российского политехнического образования, лидер в мультидисциплинарных научных исследованиях, надотраслевых технологиях мирового уровня и наукоемких инновациях. Миссия СПбПУ: обеспечение престижности и конкурентоспособности российского политехнического образования;     развитие политехнической системы подготовки кадров – опережающая подготовка лидеров и научно-технической элиты, обладающих компетенциями мирового уровня;    генерация и распространение глобально значимых мультидисциплинарных политехнических знаний; разработка, внедрение и применение передовых наукоемких надотраслевых технологий, коммерциализация результатов научно-инновационной деятельности и трансфер технологий, адекватных вызовам глобальной экономики.  

На сегодняшний день СПбПУ включает 11 институтов, подразделения дополнительного образования, филиал в г. Сосновый Бор, комплекс научно-исследовательских подразделений, включающий объединенный научно-технологический институт, научно-образовательные центры, ряд специализированных научно-производственных структур. Университет готовит бакалавров и магистров по 49 направлениям науки и техники, специалистов (инженеров, экономистов, менеджеров) по 9 специальностям, кандидатов и докторов наук по 92 научным специальностям.

Образовательный процесс в Политехе базируется на тесной связке вузовской науки с реальным производством. В научно-производственном сообществе страны Политех признан одним из лидеров в области энергетики, машиностроения, металлургии, материаловедения.  Миссия университета  не только подготовка специалистов, но и разработка актуальных, наукоемких и стратегических проектов для страны. Развитие Политеха связано с одним из национальных приоритетов – цифровизацией экономики. К  2024 г. на базе вуза планируется создание Федерального Технополиса.

За последний год в топ-5 разработок и открытий ученых Политеха вошли: установка комплексной очистки вод любого типа;  уникальная математическая программа для выявления болезни Паркинсона; нейросеть для 3D-печати из металла; стимулятор воображения для реабилитации после инсульта; технологию повышения энергетической емкости литий-ионных аккумуляторов на 15%.

120 лет – это сложившиеся научные школы и уникальный опыт, работоспособный коллектив с творческим потенциалом, в котором оптимально сочетаются приверженность традициям и чувство нового.

Петербургский политехнический готовит «инженерный спецзназ» России, техническую интеллигенцию XXI века. Людей, которые должны обладать не только высокими профессиональными компетенциями, но и иметь широкое представление о жизни, искусстве, об истории. Задача Политеха – создание высокоинтеллектуальной образовательной и научной площадки в стенах университета. Цель – создание научно-исследовательского центра, в котором вместе с ведущими индустриальными партнерами будем заниматься вопросами создания цифровых технологий, автоматизированных производств, внедрять технологии будущего. Наша стратегия – стать одним из ведущих мировых лидеров в области образования и науки.

 

Подготовила Т.А. Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.33
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 10 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 12/03/2019
"В России этот процесс пока находится на очень низком уровне" - цитата из статьи.


[ Ответить на это ]


Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 12/03/2019
"Его технология позволила размагничивать и американские корабли, доставлявшие по лэнд-лизу грузы по морской дороге жизни из Мурманска, когда вся акватория Кольского, Финского заливов были заминированы" - какое отношение Финский залив имеет к конвоям ленд-лиза?


[ Ответить на это ]


Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 12/03/2019
"вся акватория" - тоже очень смелое заявление. Всю акваторию заминировать невозможно. Автор не в теме.


[
Ответить на это ]


Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 12/03/2019
Осталось еще выяснить, какие это американские корабли проходили размагничивание в СССР. Кстати, грузы доставляли не сами корабли, а транспортные суда, входившие в состав охраняемых кораблями конвоев. 


[
Ответить на это ]


Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 12/03/2019
"американские корабли, доставлявшие по лэнд-лизу грузы по морской дороге жизни из Мурманска, когда вся акватория Кольского, Финского заливов были заминированы" - автор, что это за галиматья? Конвои союзников шли через Атлантику в Мурманск из США и Великобритании, но вовсе не из Мурманска через Кольский залив в Финский. Автор, вы не знаете историю Второй мировой войны.


[
Ответить на это ]


Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 12/03/2019
"Масса писем подобного содержания: «Доколе мы будем терпеть англичан и немцев-инженеров на наших предприятиях. Срочно необходимо создать систему образовательных учреждений, где бы готовились специалисты высшего качества, которые знают не только технику, но и в совершенстве владеют экономикой, юриспруденцией, которые могли бы управлять быстро развивающейся экономикой России», - поступала в адрес императора от промышленников и министров" - автор, приведите текст хотя бы одного такого письма из подлинника. 


[ Ответить на это ]


Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 12/03/2019
"Петербургский Политехнический институт отличался от Киевского и Варшавского институтов нестандартным набором отделений: экономическое, электромеханическое, металлургическое, кораблестроительное, по существу новых для России специальностей" - автор, металлургия и кораблестроение существовали в России и до основания СПбПИ.


[ Ответить на это ]


Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2019
Графоманство "цивилизационного уровня".


[
Ответить на это ]


Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2019
Пустые напыщенные словеса чиновника в духе спущенных сверху речевок про крепости пятилеток. Хоть бы одно слово о скромных и великих интеллектуалах, воистину мыслителей вне чиновнической касты: Горшков, Джанелидзе, Страхович, Лурье .... и тд 


[
Ответить на это ]


Re: Инженерный вуз для задач цивилизационного уровня (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2019
Боже мой, какое убожество! Мыслимо ли, чтобы глава Гейдельберга, или "Политехнической Школы назвал бы свое "вузом"? и отчитывался бы не взрощенным интеллектом страны, а служащимися   "пятилеток". Чиновниче! Постыдись. Кн. Гагарин в Кембридже не для тебя героя соц труда рисовал аудитории. Это знал даже металлург Смирнов. бывший до тебя ректором, рисковавший взять сына Капустина, и других расстрелянных по делу Попкова. 


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.16 секунды
Рейтинг@Mail.ru