proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2017 год
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
РАСУ исполнился год. Что дальше?
Не закрывать РАСУ, оставить все как есть
Не закрывать РАСУ, но сменить руководство
Закрыть РАСУ, всех уволить, лучших - во ВНИИАЭС
Закрыть,найти другого главного конструктора АСУ ТП
Закрыть РАСУ и создать новое предприятие

Результаты
Другие опросы
Актуальная тема
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.

[29/05/2015]     Импортозамещение. Механизмы реализации

Одним из наиболее эффективных механизмов реализации программы импортозамещения (ИЗ), необходимого для активизации экономической среды РФ, содействия развитию предприятий, являются госзакупки. Программа импортозамещения предполагает создание условий для повышения конкурентоспособности, содействие продвижению на рынках, совершенствование нормативно-правовой базы, мониторинг ситуации в промышленности с целью выявления проблемных для ИЗ моментов, препятствующих нормальному развитию.



Функции регулятора процесса импортозамещения в отечественной промышленности возложены на государство. О том, что в этом направлении делается Министерством промышленности и торговли РФ, участникам конференции по импортозамещению (Санкт-Петербург, май 2015 г.) рассказал начальник отдела научно-технической политики МПТ РФ С.С. Клейменов.

Минпромторгом разработана дорожная карта «План содействия ИЗ в гражданских отраслях промышленности». Одновременно с этим планом были утверждены 20 отраслевых планов. Собрано около 4 тысяч заявок, половина из которых была отсеяна на основании перечня критичных видов продукции. К отраслям приоритета №1 (по критерию их влияния на экономическую безопасность, на национальную безопасность, отраслям, имеющим мультипликативный эффект и постоянный платежный спрос) отнесены: нефтегаз, автопром, судостроение и авиастроение. В отраслевые планы по ИЗ было включено 2061 позиций. Из них свыше 400 - по авиастроению (здесь уровень импортозависимости на сегодняшний день около 92% по номенклатуре). К 2020 г. поставлена задача снизить этот показатель до 72%. В вертолетостроении импортозависимость всего 25%.

В числе критических позиций по авиастроению: вспомогательные установки, радионавигационное оборудование, бортовые системы и т.д. Определен пул российских компаний, которые могут разрабатывать и поставлять необходимые изделия. В качестве основного источника финансирования является госпрограмма по развитию авиационной промышленности.

В станкостроении степень импортозависимости 88%. К 2020 г. планируется выйти на уровень 58%. При участии системного интегратора российской станкостроительной отрасли холдинга «Станкопром», в котором консолидированы ведущие российские станкостроительные предприятия, уже сегодня реализуются заделы этой отрасли. Запущено производство по выпуску линейки точных токарно-фрезерных обрабатывающих центров в г. Сасово Рязанской обл. В 2016 г. начнется производство ультрапрецизионного оборудования с выходом на серию. Поставлена задача потеснить мировых лидеров высокоточного оборудования.

Успешность реализации проектов по отраслевым планам зависит от получения долгосрочных заказов, которые сегодня возможны только по линии госзаказов. Минпромторг поддержало принятие поправок в 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (от 18 июля 2011 г.). С Минэкономразвития были проработаны и внесены в ГД поправки в 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (от 05.04.2013, ред. от 06.04.2015).

МПТ предложено оказывать помощь предприятиям на этапе разработки новой продукции за счет субсидий на НИОКР.

В 2014 г. на субсидии в 2,6 млрд руб. было заключено около 30 контрактов в 12 секторах. До конца 2016 г., при вложении 2,6 млрд руб., будет привлечено порядка 17 млрд руб. частных инвестиций. При наличии поддержки со стороны государства компании заинтересованы вкладывать свои средства в развитие производства.

Основным источником финансирования программы по ИЗ будет Фонд развития промышленности, созданный в августе 2014 г.  В капитал фонда уже перечислены 20 млрд руб. Исходя из параметров, заложенных в бюджете на 2015-2017 гг., дополнительно должно поступить еще 16 млрд руб. Фонд уже начал рассмотрение заявок на получение льготных кредитов – по ставке 5-6% годовых. В первую очередь льготные кредиты получат проекты, ориентированные на экспорт и импортозамещение, важна также инновационность производства. Основной задачей Фонда развития промышленности станет выдача займов промышленным предприятиям на этапе предбанковского финансирования с целью подготовки технико-экономических и финансово-экономических обоснований, проведения проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За последние 3 месяца получено более 800 заявок на сумму больше 800 млрд руб. Экспертный совет фонда проводит жесткий отбор заявок. Поддержку получат самые значимые проекты по тем отраслям промышленности, где у нас имеется наибольший провал. ФРП выбрал 10 производств, которым будет выделено 3,2 млрд рублей льготных займов под 5% годовых на срок до семи лет. Заключение договоров должно пройти в июне. В список проектов, в которые фонд будет инвестировать, попали фармацевтические, машиностроительные, научные проекты компаний "Уралвагонзавод", "Фармасинтез", Нанотехнологический центр композитов, "Воронежсельмаш", Уральский дизель-моторный завод и др.

В реализации производственных стадий проектов помогут субсидии на комплексный инвестпроект. Теперь по кредитам компенсируется 70% ключевой ставки, о чем так долго просили предприятия. Совместно с Минэкономразвития нам удалось преодолеть барьеры Минфина. За 2 недели получено около 230 заявок.

Постановление Правительства №244 (март 2015 г.), нацеленное на поддержку создания новых мощностей, пока не очень востребовано не отраслями промышленности, а банками. Со стороны кредитных организаций существует ещё ряд барьеров, которые необходимо преодолеть.

Важнейшую роль будут играть регуляторные механизмы: поправки к 44-ФЗ и к 223-ФЗ, а также ФЗ «О промышленной политике», в рамках которого разработан такой инструмент, как специнвестконтракт.  Специнвестконтракт, как инструмент содействия импортозамещению, будет востребован при реализации проектов локализации производств, при создании и развитии инфраструктуры, необходимой для интенсификации процессов импортозамещения и модернизации российской промышленности. Он предоставляет льготы по налогам на прибыль и на имущество.

 

Важной задачей является принятие закона о стандартизации, который позволит при осуществлении госзакупок отдавать предпочтение продукции, отвечающей требованиям национальных стандартов. Надеемся, что ГД  примет его во втором и третьем чтении в рамках весенней сессии.

Готовится также постановление по методике определения страны происхождения по 44-ФЗ.

 

Проблемы реализации программы импортозамещения весьма актуальны для крупнейшего промышленного центра России - Санкт-Петербурга. Наш город занимает первое место по продукции машиностроения. Машиностроение и металлургия формируют основной бюджет города. В программе ИЗ поставлена задача снижения к 2020 г. зависимости отечественной промышленности от импорта в 1,5 раза.

Одной из важнейших мер поддержки российских производителей должны стать преференции при осуществлении государственных и муниципальных закупок. В сентябре 2015 г. на площадке Ленэкспо начнет функционировать Центр импортозамещения и локализации (ЦИЛ СПб), который будет способствовать решению этих задач. О функциях и возможностях ЦИЛ рассказал председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга М.С.Мейксин.

На площадке ЦИЛ будет локализован ряд городских институтов поддержки ИЗ, росту локализации и развития производства, повышению конкурентоспособности промышленности СПб, потенциала технологических компетенций. Важным механизмом является содействие в продвижении продукции городской промышленности на рынках сбыта СПб и других субъектов РФ. Центр создает информационную инфраструктуру, способствующую субконтрактингу, коммуникации малых и крупных предприятий, потенциальных покупателей и производителей, содействующую продвижению отечественной продукции заказчикам всех уровней, в том числе через биржу контрактов. Потенциал очень большой – 200 млрд руб., которые могли бы прийти в экономику города.

Содействие локализации производства в РФ и в СПб - одна из основных задач, связанная с развитием территорий.

Для демонстрации научно-технического и промышленного потенциала города в ЦИЛ будет создана выставочная зона для представления инновационных разработок, инвестиционных проектов, образцов продукции предприятий СПб. Планируется регулярное проведение конференций, семинаров, презентаций по ИЗ, крупных отраслевых мероприятий.

На площадке ЦИЛ будут находиться консультационные пункты, Центр кластерного развития, представительства технопарков СПб, комитетов правительства СПб, крупных корпораций, городского агентства по промышленным инвестициям, агентства стратегических инициатив, особых экономических зон, комитета по госзаказу, пункт по работе федерального и регионального Фонда поддержки промышленности. Предполагается привлечь малые предприятия при вузах.

Основные механизмы, которые будут реализованы Центром импортозамещения и локализации:

- информационная и административная поддержка инвесторов, консультирование по вопросам подбора земельных участков для реализации инвестпроектов, подготовки документации для проведения торгов, заключения договоров аренды земельных участков и инвестиционных контрактов.

- консультирование инвесторов в рамках размещения инвесторов на территории ОЭЗ СПб.

Для поддержки отечественных производителей Комитетом по госзаказу при поддержке Комитета по промышленной политике ведётся работа по созданию автоматизированной системы ГЗ - базы данных продукции, выпускаемой петербургскими товаропроизводителями. В ЦИЛ можно будет получить консультацию, как разместить свою продукцию в этой базе данных.

На площадке Центра будет работать Фонд поддержки промышленности СПб, который в августе уже начнет принимать заявки.

В результате работы ЦИЛ планируется:

- увеличить объемы импортозамещения для госпредприятий и организаций городского хозяйства, корпоративных заказчиков СПб, увеличить число промышленных производств, локализованных в СПб,  а также процент локализации;

- повысить потенциал компетенций Санкт-Петербурга;

- обеспечить развитие экономики и социальной стабильности в СПб,

- обеспечение занятости;

- содействие малым и средним компаниям в получении заказов на территории СПб с целью сохранения единой экономической среды.

ЦИЛ станет эффективной площадкой коммуникаций. У малых компаний появится возможность общаться с крупными компаниями, размещать у них заказы.

 

Объем внутреннего регионального продукта на сегодняшний день составляет порядка 2,5 трлн руб. Четверть ВРП 2014 г. - 600 млрд руб. – составил госзаказ (360 млрд) плюс заказ государственных унитарных предприятий и организаций с госучастием в СПб.

По мнению председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Д. И. Сачкова, главными задачами комитета является создание консолидированного принципа на рынке ГЗ, координирующего работу госзаказчиков, заключение на торгах долгосрочных целевых контрактов (на 3 года), что послужит предпосылкой эффективной работы производителей, стабильного развития спроса и потребности на рынке. Государственного заказчика отличает высокий уровень платежеспособности, предсказуемость налоговых поступлений, стабильность как покупателя, детальная урегулированность. Системе госзакупок уделяется много внимания на законодательном уровне, что позволяет предвидеть действия органов исполнительной власти, органов управления госпредприятий. Это пять основных предпосылок, которые являются принципами построения стабильной экономической системы работы госзаказа на уровне Петербурга. Результатом такого подхода является:

1) снижение риска инвестиционного проекта для любого производителя;

2) увеличение регионального валового продукта в связи с возникновением новых связей между представителями спроса и предложения;

 

 3) дальнейшее перераспределение денежных средств внутри рынка, поддерживающее банковскую систему СПб. 

Научившись работать на территории Санкт-Петербурга, РФ, предприятия приобретут большую уверенность и предпосылки для работы на внешнем рынке. Наблюдая активность внутреннего инвестора, и внешний инвестор будет уделять большее внимание развитию производства на территории Санкт-Петербурга и РФ. В этом мы видим главную задачу развития системы госзаказа на территории города.

В 44-ФЗ предусмотрен общественный контроль на всех этапах размещения госзаказа. В марте 2015 г. Комитетом по промышленной политике и инновациям и Комитетом по госзаказу СПб было подписано соглашение с общественной организацией «Центр общественного контроля» по совместному отслеживанию государственных закупок. Проведенный «Центром общественного контроля» предварительный мониторинг, выявил в техдокументации на сайте госзакупок ряд нарушения 44-ФЗ, впрямую указывающих закупку продукция иностранного производства при наличии аналогичной продукции отечественного производства. На сайт Центра можно сообщить о нарушениях в технической документации  госзаказов, не только найти информацию о нарушениях, но и проконтролировать исполнение.

Производить средства производства своими силами, осуществлять ИЗ необходимо в тех сферах, где речь идет о национальной безопасности. Восстанавливать отечественную промышленность нужно для того, чтобы сохранить научные школы, навыки, компетенции. Председатель комитета по развитию предпринимательства Санкт-Петербурга Э.И. Качаев предложил учесть опыт Китая. Реализуя свою программу ИЗ, Китай разделил всю продукцию на три части. К первой были отнесены товары, которые производились в стране в небольшом количестве. Сюда были брошены огромные ресурсы под «нулевые» процентные ставки, чтобы помочь бизнесу расширить линейку и количество выпускаемых товаров для нужд народного хозяйства. Во второй части, где в основном был задействован средний бизнес, осваивались виды продукции, требующие большей привлечённости компетенций, обучения и т.д.  В третью часть вошла продукция, не рекомендованная к импортозамещению, потому что уровень промышленности на тот период не позволил бы её воспроизвести. Индии приобрела печальный опыт в импортозамещении, когда пошла по всему спектру. В результате выяснилось, что часть продукции сделать невозможно или очень дорого.

Нам также необходимо вычленить соответствующие группы и сориентироваться в том, что надо замещать. Требуется создать такую цепочку - от выявления групп товаров до господдержки компаний на 3-4 года, более конкретно. При этом в программе импортозамещения нужно учитывать всю инфраструктуру в целом, включая энергетику, финансы, кадры, налоги и пр.

 

Крайне важную проблему – вопрос кадров - поднял председатель  Комитета по труду и занятости населения СПб Д.С.Чернейко. Для того чтобы выйти на уровень глобальной конкурентоспособности, перейти от импорта к экспорту, необходимо научиться работать лучше, чем все остальные. Компетенции находятся у исполнителя. Носителем уникального ноу-хау является гражданин.

На сегодняшний день имеет место серьёзное несоответствие потребности в трудовых ресурсах и предложения по разным профессионально-квалификационным группам. Можно завозить сварщиков, станочников и т.д., строить для них общежития, и до бесконечности увеличивать размер города. Но такой подход тупиковый. Имеющиеся кадры используются не эффективно. Заявления о дефиците персонала говорят об ошибке проектирования.

В Санкт-Петербурге в настоящее время насчитывается около 400 тысяч работодателей. Сюда ещё надо добавить малые и средние предприятия. Получая человека с рынка, работодатель вынужден создавать собственную систему обучения, тратя дополнительные ресурсы. Многие из них это прекрасно понимают.

Происходят определенные подвижки в этой области. С работодателями заключено порядка 12 тысяч договоров. Но в части закупки услуг по образованию необходимы методологические изменения. Должен быть составлен грамотный кадровый проект с учетом полного жизненного цикла данного бизнеса. При этом желательно, чтобы система работала не на одно предприятие, а на весь кластер. Прежняя система заказчик -работодатель исчезла. Сегодня нет работодателей, у которых трудятся по 40 тыс. работающих. У самого крупного работодателя в СПб работает 6,5 тыс. человек. Как правило, на промышленных предприятиях работают по 1,0-1,5 тыс. человек. Система профподготовки кадров выживет в том случае, если заказывать подготовку будут кластеры.

В Санкт-Петербурге правомочны  только дорогие рабочие места, но для этого требуется серьёзная работа с работодателями.  Мы работаем со всеми кластерами. Но встречный отклик нашли только в фармацее, где на базе Химфармакадемии создаем систему, которая коснется не только петербургского фармкластера, но и шире, охватывая науку, инжиниринг, образование, производство, маркетинг, продажу. Игорь Анатольевич Наркевич, ректор Химфармакадемии - единственный ректор в России, который видит весь жизненный цикл бизнеса полностью.

Есть попытки создания таких систем в городском хозяйстве. Вице-губернатор И.Н. Албин заставил хозяйство в сфере ЖКХ и соответствующие ГУПы задуматься о том, какое количество людей нужно для этой отрасли, что необходимо сделать для нормирования в этой сфере. Ведь сфера ЖКХ абсолютно счетная. Через грамотное нормирование станет понятно, сколько надо обслуживающего персонала, как изменить технологию производства, чтобы численность персонала постепенно сокращалась, приходила в соответствие с тем, что может выдать город. Трудовые мигранты не могут приезжать бесконечно. Всего трудовых мигрантов в СПб больше 1 млн человек, среди них 450 тыс. человек - жители Ленобласти, иностранцев - всего 250 тыс. Навести порядок в городском хозяйстве и городских учреждениях проще всего.

В городе 2 млн 300 тыс. рабочих мест. Их надо отструктурировать, определить их характеристики, источники кадрового покрытия, чтобы проблему дефицита кадров перевести в плоскость счетной решаемой задачи. Здесь ключ к решению задачи импортозамещения - формирование заказа на единой кадровой потребности.

Каждое предприятие в отдельности в принципе не способно заняться технологическим форсайтом. А без форсайта хотя бы на 5 лет выдать нормальное задание системе образования и системе кадрового обеспечения нельзя. Система образования не может реформироваться быстрее, чем за 5 лет,

Профессиональные стандарты строит рынок. Требования Президента РФ по профстандартам (хотя бы по 80 профессиональным группам) к концу 2015 г. вряд ли будут выполнены. По технологичности, применимости они пока не соответствуют требованиям времени. Для системы кадрового обеспечения кластера в идеальном варианте иметь собственный центр оценки и сертификации соответствия качества, чтобы держать баланс и профстандарты в своих руках.

Сама по себе проблема профориентации весьма болезненная. Задача профориентации заключается в том чтобы, ориентируясь на технологический форсайт, помочь школьнику в 7-9 классе сделать правильный выбор будущей профессии, с тем, чтобы на выходе из школы число сдавших ЕГЭ более-менее попадало в те рамки, которые будут к моменту окончания вуза. Рассчитать это даже с точностью 10% невозможно, необходимо превышение процентов на 20. Но такие ориентиры должны быть у всех игроков рынка труда: гражданина – образовательного учреждения – работодателя – государства как главного регулятора.

Если мы научимся в масштабе хотя бы 1-2 субъектов выстраивать эти ключевые индикаторы, давать нормальные задания системе профориентации, то будет получен очень интересный результат. Родители перестанут отдавать детей в вузы (12-13 год подряд число студентов I курса вузов в стране превышает число выпускников школ). То есть мы уже давно достигли всеобщего высшего образования. Теперь необходимо бакалавриат приравнивать к среднему профессиональному образованию, назвать его прикладным бакалавриатом (чтобы не снижать планку), и двигаться дальше.

Насущная задача - создать систему управляемого рынка труда с понятными ориентирами.

 

 

Проблемами, с которыми сталкиваются отечественные предприятия при реализации программы импортозамещения, поделился гендиректор ОАО «Звезда-Энергетика»

Н.А.Хаустов. Компания «Звезда-Энергетика» функционирует на рынке более 15 лет. За это время она произвела более 2000 контейнерных (мощностью 50-2500 кВт) и стационарных (до 200 МВт) блочно-модульных электростанций. а В списке заказчиков государственных закупок не было ни разу. Основными заказчиками являются госкорпорации нефтегазового комплекса. Оборонка, космос, судпром не хотят покупать электростанции с моторами, произведенными в "странах вероятного противника". Сейчас у ОАО «Звезда-Энергия» портфель заказов на 13 млрд рублей.

окументации для строительства электростанций и ТЭЦ мощностью до 200 МВт;
•Основной проблемой в рамках программы по ИЗ является полная неопределенность. До сих пор нет критериев отнесения продукта к российскому, локализованному, или к зарубежному.

Перечисляя в течение 15 лет значительные налоги в бюджет РФ и СПб - 670 млн руб. в год, то есть 2,5 млн в день, наша компания попала в категорию производителей промышленной продукции, которая, по мнению заказчиков, не является российской. В продукции ОАО «Звезда-Энергетика» всё российское за исключением мотора, который последние 25 лет практически не производится в нашей стране. Из 26 предприятий двигателестроения, которые могли производить мощные моторы (1000 л.с.) осталось только 6 предприятий, из них работать можно с тремя - четырьмя.

Но заказчики-монополисты требуют, чтобы 100% моторов, генераторов  были российского производства. Как возможно это обеспечить?

Наша позиция по вопросу импортозамещения такова - если на государственном уровне поддерживать отечественных двигателестроителей так, как поддерживается автопром, мы обречены всегда ездить на «Жигулях». Чтобы выйти на уровень лучших мировых образцов, в том числе, в двигателестроении большой мощности, нужна жесткая реальная конкуренция.

Мы предложили разбить программу импортозамещения на 3-4 этапа, потому что остановить поставки продукции - электростанций заказчику невозможно, а объекты должны вводиться в строй. Наша компания победила практически во всех тендерах на соответствующую продукцию для газопровода «Сила Сибири». Замена комплектующих требует перепроектировки, новых расчетов запасов мощности.

Космодром «Плисецк» уже отказался от поставки в свой адрес продукции, в которой есть хоть одна импортная деталь. Но официального запрета на ввоз моторов, генераторов и комплектующих из-за рубежа не существует. Мы просим установить правила игры по импортозамещению, определить этапы, допустим, до 2016 г. вы имеете право применять то-то и то-то, а с 1 января 2017 г. уже не будете иметь этого права. Необходим документ, объясняющий нашим заказчикам, что мы являемся российским производством, которое 15 лет работает в Петербурге и имеет 10 млрд-ный оборот.

 

Наши заказчики работают в сфере обеспечения энергетической безопасности страны. Электростанции ОАО «Звезда-Энергетика» призваны обеспечить безаварийность, резервность и надежность при комбинированном электроснабжении сети и собственной генерации. 

В результате кибератаки на системы управления электроснабжением за несколько секунд может быть уничтожена огромная машина, способная вырабатывать электричество на целый жилой квартал. Ситуацию заражения Интернет-червем системы управления дизельгенераторами смоделировали Американские ученые в штате Айдахо.

«Звезда-Энергетика» перестала закупать системы управления в Канаде уже 7 лет назад. Мы разработали собственную систему управления многоагрегатными электростанциями, исключив возможность вмешательства извне на особо охраняемых объектах. Но элементной базы для такой системы управления в России нет. Заменить, конечно, можно всё. Но при этом мы резко потеряем качество продукции. Компания «Звезда-Энергетика» создает продукт с большой добавленной стоимостью, с инжиниринговой, проектной, конструкторской разработкой.

Больше всего  сегодня помогать нужно дизелестроителям, генераторостроителям, потому что в течение последних 20 лет о них не вспоминал никто. Единственный в стране «Коломенский завод» сохранил все отделы, полный научно-технический потенциал. Но даже если на оставшихся двигателестроительных заводах всё поменять, на нашу программу их продукции не хватит. Если одномоментно перейти на российские моторы, запретив весь импорт, дефицит составит 1000 электроагрегатов в год. Поэтому в своих предложениях мы говорим о необходимости ввести этапность импортозамещения. Следующей проблемой является качество отечественного оборудования. Из-за многолетнего невнимания к отрасли, массогабаритные параметры, надежность, долговечность, КПД сжигания топлива, стоимость владения, – все характеристики ушли за пределы, допустимые вменяемым заказчиком. Несколько заводов, в том числе и в СПб, с помощью господдержки приобрели технологии и уже пустили «первый дым», но реальное появление продукции на рынке ожидается только через 2 года, серия может быть только в 2017 г.

Высокое качество и низкая цена сегодня у зарубежного производителя. На внутреннем рынке мы создавали для него изумительные условия. В 2001 г. «Звезда-Энергетика» привела на российский рынок американский концерн Cummins Inc., производящий двигатели. Тогда их никто не знал. Сегодня это самый применяемый аппарат, потому что их мотор имеет оптимальное соотношение цена-качество. Тогда мы работали по правилам рынка. Сегодня в связи с программой ИЗ мы должны делать обратное.

Благодаря безупречной кредитной истории в нашей группе компаний «Звезда-Энергетика» всегда была обладателями самых дешевых денег. Сегодня меньше чем под 18-20% мы не можем привлечь кредит. Помочь заводам в этой связи может субсидирование процентной ставки по привлеченным на НИОКР кредитам.

По правилам, по которым с нами работают нефтегазовые монополии, мы должны показать изделие в железе, пройти межведомственные испытания, опытно-промышленную эксплуатацию около 2000 час., и только после этого войти в перечень приемлемого оборудования. Для того чтобы создать такой продукт, мы объединились в консорциум трех предприятий: «Звезда-Энергетика» СПб, Коломенский завод в Подмосковье и ОЭЛЗ – подразделение бывшей «Электросилы». Три директора в складчину решили создать такой продукт, чтобы соответствовать правилам, которые нам предъявляют, Не зная до сих пор правил игры, мы вынуждены работать по всем направлениям, и создали уже 3 таких триумвирата.

Пока работаем, собирая «интернационал» из стран, не вошедших в ЕС, США и других страны, которые ввели санкции против России. Отечественные заводы, производящие моторы, должны понимать, что поставлять изделия ниже мирового уровня можно не более 1,5-2 лет.

Наше желание как можно скорее создать продукт, который бы полностью удовлетворял заказчиков. Надеемся, что наши предложения найдут поддержку профильных министерств, банковской системы. Необходимо, чтобы деньги были доступными и не убивали экономику, чтобы поддержка оказывалась тем, кто в ней реально нуждается. Тендерные процедуры должны стать справедливыми, чтобы в них участвовали компании, реально производящие добавленную стоимость, а не занимающиеся её перераспределением, а критериями для участников тендерной процедуры были референс-лист, уставной капитал не в 10 тыс. руб., а 0,5 млрд  руб., наличие отзывов заказчиков, которые были у компании до проведения конкурса. Тогда не придется бороться с фирмами-однодневками, выплачивающими «серую» зарплату, не проводящими никаких НИОКР, но побеждающих по единственному критерию – цене, причем в нулевой период, забывая такой важный параметр, как цена владения.

У нас подписаны соглашения с Коломенским моторным заводом, УДМЗ (Уральский дизельно-моторный з-д) в Екатеринбурге, Тутаевский заводом, Камазовским заводом, заводом «Волжский дизель им. Маминых» Балаково. Подготовлено ТЗ на генераторы большой мощности для предприятия в Лысьве Пермского края.

Программу ИЗ нужно вводить очень вдумчиво и последовательно, потому что нельзя останавливать процесс производства. Есть график ввода объектов, обязательства нашей страны перед Китаем по системе «Сила Сибири».

 

Поскольку большой уверенности в эффективной и последовательной линию поведения государства у бизнеса нет, отечественные производители мобилизуют собственные ресурсы, объединяясь в партнерские объединения компаний для получения инвестиций, создания новых продуктов, совместного выхода на новые рынки. Об одном таком объединении рассказал директор Некоммерческого партнерства «Медико-фармацевтические проекты» Д.А.Чагин.

Эта организация была создана пять лет назад по инициативе отечественных производителей. Тогда мы производили порядка 11% лекарств, 5% - медицинской техники. В структуру некоммерческого партнерства «Медико-фармацевтические проекты» входят отечественные петербургские компании – производители, учебные заведения, лаборатории. Успешно развивающийся кластер формируется там, где ситуация сложилась исторически. В Петербурге всегда был Аптекарский остров, I Медицинский институт, Химико-фармацевтическая академия, Институт головного мозга, НИИ особо чистых биопрепаратов, Институт экспериментальной медицины. Всего около 30 научных учреждений. Взаимодействие ученых «от идеи до таблетки» обеспечивало в советское время высочайший уровень фармацевтической промышленности. В Петербурге всё это сохранилось. Санкт-Петербург обладает 19% научного потенциала и 53 % научного потенциала в сфере фармацевтики.

В городе много сделано для поддержки отечественного производителя: создан координационный совет при губернаторе СПб по конкурентной политике, координационный совет Комитета по промышленности и инновациям, Центр по импортозамещению. Мы возглавляем также Союз кластеров России, куда входят СПб, Калужская, Московская области, Томск и Ассоциация инновационных регионов России.

Какие ключевые моменты должны быть учтены при реализации программы импортозамещения на уровне федерации и субъекта? В рамках нашего кластера мы выделили несколько составляющих из основных направлений поддержки ИЗ:

- установление преференций в рамках госзакупок для локально произведенной продукции. Очень важно определение понятия локального производителя (ЛП). Для фармацевтического кластера определение ЛП является ключевым, потому что в зависимости от этого будут формироваться преференции при закупке препаратов в СПб.

Более 20 лет в России не действовал главный принцип - «рынок в обмен на инвестиции». Инвестиции были отдельно, рынок – отдельно. Этот многомиллиардный барьер  сдвинуть было невероятно тяжело. Мы были готовы составить конкуренцию, но нам не давали такой возможности.

Вторым существенным для нас вопросом является разработка единых правил формирования техзаданий на поставку лекарственных средств по группам лекарственных препаратов. Когда в ТЗ видишь условия, прописанные под конкретного иностранного производителя (с точным указанием до миллиграмма определенного составляющего в препарате), у отечественных производителей опускаются руки. Замечательная петербургская компания «Герофарм-Био», производящая инсулиновую продукцию, не может принять участия в торгах, потому что в ТЗ указана дозировка, как в импортных препаратах. У медицинского сообщества мы просим сформулировать требования, необходимые чтобы лечить людей, вместо указания эфемерных дозировок, ангажированных иностранными компаниями.

Уже 2 года мы говорим о необходимости заключения долгосрочных государственных контрактов. Плановая политика позволит предприятиям разработать необходимые технологии, приобрести оборудование и поставят необходимые препараты, что было бы выгодно для Санкт-Петербурга и всей страны в целом. Долгосрочные контракты позволили бы нам преодолеть серьёзную брешь в бюджете. При закупке импортных лекарств теряются и налоги. Имея долгосрочный контракт, компании будут направлять средства на модернизацию производства, на разработку новых лекарственных препаратов.

20 лет шла большая военная операция по вытеснению с российского рынка отечественных препаратов. Сегодня из 608 непатентованных наименований жизненно важных лекарственных препаратов мы делаем 413. На производство 132 препаратов выделены субсидии для поддержки их производства по программе Минпромторга по развитию фармацевтического и медицинского производства «Фарма 2020».

На Экономическом форуме были подписаны контракты с крупными западными компаниями, которые будут вынуждены размещать свои технологические цепочки и осуществлять трансфер технологий на российских заводах.

Наше некоммерческое партнерство выстроено вокруг научно-учебного учреждения – Химфармакадемии. Все успешные мировые кластеры базируются вокруг учебных и научных учреждений. Сколько бы ни открывалось заводов, там должны работать профессионалы.

 

Ещё одним инструментом реализации госполитики в сфере промышленного и инновационного развития является создание кластеров. Можно согласиться с мнением Д.Чагина, что кластеры, по сути те же НПО (научно-производственных объединений) с элементами образования, уже хорошо себя зарекомендовали в недавнем прошлом. В ноябре 2014 г. в Санкт-Петербурге был создан Центр кластерного развития (ЦКР), о задачах которого рассказал его директор С.М.Аверин. В рамках кластера в идеале необходимо формировать всю цепочку деятельности, начиная от теоретических научных изысканий, прикладных НИОКР, прототипирования, внедрения, промышленного выпуска, до продвижения продукции на рынок – маркетинга, сбыта.

Наши предприятия наиболее конкурентны на открытом рынке. Они реализуют свою продукцию на рынках Северной Америки, Европы, ЮВА (Китай, Тайвань), имеются контакты и со странами Аравийского полуострова. Объем сбыта на внешнем рынке составляет 50-60%. По закрытым рынкам, где потенциально существует возможность доступа к госзаказу, предприятия не могут «подобрать ключи». С одной стороны - представителям госкомитетов «не хватает информации» от бизнес-сообщества. А с другой - предприятия не знают о существовании соответствующих административных рабочих групп, проводящихся конференциях, принимаемых новаций. Мы хотим использовать ЦКР как некий переходник между бизнес-сообществом и правительством города для системного решения данных вопросов.

В рамках региональных кластеров мы должны создать специальный режим доступа к системе госзакупок. В настоящее время Центр курирует 6 кластеров:

- пилотный инновационный кластер информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения;

- пилотный инновационный кластер по медицинской и фармацевтической промышленности;

- композитный кластер;

- кластер транспортного машиностроения;

- кластер станкоинструментальной промышленности;

- кластер «чистые технологии» для городской среды.

Эти структуры организованы в соответствие с федеральными требованиями. Анализируя список предприятий-участников кластеров, перечень выпускаемой ими продукции, можно сделать вывод, что по основным отраслям, по которым производится закупка для государственных нужд – строительства, системы ЖКХ, здравоохранения, образования, продукция этих кластеров может закрывать большую долю государственного спроса на региональном, местном уровне.

 

 

Обеспечивая закупки у предприятий, входящих в территориальные кластеры, бюджетные средства остаются в экономике региона. При этом получается мультипликативный эффект: сохраняются рабочие места, выплачивается зарплата, повышается инвестиционный потенциал для дальнейшего развития. Все эти средства работают на экономику города. Одновременно это сигнал для инвесторов за пределами РФ, из других регионов, о том, что если существует специальный режим для приобретения продукции для госнужд, имеет смысл создавать локализацию производства на территории Санкт-Петербурга, реализовывать инвестиционные проекты на территории города.

Считаем целесообразным участие экспертного сообщества в аудите уже разработанных или ещё разрабатываемых программ импортозамещения для бюджетных предприятий и организаций, в уставе которых участвует город, проведение специализированного технико-технологического аудита применяемых технологий и технологических решений.

В рамках регионального и федерального законодательств необходимо нормативно закрепить стимулирование спроса на продукцию путем ввода специального режима доступа предприятий-участников территориальных кластеров к системе госзакупок в СПб, а также  участие специального экспертного научно-технического органа на этапе подготовки ТЗ.

План госзакупок целесообразно разрабатывать на период до трех лет, что позволит формировать заказ на выпуск продукции с заданными техническими параметрами, планировать сбыт и под этот объем сбыта развивать производство, реализовывать инвестиционный проект. Также необходимо обеспечить проведение опытной эксплуатации продукции на объектах госсобственности.

 

В Федеральном законе "О промышленной политике в Российской Федерации" отражены нормы реализации мер поддержки проектов по развитию производств: госзаказ, инициирование и участие в конкретных проектах, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие института ГЧП, заключение специальных инвестиционных контрактов, налоговые льготы и преференции для новых комплексных инвестиционных проектов и др.

Но не только механизмы экономического стимулирования, преференции со стороны государства способствуют реализации задачи импортозамещения. Весьма важным аспектом является технологическое оснащение в рамках модернизации этих предприятий. Роль посредника между технологиями и предприятием, рынком, который должен воспринять новую продукцию, выполняет инжиниринг. Разработка стратегии проекта внедрения нового продукта, четкая проработка первого этапа - осознания рынка возможных источников технологий, выстраивание бизнес модели, финансовой модели –являются залогом успеха, позволяя сократить сроки ввода объекта в эксплуатацию.

Во многих проектах отсутствует такой важный элемент как элемент управления проектами. Сквозное управление проектом возлагается на предприятие-заказчик. В результате сроки ввода новых объектов могут значительно удлиняться.

Во всем мире заказчик функцию сквозного управления проектом передает инжинирингу. И тогда инжиниринг несет ответственность за риски внедрения продукции на создаваемом предприятии.

О возможностях промышленного инжиниринга для реализации инновационных проектов в регионах России, оказания практической и информационной поддержки участникам рынка в вопросах привлечения вузов и инжиниринговых центров к трансферу технологий и развитию высокотехнологичной промышленности регионов рассказал директор по стратегическим проектам инжиниринговой компании «ЭлТех» С.Б.Александров.  

Большую роль в трансфере технологий играют образовательные, научные учреждения, которые могут создавать ресурсные центры дотации технологий, подготовки кадров. В Санкт-Петербурге такие центры созданы в ведущих вузах – Политехническом университете, ИТМО, СПбГУ, ЛЭТИ. Создаются также центры, взаимодействующие с иностранными источниками технологий, которые адаптируют их и внедряют в самую передовую отрасль РФ – ВПК – единственное на настоящий момент прорывное направление.

В России в рамках EPCM-контрактинга (EPCM – англ. аббревиатура: engineering, procurement, construction management — управление инжинирингом, поставками, строительством) на базе ведущих образовательных центров с инвестпрограммами ИЗ и локализации реализованы следующие проекты.

- Промышленный проект по созданию новой энергетической технологии – фотовольтаики. Это направление развивалось в России достаточно давно. Имеются соответствующие компетенции. В Чебоксарах построен завод «Хевел» по производству фотоэлектрических модулей - солнечных панелей суммарной мощностью порядка 100 МВт в год. Но промышленной технологии в России не было. С помощью петербургских центров компетенции – Физтеха им. А.Ф.Иоффе и ЛЭТИ – была создана специализированная лаборатория НТЦ тонкопленочных технологий, позволившая освоить эти технологии, подготовить кадры. Эффективность фотоэлектрических модулей была увеличена на 15-20%. Для «зеленой энергетики» это очень большой прогресс.

- Второй проект, который находится на стадии завершения (к середине июля), - завод по производству оптического волокна в Мордовии. Вопросы безопасной передачи информации сегодня стоят очень остро. На настоящий момент всё оптоволокно импортного производства,  что позволяет делать различные закладки, считывать любую информацию. В рамках программ Минпромторга при поддержке РОСНАНО в Мордовии создан специальный инжиниринговый центр волоконной оптики. Проект (стоимостью 2 млрд руб.) вводится в эксплуатацию. В нем участвует большое число отечественных и иностранных участников, которые будут адаптировать промышленные технологии и внедрять их в производство.

- Ещё один проект – литиевая технология. Наши партнеры: Политех, Физтех, Центр по решению задач импортозамещения для Уралвагонзавода, ориентированного на платформу «Армата», где используются новые аккумуляторы. В данной разработке заинтересована Объединенная судостроительная компания.

При участии петербургских центров компетенции создан ряд технологий по микроэлектронике. Технологии специальных дисплеев продолжает развивать на российском рынке дочернее предприятие РОСНАНО. Микроэлектронные технологии, разработанные московскими учеными, сейчас обслуживают практически всю радиоэлектронную область по системам РЭБ, точного наведения. Опять же в Мордовии создан проект по промышленной технологии выращивания полупроводниковых кристаллов.

Все эти проекты, реализованные при взаимодействии ученых, инжиниринга, потребителей – имеют свои рынки, и частично уже окупились. Несколько лабораторий в ЛЭТИ и Физтехе, в МИФИ получили субсидии по программам Министерства образования, Минпрома. С точки зрения логики управления эти проекты были правильно сконфигурированы. Такой проектный алгоритм хотелось бы распространить на общую практику Российской Федерации.

По ряду проектов в рамках программы электронной компонентной базы мы являемся генподрядчиками. В 2015-2017 гг. будут вкладываться основные средства в создание новых мощностей ЭКБ. Подготовлена проектно-сметная документации для порядка 50 таких предприятий. Осуществляется создание производственных мощностей. Думаю, что в  2016-2018 гг. мы серьёзно продвинемся в создании отечественной компонентной базы. Ряд предприятий, например, «Элеконт» в Удмуртии, уже серьёзно продвинулись в создании конденсаторов.

Многие оборонные предприятия РФ сейчас закупают китайскую компонентную базу. По ряду позиций в течение 2-3 лет мы должны провести 80%-ное импортозамещение. Радиоэлектроника требует сегодня максимальных вложений. Сроки, которые заложены в ФЦП по РЭП, отражают реальность. Какой-то период у нас будут провалы. Промышленный выход ЭКБ начинаются где-то с 2017 г.

 

Государственная политика в сфере промышленности четко ориентирована на постепенное снижение зависимости от импорта оборудования, компонентов и материалов.

Будем надеяться, что при доброй воле и объединении усилий промышленников, чиновников, ученых, бизнеса, наша страна справиться и с этой проблемой в обозримом будущем.

 По материалам конференции «Госзакупки как механизм реализации отраслевых программ импортозамещения» статью подготовила Т.А.Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Машиностроение
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Машиностроение:
Продолжение разговора. Об Атомаэнергомаше

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

Связанные темы

Реформы и диалог с обществом

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Импортозамещение. Механизмы реализации (Всего: 0)
от Гость на 01/06/2015
Текст похож на рассказ о том, что Горбачев доложил на последнем съезде КПСС и какое нас всех впереди ждет ускорение и перестройка. Видимо и последствия будут такие же.


[ Ответить на это ]


Re: Импортозамещение. Механизмы реализации (Всего: 0)
от Гость на 01/06/2015
"А что нам скажет начальник транспортного цеха?"


[
Ответить на это ]


Re: Импортозамещение. Механизмы реализации (Всего: 0)
от Гость на 01/06/2015
Вообще-то, приличные люди всегда ссылаются на классиков. В данном случае надо на Ким Ир Сена: политика чучхэ - опора на собственные силы, а не импортозамещение. И мы видим, как хорошо живут в КНДР. Мы идем к этому...


[
Ответить на это ]


Re: Импортозамещение. Механизмы реализации (Всего: 0)
от Гость на 01/06/2015
Во мудель-то! "Добрая воля чиновников - это прикольно!" /Государственная политика в сфере промышленности четко ориентирована на постепенное снижение зависимости от импорта оборудования, компонентов и материалов./ Мудак! Ты хоть знаешь что такое международное разделение труда и куда мы вообще попали в связи с украинскими аферами?  Я тебе, мудаку привожу конкретный пример. Был такой завод станкостроительный в Москве, назывался "Серп и Молот". Там был специальный участок по выпуску специальных форм для литья оптических полимеров - матричных линз Френеля по 14 классу точности, ты хоть знаешь, что это такое? Эти полимерные формы использовались для увеличения КПД солнечных батарей на  арсениде галлия в разы. Стояли там три японских фрезера, которые покупали в тридорого через Индию, потому, что они были запрещены к ввозу в СССР. Каждый фрезер 1,5 млн. зеленых. Знаешь, что сделали твои дефективные путинские манагеры.Они ради экономии отключили отопление на участке зимой при температуре -20 градусов. Через два дня фрезеры превратились в металлолом. И ещё тебе пример умнику приведу. Когда на Гидропрессе сделали парогенераторы для Тань-Ваня, они были отправлены морем в Китай через Питер. Забыли поставить заглушки, пока шли морем образовался высол внутри. Эту поставку сопровождали сами китайцы. В порту в Китае их принимала комиссия и как только выяснилось, что внутри высол и прочая фигня этих сопровождающих через неделю расстреляли. Так что импортозамещай себе, товарищь! У нас, кажется уже начали делать свои процессоры Эдельвейс, 15-летней давности на китайских материнских платах и в 10 раз дороже чем обычный писюк в любом магазине.Слава Великому Пу!


[ Ответить на это ]


Re: Импортозамещение. Механизмы реализации (Всего: 0)
от Гость на 03/06/2015
1. "Серп и Молот" был сталелитейным заводом. 2. Откуда информация о расстреле китайских сопровождающих? Да и были ли они вообще? Кроме вас, этого никто из строивших Тяньвань-1 не знает. К тому же условия поставки были таковы, что в приведенном примере отвечать должна была российская сторона 3. В поставленных парогенах был не высол, а коррозия и не из-за соленой водички... Был скандал. Бывший в то время замминистра Минатома Решетников лично лазил внутрь. Часть трубок заглушили. Пешите исчо, аффтар.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru