proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2017 год
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Очередные санкции США против России – это:
Спектакль, срежиссированный высшим руководством
Торговая война Запада против России
Реакция западного общества на российскую экспансию
Попытка сдержать бурное развитие военной мощи РФ
Другое

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[24/04/2017]     О тех, кто стоял у истоков корабельной ядерной энергетики

Георгий Алексеевич Гладков (1925 – 2005)

А.Я. Благовещенский, проф. Военно-Морского Политехнического Института ВУНЦ ВМФ «Военно-Морская Академия», д. т. н., Засл. деятель науки РФ, капитан I-го ранга в отставке

Представляя воспоминания о Георгии Алексеевиче Гладкове, беру на себя смелость заявить, что все, кто с ним был близко знаком, остаются во власти его удивительной магии.



Впервые встретиться с Г.А.Гладковым мне повезло еще в 1955 г., когда в составе экипажа 1-й атомной подводной лодки (АПЛ)  я проходил переподготовку на первой в мире АЭС, входившей в структуру Лаборатории «В» МВД СССР в г. Малояровец-1 (так назывался тогда Физико-энергетический институт в Обнинске Калужской области). Георгий Алексеевич приехал в группе специалистов, участников создания ядерной энергетической установки (ЯЭУ) АПЛ 1-го поколения, для знакомства с нами, решения вопросов организации учебного процесса и участия в создании наземного прототипа ЯЭУ – стенда 27/ВМ. Тесное профессиональное и просто человеческое общение с Георгием Алексеевичем прошло через всю мою службу в ВМФ, как в I-м ЦНИИ МО военного кораблестроения (в/ч 27177), так и в качестве руководителя Военного представительтва с 1969 до 1981 г. в НИТИ им. А.П.Александрова (г. Сосновый Бор Ленинградской области). А уже «на гражданке» полезные и интересные встречи продолжались на научно-технических конференциях и на заседаниях диссертационных советов.

Период бурного развития  корабельной ядерной энергетики АПЛ различных поколений характеризовался тесным профессиональным сотрудничеством Научного руководства, предприятий промышленности и структур Заказчика – Военно-Морского Флота. Академик Анатолий Петрович Александров в качестве Научного руководителя этой важнейшей государственной проблемы внимательно и доброжелательно относился к военным морякам, участвующим в создании, развитии и эксплуатации корабельных ЯЭУ. Роль I-го ЦНИИ МО, формировавшего научно обоснованные требования и добивавшегося их реализации в проектах военного кораблестроения, трудно переоценить. Важным фактором результативного профессионального сотрудничества между сотрудниками I ЦНИИ МО и ИАЭ им. И.В. Курчатова являлась личная дружба А.П.Александрова и контр-адмирала И.Д.Дорофеева («русского Риковера»), начавшаяся в годы Великой Отечественной Войны при решении проблемы размагничивания кораблей. Александровский дух доброжелательности и внимания к деятельности военных моряков был характерен для всего подчиненного академику коллектива, занимающегося корабельной ядерной энергетикой. Высокопрофессиональный коллектив, в котором знаковыми фигурами, наделенными большими полномочиями, были Н.С. Хлопкин и Г.А. Гладков, динамично решал возникающие задачи, включая проведение специальных испытаний на АПЛ такими специалистами-энтузиастами, как А.М. Чечуров, О.К. Лебедев и др.

Видимо с подачи А.П.Александрова, даже на официальных мероприятиях (НТС, совещаниях) ласково называвшего Георгия Алексеевича «Гогой», Гладков стал Гогой для всех, близко знавших его людей. Через какое-то время после нашего знакомства, благодаря близким контактам и прочному сотрудничеству, я тоже вошёл в категорию людей, которым не возбранялось называть Георгия Алексеевича Гогой. Как-то во время дискуссии по непростому вопросу, носившему комплексный характер и имевшему различные оценки, прозвучало (по аналогии с известным выражением): «Вот придёт Гога, Гога нас рассудит».

Георгий Алексеевич был очень скромным человеком, никогда не упоминавшим о своем фронтовом прошлом. Он обладал исключительным чувством такта, не перебивал собеседника, дослушивал до конца, глубоко вникал в существо вопроса, благодаря уникальному аналитическому уму, и только после этого формировал оценку с соответствующей степенью конкретности и категоричности. Его природная деликатность органично сочеталась с жесткостью  при реализации научно-технической позиции. Очень импонировала поддержка Георгием Алексеевичем научной направленности моих работ по использованию естественной циркуляции теплоносителя I–го контура (ЕЦТ) как главного фактора в проблеме обеспечения надежности, безопасности и живучести ЯЭУ АПЛ в условиях ограниченной емкости резервного источника энергии – аккумуляторной батареи. Он активно поддерживал обоснованное нами (I ЦНИИ МО) предложение о проведении специальных динамических испытаний на АПЛ II-го поколения по переходу на ЕЦТ при аварийном обесточивании главных циркуляционных насосов I контура (ГЦН). Георгий Алексеевич помогал мне как инициатору испытаний, а затем их руководителю и председателю межведомственной комиссии в решении непростых организационных вопросов, связанных с необходимостью оснащения реактора специальными малоинерционными термометрическими зондами в активной зоне, в подготовке совместного решения ведомств и высоко оценил полученные при испытаниях результаты. Как научный руководитель Георгий Алексеевич был сторонником внедрения новых прогрессивных решений. Когда в начале 1960-х гг. Генеральный конструктор ОКБМ И.И.Африкантов принял к реализации в проекте ОК-650Б требование ВМФ о необходимости достижения уровня ЕЦТ, достаточного не только для расхолаживания реактора, но и для обеспечения частичных ходовых режимов АПЛ, Георгий Алексеевич внес весомый вклад в решение стоящих сложных задач.

Георгий Алексеевич был человеком, очень увлеченным своим любимым делом.  Ход его мысли отражался во всем облике характерным гладковским наклоном головы, легким покашливанием, изменяющимся выражением лица при «разгадывании головоломок», которыми была так богата работа в сфере создания новой техники. Если Гоге что-то очень  нравилось, его лицо начинало светиться радостью, как у ребенка, получившего желанную игрушку. Когда уникальные испытания на натурной установке ОК-650Б (стенд КВ-1) в НИТИ по переходу с ЕЦТ на принудительную циркуляцию теплоносителя с контролем реактиметром скачков реактивности дали по-настоящему блестящие результаты, радость Георгия Алексеевича была беспредельна.

Он часто выходил в море на АПЛ в рамках специальных целевых испытаний, а также при участии в работе Комиссий государственной приемки корабля. В далёком 1969 г. Георгий Алексеевич, как моряк-подводник, выступил для меня (да и не только для меня) в роли «ангела-хранителя». Ситуация сложилась так: будучи членом Комиссии госприемки головного ракетоносца пр. 667А завода «Ленинский Комсомол», перед вылетом на Дальний Восток я заехал из НИТИ в I-й ЦНИИ пообщаться по технике дела со своими коллегами. По чистой случайности (помог «Господин Великий случай») в институте я встретился с Георгием Алексеевичем, только что вернувшимся с Северного Флота, где он участвовал в госкомиссии по приемке торпедной АПЛ пр.671 (ЦКБМТ «Малахит»). По свежим впечатлениям он очень ярко рассказал об испытательном режиме, который чудом не закончился трагически для лодки и её экипажа. Дело в том, что с чьей-то «легкой руки» в программу испытаний был внесен пункт: «на глубине 100 м переходом с полного переднего хода на полный задний одержать скорость до «0» с последующим переходом снова на полный передний». Известно, что лодка не имеет заднего хода для движения в подводном положении. В программе не была учтена погрешность лага в этом динамическом режиме, и при «0» по прибору из-за полного нарушения гидродинамики горизонтальных рулей корабль стал заваливаться на корму, получив аварийный дифферент 45°. От гибели спасла четкая работа команды, успевшей аварийной продувкой балласта выйти из аварийной ситуации. Прибыв в посёлок Большой Камень на госиспытания, в программе испытаний ракетоносца АПЛ пр. 667А (ЛПМБ «Рубин») я обнаружил тот же крамольный пункт. Председателем комиссии был опытный подводник, участник Великой Отечественной Войны, капитан I-го ранга Борис Максимович Марголин. Он внимательно отнесся к моей информации, и его властью в режим испытания внесли поправку: «одержать скорость переднего хода не до «0», а до 3-х узлов, (около. 6 км/час). Но даже при такой подстраховке ракетоносец стал заваливаться на корму, достигнув дифферента 21÷22°. Затем с трудом,  с механическим скрипом всего корабля при оборотах гребного винта полного хода, ракетоносец  вышел на ровный киль. Без принятых мер аварийная ситуация могла развиваться по более жесткому сценарию, чем при испытаниях, в которых участвовал Георгий Алексеевич, так как водоизмещение ракетоносца больше, чем торпедной АПЛ II-го поколения.

В НИТИ им. А.П.Александрова Г.А.Гладков был своим человеком, пользовался большим авторитетом у руководства института и у всего коллектива. Он сочетал качества крупного ученого, специалиста высокого класса и доброжелательного человека с тонким чувством юмора. Любил дружеские застолья и был желанным гостем в I-м ЦНИИ МО не только при профессиональных визитах, но и на праздничных мероприятиях (юбилее отдела ЯЭУ, днях рождения друзей-коллег).

Научные заслуги Г.А.Гладкова, его выдающаяся роль в создании и развитии  корабельных ЯЭУ, которые сделали подводные лодки по-настоящему подводными, не требующими всплытия для зарядки аккумуляторной батареи, были высоко оценены на государственном уровне. Георгий Алексеевич – доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Ленинской и Государственной премий, кавалер многих наград, среди которых два ордена Ленина, орден «Знак Почёта», медали за военные заслуги и высшая награда - звание Героя Социалистического Труда.

Сегодня в искусстве, а чаще в псевдоискусстве (в шоу-бизнесе), откровенным посредственностям легко «присваивается» титул «Звезда» (даже появился своеобразный конвейер – «Фабрика Звезд»). А настоящие Звезды в важнейших, необходимых для жизни страны профессиях остаются «за кадром».

За свои заслуги и ярчайшую многогранную  индивидуальность Георгий Алексеевич Гладков достоин высокого титула «Звезда», которого должна знать и сохранять о нём самую светлую память Россия. В эту плеяду звезд входят и ряд других первопроходцев корабельной атомной энергетики и их преемников, заслуживающих всенародного признания за неоценимые заслуги перед Родиной. Несмотря на сегодняшнее конъюнктурное разрушение морали, девиз «Чтобы помнили!» должен быть сохранён в нашем обществе.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.38
Ответов: 13


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: О тех, кто стоял у истоков корабельной ядерной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 25/04/2017
У Гоги был совершенно точный юмор в оценке разного рода шарлатанов и прохиндеев.
Его сегодня очень не хватает.
Хотелось бы выслушать его мнение о том, что сегодня глаголят:
http://www.vesti.ru/videos/show/vid/714509/



[ Ответить на это ]


Re: О тех, кто стоял у истоков корабельной ядерной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 03/06/2017
Очень ценная и, как всегда, актуальная статья! Преклоняюсь перед талантом Георгия Алексеевича и харизмой автора - Анатолия Яковлевича!!! СПАСИБО ВАМ!!!  


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru