proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
К юбилею атомной отрасли
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Резюмируя по выбросу радиоактивного рутения-106:
это не мы
мы, но не специально
специально, но не сильно
сильно, но не вредно
вредно, но недолго
почему в 1986 можно, а в 2017 нельзя?

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[28/09/2017]     О людях и кораблях “золотого периода” атомного кораблестроения

К 50-летию принятия в состав ВМФ атомных ПЛ второго поколения

Н.Я.Щербина, капитан I ранга, д.т.н., проф. кафедры ядерных энергетических установок Военно-морского политехнического  института, член первого экипажа ПЛ К-38

Атомная подводная лодка второго поколения проекта 671 спроектирована СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит"). Головная подводная лодка К-38 этого проекта была заложена 12 апреля 1963 г. на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спуск на воду осуществлен 26 июля 1966 г. Швартовые испытания проведены у стенки завода в период с 20 июля 1966 г. по 5 июля 1967 г.



Сослуживцам, проектантам
и строителям "Малахита" шкатулки
п о с в я щ а е т с я

Подводная лодка К-38

Перевод на Север для последующих испытаний был осуществлен с 12 по 30 июля. Заводские ходовые испытания продолжительностью в тридцать шесть суток проходили с 25 августа по 10 сентября 1967 г., государственные - длились сорок суток с 27 сентября по 5 ноября. 5 ноября 1967 г.  на подводной лодке К-38 был поднят Военно-морской флаг. Командир  ПЛ К-38 капитан 2 ранга Евгений Чернов. В этот день там же были подняты Военно-морские флаги на ракетоносце  стратегического назначения К-137 проекта 667А (бюро-проектант ЦКБ МТ «Рубин»), командир ракетоносца капитан 1 ранга  Вадим Березовский и на подводной лодке К-43 проекта 670 (бюро-проектант «Лазурит»), командир капитан 1 ранга Вадим Савицкий. Главный конструктор ПЛ проекта 667а С.Н.Ковалев, впоследствии дважды Герой Социалистического труда, академик.  Главный конструктор ПЛ проекта 670  А.В.Угрюмов. В конце декабря подводные лодки убыли в действующие соединения подводных лодок.

Атомные подводные лодки второго поколения открыли путь к перевооружению ВМФ более совершенными кораблями, на долю которых выпала основная тяжесть в противостоянии в Мировом океане на протяжении нескольких десятилетий. Как вспоминает Герой Российской Федерации В.Л. Александров: «новый проект ПЛ второго поколения явился крупным достижением отечественной научной и инженерной мысли начала 1960-х гг. В научном обеспечении проектирования принимали участие представители академических институтов во главе с президентом Академии наук СССР академиком А.П.Александровым. Сотни высококвалифицированных специалистов  ЦНИИ им. акад.А.Н.Крылова, ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», ЦНИИ технологии судостроения  и других научно-исследовательских институтов судостроения, Министерства среднего машиностроения и других отраслей народного хозяйства принимали участие в разработке подводных лодок второго поколения». Проектированием ПЛ проекта 671 руководил главный конструктор Г.Н.Чернышев. В 1970 г. ему было присуждено звание Героя Социалистического Труда.

Для успешного решения задач такого масштаба «Адмиралтейский завод» под руководством директора Б.Е.Клопотова, а затем В.Н.Дубровского осуществил капитальную реконструкцию производственных мощностей, сконцентрировал силы лучших специалистов на их реализации. Главным строителем заказа 600 (ПЛ К-38) стал известный подводник Российского Флота К.Ф.Терлецкий, которого в 1964 г. сменил опытный строитель подводных кораблей И.Л.Каменецкий. Особый вклад в выполнение этого заказа внесли специалисты инженерных служб предприятия, которые возглавлял главный инженер Н.И.Пирогов, а затем И.С.Белоусов.

Под командованием капитана 2 ранга Е.Д.Чернова,  позже командующего флотилией Краснознаменного Северного флота, началась жизнь нового поколения отечественных многоцелевых подводных атомоходов данного проекта и его модификаций. Эти корабли надежно обеспечили обороноспособность нашей Родины.


О стране

На 1960-1970-е гг. приходится пик интенсивного строительства атомных под­водных лодок. Военной доктриной СССР была обоснова­на стратегическая целесообразность создания мощного ракетно-ядерного подводного флота для защиты государства. На замену четырем проектам атомных подводных лодок первого поколения, построенным в рекордно короткие сроки пришло второе поколение ПЛ.

Все вопросы решались опе­ративно, отдельные детали доставлялись на­рочными и самолетами. Для организации массового производства тех­ники и оружия образовывались или перестраива­лись научные и учебные заведения, организовывались новые институты, отделы, управле­ния, факультеты, учебные центры и пр. Хрущевская "оттепель" с международными "заморозками" востребовала множество квалифицированных кадров. От съезда к съезду партии, от пятилетки к пятилетке нагруз­ка на тружеников города и деревни возрастала. Средства массовой информации потчевали народ успехами, славили вождей за борьбу за мир во всем мире и заботу о росте благо­состояния советского труженика. Золотым дождем рассыпались премии, награды и деньги. В этом круговороте “пе­ремалывались" люди и судьбы, и почти каждый был доволен жизнью и миром.

Энтузиазм не знал границ, что способство­вало бурному внедрению научно-технических дос­тижений. Труженики села радовались появлению пенсии в 8-12 рублей. На пенсию в 120 рублей могли рассчитывать те, кто, не жалея живота своего, беззаветно трудились на производстве во имя Родины.


«Малахита»  шкатулка адмиралтейцев

Головная атомная подводная лодка второго поколения (проект 671) была спроектирована в конструкторском бюро СКБ-143 (1998 г. СПМБМ "Малахит"). Гордость и слава одного из ведущих конструкторских морских бюро машиностроения - первенец атомного подводного кораблестроения, атомная подводная лодка К-3 проекта 627 вступила в строй в 1958 г.

В результате поисковых проработок  1956-1959 гг. проектант на конкурсной основе отстоял проект подводной лодки второго поколения проекта 671. Атомоход каплевидной формы с развитым  «хвостовым оперением» в виде мощных горизонтальных и вертикальных стабилизаторов ассоциировался с корпусом самолета-истребителя. Такая архитектура предполагала получение скоростных и маневренных качеств за счет исключительной обтекаемости корпуса и мощной ядерной энергетической установки. Сферическая носовая часть со щитами-глазницами торпедных аппаратов придавала подводной лодке устрашающе грозный вид. Основной вход в ПЛ осуществлялся через входной люк Центрального, второго отсека. В Центральном посту располагался Главный командный пункт (ГКП), от действий или бездействия которого во многом зависит судьба корабля и экипажа. Атомная подводная лодка второго поколения многоцелевая. Она предназначалась  для борьбы с ракетными подводными лодками, для противодействия надводным кораблям и подводным лодкам и для решения ряда других задач.

Главный конструктор 671 проекта

Встречи с  главным конструктором проекта Георгием Николаевичем Чернышевым подтверждали, что между ним и его детищем существует определенная схожесть во внешней гармонии и обстоятельности. Как во внешнем облике Главного трудно было найти недостатки, так их и не было в его творении. Манера неспешного рассуждения, обстоятельного взвешивания, доказательного отстаивания своего мнения помогали Чернышеву в нелегкой работе Главного конструктора. Благодаря обаянию, искусству просто и веско аргументировать, Г.Н.Чернышеву удалось на ответственной встрече убедить Н.С.Хрущева в целесообразности создания атомных подводных лодок данного проекта.

Георгий Николаевич родился в городе корабелов Николаеве 23 августа 1919 г. После окончания института в г. Пржевальске в 1943 г. Молодой инженер-конструктор был направлен на работу в ЦКБ-18, где в  течение трех лет занимался вопросами создания дизель-электрических подводных лодок в группе специалистов капитана 1 ранга Антипина, изучавших материалы по германским подводным лодкам с парогазовыми турбинами Вальтера. Следующие пять лет ушли на создание отечественной ПЛ - аналога германской лодки.

С сентября 1952 г. под руководством главного конструктора первой атомной подводной лодки К-3 В.Н.Перегудова и научного руководителя акад. А.П.Александрова, в  Институте атомной энергии в Москве Г.Н.Чернышев был занят решением проблемы создания ядерной энергетической установки для первой атомной ПЛ, в частности,  созданием для нее паротурбинной установки. С ноября 1956 г. в должности заместителя главного конструктора Г.Н.Чернышев работает над созданием АПЛ нового проекта  с ракетами системы М.К.Янгеля. Проект не имел продолжения, но его важные проработки вошли в новый 671 проект.

Над созданием головной лодки “длинной” серии вместе с ним работали Леонид Самаркин, Анатолий Колосов, Павел Дегтярев. Борис Разлетов, Радий Шмаков, Лев Кузнецов, Борис Пейбо, Роман Симонов, Геннадий Морозкин, Владимир Шавкунов, Юрий  Фарафонтов, Борис Завьялов и многие другие. На их плечи  легло выхаживание корабля на Адмиралтейском заводе Ленинграда. "Малахита" шкатулке, представленной чертежами и макетами, предстояло трудом адмиралтейцев и целой страны превратиться в атомную подводную лодку второго поколения.


Экипаж

8 августа 1962 г. началось формирование экипажа ПЛ К-38. Назначены: капитан 3 ранга Александр Нестеров  на должность заместителя командира подводной лодки по политической части, лейтенанты Владимир Анохин, Альберт Невоструев, Валерий Жаворонков, Анатолий Кириенко, Валентин Лотков, Николай Щербина, Николай Олейников - командирами групп электромеханической боевой части БЧ-5: лейтенант Александр Чугунов – начальником химической службы.

В периодической печати тех лет сложился определенный стереотип подачи событий. Организация комсомольско-молодежной стройки, создание космического корабля или комбайна начинались с того, что там был собран отряд лучших людей, выпестованных партией и комсомолом. А так как вся страна в ту пору представляла собой гигантскую стройку, то невольно все становились ее авангардом. Так в августе 1962 г. восемь лейтенантов и замполит пополнили этот авангард.

В октябре-ноябре 1962 г. формирование электромеханической боевой части БЧ-5 АПЛ К-38 завершилось назначением командирами дивизионов БЧ-5 капитан-лейтенантов Александра Иванова, Вячеслава Москвина, Алексея Вояковского, и командиром БЧ-5 - капитана 3 ранга Николая Думенского. Затем последовало назначение старшим помощником и помощником командира капитанов 3 ранга Геннадия Мелихова и Леонида Лапина. В начале декабря командиром АПЛ К-38 был назначен капитан 3 ранга Евгений Дмитриевич Чернов, старпом с ракетоносца К-16.

В это же время формировались два других экипажа - головной подводной лодки второго поколения  проекта 670 и ракетоносца стратегического назначения проекта 667а. Командиром головной ПЛА К-137 проекта 667А, впоследствии  «Ленинец», был назначен капитан 1 ранга Вадим Березовский, старшим помощником командира ПЛА -    капитан 2 ранга Игорь Тишинский, замполитом  - капитан 3 ранга Валентин Важенин, командиром БЧ-5 капитан 3 ранга Владимир Гармасар. Данная ПЛ стала стартовой площадкой для будущих командующих Северным флотом Вячеслава Алексеевича Попова, Николая Михайловича Максимова, Героя Российской Федерации  Всеволода Леонидовича Хмырова. Ряд других офицеров ПЛ стали адмиралами, командир Вадим Березовский - контр-адмиралом, Героем Советского Союза.  

Командиром ПЛ К-43 проекта 670 был назначен капитан 1 ранга Вадим Савицкий, старшим помощником командира Евгений Золотарев, командиром БЧ-5 Леонард Никитин.   Она стала стартовой площадкой для ракетчика Анатолия Шевченко, ставшего впоследствии вице-адмиралом и командиром эскадры ПЛ Северного флота, крупным специалистом в освоении Арктики. Контр-адмирал Леонард Никитин более десяти лет возглавлял электромеханическую службу 1-й Краснознаменной флотилии ПЛ Северного флота.    

 

Северный край

Западная Лица - не Рица,
Роста - не Хоста,
Ягры - не Гагры!

Cеверный край - край романтики: причудливых северных сияний, несравнимо красочных закатов. Только у Рокуэлла Кента встречается нечто подобное в певучей гармонии красок. Но тут все живое, удивительно красочное, четкое, резкое, несравнимое ни с чем по силе воздействия и красоте. У берега вода светло-зеленая до самого дна и вдаль к горизонту всегда холодная и тяжелая, как расплавленный свинец, переливается в бурном океане. Налетая на прибрежные скалы, волны с грохотом разбиваются о каменные выступы, превращаясь в солоновато-горькую пыль, раздражая, ранящую губы. Разорвав космы туч, с островками мха, карликовыми березками, валунами и людьми играет солнце. Яркое пятно света быстро передвигается и исчезает за сопками, оставляя смуту в душе и сердце.

Западная Лица! Прикрытая с севера сопками, небольшая акватория губы - первый приют для атомного подводного флота. Здесь в тихой бухте открылась первая страница атомной подводной эпопеи для ПЛ первого и последующего поколений.


Учебный центр ВМФ

Человеком-легендой того времени был начальник Учебного центра Герой Советского Союза, генерал-майор Леонид Гаврилович Осипенко, бывший командир первой советской атомной подводной лодки. Небольшого роста, с приветливым лицом, в непривычной для него армейской форме с красными лампасами, он походкой кавалериста вразвалочку появлялся перед сослуживцами и почти каждого удостаивал своим вниманием, что никак не соответствовало представлению об армейском генерале-служаке.

Беспокойный командир экипажа Евгений Чернов во время учебы экипажа в УЦ ВМФ регулярно посещал ГШ ВМФ для согласования вопросов дальнейшей учебы на предприятиях промышленности, в проектно-конструкторских бюро, в научно-исследовательских институтах, на заводе-строителе. На командира и его замполита Нестерова легла основная нагрузка по подбору кадров. После поездки в Ленинград Е.Чернов сообщил экипажу о том, что в День космонавтики 12 апреля 1963 г. на стапеле Адмиралтейского завода будет произведена закладка  нашей атомной подводной лодки К-38.

Первый этап подготовки экипажа в УЦ ВМФ завершился успешной сдачей экзаменов по теоретическим вопросам.

 

Обнинск

Обнинск располагал к себе научно-патриархальным величием, какой-то обстоятельностью, размеренной неторопливостью во всем. Это благодатное место, обладающее какой-то особой аурой, в разные годы вдохновляло художника П.Кончаловского и физика И.Курчатова. Природа помогала им творить на вечность. Первый оставил удивительные художественные полотна, второй - памятник мирному атому - первую в мире атомную электростанцию.

 

«Люксы» и старшины

Пока офицерский состав электромеханической боевой части с группой командования учился “военному делу настоящим образом”, происходило комплектование экипажа старшинским составом и "легкими силами". На ключевые должности командиров боевых частей "легких сил" – “люксов” и старшин команд на флоте были отобраны специалисты, уже имевшие опыт службы на атомных и дизельных подводных лодках. Появился штурман Стас Мезенцев, его первым подчиненным стал командир электронавигационной группы лейтенант Владимир Ценин.

Боевая часть связи получила командира Владимира Балашова, человека простого, прямолинейного. Все вопросы он решал в сплошном дыму, выкуривая папиросу за папиросой. Подчиненный ему начальник радиотехнической службы Раис Ахметов был с некоторой хитрецой, что выдавала улыбка, доставшаяся ему, по-видимому, от предков. Врач корабля, прошедший «и Крым, и Рим, и медные трубы», капитан медицинской службы Сигизмунд Якжик был олицетворением гусара. В УЦ ВМФ все основные звенья экипажа были укомплектованы и старшинским составом. Среди него выделялись мичмана Николай Писанец, Анатолий Веселовский, Ливерий Брюшинин, Владимир Редковолос – старшины команд БЧ-5. Химслужба пополнилась мичманом Алексеем Пархоменко.

Осень шестьдесят четвертого

Научный руководитель по ядерной энергетической установке, представитель Курчатовского института Георгий Алексеевич Гладков (человек, скупой на похвалы и оценки, говоривший с характерным прононсом, фыркая и улыбаясь) изъяснялся витиевато, как и положено большому ученому. Он предупредил нас о том, что в окончательном контроле качества подготовки примет участие академик Анатолий Петрович Александров. «Анатолий Петрович очень заинтересован, чтобы второе поколение ядерных энергетических установок и сами подводные лодки вошли в строй без тех издержек, с которыми вводилось первое поколение».

Недели через две учеба завершилась жестким контролем и выдачей сертификатов, дающих право на управление ядерной энергетической установкой, но только после сдачи дополнительных зачетов и экзаменов по месту предстоящей службы на подводной лодке.

 

Адмиралтейцы

"Ноября в 5 день, в неделю, заложили Адмиралтейский дом" - так в походном журнале бомбардирной роты Преображенского полка 1704 г. было записано об основании Адмиралтейской верфи в дельте Невы, а в "Гистории Свейской войны" было уточнено, что именно Петр "в Санкт-Петербурге, осмотря место на берегу Невы, заложил для строения кораблей Адмиралтейскую верфь". Строительство кораблей было начато сразу же после ее основания.

На Адмиралтейскую верфь потянулся приписной к верфям Петербурга мастеровой люд из ближайших уездов, через два года за ней числилось более тысячи человек по семнадцати специальностям. За верфью были закреплены тридцать иностранных мастеров и несколько мастеров из русских. Судостроительная программа 1707 г. Петра I предписывала создание линейного флота на Балтике.

Адмиралтейцы, более двух столетий работавшие на морской флот, не могли оказаться в стороне и от атомного кораблестроения. В декабре 1957 г. они спустили на воду атомный ледокол "Ленин". Адмиралтейцы – люди разных специальностей: строители, разметчики, слесари и монтажники, сварщики и резчики, техники и технологи, механики, электрики, корпусники, автоматчики, вооруженцы, инженеры, конструкторы. Труд каждого важен и нужен.

Через год после закладки ПЛ, к моменту появления экипажа подводной лодки в цехе завода во всю кипела созидательная работа по формированию прочного корпуса субмарины. Всеми делами вершил старший строитель заказа 600 Олег Покровский, человек уже не молодой, но энергичный и хваткий. Он держал в своих руках нити управления без суеты, как человек, искушенный в кораблестроительном деле. Ему помогали строители: Островский М.О., Баранов Г.М., Никитин А.М., Коровин Ю.П., Виноградов Ю.В., Музыкант М.А., Меламед И.М., Немченок Б.А., Cоколов Ю.Ф., Бешелеа В., Башарин Б.А., Котенев И.В., Манько Ю.Б., Комаров Н.Н., Половников Г.М., Щеголев Г.А., Исупов В.О., Апарцев А.Ш., Шарапо А.М. и другие.

 

Фрагменты из жизни экипажа

На построении по случаю празднования 20-летия Победы в Великой Отечественной войне в строю замер офицерский состав экипажа:   четыре капитана 2 ранга - Чернов, Мелихов, Нестеров, Думенский; 5 капитанов 3 ранга - Лапин, Мезенцев, Иванов, Харько, Москвин; майор медицинской службы Якжик; 10 старлеев - Анохин, Ахметов, Балашов, Жаворонков, Невоструев, Коган, Олейников, Ценин, Чугунов, Щербина и лейтенант Долгов. Следом мичманы и старшины сверхсрочной службы: Пархоменко, Писанец, Веселовский, Брюшинин, Редковолос, Даминов, Каприелов, Ладыгин, Грищенко, Мехов, Бортник, Громов, Ткаченко, Корольчук, Абрамович, Андреев, Щуцкий, Анцыбор, Лашинин, Чеботарев, Молчанов и другие. Совсем юные просветленные лица. Эти люди на долгие годы свяжут свою жизнь с флотом.

Экипаж К-38, 1970 г.

За ними в строю успевшие подрасти в воинских званиях старшины срочной службы: Безденежных, Котляров, Тетерник, Ивасенко, Марусий, Бочкарев, Симонов, Кузнецов, Капалов, Залесский, Цыбулин, Рудый, Базук, Мельников, Перцев, Мармузов, Романов, Бершак, Королев, Кривошеин. Часть из них уйдет в запас раньше, чем завершится строительство подводной лодки. Прикипев к ней душой, многие вынашивали мысли о дальнейшей службе уже в ином качестве.

Командир К-38 Е.Д.Чернов

Вперемешку со старшинами выстроились совсем юные матросы: Буянов, Мазеев, Данкин, Тюрин, Кириченко, Потемкин, Фролов, Водопьянов, Дорошенко, Чиляев, Тимофеев, Жогов и другие. Настроение у всех приподнятое, планируется вручение юбилейных медалей. За экипажем Евгения Чернова в строю стоят экипажи Рюрика Кетова и Александра Пушкина. Полный тёзка поэта возглавлял экипаж головной подводной лодки второго поколения с ядерным реактором с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ).

Зачитаны приказы Министра обороны и Главнокомандующего ВМФ c поздравлениями, командира корабля о поощрении личного состава. Звучит троекратное "Ур-а-а-а!", вручаются медали передовикам, и строй распускается. Из вечерней телевизионной передачи узнали, что медалей и орденов всем в Москве хватило с избытком. Через год после осуждения волюнтаризма и отсутствия скромности у своего предшественника Леонид Ильич подставляет грудь под Звезду Героя Советского Союза, выражая искреннюю “признательность и благодарность“ соратникам по партии за то, что они, спустя двадцать лет после войны  установили обстоятельства подвига, за который его награждают.

В марте 1966 г. командир Ленинградской ВМБ адмирал И.И.Байков, вручил «Золотую Звезду» Героя Советского Союза Ивану Гуляеву, удостоенному этого звания как командир опытной подводной лодки первого поколения, на которой впервые был установлен реактор с ЖМТ. Командиры головных ПЛ Г.У.Аббасов, А.С.Пушкин, Е.Д.Чернов, присутствовавшие на награждении, также могли претендовать на эту награду в случае успешного ввода своих кораблей в боевой состав ВМФ.

Прощай, завод

Доковая операция прошла без замечаний. В лодку и на док переместился экипаж и члены сдаточной команды завода. На путь от Ленинграда до Белого моря предписывалось две недели.

Короткий митинг - дань ритуалу. Слова напутствия от В.Дубровского и И.Белоусова, Г. Небесова, Е.Чернова и других.  А далее перед глазами пробежали завитушки барокко Эрмитажа с изваяниями героев мифов. Большой Охтинский мост пропустил подводную лодку на Север.


Беломорканал

Из  Вознесенья караван заскользил по глади Онежского озера. В бухте поселка Повенец пришлось выждать проход встречного каравана судов, освободившего канал для нашего подъема на Север. От Повенца и начинается Беломоро-Балтийский канал с семью ступенями подъема до водораздельного бьефа, образованного гладью пяти озер - Маткозера, Выгозера, Палагорки, Маткожни и Воицкого озера. Приходилось только удивляться тому, как природа и человек нашли путь к сотрудничеству.

В географическом описании "Книга Большому Чертежу" (ред. 1627 г.) этот путь отмечен лишь перечнем озер и рек с краткими характеристиками, но этого оказалось достаточно, чтобы осознать целесообразность освоения этого района для будущего России.

Спустя три столетия, в XX в. в рекордно короткие сроки (за 20 месяцев - c конца 1930 г. по август 1933 г.) был сооружен Беломоро-Балтийский канал. Поднимаясь от Повенца все выше по шлюзам южного склона, думалось о тех, кто увековечил себя этой стройкой. Но никаких упоминаний. Сплошное безмолвие. Со скрипом открываются северные ворота шлюзов, и мы двигаемся к очередному барьеру.

Оставляя позади красоту озерного края, совершенство конструкций гидротехнического сооружения и личные воспоминания караван прибыл в месту испытаний.

 

Испытания

Жизнь непрерывно пребывает в состоянии испытаний. Они сопровождают каждого от рождения и до финиша. Директор В.Н.Дубровский и главный инженер И.С.Белоусов осуществляли непрерывный контроль за ходом испытаний.

Кто помнит те времена, хорошо представляет, каков был ажиотаж. Сверх напряжение кораблестроителей трех заводов, одновременно проводивших заводские испытания головных подводных лодок трех разных проектов, налагало свой отпечаток на это негласное соревнование. Выполнив в полном объеме программу заводских ходовых испытаний, корабль возвратился в базу в десятых числах сентября.

Для приемки головной подводной лодки К-38 была образована Правительственная приемная комиссия во главе с героем-подводником вице-адмиралом Григорием Ивановичем Щедриным. Решение о готовности головной подводной лодки к государственным испытаниям представил главный инженер Адмиралтейского завода И.С.Белоусов. Районный инженер военной приемки Г.Л.Небесов подтвердил все характеристики утвержденной спецификации головной подводной лодки.

Закритический дифферент

Во время выхода на испытания в голову назойливо лезли слова заместителя министра судостроительной промышленности Ю.Г.Деревянко: «Поздравляю вас со спуском на воду советского "Трешера"». Но судьба американского "Трешера" была совсем незавидной. Во время испытаний в Атлантике в апреле 1963 г. подводная лодка провалилась за предельную глубину. Вместе с ней на дне Мирового океана оказался весь экипаж в сто двадцать девять человек во главе с командиром Джоном Гарвеем.

Наиболее впечатляющим моментом во время испытаний стал закритический дифферент на нос. В процессе проверки эффективности рулей при их поочередной заклинке, экипаж, помимо полученных ранее ощущений от кренов, смог ощутить всю прелесть нарастающего дифферента ПЛ.

Великолепно управляемая на всех возможных скоростях переднего хода субмарина усыпила бдительность экипажа. Когда перешли к испытаниям аварийных режимов с реверсом на задний ход с использованием системы противоаварийного управления, произошел казус, грозивший  большими неприятностями.

При продолжающемся реверсе дифферент ПЛ перевалил за сорок пять градусов на нос, лодка на мгновение зависла в таком положении. Приподнимаясь стремительно кормовой оконечностью вверх, не исключалось касание грунта носом, к счастью для корабля и экипажа это не произошло. Воздух, своевременно поданный на продувание носовых цистерн, спас положение.  Подводная лодка, как рыбацкий поплавок, вынырнула из пучины гребным винтом кверху и после некоторого покачивания успокоилась.

Торжественный подъем Военно-морского флага

Для подписания приемного акта в преддверии 50-летия Великого Октября, по большому счету, никаких оснований не было. Подводной  лодке после госиспытаний требовалось как минимум: устранить выявленные замечания; провести ревизию систем и механизмов; довеcти шумность корабля до норм; восстановить потерянные в море лючки надстройки; осуществить покраску корабля; произвести контрольный выход после всех этих работ и выполнить глубоководное погружение на предельную глубину погружения ПЛ.

С другой стороны, корабль практически полностью, за исключением глубоководного погружения, выполнил программу государственных испытаний, и, как в песне: "если завтра война" - мог быть вооружен и подготовлен к бою.

По возвращению  с госиспытаний произошло подведение итогов, в котором приняли участие директор завода В.Н.Дубровский, главный инженер И.С.Белоусов, представитель заказчика Г.Л.Небесов, главный конструктор проекта Г.Н.Чернышев, заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал А.И.Петелин, Председатель Правительственной приемной комиссии вице-адмирал Г.И.Щедрин, командир подводной лодки Е.Д.Чернов и другие. Адмиралтейцы настаивали на том, что для подписания приемного вкта к предстоящему юбилею имеются все основания, о чем и было доложено по телефону Секретарю ЦК КПСС Д.Ф.Устинову, ведавшему оборонными вопросами. ВМФ на эту инициативу отреагировал отправкой военно-транспортного самолета в Архангельск для доставки инициаторов в Москву.

После консультаций в Москве Военным Советом ВМФ было принято решение о подписании приемного акта с последующим выполнением необходимых доработок. На 5 ноября был назначен торжественный подъем Военно-морского флага на головной атомной подводной лодке К-38.

Построение на торжественный подъем Военно-морского флага для каждого подводника - большое событие. На рубке от волнения, что время приближается к даче команд, засуетился помощник командира Л.Лапин, напоминая дежурному по кораблю В.Долгову, что до подъема флага осталась минута. Тот во всю мощь своей глотки командует: "На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Смирно!" Строй на надстройке ПЛ замирает. Оркестр исполняет государственный гимн Советского Союза. От волнения у многих по телу пробежала мелкая дрожь.

Автономка

Автономность подводной лодки четко оговорена сроками - в часах и сутках. Ею определяется непрерывность и безотказность работы техники и людей. Премудрости подводной службы вместе с экипажем осваивали представители СПМБМ "Малахит" Анатолий Колосов и Владимир Шавкунов. Это они обосновали автономность ПЛ своими расчетами. Не грех и им испытать на себе правильность принятых решений. В течение всего времени посменно оба представителя бюро-проектанта наравне с личным составом что-то уточняют, фиксируют и обобщают для будущего.

 

Датский пролив

Подводная лодка погрузилась на перископную глубину и вошла в очередной сеанс связи, в котором требовалось доложить о завершении операции пополнения запасов. Вышло контрольное время входа подо льды пролива. На  девятнадцатой попытке, так и не получив квитанции на переданные РДО, лодка ушла на глубину. Ни о какой задержке до очередного сеанса связи речи быть не могло. Оставалось одно - только вперед, и будь, что будет. Из-за неудовлетворительного результата сеанса связи в Центральном повисла гнетущая атмосфера. Лодка входила под лед пролива. Через несколько суток из-подо льда нужно было выходить целыми и невредимыми.

На всплытии сеанс связи ждали с нетерпением. И из первого доклада радистов узнали о том, что в какой-то радиосети нас разыскивают наши самолеты. Cтало ясно, что на берегу радистов и командира ждут не магнитные, а служебные бури. По команде с самолетов лодка была поднята в надводное положение для обнаружения локацией и визуально, чтобы доложить об этом на берег и “приглушить” там работу "сарафанного радио".

 

Расставание с "Малахита" шкатулкой. Окончательное всплытие

До точки всплытия оставались считанные часы. Подбиты отчеты. Cбриты, не без сожалений, отросшие за двухмесячное плавание бороды. По трансляции Зачитано "письмо-обращение" от командования и экипажа ПЛ к командованию ВМФ, руководству Минсудпрома и адмиралтейцам о том, какой великолепный корабль вручен нам. Техника и вооружение работали исправно. Главная энергетическая установка обеспечила требуемый ход. Мы целы, невредимы и готовимся к окончательному всплытию для следования в родную базу.

Лодка подходит к безопасной глубине. Следует "Боевая тревога!" Доклад: "Горизонт чист!" C безопасной глубины - быстро-быстро ходом под перископ. Лодка освобождается от тяжкого бремени, поднимаясь в позиционное положение. Наверху неприветливо-низкая рваная облачность с космами снежных зарядов. Справа вдали сквозь разрывы в пелене снежных зарядов пробивается полуостров Рыбачий.

Пирс встречи неприветлив - ни души, лишь на корне причала легковой автомобиль, из которого вышел контр-адмирал Аркадий Михайловский - начальник штаба флотилии подводных лодок. 3-ю дивизию ПЛ в 1969 г. он передал начальнику штаба Ф.С.Воловику.

После докладов Е.Чернова и Н.Дьяконского последовала команда старпома С.Мезенцева в Центральный, чтобы две свободные от вахты смены поднялись для построения на пирсе. Народ непрерывным потоком повалил на выход через люк Центрального. Михайловский был краток, сообщив о том, что он только что вернулся из Бискайского залива, где погибла работавшая с нами в одной группе на учении "Океан" подводная лодка К-8.

Послепоходовые заботы

Корабль после длительного плавания никому не передавали. Командир корабля Е.Д.Чернов был награжден высшей наградой - орденом Ленина, старпом С.Мезенцев, замполит А.Нестеров и механик Н. Думенский - орденом Боевого Красного Знамени, командиры дивизионов БЧ-5 А.Иванов и Н.Щербина - орденом Трудового Красного Знамени, В. Харько - орденом Красной Звезды. Старшина команды  трюмных Г.Мельников был награжден орденом Красной Звезды. Раису Ахметову вручили орден "Знак Почета". Многие члены экипажа головной подводной лодки, представители бюро-проектанта и завода-строителя стали орденоносцами за добросовестный труд.

Три коллектива тружеников, давшие путевку в жизнь "Малахита" шкатулке и открывшие дорогу длинной серии подводных лодок данного проекта, были спаяны воедино. За прошедшие восемь лет каждый из членов экипажа прошел дополнительно подготовку в двух университетах, получив теоретическую часть в СПМБМ "Малахит" и практическую - на Адмиралтейском заводе. Это была хорошая жизненная школа, сдружившая людей на многие последующие годы.

Офицеры экипажа подводной лодки всегда учились друг у друга. В преддверии расставания с родным экипажем я много раз проговаривал про себя слова благодарности им. А когда в казарме был выстроен экипаж и командир Евгений Чернов довел до личного состава приказ о моем назначении на новую должность, показалось неприличным долго выступать. Кратко поблагодарив сослуживцев за совместную службу, только и оставалось сказать: "Честь имею!".

Сейчас, спустя годы, хочется, чтобы слова искренней благодарности всем, кто не смог услышать их тогда, при расставании с "Малахита" шкатулкой, дошли до моих сослуживцев, проектантов "Малахита" шкатулки: Радия Шмакова, Юрия Фарафонтова, Владимира Шавкунова, кораблестроителей славного Адмиралтейского завода Владимира Александрова и многих других, которые побудили меня к написанию трилогии «Лики атомной подводной эпопеи» и настоящей статьи к 50-летию славной даты в истории страны, кораблестроения и Военно-Морского флота.

Список  использованных  источников

1.Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926-1996. К 300-летию российского флота. – СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГАНГУТ». -391 с.

2.Ильин, В.Е. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник / В.Е. Ильин, А.И.Колесников. –М.: ООО издательство «Апрель», 2001. -288 с.

3.История бюро «Малахит». Том 4.–СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВО СПМБМ «МАЛАХИТ». 2006. -740 с.

4.Капитанец, И.М. Сильный флот – сильная Россия / И.М. Капитанец. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕЧЕ», 2006.-536 с.

5.Подводные силы России. К 100-летию подводных сил. Глава 4. «Золотой век» подводного флота. Группа авторов. – М. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВОЕННЫЙ ПАРАД». 2000.-479 с.

6.Подводные силы 1906-2006России. Под редакцией ГК ВМФ В.Масорина. – М:. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОРУЖИЕ И ТЕХНОЛОГИИ» 2006.-831 с.

7.Российская наука ВМФ. Под редакцией академика РАН А.Саркисова. – М:. ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА».1997.-398 с.

8.Щербина, Н.Я. «Лики атомной подводной эпопеи. Книга 4. «50 лет на Вы с ядром U235»: /Н.Я. Щербина, Г.Д.Минченко, Ю.Н.Некрасов, Э.Ф.Жаркой и др. – СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВО НИКА, 2007 г. -388 с.

9.Щербина, Н.Я. «Лики атомной подводной эпопеи». Книга 1 «Малахита» шкатулка адмиралтейцев. ./Н.Я. Щербина. - СПб.: НИКА, 2007 г. -296 с.

10.Щербина, Н.Я.  ХХ век – «золотой период» атомного кораблестроения //Морской журнал. -2006. - № 1(190). -14-19 с.

11.Щербина, Н.Я. 55 лет на «Вы» с ядром урана» /Н.Я. Щербина//Морской сборник. -2013. -№1.-44-47 с.

12.3-я дивизия ПЛ Северного флота. Люди, корабли, события. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТАЙФУН» 2016. -400 с

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Энергетические блоки атомного подводного флота

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.66
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: О людях и кораблях “золотого периода” атомного кораблестроения (Всего: 0)
от Гость на 28/09/2017


[ Ответить на это ]


Re: О людях и кораблях “золотого периода” атомного кораблестроения (Всего: 0)
от Гость на 28/09/2017
На фотографии точно не К-38, а более поздняя лодка. 


[ Ответить на это ]


Re: О людях и кораблях “золотого периода” атомного кораблестроения (Всего: 0)
от Гость на 01/10/2017
на фото это вообще не 671 проект, которой была К-38, это 671 РТМ


[
Ответить на это ]


Re: О людях и кораблях “золотого периода” атомного кораблестроения (Всего: 0)
от Гость на 08/10/2017
Досадная ошибка не по вине автора исправлена.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru