proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Атомный год 2017
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
На ГХК открытые бассейны с РАО засыпают грунтом. Ваше отношение?
Поддерживаю такой способ изоляции
Допускаю при научном обосновании
Нужно РАО извлекать, в емкости и в хранилище

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышла в свет книга воспоминаний Михаила Владимировича Шавлова. Авторитет инженера, технического специалиста был в то время в стране на самом достойном уровне, поэтому и страна развивалась высочайшими темпами.
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[04/05/2018]     «Третий этаж»

Д. А. Тайц, к.ф.-м.н.

Чрезвычайно глупо петербуржцам, бывшим в 50-60-х  двадцатилетними ленинградцами, напоминать смысл слов, поставленных в заголовке.  Да, «Эрмитаж» открывший залы современной французской живописи для обычной публики, свершил благое, смелое, рискованное  деяние – оздоровление еще не  до конца  искалеченных мозгов молодежи, особенно причастной точным наукам.  Постараюсь пояснить это.



Студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных направлений, чьи профессиональные возможности восприятия и понимания современного искусства отбиты и замещены  злокачественным сталинско-ждановским соцреализмом, трудно  оценить и принять эстетику Монмартра и Монпарнаса, чего не скажешь о молодежи – естественниках.

В постсталинские времена,  студенты,  осваивающие физико-математические знания были больше, чем их  сверстники-«гуманитарии», готовы   к восприятию иных, не соц-реалистических форм  с  особой  логикой и  эстетикой.   Из математизированных наук, если это не биология, тень Сталина (Трофим Денисовича с Ольгой Борисовной) испарилась уже до 20 съезда, случившегося в 56 году. Открытие свободного доступа на «Третий Этаж», после этого съезда, не только для Ленинграда, но и для страны, было не менее значимо, чем публикация  эренбурговской «Оттепели» в «Новом Мире», а сам «Третий Этаж» – настоящим  Новым Миром (без кавычек!). Чтобы быть более строгим, уточним страту тех, кому, прежде всего, открылся и стал своим этот Мир.  

«Шестидесятники». Общность тех, кто осознанно или нет, причислял себя к  могущественной  «масонской ложе» – «ФИЗИКИ ШУТЯТ». Изумительное время начало 60-х! Постановлением ЦК с целью улучшения научного обмена чиновникам от образования предписывалась организация регулярной системы междугородних научно-технических конференций.   Одесса, Кишенев, Киев, Таллин, Тамбов, Новосибирск, Рига, Горький, Алма-Ата, Вильнюс, Тбилиси…, а что уж там говорить о Ленинграде…! (Перечислены конференции только по энергетическим проблемам  «Прямого преобразования» с 62 по 88 г.г., запомнившиеся мне юмором и жаждой каждого участника раздобыть альбом или каталог выставки «Импрессионистов»)

Научные конференции, которые  вдруг стали поощряться, отмечались не столько аспирантскими докладами, сколько громогласным хохотом будущих или уже состоявшихся  кандидатов и докторов. (Представители провинциальных райкомов сами любили слушать и рассказывать «политические» анекдоты, особенно в присутствии «столичных физиков»). Удивительно, что в компаниях  где «физики» чувствовали себя хозяевами, часто большинство составляли художники, артисты писатели. Для них, в Одессе или Свердловске, открытие «Третьего Этажа» Эрмитажа было «открытием Америки». Да, это и есть в действительности  ранг   «Колумбова открытия!». («Открыл Америку в Нью-Йорке, на крыше!»).  Поверьте, после десятилетий торжества «соц. реализма» и полного выкорчевывания следов капиталистического буржуазного декаданса, с его зловредным абстракционизмом, в болоте «ждановщины» неожиданно  открывается  континент с захватывающими дух сокровищами, незнакомыми уже двум поколениям в этой стране.   «Импрессионизм», «кубизм»… Для тех, кто способен думать и смеяться, дано счастье соприкосновения с миром, у которого есть красивое имя  «МОНПАРНАС»!

Понятие «Третий Этаж» это не место, это явление, феномен. Обозначение особой культурной единицы в составе  интегрального носителя  смыслов  «Эрмитажа». И особое значение  понятия этого «Этажа» – открытие здесь языка и символов, близких и понятных в физико-математической культуре знаний.   Посещение этого представительного пространства зачастую как бы отделяется от общей цели визита в Эрмитаж. Я часто слышал от иногородних коллег, связанных по работе с техникой (наукой), о желании использовать командировку ради «Третьего Этажа». Вообще любовь и тонкое понимание искусства, живописи, например, французской, которое мы встречаем, например, среди физиков, не в последнюю очередь связано с удивительным соответствием характера исторической трансформации идей и форм  искусства живописи и науки «физики». (На это обращал мое внимание Б.Г.Кузнецов, выдающийся философ и историк науки. Он  любил «Третий Этаж». Борис Григорьевич, подолгу бывал в Париже, прекрасно знал Лувр и  Монпарнас. Он, например, отмечал как очень значимое то, что «Художественная Академия живописи», наряду с академиями точных математических наук, входит в пятерку «Французского Института» (Академия Наук). На эту «дерзость» сподобилась только Франция.)

Любители искусств, связанные по своим профессиональным интересам с физикой, придают значение знаменательному факту: Основатель современного научного мировоззрения  Коперник и его ровесник,  один из основателей художественного искусства Эпохи Возрождения, гениальный Альбрехт Дюрер одновременно были студентами Болонского Университета! (1490г).  В эпоху Галилея и Ньютона – основоположников  современной физической науки и астрономии (15-16-го века) практически одновременно создавался фундамент современной живописи: Рембрандт, Рубенс, Гольбейн, Веласкес, Тинторетто, Тициан…. Эти великие мастера были образцами для художников Монмартра 19 века, мастеров «Барбизонской Школы», «Салонов Отверженных», «Новых Салонов», учителями Импрессионизма.

Но, что существенно,  одновременно с рождением этого направления во французской живописи, принятого в определенном смысле как «модерн», в науке в это же самое время кончилась монополия механики («Телесной» Физики),  появилась электродинамика Фарадея Максвелла (19 век). Мы видим, что этапы истории живописи французских мастеров, феноменальным образом коррелированны  с  эпохами  в развитии физики!  В  1905 году Матисс, Дерен основывают направление «Диких» – Фовизм. В 1907-ом, Пикассо – «Кубизм». Макс Планк дает начало «квантовой механике»,  Эйнштейн создает «Специальную Теорию Относительности» (СТО) – новое невиданное направление в науке. Фовизм перешел в «неведомый» кубизм Пикассо в 1915. И опять, в этот же год, Эйнштейн создает «Общую Теорию Относительности» (ОТО). И лозунг, который произнес Пикассо: «Мы пишем не то, что видим, а то, что знаем» мог бы повторить и Эйнштейн.

Кстати, как пишет биограф Эйнштейна А.Пайс: «Физик, из современных живописцев выделял только Пикассо!». Удивительно, но явно  усматривается некая однородность интеллектуального порыва, и, даже  подспудная общая логика, в совпадении   этапов и, как бы это не казалось дико,   параллелизм,  родство  смыслов и  идей, в    творчестве живописца и физика.  Вот почему у публики, связанной с  точными науками, привязанность к  «Эрмитажу» усиливается любовью к «Третьему Этажу». «Третий Этаж» подобно циклотрону «разгоняет», накачивает эту любовь. Возможно, «технарей» не нужно в этом убеждать, но то, что нужно высказать далее, может показаться неожиданным даже глубокоуважаемым ученым, работникам и руководителям  Эрмитажа. 

Нигде в мире, в столицах и городах цивилизованных государств не предоставлялась возможность совершенно бесплатно, ежедневно, а не по особым дням, без ограничения по времени, проводить время в шикарном, гигантском дворце. Для города и страны с ее некомфортным климатом,  коротким летом и  публикой, исторически не впитавшей культуру бесед и свиданий в ресторанчиках и уличных кафе (которых к тому же и нет), возможность бесплатного посещения Дворца студенческой и аспирантской молодежью оказывалось не только  реализацией воспитательных социальных установок, но, как это ни парадоксально звучит, – неожиданным прямым подспорьем развитию точных наук!

Да, именно, «Третий Этаж» – не только храм искусств, но и институт, способствующий развитию наук, в  неожиданной форме, особо  ценимой прослойкой молодой технической интеллигенции. Поясню. После открытия «Импрессионистов» третьего этажа  в начале 1956,  вплоть до 80-х, посещение Эрмитажа по студенческим – бесплатно. (Молодежь, закончившая Институты, аспиранты, соискатели умудрялись сохранять студики и, соответственно, это право). Лучшей,  почти всегда  гарантированно успешной, безотказной  формой знакомства, было назначение свиданий,  приглашение девушки в зал Эрмитажа.   Центр Города. Обстановка – шикарнее не придумать. (Удвоенное, если не сказать более,  притяжение друг к другу. Благоприятная пустынность «Третьего Этажа»). Слово «импрессионизм»  еще не совсем разрешенное, непонятное и привлекательное. Если приходили не вместе, то назначали свидание у Хоровода Матисса. Эта практика, например, была характерна в 50-60-е  на всех факультетах ЛПИ, и, насколько мне было известно от друзей,  и в других «Технических» вузах. (Согласитесь, что такая форма свиданий давала основание надеяться на более успешное дальнейшее  развитие  отношений).  

Деловые  встречи тоже практиковались. Обмен рецензиями и отзывами. Обсуждение, скорей уточнение некоторых вопросов диссертаций, статей. Соглашения о соавторстве, оппонировании. Информация и советы адресатов. Умиротворяющая дисциплинирующая обстановка. Особенно, если встреча предполагалась с иногородним клиентом. Нечто, напоминающее прогулки в Платоновском саду Академа.  Центр. Роскошь города. Величественная Нева. Невольное усиление авторитета того, кто назначал  свидание у «Хоровода»…

«Третий Этаж», и не только по созвучью, был, чем-то вроде «Третьей Стражи», предвестницы предстоящего рассвета. Расцвет медленно, но наступал. Шестидесятые…. Перестройка…. «Новое мышление»…. Другая Конституция…. Но Гимн звучит также. Беззвучно воспроизводится и его прежний текст.

«Третий Этаж» исчез – переехал…. Так или иначе, он не мог сохраниться  в том значении, какое имел в эпоху «Физики шутят».  Да и семьи, что  сложились из «Хоровода» Матисса, а также обладатели степеней, полученных не без помощи этого «дикого фовизма», по большей части покинули страну….

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики и Мироздание
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Физики и Мироздание:
Про АТОМ

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.23
Ответов: 13


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: «Третий этаж» (Всего: 0)
от Гость на 04/05/2018
Поэтично. Автобиографично, вероятно, и текст безусловно заслуживает уважения - с т.зр. его историчности. Но - волей-неволей вспоминается Станислав Лем, в своей "Сумме технологий" приведший пример "неправильной" корреляции: "Когда я вечером выхожу на кухню жарить яичницу, на небе выступают звезды"


[ Ответить на это ]


Re: «Третий этаж» (Всего: 0)
от Гость на 06/05/2018
Всё было, когда-то. Было, но прошло... И это пройдёт.


[
Ответить на это ]


Re: «Третий этаж» (Всего: 0)
от Гость на 06/05/2018
Хотел бы дополнить. К сожалению, я забыл проиллюстрировать "Третий Этаж"  "Танцем" Анри Матисса. Это произведение было своеобразным заметным и легко толкуемым символом "учености", гармонии, связанности, цикличности, завершенности, динамичности, закономерности... "Танцем" его никто не называл - Хоровод! И действительно: "...вод" - движение. По Далю : "Хоровод" - "Собрание сельских девок и молодежи обоего пола на ВОЛЬНОМ воздухе для пляски с песнями..." А слово "ХОР" от латинского собрание. Зал где висел "ТАНЕЦ" всегда пуст с громадным по размеру символом Круга - Кольца - Завершенности - Цикла. Хорошо бы этот символ показать здесь... Д. Тайц.   


[
Ответить на это ]


Re: «Третий этаж» (Всего: 0)
от Гость на 10/05/2018
Точнее, Конференции  по проблемам  «Прямого преобразования» СССР в РФ, с 62 по 88 г.г.


[ Ответить на это ]


Re: «Третий этаж» (Всего: 0)
от Гость на 25/05/2018
"На углу стояли старые графини и вспоминали своих дочерей"(с) Ильф и Петров. Очередная нафталиновая статья. "Ах, а тут у нее был расшитый бант, а тут кружева, а тут все расшито бисером, а тут все фонарики, фонарики, фонарики и запошивочный шов"... "Вышел старик Ромуальдыч на крыльцо и аж заколдобился"(с)Ильф и петровТайц, пиши исчо... интернет все стерпит, все твои нафталиновые воспоминания, и про фонарики, и про запошивочный шов - Олег Кумганов


[ Ответить на это ]


Re: «Третий этаж» (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2018
Уважаемй Олег Кумгаев! Вы правы. Это действительно нафталиновые воспоминания. Я не могу согласиться с Вами только в том, что такие воспоминания не нужны. Мало того я абсолютно убежден. ч то для понимания и реализации траектории развития . в частности, тупиков самообмана видения будущего, полезны, хотя не смею настаивать. Спасибо за Вашу рецензию, их на этот раз было ничтожно мало. Тайц. 


[
Ответить на это ]


Re: «Третий этаж» (Всего: 0)
от Гость на 29/05/2018
"Я не могу согласиться с Вами только в том, что такие воспоминания не нужны." - вынужден огорчить ... эти воспоминания действительно никому не нужны. Ну как воспоминания о красочных паровозах матросам атомной подлодки. Время паровозов ушло ... Я, кстати, тоже иногда люблю порасказывать о том, как я косил горох на колхозном поле. Вот никого не впечатляет ... Олег Кумганов. Ну а так, в плане личного графоманства, конечно, пиши, Тайц. Кто-то же должен проатом наполнять мукулатурой...


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.10 секунды
Рейтинг@Mail.ru