proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Атомный год 2016
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Очередные санкции США против России – это:
Спектакль, срежиссированный высшим руководством
Торговая война Запада против России
Реакция западного общества на российскую экспансию
Попытка сдержать бурное развитие военной мощи РФ
Другое

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[23/01/2015]     Путь на флот и в географию

По книге А.П.Алхименко, выпускника штурманского факультета 2-го ВВМУПП 1955 г.

Основная часть юности (1947 - 1950 гг.) пришлась на учебу в Большеречье (рабочий посёлок) в Омской области – ред). Время было послевоенное, трудное. Не все могли себе позволить учиться в средней школе. Жил я у дяди Филиппа, старшего брата отца. Школа находилась недалеко в деревянном здании. Возможности для образования были неплохие: много опытных учителей, хорошая районная библиотека. Самыми любимыми из учителей у меня оказались Анна Ивановна Гаврилова и Иван Ефимович Кондин. Как математики они многое в меня вложили.



Незабываемые впечатления детства пронес я через всю жизнь. Своим родителям и патриархальной деревне с вековыми крестьянскими традициями я обязан не только чертами характера, но и основополагающими качествами человеческой личности. Эти качества: умение ощущать драгоценность каждой минуты жизни, делать все по справедливости, сохранять душу высокую и чистую, любить людей, природу.

В школе я тяготел к математическим наукам. Лучше всех решал задачи по алгебре и тригонометрии. Выбор будущей профессии сделал в 10-м классе. Профессия военного моряка казалась самой привлекательной, в какой-то степени романтичной. Немаловажным было и то обстоятельство, что все заботы о бытовых условиях брало на себя государство.

Едва успев сдать выпускные экзамены, несколько человек из нашего класса были направлены военкоматом в Омск для прохождения медицинской комиссии. Там уже поджидал представитель Тихоокеанского высшего военно-морского училища (ТОВВМУ) капитан 3 ранга Шабунин, морская форма которого  произвела на нас неизгладимое впечатление. Белая парадная тужурка, аккуратные черные брюки, золотые погоны, кортик - все это завораживало.

Из всех наших ребят, моих одноклассников,  медицинскую комиссию прошел только я.

К этому времени мне еще не исполнилось 17-и лет, требующихся по условиям приема в училище. Однако капитан 3 ранга Шабунин принял решение в мою пользу.

*   *   *

Путь во Владивосток был долгим, но на необозримых пространствах Сибири мы увидели много интересного; поняли, сколь велика Россия, доставшаяся нам от предков. Везли нас в вагонах-теплушках на специально сформированном эшелоне. Наиболее запомнились Кругобайкальская дорога с ее тоннелями и стоянка поезда на станции Байкал, находящейся у истоков Ангары.

Владивосток встретил нас хорошей погодой. Всех сразу же доставили на Первую речку, разместили в общежитии на двухъярусных койках и перевели на казарменное положение. На завтрак, обед и ужин ходили только в строю.

Набор был большой. Количество абитуриентов намного превышало потребности. Быт и казарменное положение сразу же отсеяли маменькиных сынков и слабых духом. Успешно сдав все вступительные экзамены, я был зачислен курсантом ТОВВМУ в августе 1950 г.


Владивосток. Главный учебный корпус ТОВВМУ в 1950 году.

С 1 сентября 1950 г.началось наше обучение.

В цикл дисциплин, включающих основы высшего образования, входили высшая математика, физика, химия, английский язык и др. Среди специальных предметов запомнились навигация (кораблевождение), гидрометеорология, устройство корабля, морская астрономия, военно-морская история, морская практика. Подготовка курсантов велась по профилю «офицер корабельной службы». Выпускник должен быть готовым к исполнению обязанностей вахтенного офицера, получив в то же время фундаментальное образование по штурманской, артиллерийской и минно-торпедной специальностям.

*   *   *

В памяти остались отдельные воспоминания о преподавании некоторых предметов, волнующе поучительное выступление Николая Герасимовича Кузнецова[1] перед курсантами, летняя практика на Амурской военной флотилии, первый курсантский отпуск и формирование роты для отправки в Ригу.

Какое-то время я активно и много занимался обработкой океанографических и метеорологических материалов экспедиции на «Витязе». Был вовлечен в этот процесс преподавателем гидрометеорологии майором А.Ф. Плахотником, участвовавшим в исследовании Тихого океана на этом знаменитом научно-исследовательском судне. Мы что-то рисовали, составляли разные графики и таблицы.

В памяти остались понятия о климате, штормах, тайфунах, волнении, цунами, приливах, течениях.

Особый интерес у нас вызывала навигация - наука о способах выбора пути и методах определения места и перемещения корабля в море с учетом решаемых им задач и влияния внешней среды (ветра, течений, волнения и др.). Мы узнали, что такое прокладка, счисление, обсервация, невязка, навигационные приборы (включая секстан), навигационный журнал, глобус, меридианы и параллели, штурманская линейка, транспортир, циркуль и т.д. Наш преподаватель был очень увлечен известным ученым и педагогом в области кораблевождения Н.А. Сакеллари и его переиздававшимся не раз учебником по навигации.

Познакомили нас с устройством корабля. Осваивать пришлось многие новые термины: шпангоуты, стрингеры, бимсы, форштевень и т.д. Дали понятия, характеризующие важнейшие мореходные качества корабля: плавучесть, остойчивость, живучесть, качка и т.д.

Морская практика проходила на Амурской военной флотилии, главной базой которой являлся Хабаровск. В своем составе флотилия имела мониторы, канонерские лодки, бронекатера, тральщики. Я оказался на мониторе «Дальневосточный комсомолец». Поражала его броня и пушки. Запомнились артиллерийские стрельбы из орудий главного калибра.

После летней практики нам предоставили первый курсантский отпуск. Как было интересно показать себя родственникам, друзьям и знакомым в Омске, Большеречье и родной деревне! Военных тогда уважали, матросская форма привлекала особый интерес. Девчонки с восхищением смотрели вслед, особенно деревенские.

*   *   *

Вскоре после возвращения из отпуска началось формирование списка курсантов для отправления в Ригу.

Как стало известно позднее, планы создания училища в Риге были известны уже в 1950 г. Тогда была утверждена программа строительства большого ВМФ и развития сети высших военно-морских училищ для подготовки офицерских кадров. Поэтому в ТОВВМУ и Севастопольском ВВМУ провели сверхнормативный набор курсантов. О планах возможного переезда в Ригу, разумеется, никто не знал. И вот в ноябре 1951 г. более 130 курсантов 2-го курса ТОВВМУ отправились в Ригу для продолжения учебы.

В Москве нас встретил начальник училища капитан 1 ранга К.А. Безпальчев.

В Риге все было готово к нашему приезду. Размещалось училище в центре города на перекрестке улицы К. Барона[2] и бульвара Падомью. Вблизи располагались театр оперы и балета с примыкающим благоустроенным сквером, Русский драмтеатр, городской канал и железнодорожный вокзал. Все культурно-исторические места старого города также были недалеко: Домский собор, крепостные стены, замок Ливонского ордена, Пороховая башня, церкви, средневековые жилые дома, амбары и т.д. Весь этот ансамбль архитектурных памятников сосредоточен на сравнительно небольшой территории. С одной стороны он ограничен рекой Даугавой, а с другой - городским каналом.


Рига. Здание бывшего 2 ВВМУПП сегодня

Рига живописно расположена на обоих берегах широкой и полноводной Даугавы, недалеко от ее впадения в Рижский залив. Датой ее основания принят 1201 год, а права города Рига получила в 1223 г. Красив внешний облик столицы Латвии. Зеленые массивы, скверы, сады и парки имеются во всех районах города. Широкая полоса живописных парков и бульваров идет вдоль городского канала.

Культурно-историческое наследие этого города имело особое значение для нашего воспитания и образования. На бытовом уровне считалось, что Рига - это Париж в миниатюре.



За три года мы хорошо узнали и полюбили Ригу. Нам все здесь пришлось по душе. В увольнении посещали театры (я особенно хорошо воспринимал театр музыкальной комедии, классические оперетты), гуляли по паркам и скверам. Пользовались большим спросом кинотеатры. Зимой модными были катки. Отдыхали и танцевали в разных клубах. Говорят, что в клубных оркестрах играл ставший впоследствии очень известным Раймонд Паулс.

*    *   *

Сначала мы размещались в помещениях внутри училища, а позднее переселились в казармы бывшего Нахимовского училища вблизи Пороховой (Песочной) башни. Башня прежде входила в систему крепостных стен города и впервые упоминается в 1330 г.



Первое время мы продолжали учиться по профилю офицера корабельной службы. Хорошо помню занятия по корабельной артиллерии и розыгрыш боя крейсера «Кливленд» с крейсером «Максим Горький»[3]. Для того, чтобы обучение было наглядным, установили корабельное орудие крупного калибра. В связи с этим пришлось разбирать капитальную стенку со стороны улицы К. Барона.

Но с конца 1952 г. нас стали готовить как подводников. Училище стали называть 2-м ВВМУПП (подводного плавания). Появились специализации штурмана и минера-торпедиста. Я решил стать штурманом. Эта широко распространенная гражданская профессия меня привлекала больше и во мне, пожалуй, внутренне сидела гуманитарная нежели техническая потребность в образовании. В подготовке стали преобладать навигация, мореходная астрономия, технические средства кораблевождения. Шла подготовка по устройству и управлению подводной лодкой. Позднее к ним добавились тактические дисциплины и боевые средства флота. Основательный курс читался по военно-морской географии и военно-морской истории.

Летом выезжали на практику. После второго курса плавали на «Эмбе» в Балтийском море. Совершили поход вокруг Скандинавского полуострова через Балтийские проливы, Северное, Норвежское и Баренцево моря до Мурманска. На походе в основном занимались навигацией и мореходной астрономией, тренировались в прокладке и счислении пути судна на карте.

После третьего курса практика проходила на бригаде подводных лодок в Либаве, а практические стрельбы из 45-мм пушки на песчаном побережье вблизи Балтийска (немцы называли его Пиллау).

Стажировались на Черном море в Севастополе. К этому времени нам присвоили звание «мичман».

*   *   *
Я много читал. Чтение для меня было величайшим источником самообразования. В книгах я находил много интересного и поучительного, узнавал новое, ранее неизвестное, учился думать. Чтение развивало не только умение мыслить, но и учило видеть все оттенки жизни (ее радости, противоречия, сложности), способствовало постижению чувства красоты и гармонии. Таинство чтения увлекало, очаровывало, покоряло, влекло в неизведанное, способствовало развитию воображения и памяти, возбуждало желание быть похожим на положительных героев книг.

Но библиотека училища была еще небольшой, и многого, о чем хотелось почитать, в ней не было. Чтобы прочитать труды Гельвеция, Гегеля, Вольтера, Канта, мне пришлось побывать в Рижской государственной библиотеке. Разумеется, делал я это тихо, никого не посвящал в эту тайну, ибо большинство курсантов этого бы не поняли, и не обошлось бы без кривых ухмылочек. Даже работники библиотеки смотрели на меня с удивлением (нашелся же такой курсант!?).

Основными спутниками в увольнение со мной были на первом этапе Анатолий Кольцов, затем Леонид Бондарев (вместе посещали клубные танцы), а также Василий Карпов, с которым, пожалуй, больше всего и дружили. Были у меня приятели и на младшем курсе: Саша Журавин (впоследствии трагически погиб на подводной лодке Кобзаря в Тихом океане), Стас Алексеев (завершил службу контр-адмиралом) и Заур Садых-Заде (с ним связь потерялась вскоре выпуска из училища, но известно, что он стал гражданским и достиг больших успехов в Латвии).














































Часть курсантов занималась художественной самодеятельностью. Хорошие танцы устраивали на сцене Мартынов А.Г., Карпов В.Ф., Катон А.Г. и др. Были и свои поэты: Самохвалов Г.И. и Демидов Н.Г. Позднее выяснилось, что стихи писали Вязников В.К. и некоторые другие. Многие занимались спортом. Я и Василий Карпов увлекались классической борьбой. Впоследствии В.Ф. Карпов стал кандидатом в мастера спорта.

*   *   *

Самой колоритной фигурой в училище был его начальник контр-адмирал Безпальчев Константин Александрович. Он отличался деловитостью, властностью, целеустремленностью, несдержанностью, нетерпимостью и вспыльчивостью. Все эти черты характера появились в течение непростой его службы и во многом соответствовали требованиям того времени. Константин Александрович был в то же время прекрасным психологом, обладал незаурядными педагогическими навыками, слыл редким эрудитом. Курсантам он прививал любовь к доброму, красивому и вечному. Поучал он нас и отдельным элементам светского этикета. В увольнении советовал сходить в театр оперы и балета (благо он был расположен совсем рядом с училищем), учил, как вести себя там (в том числе с дамой). Хорошо зная историю отечественного флота и читая общеобразовательные лекции, в увлекательной форме давал нам новые знания, которые являлись идеальным подспорьем к обязательной учебной программе.

Небезынтересен экскурс в историю послужного списка К.А. Безпальчева. В сложное время пришлось ему жить, и поэтому служба сложилась трудно. Родился он в 1896 г. В 1913 г. был зачислен в Морской корпус «на казенное содержание». Через два с лишним года гардемарин Безпальчев, показав отменные знания на экзаменах, в чине мичмана получил назначение на крейсер «Россия». Но грянула революция. К.А. Безпальчев служит в дальнейшем на разных кораблях в различных должностях, а с 1930 г. – в военно-учебных заведениях. В трех из них - Горьковском подготовительном, Рижском нахимовском и Рижском высшем военно-морском училище подводного плавания - он являлся начальником.

 


































Контр-адмирал. Человек высокой культуры, великий знаток истории флота и военно-морского дела; выдающийся организатор и талантливый педагог, основатель и первый
начальник Рижского Нахимовского и Рижского Высшего военно-морского училищ.


Наши преподаватели еще только делали себе имена. Более других запомнились педагоги по мореходной астрономии капитан 2 ранга Девятко и капитан 1 ранга Чирухин. Тем более, что этот предмет в его практической части давался мне легко. Как орешки я «щелкал» задачки по вычислению координат места корабля на основе измеренных секстаном высот Солнца и звезд. Остался в памяти также Герой Советского Союза А.Н. Кесаев, который помимо применения минно-торпедного оружия занимался с нами также легководолазным делом, рассказывал о боевых походах подводных лодок.


Астан Николаевич Кесаев, командир Краснознаменной М-117 ЧФ - начальник кафедры «Использование торпедного оружия» 2 ВВМУПП.

С нами занимались навигацией капитан 1 ранга Данишевский и капитан 2 ранга Богданченко, тактикой подводных лодок начальник кафедры контр-адмирал Цирульников. Устройством подводной лодки инженер - капитан 1 ранга Петров. Заместителем начальника училища являлся капитан 1 ранга Грищенко Петр Денисович - известный советский подводник. Штурманский факультет возглавлял капитан 1 ранга И.С. Кабо. Начальниками курса были Ромарчук, Олянюк, командиром роты Г.И. Лемеш.










































Петр Денисович  Грищенко, командир Л-3 КБФ, один из самых результативных советских подводников - заместитель начальника 2 ВВМУПП.
*   *   *

Москва. Начальник 2 ВМУПП провожает группу курсантов в Севастополь на стажировку. Слева направо курсанты:.???, Курбатов В.Н., Кудряков Н.М., Семанин В.С., контр-адмирал Беспальчев К.А., капитан 3 ранга Беспальчев К.К., курсанты: Минстер А.М., Муньков С.В., Хохряков С.М.

После стажировки в Севастополе в конце 1954 года должен был состояться выпуск из училища. Но вакантных мест на флотах для нашего распределения не хватало (до этого произошел выпуск из ряда других училищ), и нам продлили учебу до января 1955 г.
Так как госэкзамены были уже сданы, то в программу включили изучение атомного оружия и пистолета Макарова. Наконец все завершилось. Выпуск прошел в торжественной обстановке. И все мы разбежались, уехав в отпуск, как правило, к родителям. А из родных пенат перекочевали к местам своей новой службы.


Александр Петрович Алхименко
11.09.1933 - 16.01.2012

Капитан 1 ранга (1970), доктор географических наук (1988), профессор (1989), заслуженный деятель науки РФ (1998), почетный член Русского географического общества (2005), председатель Комиссии географии океана, Александр Петрович Алхименко родился 11 сентября 1933г. в деревне Шадринка Большереченского района Омской области в крестьянской семье.
После окончания Большереченской средней школы с отличными оценками в 1950 г. поступил в Тихоокеанское ВВМУ.
В 1951 году в составе роты курсантов 2 курса переведен из Владивостока в создаваемое в Риге ВВМУ.

В январе 1955 года окончил 2-е ВВМУ подводного плавания в Риге по специальности «штурман подводного плавания».

Служил на подводных лодках Черноморского флота в должностях от командира рулевой группы (был объявлен лучшим штурманом-подводником Черноморского флота) до командира подводной лодки, на которой проводил испытания крылатых ракет «Аметист». В 1969 году после окончания командного факультета ВМА был назначен начальником штаба 182 отдельной бригады подводных лодок Камчатской военной флотилии ТОФ.

В 1973 году поступил в адъюнктуру при кафедре истории военно-морского искусства и военно-морской географии ВМА им. А. А. Гречко, где прошёл путь от старшего преподавателя до начальника кафедры, видного учёного-руководителя научной школы. Более 20 лет являлся членом диссертационного совета Военно-Морской Академии им. Н.Г.Кузнецова.. После увольнения в 1994 году в запас продолжал активную деятельность профессором кафедры оперативного искусства ВМФ.

Автор более 300 научных работ, в том числе 40 монографий и книг; создатель научной школы по теории и практике экономико-географического исследования Мирового океана. Его труды посвящены разработке таких научных направлений как география морского хозяйства, морское природопользование, приморское страноведение, география морского транспорта, морская инфраструктура, экологическая география океана, морская геополитика и геостратегия.

Среди книг широко известны серия «География Мирового океана» (1982-1985), «Военно-морская география» (1979, 1980, 1986, 1991), «География океана: теория, практика, проблемы» (1988), «История Российского флота 1696-1917 гг.» (1995), «Русское Географическое Общество и флот» (1996), «Мировой океан на пороге XXI века» (1999), «Балтийское море: международный природно-хозяйствениый регион» (2002), «Экологическая безопасность при освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Карского моря» (2004), «Морехозяйственный комплекс России» (2005), «Морской транспорт Южной Кореи» (2006), «Применение обитаемых подводных аппаратов для исследовательских и инженерно-изыскательских работ во внутренних водоемах» (2008).

За выдающиеся заслуги в географии присуждена Золотая медаль им. Ф. П. Литке Русского Географического Общества.

Из биографической справки Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников. Фото 2008 г.


От редакции. Публикуя отрывки из воспоминаний А.П. Алхименко и из его биографической справки, мы надеемся показать сколько-нибудь думающему читателю, что перед нами – пример судьбы в равной степени как особой, так и очень характерной. Перед нами образ целого поколения, а по большому счету – целой страны, в которой мальчик из крестьянской семьи был воспитан и востребован как государственный человек – как блестящий морской командир и как ученый мирового уровня.


25 января 1955 года. Слева – начальник строевого отдела 2 ВМУПП капитан 1 ранга Д.Ф. Горский, справа – А.П. Алхименко


[1] Н.Г. Кузнецов (1904-1974) – выдающийся советский военачальник, в годы войны – Народный комиссар ВМФ СССР, в 1950 г.- командующий 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.
[2] Кри́шьянис Ба́рон (1853-1923) – латышский литератор, фольклорист и просветитель.
[3] «Кливленд» - тип легких крейсеров флота США времен Второй мировой войны. «Максим Горький» - легкий крейсер советского ВМФ времен Второй мировой войны, головной корабль проекта 26-бис.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 4


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Путь на флот и в географию (Всего: 0)
от Гость на 23/01/2015
Включить в программу обучения курсы по атомному оружию и пистолету Макарова - это круто!Верю, что так оно и было.
А почему флотские не комментируют?Или на сайт не заходят?


[ Ответить на это ]


Re: Путь на флот и в географию (Всего: 0)
от Гость на 23/01/2015
А в те годы существовали ли ядерные торпеды ?


[
Ответить на это ]


Re: Путь на флот и в географию (Всего: 0)
от Гость на 23/01/2015
В 1955 году только началась разработка торпеды Т-5. На флот она пошла с 1962 года. Поэтому будущим подводникам в конце 1954 г. могли давать сведения не по торпедам, а по бомбам.


[
Ответить на это ]


Re: Путь на флот и в географию (Всего: 0)
от Гость на 26/01/2015
Горжусь Я вами, ребята!!! Вы лучшие. С глубоким уважением, Б. В. Сазыкин.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.30 секунды
Рейтинг@Mail.ru