proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/04/2018]     Цифровизация электросетевого комплекса требует стимулирующего регулирования

Цифровизация электросетевого комплекса на территории всей Российской Федерации потребует до 4 трлн рублей инвестиций, а сроки окупаемости составят от 8 до 14 лет. По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), для реализации столь масштабного инвестиционного проекта необходимо внедрение долгосрочного и стимулирующего тарифного регулирования, которое позволит ПАО "Россети" развивать электросетевой комплекс за счет инвестиционных средств, высвобождаемых в результате повышения эффективности.



Данную позицию представил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян на круглом столе "Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике", прошедшем 20 апреля в Совете Федерации РФ. Мероприятие прошло под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрия Липатова. В дискуссии приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти и компаний электросетевого комплекса, включая заместителя Министра экономического развития РФ Михаила Расстригина, заместителя Министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко и генерального директора ПАО "Россети" Павла Ливинского.

Предполагаемый объем затрат на цифровизацию электросетевого комплекса России, по мнению ИПЕМ, соотносится с мировым опытом: так, в странах Евросоюза уже реализовано более 600 проектов интеллектуальных электросетей стоимостью более 2,8 млрд евро, а в США с 2009 года реализуется программа по государственному софинансированию проектов SmartGrid объемом 8 млрд долларов.

По оценкам ИПЕМ, у ПАО "Россети" на данный момент существует три возможных источника финансирования цифровизации электросетевого комплекса - бюджетные средства (включая Фонд национального благосостояния (ФНБ)), тарифная выручка и заемные средства. Так, из ФНБ на развитие интеллектуальных сетей уже было выделено 1,1 млрд рублей, при этом перспективы дополнительныхгосударственныхассигнований осложняются конкуренцией с другими аналогичными проектами и направлениями бюджетных расходов. Использование для инвестиций тарифной выручки осложнено действующим ограничением темпов роста цен на электроэнергию на уровне инфляции, а также планируемыми значительными программами по модернизации тепловой генерации, внедрению генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), строительству новых блоков АЭС и мусоросжигательных заводов.

В таких условиях, по мнению Института, приоритетным источником инвестиций в цифровизацию электросетевого комплекса остается привлечение заемных средств. На данный момент закредитованность электросетевых компаний в России относительно невысока, однако проценты по кредитам будут также включаться в тарифную выручку. В связи с этим требуется модернизация тарифного регулирования, которая позволит обеспечить инвестиционные ресурсы для программы цифровизации электросетевого комплекса без чрезмерного влияния на тарифы электросетей.

Как считает ИПЕМ, указанная модернизация предполагает внедрение в тарифное регулирование принципов долгосрочности и стимулирования повышения эффективности. На данный момент в электросетевом комплексе России долгосрочное тарифное регулирование действует формально, а тарифные решения регулярно пересматриваются. Более того, окупаемость проектов по цифровизации находится за горизонтом текущих параметров регулирования, которые вводятся сроком на 5 лет.

ФАС России разработан проект ФЗ «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». По мнению Института, законопроект предусматривает ряд полезных изменений (вводятся понятия регуляторного контракта и стимулирующего регулирования), однако описаны они чрезмерно кратко и неоднозначно. "Остаётся неясным, будет ли разрешено сохранение экономии у регулируемых организаций в рамках других методов тарифного регулирования?, - указал на круглом столе в Совете Федерации РФглава ИПЕМ Юрий Саакян. - Также из законопроекта следует, что регуляторный контракт может включать обязательства региональных властей. Этозначит, что мы фактически получаем аналог механизма ГЧП, но не согласованный с соответствующей нормативно-правовой базой".

По мнению ИПЕМ, для обеспечения цифровизации электросетевого комплекса система регулирования должна быть дополнена следующими возможностями:

  1. Установление параметров тарифного регулирования на срок свыше 5 лет.

  2. Заключение регуляторных соглашений между сетевыми компаниями и региональными властями.

  3. Осуществление частным бизнесом совместно с государством и сетевыми компаниями развития электросетевой инфраструктуры на условиях ГЧП.

  4. Сохранение части средств, полученных в результате повышения эффективности, для использования на инвестиционные нужды.

     

    "Проект цифровизации электросетевого комплекса также возвращает нас к вопросу о том, что есть естественные монополии - бизнес или "собес"?, - резюмировал Юрий Саакян. -Эффект масштаба естественной монополии позволит минимизировать затраты на цифровизацию электросетевого комплекса, однако регулирование должно предполагать заинтересованность самой компании в максимально эффективной реализации проекта".

###

Об организации:

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – независимый научно-исследовательский центр, основанный в 2005 году. Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте http://www.ipem.ru/

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атом Today Новости
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атом Today Новости:
В Росатом пришли с обысками

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru