proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[20/09/2016]     Импортозамещение - лозунг или насущная необходимость

Последние 20 лет Россия наращивала экспорт минеральных продуктов и металлов (75,5% в 2000, 81,1% - в 2014 г. в общем объеме экспорта), импортировала же продовольствие, товары народного потребления; сельхозтехнику, станки и оборудование; автомобили, пассажирские и транспортные авиалайнеры; лекарства; новые технологии; продукцию для ВПК. За период 2000–2014 гг. объем ввозимой продукции увеличился в 8,4 раза. Под угрозой оказалась безопасность страны: продовольственная, социальная, экономическая, финансовая, военная.



Такая ситуация заставила правительство запустить программу импортозамещения (ИЗ) в России до 2020 г. Введение западных санкций ускорило этот процесс в различных отраслях экономики. В 2015 г. импортозамещение стартовало в важнейших сферах реального сектора. Были приняты меры по стимулированию национальной промышленности, а также ограничивающе-запретительные меры по ввозу импортной продукции.

В программу импортозамещения Минпромторга вошли отраслевые планы по преодолению критической зависимости от импорта:

- в промышленности обычных вооружений;

- радиоэлектронике, судостроительстве, лесопромышленном комплексе;

- производстве дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники, гражданском авиастроении;

- станкоинструментальной, легкой, автомобильной, химической, фармацевтической, медицинской промышленности;

- нефтегазовом, лесном, энергетическом, транспортном, тяжелом и сельскохозяйственном машиностроении;

- черной и цветной металлургии;

- производстве электротехники;

- машиностроении для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Импортозависимость в различных отраслях к 2020 г. должна снизиться с 70-90% до 50-60%. 80% товаров, закупаемых государством и госкомпаниями, к 2017 г. должны быть отечественного производства. Ежегодный промышленный рост в результате реализации программы ИЗ должен составить 10-15%.

Свои программы импортозамещения разработали «Газпром», «Роснефть», «Росатом», «Роскосмос» и другие госкорпорации. Каждая из них сформировала перечень оборудования, инструментов, комплектующих и материалов для замены отечественными аналогами и зафиксировала желаемую долю локализации к 2020 (2025) г.

 

Финансовая и административная поддержка участникам программ ИЗ

- Кредитование комплексных инвестиционных проектов На этот вид господдержки могут претендовать проекты стоимостью 1–20 млрд руб., в том случае, если производственная площадка локализована на территории РФ, а бизнес относится к приоритетной отрасли экономики. При этом заемщик обязуется оплатить из собственных средств 20% и более от стоимости проекта. Целевой заем по ставке 9%. Кредитной/финансовой организации затраченные средства компенсирует Банк России. - Займы из Фонда развития промышленности Рассматриваются проекты по производству импортозамещающей конкурентоспособной продукции. Производственные активы должны размещаться в России, а заявитель – иметь положительную кредитную историю. Целевой заем в размере 50–700 млн руб. на срок 4–7 лет по ставке 7% годовых. Сумма финансирования не может превышать 30–70% проектного бюджета. - Специальные инвестиционные контракты

Заключаются с инвестором, создающим производство на территории РФ по приоритетным отраслям промышленности. Вложения собственных/привлеченных средств должны быть свыше 750 млн руб. В течение срока контракта действуют льготы: налоговые, по уплате арендной платы за пользование госимуществом, ускоренная амортизация оборудования, гарантии от ухудшений действующего законодательства.

Получить дешевый заем по программе госпомощи довольно сложно: критерии для участников многочисленны, выделенные средства скромны. Объем Фонда развития промышленности в 2015 г. составлял 20 млрд руб., к 2018 г. планируется распределить из него всего до 70 млрд руб. Мерами нефинансового характера, стимулирующими отечественное производство, являются: ограничение ввоза зарубежных товаров, корректировка ставки пошлин, изменение системы госзакупок.

Основные направления ИЗ

Главной целью проекта импортозамещения является развитие отечественного производства, создание благоприятных условий для его развития и увеличение доли присутствия отечественного производства на внутренних рынках. Основной упор сделан на такие направления, как: энергетика; промышленность; сельхозпродукция; строительство (индустрия); деревообработка; усиление кадров; медицинский потенциал (лекарственные средства, производство); программирование и электроника. В энергетической группе объединились участники электроэнергетической, топливной, радиоэлектронной, нефтегазовой и ядерной промышленности.

Реальный процесс импортозамещения начался в России в 2014 г. По мнению федеральной и региональной власти 2015 год - первый год импортозамещения оказался удачным. В сфере производства продуктов питания полученные результаты выглядят впечатляющими. 88.5% мяса и 99.8% зерна на внутреннем рынке стали российскими.

http://vpk.name/news/161807_u_nas_net_zadachi_importozamestit_vse_i_vsya.html

Планы по импортозамещению на 2017 год

Согласно планам по ИЗ, уже в 2017 г. удастся  полностью отказаться от импортных комплектующих для ОПК.

По словам С. Гореславского [6.09.2016, военно-технический форум «Армия-2016»], зам. генерального директора компании,  «Рособоронэкспорт» в последние годы отказался от импорта из-за рубежа финальных образцов вооружений и военной техники, закупаются только комплектующие.  «Основными поставщиками импортной продукции являлись Беларусь, Казахстан, Индия, Франция, Китай и некоторые другие страны. В Болгарии продолжается ремонт кораблей ВМФ России».

С другой стороны, правомерен вопрос директора "Завода Элекон" Н. Ураева: "Если везут детали из США, то как давать гарантии оборонке?"

Об интересном случае участникам семинара по ИЗ на предприятиях ОПК поведал А.А. Богданов, ведущий эксперт ГК «Светлана-Оптоэлектроника», выпускающей светодиодные источники света. Однажды за консультацией к ним обратились представители Объединенной судостроительной корпорации, которых насторожил один из светильников, установленных в топовых огнях корабля.

При техрегламенте этот светильник показал плохую магнитную совместимость. Технологи «Светланы» разобрали светильник и обнаружили в нем нештатный элемент, оказавшийся GPS- датчиком. Датчик места внутри светодиодной матрицы. В течение 20 лет светильники для топовых огней, устанавливаемых на кораблях, они получали из Норвегии. Таким образом, любой российский военный корабль или любое гражданское  судно могли быть видны на экране. Вот какова на самом деле цена импортозамещения.

Светодиод – это микроэлектроника. В объеме светильника достаточно места для любого нештатного чипа. Каковы будут его функции - это дело техники. Такой светодиодный светильник с нештатным элементом может оказаться на любом стратегически важном объекте, например, в оперативном зале управления АЭС. И как это проверить?

Таким образом,  решение задачи ИЗ влияет не только на экономику страны, оно напрямую связано с обеспечением национальной безопасности.

 После обсуждения с профессиональными объединениями и экспертами из отраслей-потребителей Общественным советом при Минпромторге было составлено 19 отраслевых планов, включающих 2059 проектов. По мнению Д. Мантурова, более половины импортозависимых позиций отечественные машиностроители смогут заместить в течение ближайших 2-3 лет.

 

Импортозамещение на предприятиях Санкт-Петербурга

В Центре импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга, функционирующего с 2015 г., прошло большое число мероприятий, посвященных ИЗ в различных отраслях народного хозяйства. Два августовских семинара были посвящены импортозамещению на предприятиях энергомашиностроения и оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга.

Общую картину ситуации с ИЗ в Северо-Западном федеральном округе обрисовал эксперт «Стратегического партнерства Северо-Запад» Ю.Ю.Звягин. По его мнению, ИЗ стало очередной мантрой, подобно модернизации, инновациям, главной целью которой является получение денег от государства на развитие собственного производства. Северо-Западный ФО наиболее завязан на потребление импортной продукции в силу своего экономико-географического положения – близость границы, крупные порты, возможность ввоза/вывоза продукции на мировой рынок. В 2012 г. практически половина импорта СЗФО приходилась на долю машин, оборудования и транспортных средств, превосходя в 2,5 раза импорт продовольствия, в 4,5 раза – импорт изделий химической промышленности.

За предшествующие «тучные» годы (с 1999 г.) машиностроение, тяжелая и обрабатывающая промышленность СЗФО модернизировали свои производства, имея возможность закупать необходимое  оборудование. Предприятия СЗФО более уверенно, чем другие, могли рассчитывать и на экспорт своей продукции. В 2012 г. экспорт Северо-Западного ФО уступал импорту всего на 10%. И хотя основная доля приходилась на топливно-энергетические ресурсы, экспорт продукции металлургии, машиностроения занимал 2-е и 5–е места, соответственно.

Но уже в 2013 г. импорт машин и оборудования в натуральном выражении упал на 10%. Началось снижение производства. В 2014 г. импорт упал на 17%, а экспорт в ситуации существенного отличия внутренних издержек производства от доходов на поставках за границу, вырос. Производители старались, как можно больше продукции продавать за границу. Экспорт вырос по всем позициям, в том числе, и в машиностроении.

Первая волна экспортных продаж закончилась в 2015 г. Импорт упал на 33% (из-за значительного повышения цен по машиностроению), экспорт также пошел на снижение. Из-за сокращения разницы в издержах продавать машиностроительную продукцию за рубеж стало не так выгодно. Тенденция сокращения ориентации на внешний рынок проявилась уже в 2015 г.

В начале 2016 г. в энергомашиностроении опять наметился рост импорта. Говорить о реальном импортозамещении пока не приходится. Число предприятий, отметивших снижение использования импортного оборудования и комплектующих, практически равняется числу тех, у кого этот фактор возрос.

В госпрограммах по ИЗ на долю Северо-Западного ФО приходится 1/7 -1/10 от общих объемов предоставленной господдержки. И эти объемы (по всем формам господдержки) постепенно снижаются.

Единственным выходом для реализации заявленной программы ИЗ, на взгляд экспертов СЗФО, является формирование кластерных соглашений, представляющих собой систему сплошной производственной кооперации («полной цепочки ИЗ») в организации производства импортозамещающей продукции. Головная компания по выпуску импортозамещающей продукции (которой государство предоставляет определенный объем льгот, например, снижение или снятие НДС), заключает договоры с предприятиями, участвующими в реализации проекта, предоставляя им те же самые льготы на объемы производства, задействованные в рамках проекта. Экономическая заинтересованность должна обеспечиваться по всей цепочке – от производства материалов до продажи импортозамещающей продукции, включая транспортников, энергетиков, в объемах работ, поставляемых ими для производства данной продукции. Только организовав кооперационную цепочку с одинаковыми льготными условиями, можно создать конкурентоспособную продукцию, способную претендовать на замещение аналогичной импортной продукции. Такие кластерные соглашения позволят реализовать планы ИЗ производителям первого этапа – создания материалов. Говорить об импортозамещении, начиная с этапа производства продукции (из импортных материалов, по импортным технологиям, на импортном оборудовании), нелепо. ИЗ должно начинаться с первого уровня. Необходимо научиться делать хорошие материалы и комплектующие. Чтобы могли развиваться производители первого уровня, они должны иметь гарантированные заказы, которые появятся при создании полных кооперационных цепочек по производству импортозамещающей продукции. Только так можно обеспечить выпуск конкурентоспособной импортозамещающей продукции.

 

Льготы по программе импортозамещения

 

На какие льготы и привилегии могут рассчитывать предприятия, включившиеся в программу ИЗ? Анализ нормативно-правового регулирования по вопросам импортозамещения в РФ, проведенный Институтом проблем предпринимательства, представил А.В.Петров.

Для реализации программы ИЗ базовым является закон о промышленной политике 488-ФЗ, принятый в декабре 2014 г., в которым изложены основные меры поддержки ИЗ. В эту систему вписывается и  закон 223 ФЗ от 2011 г. ("О закупках товаров, работ, услуг…).

В Санкт-Петербурге также принят закон об основах промышленной политики.

Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ создан координационный орган - Правительственная комиссия по импортозамещению, принимающая основные решения на уровне подкомиссий по отраслям. В 2014 г. по инициативе Минпромторга РФ Российский фонд технологического развития был преобразован в Фонд развития промышленности (ФРП). ФРП предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших технологий. На конкурсной основе он предоставляет целевые займы сроком до 7 лет по ставке 5% годовых в объеме от 50 до 500 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

В качестве финансового содействия импортозамещению предполагается выделение средств в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставление грантов и преференций при государственных закупках.

Постановление Правительства РФ от 11.10. 2014 № 1044 была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых на основе проектного финансирования с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях.

В рамках программы финансируются отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 г. в следующих секторах экономики: сельское хозяйство; обрабатывающая промышленность; химическое производство; машиностроение;  жилищное строительство; транспорт; связь и телекоммуникации; энергетика.

Государственную финансовую поддержку получают инвестиционные проекты стоимостью от 1 млрд до 20 млрд руб. Не менее 20% стоимости проекта заемщик должен оплатить сам. Заемщику предоставляется целевой заем под 9% в год. Средства, затраченные банками на предоставление кредитов, будут возмещены им Банком России. Для участия в программе отобраны 10 российских кредитных организаций и международных финансовых организаций.

В результате реализации политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход и на более низкие показатели импорта.

Госзакупки также могут стать мерой содействия импортозамещению. Целый ряд отраслей основываются на государственных закупках, и там государство является основным регулятором и основным покупателем. Госзакупки призваны обеспечить начальный спрос и поддержать отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства. Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от апреля 2013 г. разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также предоставлять преференции для отечественных производителей.

С января 2016 г. введены ограничения на закупки отдельных видов продукции госкомпаниями с привлечением государственных денег. Решение по допуску иностранной продукции согласовывается на уровне правительственной комиссии по ИЗ. Комиссия согласует закупки отдельных видов импортного оборудования и использование отечественного оборудования – турбин, кабелей, трансформаторов. Около 70 позиций запрещены для закупки по крупным проектам. По ним можно продвигать отечественную энергомашиностроительную продукцию.

 

Государственные субсидии, предоставляемые на исследовательские и конструкторские работы, развитие инфраструктуры, техническое перевооружение, модернизацию, субсидирование процентных ставок по кредитам, являются весьма действенной мерой. Если исполнитель не достигает заявленного промышленного выпуска, субсидия возвращается обратно государству или накладываются штрафные санкции за недостижение результата. Механизм компенсации процентных ставок по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов, разработанный Минпромторгом, в настоящее время распространяется на 14 проектов.

Одним из инструментов поддержки ИЗ является специальный инвестиционный контракт, который заключается между Российской Федерацией, в лице уполномоченного органа, и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию производства промышленной продукции на территории РФ. Контракт сроком на 10 лет может предусматривать льготы по налогам и сборам, по арендным платежам за пользование государственным имуществом, льготные тарифы на товары, работы, услуги, подлежащие регулируемому ценообразованию. Этот механизм позволяет учитывать отраслевую специфику с учетом особенностей конкретных товарных групп разных отраслей промышленности. Специальные инвестиционные контракты (СПИК) планируется использовать в рамках проектов по локализации производств, а также при создании и развитии инфраструктуры.

Минимальный объем инвестиций по СПИКам 750 млн руб. Срок 5-10 лет. При работе по СПИКам Минпромторг занимается инвестором более системно, обеспечивая комплексную поддержку займами, субсидиями, поддержкой спроса на продукцию, признанием местом производства продукции и технологии - РФ (даже если это не совсем так). Соответственно на них будут распространяться приоритеты в рамках законодательства о закупках. Есть возможность стать поставщиком продукции на внеконкурсной основе. При получении налоговых субсидий можно снижать ставки налога на прибыль (до нуля – федеральный налог, до 10% - региональный). Всем этим можно воспользоваться в рамках специальных контрактов. В целом  инвестиционные контракты заключают иностранные инвесторы, которые хотят локализовать свои производственные цепочки на территории РФ.

 

Фонд развития промышленности предусматривает использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инвестиционных проектов субъектами среднего бизнеса. При осуществлении мер поддержки ФРП действует практически как банк. Для получения денег от ФРП, надо представить большой объем информации о себе, провести экспертизы, в том числе финансово-экономическую, правовую оценку. Такую же деятельность осуществляет и ФРП СПб. Но только из закона о промышленной политике СПб вычеркнуты те пункты, которые касаются вопросов финансирования. Из бюджета СПб никакие средства не предоставляются.

Наиболее перспективно иметь преференции по госзаказу. По СПИКам финансирование в основном получают иностранцы, а от ФРП – отечественные компании.

 

Оператором субсидий из федерального бюджета является Минпромторг.

Финансовую поддержку в виде бюджетных инвестиций из Фонда национального благосостояния распределяет Правительство РФ. Это крупные проекты от 10 млрд руб., по ТЭКу - от 100 млрд руб. Их курирует правительственная комиссия по ИЗ.

Заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК) активно продвигает Минпромторг, такие же контракты могут заключаться и на уровне СПб. ФРП предоставляет займы, предлагает лизинговую, информационную поддержку.

Ещё одна мера поддержки – субсидии по процентной ставке на реализацию новых инвестиционных проектов. В энергомашиностроении эта субсидия,  оператором которой является Минпромторг, наиболее доступная. Под эту субсидию подпадают комплексные инвестиционные проекты из утвержденного перечня.

 

Импортозамещение в ОПК

Правовыми основами для реализации программы ИЗ в сфере ОПК являются: закон о промышленной политике, закон о гособоронзаказе, действующий вместе с ФЗ №44, указы Президента РФ, постановления Правительства, в том числе государственная программа по развитию Оборонно-промышленного комплекса, отраслевые приказы и распоряжения.

Сводный реестр предприятий ОПК, который ведется Минпромторгом, насчитывает на сегодня почти 1,5 тыс. предприятий. Для участия в гособоронзаказе (ГОЗ), предприятие должно входить в сводный реестр. Имеют значение еще два государственных реестра: реестр единственных поставщиков российского вооружения и военной техники (утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826), а также перечень стратегических предприятий и акционерных обществ. Последний был создан в августе 2004 г. На тот момент он включал около 500 предприятий. На сегодня в этом списке осталось около 60 предприятий. Основными действующими лицами в регулировании ОПК являются Президент РФ, Правительство РФ, Военно-промышленная комиссия, правительственная подкомиссия по вопросам ОПК, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству и Федеральная  антимонопольная служба. Председателем Военно-промышленной комиссии является Президент РФ. Коллегию Военно-промышленной комиссии возглавляет Д.О.Рогозин, зам. председателя Правительства РФ.

Минпромторг определяет поставщиков по позициям гособоронзаказа.

Система ГОЗ гарантирует предприятию определенную стабильность, являясь таким образом своеобразной формой поддержки предприятий ОПК. Военно-техническое сотрудничество по экспорту вооружения и продукции военно-технического назначения осуществляется централизованным образом при поддержке таких посредников, как «Ростех», «Рособоронэкспорт» (единственный госпосредник по импорту и экспорту вооружений и военной техники, производимых предприятиями).

Финансовая поддержка в виде бюджетных инвестиций осуществляется по решениям правительства РФ, субсидий из федерального бюджета,  а также предоставлением государственных гарантий.

В мае 2016 г. Правительство РФ утвердило государственную программу "Развитие оборонно-промышленного комплекса", на выполнение которой до 2020 г. планируется выделить около 35 млрд руб. Основным исполнителем госпрограммы назначено Министерство промышленности и торговли РФ. Среди задач программы обозначено продвижение российской продукции военного назначения на мировые рынки вооружений, рост промышленного производства, развитие кадрового и интеллектуального потенциала в сфере ОПК. "Ожидаемые результаты программы — повышение конкурентоспособности оборонно-промышленного комплекса на внутреннем и внешних рынках и рост объемов промышленного производства продукции в оборонно-промышленном комплексе в 1,8 раза к уровню 2014 г."

 

 Госпрограмма развития ОПК включает такие меры поддержки, как: субсидии на возмещение части затрат ГОЗ по кредитам, субсидии для предупреждения банкротства и госгарантии. Субсидии на возмещение части затрат установлены правительством. Субсидии стратегическим предприятиям для предупреждения банкротства выдаются Минпромторгом. Субсидии казенным предприятиям также выдаются Минпромторгом. Решения по госгарантиям принимаются Правительством РФ.

Из мер поддержки наиболее эффективной является госзаказ (275-ФЗ) - поставки товаров, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Финансовое обеспечение гособоронзаказа утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, государством создан целый ряд мер и инструментов поддержки процесса импортозамещения, которое оказалось не просто сиюминутным политическим лозунгом, а долгосрочной политикой. Но существует целый ряд моментов, которые являются препятствием для его развития.

 

Причины, тормозящие процесс ИЗ

Директор института современного государственного развития Д.Солонников, участник встреч и семинаров по ИЗ в ЦИиЛ, обобщил причины, тормозящие процесс ИЗ. И они возникают в разных сферах. С одной стороны, это недоработки в области законодательства, и, прежде всего, в области законодательства, регламентирующего проведение конкурсов, тендеров. Не всегда конкурсные процедуры организованы таким образом, чтобы способствовать закупке отечественной продукции.Ещё одной проблемой является недостаток информации о российских товаропроизводителях. Вопрос коммуникационных отношений относится к первоочередным. Проблемным также является брендинг отечественных товаров – как они подаются потенциальным покупателям, насколько эффективно занимают свою рыночную нишу.

Мониторинг процессов ИЗ в Санкт-Петербурге выявил интересную тенденцию. С одной стороны, поставлена задача, как можно больше продукции покупать у отечественного производителя. И государство даже отслеживает, чтобы в проводимых конкурсах было объявлено, что приоритет отдается отечественным производителям. И есть в наличии российские аналоги зарубежной продукции. Но в конкурсной документации: техническом задании, в требованиях, входящих в техдокументацию, включены вторичные требования, соответствующие только западным моделям, изначально отсекающие возможность участия российских производителей. Объясняется это двумя причинами: 1) «руки не доходят», чтобы переделать документацию под российскую продукцию; 2) закупать продукцию на Западе намного приятнее. Бюрократии крупных корпораций гораздо приятнее общаться с зарубежными партнерами, ездить в загранкомандировки, чем к соотечественникам в Ленобласть или за Урал. Хотя необходимое к закупке оборудование является совершенно идентичным.

Вызывает вопросы само формирование конкурсной процедуры. Конкурсная заявка зачастую требует серьёзного авансирования работ со стороны исполнителя, что сразу ставит российских поставщиков в неравные условия с западными партнерами. Чтобы обеспечить заявку или провести 30% работ за собственный счет российский поставщик должен взять кредит в банке под проценты, существующие в России. Это сказывается на общей стоимости работ, которую он должен показать в заявке. Западные партнеры могут получить едва ли ни беспроцентный кредит (под 0, 1 или 3%). Российские поставщики с кредитом под 12-18% в результате оказываются неконкурентоспособными. При этом указывать кредитную линию в расчете стоимости своей продукции не возможно. Её нужно «размазывать» по другим статьям, в результате чего впоследствии могут возникнуть сложности с проверяющими органами.

Таким образом, чтобы эффективно реализовать программу ИЗ, необходимо серьёзно проработать условия конкурсных процедур, чтобы и зарубежные, и российские участники конкурсов находились в одинаковых финансовых условиях. Кроме того, требуется корректно готовить всю документацию, которая выставляется государственными заказчиками на конкурсные процедуры, дабы исходно не создавать преференции по второстепенным признакам для западных поставщиков.

На весьма низком уровне на сегодняшний день находится позиционирование, брендинг российских товаров. Добиться от российского производителя, чтобы он в современном виде представлял свою продукцию, крайне сложно. Подразделения, ответственные за продажи продукции, работают по технологиям XX века, пересылая по почте пачки печатных документов. Взаимодействие между поставщиками и потребителями растягиваются на месяцы. Внесение незначительных изменений по просьбе заказчика требует огромного числа согласований. И по такой ерунде российские поставщики проигрывают своим западным конкурентам. Маркетинговые службы, службы, занимающиеся продвижением, брендированием товаров, на большинстве отечественных предприятий находятся в загоне. Поэтому зачастую конкурентоспособные отечественные товары не доходят до потребителей. Крайне плохо работают коммуникации.

Эти моменты, выявленные в рамках работы круглых столов, необходимо учитывать и исправлять для своевременного расшивания тонких мест в реализации программы ИЗ.

 

 

Межкластерные объединения

 Директор «Центра импортозамещения», член регионального совета СПб РО «Союза Машиностроителей России» С.В.Невзоров считает, что для успешной реализации программы ИЗ необходимо не только межкластерное объединение, но и создание более крупных объединений - производственных консорциумов. Основной костяк «Союзмаша» составляют предприятия ОПК, на которых работают около 4 млн трудящихся. При переходе на новые технологические платформы потребуется сохранить социально-экономический баланс, потому что большинство предприятий ОПК являются градообразующими. И они будут поддерживать социальную ситуацию в регионе. «Союзмаш» реализует общероссийскую программу «Работай в России», чтобы выпускники вузов трудоустраивались на предприятиях «Союзмаша». Реализуется преемственность образовательных и производственных программ для дальнейшего перехода на новую технологическую платформу.

Основная стратегия «Союзмаша» основана на кластерном принципе. В 2016 г. вступил в силу закон о промышленных кластерах, на которые мы ориентированы для создания кооперации для выпуска конкретной продукции, востребованной заказчиком.  Территориально-инновационные кластеры ориентированы на создание инновационных продуктов с добавленной стоимостью. Петербургские кластеры электроники и радиоприборостроения, IT и биофармтехнологии активно участвуют в реализации национальной технологической инициативы. Это первый - «космический» уровень. Второй, более практический формат – реализация промышленного кластера, так называемого научно-промышленного консорциума. Это система холдинговой кооперации. Третий уровень – региональный уровень кластерных проектов, ориентированных на конкретные предприятия, обладающие кадровым, научно-техническим потенциалом.  Все три уровня работают для реализации проектов в рамках национальной технической инициативы. Мы находимся на пороге шестого технологического уклада, активная фаза которого придется на 2020-2025 гг. И на это надо ориентироваться при формировании стратегии, потому что для импортозамещения, обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции и национальной безопасности страны надо ориентироваться на перспективные вещи.

Положительные примеры создания научно-производственных консорциумов отмечены в области радиоэлектроники, приборостроения, IT. При создании нового узла или прибора поставляется новая система комплектации. прилагается соответствующее программное обеспечение. И уже весь этот комплекс передается заказчику, потому что по отдельности всё это ему не нужно. Заказчика интересует собственный производственный цикл.

Создание консорциумов гармонизирует взаимоотношения между поставщиками, разработчиками, инжиниринговыми центрами и конечным потребителем. Центр импортозамещения мы видим как проектный офис, который обеспечивает информационную поддержку отечественных предприятий, поддержку сбыта продукции. Центр формирует реестры производителей, на которые ориентируются государственные заказчики.

 

Приоритеты государственной политики

Для обеспечения конкурентоспособности и национальной промышленной безопасности важно систематизировать, каким промышленным потенциалом обладает страна на сегодняшний день, какие приоритеты должны быть на ближайшее время, как мы можем интегрироваться в международное пространство со своими оставшимися научно-техническими заделами. Если в ближайшие 1-2 года не провести ревизию промышленной инфраструктуры и не уяснить, как нам вписываться в международное распределение труда, то страну ожидают большие трудности.

По мнению президента Союза литейщиков СПб В.И. Евсеева, реализация программы импортозамещения находится в прямой зависимости от финансовой, экономической политики государства, которые влияют на развитие отечественной промышленности. Поддерживая мнение академика РАН, экономического советника Президента РФ, С.Глазьева, промышленники считают, что без коренного изменения модели экономической политики государства развиваться дальше мы не сможем.

Проблемы производительных сил и производственных отношений укладываются в модель четырех «И»: импортозамещение, индустриализация, инвестиции, инновации.

В 2014 г. был принят закон о стратегическом планировании (от 28.06.2014 г. 172-ФЗ). Функционирует такой финансовый инструмент как Федеральный центр проектного финансирования. Правительство РФ утвердило перечни продукции машиностроения, запрещенные к закупке без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению. В соответствии с распоряжением №2744-р сформирован Перечень 1 критически важных (высокотехнологических) видов продукции, имеющих высокую наукоёмкость и стоимость, при закупках которых требуется согласование соответствия технических параметров, предъявляемых заказчиками, техническому заданию.

Сейчас все уже доложили, что ИЗ закончено. А все комплектующие по-прежнему закупаются за границей. Не формируется спрос на отечественную продукцию, не формируется промышленная политика. Закон есть, но он не работает. Главный момент в стратегических проблемах. Отраслевой и межотраслевой уровень, координация – это прерогатива государства. Конкретные предприятия не в состоянии сами решать такие вопросы.

В масштабах государства не проведена индустриализация на уровне крупных отрасли определящих предприятий. В металлургии и энергомашиностроении уровень приемлемый (кроме заготовительных производств). Вкладываются деньги в модернизацию предприятий. На международные поставки получается валюта. Но это единичные случаи, которые не составляют основу роста экономики РФ. Необходимо построить сотни современных мобильных перестраиваемых заводов - поставщиков комплектующих. А этот процесс ещё и не начинался.

Следующим стратегическим моментом являются инвестиции. При наличии многих инструментов и  институтов, финансово-кредитная политика федерального правительства не позволяет привлечь к развитию российской промышленности ни зарубежных, ни отечественных крупных инвесторов. Российская экономика обескровлена. Денег в государстве достаточно, но политика Центробанка и Минфина такова, чтобы не пускать деньги в реальный сектор. Нет длинных кредитов, операционные кредиты только на «вышивание». Развитие серьёзных инвестиционных проектов при такой политике не реально.

Инновационные разработки мирового уровня не востребованы. Ни один владелец завода не станет их внедрять, потому что это связано с большими рисками. Отраслевая наука после её разгрома находится на весьма низком уровне, выдать что-то новое довольно сложно. НИОКР проводятся не достаточно масштабно, поэтому принимать какие-то новшества предприятия не рискуют. Нарушена цепочка прохождения инноваций и реализации их в промышленности, которая выстраивалась десятилетиями.

Отсутствует стратегическое планирование, которое задавало бы вектор отраслевого развития. Для того чтобы восстанавливать промышленность и развиваться, в России есть всё – и кадры, и желание, но надо всё это организовать, скоординировать и обеспечить соответствующими инструментами. Периодические призывы «давайте работать», уже не срабатывают. Пока мы живем на советском заделе. Но нужны новые разработки. Есть мощное сообщество ученых, промышленников, мыслящих стратегически. На основе всех их предложений необходимо сделать выводы по реальным проектам, по экономике, и промышленной политике.

 

В 1930-е гг. несмотря на всю сложность международной обстановки, Советский Союз закупил порядка 9 тыс. заводов. В действие их запускали зарубежные специалисты. Сейчас процесс индустриализации у нас неимоверно растянут. В организационном плане в ИЗ надо начинать с чиновничьего аппарата. Структуры, которые сегодня занимаются гособоронзаказом, не обеспечивают эффективное управление ГОЗ. Предприятия сами ищут контрагентов, подрядчиков, поставщиков. А с последними очень большая проблема. Выстроить систему поставщиков для крупного инфраструктурного проекта крайне сложно. Нет единой эффективной системы распределения заказов, доведения их до последней реализации. Система сопровождения, контроль с обратными связями работает очень плохо.

Прошедшая в августе коллегия МО и ВПК показала, что эффективно расходовать государственные средства при такой системе невозможно. Эту систему необходимо выстроить должным образом, и заставить работать по-военному четко.

Немедленно надо менять экономическую политику государства. Столь же серьёзно стоит вопрос с управлением бизнесом на предприятиях. В процессе приватизации многие предприятия оказались в руках случайных людей, не прошедших школу промышленности. Главным для них было получение прибыли любой ценой. Поэтому сегодня необходимо решить кадровые проблемы в бизнес-цепочках предприятий на уровне их руководства.

 

Рыночный подход к ИЗ

И.И.Петий, директор инновационно-технологического бюро ИЗ «Алгорос», основываясь на опыте своего предприятия, предложил рыночный вариант реализации программы ИЗ, вернее импортоопережения.

К 2025 г. к импортозамещению в ОПК запланировано 726 образцов военной техники. За прошедший период из запланированных 127 образцов задача выполнена только по 7 объектам. Как заявил Д. Рогозин: «Деньги съели, а результатов ноль».

Из двух подходов к ИЗ – административного и рыночного, только рыночный подразумевает создание отечественных продуктов и технологий в условиях конкурентной среды, при которой происходит естественный отбор. Потребитель предпочитает те продукты и технологии, которые имеют лучшее соотношение цена-качество.

Для ОПК разработка продукции, которая будет обладать лучшими тактико-техническими характеристиками, превосходящими иностранные аналоги, при минимизации затрат на производство, также чрезвычайно важна. Необходимо ставить задачу на разработку самых передовых технологий для создания продуктов-лидеров, отвечающих лучшим качествам и минимальной цене. В противном случае мы будем получать военную продукцию худшего качества, чем зарубежные аналоги, то есть теряется смысл развития отечественного ОПК.

Для создания технологии/продукта-лидера необходимо выявить лучший в мире продукт/технологию из известных на сегодняшний день аналогов. И определить недостатки этого лучшего продукта-лидера. Следующим этапом является создание обоснованной концепции продукта/технологии-лидера, лишенного выявленных недостатков. Необходимо сделать технологию/изделие лучше лучшего, с соответствующей защитой интеллектуальной собственности; создать действующий прототип и опытный образец. А также подготовить промышленное освоение продукта/технологии–лидера.

В большинстве российских компаний на сегодняшний день необходимый триумвират структур, которые создают продукты-лидеры, отсутствует. Это научно-исследовательский отдел (направленный на конкретный результат), маркетинг, отдел ИС, предназначенные для выполнения взаимосвязанного комплекса работ в рамках всех этапов. Из-за отсутствия достаточных объемов финансовых ресурсов, а также технологического отставания, организовать полное промышленное производство продукта-лидера, обладающего лучшим качеством, низкой себестоимостью, сжатыми сроками производства на отечественных предприятиях, сегодня невозможно. Не все компании могут позволить себе содержать указанные отделы по экономическим соображениям.

Опыт экономически развитых стран показывает, что во многих случаях компаниям, создающим инновационные продукты, экономически более выгодно привлекать специализированные сторонние организации для решения задач в рамках стратегии аутсорсинга и коустинновэйшн. Коустинновэйшн – привлечение специализированной компании, профессионально занимающейся созданием инновационных продуктов, которая быстрее, качественней и эффективней может справиться с поставленной задачей. В России практика коустинновэйшн развита очень слабо из-за отсутствия спроса и серьёзных предложений по данному виду услуг.

ИТБ «Алгорос», имеющее 20-летний опыт работ по созданию инновационных продуктов для ведущих компаний мира (около 500 проектов), выдает заказчику обоснованную концепцию решения его проблемы за 2,5 – 3 месяца. Использование проверенных решений из других областей знания (как правило, решения лежат в других областях), минимизация расходов, времени, позволят активизировать процесс импортозамещения в ОПК. Подключение развитой сети экспертов (1,5 тыс. специалистов по 25 научным направлениям) позволяет решать задачи на самом глубинном уровне в таких фундаментальных областях, как химия, физика, металловедение и т. д.

 

Импортозамещение в судостроении

В области судостроения основные проблемы импортозамещения лежат в отечественной комплектации кораблей и судов. Об этом рассказал О.Я.Тимофеев, зам. ген. директора по судостроению и морской технике ФГУП «Крыловский ГНЦ».

«Объединенная судостроительная корпорация» с численностью 160 тыс. человек объединяет свыше 70% судостроительных мощностей России. На её долю приходится 80% всех судостроительных проектов РФ. А в мировом распределении по стоимости наша страна занимает 2% мирового объема, по водоизмещению всего 0,5% в гражданском судостроении. У нас локализуются в основном технически сложные суда. От гражданских заказов внутри страны в России строится только 4% судов. 76% тоннажа для российских заказчиков за последние 5 лет построено в Корее (крупные суда для «Совкомфлота» - газовозы, танкеры), 5% - в Хорватии, 8% - в Китае. В Китай заказывают суда для внутреннего плавания наши небольшие компании. Но качество этих судов довольно низкое.

Мировое распределение судостроения по тоннажу и дедвейту следующее: 40% мирового дедвейта производится в Китае, Южной Корее и Японии. На страны Европы приходится 13% стоимости судостроительной продукции, в основном за счет технически сложных гражданских судов. Китай и Южная Корея строят серьёзные по тоннажу, но относительно простые суда.

В технологической нише транспортировки углеводородов с береговых или морских месторождений судостроительные заказы уходят за рубеж потому, что у нас нет построечных мест, пригодных для постройки крупных судов размером 200-300 м.

То, что мы умеем делать хорошо, это корпусные работы. Но в добычных платформах стоимость корпуса составляет только 22%, буровых платформах – 35%. В технически сложных научно-исследовательских судах стоимость корпуса тоже 35%. Всё остальное – комплектующие. Из необходимого общесудового оборудования (крановое оснащение, палубно-швартовное оснащение, якорные устройства) мы производим сегодня только 5%. В стоимости новых ледоколов «Владивосток» и «Мурманск» (каждый чуть больше 4 млрд руб.), построенных на Выборгском судостроительном заводе, доля работ отечественной судостроительной промышленности составляет всего 30%. Остальные 70% - это импортные комплектующие. Вся пропульсия, энергетика – зарубежные. Мы не производим даже винторулевых колонок, потребность в которых колоссальная. Российский завод «Пелла» за 15 лет построил 106 буксиров, на каждый из которых устанавливается по 2 винторулевые колонки. Сегодня все они производены фирмой «Rolls-Royce». И хотя колонки не сложные (меньше 1МВт), никто из отечественных производителей не взялся за их производство.  На третьем корпусе ледоколов - «Новороссийске» судостроительная корпорация поставила цель добиться 50% объема стоимости судна.

В судостроении задачи ИЗ наиболее удачно решаются административно. На наш взгляд, это единственно возможный путь в современных условиях. В 2015 г. была сформирована программа ИЗ в области шельфовой техники, которую утвердил Минпромторг. В сентябре должно начаться финансирование первых 6 из 14 утвержденных проектов. В настоящее время государственная программа «Развитие судостроения» готовится к переформатированию под потребности ИЗ – задачи по проектированию и технологической подготовке, производству различного вида общесудового и технологического оборудования.

На сегодняшний день главная задача заключается не в строительстве больших судов, а в налаживании производства комплектующих. Это даст значительно больший экономический эффект при меньших капиталовложениях.

 

Подводя итог выступлениям представителей разных отраслей отечественной промышленности, можно сделать вывод, что импортозамещение, хоть и со скрипом, из политического лозунга превращается в реальность, но требуется ещё множество доработок в области законодательства, и главное – «определенная доля оптимизма» у самих исполнителей, без которой ни одну серьезную проблему не решить.

P.S. 10 сентября наш город впервые отметил профессиональный праздник День Санкт-Петербургской промышленности. И этот факт вселяет оптимизм, потому что в конце 1990-х гг. "лучший министр финансов" А.Чубайс на обращение промышленников ответил, что денег для отечественной промышленности у него нет. За два с половиной десятилетия положительные сдвиги произошли в нашем отечестве.

 

По материалам семинаров в Центре импортозамещения и локализации СПб подготовила Т.А.Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Экономика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Экономика:
Создание ядерного щита Отечества

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Импортозамещение - лозунг или насущная необходимость (Всего: 0)
от Гость на 21/09/2016
Говорильня с красивыми цифирями


[ Ответить на это ]


Re: Импортозамещение - лозунг или насущная необходимость (Всего: 0)
от Гость на 21/09/2016
Согласен, коллега! Много пафоса. На мой взгляд, всё наше импортозамещение закончится сразу же, когда закончатся соответствующие субсидии от государства.


[ Ответить на это ]


Re: Импортозамещение - лозунг или насущная необходимость (Всего: 0)
от Гость на 21/09/2016
Импортозамещение по большому счету еще и не начиналось.  Но оно возможно при смене экономической модели в этом царстве-государстве. Смену экономической модели существующая власть провести не сможет - они живут на нефти и им ничего не надо. Так что со сменой поколений может что то и будет, если раньше Россия не развалится.


[
Ответить на это ]


Re: Импортозамещение - лозунг или насущная необходимость (Всего: 0)
от Гость на 22/09/2016
Главная проблема ИЗ в докладе озвучена: "Потребитель предпочитает те продукты и технологии, которые имеют лучшее соотношение цена-качество".


[
Ответить на это ]


Re: Импортозамещение - лозунг или насущная необходимость (Всего: 0)
от Гость на 28/09/2016
РАСУ то собирается импортозамещать?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru