proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Атомный год 2016
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Очередные санкции США против России – это:
Спектакль, срежиссированный высшим руководством
Торговая война Запада против России
Реакция западного общества на российскую экспансию
Попытка сдержать бурное развитие военной мощи РФ
Другое

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[17/01/2017]     Непреодолимых преград на пути к сотрудничеству нет

Представляем интервью  О.Бодрова с экспертом из США Н.Трамбуллом, главной темой которого стали вопросы вывода атомных станций из эксплуатации

Старт атомной энергетики в России и США пришелся примерно на одно время. И сейчас многие российские и американские атомные станции приближается к окончанию своего естественного жизненного цикла. Почти одновременно объявлено о планах вывода  двух АЭС на северо-востоке США и на северо-западе России. Опыт вывода их из эксплуатации может быть обобщен и в дальнейшем тиражирован на другие АЭС в наших странах.



Американские эксперты вместе с российскими партнерами провели в Вашингтоне и Санкт-Петербурге серию международных круглых столов и ознакомительных поездок по обмену опытом. Участниками этих поездок  и встреч были представители законодательных органов США и России, а также общественность.

Проблема вывода из эксплуатации АЭС на круглых столах обсуждалась с политической, технической, экологической, экономической и социальной сторон, что позволило привлечь к дискуссии все заинтересованные стороны.

- Профессор Трамбулл, какова цель вашего приезда в Санкт-Петербург в этом году?

- Я в России в качестве стипендиата программы Фулбрайта. Это программа образовательных грантов, основанная в 1946 г. по инициативе сенатора Дж. У. Фулбрайта и финансируемая госдепартаментом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран. Взаимодействие ученых США с российскими коллегами в рамках этой программы началось в 1973 г. Я приехал по приглашению Санкт-Петербургского Политехнического Университета Петра Великого для проведения совместных научных исследований и организации образовательного курса по теме вывода из эксплуатации атомных электростанций. Готов совместно с российскими коллегами разработать интерактивный курс по выводу из эксплуатации АЭС для студентов Политехнического Университета и Университета штата Коннектикут. Эта работа является продолжением предыдущего проекта учебного курса по снятию с эксплуатации на основе мирового опыта вывода из эксплуатации АЭС и ориентирована на студентов в США и России http://www.decomedu.com/ .

- Какова на сегодняшний день ситуация с выводом АЭС из эксплуатации в США? Существует ли государственная концепция вывода АЭС из эксплуатации? 

- В отличие от России атомные электростанции в США  принадлежат частным компаниям.  Решение об открытии/закрытии АЭС принимают их владельцы. Правительственные субсидии на строительство АЭС предоставлялись лишь на заре атомной эры. Сейчас от этой практики отказались. Планы по строительству новых АЭС, а также вывод их из эксплуатации контролирует Комиссия по ядерному регулированию (NRC).

Около сотни коммерческих атомных реакторов США генерируют почти треть мирового атомного электричества. За последние два года в Новой Англии две из четырех действующих АЭС объявили о своем закрытии.  Основными причинами такого решения являются: старение АЭС, рост затрат на поддержание их безопасной эксплуатации, а также снижение конкурентоспособности атомного электричества в сравнении c другими генерациями в связи с резким падением мировых цен на природный газ и нефть.

- Известны ли примеры успешного вывода АЭС из эксплуатации? 

- Здесь можно назвать такие станции, как «Connecticut Yankee» (США), «Greifswald» (Германия), на которых уже закончился вывод, а также Игналинская АЭС (Литва), где процесс вывода находится в активной фазе. Опыт этих станций может быть интересен для других АЭС. На станциях «Грейфсвальд» и  Игналинской АЭС сделаны об этом документальные фильмы [http://greenworld.org.ru/videofilms/greifsvald_rus.mp4, http://greenworld.org.ru/videofilms/prihodit_chas_rus.mp4].

Процесс вывода из эксплуатации чрезвычайно дорогостоящий процесс. Перерасход средств при этом является скорее правилом, чем исключением. Но и аварии на АЭС «Три- Майл-Айленд», Чернобыльской и «Фукусиме» также вызвали дополнительные затраты для повышение безопасности в атомной энергетике.

- Каков принципиальный подход в вашей стране к утилизации РАО и ОЯТ? Захоранивать или хранить долговременно? Как известно, США отказались от переработки ОЯТ и от создания централизованного могильника ОЯТ. Каким образом после завершения работ по выводу АЭС из эксплуатации площадка будет снята с регулирующего контроля?

- В настоящее время отработавшее ядерное топливо коммерческих реакторов временно размещается рядом со станцией. Соединенным Штатам необходимо национальное хранилище ОЯТ.  Атомные станции регулярно вносят значительные платежи на создание такого хранилища. В основе платежей лежит налог на пользование электроэнергией, которым облагаются потребители.

Создание национального долговременного сухого хранилища ОЯТ в горном хребте Юкка-Маунтин (т. н. глубокое геологическое захоронение)  в юго-центральной части штата Невада оказалось весьма дорогим провалом из-за неучета геологических условий.  Несмотря на то, что оно вызывало (и вызывает) множество протестов со стороны экологов и местных жителей, Проект репозитория был утвержден конгрессом США в 2002 г. А в 2009 г. администрация Обамы предложила прекратить его финансирование из федерального бюджета. На создание хранилища было потрачено более 10 млрд долларов. Но репозиторий не был завершен и никогда не функционировал.  Не последнюю роль сыграли протесты местных жителей по поводу его безопасности. 

Опыт реализации этого проекта показал важность учета не только политических и технологических, но и социальных факторов при принятии столь чувствительных для общества решений.  Наибольшим препятствием при создании подобных объектов является нежелание населения штатов строить такие хранилища на своей территории.

Решающее значение при выборе нового места хранилища будет иметь эффективное взаимодействие между  государственными уполномоченными лицами, властями штатов и общественностью.

Частичным решением проблемы долговременной изоляции низко-активных радиоактивных отходов была организация хранилища в Западном Техасе. Оно создавалось для обеспечения вывода из эксплуатации атомных электростанций, таких как «Vermont Yankee».  Принятие решения о приеме РАО в это хранилище носило открытый, публичный характер.

Решение о допустимости размещения каждой порции РАО с коммерческих реакторов принимается комиссией, в состав которой входят специально уполномоченные представители заинтересованных штатов, независимые эксперты, оценивающие соответствие характеристик поставляемых РАО критериям, предусмотренным для этого хранилища. На ежемесячных заседаниях комиссии в столице Техаса Остине могут присутствовать журналисты и представители общественности. В одном из таких заседаний в 2014 г. участвовали и мы вместе с российскими партнерами по «Проекту снятия с эксплуатации АЭС».

Поездка в пункты долговременной изоляции РАО и ОЯТ в США. Слева направо: О. Бодров, Н. Трамбулл, А. Талевлин, национальный парк Большой Каньон, штат Аризона, 2014 г.

После полного вывода атомной электростанции из эксплуатации, американский регулятор (NRC) снимает данную территорию АЭС с контроля. Но пока таких территорий  в Соединенных Штатах нет. Даже на выведенной до состояния «зеленой лужайки» АЭС «Maine Yankee» сохраняется «ядерный остров» - сухое хранилище ОЯТ в специальных контейнерах.

- Как организован процесс принятия решений по сооружению новых  и выводу из эксплуатации атомных объектов в США?  Необходимо ли согласие муниципалитета, на территории которого планируется сооружение такого объекта? 

- В течение последних десятилетий в США не запускалась ни одна новая атомная станция.  Единого федерального механизма принятия решений по ядерно-опасным объектам не существует. Опыт вывода из эксплуатации АЭС «Maine Yankee», завершившийся десять лет назад, можно рассматривать как успешный пример того, как федеральные, региональные, местные лидеры, оператор АЭС и общественность взаимодействовали для учета мнения всех заинтересованных сторон [см. документальный фильм http://greenworld.org.ru/videofilms/usa_main_rus.mp4]. 

Общественным мнением можно было бы и пренебречь, но законами допускаются публичные демонстрации, и задействование соответствующих правовых механизмов.  Универсальной модели нет. Так, оператор АЭС «Maine Yankee» после инициирования судебного процесса местными жителями принял решение работать с ними в тесном контакте на протяжении всего процесса снятия АЭС с эксплуатации. 

При принятии решения о продлении проектного ресурса или вывода  из эксплуатации АЭС «Vermont Yankee» возник конфликт, в который были вовлечены владельцы АЭС, национальный регулятор ядерной безопасности (NRC), власти штата и общественность. Отношения между ними регулировались в судах. В настоящее время эта АЭС закрывается. В планирование процесса снятия с эксплуатации включены государственные органы, власти штата и местные органы. Предусмотрены программы перепрофилирования работников закрывающейся АЭС, социальной и экономической поддержки муниципалитета [см. документальный фильм «Вермонт Штат против Вермонт Янки» http://greenworld.org.ru/videofilms/vermont_rus.mp4].

В любом случае решение о строительстве или выводе АЭС из эксплуатации  не является зоной ответственности только федеральных органов, поскольку этот процесс происходит в рыночных условиях. Строительство атомной станции является коммерческим проектом. 

Так как утилизация отработавшего ядерного топлива относится к сфере национальной безопасности, решения принимаются департаментом энергетики (DOE) на федеральном уровне. Но и на этот процесс оказывают влияние, как власти штатов, так и общественность.

- Как складываются отношения между органами власти в США и общественностью  при принятии решений по атомным объектам? 

- Исторически операторы коммерческих АЭС, контролируемые Комиссией по ядерному регулированию (NRC), не подвергались давлению со стороны государственных и местных органов власти.  Но постепенно эта ситуация меняется.  Штаты, местные органы власти и неправительственные организации подают в суд на операторов за нарушения в области безопасности. Поэтому решающую роль в разрешении конфликтов между  властями, бизнесом и общественностью играют суды. 

- Существует ли режим секретности на коммерческих атомных объектах США?  Как это согласуется с принципом доступности информации, которая нужна для обеспечения общественного участия в процессе принятия решений?

Американские города, в которых работают АЭС, открыты для всех, в том числе для граждан других государств. В то же время, каждая АЭС работает согласно строгому регламенту обеспечения физической безопасности. После террористического акта 2011 г. системы безопасности усилились с целью предотвращения террористических актов.

АЭС «Миллстоун», вблизи которой я живу, предоставляет общественности не достаточную информацию о своей деятельности, что весьма разочаровывает местных жителей, побуждая их к действиям. 

Гражданин может подать запрос на необходимую информацию в Комиссию по ядерному регулированию на основе Закона о свободе информации. Если информация считается секретной с точки зрения безопасности для борьбы с терроризмом или других общественных интересов, то в запросе может быть отказано. Но в большинстве случаев такие запросы удовлетворяются. С другой стороны, NRC может и не владеть информацией, представляющую интерес для местных жителей.  Об ограничениях в отношении журналистов, пишущих о ядерной энергетике, я не слышал. 

Господин Трамбулл, как вы оцениваете возможность сотрудничества США и России по вопросам вывода АЭС из эксплуатации в современных условиях? Возможно ли сегодня создание совместных учебных программ, курсов для повышения квалификации работающих специалистов, обмен преподавателями по этой тематике? 

- Уже сегодня вместе c российскими коллегами мы разрабатываем онлайн-курс на основе опыта вывода из эксплуатации АЭС в Европе и в США на русском и английском языках для студентов и всех, заинтересованных в этой теме.  Существует много возможностей для сотрудничества американских и российских специалистов, например, чтение лекций,  проведение круглых столов и семинаров.

Дискуссионная версия такого курса представлены в Интернете [http://www.decomedu.com/].  Я не вижу каких-либо непреодолимых препятствий для сотрудничества при подготовке таких совместных программ.  Политехнический Университет Петра Великого в Санкт-Петербурге пригласил меня прочесть лекции для студентов в рамках «зимней школы».  Обсуждается также возможность участия в этих лекциях студентов Института атомной  энергетики в Сосновом Бору.  Ещё одним вариантом  сотрудничества являются совместные публикации статей по данной тематике.

-.  Как сказываются сегодняшние политические реалии на ваших планах сотрудничества с российскими организациями? 

- Вывод АЭС из эксплуатации - проблема, актуальная для всего мира. Она должна решаться независимо от сиюминутных политических отношений между отдельными странами.  На сегодняшний день в мире функционируют более 400 коммерческих реакторов. Для решения столь сложных социально-экономических проблем как вывод из эксплуатации атомных электростанций необходимы всеобщие усилия.  Ключевым фактором успешности этого процесса должны стать не только сотрудничество на межнациональном уровне, но и включение в этот процесс специалистов из разных областей знаний, органов власти разных уровней, представителей общественности. Такое объединение усилий поможет избежать ошибок и неучёт интересов отдельных социальных групп.

мои коллеги-эксперты из общественных организаций «Зеленый Мир» (г. Сосновый Бор) и «За природу» (г. Челябинск) получили статус «иностранного агента» отчасти оттого, что сотрудничали с иностранными экологическими организациями. В результате они были вынуждены закрыть свои организации. Надеюсь, что это не станет препятствием для нашей дальнейшей совместной работы.  Важно, чтобы не только государственные эксперты вносили свой вклад в дело вывода АЭС из эксплуатации. На уровне университетских исследований я не вижу каких-либо непреодолимых проблем в области сотрудничества.

- Какие работы в рамках программ по ликвидации ядерного наследия и реабилитации территорий от прошлой деятельности по созданию ядерного оружия проводятся в США сегодня? 

- Наш университет в течение ряда лет участвовал в программе обмена с российскими специалистами. Российские коллеги посетили несколько объектов в Соединенных Штатах, в том числе хранилище средне- и низко-активных радиоактивных отходов в Западном Техасе, участвовали в дискуссии за «круглым столом» с американскими экспертами и политиками в Вашингтоне. В этом обсуждении принимали участие и региональные законодатели из Ленинградской области и Красноярского края. Американские партнеры побывали в Санкт-Петербурге, где участвовали в  «круглом столе» на тему вывода из эксплуатации атомных электростанций.

В 2015 г. вместе с коллегами из Политехнического Университета Петербурга мы участвовали в международном форуме-диалоге «Росатома» в Москве. Интерес к теме вывода АЭС из эксплуатации, как в России, так и в США, достаточно высок.

Что касается ядерного наследия - самым большим и самым дорогим местом размещения ядерных отходов является Хэнфорд в восточной части штата Вашингтон.  Здесь были получены материалы для первого ядерного заряда в США. Вместе со студентами мы побывали там. Одной из наиболее серьезных проблем этого хранилища до сих пор является вымывание радиоактивных материалов в реку Колумбия. Протекая через Хэнфорд, река загрязняется радионуклидами, которые с речными водами мигрируют в направлении Тихого океана. Десятки миллиардов долларов уже потрачены в Хэнфорде на решение этой проблемы. Новая, довольно дорогая технология перевода низко-активных отходов в более безопасное состояние (витрификация) сейчас  проходит тестирование в Хэнфорде.

Ваша страна, насколько мне известно, делает акцент на переработке ядерных материалов и захоронении  отходов в национальном могильнике.

- Что с вашей точки зрения необходимо предпринять для интенсификации сотрудничества по вопросам вывода АЭС из эксплуатации?

- Я считаю, что крайне важно разработать совместный курс по выводу из эксплуатации АЭС в США и России. Наши страны были первыми в разработке ядерных технологий, и именно нам следует подать пример выработки моделей безопасного вывода АЭС из эксплуатации с учетом всего комплекса возникающих при этом проблем. Проблема эта мировая и решать ее нужно вместе,  несмотря на политический кризис.

Необходимо интенсифицировать обмен специалистами между Россией и США. В нашей стране помимо Коннектикутского университета много других университетов, таких как Массачусетский технологический институт, Вермонтская школа права и др., заинтересованы в этом процессе. Крайне важно, чтобы в решении этой проблемы были задействованы различные дисциплины, в том числе правовые. Учебные туры, курсы и  конференции по проблемам вывода АЭС с участием всех заинтересованных сторон просто необходимы. Разработка совместного российско-американского Интернет-курса по выводу АЭС из эксплуатации для студентов и специалистов  наших стран может стать первым шагом  в реализации столь необходимых начинаний.

- Натаниэл, спасибо за предоставленную информацию. И будем надеяться, что публикация этого интервью также послужит делу укрепления сотрудничества наших стран.

 

Справка:

Натаниэл Трамбулл - доцент кафедры географии и морских исследований Университета штата Коннектикут. Главный научный интерес - воздействие человека на среду обитания прибрежных регионов.  Темой вывода атомных электростанций из эксплуатации занялся пять лет назад в связи с актуализацией проблемы вывода АЭС «Миллстоун», введенной в строй в 1970 г. Станция расположена на побережье Атлантического океана в округе Нью-Лондон штата Коннектикут в 10 км от офиса Трамбулла. Всего на АЭС в период с 1966 г. было построено три реактора. Первый мощностью 684 МВт, относящийся к типу кипящих водяных BWR фирмы General Electric, был закрыт в 1998 г.

Бодров Олег Викторович - физик, эколог, лидер общественного экологического движения южного берега Финского залива Балтики, генеральный директор ООО «Декомиссия», автор публикаций и документальных фильмов о мировом опыте вывода из эксплуатации атомных электростанций, обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Обращение с РАО и ОЯТ
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Обращение с РАО и ОЯТ:
Снятие АЭС с эксплуатации: проблемы и пути решения

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 6


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru