proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/09/2005]     Экономические аспекты управления ядерной деятельностью и подготовка кадров

Н.И.Ищенко, профессор, ректор МИПК «Атомэнерго»

Ядерная технология в Российской Федерации базируется на использовании федерального имущества и федеральных активов, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении Государственных унитарных предприятий (ГУП) и Акционерных обществ (АО) стратегического назначения, в фондах которых имеются значительные пакеты акций, управляемых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Определенные виды имущества, такие как ядерные материалы, радиоактивные отходы (РАО), содержащие ядерные материалы, имеющие оборонное назначение ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения могут, согласно законодательству РФ, находиться только в федеральной собственности.

Реструктуризация промышленности, намеченная программой Правительства Российской Федерации в предстоящие годы, имеет своей целью повышение эффективности использования федеральной собственности. В качестве основных мероприятий в рамках реструктуризации предусматриваются:

• инвентаризация всей федеральной собственности;

• переоценка федеральной собственности исходя из рыночных цен;

• утверждение показателей эффективности использования федеральной собственности в качестве плановых заданий, использующим ее предприятиям;

• выявление неэффективно используемой федеральной собственности;

• реализация или продажа на аукционах незавершенных объектов и неэффективно используемой федеральной собственности;

• реорганизация, реструктуризация, ликвидация, реализация на аукционах предприятий с целью сокращения числа ГУП и АО стратегического назначения, являющихся предметами государственного управления;

• сокращение функций государства и его органов как субъектов хозяйственного управления;

• установление новых требований к Уставам и к Положениям, регламентирующим деятельность ГУП и АО в части усиления государственного регулирования вопросов использования федеральной собственности;

• установление новых требований к Контрактам с руководителями предприятий и к полномочиям Управляющих пакетами акций, находящихся в федеральной собственности;

• введение конкурсного назначения и официальной аттестации на межотраслевом уровне руководителей ГУП и нового порядка назначения Управляющих пакетами акций федеральной собственности с целью повышения уровня их ответственности за экономические результаты использования федеральной собственности.

В принятых решениях главный акцент сделан на экономические результаты использования федеральной собственности, в то время как ее использование в ядерной деятельности в соответствии с Законом РФ «Об использовании атомной энергии» регламентируется не только рыночным, но и специальным ядерным законодательством, которое предусматривает в качестве основного принципа правового регулирования ядерной деятельности приоритет безопасности перед любыми экономическими и внеэкономическими итогами деятельности и перед любыми мотивами принятия управленческих решений.

Ответственность за экономические итоги и за безопасность ядерной деятельности, в том числе и за эффективность использования федеральной собственности, возлагается на первого руководителя ядерного предприятия или лицо, его замещающее; на них же возлагается и ответственность за реализацию на практике принципа приоритета безопасности в ядерной деятельности, программ и процедур обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла ядерных объектов и на всех этапах обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами, за реализацию Культуры безопасности как основополагающего управленческого принципа и как повседневной жизненной практики на предприятии.

Постановлением Правительства РФ № 234 от 16 марта 2000 г. предусматривается обязательная аттестация руководителей ядерных предприятий по экономическим аспектам управления, а ядерным законодательством – по всем аспектам, регулирующим ядерную деятельность, включая ее безопасность.

Известное противоречие между требованиями рыночного законодательства и необходимостью принятия решений, исходя из принципа приоритета безопасности, при неадекватном смещении акцентов может привести к серьезным инцидентам и к крупным экономическим потерям далеко за пределами конкретного предприятия. Тому есть убедительные исторические примеры. Поэтому сохранение приоритета безопасности перед экономическими итогами деятельности ядерного предприятия должно найти свое отражение и в новых условиях назначения и аттестации руководителей ядерных предприятий, управляющих федеральной собственностью.

Необходимо концептуально и методически применительно к ядерной деятельности в условиях новой экономической политики и реструктуризации промышленности ответить на следующие вопросы:

• куда следует направить средства от использования федеральной собственности;

• какие виды федеральной собственности подлежат учету как бюджетообразующие;

• каковы должны быть подходы к реализации или ликвидации федеральной собственности как неэффективно используемой, если речь идет о ядерном предприятии;

• как методически корректно назначить показатели эффективности использования федеральной собственности, если в ее составе есть, например, ядерные материалы и экологические фонды;

• как совместить приоритеты безопасности и отчислений в бюджет от федеральной собственности;

• как изменятся в связи с этим требования к правам, обязанностям и ответственности первых руководителей ядерных предприятий;

• какова должна быть программа и процедура подготовки и аттестации руководителей предприятий в новых условиях.

Российским законодательством определено, что ядерные материалы, радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы и ядерные объекты стратегического назначения относятся к федеральной собственности. При этом если рассмотреть содержательную структуру федеральной собственности на ядерных предприятиях, то можно заметить, что значительная часть основных фондов носит некоммерческий характер, т.е. не может быть свободно реализована по рыночным ценам либо из-за отсутствия потребителя, либо из-за радиоактивного загрязнения зданий, сооружений, оборудования, либо с позиции контроля за нераспространением ядерных технологий и предотвращения несанкционированного доступа и использования материалов, изделий, оборудования и технологий в целях, признанных недопустимыми международными соглашениями.

Федеральная собственность ядерных предприятий с позиций перспективы использования ее как бюджетообразующей категории может быть разделена следующим образом:

• федеральная собственность, непосредственно используемая при производстве продукции, осуществлении работ и оказании услуг в ядерной деятельности (например, АЭС, предприятия по производству твэл, ядерного оборудования, ядерных материалов и т.п.);

• федеральная собственность, не используемая непосредственно в производственном процессе, созданная как резерв производственных мощностей, или временно не используемые производства;

• федеральная собственность, отражающая предысторию развития ядерной отрасли и имеющая своим назначением обеспечить выполнение экологических требований.

Все эти виды федеральной собственности, в свою очередь, разделяются на недвижимость, ядерные материалы и пакеты акций, находящиеся в федеральном управлении.

Помимо этого существует широкий спектр радиоактивных отходов, твердых, жидких и газообразных, подлежащих длительному хранению или вечному захоронению в соответствии с международными соглашениями, регулирующими воздействие на окружающую среду с точки зрения безопасности ее для будущих поколений. Очевидно, что все эти разновидности имущественных ценностей в ядерной деятельности, относимые к федеральной собственности, не могут быть охвачены единой методологией назначения показателя эффективности их использования как бюджетоформирующего фактора.

При последовательном применении методологии, имеющей целью обеспечить максимальное поступление средств от располагаемой федеральной собственности в бюджет без дифференциального учета особенностей ее использования и ее потребительской стоимости, развитию ядерной технологии как перспективному направлению научно-технического прогресса, развитию промышленности ядерных материалов, оборудования и приборов, расширению сферы потребления ядерного топлива и ядерной энергии будет поставлен жесткий экономический барьер, также как и другим фондоемким направлениям инновационного процесса и наукоемких технологий.

Отражение в себестоимости и в ценах на продукцию ядерных предприятий, работ и услуг не используемых в производстве недвижимости, материалов и активов, составляющих федеральную собственность, приведет к неадекватному отражению в реальных затратах указанных экономических показателей (рыночных стоимостей федерального имущества, используемого в отрасли).

Предлагается в полном соответствии с российским ядерным законодательством и международными Конвенциями, к которым присоединилась Россия, в соответствии с требованиями приоритета безопасности в ядерной деятельности осуществить методологическое разграничение видов федеральной собственности на производственные, имеющие коммерческое значение, экологические, не имеющие коммерческого значения, и мобилизационные, обусловленные национальными интересами государства.

Нормативы эффективности использования федеральной собственности должны назначаться дифференцированно для каждого из указанных видов по аналогии с назначением платы за основные фонды, которые вводились при осуществлении экономических реформ.

Базой для назначения показателя эффективности использования федеральной собственности, на основе которого будут формироваться бюджетные отчисления, должно быть лишь то имущество, которое действительно может быть подвергнуто альтернативному использованию и реализации на рынке товаров, работ и услуг без ограничений, связанных с радиационным риском.

Ядерные материалы как особый вид федерального имущества двоякого назначения должны быть вообще изъяты из сферы регулирования «Концепцией по управлению федеральной собственностью в Российской Федерации». Нормативное регулирование этого вида федеральной собственности должно осуществляться в полном соответствии с требованиями к физической защите, учету и контролю ядерных материалов, исключающими несанкционированное использование их и доступ к ним.

Персональную ответственность за управление ядерным предприятием, за экономические итоги деятельности предприятия и за безопасность в соответствии с международными и российскими законодательными требованиями несет первый руководитель ядерного предприятия.

Уровень особых требований к первому руководителю в соответствии с Уставом о дисциплине работников особо опасных производств включает все аспекты его деятельности: технические, экономические, кадровые, социальную защиту и абсолютный приоритет безопасности при всех обстоятельствах управления предприятием.

Действующая на сегодня система аттестации руководителей ядерных предприятий предполагает получение ими разрешений от всех надзорных органов, на которые возложено управление использованием атомной энергией в Российской Федерации.

Наличие множества лицензий зачастую с противоречивыми требованиями к приоритетам и к результатам деятельности приводит к необходимости для руководителя вынужденно действовать исходя из конъюнктурных мотивов, далеко не всегда оптимально разрешающих противоречия между требованиями экономичности и безопасности. В процессе многолетней работы по реализации учебных программ для руководителей предприятий ядерно-энергетического комплекса этот вопрос всегда был одним из самых актуальных и болезненных.

Было бы правильным ввести единую Генеральную лицензию на право управления предприятием ядерного комплекса, исходя из скоординированного на нормативном уровне объема обязательных требований к знаниям, компетенции, приверженности принципам безопасности, психофизиологическим параметрам личности руководителя и с учетом его практического опыта.

Такая Генеральная лицензия должна выдаваться федеральным органом, за которым юридически закреплена ответственность за все аспекты деятельности ядерного предприятия, если именно этот федеральный орган признал предприятие способным (пригодным) осуществлять ядерную деятельность. Именно на этот федеральный орган переходит вся ответственность за обеспечение безопасности и потенциальный ущерб окружающей среде и третьим лицам в случае проявления предприятием несостоятельности.

Организационная, нормативная и финансовая поддержка аттестации высших руководителей должна осуществляться на федеральном уровне с учетом требований федерального законодательства на основании программ аттестации, содержание которых учитывает все аспекты деятельности предприятия – как ядерные, так и неядерные.

В течение 10 лет в ГОУ МИПК «Атомэнерго» в соответствии с требованиями российского законодательства проводилась подготовка первых руководителей и лиц, их замещающих, на право управления предприятием ядерно-энергетического комплекса. Всего за этот период прошли обучение более 1000 человек, в том числе руководители и их заместители промышленных комбинатов, заводов, атомных электростанций, руководители научно-исследовательских и конструкторских организаций, проектных институтов, руководители организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги в области использования атомной энергии – строительных, монтажных, наладочных, поставщиков оборудования, приборов и др.

Наиболее существенные моменты, вытекающие из анализа опыта обучения руководителей и из современной ситуации в области регулирования ядерной деятельности, следует отметить:

– общий уровень подготовки и квалификации в рассматриваемой сфере деятельности руководителей и специалистов высшего звена в отрасли весьма высокий и по профессиональным, и по психофизиологическим качествам; это объясняется тем особым вниманием, которое всегда в отрасли уделялось проведению централизованной социально-кадровой политики, исходя из интересов прежде всего государства и общества;

– существенной корреляции по итогам подготовки и лицензирования первых руководителей и лиц, их замещающих, по возрастному признаку, по признаку профессиональному, по признаку мужчина – женщина не наблюдается; высокой профессиональной подготовкой обладают преимущественно выпускники отраслевых и базовых вузов, для которых характерно сочетание глубокой научной подготовки с широкими инженерными знаниями, подкрепленными практическим опытом;

– что при рассмотрении вопроса в динамике за прошедшие годы устойчиво наблюдается тенденция к снижению общественного кругозора и показателя так называемого стратегического мышления, что отражает характер текущей экономической ситуации, приводящей к перегрузке руководителей оперативными вопросами в условиях неустойчивости нормативной базы и финансовой ситуации в стране;

– из психологических параметров следует особо подчеркнуть высокий уровень личностной и ситуационной тревожности, как правило, обусловленной невозможностью принять эффективное решение в рамках своих полномочий в связи с внешними юридическими или финансовыми ограничениями;

– по итогам учебной подготовки и из анализа деятельности предприятий, содержащегося в рефератах руководителей, следует, что за последние годы существенно увеличилось внимание к практической реализации внутри предприятий принципов Культуры безопасности, программ обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла и к последовательному применению принципа приоритета безопасности при осуществлении ядерной деятельности;

– вместе с тем, очевидным является недостаточное использование в практической социально-кадровой политике на предприятии такого нормативного документа, как утвержденный постановлением Правительства РФ «Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии». Этот документ дает широкие полномочия руководителям высшего и среднего звена в вопросах повышения безопасности и качества ядерной деятельности, но он, тем не менее, требует радикальной психологической перестройки в организации работы с персоналом, начиная с отдела кадров. Это обстоятельство вызывает иногда противодействие со стороны руководителей среднего и высшего звена, поскольку «Устав о дисциплине» требует отражения в трудовом Контракте развернутых обязательств администрации перед наемным работником;

– подтверждается настоятельная необходимость систематического восстановления знаний руководителей и лиц, их замещающих в области ядерных и радиационных процессов, как основы принятия решений, исключающих негативные следствия не только на базе предусмотренных регламентных ситуаций.

Противоречия между требованиями экономической эффективности и требованиями приоритета безопасности при осуществлении ядерной деятельности находят свое выражение в различных требованиях надзорных структур, принимающих участие в лицензировании руководителей предприятий, поэтому урегулирование приоритетов и адекватное содержание требований к подготовке к аттестации руководителей ядерных предприятий и лиц, их замещающих, должно быть осуществлено, исходя из общенациональных интересов.

Общие выводы

1. Необходимо завершение ядерного законодательства с целью более точного определения сферы государственного управления при осуществлении ядерной деятельности в условиях рынка с целью последовательного осуществления принципа приоритета безопасности.

2. Необходимо устранение внешних (внетехнологических) факторов нестабильности и социального риска (своевременная оплата труда и продукции, жесткая договорная финансовая и бюджетная дисциплина и т.д.).

3. Необходимо углубление знаний и изучение опыта практического внедрения культуры безопасности не только технологического, но и социального опыта предприятий в этой сфере, включение этого опыта в программы обучения руководителей и специалистов и последовательная реализация принципов культуры безопасности, начиная с первого руководителя.

4. Наряду с высоким уровнем профессиональных знаний и организационных навыков настоятельно необходимо повышение знаний руководителей в специфически ядерной области (физика реакторов, радиационная опасность нуклидов и их соединений, ядерная безопасность).

5. В контрактах с руководителями и специалистами должны предметно формулироваться требования и обязанности, охватываемые современными понятиями культуры безопасности и ядерной безопасности.

6. Безопасность ядерной деятельности в России при последовательной реализации официально провозглашенной федеральной политики в сфере ядерной технологии, принципов ядерного законодательства и технологических программ повышения безопасности может быть уверенно обеспечена при неформальном усилении внимания к человеческому фактору на всех уровнях, особенно на уровне первых и старших руководителей.

7. Для энергетической безопасности России крайне важным является положительный ответ на два стратегически важных вопроса, которые формируют устойчивую перспективу поддержания кадрового потенциала и привлечения молодежи на объекты ядерного класса:

– первый: сохранение государственного управления в условиях рыночных отношений в топливно-энергетическом комплексе, в сфере капиталоемких и особенно в сфере наукоемких технологий, какой, например, является ядерная технология;

– второй: может ли ядерная технология быть экономически эффективным проектом для целей инвестиций в условиях рынка, если учесть, что при радикальном снижении общественных трудозатрат в процессе эксплуатации стоимость рабочего места в ядерной сфере в десятки раз превышает стоимость рабочего места в других отраслях.

На оба вопроса ответ положителен в условиях стабильной экономики: в условиях высокой стоимости кредита только законодательная поддержка, т.е. поддержка внетехническими мерами, может обеспечить приоритет безопасности при внедрении наукоемких технологий, что позволит, в конечном счете, российскому топливно-энергетическому комплексу иметь стратегическую перспективу в экономической и социальной сфере и на мировом рынке.

Журнал «Атомная стратегия» № 13, сентябрь 2004 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.30 секунды
Рейтинг@Mail.ru