proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[23/03/2016]     Прощай, оружие ответного удара!

Олег Химаныч, морской историк


Знаменитые «Акулы» Сергея Ковалёва уходят в океан истории.

И всё-таки они уходят – грозные и уникальные ракетоносцы академика Сергея Никитича Ковалёва, самые крупные подводные корабли в истории мирового мореплавания, занесённые в Книгу рекордов Гиннесса…


Всего их было шесть. На нынешнюю пору оставались трое – ТК-17 «Архангельск», ТК-20 «Северсталь» и К-208 «Дмитрий Донской». Последний является ходовым кораблём. «Архангельск», «Северсталь» ждали своей участи у причала Беломорской военно-морской базы. Ждали и обречённо, и с надеждой много лет, такое впечатление - рука утилизаторов никак не поднималась пустить их на шихту. Время от времени озвучивались идеи продлить им срок службы – и дельные идеи, и те, что на грани бреда. И вот тихо оглашённый приговор: 10 марта на портале государственных закупок появился документ от корпорации «Росатом», в нём говорится, что на демонтаж обтекателей и крышек пусковых шахт атомной подлодки ТК-17 «Архангельск» планируется потратить 28,6 млн рублей. Деньги выделены – процесс пошёл.


Нам было что защищать

С ковалёвских атомных подводных кораблей-ракетоносцев я ушёл в журналистику. Было это весной 1975-го. Последующий проект Сергея Никитича, 941-й, достиг уже финишной стадии разработки, и до закладки первой «Акулы» на северодвинском стапеле оставался год. Но связи мои с производством оказались достаточно прочными, чтобы в целом понимать, а потом и отслеживать огромное (во всех отношениях) дело, лучших конструкторов страны и лучших корабелов Севмаша.

Любителям рассуждать об агрессивных планах Советского Союза напомню – решение строить «Акулы» было принято только после того, как США отклонили наше предложение отказаться от создания подлодок класса Ohio. В этом смысле «Акулы» однозначно явились средством сдерживания, оружием ответного удара. Кое-кто сегодня об этом забыл, а скорее, сделал вид, что забыл. Таким можно напомнить слова генсека Л.И. Брежнева на XXVI съезде КПСС: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-1». Аналогичная система «Тайфун» имеется у нас».

Первую «Акулу», заказ 711, выводили из эллинга 27 сентября 1980-го. Главное фото, сделанное тогда, уверен, помнят многие северодвинцы, мои сверстники. На внушительном носовом обтекателе подлодки – огромное полотнище Военно-морского флага (из-за размеров его специально заказывали на фабрике), чуть ниже слева крупно в три строки: «Нам есть что защищать. У нас есть чем защищать. У нас есть кому защищать», по центру - стилизованное изображение атакующей акулы, и дальше, уже справа: «Агрессивные планы США не пройдут!» Защитить каждая из «Акул» могла двадцатью межконтинентальными баллистическими ракетами с разделяющимися боевыми частями. И оставьте стенания, господа пацифисты! Все мы тогда, как говорится от мала до велика, гордились этими словами и причастностью нашего города к ним!


Рекорды для Гиннесса

Он и сегодня восхищает и внушает трепет – ковалёвский корабль 941-го проекта, ходящая по морю, ныряющая в его глубины махина: свыше 172 метров в длину, больше 23 метров в ширину, 23200 тонн стандартного водоизмещения, а если полное и с балластом – все 40 тысяч тонн! Многих «Акулы» удивляли (если не поражали) своей необычной архитектурой. Так вот, прежде чем они получили такие очертания, конструкторы проработали свыше двухсот вариантов. Только вдумайтесь – свыше двухсот!

Другой вопрос, что «Акулы» оказались не только самыми крупными подлодками в мире, но и самыми надёжными! Сергей Никитич Ковалёв, помнится, популярно пояснял данный феномен… В двух прочных корпусах две автономные энергетические установки, каждая работает на свой винт, и проблемы одной из них никак не сказываются на работоспособности другой. Прочные корпуса соединены между собой в носу, в корме и в средней части – в крайнем случая (тяжёлая авария) личный состав имеет возможность перейти из одного в другой.

Любая авария каждой из двадцати ракет не ведёт к повреждению корпуса и травмированию людей – ракетные шахты вынесены вне корпусов. Точная цитата от Сергея Никитича: «Можно утверждать, что многие аварии, закончившиеся для других подводных лодок трагически, на лодке проекта 941 к таким последствиям не привели бы».


«Зубры» эпохи

Севмаш строил ковалёвские «Акулы» в кооперации с более чем 1000 предприятий Советского Союза - почувствуйте масштаб! В орбите создания кораблей 941-го проекта вращались крупные личности не только по должности, но и по организаторским способностям: Дмитрий Фёдорович Устинов, Борис Евстафьевич Бутома, Сергей Александрович Афанасьев, Игорь Сергеевич Белоусов… Есть ли сегодня такие «зубры» у России?! А имеются ли второй Виктор Петрович Макеев или Игорь Дмитриевич Спасский?! «Твёрдое» топливо для ракет «Акулы» создавал Борис Петрович Жуков, системы управления ракетой - Николай Александрович Семихатов, бортовые гироприборы - Вячеслав Павлович Арефьев. Все они академики-практики! И снова сомнительно: есть ли такие умы у России сегодня?! Потому что сегодня видим междоусобицу в академии, попытки напялить рыночный колпак на фундаментальную науку, куцый и косноязычный ЕГЭ, больше походящий на лотерею, чем на экзамен. Скажете, мол, нынче другая эпоха? Самое страшное - эту эпоху мы придумали и сляпали себе сами.


Без единого выстрела!

«Акулы» - тяжёлые ракетные крейсера - были сведены в 18-ю дивизию подлодок Северного флота. С кольской базы выходили они в океан, держали там ядерный паритет, осваивали подлёдные пространства Арктики, вплоть до Северного полюса, несли боевое дежурство, вели практические учебные пуски ракет.

Главным их оружием являлись трёхступенчатые твёрдотопливные межконтинентальные ракеты Р-39 (РСМ-52) комплекса Д-19. По дальности полёта, по забрасываемой массе, количеству боевых частей они превосходили американский аналог Trident, и это безусловный плюс. Минусом были крупные габариты – здесь сказалось многолетнее отставание Союза в создании твёрдотопливных ракет. Однако, как и сама подлодка, они показали высокую степень надёжности – только в период испытании было «отстреляно» порядка 20 ракет, и без единого сбоя! Казалось бы, чего желать лучше! Однако в 1988-м производство комплекса Д-19 остановили. Пытались, было, разработать замену – Д-19УТТХ, но неудачно. После подписания договора ОСВ-2 в припадке любвеобилия к США наши политики вообще согласились на ликвидацию трёх «Акул», причём на фоне продления срока службы американских подлодок Ohio до 2023—2026 года!

Резали мы свои корабли сами, на деньги США и Канады по программе «Совместное уменьшение угрозы». То-то была радость у «супостата» - уничтожили без единого выстрела и русскими руками половину русских «Акул»!

В боевых порядках, хотя и без ракет, оставались ещё ТК-17 «Архангельск» (последний выход в море в 2004-м), ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство в 2002-м), а также переоборудованная под испытания ракет «Булава» подлодка К-208 «Дмитрий Донской»… А потом началось нечто похожее на водевиль в провинциальном театре, где актёры к тому же запутались в тексте.

Правда, актёрами в данном случае выступали высокие государственные мужи. В августе 2007 года главком ВМФ Владимир Масорин заявил, что модернизация «Акул» под ракетный комплекс «Булава-М» не предусмотрена до 2015 года. В мае 2010 года уже другой главком - Владимир Высоцкий: подлодки проекта 941 будут находиться в боевых порядках флота до 2019 года. Мол, их модернизационные возможности очень большие и вполне годится вариант с размещением на них крылатых ракет, как на лодках класса Ohio в США. Однако уже в сентябре следующего года наше Минобороны заявило, что «Акулы» якобы не укладываются в лимиты договора СНВ-3 и, как избыточно дорогие в сравнении с ракетоносцами типа «Борей», будут списаны и утилизированы до 2014 года, так как варианты переоборудования их в транспортные или подлодки-арсеналы чрезмерно дороги. А затем – здравствуйте, я ваша тётя - вице-премьер Дмитрий Рогозин: Россия решила временно отказаться от утилизации. Срок годности подлодок продлят до 30-35 лет, а на «Акулах» каждые семь лет будут менять электронику и вооружение. В феврале 2012 года ещё хлеще: оказывается, основное вооружение «Акул» - ракеты РСМ-52 утилизированы не полностью, и поэтому до 2020 года возможен ввод в строй «Северстали» и «Архангельска». И тут же в марте: подводные лодки проекта 941 не будут модернизированы по финансовым соображениям, ибо глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 «Борей»…

«Водевиль» меж тем закончился печально - утилизацией…

* * *

Мне знакомо чувство гордости корабела, и знаю людей, которыми и сегодня оно владеет, когда разговор заходит о созданных на Севмаше кораблях. Это радует, потому что означает - не всё ещё в нашем изуродованном обществе забыто, растрачено, утеряно. Замечательно, что порой это чувство, будто по наследству, переходит к сыновьям, которые гордятся, что труд родителей вложен в такие уникальные подлодки, как «Золотая рыбка» (661-й проект), «Комсомолец», те же «Акулы»…

Кстати, доводилось слышать, мол, «Акулы» были любимыми творениями Ковалёва. Берут сомнения. Уже потому, что у творца нет нелюбимых творений, любое детище ему дорого. И потом, сложилось впечатление, что не только законной инженерной гордости, но и человеческой теплоты в словах Сергея Никитича было больше, когда рассказывал он о своих подводных ракетоносцах из серии проекта 667. Впрочем, вопрос этот слишком субъективный…

А вот понимал ли генеральный конструктор Ковалёв - современник и свидетель того, как «прораб перестройки» Ельцин громил отечественный флот и Отечество в целом, - всю обречённость своего проекта 941 – уникальных «Акул»? Думаю, да. Мудрейший академик Ковалёв, выдающийся инженер и провидец, не мог этого не понимать. И всё же нет - нет да и ловлю себя на мысли: хорошо, что Сергей Никитич не застал последнего решения «Росатома»…


"Северная неделя", 23.03.2016

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.66
Ответов: 9


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 24 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 23/03/2016
Когда не Государственная воля решает ВСЁ, а деньги, - значит это уже не Государство... ВИП


[ Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 23/03/2016
   Может хватит уже плакать об СССР. Для полноты картины надо бы еще вспомнить о Берии, Ежове, Кобулове, коменданте МГБ СССР Блохине, расстрелявшем лично из немецкого Вальтера порядка 12000 человек наших соотечественников, и прочий сталинский сброд. Народ как был нищим, таким он и остается. Только бы и пиз..ть о ракетах, танках, пушках, саблях, наганах и прочем хламе.


[ Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
Вот вам и не "петь"! Начитались ужастиков, а я жил и при Сталине и всех последующих. Это была Великая страна, и для её защиты нужны были мощные вооружения. А для вас требуется только сердюковщина. Ей и захлебнётесь. Извините за резкость. Но каков привет, таков и ответ. ВИП


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
проект 941 "Акула" - 20 БРПЛтип "Трайдент" (водоизмещение в разы меньше) - 24 БРПЛ


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2016
проект 941 "Акула" - 20 БРПЛтип "Трайдент" (водоизмещение в разы меньше) - 24 БРПЛ

----------------------------------------

БРППЛы разные по мегатоннам и количеству боевых частей.
Амеры боялись это подводной платформы, все таки вещь сташненькая.


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
Жалко Вас, прохфессор, пржили долгую жизнь и так ничего и не поняли.


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
Это Вас жалко, "непрохвесор", не знаю, сколько прожили, но научились только ядовитой слюной в бессильной злобе брызгать. Примите соболезнования!


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2016
Жалко Вас, прохфессор, пржили долгую жизнь и так ничего и не поняли

--------------------------------

Как то все достижения были сделаны именно во времена СССР и не "общечеловеками" вопящими о "демократических евроценностях".

Но вы историю эту и не знаете. А что в России создано за столько лет развала?

НИЧЕГО. Только разрушение.


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
Зато как весело тебе сейчас!!
Кругом сплошная демократия и рынок. 3,14зди о чём угодно и сколько угодно, особенно если за это платят. Правда страна (не говорю твоя родина, у тебя она там, где больше всего "общечеловеческих ценностей", т.е. денег) почти превращена в независимую (от своего народа) банановую республику, но это неважно. Опять же можно по3,14здить вместе с мемориалом по поводу 20 млн. жертв "сталинского сброда" и тебе за это ничего не будет, а может даже что-нибудь заплатят наши"западные партнёры".


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
Что и требовалось доказать. Примите соболезнования еще раз.


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
Да господь с вами и с вашими "соболезнованиями". Пустили вонь - и ступайте себе. Удивляюсь многоуважаемому ВИП: и хватает же у человека терпения и небрезгливости общаться с такой мразью...


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2016
Что и требовалось доказать. Примите соболезнования еще раз.

---------------------------------------------

А что? Исторические факты требуют соболезнования? 

Ну тогда может начнем с Варфрломеевской  ночи?

Или с резерваций индейцев в США?

Или с бомбежек Югославии?

Юноша соболезнующий - учите историю хорошо!

.... двоечник сорбонский блин...

и как их там в  европах учат...


Ядерщик


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2016
Может хватит уже плакать об СССР. Для полноты картины надо бы еще вспомнить о Берии, Ежове, Кобулове, коменданте МГБ СССР Блохине, расстрелявшем лично из немецкого Вальтера порядка 12000 человек наших соотечественников, и прочий сталинский сброд. Народ как был нищим, таким он и остается. Только бы и пиз..ть о ракетах, танках, пушках, саблях, наганах и прочем хламе.


----------------------------------

Вы сайт перепутали - вам не сюда а туда где И.Сталина ругают обиженные и перепуганные

А в данном случае рассмотрена технология атомоходов. Кстати - не самая лучшая хотя и комфортная.


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 01/04/2016
идиот память у тебя такая же 


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
Уважаемый морской историк! Не хотите ли вспомнить "Альфу"? Которая "Корабль, опередивший время"? Вот уж кого похоронили и сделали все возможное, чтобы даже памяти не осталось. Может быть, следовало бы восстановить хотя бы историческую справедливость, если уж государству сам корабль оказался не нужен? Те, кто работал в этом проекте, еще не все умерли, но дело к тому движется. Ведь когда-нибудь "дойдет" до лиц, принимающих решения, ЧТО ИМЕННО потерял флот в "лице Альфы", только смогут ли восстановить эту уникальную ядерную технологию? Не придется ли локти кусать?


[ Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
Оооо... "Альфа", Ту-144 как и Никола Тесла, далеко опередили свое время....
Похоже, встретимся с ними в следующей жизни.


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2016
Ну, у тебя-то никакой "следующей жизни" не будет. Сгниешь. А что не сгниет - червяки съедят. Туда и дорога.


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2016
Ну, у тебя-то никакой "следующей жизни" не будет. Сгниешь. А что не сгниет - червяки съедят. Туда и дорога.

-------------------------------------------------------

Юноша, злобствование разрушает психику!

Поберегите себя!


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 31/03/2016
Возможно, что злобствование - разрушает. Однако в данном случае мы имеем констатацию факта. Или вы, мудрый аксакал, собрались жить вечно? Это вы напрасно.


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2016
Хорошая статья. Спасибо, Олег Химаныч.


[ Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2016
Спасибо автору! А на этих шавок не обращайте внимания. - Много чести им.


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 28/03/2016
Статья правдивая. ТОлько не ясен обвинительный уклон в адрес Росатома. Акулу жалко до невозможности, но ведь решения на флоте принимают и в Правительстве


[ Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 28/03/2016
А для чего нужны эти "водовозы", если строятся новые лодки типа "Борей"?


[
Ответить на это ]


Re: Прощай, оружие ответного удара! (Всего: 0)
от Гость на 01/04/2016
Напомню, что на этих водовозах Евгений Павлович Велихов в начале 2000-х предлагал транспортировать из России в Европу северную  нефть.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru