proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[05/08/2015]     Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки

На атомной подводной лодке, которая на Чажминском СРЗ была оформлена как «заказ №175», заканчивался штатный процесс перезарядки реакторов (К-431 была оснащена двумя реакторами на тепловых нейтронах типа «ВМ-А» мощностью 72 МВт). Операция, на которую отводится 45 суток, изрядно затянулась: по плану работы должны были закончиться в конце мая, однако после известных «апрельских тезисов 1985 года» генсека Политбюро ЦК КПСС Горбачева «ускорение промышленности» еще не началось… зато наступило время летних отпусков классных специалистов, поэтому с перезарядкой «зон» на «заказе» в Чажме не управились и к августу.


Кто работает в субботу?

Истекали все мыслимые сроки ремонта; в пятницу, 9 августа 1985 года, когда уже была установлена на место и уплотнена тяжелая верхняя крышка реактора, обнаружилась ее негерметичность(причиной стал огарок электрода, случайно оставленный сварщиком на комингсе стыковочного узла под прокладкой).

Спешка и халатность рабочего и начальника смены перегрузки, который был обязан лично удостовериться в отсутствии посторонних предметов на комингсе, положили начало дальнейшим трагическим событиям.

К-431 стояла у пирса № 3 третьим корпусом, к ней была пришвартована плавмастерская, специально оборудованная для обеспечения операции по перегрузке реакторов. Первым корпусом к пирсу стояло контрольно-дозиметрическое судно (ПКСД), вторым — также ремонтировавшаяся АПЛ К-42 «Рязанский комсомолец».

Перегрузку под контролем экипажа выполняли специалисты высокой квалификации - офицеры береговой технической базы (БТБ), выполнившие не один десяток таких операций. Естественно, они торопились – выходной же! Поэтому при выполнении набившей оскомину привычной операции в выходной день работали «втишь» и игнорировали множество положений ядерной безопасности, например не объявили по заводу команду «Атом», которая обязательна при выполнении операции.

К полудню крышку реактора полностью освободили от креплений и краном плавмастерской стали ее поднимать.

Но… волной качнуло плавмастерскую, повело стрелу плавкрана, крышку перекосило, и она, зацепив компенсирующую решетку реактора, потянула вместе с ней вверх урановые ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы). После этого произошла самопроизвольная цепная ядерная реакция деления ядер урана реактора левого борта. В лодке грянул тепловой мини-атомный взрыв, которым была разрушена активная зона реактора.

Вместе с реактором от взрыва погибли восемь офицеров и два матроса заряжающей смены ПТБ и экипажа.

Уровень радиации составлял 90 000 рентген в час.

На тонущей лодке (многотонная крышка реактора была подброшена взрывом на несколько сотен метров, а затем рухнула на атомную субмарину, пробив ее прочный корпус) начался пожар, сопровождавшийся мощными выбросами радиоактивной пыли и пара.

Вся активная часть реактора была выброшена за пределы лодки.

Тушением радиоактивной субмарины занимались неподготовленные работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок – без спецодежды и спецтехники. Они же и потушили пожар за два с половиной часа.

Специалисты ТОФ прибыли на место ЧП через три часа после взрыва. Но… ликвидаторы аварии просидели на заражённой территории до двух часов ночи в ожидании спецодежды.

Тем временем сформировался очаг радио-активного загрязнения дна акватории бухты Чажма. Под действием течений радиоактивное загрязнение постепенно перемещалось по направлению к выходу из бухты Чажма.

Корпус лодки К-431 дал течь, и она была отбуксирована с помощью понтонов на долговременное хранение в бухту Павловск в ЗАТО Фокино.

В Багдаде все спокойно

На месте аварии был установлен режим информационной блокады, завод был оцеплен, пропускной режим завода усилен, отключена связь поселка с внешним миром.

Но никакая предупредительная и разъяснительная работа с населением не проводилась, ввиду чего активно грибничавшее и рыбачившее в августе 1985 года население поселка получило дозу радиационного облучения.

В результате аварии пострадали 290 человек. Из них десять погибли в момент аварии, у десяти зафиксирована острая лучевая болезнь, у тридцати девяти — лучевая реакция; в основном пострадали военнослужащие, которые первыми приступили к ликвидации последствий катастрофы.

Уже в первые сутки после аварии в госпитале Фокино и спецотделении главного госпиталя ТОФ насчитывалось 114 человек, получивших высокие дозы радиоактивного облучения. К ним постепенно прибавлялся заражавшийся от них персонал госпиталя.

Часть пострадавших была переправлена спецрейсом в военно-лечебные учреждения Ленинграда.

Останки 10 погибших, собранные буквально по частям в разных местах бухты (по ним удалось опознать только капитана 2 ранга Целуйко и капитана 3 ранга Дедушкина), из-за их немыслимой радиоактивности предали огню в печи одного из заводов Большого Камня, а затем символический пепел поделили на 10 металлических капсул и захоронили на большой глубине под толстым слоем бетона на территории могильника радиоактивных отходов на мысе Сысоева.

В результате взрыва на К-431 пострадали несколько боевых единиц ТОФ. Наиболее серьезно ПМ-133, а также дизельная и атомная подводные лодки.

Причем атомную подлодку К-42 («Ростовский комсомолец»), которая только что заменила в реакторах активную зону и готовилась к выходу в море, пришлось вывести из боевого состава ТОФ и отправить в отстой.

Число пострадавших от радиации Чажмы со временем превысило тысячу человек, от лучевой болезни скончались несколько участников ликвидации аварии.

Считается, что в Шкотово-22 по-прежнему остается целый ряд локальных мест с радиоактивными аномалиями, опасными для людей: прежде всего сам эпицентр аварии и бухта, на дне которой осело около 75% радиоактивного выброса.

Крайними стали все

Аварию (до Чернобыля с начавшейся эрой гласности оставалось девять месяцев) на ТОФ и в Приморье засекретили. О погибших говорили шепотом, вот полный список их имен: капитан 3 ранга Анатолий Дедушкин, капитан 3 ранга Владимир Комаров, капитан 2 ранга Виктор Целуйко, капитан 3 ранга Александр Лазарев, капитан-лейтенант Валерий Коргин, старшие лейтенанты Герман Филиппов, Александр Ганза, Сергей Винник, матросы Николай Хохлюк, Игорь Прохоров.

А виновным в аварии назначили офицера штаба бригады, нахватавшегося радиации в ходе ликвидации аварии и ставшего инвалидом; ему дали три года условно.

Приморью дико повезло

В аварийных выбросах в Чажме, как и в Чернобыле, преобладали продукты деления урана, однако их радионуклидный состав резко отличался. При аварии в Чажме цепная реакция возникла в свежем,как в атомной бомбе, только что загруженном топливе, которое еще не работало в ядерном реакторе и в нем отсутствовали долгоживущие, «грязные» изотопы. То есть активность радиоиода была ничтожно малой, поэтому переоблучению подверглись только военнослужащие стоящих рядом судов и работники береговой технической базы.

Из-за резкого различия начальной активности ядерного топлива, мощности реакторов и длительности радиоактивного выброса авария на атомной подводной лодке в Чажме вызвала во много раз меньшие радиоэкологические последствия, чем авария на Чернобыльской АЭС. Считается, что уровень загрязнения у нас был, по крайней мере, в 10 миллионов раз слабее, чем после аварии в Чернобыле, и реальной угрозы жизни и здоровью людей не представлял.

Тем не менее жертвы радиационного поражения в Чажме были и есть.

Комментарий

Виктор Михайлович Храмцов, вице-адмирал запаса, бывший командующий 4-й флотилией АПЛ ТОФ, в состав которой входила К-431, лично участвовавший в ликвидации последствий ядерной катастрофы, говорил так:

- Ядерная катастрофа в Приморье не предупредила Чернобыль. Ведь в Чажминской, и в Чернобыльской катастрофах причина была одна и та же: высококвалифицированные специалисты нарушили инструкции, потому что уже свыклись с атомом, считали, что с ним можно обращаться на ты.

Если бы после катастрофы в Чажме прозвучали правдивые доклады, уверен, что тогда были бы приняты оргмеры, созданы комиссии по проверке всех ядерных объектов СССР, по проверке компетентности, технической культуры персонала таких объектов.

Тогда и на Чернобыльской АЭС были бы сделаны выводы из катастрофы в Чажме, и, возможно, не пришел бы черный для всей планеты день - 26 апреля 1986 года.

Высокие чины ВМФ и ТОФ остались в стороне, усидели в своих креслах, имея возможность использовать своё высокое служебное положение в корыстных целях. И их не особенно волновала судьба сотен и тысяч ликвидаторов, офицеров и матросов, солдат строительных отрядов, сил гражданской обороны. Всех, кто выполнил опасную работу по ликвидации последствий взрыва. Всех, кто работал в Чажме до апреля 1986 года.

Напомню: выделилось огромное количество энергии, произошел выброс всего, что было в реакторе, над ним и рядом с ним вверх. Перегрузочный домик сгорел и испарился, сгорели в этой вспышке офицеры-перегрузчики, кран на плавмастерской вырвало и выбросило в бухту.

Ветер со стороны бухты нес радиацию на завод и поселок.

Это произошло в 12.05.

Я в это время находился на борту самолета, подлетавшего к Владивостоку (командный состав ТОФ находился в Москве у ГК ВМФ и возвращался домой).

В аэропорту Владивостока узнал об аварии, сел в машину и поехал на завод. Прибыл в 16.00, машина въехала прямо к пирсу, где стояла К-431.

Всюду пусто, ни души. Обстановку оценил мгновенно.

Стало ясно - К-431 тонет, реакторный отсек заполнен водой, вода уже поступает в кормовые отсеки.

Глубина у пирса - 15 м. Осадка у К-431 - 7,0 м. Лодка утонет у пирса… Решение пришло сразу: ПЛА посадить на осушку, как в док, но для этого необходимо убрать на рейд ПМ-133, освободить К-431 от всякого рода концов: швартовов, электрокабелей, вентиляционных систем переходного и энергетического мостиков.

Как все сделать одному?

И вдруг из ограждения рубки К-42 вышел дежурный по этому кораблю, капитан-лейтенант.
К сожалению, я не запомнил его фамилию.

Вместе с ним мы стали освобождать тонущую лодку от всего, что связывало ее с берегом. Отогнали ПМ-31, и в этот момент к аварийной АПЛ подошел морской буксир.

Я его капитану дал команду полным ходом тянуть К-431 на берег до посадки на грунт.
Мы с капитан-лейтенантом в это время рубили пожарными топорами все, что можно было перерубить, снимали то, что можно было снять, сломать под тягой буксира.

Вот так мы и освободили К-431, и морской буксир на полном ходу посадил ее на осушку.

Лодка перестала тонуть. Затем прибыла с флотилии аварийная партия во главе с моим заместителем по электромеханической части инженер-капитаном 1 ранга Надточием. В составе аварийной партии были только офицеры штаба флотилии.

Они осушили реакторный отсек.

АПЛ подвсплыла, потом заварили рваный борт, и К-431 снова поставили к дозиметрическому судну первым корпусом.

Вместе с аварийной партией прибыли офицеры службы радиационной безопасности (СРБ) флотилии и начали обмеры зоны аварии.

В зоне аварии и на самой АПЛ работали офицеры штаба флотилии и СРБ.

Матросы срочной службы не использовались.

Работа продолжалась до 16.00 23 августа. Ежедневно группа, проработавшая в зоне аварии, отправлялась в госпиталь, где у них брали кровь на анализ.

На следующий день на лодке работала новая группа.

Всего через зону аварии прошло около 150 человек.

Василий БУСЛАЕВ.

Справка МК. К-431 - атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 675, построена в 1964-1965 годах в Комсомольске-на-Амуре. С 1965 по 1984 год совершила семь автономных походов. За время службы прошла 181 051 милю за 21 392 ходовых часа. Выведена из состава ТОФ после радиационной аварии в бухте Чажма (посёлок Шкотово-22), когда во время перезарядки реактора на лодке произошёл тепловой взрыв.

Александр Васейкин

«Московский комсомолец», 05.08.2015  

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.37
Ответов: 8


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 22 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 05/08/2015
Помимо Чажмы на наших АПЛ было, как минимум, еще 3 реактивностных аварии. В основном по причине непродуманностей в проектах. На всех лодках повезло в том, что RIA происходили на свежем топливе после перезагрузок. Поэтому сопровождались они выбросом только короткоживущей радиоактивности. А если в конце кампании компенсирующую решетку сдернуть, то Чажма будет вспоминаться как утренник в детском саду.
Еще одной больной проблемой на лодках являются частые пожары. Давно уж пора перейти на негорючие кабели и другие негорючие материалы и технологии. Ведь деньжищ то в лодки втюхивается немерено!  
Страна только тогда будет жить хорошо, когда люди будут думать друг о друге и жалеть друг друга. А пока всем все пофиг, будем, как на вулкане: то там что-нибудь рухнет, то тут что-нибудь рванет, сгорит или разверзнется... 


[ Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 05/08/2015
Золотые слова...


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 05/08/2015
(А если в конце кампании компенсирующую решетку сдернуть...) то запаса реактивности может и не хватить?


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 06/08/2015
Страна только тогда будет жить хорошо, когда люди будут думать друг о друге и жалеть друг друга.
Это в России то? Гы,гы,гы!!! НИКОГДА вы не будете жить хорошо, страна рабов, страна свиней, потому как у вас в свинарнике еаждый друг лругу волк. Вот и жрете друг друга.


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 09/08/2015
Да, есть, конечно, доля истины в словах этого бандеровского чмошника. Нужно, действительно, с уважением относиться друг к другу и быть нетерпимыми к всяким взяточникам, бандитам, продажным чинушам и прочей шушере. Не нужно лелеять себя мыслью, что у бандерлогов всё намного хуже - у себя нужно наводить порядок.


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 17/08/2015
 как минимум, еще 3 реактивностных аварии

................................

отдна из них так называемая авария "Коржа"


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 26/08/2015
Аварий было значительно больше. Вы что называете "радиоактивной аварией"? Чисто дети, ей Богу. Радиационные аврарии, аварии с критичностью, прочие... чего я тут буду объяснять?  


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 05/08/2015
Но… волной качнуло плавмастерскую, повело стрелу плавкрана, крышку перекосило, и она, зацепив компенсирующую решетку реактора, потянула вместе с ней вверх урановые ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы).


А точно "потянуло" вверх именно твэлы?

А не стержни-поглотители?

Видимо, г-ну Васейкину не объяснили разницу между ними, а она есть, и весьма существенная.


И как-то не улавливается "сходство" между Чажмой и Чернобылем - какая такая "одна ошибка" действовала и там, и там?

Эдак можно провести параллель между Тримайл-Айлендом и Фукусимой: в обоих случаях персонал бездействовал либо принимал решения, не соответствовавшие текущей ситуации.


[ Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 08/08/2015
... а не стержни-поглотители... Конечно поглотители. Крышка реактора ВМ-А устроена так, что через центр ее проходит шток для подсоединения ИМ компенсирующей решетки(КР). ИМ КР был отсоединен и установлена заглушка для предотвращения возможного подъема КР. При демонтаже крышки главная опасность предотвращение защемления штока КР в отверстии крышки. Поэтому крышку подрывают спецдомкратами с постоянным контролем нейтронного потока (датчик вводят в центр зоны) контролируя уровень горизонта. Только когда исключена возможность зацепления штока решетки - дальнейший подъем осуществляет подъемный кран. Все фиксируется в журнале. Стропа подсоединили раньше отметки безопасности. Кран потащил крышку вместе с компенсирующей решеткой и запустил ядерную реакцию. 15-тонная крышка, как пуля, вылетела из реактора. Волна здесь абсолютно не причем.


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 09/08/2015

Спасибо за разъяснение.

С судовыми реакторами дела не имел, теперь буду знать.


По сабжу: увы, очередной малограмотный журналистик, которому "на пальцах" описали ситуацию, делает масштабные обобщения.




[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 26/08/2015
Бэсполэзно...


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 07/08/2015
Когда в одном месте статьи АПЛ К-42 называется "Рязанский комсомолец", а в другом - "Ростовский комсомолец", как-то не очень верится в документальность повести.


[ Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 07/08/2015
Так ведь писано-то "Московским комсомольцем", а там все журналюги такие. Неряшливые и брехливые.


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 07/08/2015
В США выявлены проблемы на трёх новейших подлодках В Соединённых Штатах введены ограничения на эксплуатацию трёх новейших подводных лодок – «Миннесота», «Северная Дакота» и «Джон Уорнер». У них выявлены проблемы в одном их ключевых компонентов парогенераторной установки.
Как заявил официальный представитель командования ВМС Рори О'Коннор, использование подлодок «ограничено до завершения расследования», передаёт ТАСС.
Как уточнил О'Коннор, установлено, что патрубки парогенераторов «требуют дополнительной проверки и ремонта из-за несанкционированных и незадекларированных сварочных работ». Именно после этих работ и возникли неполадки, выявленные весной. Через патрубки пар проходит из реакторной установки субмарины к главным турбинам.
Как отмечает сетевое издание Defence News, в конце июля планировалось завершить подготовку подлодки «Миннесота» к вводу на вооружение ВМС США. Подготовка «Северной Дакоты» должна была начаться в ближайшие недели. "Джон Уорнер" поступила на вооружение ВМС в прошлую субботу. http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2168401 [tass.ru]


[ Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2015
И в названии ошибка, и в тексте. Никакого отношения авария в Чажме не имеет к Чернобылю. Там совсем другое. Написана дилетантом, хотя бы потрудился поговорить со специалистами.


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2015
Эх, Васейкин, Васейкин... .


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2015
Так он по-другому просто не умеет


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2015
Мужики, пятнадцать лет назад произошла трагедия на АПЛ "Курск". Неужели никто из вас не выскажется по этому поводу? Неужели никто не вспомнит погибших моряков?


[ Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 10/08/2015
Ну так выскажись сам. Если, конечно, есть что сказать.


[
Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 11/08/2015
"Гы,гы,гы!!! НИКОГДА вы не будете жить хорошо, страна рабов, страна свиней, потому как у вас в свинарнике еаждый друг лругу волк. Вот и жрете друг друга..."
У того кто это написал нет Родины. Таких "перекати-поле" нынче много по всему миру катается, потому как корней нету. И Бога в душе нет. Одна злоба, злорадство и тоска по брошенной матери.  


[ Ответить на это ]


Re: Расследование: Чернобыль и Чажма - дети одной ошибки (Всего: 0)
от Гость на 17/08/2015
Гы,гы,гы!!! НИКОГДА вы не будете жить хорошо, страна рабов, страна свиней, потому как у вас в свинарнике еаждый друг лругу волк. Вот и жрете друг друга..."

..............................................

Насколько я знаю - этот принцип вовсю действует в Европе и США!

Там рабство цивилизованное, завуалированное. Но реальное!

Приезжай в Росиию - тут разный народ живет, посмотришь  изнутри, может мозги поравняешь... )


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru